Библия о гордыне

Всегда надменна красота.
Да. Но жестокость — некрасива.
Лоне де Вега

Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.
Мишель де Монтень

Заносчивость — непрочный матерьял:
Она, как стираная ткань, садится.
Уильям Шекспир

Подобно тому как деньгами определяется стоимость товара, словами определяется цена чванства.
Фрэнсис Бэкон

Надменность и великодушие заключаются только в высоком мнении о самом себе… Они отличаются друг от друга только тем, что это мнение у надменного человека ни на чем не основано, в то время как у великодушного — вполне справедливо…
Рене Декарт

Иной раз довольно не примириться с высокомерием и чванством, чтобы обратить их в ничто; порой их достаточно не заметить, чтобы они стали безвредны.
Никола Себастиан Шамфор

Нет ничего высокомернее бессилия, которое чувствует, что его поддерживают.
Наполеон I (Бонапарт)

Пренебрежение, облеченное в вежливую форму, действует сильнее всего.
Генрих Бёлль

Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность.
Василий Великий

Надменность — всегда порок, хотя бы уже потому, что у надменных людей нет никаких серьезных оснований уважать себя.
Р. Декарт

Надменность и великодушие заключаются только в высоком мнении о самом себе… Они отличаются друг от друга только тем, что это мнение у надменного человека ни на чем не основано, в то время как у великодушного — вполне справедливо…
Р. Декарт

Высокомерие — вот единственная причина того, что мы так дерзко заносимся перед низшими и так постыдно пресмыкаемся перед высшими. Этот порок, порожденный не личными заслугами и добродетелями, а богатством, высоким положением, влиятельностью и ложной ученостью, равно внушает нам и презрение к тем, у кого меньше этих благ, чем у нас, и чрезмерное почтение к тем, у кого их больше.
Ж. Лабрюйер

Выше высокомерия нет гнуснее порока.
Менандр

Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.
М. Монтень

Надменность — это карикатура на гордость.
Э. Фейхтерслебен

Надменность должна стать щитом скромности.
Н. Шамфор

Заносчивость — непрочный материал: она, как стираная ткань, садится.
У. Шекспир

Надменный и упрямый делает все по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.
Эзоп

Близкие темы Комментарии

  • Владимир Шебзухов 7 Март 2016 в 05:27

    Высокомерный вельможа
    Владимир Шебзухов

    Глумился над блаженным, как-то,
    Вельможа голубых кровей.
    Привык юродивый, однако,
    К высокомерию людей.

    Хоть обращался крайне грубо
    Вельможа с ним, смеясь в глаза,
    Он подарил вельможе рубль,
    А на прощание сказал,

    Изобразив такую сцену –
    «Меня тогда лишь позови,
    Когда себе узнаешь цену,…
    Но сдачу — только мне… верни!»

Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает.
Г. Бичер.

Гордость — благородная страсть — не слепа по отношению к собственным недостаткам. Этим отличается надменность.
Г. Лихтенберг

Гордость лишена лучшего качества пороков — она неспособна скрываться.
Ф. Бэкон

Гордость происходит от недостаточного размышления и незнания самого себя. Знание является к нам вместе со скромностью.
Д. Аддисон

Гордость свойственна всем людям: разница лишь в том, где и когда они её проявляют.
Ф. Ларошфуко

Гордость часто разжигает в нас зависть, и та же самая гордость нередко помогает нам с ней справиться.
Ф. Ларошфуко

Гордость — утешительница слабых.
Л. Вовенарг

Гордость — это своего рода презрение ко всем другим, кроме самого себя.
Теофраст

Гордость — это скользкая покатость, внизу которой ожидает нас высокомерие и тщеславие.
А. Декурсель

Гордость в соединении с силой облагораживает, но в соединении со слабостью принижает.
Кармен Сильва

Гордость и слабость — сиамские близнецы.
Д. Лоуэлл

Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших — чтобы вовсе о себе не говорить.
Вольтер

Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству.
Л. Толстой

Гордое и благородное сердце, испытавшее сильные страсти, избегает страшиться их, но не снисходит до любовных интрижек; точно так же сердце, ведавшее дружбу, не снизойдёт до низменных, корыстных отношений.
Н. Шамфор

Больше всего мы гордимся тем, чего у нас нет.
Акутагава Рюноскэ

Всякое достоинство, всякая сила спокойны — именно потому, что уверены в самих себе.
В. Белинский

Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства.
В. Белинский

Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком.
П. Брюла

Гораздо более достоинства в том, чтобы уметь побеждать пороки, нежели в том, чтобы не иметь их.
П. Буаст

Высшее достоинство недоступно пониманию толпы, последняя охотно хвалит добродетели низшего порядка; средние добродетели возбуждают в ней удивление или, вернее, изумление; что же касается высших добродетелей, то она не имеет даже понятия о них.
Ф. Бэкон

Больше всего гордись тем, что меньше всего тебе обязано.
П. Baлepu

Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство.
Л. Вовенарг

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.
Вольтер

Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
Ж. Вольфрам

Немалое достоинство состоит в том, чтобы признать невежеством то, что другие почитают знанием, и открыто признавать, что ты не знаешь того, чего действительно не знаешь.
П. Гассенди

Достоинство жизни человеческой — в борьбе.
А. Герцен

У кого есть… сознание и чувство собственного достоинства… Они… не боятся, что другие умнее их, образованнее или красивее… Равным образом они не считают себя значительно выше тех, кого они в свою очередь превосходят, потому что все это кажется им имеющим очень мало значения в сравнении с доброй волей, за которую они только себя уважают и которую предполагают у каждого человека.
Р. Декарт

Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству.
У. Джеймс

Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства.
Ф. Достоевский

Достоинства не так бросаются в глаза, как пороки.
Древнеинд.

Гордость нередко бывает препятствием к истинному величию.
М. Жанлис

Если кричит гордость, значит, любовь молчит.
Ф. Жерфо

Если бы мы все обладали разумною гордостью, в мире не было бы столько мерзостей.
И. Зейме

Гордость, достоинство — награда за добрые дела, за порядочность.
В. Зубков

Обязанность по отношению к самому себе… состоит в том, чтобы человек соблюдал человеческое достоинство в самом себе.
И. Кант

Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости.
В. Ключевский

Когда люди, мнением которых мы дорожим, отказывают нам в достоинствах, которые у нас есть, мы обыкновенно падаем духом, как будто потеряли их, а когда приписывают нам достоинства, каких мы в себе не подозревали, мы ободряемся и стараемся приобрести их.
В. Ключевский

Достоинство каждого человека зависит только от того, как он показывает себя в своих поступках.
А. Книгге

Две вещи, которыми мы особенно дорожим, — это наша репутация и наша жизнь. Не больно ли только подумать, что самый презренный навет может лишить нас первой и самое хрупкое оружие — второй?
Ч. Колтон

Мы быстро подмечаем в себе малейшие достоинства и медленно обнаруживаем недостатки.
Ж. Лабрюйер

Воздавать должное своим достоинствам наедине с собой столь же разумно, сколь смехотворно превозносить их в присутствии других.
Ф. Ларошфуко

Если бы нас не одолевала гордость, мы не жаловались бы на гордость других.
Ф. Ларошфуко

Как ни склонны люди к неправильным суждениям, все же несправедливость к подлинным достоинствам они проявляют реже, чем благосклонность к мнимым.
Ф. Ларошфуко

Наша гордость часто возрастает за счет недостатков, которые нам удалось преодолеть.
Ф. Ларошфуко

О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется.
Ф. Ларошфуко

Поистине необычайными достоинствами обладает тот, кто сумел заслужить похвалу своих завистников.
Ф. Ларошфуко

У людских достоинств, как и у плодов, есть своя пора.
Ф. Ларошфуко

Если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками.
В. Ленин

Мой жизненный опыт убедил меня, что люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств.
А. Линкольн

Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.
Марк Аврелий

Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.
М. Монтень

Достоинства, возвышая вас, унижают другого, между тем как недостатки, позволяя другим беззлобно посмеяться над вами, поднимают их в собственных глазах.
А. Моруа

Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в котором мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом — основа нравственности.
Б. Паскаль

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.
А. Пушкин

Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя.
Б. Спиноза

Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто покорное покрывало скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа, но нравы невинны и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я тверд.
А. Суворов

Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства. Гордость увеличивается по мере внешнего успеха, сознание своего человеческого достоинства, напротив, по мере внешнего унижения.
Л. Толстой

Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души.
И. Тургенев

Кто в беде сохраняет достоинство, тот учит мужеству достойных людей и служит укором людям дурным.
У. Фосколо

Гордеи ненавидит гордость у других.
Б. Франклин

О достоинствах незнакомца суди по его делам; в делах всегда обнажаются плоды даже тайного умысла.
«Хитопадеша»

Чем больше мы говорим о своих достоинствах, тем меньше в них верят.
Н. Чернышевский

Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина…
Н. Чернышевский

Кто сам говорит о своих достоинствах, тот смешон, но кто не сознает их — глуп.
Ф. Честерфилд

Гордятся люди рынка ловкостью и смекалкой. Но жизни путь проходят, словно в неведении детском: к мошенничеству склонны и мотовством кичатся, ни разу не помыслят, чем жизнь их завершится.
Чэнь Цзыан

Достоинство людей — это достоинство драгоценных камней, которые, будучи известной величины, чистоты, совершенства, имеют определенную и обозначенную цену, но, будучи выше этой марки, не имеют цены и вовсе не находят покупателей.
Н. Шамфор

Лишь тот, кто глубоко изучил нравы, умеет распознать все приметы, отличающие гордость от тщеславия. Первая высоко держит голову, невозмутима, отважна, спокойна, непреклонна; второе — низменно, неуверенно в себе, трусливо, суетливо и переменчиво. Гордость как бы прибавляет людям росту, тщеславие лишь раздувает их.
Н. Шамфор

Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками — там нужна разменная монета, в особенности мелочь.
Н. Шамфор

Достоинство создает строгость поведения.
Ши Цзин

Гордость есть исходящее изнутри, стало быть, прямое высокопочитание самого себя; напротив, тщеславие есть стремление достигнуть такого высокопочитания извне…
А. Шопенгауэр

Самый дешевый сорт гордости — это национальная гордость. Она обнаруживает, что одержимый ею страдает отсутствием индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться, — иначе ему незачем было бы хвататься за то, что он разделяет со столькими миллионами. Кто обладает значительным личным превосходством, тот, напротив, самым ясным образом уразумеет недостатки своей нации, имея их постоянно перед глазами. Но всякий жалкий простофиля, не имеющий ничего в мире, чем бы он мог гордиться, хватается за последний ресурс гордости — за нацию, к которой он принадлежит: он успокаивается на этом и благодарно готов вкривь и вкось защищать все недостатки и глупости, которые ей свойственны.
А. Шопенгауэр

Высочайшее одобрение достоинств и заслуг состоит в молчаливом приятии их как должных.
Р. Эмерсон

Гордость искореняет все пороки, кроме себя самой.
Р. Эмерсон

Неподдельная, искренняя гордость, или самоуважение, если только она хорошо скрыта и в то же время действительно обоснованна, безусловно должна быть характерна для человека чести…
Д. Юм

Ничто не может быть более похвальным, чем сознание собственного достоинства в тех случаях, когда мы действительно обладаем ценными качествами.
Д. Юм

Есть три разряда людей: высокомерные, гордые и другие. Других я еще никогда не встречал.
Огюст Детёф

Быть щедрым – значит давать больше, чем можешь; быть гордым – значит брать меньше, чем нужно.
Халиль Джебран

Ложной может быть скромность, но не гордость.
Жюль Ренар

Гордящиеся своим смирением горды тем, что они не горды.
Роберт Бартон

Гордость как бы прибавляет людям росту, тщеславие лишь раздувает их.
Никола Шамфор

Тщеславие – это гордость других людей.
Саша́ Гитри

Гордость – это роскошь, которую влюбленная женщина не может себе позволить.
Клэр Люс

Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума.
Василий Ключевский

Самая дешевая гордость – это гордость национальная.
Артур Шопенгауэр

Близкие темы

  • Вся рубрика «Гордость , Честь»
      • Афоризмы и цитаты про величие
      • Гордыня – цитаты и афоризмы
      • Самооценка – афоризмы и цитаты
  • admin 22 Ноябрь 2019 в 00:23

    Кк, понимаю Ваше мнение, но не разделяю. Гордость и гордыня, к сожалению, ближе, чем хочется и кажется. Разные, но грань очень тонка. У меня, кстати, есть и про гордыню, и последняя цитата там немного показывает эту грань.

  • Кк 22 Ноябрь 2019 в 00:14

    Боже… все приведённые цитаты — скорее о «гордыне», чем о гордости… Умейте отличать данные понятия, они совершенно противоположны друг другу, а в «гордости» как раз нет ничего плохого.

Гордость житейская

Человеконенавистник, искушая Господа Иисуса Христа, не ограничился первым искушением. Он использует другое, более опасное искушение — тщеславие. Он предлагает Спасителю, чтобы Господь показал всенародно в столице иудейской Иерусалиме Свое Божественное достоинство и всемогущество, и тогда народ пойдет за Ним. Для этого диавол берет Христа, поставляет Его на крыше иерусалимского храма и говорит Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Втор. 6, 16; Мф.4, 6–7; Лк. 4, 9-10). При втором искушении диавол опять хочет, чтобы Спаситель явил чудодейственную силу, но обратил ее уже не на удовлетворение телесных потребностей, а на исполнение тщеславных намерений. Господь отражает и это искушение ссылкой на Священное Писание.

Впоследствии это искушение повторилось в жизни Спасителя еще раз, когда Он начал открыто говорить «ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту» (Мф. 6, 21). И Апостол Петр, отозвав Господа в сторону, возразил Ему: «Да не будет этого с Тобою» (ст. 22). Однако Господь указывает Петру, что в этом его благожелании и выражении человеческой любви есть нечто сатанинское, несознаваемое намерение искусить, соблазнить Господа, подобно тому, как сам сатана в пустыне, под видом благожелания, предлагал Иисусу противобожественные способы легко и скоро совершить предназначенное Ему от Бога дело. Иисус Христос отверг этот соблазн с такой же силой и решительностью, с какой отразил Он слова искусителя в пустыне: «Отойди от меня, сатана… потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (ст. 23).

Ученики Господа, следовавшие за Ним как за проповедником будущего Царства, но царства, по их понятию, земного, царства Израильского, не могли еще в тот момент уяснить, зачем их Учителю нужно страдать. Они как бы говорили: «Ведь Ты же Чудотворец и, если захочешь, можешь стать царем хоть сейчас, и народ пойдет за Тобой». И Господь, возводя их ум от земли к духовному, указывает, что, размышляя так, они думают «не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23).

Господь дает Своим пастырям благодатную силу для прохождения служения; но нельзя злоупотреблять этой силой для своего самолюбия. Христос упрекал Своих Апостолов за то, что они просили у Него разрешения низвести огонь на селения, не принявшие их. Господь ответил им, что он пришел не губить, а спасать души человеческие. В противном случае это будет лишь искушением Бога, подобным тому, какое допустил некогда народ еврейский, требовавший от Моисея извести им воду из скалы, говоря: «Точно ли Господь среди нас?» (Исх. 17 гл.).

Этот соблазн «святости» (чудотворения) является для пастыря самым опасным из всех искушений. Опасность его в том, что он проистекает из побуждений высшего порядка, из стремления к особому нравственному совершенству, а может совершенно незаметно вовлечь пастыря в грех прелести, т. е. духовного самообольщения.

При сем своем делании пастырь стоит у святыни. Ежедневно предстоя престолу, он является посредником между людьми, ищущими святости, и Богом, Источником святости. Всякое священнодействие, совершаемое священником, есть дерзновенное прошение у Бога чуда. И при каждом священнодействии это чудо происходит, независимо даже от личных достоинств иерея, его ума, внешности, способностей. Вода освящается, грехи прощаются, евхаристические Дары прелагаются в Тело и Кровь, освящаются иконы, кресты, облачения, дома и вообще «всякая вещь». Все обычное и привычное по молитве его становится освященным, необычным и неприкосновенным для непосвященного.

Все это проистекает из самой сущности священное лужения. Священник молится, ходатайствует, призывает, а благодать Духа Святого все восполняет, врачует, прелагает, освящает.

И как некогда диавол приступил ко Господу с требованием показать чудо, броситься вниз с кровли храма, так и к священнику в какую-то минуту его жизни приступает искуситель и соблазняет его той же самой мыслью о чуде. Здесь лукавый голос начинает искушать священника, внушая ему, что он сам по себе, в силу своих совершенств и дарований, уже достиг особой силы и степени святости и может стать чудотворцем. Иерей прекрасно понимает, что освящающая сила принадлежит Святому Духу, но возможность достигнуть освящающего действия он может приписывать себе, своим духовным достоинствам, своему подвигу.

В жизни священник на каждом шагу встречается с такими обстоятельствами, которые, при известных условиях, могут особенно благоприятствовать развитию в нем страсти гордости. Паства очень часто оказывает самое высокое уважение своему священнику и каждое слово его считает непререкаемой истиной. Его все называют «батюшкой», «отцом святым» и другими лестными словами. А если он хорошо проповедует и заботится о благолепии храма и совершает со страхом Божиим службу, то прихожане преклоняются пред ним. Все это вместе взятое может погубить священника, если только он не будет приписывать все Богу, помогающему ему в этом служении.

Следует отметить еще одну сторону в жизни пастыря на приходе, которая очень часто ввергает его в пропасть искушений. В окружении всякого пастыря иногда находятся такие экзальтированные (восторженные) личности, которые всегда стремятся кого-то обожать, кому-то служить, перед кем-то преклоняться. Они легко и быстро находят себе предмет обожания в любом мало-мальски незаурядном пастыре. Каждое его слово ловится на лету, голос его приводит в трепет и волнение, каждый шаг и жест толкуется в особом смысле. Такой пастырь уже не может, по их мнению, ошибаться, каждое его слово — жемчужина мудрости, каждая его проповедь затмевает Златоуста, его молитвенность — огонь пред Богом. В приходе начинают распространяться особые слухи: «Наш-то батюшка святой… Он ведь не от мира сего… Он себя замаривает… Он ночи напролет Богу молится» и т. д.

Хуже всего, если неопытный в духовной борьбе пастырь сам начинает легко поддаваться таким обольщениям, начинает сам верить в свои мнимые дарования, незаметно для себя входить в роль такого «целителя», «молитвенника», «святого». Вместо того, чтобы с первого же момента решительно, может быть, даже и резко — ибо резкость в таком случае и полезна и оправданна — отвергнуть и отсечь подобного рода лжеумиления и преклонения, пастырь увлекается этим, впадает в ложное настроение и тем губит себя и других.

Нужно сказать, что ни один из истинных подвижников не заявлял о своей святости и не стремился обратить на себя внимание окружающего мира. Об этом говорит Священное Писание и житийная литература. Совершенно другое замечается у пастыря, который в самом начале не отверг это искушение мнимой святости.

Но как же преодолеть пастырю это искушение? Пастырь, прежде всего, должен обратить внимание на пример Самого Спасителя, так как Он победил это искушение. Диавол, искушая Господа, предлагал Ему броситься с кровли храма, чтобы совершилось чудо. Вслед за этим ненужным чудом последовала бы рабская привязанность людей ко Христу, которые бы, таким образом, никогда не создали Царства Божия на основах любви, смирения, духовной радости и в духе мира. Господь, отвергнув это искушение, отверг тем самым и рабскую привязанность людей к Себе. Он этим также показал, что для спасения нужна живая вера, а не чудо (правда, Спаситель совершал чудеса, но не по повелению диавола). Поэтому и пастырь должен отвергнуть искушение — рабски привязать к себе верующих. Он должен отвергнуть уже самую мысль, что достиг своего нравственного совершенства. Священник должен возгревать в себе все священное, духовное, небесное; сам все более и более должен укореняться в атмосфере молитвенности и священнодействия. Он ничего не должен приписывать своим личным дарованиям, не считать себя никаким особым молитвенником и избранником, а, наоборот, смирять себя в своих собственных глазах и в глазах паствы.

Пастырь также должен отвергнуть мысль о своевольном мученичестве, которое основывается не на любви ко Христу и к пастве, а только на тщеславии. Конечно, преодолеть это искушение пастырь может только тогда, когда он будет вести богоугодную жизнь, непрестанно очищать свое сердце от страстей. Это единственный путь, по которому он должен идти, чтобы быть истинным продолжателем дела Христова.

«Будь добрым пастырем, — пишет архиеп. Антоний, — и мученичество всегда будет при тебе — и в жизни, и в смерти». Когда пастырь будет жить во Христе, тогда он утвердится в истинной святости, будет истинным мучеником, распинаясь со Христом ради паствы, тогда и будет достойным носителем благодати Христовой.

Из всего сказанного можно заключить, что самой удобной почвой для этого искушения, как и для прочих, является гордость. Нужно сказать, что не чужды ее и старые пастыри, если они не ведут постоянной борьбы с этим злом. Пастырь, который не стремится к преодолению этого искушения, честолюбиво возвышается над своими собратиями, часто подчеркивая свою образованность, культуру, академическое знание и другие свои мнимые превосходства. Отсюда и происходит частое «осуждение, непослушание, насмешки, раздоры, свары, хвастовство» среди пастырей, что им как раз не подходит. Конечно, горделивый пастырь не достигает своей цели. Тогда и появляется на почве ошибок и неудач упадок необходимой пастырю энергии, даже веры и любви. Оскорбленное чувство самолюбия вызывает у пастыря подозрения к собратьям и верующим, которые, по его мнению, устраивают ему какие-то козни. Пастырское служение такого священника сводится к чиновничьему требоисправлению. Он начинает все рассматривать только с точки зрения своего «я» и подчинять своей эгоистической цели.

Но как же освободиться пастырю от этого искушения? Прежде всего, следует горделивому самолюбию противопоставить смирение и исполнять заповедь Спасителя, Который говорит: «Кто хочет быть больший между вами, да будет вам слугой; и кто хочет быть первым между вами, да будем всем рабом» (Мк. 10, 43–44). Эту заповедь должен пастырь исполнять именно потому, что он является продолжателем дела Спасителя, а «Сын Человеческий не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45).

Пастырю следует стремиться к утверждению в ангелоподобной жизни и не забывать, что он является служителем Бога. Св. Димитрий Ростовский, поучая пастырей, говорит: «Если ты служитель Божий, если ты пастырь словесных овец, если ты учитель, то будь по жизни своей непорочен, как ангел Божий. Возвещая Слово Божие, не делай дел демонских».

Епископ Неофит, разбирая этот вопрос в своем курсе Пастырского богословия, говорит, что степень смирения и братской услужливости ярко выражает подготовленность пастыря к ответственному пастырскому служению, как и является оценкой самого этого служения. Не гордость, а смирение украшает пастыря. Смирением же пастырь стяжает благодать Божию, необходимую в пастырском служении.

«Гордость и самообольщение относительно своей мудрости или праведности, — говорит святой Григорий Двоеслов, — препятствует видеть свет истины… кто приписывает себе небывалый блеск праведности или мудрости, тот далек от совершенного знания и тем более удаляется от истинного света, чем более о себе мечтает, как и замечено о некоторых в Писании: «Называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1, 22).

«Облекитесь смиренномудрием, — пишет св. ап. Петр, — потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5, 6). Но как же приобрести себе смирение? Чтобы приобрести его, как говорится в книге душеспасительных изречений, должно постоянно укорять, порицать и обвинять себя во всем, считать себя не только грешнее всех, но даже и всякой бессловесной твари…; когда укоряют в чем-либо, то молча, кротко, объясняя истину; отвергнуть свою волю, терпеть поношения, оскорбления и уничижения — вот истинный путь к смирению.

Победить эту страсть можно, если пастырь будет постоянно поучаться в Слове Божием и проводить свою жизнь согласно его требованию, подражая во всем Пастыреначальнику, Который был кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29).

Готовящийся к священству еще заранее должен приучить себя к мысли, что если всякое звание дает человеку не только права, но и возлагает на него известного рода обязанности, то тем большие обязанности возлагает на него звание служителя Христова. Пастырь должен помнить, что дело служения спасению людей есть не столько дело самого пастыря, сколько дело Божие, и, следовательно, ему нечем гордиться и величаться. Служителю алтаря нужно знать, что рано или поздно гордость откроется пред всеми, потому что она противна Богу и людям.

Следующая глава >>

Гордость

Гордость * * *монахине Евпраксии1/II—50 г.Будь здорова, Господь да благословит тебя и вразумит. Не груби никому… можешь высказать свое мнение, но не настаивай очень. Проси у Господа мудрости и выдержки. Не будь умна своим умом, иначе посрамишься. Апостолы и святые

ГОРДОСТЬ

ГОРДОСТЬ Гордость — причина всех наших падений, грехов, зол и бедствий…Все… происходит от гордости. Это главный источник всех наших грехов, зол и бедствий (III, 16, 63—64).…Всех ваших поползновений причина и корень — гордость; отрасли ее: превозношение, о себе мнение,

Гордость Гордость — это корень и источник всякого греха. Святой Григорий Двоеслов называет ее царицей всех грехов. Плененное гордостью сердце оказывается во власти бесов и приводит к погибели душу. Святой Исидор называет гордость истребительницей всех добродетелей,

Совет о возлагаемой должности настоятельницы. Мудрость житейская и духовная (внимание к Богу)

522. Совет о возлагаемой должности настоятельницы. Мудрость житейская и духовная (внимание к Богу) Милость Божия буди с вами! Миновала вас К. напасть. Благодарите Господа! Владыка указывает вам на другую напасть. Когда и от нее избавит Бог, тоже благодарите. А если не

Гордость Кто упорно настаивает на своем мнении или слове, тот одержим диавольским недугом (то есть гордостию). .Каким образом благоразумный послушник, и при дарованиях, отражает помыслы возношения? .Уединенному безмолвнику трудно отвергать помыслы возношения. впасть в противное , ибо добро не одним человеком совершается, но помощью всевидящего Бога» (прп. Марк Подвижник. Слова,

«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Притчи, 16:18)

Написано, что во времена царствования Соломона: «Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились…Соломон владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта. …И был у него мир со всеми окрестными странами. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею… во все дни… И дал Бог Соломону мудрость весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египетской» (ВЗ, 3-я книга Царств, 4 глава). И он был не только самый мудрый, но и самый богатый и успешный израильский царь за всю историю.

И вот, Библия повествует нам о печальном факте жизни Соломона: он, которого называли «Иедидиа», что значит «возлюбленный Богом», он, который был отмечен знаками Божественного покровительства так, что своей мудростью и справедливостью снискал всемирную славу, он, который впервые на земле построил Богу храм в Иерусалиме и учил других воздавать Ему честь, — оставил служение, чтобы поклоняться языческим идолам.

Стремясь укрепить свои отношения с могущественным царством, лежащим на юге от Израиля, Соломон осмелился вступить на запретную территорию. «Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона, и ввел ее в город Давидов (Иерусалим)» (ВЗ, 3-я книга Царств, 3:1). Затем такие брачные союзы с языческими принцессами стали заключаться часто. Эти союзы и торговые соглашения с языческими народами приносили Соломону славу, известность и земные богатства. В большом количестве получал он золото из Офира и серебро из Тира. «И сделал царь серебро и золото в Иерусалиме равноценным простому камню, а кедры, по множеству их, сделал равноценными сикоморам, которые на низких местах» (ВЗ, 2-я книга Паралипоменон, 1:15). «Коней приводили Соломону из Египта и из всех земель». «И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме» (ВЗ, 2-я книга Паралипоменон, 1:16; 9:28; 3-я книга Царств, 10:26).

Отступничество Соломона происходило столь постепенно, что когда он опомнился, то был уже очень далеко от Бога. И деньги, которые предназначались для бедных и для утверждения святых принципов Божьих по всей земле, были истрачены на осуществление честолюбивых планов. Мягкосердечное, внимательное отношение к людям, свойственное Соломону в ранний период его царствования, резко изменилось. Из самого мудрого милосердного монарха он превратился в тирана. Народ стонал под тяжестью непомерных податей, которые должны были обеспечивать роскошь двора.

«И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой: Моавитянок, Аммоникитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок… И было у него семьсот жен и триста наложниц; и разратили жены его сердце его. Во время старости Соломона, жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской» (ВЗ, 3-я книга Царств, 11:1-5).

Теперь на южной возвышенности Елеонской горы — напротив горы Мориа, где стоял прекрасный храм Живому Богу, Соломон построил целый ряд величественных сооружений — языческих капищ. Угождая своим женам, он поставил среди миртовых и оливковых рощ идолов — бесформенные изображения из дерева и камня. Там, перед алтарями языческих божеств, «Хамоса, мерзости Моавитской» и «Молоха, мерзости Аммонитской» — проводились самые безнравственные языческие обряды.

Он, который в юности был благоразумен и мудр, а в зрелом возрасте под влиянием Святого Духа писал: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (ВЗ, Притчи, 14:12), потом настолько утратил чистоту, что поощрял безнравственность, возмутительные обряды, связанные со служением Хамосу и Астарте. Он, который при освящении Иерусалимского храма сказал народу: «Да будет сердце ваше вполне предано Господу, Богу нашему» (ВЗ, 3-я книга Царств, 8:61), сам стал отступником, своей жизнью и делами опровергая собственные слова. Будучи одним из самых могущественных монархов, когда-либо владевших державным скипетром, Соломон превратился в распутника, игрушку и раба других. Некогда благородный и мужественный, он стал слабовольным и бессильным. А вера в живого Бога сменилась сомнениями в Его существовании…

А вот еще один яркий пример гордости и тщеславия. Среди великих правителей мира наряду с Юлием Цезарем, Александром Македонским, Пирром и Митридатом видное место занимает царь Ново-Вавилонского государства Навуходоносор II (605—562 до Р.Х.). С именем этого царя связаны напрямую двое из чудес Древнего мира: Висячие сады (которые он построил для своей жены) и Вавилонская башня (которую он велел реконструировать). С его деятельностью связано, наконец, капитальное строительство самого города Вавилона, бывшего на протяжении десятков столетий культурной и религиозной столицей древнего мира и поражавшего современников своим великолепием.

Археологи нашего времени, обнаружив останки дворца Навуходоносора, были поражены: на огромной площади возвышался целый комплекс дворцов, каждый из которых соперничал с другими в великолепии, образуя при этом единый дворец, одни стены которого составляли от шести до пятнадцати метров в ширину.

А сейчас поговорим о Навуходоносоре. Как-то раз, осматривая с башни отстроенный им город, царь наслаждался сознанием того, что все это создано благодаря его величию, уму и силе. В своей гордыне он поставил себя наравне с Богом, но в этот самый момент…

«Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «Тебе говорю, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы. По окончании же тех дней я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное и Которого царство — в роды и роды. И все живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «Что Ты сделал?» В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (ВЗ, книга пророка Даниила, 4:28—34).

Согласно данному отрывку, становится ясно, что за свою гордыню царь был поражен на несколько лет душевной болезнью, а затем, осознав свою вину, обратился к Богу. В его последних словах заключено последнее завещание великого царя, создавшего могучую империю и покорившего многие народы, изведавшего наивысшую земную славу, но осознавшего свою ничтожность и греховность и склонившегося пред Вечным Истинным Богом.

А теперь давайте перенесемся мысленно в Вавилон в 539 год до Р. Хр. Над городом спускается ночь. Но чем тише становится в природе, тем громче крики на улицах и ярче огни. К царскому дворцу, построенному 30 лет назад Навуходоносором, стекаются толпы народа, но пропускают лишь вельмож и приближенных царя, спешащих на праздник. Это именно тот дворец, величием которого были поражены наши современные археологи.

Царь Валтасар, сын царя Навуходоносора, устроил большое пиршество для тысячи вельмож своих и пред глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его… и пили из них царь и вельможи… и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных (ВЗ, книга пророка Даниила, 5:1-4). Одурманенный вином, почувствовав себя всесильным, царь совершает святотатство — он бросает вызов Богу.

Но… «В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала» (ВЗ, книга пророка Даниила, 5:5). Насмерть перепуганный Валтасар призывает для расшифровки надписи пророка Даниила, который и дает объяснение: «Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу… Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился по дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей. И отлучен был от сынов человеческих… И ты, сын Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это… И вот что начертано: МЕНЕ, МНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН.

Вот и значение слов: МЕНЕ — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ — ты взвешен на весах и найден очень легким (пустым, легкомысленным); ПЕРЕС — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам… В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (ВЗ, книга пророка Даниила, 5:26-28, 30). Таков был страшный конец пира, а вместе с ним и падение Золотой Вавилонской империи…

Разум Господа не исследим. Его Слово написано для бедных и богатых, смиренных и гордых, начальствующих и подчиненных. Но для всех одинаково во всей Библии прослеживается одно: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (НЗ, послание Иакова, 4:6).

Сегодня сильные мира не так ли они сильны, мудры и могущественны, как Соломон, Навуходоносор, Валтасар. И Бог по-прежнему предостерегает, что желание богатства и славы ведет к тщеславию, надменности, гордости, которая предшествует падению.

Когда гордость и честолюбие поощряются, жизнь омрачается, ибо гордость ни в чем не нуждается и закрывает, таким образом, сердце перед неиссякаемыми благословениями Неба. Кто сам себя прославляет, лишает себя благодати Божьей, которая дарит наибольшие сокровища Царства Небесного и подлинную радость.

Подготовила Ирина Боярских

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *