Притчи 22:15
Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него
Притчи 29:17
Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей
Притчи 23:13-14
Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней
Притчи 19:18
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его
Притчи 13:25
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его
Притчи 29:15
Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери
Притчи 29:18
Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен
Второзаконие 11:19
…И учите им (наставлениям Божьим) сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь…
Притчи 4:1-5; 11
Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей. Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, и он учил меня … Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым
Притчи 3:1-2
Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе
Псалтирь 77:3-7
Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, — возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его…
Притчи 22:6
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится
Ефесянам 6:4
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем
«Дети — это святое. Все лучшее детям. Пусть хоть дети поживут. Цветы жизни. Радость в доме. Сынок, не беспокойся, папа для тебя все сделает.
Что-то меня вот эта песня страшно утомила. И как родителя, и как бывшего ребенка, и как будущего деда. Может, хватит уже любить детей? Может, пора уже с ними как-нибудь по-человечески?
Лично я не хотел бы появиться на свет в наше время. Слишком много любви. Как только ты обретаешь дату рождения, ты тут же становишься куклой. Мама, папа, бабушки, дедушки тут же начинают отрабатывать на тебе свои инстинкты и комплексы. Тебя кормят в три горла. Тебе вызывают детского массажиста. Тебя для всеобщего умиления одевают в джинсы и курточки, хотя ты еще даже сидеть не научился. А если ты девочка, то уже на втором году жизни тебе прокалывают уши, чтобы вешать золотые сережки, которые во что бы то ни стало хочет подарить любящая тетя Даша.
К третьему дню рождения все игрушки уже не помещаются в детскую комнату, а к шестому — в сарай. Изо дня в день тебя сначала возят, а потом водят по магазинам детской одежды, по пути заруливая в рестораны и залы игровых автоматов. Особо одаренные по части любви мамы и бабушки спят с тобой в одной постели лет до десяти, пока это уже не начинает попахивать педофилией. А, да — чуть не забыл! Планшетник! У ребенка обязательно должен быть планшетник. А желательно еще и айфон. Прямо лет с трех. Потому что он есть у Сережи, ему мама купила, а она ведь вроде не так уж много зарабатывает, гораздо меньше нас. И даже у Тани есть из соседней группы, хотя она вообще с бабушкой живет.
Перед школой обычно заканчивается «кукольный период», и тут же начинается «исправительно-трудовой». Любящие родители, наконец, осознают, что они наделали чего-то не того. У дитяти лишний вес, скверный характер и синдром дефицита внимания. Все это дает повод для перехода на новый уровень увлекательной игры в родительскую любовь. Этот уровень называется так — «найди специалиста». Теперь с тем же энтузиазмом тебя таскают по диетологам, педагогам, психоневрологам, просто неврологам и просто психологам. Родня бешено ищет какое-нибудь чудо, которое позволит добиться волшебных оздоравливающих результатов, не меняя при этом собственного подход к воспитанию дитяти. На эти эзотерические по сути практики тратится куча денег, нервов и море времени. Результат — ноль целых, чуть-чуть десятых.
Еще для этого периода характерна отчаянная попытка применить к ребенку нормы железной дисциплины и трудовой этики. Вместо того, чтобы искренне увлечь маленького человечка каким-нибудь интересом, вместо того, чтобы дать ему больше свободы и ответственности — родственники выстраиваются в очередь с ремнем и криком. В результате — ребенок учится жить из-под палки, теряя способность хоть чем-то интересоваться.
Когда же бесполезность потраченных усилий становится очевидной, начинается этап надломленной родительской пассионарности. Тут почти все любящие родители вдруг резко начинают своих детей ненавидеть: «Мы для тебя, а ты!» Разница лишь в том, что у одних эта ненависть выражается в полной капитуляции с дальнейшим направлением отрока в образовательное учреждение закрытого типа (суворовское училище, элитная британская школа), а другие врубают в своей голове пластинку с надписью «ты — мой крест!»
Смирившись с тем, что ничего путного из человека не вышло, родители с Тымойкрестом на шее продолжают добивать в своем уже почти взрослом ребенке личность. Отмазывают от армии, устраивают на платное отделение в ВУЗ, дают деньги на взятки преподавателям и просто текущие расходы, покупают квартиру, машину, подбирают синекуру в меру своих возможностей. Если от природы Тымойкрест не слишком талантлив, то эта стратегия даже приносит какие-то более-менее съедобные плоды — вырастает психически искалеченный, но вполне добропорядочный гражданин. Вот только гораздо чаще на залечивание ран, нанесенных избыточной родительской любовью, дети расплачиваются совсем иначе — здоровьем, жизнями, душами.
Культ детей возник в нашей цивилизации не так давно — всего каких-то 50-60 лет назад. И во многом это такое же искусственное явление, как ежегодно выпрыгивающий из маркетинговой табакерки кока-кольный Санта-Клаус. Дети — мощнейший инструмент для раскрутки гонки потребления. Каждый квадратный сантиметр детского тела, не говоря уже о кубомиллиметрах души, давно поделен между производителями товаров и услуг. Заставить человека любить самого себя такой маниакальной любовью — это все-таки довольно сложная морально-этическая задача. А любовь к ребенку заводится с полоборота. Дальше — только счетчик включай.
Конечно, это вовсе не означает, что раньше детей не любили. Еще как любили. Просто раньше не было детоцентричной семьи. Взрослые не играли в бесплатных аниматоров, они жили своей естественной жизнью и по мере взросления вовлекали в эту жизнь свое потомство. Дети были любимы, но они с первых проблесков сознания понимали, что являются лишь частицей большого универсума под названием «наша семья». Что есть старшие, которых надо уважать, есть младшие, о которых надо заботиться, есть наше дело, в которое надо вливаться, есть наша вера, которой надо придерживаться.
Сегодня же рынок навязывает обществу рецепт семьи, построенной вокруг ребенка. Это заведомо проигрышная стратегия, существующая лишь для того, чтобы выкачивать деньги из домохозяйств. Рынок не хочет, чтобы семья строилась правильно, потому что тогда она будет удовлетворять большинство своих потребностей сама, внутри себя. А несчастная семья любит отдавать решение своих проблем на аутсорсинг. И эта привычка уже давно стала фундаментом для целых отраслей на миллиарды долларов. Идеальный, с точки зрения рынка, отец — это не тот, кто проведет с ребенком выходные, сходит в парк, покатается на велосипеде. Идеальный отец — это который будет в эти выходные работать сверхурочно, чтобы заработать на двухчасовой визит в аквапарк.
И знаете что? А давайте-ка заменим в этой колонке глагол «любить» на какой-нибудь другой. Игнорировать, плевать, быть равнодушным. Потому что, конечно, такая родительская любовь — лишь одна из форм эгоизма. Бешеная мать, трудоголик-отец — все это не более чем игра инстинктов. Что бы мы там ни наговорили себе про родительский долг и жертвенность, такое отцовство-материнство — это грубое наслаждение, что-то типа любовных утех, одна сплошная биология.
Есть такая прекрасная индейская поговорка: «Ребенок — гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти».
Накормить — и дурак сможет, воспитать — это уже сложнее, а вот уметь ребенка с первых минут его жизни потихоньку от себя отпускать — это и есть любовь. Ты как всегда прав, Чингачгук.»
Автор неизвестен
Кто будет воспитываться в худых нравах, тому гораздо полезнее умереть до зрелого возраста, чем долее заражаться, перенимая порочное поведение родителей (свт. Василий Великий, 6, 146). Источник.
* * *
…Немалая польза, если души юношей осваиваются и свыкаются с добродетелью, потому что наставления такою рода, по нежности душ, запечатлеваясь глубоко, остаются в них неизгладимыми (свт. Василий Великий, 8, 300). Источник.
…Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно запечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние (свт. Василий Великий, 9, 112).
…Кто воспитает детей благоугодно Богу, тот блажен (прп. Ефрем Сирин, 30, 146). Источник.
…Нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия (свт. Иоанн Златоуст, 44, 82). Источник.
Нет нам извинения, когда дети у нас развратны (свт. Иоанн Златоуст, 44, 83). Источник.
не только детей злых в отношении к родителям наказывает, а к добрым благоволит, но точно так же поступает и с родителями, тяжко наказывая нерадящих о детях, а попечительных удостаивая почестей и похвал (свт. Иоанн Златоуст, 44, 86).
…Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому: обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душой. О таких отцах я сказал бы… что они хуже даже детоубийц. Те отделяют тело от души, а эти то и другую вместе ввергают в огонь геенский… (свт. Иоанн Златоуст, 44, 87–88). Источник.
Не так жестоко изострить меч, взять его в правую руку и вонзить в самое горло сына, как погубить и развратить душу, потому что ничего равного ей нет у нас (свт. Иоанн Златоуст, 44, 88).
будут наказаны не только за свои грехи, но и за влияние на детей, успевают ли они довести их до падения, или нет (свт. Иоанн Златоуст, 44, 111).
не тогда внушать молодым людям страх , когда они сделаются мужами, но наставлять и направлять их в детстве; тогда и впоследствии не было бы нужды в угрозах (свт. Иоанн Златоуст, 44, 117).
Самое лучшее учение не то, когда, допустив наперед порокам одержать верх, потом стараются изгнать их, но то, когда употребляют все меры, чтобы сделать природу нашу недоступной для них (свт. Иоанн Златоуст, 44, 118).
Не можем мы обмануть вместе с людьми и Бога, Который испытует сердца, все обнаруживает и везде возлагает на нас ответственность за спасение детей (свт. Иоанн Златоуст, 44, 124). Источник.
…Оставив всякие отговорки, постараемся быть отцами доблестных детей, строителями Христоносных храмов, попечителями небесных ратоборцев, намащая и возбуждал их, и всячески содействовать их пользе, чтобы и нам быть соучастниками их венцов (свт. Иоанн Златоуст, 44, 124). Источник.
Это и расстраивает всю вселенную, – то, что мы нерадим о собственных своих детях, заботимся об их приобретении, и душою их пренебрегаем, допуская крайнее безумное дело (свт. Иоанн Златоуст, 46, 336).
Недостаточно только сказать или предложить увещание, но должно оградить многим страхом , чтобы пресечь легкомыслие юности (свт. Иоанн Златоуст, 4 338).
…При жизни и при смерти будем говорить своим детям и убеждать их, что великое богатство, непогрешимое наследство, и беспечальное сокровище ее страх Божий, и будем стремиться оставлять им не деньги гибнущие, но благочестие пребывающее и неиждиваемое (свт. Иоанн Златоуст, 46, 339).
…Помышляй, что у тебя в доме золотые статуи – детей каждый день настраивай и осматривай их тщательно всеми мерами упорядочивай и образовывай их душу (свт. Иоанн Златоуст, 46, 339).
Если ты прекрасно возрастишь сына своего, то и он тоже своего собственного сына; а этот – своего сына; и как бы некоторая лента и ряд лучшей жизни все пойдет вперед получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках (свт. Иоанн Златоуст, 46, 340).
…Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставить его детям; будем научать их добродетели испрашивать им благословение от Бога; вот это, имен это – величайшее сокровище, неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все большее богатство (свт. Иоанн Златоуст, 47, 712–713). Источник.
Будем… так наставлять наших детей, чтобы предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто (свт. Иоанн Златоуст, 47, 713).
Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание (свт. Иоанн Златоуст, 47, 781). Источник.
…Если рождаемые тобой дети получают надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание (свт. Иоанн Златоуст, 47, 783). Источник.
Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их (свт. Иоанн Златоуст, 47, 788). Источник.
возраст нежный – он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии, отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым (свт. Иоанн Златоуст, 51, 22).
… не всегда носить детей на руках, чтобы это не обратилось им в привычку и они не сделались слабыми. Потому-то дети, воспитывающиеся на глазах родителей, бывают слабее, так как неблаговременная и не умеренная нежность вредит их здоровью (свт. Иоанн Златоуст, 52, 471).
С самого первого возраста ограждайте детей духовным оружием и научайте их запечатлевать рукой чело, и прежде, нежели они будут в состоянии делать это своей рукой, вы сами изображайте на них крест (свт. Иоанн Златоуст, 53, 182). Источник.
Укоризна хотя и сама по себе может тронуть, но имеет еще большую силу, когда соединяется с похвалой исправным (свт. Иоанн Златоуст, 53, 253). Источник.
…Способность исправлять кротостью согрешающих есть дар духовный (свт. Иоанн Златоуст, 53, 807).
Честь отцов зависит от благопристойности сыновей, или лучше, венцы сыновей украшаются хорошею славою отцов(свт. Иоанн Златоуст, 53, 842).
Ужели вовсе не нужно прибегать к наказаниям? Я этого не говорю: нужно, но только не беспрестанно, не без меры, не из желания выместить на других свою досаду… но лишь тогда, когда вредят своей душе. Если ты по этому побуждению взыскиваешь , то все будут хвалить тебя и никто не осудит (свт. Иоанн Златоуст, 54, 133).
Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним (свт. Иоанн Златоуст, 54, 185).
Не так полезно образовать сына, преподавая ему искусство и внешнее знание, посредством которых он станет приобретать деньги, как научить его искусству презирать деньги (свт. Иоанн Златоуст, 54, 186). Источник.
Тот, кто хочет научиться чему-нибудь полезному, прежде всего должен быть расположен к учителю; если же этого предварительно не устроено, то не может произойти ничего надлежащего или полезного… (свт. Иоанн Златоуст, 54, 798). Источник.
…Сорную траву тогда нужно было исторгать, когда возраст был нежнее и исторгнуть можно было легче; вот тогда бы оставленные без внимания страсти не усилились и не сделались неисправимыми (свт. Иоанн Златоуст, 55, 719). Источник.
Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех (свт. Иоанн Златоуст, 55, 719).
Подобно тому как кто-нибудь не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах, так и родители – в грехах детей (свт. Иоанн Златоуст, 55, 720). Источник.
Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти последние опять научат своих; продолжаясь таким образом вплоть до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем (свт. Иоанн Златоуст, 55, 720). Источник.
…Подобно тому как, если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, ты набрасываешь на уста ее узду, с силой поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь, что, правда, составляет наказание, но ведь наказание это – мать спасения, так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают; связывай грешника… чтобы ему еще более не быть связану гневом Божиим (свт. Иоанн Златоуст, 55, 721). Источник.
…Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души (свт. Иоанн Златоуст, 55, 721). Источник.
…Неслучайное приобретение – дети, за спасение их мы отвечаем (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1112). Источник.
Посевающие в своих детях еще в младенчестве справедливое понятие о Божием величии и Промысле, а потом и о добродетели, не только как родители, но и как превосходные наставники, сподобятся Божиих наград, а насаждающие в них понятие о многобожии и о пороке, как принесшие чад своих в жертву демонам, приимут достойное воздаяние (прп. Исидор Пелусиот, 62, 148).
Молодых людей… надобно вразумлять, а не ласкать. Ибо первое говорится о вложении чего-либо в разум, второе же о том, чтобы или вести, к чему желательно, или быть веденным, как желательно. Посему должно удерживать от своей воли, вести к благоприличному и учить, чтобы держались добродетели и удерживались от порока, потому что первая доставляет венцы, последний подвергает наказаниям (прп. Исидор Пелусиот, 62, 323).
Крайне дивлюсь, что не всякий человек радуется одному и тому же; напротив того, одни, получив прощение в чем согрешают, возбуждаются тем к добродетели, а другие – к пороку; для одних благость оказывается спасительным пособием, а для других – гибельной отравой; одних укрепляет, других расслабляет; одних пристыжает, а у других похищает последний стыд. Да и немедленно подвергать наказанию не для всех одинаково бывает полезно. Одни жалуются на это, как на дело бесчеловечное, другие удерживаются от худого по страху, а не по любви; иные, препираясь с правосудием, покушаются делать неправду, а иные, избегая страдания, не делают того, что желали бы сделать, будучи лучше неуцеломудриваемых страхом, но хуже тех, которые делают добро по любви к нему, и хуже в такой мере, в какой сами лучше не боящихся наказания. Ибо одни избегают наказания, а другие – спасения; одни домогаются не потерпеть наказания, а другие – понести оное. Итак, поскольку спрашиваешь, что делать в столь великом замешательстве, то не могу сказать тебе точно; знает это Испытующий сердца; по крайней мере, как думаю, касательно малых грехов, если согрешающие втайне исправляются, надлежит показывать вид, что их и не знаешь; если же обращаются на худшее, после обличения и умеренного наказания, давать прощение, но когда грехи велики, употреблять его бережливее, уцеломудривать согрешающих и отлучением, и запрещением, пока не покаются, и тогда уже принимать (прп. Исидор Пелусиот, 62, 329).
Приходящим к тебе детям… часто делай увещания и читай Писание о добродетели и целомудрии, говоря: «Тщательным вашим упражнением, дети, да будет не один труд об образовании дара слова, но и украшение себя добрыми нравами. Ибо душа, чистая от порока, приемлет истинное образование, и всего досточестнее в добродетелях то самое, чем отличается целомудрие. Хотя и всякое непогрешительное состояние есть целомудрие; но некоторые, справедливо поступая, именование сие усвояют невинности, как действенному украшению, преимущественному пред другими. С таковыми обитает вместе и мудрость. Если сию добродетель пожелаете иметь ко всему вождем, то соделаетесь мужами добрыми и блаженными, а я чрез виг приобрету не меньшую, чем родившие вас, даже лучшую славу» (прп. Исидор Пелусиот, 62, 341).
…Кто хочет решительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих (прп. Нил Синайский, 73, 139).
Сказания же о праведных так же вожделенны слуху кротких, как и постоянное орошение недавно насажденному растению (прп. Исаак Сирин, 58, 39–40). Источник.
…Если дети по дерзости и бесчинству будут презирать родителей своих, не станут слушать наставления и исполнять повеления их, то хоть и не будут они преданы за то на временную смерть, как определяет Ветхий Закон, но несомненно преданы будут огню вечному и тьме кромешной (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 93).