Библия рафаэля

§ 785. Живопись представляет разные приключения из истории священнаго писания; так напр. над входом изображено создание света из ничего, по далее потоп, Ноев ковчег, Авраам приносящий в жертву Исаака, и пр. Большия изображения писаны темноватою и красноватою краскою, имеют вид больших продолговатых четвероугольников и прибиты близь полу. Промежутки расписаны разными фигурами, как то: животными, птицами и пр. с наивеличайшим искуством.
Пятьдесят два сюжета «Библии Рафаэля» объединяет единая тема – история Заветов между Богом и людьми.
1. История создания мира
Библия начинается с описания картины сотворения мира. В начале Бог сотворил небо и землю. Затем за пять дней Бог сотворил день и ночь, твердь небесную, сушу и море, растительность, солнце, луну и звезды, рыб и птиц. В шестой день Бог создал животных и человека.
В «Библии Рафаэля» представлены четыре дня творения из шести.

Бог отделяет свет от тьмы (Бытие, I, 3-5)
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И неазвл Бог свет днем, тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один»

Бог создает землю и воду (Бытие, I, 9-13)
«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. (И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.) И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий».

Бог создает Солнце и Луну (Бытие, I, 16-18)
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, (для освещения земли, и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие, светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью… И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый».

Бог создает животных (Бытие, I, 20-25)
«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду её… И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день шестой».: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».

Каин и Авель (Бытие 4:1-8)
Первыми сыновьями прародителей людей Адама и Евы были Каин и Авель. «И был Авель пастырь овец; в Каин земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился…. И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».


2. История Адама и Евы
По ветхозаветным текстам создание первых людей является заключительным актом миросотворения. С прародителями Адамом и Евой связано первое непослушание Господу, первое нарушение завета с Богом, заканчивающееся изгнанием из Рая. С грехопадением зло и смерть входят в мир, и начинается история искупления первородного греха, разворачивающаяся на страницах Ветхого Завета и продолжающаяся до событий Нового Завета.

Создание Евы (Бытие, II, 7-25)
Адам и Ева – первые люди на Земле. Бог сотворил Адама «из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Бог поместил человека в саду Эдемском. «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: Вот, это кость от костей моих; И плоть от плоти моей; Она будет называться женою: Ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
Бог заповедовал человеку: «от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него».
Грехопадение (Бытие, III, 3-7)
Змей уговорил Еву попробовать плод с запретного дерева, и тем самым отказаться от обета послушания, данного Богу. «И сказал змей жене: … в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и оно приятно для глаза и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги….» Так Адамом и Евой был совершен первородный грех непослушания Богу, павший на все человечество.
Изгнание из Рая (Бытие, III, 8-24)
Вкусив плода с дерева жизни Адам устыдился своей наготы. «И сказал (Бог): кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: За то, что ты сделал это, Проклят ты перед всеми скотами и перед всеми зверями полевыми…» И поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
</b>Адам и Ева в трудах (Бытие, III, 17-19) </b>
Адам и Ева ослушались Господа, за что были изгнаны из Рая. И сказал Господь Бог женщине: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; В болезни будешь рожать детей… Адаму же сказал: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ели от дерева, о котором Я заповедовал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя… В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих». Так начался земной путь человечества.
3. История о всемирном потопе
Тема гибели мира, человеческого рода и их возрождения нашла отражение в мифах, легендах, преданиях различных народов. В ветхозаветных текстах Ной, единственный, кто вел праведную жизнь, становится через своих сыновей родоначальником человечества, как новый Адам. По повелению Господа он строит ковчег, в котором со своей семьей и различными животными, «от всякой плоти по паре», укрывается от потопа. После выхода спасенных из ковчега Бог заключает завет с Ноем и его сыновьями, пообещав, что потопа более не будет.
Постройка ковчега (Бытие, VI, 14-16)
Со временем «люди начали умножаться на земле… и наполнилась земля злодеяниями». И сказал Господь Ною, единственному, кто вел праведную и непорочную жизнь: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое… И вот, Я истреблю их с земли… Сделай себе ковчег… И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтобы они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут… И сделал Ной все; как повелел ему (Господь) Бог, так он и сделал».
Всемирный потоп (Бытие, VII, 10-24)
«Лился на землю дождь… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы… Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, все истребилось с земли: остался только Ной, и что было с ним в ковчеге».
Спасенные выходят из ковчега после потопа (Бытие, VIII, 18-19)
Вода на земле продолжала прибывать. «И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились… И остановился ковчег… на горах Араратских». «Чтобы видеть, убыла ли вода с земли», Ной выпустил из ковчега голубя, «но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег; ибо вода была еще на поверхности всей земли»; через семь дней Ной снова выпустил голубя. «Голубь возвратился к нему… и вот, свежий масличный лист во рту у него: и Ной узнал, что вода сошла с земли». Еще через семь дней Ной «выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему… И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою. Выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти… пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле». И вышли они из ковчега.
Жертвоприношение Ноя (Бытие, VIII, 20-21)
После потопа «устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и всех птиц чистых, и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».
Иисус Навин говорит с народом Израиля. Иисус Навин 23:1-11
Под предводительством Иисуса Навина, была покорена вся земля, которую Господь обещал Моисею. Когда Иисус состарился, он призвал к себе сынов Израилевых. И обратил он свои слова к девяти с половиной коленам, которым давал в удел земли сам. «И сказал им: я состарился, вошел в преклонные лета. Вы видели все, что сделал Господь, Бог ваш, пред лицем вашим со всеми сими народами, ибо Господь, Бог ваш, Сам сражался за вас… Посему во всей точности старайтесь хранить и исполнять все написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо ни налево. Не сообщайтесь с сими народами, которые остались между вами; не вспоминайте имени богов их; не клянитесь (ими), и не служите им, и не поклоняйтесь им, но прилепитесь к Господу, Богу вашему, как вы делали до сего дня… Посему всячески старайтесь любить Господа, Бога вашего».
4. История об Аврааме
Авраам был первым патриархом, необычайно достойным, богобоязненным и праведным человеком. Он первый среди язычников уверовал в единого Бога. С Авраама начинается история еврейского народа. Бог заключил завет с Авраамом: за сохранение истинной веры Он обещал Аврааму многочисленное потомство.
События, представленные в этой лоджии, являются предтечей событий Нового Завета. В частности – «Авраам и Мелхиседек», где подношение хлеба и вина, Аврааму, прообраз новозаветного сюжета «Тайная Вечеря». Дар хлеба и вина ассоциируется с причастием для христианской традиции. В сюжете «Авраам и три ангела» явление трех ангелов представляется как провозвестие явления в мир Троицы. Предсказание о рождении ребенка у Авраама и Сарры – прообраз Благовещения.
Авраам и Мельхиседек (Бытие, ХIV,18-24)
После возвращения из Египта, Авраам и его племянник Лот решили разделится, ибо «непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе». Авраам стал жить у дубравы Мамре, близ Хеврона, а Лот поселился в городе Содоме. Когда на Содом напали неприятели, то Лот со всем своим имуществом был захвачен в плен. Авраам, узнав об этом, собрал рабов своих и преследовал неприятелей. Он освободил Лота и вернул все принадлежащее ему. Когда Авраам возвращался «Мельхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его и сказал: Благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; И благословен Бог Всевышний, Который предал врагов в руки твои. (Авраам) дал ему десятую часть из всего».
Явление Бога Аврааму (Бытие, ХVII, 1-9)
Авраама тревожило отсутствие наследника. И «было слово Господа к Аврааму в видении (ночью), и сказано: не бойся, Авраам; Я твой щит; награда твоя (будет) весьма велика. Авраам сказал: Владыка Господи! что ты дашь мне? я остаюсь бездетным… И было слово Господа к нему, и сказано: … тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником… И сказал (ему): посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность».
Авраам и ангелы (Бытие, ХVIII, 1-19)
Бог замыслил произвести от Авраама «великий народ». «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой)». Авраам увидел «три мужа стоят против него… и поклонился им до земли. И сказал: Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего». Хотя Авраам и жена его Сарра «были в летах преклонных», им было предсказано рождение сына. Услышав это предсказание «Сарра внутренно рассмеялась… И сказал Господь Аврааму: отчего это (сама в себе) рассмеялась Сарра, сказав «неужели я действительно могу родить, года я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа?». В назначенное время родился ребенок, которому дали имя Исаак.
Лот с семейством покидает Содом и Гоморру (Бытие, ХIХ, 15-23)
Господь вознамерился покарать города Содом и Гоморру, ибо жители их были греховны. Посланные Господом Ангелы вывели Лота, его жену и двух дочерей за пределы Содома, после чего «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь». Ангелы предупредили Лота: «спасай душу свою; не оглядывайся назад, и нигде не останавливайся в окрестности сей». Но жена Лота не послушалась, она обернулась назад и превратилась в соляной столп.
Завет с Ноем и его сыновьями. (Бытие 9:8-15)
После потопа Бог заключил завет с Ноем и его сыновьями: Симом, Хамом и Иафетом, от которых населилась затем вся земля. «И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас; и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли…. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами… и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».

Рафаэль Санти — итальянский живописец, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Сын живописца Джованни Санти. Один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, для картин которого характерна подчеркнутая сбалансированность и гармоничность целого, уравновешенность композиции, размеренность ритма и деликатное использование возможностей цвета. Безупречное владение линией и умение обобщать и выделять главное сделало Рафаэля одним из самых выдающихся рисовальщиков всех времен. Наследие Рафаэля послужило одним из столпов в процессе становления европейского академизма. Братья Карраччи, Пуссен, Менгс, Давид, Энгр, Брюллов и ещё многие другие художники превозносили наследие Рафаэля как самое совершенное явление в мировом искусстве.
Сикстинсая мадонна, этот алтарный образ — последняя из крупных работ Рафаэля, посвященных его излюбленной теме. Еще в ранний период творчества он обращался к образу Мадонны с младенцем, каждый раз отыскивая новый подход. Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное.
Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение — ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны — воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.
Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу. Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.
«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.
В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».
Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем:
«Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил».
Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать».
Вот как передал русский поэт Василий Жуковский свои впечатления от Сикстинской Мадонны Рафаэля:
«Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошел в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в нее входило; неизобразимое было для нее изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею.
Он лишь в чистые мгновенья Бытия слетает к нам, И приносит откровенья, Благодатные сердцам.
…Приходит мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека. Все происходит на небе: оно кажется пустым и как будто туманным, но это не пустота и не туман, а какой-то тихий, неестественный свет, полный ангелами… И Рафаэль прекрасно подписал свое имя на картине: внизу ее, с границы земли, один из двух ангелов устремил задумчивые глаза в высоту; важная, глубокая мысль царствует на младенческом лице: не таков ли был и Рафаэль в то время, когда он думал о своей Мадонне? Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной. И как мало средств нужно было живописцу, чтобы произвести нечто такое, чего нельзя истощить мыслею! Он писал не для глаз, все обнимающих во мгновение и на мгновение, но для души, которая, чем более ищет, тем более находит…»
Об этом произведении сказано очень много, преимущественно в самых восторженных тонах, вполне уместных и оправданных. Обратим внимание на тяжелую драпировку, изумрудно-зеленый занавес, прикрывающий верхние углы картины. Этим не только концентрируется внимание на ликах Мадонны и Младенца, но и подчеркнуто их вхождение в жестокий земной мир с жертвенной решимостью нести свет любви людям. Задумчивые ангелочки внизу, чуть растрепанные, серьезны: они понимают, что все уже предопределено свыше (да и мы понимаем: все уже свершилось). Под ногами у женщины с ребенком — земной шар в облаках. Дано ли им спасти мир? Как бы то ни было, они пристально смотрят на зрителя, ибо ему решать, достоин ли он такой жертвы, что ему довелось совершить в жизни во искупление ее, чем он одарил людей, каков смысл его недолгого пребывания на Земле?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *