Дорогие братья и сестры!
Мы решили поместить на сайте текст Божественной Литургии, который выдается у нас на Литургии в субботу, для того, чтобы все присутствующие могли петь и следить за службой.
ФОТО © azbyka.ru
Вы можете подробнее ознакомиться с текстом дома или распечатать для себя.
Ниже приводим песнопения, которые нужно заучить, а со временем Вы сможете петь их вместе с хором.
Тропарь храма:
Православныя веры поборниче, земли Российския печальниче, пастырем правило и образе верным, покаяния и жизни во Христе проповедниче. Божественных Тайн благоговейный служителю и дерзновенный о людех молитвенниче, отче праведный Иоанне, целителю и предивный чудотворче, граду Кронштадту похвало и церкви нашея украшение, моли Всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша
https://www.hamburg-hram.de/files/music/Troparj_hrama_E.MP3
Кондак храма:
Днесь пастырь Кронштадтский предстоит Престолу Божию и усердно молит о верных Христа Пастыре-начальника, обетование давшего: «Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ея».
https://www.hamburg-hram.de/files/music/Kondak_hrama.MP3
Предстательство христиан непостыдное:
Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
https://www.hamburg-hram.de/files/music/Predstatelstvo_hristian.MP3
Вместе с тем, для лучшего понимания богослужения, предлагаем Вашему вниманию текст Литургии с параллельным переводом на русский язык.
Здесь Вы найдете не только известные уже Вам песнопения и молитвы, но и те молитвы, которые читает священник в алтаре. Важно познакомиться с ними.
Хочу в этом разделе о Божественной Литургии направить Вас к прекрасному фоторепортажу с комментариями священника Константина Пархоменко.
Божественная Литургия: шаг за шагом.
Молитва иконе Пресвятой Богородицы Экономисса
Июль 17th 2014 —
Тропарь, глас 4
Предстательство страшное и непостыдное, / не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, / Милостивая верных Домостроительнице, / утверди православных жительство, / спаси страну нашу и всех православно живущих в ней защити, / зане родила еси Бога, // Едина Благословенная.
Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, / ходатайство ко Творцу непреложное, / не презри грешных молений гласы, / но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; / ускори на молитву и потщися на умоление, // предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.
Молитва
О Пречистая Владычице Богородице, Всечестнейшая наша Мати Игумение всех православных святых обителей иноческаго жития, во Святей Горе Афонстей и по всей вселенней сущих! Приими смиренная моления наша и принеси я ко всещедрому Богу нашему, да спасет души наша Своею благодатию. Воззри на ны милосердным Твоим оком и соверши Сама о Господе наше спасение, понеже без милости Спаса нашего и Твоего святаго о нас ходатайства не возможем окаяннии совершити своего спасения, яко окаляхом житие наше в суетах мирских, ибо время приближися жатвы Христовы и день Страшнаго Суда приспе. Мы же, окаяннии, погибаем в бездне греховней нерадения ради нашего, по реченному от святых отцев, первоначальников ангельскаго во плоти жития, яко последнии монаси нерадением жития своего уподобятся мирским человеком, еже и сбысться днесь, ибо последнее иночество наше плавает житием своим в мори житейском, посреде великия бури и непогоды, ибо наша святыя обители во прасе пребывают, грехов бо ради наших всеправедный Судия Господь наш Иисус Христос тако благоволи, мы же, недостойнии, не имамы, где главы подклонити.
О сладчайшая наша Мати Игумение! Собери ны, разсеянное стадо Христово, воедино и спаси православное монашество последняго века сего, и всех православных христиан сподоби райския жизни со ангелы и всеми святыми во Царствии Христа Бога нашего, Емуже честь и слава, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.
Метки: Богородица
«Во Славу Божию!»
У православного христианина бывают периоды особой целостной связи с Господом, такие как таинство причастия. После духовного обновления крещеные читают благодарственные молитвы по святом причащении. Эти тексты есть на церковнославянском, старославянском, славянском, русском языках. Они наполнены доверием и признательностью Всевышнему за избавление и просветление.
Старец иеросхимонах сампсон
^ МОЛИТВА ПОСЛЕ СВ.ПРИЧАЩЕНИЯ
Твоим Пречистым Телом, Твоей Пречистой Кровию, Иисусе, Спасе мой, Ты меня всего обнови: обнови сердце мое, обнови душу мою, обнови тело мое, обнови ум мой, обнови волю мою, обнови жизнь мою. Возьми от мене мое тяжкое бремя греховное. Исцели сердце мое. Умертви страсти моя. Научи меня молиться, научи меня каяться. Научи меня плакать, научи меня вопить Тебе. Смири сердце мое, смири ум мой, исцели гордыню мою. Даждь мне ныне положить начало благое. Прими мое покаяние, не остави мене, не отступи от мене. Даждь ми плач за грехи моя, даждь ми исповедовать грехи моя, не остави мене, не отступи от мене за грехи преступныя моя.
Помилуй меня по велицей милости Твоей. Пощади меня. Не отвергай меня. Даждь ми незлобие, даждь ми кротость, даждь ми целомудрие, даждь ми терпение, даждь ми послушание, даждь ми молчание, даждь ми беспрестанное самоосуждение и внимание над самим собой. Даждь ми пламенную, огненную, каменную, умно- ясную веру. Даждь ми возненавидеть грех, даждь ми оставить грех. Пригвозди меня страху Твоему, овей меня страхом Твоим, даждь ми любити Тя всем сердцем моим, всею мыслию моею, всем умом моим, всеми жилами моими прилепиться Тебе, Тебе жити, не себе, не греху. Сотвори со мною Твою милость. Во всем, во всем да будет воля Твоя. Аминь. Даждь ми уши слышати Тя, даждь ми вкус вкусити Тя, даждь ми нози прийти к Тебе, даждь ми сердце боятися Тя, даждь ми сердце любити Тя. Возьми мое от мене и даждь ми творити волю Твою. Отыми ветхое и даждь ми новое, отыми сердце каменное и даждь ми сердце пламенное, Тебя любящее, Тебя умоляющее, Тебе плачущее, Тебе кающееся, Тебе воздыхающее, Тебя боящееся, Тебе живущее, не себе, не греху. Даждь ми сердце кроткое, смиренное, целомудренное, чистое, терпеливое, боящееся греха, ненавидящее грех.
Буди души моей пища и питие. Буди источник жаждущей души моей. Буди свет помраченного грехом ума моего, сердца моего. Буди отрада в скорби моей. Буди веселие в печали моей. Буди избавление противу страстей моих. Буди премудрость противу безумия моего. Буди смирение противу гордыни моей. Буди освящение противу нечистоты моей. Буди укрепление противу слабости моей. Буди сила противу немощи моей. Верую, помози моему неверию. Аминь.»
Эту молитву старец Сампсон давал читать после Святого Причащения. Он печалился, когда кто-то жил несобранно и не готовился к регулярной исповеди и Святому Причащению, и говорил:
«Бывает, что убегают от причастия, страшатся. Это от укора совести, от запущенной совести, от греха малодушия! Это очень страшная вещь, когда уже бесы командуют нами и уводят нас от святыни. Это состояние бесовское. Надо страшно этого бояться. Вот почему мера преуспеяния монашества зависит от частого причащения и исповеди. Один раз в три недели — хорошо. Один раз в месяц — маловато. Схимнику — через неделю. Кричать: анафема греху!
Причащаться самой последней — для молитвы и покаяния. Когда видишь Кровь и Тело Господне, как можно много слов говорить? Только одно: «Прости, исцели». И когда коснешься краешка ноготка Господня, как можно много говорить? Только одно слово: «исцели!» или: «обвей мя страхом Твоим!» или: «даждь ми страх Твой!» После Святого Причащения, пока идешь до запивки, читать молитву: «Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе, Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя Честная — во оставление грехов; буди же мне благодарение сие в радость, здравие и веселие; в страшное и Второе Пришествие Твое сподоби мя, грешнаго, стати одесную славы Твоея, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых». После этой молитвы читать: «Светися, светися…»
После прочтения благодарственных молитв чтецом еще самому нужно прочитать благодарственные молитвы и молитву: «Твоим Пречистым Телом» в храме. Выходя из церкви, дорогой читать Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Слава Тебе…» Придя домой, опять прочесть благодарственные молитвы перед святыми иконами. Если приустал, на некоторое время прилечь на постель, не раздеваясь, поверх одеяла, потом, восстав, продолжать читать Иисусову. И после пяти часов немного поесть. Чтобы целый день сохранять чувство благодарения Господу. Бегать всякого греха, суеты, соблазна. Заниматься только духовными делами. Чтобы блюсти себя от греха, все надо делать пред Лицем Божиим. Если кто-то что-то спросит, надо ответить с любовью, очень кратко. Идешь по улице, встретится кто-нибудь, тут же спроси себя: а как это будет пред Богом? Всегда говорить, всматриваясь в себя, чтобы не было лести, чтобы не было лжи, не было человекоугодничества, была бы одна голая правда.
Если встанет вопрос и не сможешь ответить, чтобы не солгать и не обмануть, не схитрить, не слукавить — говори просто: я не знаю, не могу на это ответить, другого спросите, опытного или умного. Вот тогда на самом деле будет жизнь пред Лицем Божиим, и всегда будет радостно и весело, и эта мирность никогда не покинет. Никогда не показывать свое настроение. Гордый человек, себялюб заботится только о себе, не замечает окружающих, любви в нем нет. Тот никогда не будет соделывать свое спасение. Это эгоистическое состояние, то есть языческое. Нудить себя, всегда быть внешне мирным, чтобы людей не огорчать. Боязнь огорчить человека — это и есть христианство. А обидеть человека — даже и в мысли не должно быть. Это первейшая забота христианства, мерка христианства».
Службу Батюшка вел очень строго. Его возгласы были мольба! При нем никто не смел разговаривать в алтаре. Однажды, когда в алтаре разговаривали два монаха, он громогласно их выгнал: «Выйдите вон! Здесь не место болтать!» Бывали случаи, что некоторых Батюшка причащал под другими именами. Они были в недоумении. А оказалось, что через несколько лет они принимали монашество, и дали им те имена, под которыми причащал Батюшка. Давая крест после литургии, Батюшка не упускал в себе благодарственной молитвы. У него молитва благодарения была настолько велика и сильна, что даже некоторых собственных чад он не замечал и не поздравлял после причащения.
Многие ревностные чада очень завидовали тем, кто жил около Батюшки; тому, что они ежедневно слышали столько поучений и наставлений: а мы, мол, только от исповеди до исповеди. Батюшка их переубеждал и говорил: «Да, они обогащаются, но не растут. Они не используют то богатство, которое слышат, не применяют и не используют. Мало себя шлифуют исповедями, редко говеют. Они устают от народа, от суеты, от приготовления пищи, от хлопот…» Но одна из чад никак не могла согласиться с Батюшкой.
Чтобы ее убедить, он переселил ее к себе. Жила она радостная и веселая. Много беседовала с Батюшкой на духовные темы. Назначает он ей прийти на исповедь: «Вот сегодня в 5 часов буду тебя исповедовать».
Она готовится. Но ровно в пять часов приезжают дальние, сразу десять человек. Батюшка занимается с ними. Пришли еще другие — и тех принял. Она так и осталась без исповеди. Она кормит Батюшку ужином. Они беседуют. Все мирно, тихо.
Батюшка опять назначает ей исповедь в пять часов вечера, на завтра. Точно так же в это время приезжают из Загорска восемь человек. Батюшка опять их принимает. Она опять остается ни с чем. Батюшка поздно вечером ее утешает: уж завтра обязательно будет твой день. И в этот день, так же, к пяти часам, даже раньше, приезжают другие, еще только начинающие духовную жизнь. Она опять остается без исповеди. Тут уж она больше не выдерживает и говорит Батюшке: «Отпустите меня, лучше я сниму себе комнату, и буду заниматься собой, своей совестью, чтением духовных книг, и буду регулярно приходить к вам на исповедь». Батюшка удовлетворил ее просьбу.
Иногда Батюшка своим чадам давал и послабление. Собирал их на праздничный стол. Все дружно хлопотали, приготовляясь к чаю: фрукты, конфеты, торты, печенье и т.п. Но прежде, чем сесть за стол, Батюшка совершал молебен, а после молебна пили чай. За столом шла увлекательная беседа. Батюшке задавали вопросы, он отвечал или рассказывал что-нибудь интересное. Было много шуток, застолье проходило радостно и весело. Но вот чаепитие заканчивалось. Все поют благодарственные молитвы и опять, вторично, праздничные тропари; и всегда, во всех случаях, Батюшка любил слушать пение хвалебной песни Божией Матери: «Тебе, Богородице, хвалим…»
К таким торжественным дням относились двунадесятые праздники и его личные дни. Духовные беседы с чадами про- водились и во время болезни Батюшки, когда он не мог исповедовать. Соберется человек десять, и Батюшка опять утешает их живым словом. Батюшка считал, что если потухнет молитва келейная, то духовную жизнь вообще невозможно будет вести такую, какую именно созидал Батюшка. Иначе его метод воспитания духовной жизни, — «сампсоновская школа», школа типа древнехристианской общины, — не смогла бы существовать.
По этой причине Батюшка усилил внимание к молитве. Он многих благословил переменить работу на более легкую, кого-то благословил вместо гражданской работы петь на клиросе, чтобы усилить труды молитвенные, келейные. А от келейной молитвы зависит молитва и в дороге, и на работе, и в храме. Он говорил, что даже во время работы нельзя оставлять молитву. «Появилась свободная минута — обязательно читай Иисусову, «Всемилостивую», идешь ли пешком, едешь ли в автобусе, в метро: читай Иисусову и «Всемилостивую». Кругом море людей, нельзя даже присесть. Но для тебя народ не существует. Ты — в пустыне. Вокруг тебя никого нет. Только Ты и Божия Матерь. Ты и Спаситель. Ты и Ангел Хранитель. Ты и Твой авва. Вокруг пляшут, гармошка играет. А ты молись, так как ты в пустыне, ты не должен слышать ни гармошки, ни пляски, а только — молитву.»
В Москве Батюшка стал насаждать сердечную молитву. Чтобы молитва — Иисусова, «Всемилостивая»- сделалась основой и потребностью сердца, вросла в их сердце. На одной фотографии Батюшка написал: «Своему чадцу в часы обучения молитве Иисусовой. Иисусова — как плач и стенание, и исповедание Распятого нас ради. Люби узелки, они у нас все».
Другому чаду написал так:
«Дорогому безмерно моему духовному чаду… постриженнице и упорной ученице о Господе Спасе нашем. В день Твоего личного дня! Да будет Иисусова молитва и молитва «Достойно» в тебе и у тебя не только твоим зеркалом сердца, совести и любви к людям, но и показателем степени твоего покаяния, оплакивания своих грехов и бессилия (без благодати и помощи Божией) и твоего упорства и настойчивости выжигать из себя все проявления гордыни, самолюбия, обидчивости, настойчивости, человеческого упорства, любопытства житейского, себяжаления пред собой и жалости. Упорно добивайся умереть миру, то есть делай все очень и очень многое только от любви к людям, чтобы их радовать.
Твой авва. 1975г.»
Батюшка вводил иногда на Великий Пост узелковое правило: «Пятисотницу». Никаких канонов, а только Иисусову и «Всемилостивую» . Батюшка разъяснял, как надо начинать свой день: «Утром, вскакивая с койки, мы тут же начинаем читать тропари:
1. «Восставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне…»
Пока мы одеваемся, мы эти тропари уже читаем. Дальше, идем мыться:
2. «Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою…»
А когда мы уже кончаем свой туалет, мы уже начинаем:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа…», «Царю Небесный» (3-4 р.) «Пресвятая Троице, помилуй нас…» (3-4 р.) «Святый Боже» (3-4 р.)
Пока мы внутренне не соберемся для разговора с Богом. И вот уже всю свою собранность мы приводим к молитве: «К Тебе, Владыко, Человеколюбче…» и т.д.
И это есть потребность сердца. А без этой потребности жить скучно. Это и есть — святиться. Оно входит в нас, т.е.: Закон Божий, Заповеди Блаженств.»
Батюшка разъяснял:
«Надо молиться так, чтобы не привыкнуть к молитве, чтобы всегда был живой разговор с Богом. Чувствуешь, что уже устал мозг, надо переходить к другой молитве, чтобы не было напряжения, которое дает усталость. Надо уметь отдыхать в молитве. Лучшее проявление радости — только молитвенное, христианское, с обязательным соблюдением правила Святых отцов, Угодников». Некоторые жаловались, что у них не получается беседы с Богом, а только чтение молитвы. Батюшка отвечал: «Почему наша молитва бывает чтением или вычитыванием — потому что совесть наша бывает помрачена чем-нибудь:
- или неизвинением и неоправданием кого-то,
- или каким-то грехом, которым мы связаны, и он опять повторился, мы от него отстать не хотим.
Поэтому наша молитва бывает вычитывание, а не молитва. Укоризны совести не от чистого сердца, от которого исходят вся злая. Значит, надо сесть за стол и вспомнить; что же такое было? Что же я сказал плохое вчера, днем или вечером? Или что подумал плохое, или что мне хочется плохого, что меня лишает способности и права молиться? Не забудете, да?
Способность и право молиться, да? Бывает так, что мы способны, но не имеем права. Мы кого-то не хотели простить и не можем простить, и не пытаемся простить. Мы ведь злопамятны, да? В это время нельзя молиться! Что надо сделать в этом случае? Надо сесть и писать свою совесть. Записать на исповедь. Тем, что ты написала это на записке духовнику, ты пишешь Богу. Ты уже начинаешь иметь право молиться. Это таинство начинает совершаться. Во-вторых, ты фиксируешь свое раскаяние, свое самоосуждение, свое намерение принести Богу покаяние, да? Свое намерение обесславить себя пред человеком и получить прощение, да?»
Батюшка большого правила не давал. Он объяснял, что только духовно безграмотные люди могут давать большое правило. Основой молитвы Батюшка считал внимание и объяснял, как надо читать свое келейное правило, чтобы оно было молитвой:
«Помилуй мя Боже» — 12 минут, как жвачку жевать — это молитва. Молитвы на сон грядущим читать 45 минут — это молитва. Молитвы утренние читать 45 минут — это молитва. Акафист Спасу — 50 минут, разжевывая каждое слово — это молитва. Сердце чтобы плакало — это молитва. Три платка надо смочить во время литургии — это будет молитва.
Но при условии:
- Считать себя самым последним.
- Всех считать выше себя.
- Никого не осуждать.
И недопустимо пропускать службы, особенно в праздничные дни. Не одним хлебом человек должен питаться, а Словом Божиим». Батюшка учил молитве только умной, православной, без участия чувств: «Молитва есть слияние сердца с Богом через ум, т.е. молиться надо сердцем через ум. Когда человек молится сердцем при участии ума, он пропускает сердечные переживания через сознание. Молитва есть зеркало, есть огонь, есть озарение, есть термометр его духовной жизни».
Батюшка говорил, что очень многие путают смирение с самогрызением и что самогрызение ничего общего с духом смирения и сокрушения не имеет. «Самогрызение — это покаяние бесовское, от своего гордого «я». Человек упрекает себя: зачем, почему пошел, тогда бы не встретил там искушения. Никого нельзя винить: ни демона, ни человека, и не корить себя. Нам дано только право через способность протестовать и оберегать себя от греха, — не поддаваться искушению при помощи Божией, оберегая себя молитвенным строем, через смирение.»
^ МОЛИТВА В ХРАМЕ
Молитва в храме стоит в прямой зависимости от домашней молитвы: домашняя молитва является основой молитвы в храме. Если будет налажена домашняя молитва, значит, обязательно будет налажена и молитва в храме. Самое лучшее время для молитвы — это ночь. Ночью акафисты не читаются. Ночью читают «Достойно есть», «Всемилостивую», Иисусову на все лады. Освещать «Голгофу» или икону лампадами и молиться по четкам.
Второе: нужно устранить многопопечительность в дни при-хождения в храм Божий: это обычная уловка бесов, наше праздное отношение к самому себе. И мы сами себя лишаем сладости богопредстояния за Богослужением, и виноваты только мы сами. Мы себя не настраиваем, не бережем. Идя в церковь, мы должны быть уже настроены молитвенно, и с этим настроением должны входить в храм. Переходя порог храма, непременно заниматься Иисусовой. И под состояние надоедливого надоедания Иисусовой — включиться в участие чтения и пения Богослужения.
Ни в коем случае не читать механически Иисусову молитву: читать тем же плачем, не беспокоясь, что ты не слышишь песнопений и чтений Богослужения. Слышание непременно будет. Будет только двоякая работа: уши будут слышать пение и чтение (и часть мозга), а сердце будет плакать, вопить Иисусовой. Это будет сливаться вместе, потому что немыслимо монаху оставлять Иисусову за Богослужением. Она оставляется только на Евхаристии. «Объедается» молитвой только тот, кто вопиял без покаяния, механически. А если он вопил плача, он никогда не объедается. Что читать на Литургии?
На антифонах («Благослови…» и «Хвали…») — участие наше — Иисусовой. «Единородный Сыне…»- гимн Божеству и Православному исповеданию:
— читается молитва преп.Иоанникия Великого: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, Покров мой Дух Святый. Троице Святая, слава Тебе» (3-4 раза).
На Блаженствах:
«Нищие духом» — молимся: «Смири сердце мое, смири ум мой, даждь ми смирение, сердцу моему».
«Кротции» — «даждь ми кротость, вложи, всели во мне кротость Твою».
«Милостивии» — «даждь ми никого никогда не осуждать и никогда ни о ком ничего не говорить, не рассказывать, всех извинять, всех любить».
«Чистии сердцем» — «даждь ми целомудрие, даждь ми страх Твой, вложи в меня страх Твой, даждь ми кротость Твою».
«Алчущии и жаждущии правды» — «даждь мне любити Тя всем сердцем моим, всем умом моим, всем сознанием моим, всеми жилами моими, всем существом моим; только Тебе жить: ни себе, ни греху».
«Миротворцы» — «даждь мне терпение. Даждь мне всех окружающих меня любить больше, чем самого себя».
«… егда поносят вас…» — «даждь мне терпение. Вложи в меня Твое терпение».
«Радуйтеся и веселитеся»- «Спаси мя, Спасе мой, спаси мя, Боже мой, спаси мя погибающего, безумного грехами моими, житием моим».
На чтении Апостола и Святого Евангелия — Иисусову, и слушать. На ектениях за здравие и заупокойных — своих поминать, очень благоговейно. Если участия нашего нет, то Иисусову читать.
На «Херувимской» — только псалом 50-й: медленно, умоляюще.
На каноне Евхаристии: на «Достойно и праведно…» (начало), молитву: «Пресвятая Троице…», 3-4 раза, медленно, умоляюще.
«Победную Песнь…» —
Трисвятое — 3-4 раза, медленно, умоляюще.
«Примите, ядите,,.» — молча, или Иисусову.
«Пиите от нея вси…» — то же самое.
«Твоя от Твоих…»
молитва «Царю Небесный» — 3-4 раза, очень неспешно, медленно; на конец — земной поклон. Первый — в землю.
«Изрядно о Пресвятей…» — «Достойно» и «Всемилостивую» на все лады, усердно и припадающе, но торжествующе. Второй земной поклон — Божией Матери. «В первых помяни, Господи» — помянник своих живых и мертвых. Третий земной поклон. Все прочее соучастие — по вкусу молящегося. «Со страхом Божиим…» — тропарь Воскресению Христову. Прочее время — Иисусову не выпускать, читая «Слава Тебе, помилуй меня».
Батюшка объяснял: В церкви, когда читается канон, читать Иисусову. На каноне Божией Матери читается «Всемилостивая», Во время панихиды узелки — только при чтении записок. Креститься только в конце молитвы. «Аминь» — как подтверждение, во время молитвы не креститься, так как это может помешать беседованию с Богом, т.е. перебить молитву.
Батюшка давал правило ко Святому Причащению на пасхальную неделю:
- Пасхальная утреня.
- Канон ко Св.Причащению.
- Молитвы ко Св.Причащению, и вместо: «Царю Небесный» читать: «Христос Воскресе…» Эпитимии опускаются.
Домашнее правило:
- Утром и вечером читать пасхальное.
- Акафисты.
- Узелки: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий Воскресший, слава Тебе!»
Батюшка предупреждал идущих по пути духовному: «Если мы знаем, что мы человека обидели или огорчили, и вспомнили и знаем, что, вероятно, он молиться не может, потому что он обижен; если он не спохватится и не найдет мне оправдания и извинения, значит, он не молится, да? Он помрачен, да?
Он сегодня не христианин, да? Его покинул Ангел Хранитель, да? А виноват — я. Осознать это — и есть христианство. И закон любви нарушен, да? Закон любви. Нет, никакие подвиги поста, милосердия, милостыни, литургии — не помогут.
Ты должен примириться с Богом, осознать грех, иметь намерение и поспешить при первом удобном случае скорее попросить прощения. Самолюбие — причина всем бедам, от которого зависит Вечная Вечность и вечное спасение. Вот почему Святые Отцы говорят: «Нет смирения — нет спасения». Уныние — обман под действием хитрого демона, противоречение сердцу и совести. Тревога не потому, что совесть была нечиста, а что враг донимал смущением. И только:
- Упорный, постоянный труд молитвенный.
- Строгое соблюдение поста. Первая ступень — боязнь пресыщения и сытости.
- Запись помыслов и совести. Частая исповедь и частое говение, через 2-3 недели обязательно.
- Чтение книги (хотя бы одного листа) перед правилом на сон.
- Неувлечение уборкой и чистотой комнаты и тела.
- Сон в меру, 6-7 часов.
- Под всяким предлогом демоны будут бороть: в храм не ходить, четки забыть, подменить молчание и собранность дружбой, жалобами друг на друга.
Безумие даже подумать, что нашим терпением что-либо доброе может быть или вообще нашим терпением чего-либо достигнем. Это опять от врага. Себя считать осужденным на гибель — это демоны наводят уныние. Предопределение — бесовский обман. Ведь по молитвам Церкви и милостыней можно душу освободить из дна ада! Так что же бесу обманывать? Человек, который не видит грехов, находится в состоянии падшего человека.» У некоторых тщеславных молодых людей было развито фантазерство. Батюшка убеждал подробно исповедовать это, не бояться исповедовать.
«Глупый переходный возраст самовлюбленности, легкомыслия, чувственности, фантазерства, то есть — живая жертва демонам». «Что может быть выше чистоты (сердца и тела)? Она называется целомудрием и девством. Но за это девство надо стать в жизни мучеником. Без мученичества ничего Божьего, тем более чистоты, девства, целомудрия не дается.
Только и только ради любви ко Господу Распятому можем сохранить чистоту тела, сердца, ума и биться, Его ради, каждый день, всю свою жизнь (до отозвания в вечность).