Содержание
- 2. 1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите
- 3. 2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите
- 4. 3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите
- 5. Морфемный словарь
- 6. 4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите
- 7. 5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите
- 8. 6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите
- 9. 7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите
- 10. 8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите
- 13. 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите
- 14. 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите
- 15. 11.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите
- 16. 12) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите
- 17. 13. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите
- 18. Однокоренные слова «сочетать»
- 20. 14.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите
- 21. Однокоренные слова «творчество»
- 22. 15.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите
2. 1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите
номера ответов
1) укрАшения, скАкать, загрАждение
2) поглОщение, блИстательный, посЕдеть (от
горя)
3) запИвать (лекарство), примИрять
(спорщиков), размЯгчить
4) прикОсновение, несгОраемый, внИмание.
5) срАщение, располАгать, замИрать.
3. 2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите
номера
ответов.
1) плАвучий, гармОнировать, чАстота (помещения)
2) удИвляться, отвАрить (картошку), посвЕтить
(фонариком)
3) кАблук, дЕлегат, пАлисадник
4) вАтрушка, привИлегия, дИзентерия
5) гОризонт,обАяние, урАган
4. 3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите
номера ответов.
1) оплАтить, запрЕщённый, отклОнение
2) возрОждение, растОлковать, поглОщать
3) срАвнение, промОкает, блЕстящий
4) настрОение, обнОвлённый, обвИвал
5) поднИмать, обжИгание, рОскошный
5. Морфемный словарь
Однокоренные слова к слову «поглотить»
• Корень в слове «ПОГЛОТИТЬ» — ГЛОТ.
• Часть речи «глагол»: глотаешь, глотал, глотала, глотать,
глотаться, глотают, глотну, глотнуть, заглотала, заглотать,
заглотнуть, наглотаться, отглотнуть, переглотать, поглотать.
• Часть речи «деепричастие»: проглотив.
• Часть речи «прилагательное»: глотательный, глоточный,
носоглоточный, окологлоточный, поглотительный,
языкоглоточный.
• Часть речи «причастие»: глотавшего, заглотанный,
переглотанный.
• Часть речи «существительное»: влагопоглотитель, глотание,
глотка, глотки, глотку, глоток, глоточек, глоточка, живоглот,
запахопоглотитель, носоглотка, поглотитель, шпагоглотатель.
6. 4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите
номера ответов.
1) услОжнять, кОсить, вырАщенные (огурцы)
2) укрОтитель, посвЯтить (стихи другу), покАяние
3) залИзать (рану), занИжать, спИшите (данные)
4) пробИраться, обскАкать, сочЕтание
5) рОсистый, принИмать, обнОвить
• Искл.:сочетать, сочетание, чета
7. 5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите
номера
ответов.
1) (высокий) урОвень, опЕреться, выдЕрнуть
2) подрОвнять (волосы), располОжение,
занИмать (ребёнка)
3) раздЕвалка, сфОрмулированный, залЕзать
(на дерево)
4) эстАкада, прецЕдент, фЕномен
5) плАвучие, наклОниться, начИнать
8. 6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите
номера
ответов.
1) возрАстной, поплАвок, срАвнить (результаты)
2) срАщение, прикОсновение,
благотвОрительность
3) зАрницы, примИнать (траву),рОсточек
4) напомИнать, расстИлается, отрАсль
5) побЕлить, вИтрина, абОнемент
• Корнем слова оказывается морфема ВОЗРАСТ-: Возраст-ВырастиОтрастает-Рослый.
9. 7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите
номера ответов.
1) кОмплимент, обогАщение, дАльновидный
2) настрОчить, мАксимальный, кАвычки
3) завИзировать (документ), полОскать (бельё),
устрАшать (врага)
4) чИстота (посещений), клЕёнка, умОлчание
5) нагрЕвание, настрОение, скАлолаз
10. 8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите
номера ответов.
1) отрАсль, зажИгательный (танец), выскОчка
2) поклОнение, выгАрки, замИрать
3) тЕрраса, гОризонт, прекрАтить (ссору)
4) мАнсарда, озАрять, привИлегия
5) рАвнина, экзамЕнатор, промОкает (обувь)
!Существительное отрасль относится к словамисключениям. В нем пишем букву А, несмотря
на правило.
ОтрАсли экономики он еще не повторял,
хотя экзамен по предмету уже послезавтра.
А глагол оказался послушным и подчинился
правилу, а это значит, что в корне этого слова
пишется буква О.
У цветка снова листья (что сделали?)
отрОсли.
! Однокоренные слова к слову «озарить»
• Корень в слове «ОЗАРИТЬ» — ОЗАР.
• Часть речи «глагол»: озарим, озарите, озарить,
озариться, озаряем, озаряешься, озарялись, озаряло,
озарялся, озарят, озарять, озаряться.
• Часть речи «деепричастие»: озаривши.
• Часть речи «краткое причастие»: озарено, озарены,
озарён.
• Часть речи «причастие»: озарившийся, озарявшая,
озарявшийся, озарявшим, озарённое, озарённой,
озарённом, озарённую, озарённые, озарённый.
• Часть речи «существительное»: озарение.
• ЧЕРЕДОВАНИЯ НЕТ !!!
13. 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите
номера ответов.
1) (созревает) озИмь, занИмательный, обИжаться
2) урОвень, навЕвать (печаль), непредскАзуемый
3) кОлючий, (не на кого) опЕреться, адАптация
4) гастрОном, фОнарь, кОнфорка
5) велОсипед, гИгиена, винЕгрет
14. 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите
номера ответов.
1) пАлисадник, лАбиринт, кОллизия
2) наискОсок, наперегОнки, невтЕрпёж
3) гардЕроб, манИфест, унИверситет
4) бАлагур, ярмАрка, мачЕха
5) интЕллИгент, вЕстибюль, папОротник
15. 11.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите
номера ответов.
1) блАгоденствие, принОровиться, полАскать(собачку)
2) семИнар, фАмилия, преподнОсить
3) забОлевание, раскОлоть, рОсточек
4) цЕнтральный, напрАвление, игнОрировать
5) устАревший, реАлистический, провозглАшать
16. 12) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите
номера ответов.
1) возрАст, облАгать, кОнституционный
2) сопостАвление, увлЕкаться, прилОжение
3) инжЕнер, верЕница, артИллерия
4) тОржествовать, апЕлляция, нОстальгия
5) тАлант, кАвалерия, адвОкат
17. 13. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите
номера ответов.
1) теАтральный, достОяние, обрАзцовый,
2) сочЕтать, нарАщивание, рАвнение
3) зАрница, мАкать (сухарик в чай), излОжить
4) внИмательно, занИматься, рОстовщик
5) стИрать,застЕлить, помИриться
18. Однокоренные слова «сочетать»
сочетать — глагол, корень слова — сочета, имеет следующие однокоренные
слова:
20. 14.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите
номера ответов.
1) порОсль, пИровать, кАстрюля
2) вымОкнуть, гОрнист, кАрнавал
3) загОрелые, плОвец, напомИнали
4) вытИрал, твОрить, вскОчить
5) почИтать, поклОнение, настЕленный
21. Однокоренные слова «творчество»
Нетварный свет – светоносное действие Божественной благодати
Святого Духа, явленное Иисусом Христом апостолам на горе Фавор
(Фаворский свет), апостолу Павлу на пути в Дамаск, просиявшему ликом
первомученику Стефану…
22. 15.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите
номера ответов.
1) рЕмесленный, сОловей, гАрнизон
2) эксперИмент, парАдокс, лИнолеум
3) катАстрофа, иждИвенец, пАнорама
4) тЕрритория, стИрать, тЕрапевт
5) трАдиционный, фестИваль, гИпотеза
Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 годов и последовавшая за ним рецессия привели к сокращению социальных расходов по всей Европе. Где-то, как в средиземноморских странах, это вызывает регулярные акции протеста, где-то, как в Нидерландах, приводит к переосмыслению государственной идеологии. «Лента.ру» решила посмотреть, как зарождалась европейская идея государства всеобщего благосостояния в 1960-1970-х годах и как она пережила свой первый кризис в 1980-х: без учета опыта 30-летней давности невозможно понять, в каком направлении движется Европа, восстанавливающаяся после обвала ВВП.
Альтернатива «-измам»
Истоки происхождения идеи государства всеобщего благосостояния часто находят в социальных реформах Отто фон Бисмарка в Германской империи в конце 1880-х годов. Она была призвана увеличить поддержку правительства в широких слоях общества и составить противовес оппозиционным либеральным и социалистическим настроениям. Прогрессивное для того времени законодательство, которое предусматривало выплату пенсий и страхование от несчастных случаев на работе, позволило укрепить стабильность и приостановить массовый отъезд немецких рабочих в США. Преобразования Бисмарка, а в дальнейшем реформаторская деятельность британского премьера Дэвида Ллойд-Джорджа и итальянского политика Джованни Джолитти стали образцом буржуазного реформизма — попыток властных элит в начале XX века снизить напряжение в обществе с помощью государственного вмешательства. Успех реформистских инициатив, запущенных «сверху», показал, что капитализм поддается культивации, а классовые конфликты могут быть сглажены.
Совершенно иные задачи и масштабы встали перед западными — и прежде всего европейскими — правительствами после Второй мировой войны. В то время как Соединенные Штаты вышли из нее экономическим лидером, Старый Свет лежал в руинах, а коммунистическая альтернатива традиционному пути развития была едва ли не на пике популярности, как и внешнеполитический престиж Советского Союза. Европе требовалась такая модель, которая позволила бы сохранить преимущества капиталистической экономики, а также избежать соблазнов построения авторитарных режимов и копирования советского строя.
На этом фоне и возникло государство всеобщего благосостояния (иногда его называют государством всеобщего благоденствия или социальным государством). Обычно под этим словосочетанием подразумевается модель государства с высоким уровнем социальных расходов. В такой экономической модели граждане получают значительную помощь со стороны властей или различных форм государственно-частного партнерства; в экономике доминирует госсектор, а уровень налогообложения граждан и бизнеса остается средним или выше среднего.
Государство всеобщего благосостояния никогда не было исключительно экономическим феноменом, сохраняя сильную идеологическую компоненту — его сторонники часто использовали нравственные аргументы в поддержку своих взглядов. Показательно, что один из инициаторов социальных реформ в Великобритании, либеральный политик Уильям Беверидж, еще в 1942 году выделил пять угроз, с которыми, по его мнению, британскому обществу предстояло столкнуться после войны. Среди них только одна имела доминирующую экономическую составляющую — это бедность. Другими четырьмя политик назвал болезни, невежество, ущербность и безделье. Бороться с ними Беверидж предлагал через социально-экономические преобразования, которые включали бы создание системы всеобщего здравоохранения, социальное страхование и борьбу с безработицей.
В 1950-е, а особенно в 1960-е и 1970-е годы европейские государства начали тратить все больше средств на поддержку высокого уровня жизни своих граждан (например, во Франции с 1951-го по 1981 год расходы на социальные нужды выросли с трети до половины всех бюджетных трат). Государство всеобщего благосостояния стало не просто реформированным капитализмом, а во многом действующей альтернативой как социализму и коммунизму, так и «традиционному» капитализму. Даже в США в начале 1960-х значительная часть общества, особенно прогрессивно настроенные демократы, выступала за построение государства всеобщего благосостояния.
Очевидно, что в каждой стране эта модель обладала своей спецификой и опиралась, в том числе, на местные традиции. В 1960-1970-х годах социальные реформы в различных формах были характерны для большинства западноевропейских государств. Однако наиболее показательными они были в Великобритании, ФРГ и Италии.
Взгляд изнутри
В практической плоскости государство всеобщего благосостояния зависело от экономического роста. Например, в ФРГ в 1950-е годы он достигал восьми процентов, а в 1960-е — 4,6 процента. В Великобритании показатели были скромнее — они достигали четырех-пяти процентов в 1950-1970-е, а в Италии в послевоенные годы экономика росла со средней скоростью 5,8 процента в год. Рост ВВП позволял правительствам этих европейских государств наращивать социальные расходы в духе кейнсианской доктрины. Она предусматривала прежде всего стимулирование спроса — считалось, что платежеспособное население будет активно покупать товары и услуги, тем самым способствуя экономическому росту.
Джон Мейнард Кейнс, автор концепции поддержки экономического роста через стимулирование спроса. Фото: архив AP
Примерно в том же ключе действовал президент-демократ Франклин Рузвельт в США 1930-х годов, чтобы справиться с кризисом и выйти из Великой депрессии. Однако в европейских государствах по пути государственного регулирования экономики и социальной сферы пошли гораздо дальше, чем в Новом Свете. Европейцы не боялись наращивать расходы бюджета на социальные нужды, а в случае необходимости — национализировать целые отрасли экономики, как в Соединенном Королевстве поступили со здравоохранением после войны.
Поначалу экономическая модель государства всеобщего благосостояния работала превосходно, что отражалось как в макроэкономической статистике, так и на уровне жизни рядовых граждан. Например, в Великобритании за десять лет с 1951-го по 1961 год количество владельцев автомобилей выросло на 250 процентов, а в период с 1955-го по 1960-й средний ежегодный заработок увеличивался на 34 процента, в то время как стоимость потребительских товаров снижалась.
В бюджете ФРГ в 1950-1970-е годы доля социальных расходов возросла с 19,2 процента до 32,2 процента (.pdf). Куда более показательным, впрочем, был рост налогов, который и обеспечивал высокий уровень социальной поддержки. Если средние налоги в ФРГ 1950 года достигали 31,6 процента, то в 1975 году они уже составляли 42,7 процента (.pdf). Это позволило расширить круг получателей различных форм помощи как от государства, так и от различных форм частно-государственного партнерства, которое было развито в ФРГ. В частности, в 1974 году в обязательное медицинское страхование были включены фермеры, представители свободных профессий, студенты и инвалиды (.pdf).
Помимо роста бюджетных расходов и перенаправления их на социальные нужды, европейские правительства активно создавали новые ведомства и институты. В частности, в Великобритании в 1968 году на базе Национального бюро помощи (National Assistance Board) и нескольких сопутствующих ведомств было образовано Министерство здравоохранения и социальной защиты (Department of Health and Social Security). В его задачу вошло распределение помощи нуждающимся британцам. Несмотря на стабильные показатели роста ВВП после Второй мировой, в период с 1950-го по 1980-й год в Соединенном Королевстве количество получателей различных социальных пособий выросло с 1,5 до 3,3 миллиона человек. Рост количества британцев, нуждавшихся в помощи, стал первым признаком того, что при создании государства всеобщего благоденствия послевоенные правительства допустили какие-то ошибки.
В Италии государство социального благосостояния полностью оформилось чуть позже, чем в других европейских странах — лишь к концу 1970-х, с созданием всеобщей пенсионной системы. При этом специалисты заметили потенциальные уязвимости в итальянской системе социального обеспечения уже в 1960-е годы, когда начал накапливаться дефицит частных пенсионных фондов. Но в полной мере недостатки системы социальной помощи в Италии обнаружились в 1980-х и 1990-х годах, когда страна столкнулась с неблагоприятными изменениями экономической конъюнктуры.
Несложно заметить, что эта модель, привлекательная для широких слоев общества, в основе своей зависела от роста ВВП. Именно увеличение экономики позволяло наращивать социальные расходы и повышать зарплаты, что стимулировало спрос. Стоило исчезнуть экономическому росту — и над государством всеобщего благосостояния нависла угроза.
Правый поворот
Западноевропейские страны оказались уязвимы в том числе еще и потому, что являлись неотъемлемой частью мировой экономики. К 1970-м годам европейская промышленность столкнулась с конкуренцией со стороны не только США, но и Японии. Вдобавок конкурентоспособность европейских предприятий оказалась подорвана государственным регулированием и высокими налогами. Кроме того, в 1973 году ОПЕК резко повысила нефтяные цены, что оказало шоковый эффект на развитые государства, вызвав среди прочего рост безработицы. Западная Европа и США также были вынуждены пережить отложенные последствия длительного использования кейнсианской доктрины — высокую инфляцию.
1/1Рост ВВП Великобритании в послевоенные годыIan Hopkinson/http://www.ianhopkinson.org.uk/2011/01/deficit-reduction-through-growth/
Совпадение высокой инфляции и безработицы получило название стагфляции. Это состояние экономики ранее было абсолютно неизвестным и на некоторое время обезоружило западный мир. Традиционный для кейнсианства подход — повышение социальных расходов — перестал работать, так как все выгоды для населения съедались ростом цен.
В то время как послевоенный экономический консенсус поощрял государственные расходы и борьбу с безработицей, выбранный для борьбы с кризисом неоконсервативный подход предписывал бороться с другими напастями — инфляцией, засильем государства в экономике, высокими налогами. Очевидно, что общество всеобщего благосостояния, которое зависело от государственного дирижизма и налоговых поступлений, было обречено как минимум на серьезные реформы.
Наиболее ярким примером правого поворота в Европе в 1980-е годы стала деятельность британского премьера Маргарет Тэтчер. Она серьезно ограничила в правах профсоюзное движение, сократила часть социальных расходов, способствовала приватизации ряда секторов экономики. Действия Тэтчер послужили образцом и для других европейских государств. При этом трансформация государства всеобщего благосостояния в каждой европейской стране опять-таки отличалась своей спецификой.
Наиболее последовательно неоконсерваторы действовали в Великобритании, гораздо менее активно — в ФРГ. По данным Бундесбанка, приватизация части государственных предприятий в Западной Германии позволила сократить долю государства в ВВП с 52 процентов в 1982 году до 46 процентов в 1990-м. Итальянский парламент в 1980-е обсуждал предложения по сокращению социальных расходов, но они касались лишь второстепенных статей. С 1983 года пациенты были вынуждены оплачивать до 15 процентов от стоимости прописанных лекарств, а затем размер компенсации был увеличен до 30 процентов. О неспособности Италии сократить социальные расходы свидетельствует тот факт, что к 1990 году социальные расходы там не только не уменьшились, но даже выросли за десять лет с 19,4 до 24,1 процента ВВП (.pdf).
Неизвестно, чем бы завершился неоконсервативный поворот для европейских государств, если бы не развал коммунистической системы в конце 1980-х, вызвавший тектонические сдвиги в политической сфере. Вместе с радикальной сменой политического ландшафта произошли и изменения в экономике, часть из которых, впрочем, не была связана с распадом СССР — например, компьютеризация и транснационализация. В результате всех перемен в начале и середине 1990-х годов был либерализован рынок труда, социальная мобильность населения повысилась, а уровень жизни вырос. Но самое главное заключалось в том, что с исчезновением СССР утратили всякую актуальность коммунистические идеи и социалистическая альтернатива капиталистическому обществу.
Государство всеобщего благосостояния оказалось временным решением, которое в своем традиционном воплощении не выдержало экономических, политических и идейных перемен. Уже в XXI веке привычные для этой модели высокие социальные расходы не могли не попасть под сокращение. Например, в Греции бюджетные траты формировали до 50 процентов ВВП, а пенсионерам гарантировалась пенсия, которая достигала 80 процентов от зарплаты, что было едва ли не самым высоким показателем для ЕС (.pdf). Неудивительно, что подобный уровень расходов для государства с задолженностью в 142,8 процента ВВП показался Брюсселю неприемлемым.
Тот факт, что концепция государства всеобщего благосостояния популярна и сегодня, легко объясним современной уязвимостью Евросоюза — в кризисные периоды идеи социальной поддержки всегда находят отклик. История этой экономической модели может помочь современным европейским странам, нашедшим баланс между социальной защищенностью и экономической гибкостью, избежать ошибок тридцатилетней давности. Новейшая история Европы показала, что государство всеобщего благосостояния просто невозможно без экономического роста, а наращивать «социалку» без увеличения ВВП пока так никто и не научился.
После создания республики Сунь Ят-сен в своих выступлениях неизменно подчеркивал срочную необходимость разрешения социальных проблем. Победа буржуазной революции вела к развитию нового для Китая капиталистического способа производства. Сунь Ят-сен, видевший воочию пороки капитализма, пытался избежать их у себя на родине и осуществить принцип народного благоденствия, который он толковал как «государственный социализм». Принцип народного благоденствия, говорил он, — это «вытеснение капиталистов с целью предоставления всему народу свободы в области производства». По существу же воплощение в жизнь идей Сунь Ят-сена означало бы укрепление именно капиталистического уклада. «Если мы сумеем развить производительные силы Китая, — писал он, — мы будем богатыми, если не сумеем, останемся бедными. Раньше из-за препятствий, чинимых цинским правительством, мы при всем желании ничего не могли сделать, сейчас, когда у нас учреждена республика, когда провозглашена свобода предпринимательства, мы можем рассчитывать на то, что производство у нас будет быстро расти».
Заботясь о скорейшем развитии производительных сил, Сунь Ят-сен в первую очередь ставил задачу железнодорожного строительства, от которого во многом зависит успешная работа промышленности, торговли и всего народного хозяйства. Он предлагал за 10 лет построить 200 тысяч ли (100 тыс. км) железных дорог. Сунь Ят-сен имел в виду три способа осуществления этого плана: а) Иностранные займы. «В Китае, — повторял он, — все, как чумы, боятся иностранных займов, а между тем иностранные займы вредны только тогда, когда их используют не на нужды производства. Будучи направлены на производственные цели, они полезны», б) Организация смешанных китайских и иностранных компаний. Этот путь он сам, однако, считал на первом этапе нереальным, поскольку в Китае нет капитала на покупку акций смешанных компаний, в) Предоставление концессий иностранным капиталистам на выгодных Китаю условиях. По расчетам Сунь Ят-сена, постройка 100 тыс. км железных дорог в Китае потребовала бы 6 млрд. юаней. За 40 лет китайское государство кроме выплаты ему иностранцами ежегодных взносов за концессии получит 150 млн. юаней прибыли. Впоследствии все железные дороги перейдут в собственность китайского государства и принесут ему огромный доход. Этот последний план Сунь Ят-сен считал наилучшим и весьма выгодным.
Однако в действительности он не был реальным. Во-первых для строительства железных дорог протяженностью 100 тыс. км требуются огромные земельные участки. Как их заполучить — выкупом или арендой? В том и другом случае потребуются колоссальные суммы, безвозмездная же экспроприация земли у ее владельцев для Сунь Ят-сена была исключена. Во-вторых, вероятно, Сунь Ят-сен и сам не был уверен в возможности создания в то время стабильного правительства, достаточно надежного с точки зрения иностранных капиталистов, которые бы инвестировали такую колоссальную сумму. В-третьих, трудно было предположить, что иностранные капиталисты или правительства пойдут на предложенные Сунь Ят-сеном «взаимовыгодные» условия, а не используют эти миллиарды для закабаления Китая. Не случайно поэтому ни соотечественники, ни иностранцы не поддержали план Сунь Ят-сена.
Другой важной статьей дохода, обеспечивающей народное благоденствие, Сунь Ят-сен считал сдачу в концессию рудников. «В Китае рудники принадлежат казне, и никто не помешает нам сдавать их в аренду частным лицам и таким образом получать от них доход». Он надеялся, что это принесет государству около миллиарда юаней ежегодно.
Из этих доходов вместе с поступлениями от земельных налогов Сунь Ят-сен предполагал создать государственный фонд развития производительных сил. Он предупреждал: «Нам необходимо принять меры против такого уродливого явления, когда развитие производства порождает капиталистов… Мы, с одной стороны, стремимся к тому, чтобы государство стало богатым и мощным, а с другой — принимаем меры против монополии капиталистов». Как видим, план «государственного социализма», предлагаемый Сунь Ят-сеном, был в действительности планом государственного капитализма. «Из абсолютистского Китай стал республиканским,— писал Сунь Ят-сен. — Государственный строй уже установился. Вопрос теперь в том, как сделать страну богатой и сильной… Наблюдая за развитием великих держав, я видел, что их путь к обогащению проходил через подъем промышленности. Лекарством для излечения болезни бедности, какой страдает наша только что созданная республика, также является развитие промышленности. В настоящее время это самая важная политическая задача».
Несмотря на утопичность самой идеи такого развития капитализма, при котором удалось бы обойти его основные законы, план Сунь Ят-сена исходил из благих намерений, в нем проявилась забота о благе народа. Принадлежавшая Сунь Ят-сену идея объединения всех материальных сил страны для развития государственной крупной индустрии была в условиях крайней отсталости Китая, безусловно, прогрессивной.
Если до Синьхайской революции Сунь Ят-сен рассматривал аграрный вопрос как единственную социальную проблему, ждущую разрешения, то теперь неотложную задачу молодой республики он видел в развитии промышленности и железнодорожного транспорта. Если раньше он считал отсталость Китая преимуществом, способствующим переходу к социализму, то теперь он ставил вопрос о развитии производительных сил, о поднятии производительности труда как единственном пути к укреплению государства и к народному благосостоянию. Все это, несомненно, говорит о прогрессивной эволюции общественно-политических взглядов Сунь Ят-сена.
Естественно, Сунь Ят-сен по-прежнему считал разрешение земельного вопроса, т. с. осуществление принципа «уравнения прав на землю», первостепенной задачей. «Среди принципов, входящих с самого начала в программу нашего союза, имеется принцип уравнения прав на землю, — говорил он. — Если мы сможем провести его в жизнь, то социалистическая революция будет тем самым осуществлена на 70—80%». С этим вопросом связана проблема источников накопления капитала для развития народного хозяйства, проблема роста покупательной способности крестьянства, образования национального рынка и комплекс других социальных проблем. Однако новых по сравнению с предшествующим периодом идей или более конкретных планов разрешения земельного вопроса в послереволюционных выступлениях Сунь Ят-сена, равно как и в государственных документах и законодательных актах республиканского правительства, обнаружить не удается. Феодально-помещичья собственность — маньчжурская и китайская — не только не была затронута, но, наоборот, законодательство гарантировало ее неприкосновенность.