Благословен грядый во имя господне

Благословен грядый во имя Господне! – слова молитвы, которая поется в праздник Входа Господня в Иерусалим, Вербное воскресенье.

Этими словами жители Иерусалима приветствовали Иисуса Христа, постилая на дороге перед Ним свои одежды и пальмовые ветви – символ триумфа. Узнав о великом чуде – воскрешении четверодневного Лазаря, люди с ликованием встречали Спасителя, воздавая Ему царские почести. Всего через четыре дня Христос будет осужден и распят, но сегодня толпа кричит: «Осанна сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне!»

В воспоминание этих событий читаются молитвы, полный текст которых звучит так:

Тропарь, глас 1

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Кондак, глас 1

На престол на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием – Благословен Грядый во Имя Господне.

Благословен грядый во имя Господне.

И в сих словах пророчество о Христе; потому что Христос пришел во имя Господне, то есть пришел от Господа и из существа Господня; почему и иудеям Он говорил: Я пришел во имя Отца Моего, и не приемлете Меня (Иоан. 5,43); и еще: Я от Бога изшел и пришел (Иоан. 8,42). Или выражение: во имя Господне (έν τώ όνόματι) означает то же, что: под именем Божиим, то есть пришел, имея на себе имя Божие и будучи Богом.

Феодорита: В сих словах показал, к кому относится песнопение Иерусалимских отроков. Ибо сии отроки произнесли Владыке сии слова в обличение тех, которые обещались учить о Боге и не хотели разуметь истинного смысла (Писания): тогда как книжники называли Владыку уничижительно Самарянином, отроки именовали Его идущим и признавали благословенным. В этом же пророчестве находится и Осанна, так как слово: спаси же, в еврейской Псалтири выражено словом: осанна. Поелику и Креститель, наставляя учеников своих в истине, теми же словами вопрошал Господа: Ты ли Идущий, или другого ожидать нам? Далее, будучи Господом, Он пришел во имя Господне; и будучи благословенным, Он Сын Благословенного. Так и архиерей вопрошал Его: Ты ли Сын Благословенного? Он-то, поистине, по словам Оригена, есть Идущий и самовластно и под именем Господним; тогда как до Него все мужи и ангелы приходили в виде рабов Господних. Так например, каждый говорил: сие говорил Господь, и Господь послал меня. Кирилла: Что значит: во имя Господне? Значит в богоприличной славе и господстве и превосходстве над всеми. Златоуста: Хорошо сказано и это: Идущий; ибо наши дела не остановились на том, что сделано, но еще простираются и к другим многочисленнейшим, как то: к воскресению, к царству, к упокоению со Христом, что все желая выразить, сказал: благословен Идущий во имя Господне. Тоже и Христос сказал иудеям: вы сами будете свидетелями того, что Я не богопротивник, когда увидите Идущаго на облаках и произнесете в похвалу Мою сии слова, чрез что лишитесь всякаго извинения. Безымянного: Хорошо сказано: Идущий, а не пришедший; ибо Он всегда приходит и является к человеческому роду (хотя и не во плоти), без движения и перехождения (ибо по божественному пришествию Он наполняет небо и землю), когда мы своими свойствами и нерасположеностью приближаемся к Нему, или удаляемся от Него.

Благословихом вы из дому Господня.

Вас, говорит, словесные питомцы Церкви Христовой, мы—пророки, верующие и знающие таковые таинства, в отношении ко Христу благословили, называя вас христиан, как людей из дома Господня, блаженными за то, что вы будете наслаждаться таковыми благами и божественными тайнами; так как дом Господень есть Церковь, состоящая из верующих.

Златословесного: Явлением называет воплощение, и удивляется, что будучи Богом Господом и будучи таков по существу своему, удостоит нас своего явления. Потому-то мы, говорит, и будем благословлять Тебя за то, что получили такой дар. На сие-то и Христос указывает, когда говорит: многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слыхали. Феодорит слова: из дома Господня, изъясняет так: Мы несем к вам благословение того Камня, который сделался домом обитающего в Нем Бога—Слова; ибо Слово, говорит, стало плотию и обитало с нами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *