Благовест что такое

Примеры употребления слова благовест в литературе.

Димитрий Иоаннович свою царевичеву печать ко своей царевичевой грамоте — зазвенит, заиграет благовестом безъязычный колокол в Сибири, а за ним безо всякого какого промедления и все прочие колокола на звонницах земли Русской.

Они вылезли из дорожного возка и постояли рядом, молча вглядываясь в зубчатые стены Кремля, в стройные высокие его башни, в Китай-город, обнесенный кирпичным валом, в бегущие по городу, такие тоненькие издали Яузу, Неглинку, Пресню, Чичеру, Золотой Рожок, вслушиваясь в колокольный благовест, все более явственный в предвечерней тишине.

Доносился только с улицы вечерний благовест, напоминавший звон китежских колоколов, да сквозь отворенные в соседнюю комнату двери слышались голоса пастора Глюка и Брюса.

Но звон невзрачных рифм на красок блеск помножен, Се — Благовест святой.

Весь день не умолкает в доме ротмистра Косса, что у погорелого Николы, благовест в большие и малые чарки, в винные кружки, в пивные ведерки.

Насилу отбился, а гляжу — уже свет в окошке, к заутрене благовест, и пора мне на торг.

Как приложит Димитрий Иоаннович свою царевичеву печать ко своей царевичевой грамоте — зазвенит, заиграет благовестом безъязыкий колокол в Сибири, а за ним безо всякого какого промедления и все прочие колокола на звонницах земли Русской.

Всю жизнь между благовестом церковным и лютостью Иоанна Грозного она проводила.

Бусто В час, как благовест Куэвы, Услаждая тихий воздух, Возвестил начало ночи, Возвратился я домой.

Крылатая пурга несла над селом всполошный благовест набата, мокрый снег облепил все окна, выбелил все стены.

В городе готовились к вечерним молитвам, и до слуха Георгия доносился приглушенный далью тихий благовест.

Когда мы уходим со двора под призывающий благовест, Горкин мне говорит взволнованно, — дрожит у него голос: — Так и поступай, с папашеньки пример бери.

Но попытка, похоже, не удалась, и теперь Джинн спал — плавал в благовесте от Морфея, прыжком забытья преодолевая насыщенный плотной земной суетой отрезок времени.

Уже в начале лета ее полуденный дремотный покой, настоянный густым и терпким запахом чабреца и полыни, как вечерний благовест напоминал, что пришла пора летней страды, наступило время особых забот человека о хлебе насущном.

Потом я спросил задушевным тоном: — А любишь ты детскую елку, когда колокола звонят радостным благовестом и румяные детские личики резвятся около дерева тихой радости и умиления?

Источник: библиотека Максима Мошкова

С.Г. Тосин

Новосибирская государственная консерватория Благовест и перезвон: к определению понятий

Аннотация: Понятия «благовест» и «перезвон» фигурируют во многих православно-церковных книгах и авторских трудах, но интерпретируются они по-разному. В представленной статье на основе библиографических изысканий и личного научно-практического опыта автора впервые предпринимается попытка дать указанным понятиям научно обоснованные определения.

Ключевые слова: благовест, перезвон.

Blagovest, perezvon.

ББК: 85.31.

На сегодняшний день о видах уставных звонов имеется не так уж много тематической литературы. Как показывает ее анализ, фигурирующие в ней материалы полны разночтений, а часто и вовсе противоречат друг другу. Это связано, как нам кажется, с особым положением колокольного звона в православном обряде и специфической формой его народно-изустного бытования. Базовые указания на характер применения колоколов при звоне содержатся в Типиконе. Однако здесь не встречается конкретных названий самих звонов. Они фигурируют в подзаконных богослужебных книгах и интерпретируются по-разному, что, по всей видимости, и привело к многозначности современных толкований.

Сегодня главным камнем преткновения в суждениях о православных звонах является отсутствие четких формулировок понятий «благовест» и «перезвон». Попытке сделать первые шаги в данном направлении (на основе библиографических изысканий и личного опыта автора как кампанолога1) и посвящена настоящая статья.

В качестве отправной точки нашего исследования обратимся к мнению ростовского звонаря С. Мальцева, который пишет: «В определении типологии… благовеста и перезвона — среди авторов нет существенных разногласий, отличаются они лишь более или менее полной формулировкой» . Однако, как увидим далее, точка зрения названного звонаря не отражает реального положения дел в данном вопросе. Разные авторы придерживаются здесь различных позиций. Рассмотрим их подробно.

1 Кампанология — наука, объектами изучения которой являются колокола и колокольные звоны.

Начнем с благовеста.

В словаре протоиерея Г. Дьяченко благовест — «мерныя удары в (один. -С.Т.) колокол» . С. Слободской придерживается того же мнения: он утверждает, что «благовестом называется мерные удары в один большой колокол» . То же говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона («Благовест — звон в колокол…» ), в Православной энциклопедии («звон в один церковный колокол.» ). Звонарь Н. Завьялов в статье «Об уставных звонах» пишет: «В начале благовеста совершают два удара в назначенный колокол до полного затухания звука, а с третьего начинают мерные удары (в тот же колокол. — С.Т.)» . В старинном звонарском уставе Оптиной пустыни многократно упоминается о благовесте в один из больших колоколов, например: «От начала благовестить звонарю в большой колокол в оба края.» . А в еще значительно более раннем документе («Чиновники московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона») отмечено: «.указал государь царь. благовестити в 16 день в новой большой колокол.» .

Из вышеизложенного следует, что, по мнению процитированных авторов, благовест — это мерные удары в один колокол. Однако данное определение не может претендовать на исчерпывающую характеристику исследуемого предмета, поскольку, как выясняется, благовест представлен рядом разновидностей. Если проанализировать источники по нашей теме, то в них обнаружатся регламентирующие установки, имеющие отношение к применению того или иного колокола при благовесте. Определенному дню соответствует использование конкретного колокола, согласно церковному календарю.

В различных источниках данный регламент отражается по-разному. В одних, например, оговаривается лишь величина благовестного колокола. Среди них назовем «Чиновник новгородского Софийского собора», звонарский устав Оптиной пустыни. В чиновнике, в частности, постановляется ударять «благовест к утрени за 4 часа дни в большой камбан1 довольно» . В звонарском уставе указывается звонарю «одному начинать благовест в большой колокол в оба края.» .

В других источниках обозначение величины колокола подменяется его названием, связанным с днем или особого рода богослужением. Так, А. Неаполитанский в «Церковном уставе в таблицах» сообщает: «В полиелейный колокол звон (благовест. — С.Т.) бывает в день праздника святому с полиелеем и предпразднство и попразднство. В будничный колокол бывает звон к богослужению простодневному.» . Н. Завьялов в современной, упрощенной версии звонарского устава рекомендует «к литургии — благовест в простодневный колокол.» . В другой части устава он поясняет: «Это значит, что в воскресенье вечером благовестят в праздничный колокол.» . Здесь же прилагаем цитату из еще одного современного устава колокольного звона: «Удары в полиелейный Благовест.» . К. Никольский прямо так и пишет, перечисляя все случаи благовеста: «В колокол праздничный благовестят.», «В колокол воскресный благовестят.», «В колокол полиелейный благовестят.», «В колокол простодневный благовестят.» . Имея в виду использование благовестников, С. Слободской уверяет, что «большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол» .

1 Камбан, кампан — колокол (церк.).

Известен ряд печатных трудов, в которых фигурируют такие понятия как «воскресный благовест», «будничный благовест» и т.д. Например, А. Покровский в своем исследовании «О музыкальном значении звонниц» пишет: «…редким заунывным великопостным благовестом напоминается им (верующим. — С.Т.) о посте и покаянии.» . В. Кавельмахер, ссылаясь на чиновник Успенского собора, определенно указывает на «виды благовеста: «праздничный», «предпраздничный», «будничный» и «благовест» к крестным ходам и молебнам» . Не лишним будет отметить, что в лексиконе некоторых звонарей нами также фиксировалось использование данных понятий. Полагаем, что в этом присутствует своя логика, вполне отвечающая звонарской практике. На наш взгляд, такое обозначение благовеста универсально: оно конкретно и одновременно лаконично. Поэтому мы принимаем его в качестве фигуранта в нашей последующей работе.

Помимо дня благовест регламентируется еще по двум параметрам — по продолжительности и темпу.

Первый показатель многовариантен. С одной стороны, длительность благовеста оговаривается в церковных уставах согласно дню и конкретному богослужению по православному календарю. Правда, оговаривается по-разному: либо указывается временная продолжительность благовеста («От начала благовестит в большой колокол в оба края минут пять.» ), либо количество ударов в колокол («Вечерня: 40 ударов во вседневный Благовест» ), либо благовест соотносится с чтением канонического текста («.ударяет в великий кампан не скоро, поя Непорочны, или глаголя Псалом 50-й тихо двенадцатью» ). С другой стороны, определенные монастыри и соборы в дореволюционной России обладали именными уставными документами, в которых, как мы понимаем, фиксировались локальные особенности «чинов», включая и звоны, все-таки принципиально не отличавшиеся от основных «уложений» Типикона.

Скоростная динамика благовеста характеризуется разными темпами. С. Слободской, например, выделяет благовест «обыкновенный или частый» и «постный или редкий» , т.е. относительно подвижный и медленный. Кампанолог А. Никаноров, исследовавший звонарский устав Опти-ной пустыни, обращает внимание на темповое многообразие благовеста в этой обители: здесь темпы колеблются в достаточно широком диапазоне — «редко», «редко по постному», «почаще», «мало почаще», «часто», «пореже обыкновенного, печально» . В качестве одного из многочисленных примеров приведем следующий фрагмент текста устава: «К малой Вечерни. должно ударить в один от средних колоколов. 60 раз. почаще обыкновенного благовеста.» . Имеются подобные указания и в Типиконе: «.знаменает параекклесиарх к свету коснее (т.е. медленнее. — С.Т.) вечер-няго ради утешения» . Несмотря на темповую многовариантность, которая, как мы понимаем, везде может проявляться по-разному, динамический показатель все же сводится к двум главным темпам. Предложенное С. Слободским деление благовеста на обыкновенный (частый) и постный (редкий), на наш взгляд, вполне уместно и оправдано, а потому может быть принято к сведению.

На этом исследование признаков данного православно-уставного звона с целью окончательного вывода в виде определения понятия «благовест» можно было бы считать исчерпанным, однако в ряде источников встречается его расширенное толкование. Согласно этим источникам, существует два типа благовеста. Так, К. Никольский в «Пособии к изучению устава богослужения православной церкви» пишет следующее: «Благовестом называют тот звон, при котором ударяют в один колокол, или в несколько колоколов, но не во все вместе, а поочередно в каждый колокол» . Кампанолог и фольклорист

А. Ярешко делает вывод о том, что «благовест — звон, при котором ударяют в один колокол. Разновидность благовеста. — удары в несколько колоколов поочередно» . Логика такого подхода к определению благовеста становится очевидной, когда мы обращаемся к текстам некоторых первоисточников. Наряду с благовестом в один колокол в них нередко упоминается благовест в несколько колоколов. «После утрени в начале 1-го часа дни благовест на собор в большой колокол и в середней и в меншей, переменялся…», — читаем, к примеру, в чиновнике Софийского собора (1689 г.) . В звонарском уставе Оптиной пустыни (1843 г.) указано: «.и начинать благовест в большой колокол в оба края 40 раз, второму звонарю в полиелейный в один край 20 раз, во вседневный 15 раз, в трапезный и в прочие меньшие, в каждый особо по 12 раз» .

Итак, насчет благовеста источники не дают нам однозначного ответа. По всей видимости, это является следствием того, что само понятие «благовест», как было сказано, отсутствует в Типиконе. Поэтому авторы как старинных чиновников и звонарских уставов, так и современных публикаций трактуют его по своему усмотрению.

В любом случае, бесспорным является благовест в один из колоколов. Благовест же в несколько колоколов, не обозначенный таковым в соответствующих источниках, нередко заменяется понятиями «перезвон» или «перебор» и выделяется в самостоятельный вид уставного звона. Например, С. Рыбаков в своей работе «Церковный звон в России» пишет: «Когда поочередно перебираются все колокола друг за другом, то это называется перезвоном; этот звон — символ печали и употребляется при похоронах, а также в праздники Св. Креста, на страстной неделе» . К. Никольский сообщает, что «в некоторые дни при утреннем и дневном богослужении бывает еще особый звон, который называют «перезвоном»: ударяют в каждый колокол особо по однажды (иногда переберут таким образом колокола два, три раза), потом все вместе разом» . В словаре Г. Дьяченко сказано: «Перезвон или перебор, т.е. поочередно, начиная с большого до малого колокола, бывает к водоосвящению в храмовый праздник, к выносу креста, плащаницы и — тела умершаго священника» .

Ряд авторов рассматривают «перебор» и «перезвон» как два самостоятельных вида уставных звонов, но это уже мнения наших современников. Так, Н. Завьялов пишет: «Перезвон с использованием всех колоколов — от самого большого до самого маленького — совершается перед особыми действами (например, перед выносом Плащаницы)… В разных случаях перезвон имеет определенное количество ударов в каждый колокол. Перебор — погребальный звон. (перебираются колокола. — С.Т.) по 1 удару в каждый колокол от малого к большому» . В одном из современных звонарских уставов указано следующее: «Перезвон представляет собой печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол. (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого. Перебор является погребальным звоном. Перебор осуществляется медленными одиночными ударами в каждый колокол. от самого малого до самого большого, а после этого следует аккорд во все.» .

В чем причины обособления перезвона и перебора? Инициировал такое видовое дробление С. Слободской, который, на наш взгляд, подошел к вопросу сугубо умозрительно. Он из перезвона-жанра искусственно выделил перезвон похоронный и назвал его перебором. Главным критерием в его рассуждениях выступила «мелодическая» направленность перебирания колоколов — вверх или вниз. На самом же деле, по нашему глубокому убеждению, направление движения в данном случае не играет жанрово определяющей роли. Оно несет лишь символико-смысловую нагрузку.

Между прочим, заметим, что, помимо однонаправленных типов перезвона, известно достаточно большое количество образцов, где колокола перебираются и в том, и в другом направлениях. Сошлемся тут же на В. Даля, который указывает: «Перезванивать, звонить попеременно во все колокола или в несколько, начиная с большого, а затем и обратно» . Добавим к сказанному, что нам известны и волнообразные примеры перезвонов.

Сам С. Слободской, кстати, чувствуя некоторые неудобства, связанные с введенным им размежеванием перезвона и перебора, признается: «Недавно нам довелось узнать, что существовал еще один вид перебора (по сути этот звон, согласно воззрениям автора, должен бы относиться к перезвону. — С.Т.) — это по одному удару в каждый колокол, но начиная с большого до малого. Это подтвердилось граммофонной пластинкой: «Ростовские звоны».» .

Как можно предположить, побудительным мотивом для введения фактически нового колокольно-жанрового термина «перебор» для С. Слободского стало достаточно часто употребляемое в связи с перезвоном указанное слово. В некоторых источниках одно фактически подменяет другое; у К. Никольского: «.благовест (поочередно в каждый колокол. — С.Т.) называют «перезвоном» и «перебором»» ; в словаре В. Даля: «Перебор — перезвон колоколов» . А в иных слово «перебор» представляет скорее само действие: «К водосвятию в храмовый праздник, к началу крестнаго хода бывает звон в перебор, начиная с большого и кончая зазвонными, ударяя по нескольку раз в каждый. Пред выносом плащаницы и креста бывает звон также в перебор, только начиная с зазвонного малого и кончая большим, ударяя по одному разу в каждый, потом ударяя во все вдруг в один раз.» . В последней цитате, что характерно, «звон в перебор» представлен обеими разновидностями «поступенного» движения — и вверх, и вниз. Здесь «звон в перебор» следует понимать как звон перебором, перебиранием, то есть определенным способом, который заключается в последовательном извлечении звуков из разных колоколов. Подтвердим нашу мысль цитатой из «Чинов коронования Императоров Александра Ьго и Александра П-го»: «.в половине осмаго благовест в большой колокол, потом в другие перебором, как обыкновенно бывает для крестнаго хода» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании сказанного можно сделать вывод, что «перебор» — это: 1) то же, что перезвон; 2) способ воспроизведения перезвона (поочередным перебира-нием колоколов), технико-исполнительское средство, прием, с помощью которого осуществляется перезвон. Таким образом, возвращаясь к идее видовой дифференциации перезвона и перебора, предложенной С. Слободским, мы делаем заключение о некорректности суждений данного автора и в дальнейшем игнорируем его мнение по этому вопросу.

Итак, нам удалось установить, что по отношению к благовесту и перезвону обнаруживаются два подхода. Первый характеризуется тем, что и благовест, и перезвон рассматриваются как самостоятельные виды православно-уставных звонов — а) благовест в один колокол, б) перебор в несколько колоколов либо во все. Второй подход заключается в том, что оба звона трактуются как разновидности одного вида — благовеста.

В то же время имеет место и третий подход, «примиряющий» предыдущие и не маркирующий внимание на видовой дифференциации звонов. Он заключается в признании синонимичности понятий «перезвон» и «благовест в несколько колоколов». «Благовестом называют тот звон, при котором ударяют в один колокол, или в несколько колоколов, но не во все вместе, а поочередно в каждый колокол. В последнем случае благовест называют «перезвоном» и «перебором»», — читаем у К. Никольского . Далее: «Иногда благовест перед крестным ходом бывает не в один, а в несколько колоколов, иначе сказать, бывает

В свете вышеизложенного наша позиция скорее всего совпала бы с мнением К. Никольского и А. Ярешко, так как по способу исполнения (последовательный перебор колоколов) мы не видим разницы между благовестом в несколько колоколов и перезвоном. Однако, следуя определенным реалиям, в терминологическом плане мы вынуждены признать правомерность использования лишь последнего из них. Мотивация такого решения вытекает из функциональной специфики благовеста, его места в православном обряде.

Согласно известным письменным источникам, а также полевым исследованиям автора, обычно благовестом именуют сигналы, которые подаются в один колокол перед началом службы и призывают христиан в храм. Так, в звонарном пособии читаем: «Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения» . В «Толковом Типиконе» М. Скабалланович пишет, что благовест «не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней» . В другом церковном издании: «Благовестом, верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения» . «Благовест. Так у нас называется колокольный звон, призывающий в церковь ., — поясняет Г. Дьяченко в словаре. — От благовеста, производимого в один колокол, нужно отличать звон, производимый во многие, или во все колокола. Благовест только призывает к службе.» .

Если с этих же позиций рассматривать так называемый благовест в несколько колоколов, то он фактически не соответствует своему назначению. Как правило, он звучит не до, а во время богослужения либо в других ситуациях, связанных с отправлением религиозных обрядов. К примеру, «во время литургии в день Пасхи при чтении Пасхального Евангелия. На утрени во время пения великого славословия. В великую пятницу на вечерне. и на утрени в великую субботу. Перед освящением воды.» . Таким образом, следует согласиться с теми авторами, которые связывают благовест с употреблением всего лишь одного из колоколов. В этом случае понятие «перезвон» должно представлять самостоятельный вид православно-уставных звонов, что требует специального толкования. В то же время, учитывая весьма распространенное хождение выражений типа «благовест в несколько колоколов», «благовест перебором» и т.п., в формулировках было бы целесообразно оговаривать и этот момент.

В итоге на основании результатов настоящего исследования предлагаются следующие определения понятий «благовест» и «перезвон».

Благовест — вид православно-уставного звона; производится с целью призыва христиан в храм на молитву, а также для оповещения о начале вечернего, утреннего и дневного богослужения. Характеризуется мерными ударами в один из колоколов. В зависимости от церковного календаря регламентируется по продолжительности, темпу и употреблению того или иного колокола. В связи с регламентом различаются следующие разновидности благовеста: праздничный (удары в крупнейший храмовый колокол); предпраздничный, или воскресный (во второй по величине колокол); полиелейный (в третий по величине); будничный, или про-стодневный, вседневный (в четвертый колокол); постный (в пятый колокол). Последний исполняется в медленном темпе, отчего его еще называют редким, в отличие от остальных, которые относят к частым, или обыкновенным. В некоторых источниках благовестом, помимо описанного (в один колокол, перед службой),

называют перезвон, где он именуется: благовест в несколько колоколов, переборный благовест, благовест перебором и т.п.

Перезвон — вид православно-уставного звона; состоит из поочередного перебора колоколов и одновременного заключительного удара в них. Имеет разновидности: редкий (медленный) и частый. Редкий перезвон (одиночными ударами в каждый колокол), являясь символом печали, исполняется при похоронах, в праздники Святого Креста, в великую пятницу и великую субботу. Частый перезвон (многократными ударами в каждый колокол) полагается в торжественных случаях и установлен для чина коронования царских особ, посвящения в архиереи и для освящения воды. Иногда перезвон именуют благовестом в несколько колоколов, благовестом перебором, перезвонным благовестом и т.п.

Литература

Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. СПб., 1895. Т. 30.

Голубцов А. Чиновники московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1907.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2003.

Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993.

Завьялов Н. Об уставных звонах // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002.

Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI — первой половины XVII в. // Колокола: История и современность. 1990. М., 1993.

Мальцев С.А. Школа звонаря. На основе исторических звонов Ростова Великого. Ярославль, 2005.

Неаполитанский А. Церковный устав в таблицах, показывающий весь порядок церковных служб рядовых и все особенности праздничных служб в течение времени года: В 3 ч. М., 1907.

Никаноров, 2000 — О должности звонаря и изъяснение о времени и порядке благовеста и звона в колокола к службам Божиим и в другие случаи в продолжении года, составленная для Козельской Введенской Оптиной пустыни в 1843 году // Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. СПб., 2000.

Никольский К.Т. О колоколах и звоне // Никольский К.Т. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. СПб., 1894.

Покровский А.М. О музыкальном значении звонниц // Музыка колоколов. СПб., 1999.

Православная энциклопедия. М., 2002. Т. V.

Рыбаков С.Г. Церковный звон в России // Колокольные звоны России. М., 1990.

Слободской С. Закон Божий. М., 1991.

Типикон: В 2 т. СПб., 1997. Т. I.

Устав колокольного звона // Звонница. Минск, 2001.

Устав церковного звона. М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века: В 2 т. М.; Л., 1928. Т. 1. Вып. 2, 3.

Ярешко А.С. Колокольные звоны — инструментальная разновидность русского народного музыкального творчества // Из истории русской и советской музыки. М., 1978. Вып. 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *