Благовестие захарии

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая
огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго. Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное
Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. (Мф. 1, 18-25)

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
И пошли все записываться, каждый в свой город.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
(Лк. 2, 1-7)

Рождество Христово. В. П. Верещагин. 1875–1880 гг Храм Христа СпасителяРождество Христово. Г. Гагарин Сон Иосифа (Не бойся принять Марию, жену твою). А. А. Иванов. 1850 г
Рождество Господа нашего Иисуса Христа. К. Лебедев

1234

А 1. Прочтите отрывок из сочинения историка Н. М. Карамзина и укажите исторического деятеля, к которому относится эта характеристика.

«Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новогородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские».

1) Иван III

2) Иван IV

3) Иван Калита

4) Иван Красный

А 2. Основное содержание деятельности Избранной рады заключалось в

1) установлении опричнины

2) разработке свода законов, известного как Соборное уложение

3) проведении реформ центрального и местного управления

4) подготовке и осуществлении церковной реформы

А 3.Какое из названных событий произошло позже всех других?

1) Разгром Золотой Орды среднеазиатским правителем Тимуром

2) Нашествие Тохтамыша

3) сражение на р. Пьяне

4) сражение на р. Воже

А 4.Земские соборы существовали в Российском государстве в

1) XIV – первой половине XV в.

2) XV – начале XVI в.

3) второй половине XVI – XVII в.

4) конце XVII – начале XVIII в.

А 5.В XII – XIV вв. боярские республики существовали в

1) Киеве и Новгороде

2) Пскове и Киеве

3) Москве и Новгороде

4) Новгороде и Пскове

А 6.Кто из названных правителей первым принял титул «Государь всея Руси»?

1) Василий III

2) Василий II

3) Иван III

4) Иван IV

А 7. Резиденция Ивана IV перед установлением опричнины находилась в

1) Александровой слободе

2) Угличе

3) Суздале

4) Новодевичьем монастыре

А 8. Согласно указу о «заповедных летах» 1581 г.

1) крестьянам запрещалось уходить от владельцев в течение объявленных лет

2) устанавливался единый срок для перехода крестьян

3) устанавливалось право помещиков судить своих крестьян

4) помещикам запрещалось продавать крепостных крестьян без земли

А 9. Памятники культуры, относящиеся к XV в.

1) «Сказание» Авраамия Палицына, церковь Рождества Богородицы в Путинках, «Спас» Симона Ушакова

2) Покровский собор в Москве, Никоновская летопись, «Домострой»

3) Троицкая летопись, Успенский собор Московского Кремля, «Троица» Андрея Рублева

4) «Задонщина», «Спас» Феофана Грека, белокаменный Кремль в Москве

А 10.Князь Святополк Владимирович был прозван «Окаянным» за

1) бегство с поля битвы у р. Калки

2) жестокость в междоусобной борьбе и убийство братьев

3) то, что «наводил» на Русь монгольские отряды

4) попытку восстановить на Руси языческую веру

А 11.В каком году войсками хана Батыя был взят и разорен город Владимир?

1) 1237 г.

2) 1238 г.

3) 1239 г.

4) 1240 г.

A 12.Высшее должностное лицо в Великом Новгороде в XII – XV вв. называлось

1) тысяцким

2) архиепископом

3) воеводой

4) посадником

А 13. Кто из названных князей правил раньше всех других?

1) Иван Калита

2) Даниил Александрович

3) Юрий III Данилович

4) Cимеон Гордый

А 14. Какой из названных памятников был построен в XII в.?

1) церковь Покрова на Нерли

2) Архангельский собор Московского Кремля

3) Софийский собор в Киеве

4) Храм Святой Софии в Новгороде

А 15. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о ком идёт речь в приведённом отрывке.

«Сказал матери своей и сзярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы».

1) Олеге

2) Игоре

3) Святославе

4) Ярославе

А 16.Деятельность митрополита Иллариона связана с

1) VIII в. 3) XI в.

2) IX в. 4) XII в.

А 17. Основным торговым партнером Древнерусского государства была

1) Византия 3) Тмутаракань

2) Швеция 4) Скифия

А 18. Из перечисленных черт характеризуют Древнерусское государство

A) процесс превращения дружинников в землевладельцев

Б) постепенное развитие письменного законодательства

B) существование Земского собора

Г) рост городов, развитие ремесла и торговли

Д) вассальная зависимость от печенегов

Е) нарастающий упадок культуры

В холодную пору, в местности, привычной скорей

к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности более, чем

к горе,

младенец родился в пещере, чтоб мир спасти…

И. А. Бродский

Царь Ирод, наместник римского императора Авгу­ста, повелел провести всенародную перепись населе­ния, чтобы узнать точное число людей, живущих на завоёванных римлянами землях. Каждый житель дол­жен был прийти в город своих предков для переписи. Толпы израильского народа потянулись в Вифлеем, го­род Давида. В их числе были Иосиф, происходивший из рода Давида, и его жена Мария. Им предстоял не­лёгкий путь из Назарета через всю страну с севера на юг, по горным местностям и через пустыню.

Мария, ожидавшая ребёнка, была сильно измучена утомительной и долгой дорогой. И вот, наконец, поздно вечером они пришли в Вифлеем. Там было уже столько народа, что нигде не осталось места для ночлега. Мария и Иосиф укрылись в вертепе (одной из пещер), куда во время ненастья пастухи загоняли свои стада.

Святая Пещера Рождества. Базилика Рождества Христова, Вифлеем.

Всё было там убого, скудно, просто; Ночь; душный хлев; тяжёлый храп быка… В. Ф. Ходасевич. «Мечта моя! Из Вифлеемской дали…»

Вдруг произошло нечто странное: остановился не­бесный свод, животные перестали жевать, пастухи за­мерли. Всё оцепенело. Только высоко в небе горела яр­кая Вифлеемская звезда, предвещавшая рождение Сы­на Божьего, Иисуса Христа. Спеленала Мария первенца и положила в ясли (ящик для корма скота). Они и ста­ли первой колыбелькой младенца.

Трудно найти в мировом искусстве сюжет более рас­пространённый, чем рождение Христа. Слишком ве­лико и значительно было это событие в жизни людей, не случайно именно от него человечество ведёт отсчёт новой эры (н. э.). Событие это вобрало в себя, по словам поэта Б. Л. Пастернака, «все мысли веков, все мечты, все миры». Оно предстаёт перед нами в мозаиках и фре­сках, иконах и картинах, в скульптуре, поэзии, музы­ке и книжной миниатюре. Но как по-разному видели этот сюжет художники!

Рембрандт. Святое семейство. 1645 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Конечно, в его художественном воплощении было нечто общее, объединявшее все произведения. Основой для каждого были евангельские рассказы Матфея и Луки и несколько преданий, уходящих корнями в глу­бокую древность. Ещё первые христиане, гонимые римскими наместниками, изображали Рождество Христово на стенах катакомб, в одной из которых со­хранилась фреска III в. — первое произведение, запе­чатлевшее это знаменательное событие. С IV в. в связи с распространением христианства этот сюжет стано­вится излюбленным и наиболее популярным. Многие детали (ясли с младенцем, три волхва, осёл и вол, за­глядывающие в ясли) почти всегда будут присутство­вать в произведениях искусства.

Название картины Рембрандта «Святое семейство» настраивает нас на восприятие священного таинства. Между тем автор явно стремится воссоздать в ней будничную атмосферу: Иосиф занят своим привычным делом, а Мария заботливо присматривает за спящим ребёнком… Ощуще­ния фантастичности происходящего автор добивается за счёт использо­вания световой моделировки фигур. Материал с сайта http://worldofschool.ru

В эпоху Византии был выработан устойчивый ка­нон, которому должен был строго следовать каждый художник. Именно его и унаследовало древнерусское искусство. К сожалению, время не сохранило многих памятников древнерусской иконописи и фресковой живописи.

Эпоха Средневековья внесла новые элементы в изо­бражение сюжета Рождества Христова. Волхвы из жрецов превратились в царей в праздничных одеждах с богатыми и щедрыми дарами. Теперь их сопровожда­ет многочисленная свита, а пастухи несут свои не­хитрые подарки младенцу Иисусу. Сама же Дева Мария чаще изображается стоящей на коленях перед маленьким сыном, поклоняясь ему.

А вот в эпоху Возрождения художники переведут сюжет Рождества Христова в реальную действитель­ность. Теперь местом действия станет не пещера, а некое строение, напоминающее хлев. Участников собы­тия будут наделять чертами современников, оденут по моде того времени. Природа, служащая фоном, боль­ше напоминает родные художнику пейзажи. И всё же это событие остаётся исполненным величественного смысла. Никогда художники не сводили его к обыч­ным житейским, бытовым сценам.

На этой странице материал по темам:

Вопросы по этому материалу:

  • Что рассказывает Библия о чудесном рождении Христа?

  • Почему сюжет Рождества Христова был так популярен в искусстве?

  • В чём особенность воплощения сюжета Рождества Христова в произведениях изо­бразительного искусства в эпохи Средневековья и Возрождения?

БЛАГОВЕСТИЕ ЗАХАРИИ

(Предсказание Захарии о рождении Иоанна Предтечи и

Крестителя Христа)

(Лука, 1:5-22)

(5) Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. (6) Оба они были праведны перед Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. (7) У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. (8) Однажды, когда он в порядке своей чреды служил перед Богом, (9) по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, (10) а все множество народа молилось вне во время каждения,— (11) тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. (12) Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. (13) Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; (14) и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, (15) ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; (16) и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; (17) и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы предста­вить Господу народ приготовленный. (18) И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. (19) Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; (20) и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. (21) Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. (22) Он оке, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

(Лк. 1:5-22)

Только Лука называет имена родителей Иоанна Предтечи и Крестителя Христа и рассказывает историю его рождения. Этот рассказ, содержащий яркие драматические подробности, привлекал художников тем, что давал возможность продемонстрировать их мастерство в передаче драматической напряженности события.

Все, что нам известно о Захарии, содержится в 1-й главе Евангелия от Луки. Он был священником в Иерусалиме. Вероятно, священников с таким именем в то время было несколько (если не сказать — много), потому Лука вынужден был уточнить: «из Авиевой чреды», то есть из рода Авии, очередь которого служить выпала по жребию — так решил определить очередность служения царь Давид (1-я Пар. 24:10) — на восьмую неделю. Этой последовательности придерживались и потомки первых священников. Захария был главным священником своей чреды, или лика. Об этом мы судим по тому, что именно он вошел в Святилище, что дозволялось только главному священнику. В его обязанности входило каждение — курение или сжигание благовоний.

В живописи священник всегда изображается с кадильницей. Все молящиеся должны были находиться вне храма. Именно так явствует из описания Луки (1:9 — 10): храм — это Святая Святых и Святое (Святилище). Дворы — священ­ников, израильтян, женщин, язычников — и другие постройки не считались собственно храмом. Иногда Захария, обращаясь к народу, показывает пальцем на свой язык, давая тем самым понять, что он лишился дара речи.

Захария и его жена Елисавета, которая тогда была уже преклонных лет, отличались истинной праведностью. Однако они были бездетны, а у евреев это считалось Божиим наказанием за грехи. Из Протоевангелия Иакова мы знаем, что ввиду отсутствия потомства у Иоакима и Анны (впоследствии родителей Девы Марии) священник Иерусалимского храма Рувим даже отверг дары, принесенные Иоакимом в великий день Господень, сказав: «Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю» (Протоевангелие, 1). Этот эпизод Доменико Гирландайо включил в свой цикл фресок хора церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (1485—1490), причем изобразил здесь и самого себя, и своих современников — Лоренцо Торнабуони (сына заказчика этих росписей Джованни Торнабуони), сына Лоренцо Медичи Пье­ро, гуманиста Анджело Полициано и других.

Вид Ангела вызвал у Захарии «смущение», и «страх напал на него». Сравните с реакцией Девы Марии на явление Ей Ангела (см. БЛАГОВЕЩЕНИЕ): «Она же, увидев его, смутилась от слов его» (Лк. 1:29). То, что Она испытала также и страх, явствует из слов Ангела, обращенных к Ней: «Не бойся, Мария» (Лк. 1:30). Часто художники в обоих эпизодах стараются передать смятение и страх героев. Чувство страха при виде Ангела объясняется верой евреев в то, что явление Ангела предвещает близкую смерть тому, кому Ангел явился. Потому первыми словами Ангела были слова успокоения. Пастухи на поле, которым явился Ангел с благовестием о рождении Христа, тоже «убоялись страхом великим», и им слова Ангела были: «Не бойтесь» (Лк. 2: 9 -10 ) (см. БЛАГОВЕСТИЕ ПАСТУХАМ).

Глубокое изъяснение смысла Благовестия Захарии дал Ефрем Сирин: «Поелику Ангел говорил с ним вблизи Святаго Святых, народ уразумел, что ему дарована была благая весть, но из того, что он не мог говорить, познали, что он отвечал что-нибудь неблагопотребное. Так как видение случилось с ним во время служения, когда возносились прошения, то знали, что ему ниспослан был некий дар, но так как в его устах не обретали действия благодати, то познали, что он не принял дара. Хотя сам Захария усумнился в словах Ангела, однако, так как он стал немым, никто более не сомневался в них».

По традиции Ангел (Архангел Гавриил) в сценах благовестий — Захарии, Иосифу, пастухам, Св. Женам, пришедшим ко гробу Господнему, — и Благовещения Деве Марии в западном искусстве изображается в виде бесполой фигуры с крыльями. Однако такая иконография утвердилась не сразу. В византийском искусстве и в европейском христианском искусстве первых веков новой эры (римские катакомбы) Ангелы часто изображались бескрылыми. Н. Покровский пишет: «Отсутствие крыльев и другие отступления от общепринятых впоследствии форм Ангелов объясняются тем, что это изображение относится к тому периоду христианского искусства, когда иконографические формы Ангелов еще не определились, и художники воплощали христианские идеи и понятия в свободные формы, применительно к индивидуальному пониманию предмета. Человекоподобный вид Ангела должен был представляться художнику самым целесообразным; эту сторону общего представления об Ангелах отмечают прежде всего и памятники древней письменности» (Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии. СПб. 1892, с. 4). Амвросий Медиоланский, например, говорит, что Архангел Гавриил имел вид мужа (quasi vir specie).

Ангел (Архангел) Гавриил, по-видимому, никогда не изображается в этой сцене со своим традиционным в западном искусстве атрибутом (Гирландайо) — скипетром, увенчанным геральдической лилией (fleur-de-lys), с которым он является Деве Марии в сцене БЛАГОВЕЩЕНИЕ.

Гирландайо. Благовестие Захарии. Флоренция. Церковь Санта Мария Новелла


Объясняется это тем, что лилия, этот символ девственности и чистоты, не могла — по крайней мере в Библии — присутствовать в сцене благовестия о рождении Иоанна, зачатого не девственницей. (Позднее лилия в христианском искусстве стала символом и атрибутом святых девственниц — Екатерины Сиенской, Клары, Евфимии и Схоластики; в этом своем значении она является атрибутом также святых мужей — Иосифа (мужа Девы Марии), Антония Падуанского, Доминика, Франциска Ассизского, Франциска Ксаверия, Филиппа Нери, Фомы Аквинского.)

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Джотто. Благовестие Захарии (начало XIV века). Флоренция. Церковь Санта Кроче (капелла Перуцци).

Гирландайо. Благовестие Захарии. Флоренция. Церковь Санта Мария Новелла.

Андреа дель Сарто. Благовестие Захарии (1514). Флоренция. Церковь Санта Аннунциата.

Якопо делла Кверча. Благовестие Захарии (1427 – 1430). Сиена. Баптистерий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *