Блаженная феоктиста Воронежская

Житие святой Феоктисты

Появилась на свет она в многодетной семье казака недалеко от Новочеркасска. Еще с детства она проявляла особый интерес к христианству. Сразу же после совершеннолетия она сразу начала путешествовать по святыням. Ее муж был морским офицером, который погиб во время Русско-Японской войны. С того времени ее житие кардинально поменялось.

Она взяла на себя подвиг юродства во Христе. По ее словам, грамотой не владела, но те, кто с ней встречались, подмечали ее глубокие познания. В большей части они были основаны на изучении Святых писаний. В 20 – 30 годах ХХ века проживала в келие Алексиево-Акатова монастыря. В 1931 обитель закрыли и ей пришлось искать себе другое место.

За преданность Господу была награждена способностью исцелять по молитве и предсказывать будущее. Она часто кормила народ. До последнего молилась и просила даровать здравие всем, кому необходимо. Даже в наше время это то, о чем просят блаженную Феоктисту Воронежскую чаще всего. Ушла в иной мир 6 марта.

Поминают ее 21 февраля. В 1961 году останки ее были перезахоронены на новом кладбище «на баках». А в сентябре 2009 года решили перенести их в некрополь монастыря Воронежа, где она провела часть своей жизни.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Святой лик

Желательно обращать все свои просьбы святой перед ее иконой. В таком случае Вы будете четко понимать, к кому обращаетесь. Но не стоит думать, что данное изображение поможет решить все Вами неприятности. Помните, в данном случае важна Ваша вера. Обращаться к ней можно как своими словами, так и с помощью специальной молитвы.

«О, Мати Блаженная, Преподобная Феоктиста, Защитница земель Воронежских и неустанная молитвенница за нас грешных.
В годы неверия Ты приняла подвиг молитвенный и как Блаженная сестра Твоя Ксения из града Петра именем другим назвалася для мира умерев. Прими духовное водительство над нами недостойными и в земных нуждах помоги нам преобресть терпение и смирение, противников прощение, преодолеть насмешки непонимания и неприятие человеческое . Соделай нас духовными детьми Своими, не ищущих путей легких и славы земной, но желающих душами своими войти во Обитель Отца Небесного со Христом Господом нашим, где и Ты пребываешь ныне и присно и во веки веков. Аминь.
И да сойдет Благодать Христа Бога нашего в души наши под сенью крыл Твоих, Ангела Небесного во плоти исповедуем Тебя и просим молитв чистых Твоих. Аминь.»

Помните, что каждое слово должно идти от чистого сердца. Только в таком случае Вы будете услышаны Господом и его угодниками.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о блаженной Феоктисте:

ПРОЧТИТЕ, НЕ ПОЖАЛЕЙТЕ ВРЕМЕНИ! Смотри: вера станет открытой, доступной всем; никого за нее не будут гнать или притеснять. Очень много случайного народа придет в Церковь, в том числе и в духовенство. Так всегда было в дни благополучные, еще со времени Константина Святого. Многие из-за денег придут в храм, мн… ЧУДО У МОЩЕЙ СВЯТОГО ИОАННА РУССКОГО ПРОИЗОШЛО НА ОСТРОВЕ ЭВБЕЯ Настоящее чудо на глазах у большого числа паломников случилось в храме Святого Иоанна Русского в селении Прокопи на острове Эвбея. Весть о событии за короткий срок распространилась по всей территории Балканского полуострова.Поклонившись мощам Святого одна из женщин… ВЛИЯНИЕ СВЯТОГО ПРИЧАСТИЯ( ЕВХАРИСТИИ) НА ДЕТЕЙ Причастие Святых Христовых Тайн обладает чудесным свойством – полностью УНИЧТОЖАТЬ в душах людей — всю НЕГАТИВНУЮ генетическую НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ что передается людям — от их родителей, от бабушек и дедушек.. ПРИЧАСТИЕ ВЫЛЕЧИВАЕТ — ВСЕ, ВСЕ ТЯЖЕЛЕЙШИЕ И НЕИЗЛЕЧИМЫЕ, СМЕР… Влияние на благосостояние человека ежедневного прослушивания Моцарта ▫Известно, что в середине 60-х Жерар Депардье был абсолютно косноязычным молодым человеком, неспособным в силу ещё и заикания довести до конца ни одного предложения. Изучающие творчество актера объясняют ситуацию семейными неурядицами, личными неудачами, низкой самооценÐ…

Религиозное чтение: феоктиста воронежская молитва в помощь нашим читателям.

История захоронений останков местночтимой святой – блаженной Феоктисты Воронежской

В последние годы своей жизни матушка стала слабеть. А. Лихоносова вспоминала:»В декабре 1939 года ей стало совсем уже худо. На мой вопрос, зачем она уходит, сказала: “Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут”» . В 1940 году матушка скончалась. До погребения около Феоктисты Михайловны перебывало много народу. Читали Псалтирь и просто сидели около ее тела. Хоронили матушку в субботу 9 марта 1940 года на Придаченском кладбище в Воронеже.

15 июня 1966 года останки блаженной были перенесены на новое кладбище – «На баках». Перезахоронение осуществлял протоиерей Николай Овчинников (впоследствии принял монашество, в схиме получил имя Нектарий). Этому батюшке блаженная Феоктиста предсказала священство.

Из письма отца Николая Овчинникова: «…Поставили условие эксгумировать только ночью: в 1 час 45 минут были на кладбище… На дне могилы стоял маленький гробик… Приложившись к гробику, я начал руками с широко разведёнными пальцами перекладывать (останки) в гроб… С тёплым чувством и нежностью поставили гроб в автобус… с пением “Святый Боже…” двинулись к новому месту её упокоения. Перед открытой могилой была отслужена мною полная панихида… На новом кладбище наша панихида была первой, и окружающий воздух впервые был сотрясён могучим… заупокойным православным напевом» .

Важной и интересной оказалась для нас встреча с иереем Виктором Праздничным, настоятелем храма Вознесения Господня в Берёзовой Роще . Отец Виктор рассказал, что когда он служил в Спасском храме, к нему приходили родственники протоиерея Николая Овчинникова, которые говорили отцу Виктору о блаженной Феоктисте. Могилку блаженной постоянно посещают верующие люди, почти никогда здесь не бывает пусто. Такое народное почитание подтверждает, что Феоктиста Михайловна – не простой человек. Поэтому, по благословению митрополита Воронежского Сергия, в месте упокоения святой было начато облагораживание надгробья. Это важное дело отец Виктор поручил прихожанам Спасского храма. Один из этих людей – Геннадий Иванович Иванчев , отец нашего одноклассника, а другой – сейчас священник, отец Олег.

1 сентября 2009 года мы всем классом после богослужения в Успенском семинарском храме направились на Левобережное кладбище, чтобы посетить могилу блаженной Феоктисты. Сразу видно, что это место часто посещают люди: горит лампада, стоят свечи, у креста живые цветы, конфеты. Наш учитель истории А. Ю. Симончик рассказал о тяжком подвиге блаженных, юродивых ради Христа. Мы уже знали, что останки матушки Феоктисты будут в скором времени переносить на новое место, и решили обязательно присутствовать при этом событии, участвовать в крестном ходе, панихиде.

В скором времени во всех храмах города было объявлено, что 16 сентября 2009 года состоится перенесение останков блаженной Феоктисты в Алексиево-Акатов монастырь. Директор и духовник нашей гимназии протоиерей Сергий Васин благословил нас участвовать в этом событии. Мы всем классом приехали на кладбище в 10 часов утра, где уже собрались верующие люди, священники, монахини Алексиево-Акатова монастыря. К 12 часам останки переложили в маленький гробик, все приложились к нему, затем его увезли на автобусе. До 16 часов останки блаженной Феоктисты находились во Введенском храме, а затем крестным ходом были перенесены в монастырь.

Сейчас матушка Феоктиста вернулась в Алексиево-Акатову обитель, где при жизни служила Богу. Здесь же пребывают мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского (в августе 2009 года его мощи были перенесены из Соловецкого монастыря в Воронеж). Матушка Феоктиста являлась сподвижницей владыки, который глубоко ее почитал. В день торжественного перезахоронения останков местночтимой святой митрополитом Сергием была совершена панихида по блаженной старице, и теперь Феоктиста Михайловна Шульгина покоится рядом с похороненными в монастыре Воронежскими архипастырями. После панихиды Владыка Сергий произнес проповедь и сказал, что блаженная Феоктиста «как голос Божий напоминала людям о Боге».

Почитание блаженной Феоктисты Воронежской как святой

Феоктисту Михайловну хорошо знают и почитают за границей, в США. Выше мы приводили воспоминания монахини Ксении (Новиковой) из монастыря Владимирской иконы Божией Матери в Сан-Франциско. Жизнь воронежской блаженной стала известна за границей по воспоминаниям эмигрантов, покинувших Россию после революции. В некоторых источниках указано, что Православная Церковь Заграницей почитает старицу Феоктисту как святую. Написана её икона, составлен тропарь. Для уточнения этих сведений мы обратились к председателю Комиссии по канонизации святых Воронежской епархии протоиерею Андрею Изакару, и он нам пояснил, что когда Комиссия проверяла списки канонизированных святых Русской Православной Церкви Заграницей, то имени матушки Феоктисты в них не нашли. Но, вот, любопытный факт – в храме села Годеново Ярославской области наши паломники видели икону блаженной Феоктисты.

1. Собраны и систематизированы сведения о жизни блаженной Феоктисты Воронежской.

2. Уточнены факты из биографии Феоктисты Михайловны в Воронеже.

3. Составлена презентация по жизнеописанию святой Феоктисты, которая показана учащимся среднего звена Традиционной гимназии на День пожилых людей.

4. Подготовлен рассказ о встречах блаженной Феоктисты со священномучеником Петром (Зверевым), архиепископом Воронежским, в рамках внутришкольного мероприятия, посвящённого Дню памяти жертв политических репрессий (для учащихся 8–9 классов гимназии).

5. Итоги проведенной учебно-исследовательской работы представлены на областной конференции «Край Воронежский православный».

6. Сделан видеофильм «История захоронений останков блаженной Феоктисты Михайловны».

7. Готовится для публикации в «Церковных ведомостях» (издание Ростовской епархии) статья «Жизнеописание Воронежской блаженной Феоктисты, история захоронений её останков».

8. Составлен отчёт о поездке в город Новочеркасск, который передан в Комиссию по канонизации святых Воронежской епархии.

Матушка Феоктиста со смирением переносила все тяготы, выпавшие на её долю. Она стяжала благодатные дары Святаго Духа, которыми служила ближним. Дар прозорливости и исцелений не всегда является необходимым признаком святости в христианстве, но если это дар Божий, то его нередко сподобляются именно юродивые.

У Феоктисты Михайловны не было детей, не осталось родственников, но её могилку в течение 70 лет сохраняли жители Воронежа, в трудные времена богоборчества они спасали её от разрушений на старом кладбище. Все эти годы не прекращался поток людей к месту упокоения блаженной, не останавливалась молитва. Люди обращались к ней как к святой с просьбой о помощи, и многие эту помощь получали. Мы верим, что Святейший Патриарх Кирилл благословит общецерковное почитание старицы Феоктисты. Она теперь так близко к Господу и молится за нас. Дай Бог, чтобы мы могли петь ей, как святой, и тропари, и кондаки, и всегда просить заступничества у Господа её молитвами .

Список литературы и источников

1. Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. – Воронеж, 1994.

2. Архимандрит Митрофан Парижский. «Блаженная Феоктиста Михайловна» // Русский паломник, 1999. №19.

3. Девятова С. Блаженная Феоктиста. // Сайт «Для тебя» (www.ForU.ru).2007.

4. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Т.2. – М., 2000.

5. Ильинская А. Жены-мироносицы XX века. – М., 2005.

6. Лихоносова А.Я. «Она ушла к себе домой». // Усмань православная, 2001. № 14–19.

7. Монахиня Ксения (Новикова). «Блаженная Феоктиста» // Русский паломник, 1999. №19.

8. Орехов Д. Святые места России. – СПб., 2002.

9. Панова В.И. История Воронежского края. Учебно-методич. пособие. – Воронеж, 2008.

10. Перенесение честных останков блаженной Феоктисты Михайловны (Шульгиной). // www.veramolodih.ru.

11. Православные подвижницы XX столетия. – М., 2008.

12. Протоиерей Анатолий Стаднюк. // Воронежский епархиальный вестник. 1992. №3.

13. Путь исихастов. Православные старцы XX века. Блаженная Феоктиста // www.russian-inok.org. Февраль 2006 г.

14. Святые земли Воронежской и Липецкой. Сайт Воронежско–Борисоглебской епархии. // www.vob.ru. 2008.

15. Чичерина Е.В. У Бога все живы. – М.: Даниловский благовестник, 1996.

Устные источники

1. Интервью с иереем Виктором Праздничным, настоятелем храма Вознесения Господня (Воронеж).

2. Интервью с Г.И. Иванчевым.

3. Интервью с П.В. Новиковым.

4. Рассказ Кирилла Ивченко.

Вам удалось провести интересное и нужное исследование. Но только не ясно, кто из вас за какую часть исследования отвечал?

У вас представлена хорошая библиография по теме исследования. Но следует разделять литературу и источники. Литература дает теоретическую базу для исследования; к литературе, а не к источникам следует относить статьи и монографии, написанные до вас по теме вашего исследования. В библиографическом списке полагается сначала приводить фамилию автора, даже если он находится в священном сане или монашеском чине. Например: Новикова Ксения, монахиня; Стаднюк Анатолий, протоиерей. Также следует заметить, что когда вы делаете ссылку, необходимо указывать страницы, в вашем случае страница должна указываться в квадратных скобках. Было бы замечательно, если бы вы смогли дополнить введение историографией.

При проведении исследования вы записали рассказы тех, кто сохранил в памяти свидетельства очевидцев подвига блаженной старицы. Это то, что в научной среде называют полевыми материалами автора, сокращенно – ПМА. Когда вы используете их в тексте, следует сопровождать соответствующей ссылкой. В вашем случае, возможно, стоит указать, кто из вас двоих собирал данные полевые материалы, при этом обязательно указывается населенный пункт, где произошла беседа с информатором, год, когда она состоялась, фамилия, имя, отчество информатора и год рождения.

Работа написана хорошим языком. Однако от неудачных выражений и опечаток никто не застрахован. Так, на стр. 1 вы пишете, перечисляя задачи исследования: «Уточнить сведения, которые вносят неточности в жизнеописание блаженной Феоктисты». Мы предлагаем несколько изменить предложение: «Уточнить моменты в жизнеописании блж. Феоктисты, по которым существуют разноречивые свидетельства». В самом начале стр. 2 мы также предлагаем исправить предложение. Вот один из вариантов: «Ветхая одежда и старая обувь, в которых она всегда ходила, не могли скрыть аристократические манеры, знатное происхождение и хорошее воспитание. Она обладала … (далее по тексту)».

Вы даете краткий сравнительный анализ житий блаженных Фектисты Воронежской, Ксении Петербургской и Матроны Московской. Но тут, к сожалению, вкралась неточность. Как известно, блж. Ксения Петербургская была замужем за певчим придворного хора Андреем Феодоровичем Петровым.

На стр. 5 вы приводите в кавычках цитату, внутри которой также стоят кавычки. Обычно в таких случаях, во избежание путаницы внутренние кавычки делают другими. Схематично это выглядит следующим образом: «…»…»…».

Пока блаженная Феоктиста не прославлена в Воронежской епархии как местночтимая святая, лучше ее так и не называть, несмотря на то, что Русская Православная Церковь Заграницей (а не Зарубежная Православная Церковь, как на стр. 7) почитает блаженную как святую.

Мы надеемся, что вы продолжите исследовательскую деятельность. Так, вы можете продолжить исследование о судьбах подвижников благочестия Воронежской земли, попробовать собрать материал о судьбе монахов и монахинь Воронежских монастырей, о жизни простых православных жителей Воронежа в период гонений. Пока еще живы свидетели той эпохи, важно успеть записать их воспоминания.

Феоктиста воронежская молитва

БЛАЖЕННАЯ ФЕОКТИСТА ВОРОНЕЖСКАЯ

«Эта раба Божия в меру Антония Великого»

Похоронена блаженная матушка на левобережном кладбище, в р-не «Баки», на третьем участке, в шестом ряду.

Воспоминания о блаженной Феоктисте ее современницы Агнии Лихоносовой.

Из писем протоиерея Николая Овчинникова, который совершил перезахоронение останков блаженной в 1961 г.

Блаженная Христа ради юродивая Феоктиста Михайловна Шульгина в 20-30-е годы ХХ столетия совершала свой подвиг в Воронеже.

В этот богоборческий период русской истории, когда все церкви в городе постепенно были захвачены обновленцами, три подвижника благочестия – протоиерей Митрофан Бучнев и Христа ради юродивые Максим Павлович и Феоктиста Михайловна укрепляли веру православную в выбитых из привычной жизненной колеи людях. Максим Павлович и матушка Феоктиста беспрерывно обходили город, поддерживая в нем дух благочестия.

Феоктисту Михайловну в городе знали все, но если верующие почитали ее, искали у нее наставления, утешения и помощи, то для прочих она была просто дурочка.

До 1931 года, то есть до закрытия Алексиево-Акатова монастыря блаженная жила в одной из келий обители. Потом ютилась у разных людей. Был у нее свой круг, который она постоянно навещала. Ночи матушка Феоктиста не спала, проводила их в молитве и бодрствовании.

О людях, несущих подвиг Христа ради юродства, обычно мало, что известно из доподвижнической жизни. О Феоктисте Михайловне знали, что она родом из Новочеркасска. По некоторым ее высказываниям и оборотам речи наблюдательные люди заключали, что она получила хорошее образование, хотя и говорила, что не грамотна. Позже стало известно, что матушка Феоктиста родилась в дворянской семье, отец ее был офицером.

Одним из подвигов блаженной было «ходить по дорогам». Странствовать она отправилась, как только получила паспорт, к этому времени умер ее отец. Смолоду матушка Феоктиста посетила многие святые места – от Соловецких островов до Киева. Побывала и в Почаеве, хотя монастырь этот находился за границей. Первые семь лет своих странствий Христа ради юродивая ходила босиком. Когда же стала носить обувь, подвиг ее от этого не уменьшился, так как носила она большие ботинки, надетые не на ту ногу и непременно с разрезанными задниками. Они постоянно спадали, растирая ноги. Зимой блаженная ходила в пальто нараспашку, несмотря на кашель и другие болезни. Феоктиста Михайловна постоянно посещала Новочеркасск, села Воронежской области и непременно – Задонск. До Новочеркасска матушка в эти годы добиралась поездом, но в Задонск по-прежнему ходила пешком, еле передвигая ноги, выбирая подчас самую неистовую погоду. В пути она непрестанно молилась. И по городу и в дальних путешествиях ее обычно сопровождала какая-нибудь девушка.

В описываемый период матушка Феоктиста была уже очень стара. Все, знавшие ее, отмечают, что она была маленькой, хотя, по словам подвижницы, в молодости она была среднего роста. Воронежские старушки вспоминали, что в прежние времена, когда они были помоложе, Феоктиста Михайловна была уже старой. Она любила закупать в лавках целые охапки разных булок и на извозчике развозила их по тюрьмам и больницам, а то и раздавала у церквей. Булочники и извозчики зазывали юродивую, по опыту зная, что чьими услугами она воспользуется, у того в этот день будет хорошая выручка. Кормить людей было частью подвига блаженной. И после революции, в 20-30-е годы, посещая опекаемые ею семейства, она часто приходила с булками и пряниками, а когда эти семьи постигала нужда, под видом юродства помогала им продуктами и деньгами.

В Воронеже тогда был известен духовным авторитетом и праведной жизнью протоиерей Митрофан Бучнев. Оставшись без прихода, он продолжал регулярно служить молебны, во время которых многим изливалось исцеление. По благословению Оптинских старцев, отец Митрофан окормлял общину девушек, собравшихся вокруг него, за неимением монастырей. К концу 20-х годов девушки были распределены по хуторам и благочестивым городским семействам, но связь сохранялась. Отправляясь в ссылку, из которой он уже не вернулся, отец Митрофан оставил свою общину под покров матушки Феоктисты. На вопрос, почему он почитает юродивую, батюшка ответил, что «эта раба Божия в меру Антония Великого».

Высоко ценил блаженную Феоктисту Михайловну за духовный подвиг и просил ее молитв и Воронежский архиепископ Петр (Зверев).

Святостью жизни матушка Феоктиста стяжала у Господа дар прозорливости и дар исцеления, которыми не раз помогала своим подопечным. Случалось она обличала кого-нибудь из прохожих на улице. Многие ненавидели ее за то, что она пробуждала в них совесть. Над ней насмехались и даже были ее, но блаженная смиренно сносила поругания.

Врачи определили у Феоктисты Михайловны чахотку и недоумевали, как можно жить со сгнившими легкими. В 1939 году блаженной стало совсем плохо. Она отлеживалась по два-три дня в тех домах, которые обычно посещала. Время кончины было открыто ей. Однажды на ночь глядя, несмотря на большую слабость, она покинула дом Агнии Яковлевны Лихоносовой, у которой лежала из-за болезни. На протесты хозяйки ответила: «Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут».

Матушка оставалась до смерти в одном из домов на Чижовке. В вечер перед кончиной блаженная спросила хозяйку: «Где вы меня положите сегодня спать?» Ей указали обычную кровать. «Нет, не здесь вы меня сегодня положите». Ее слова исполнились.

Скончалась блаженная Феоктиста 6 марта 1940 года, в среду, в 10 часов вечера. Все, кому была дорога матушка, были в ту же ночь оповещены. Похоронили ее в субботу, 9 марта, на придаченском кладбище.

В 1961 году останки блаженной были перенесены на новое кладбище «на баках». Перезахоронение осуществлял протоиерей Николай Овчинников (в схиме Нектарий), которому, когда он еще был врачом, матушка предсказала священство.

Память матушки Феоктисты 21 февраля по церковному календарю.

Святая блаженная мати Феоктиста, моли Бога о нас.

Блаженная Феоктиста Воронежская

Верующие Воронежа, где жила блаженная в 1920-30 годы, знали, что она подвизается в подвиге Христа ради юродства, а для мира она была просто дурочкой. Ходила она в холод, распахнув пальто, на ногах башмаки обязательно не на ту ногу, и сзади сделан разрез, чтобы они давили и при этом спадали. И все это при наличии ужасных шишек на ногах.

– Мать, дай-ка мне рубашечку.

Хозяйка пошла на кухню и сказала жившей в их доме няне, присматривавшей за детьми:

– Анна, достань из комода рубашку, только не давай полотновую.

И вернулась в спальню, где оставалась блаженная. Через несколько минут Анна принесла рубашку. Разворачивая ее, блаженная Феоктиста сказала:

– А что же не полотновую?

С тех пор и стала блаженная Феоктиста их навещать. Хозяин дома на нее за это сердился, из себя выходил – боялся за свое служебное начальственное положение. Хозяйка тоже стала за мужа бояться. А блаженная как нарочно приходила через парадный вход, а дом между тем стоял на центральной улице. Хозяйка старалась ее скорей провести, чтобы ее меньше видели, а она встанет на пороге и не проходит и двери настежь раскроет. Хозяйка ей:

– Матушка, скорей проходите.

– Нет, мне здесь лучшенько, я здесь воздухом подышу.

Все испытывала терпение. Хозяина дома называла “дядя хороший”, их сына – “парнишкой”, одну из дочерей – “сестрой”, хозяйку в добром настроении – “мать”, а если разбушуется, что с ней частенько бывало, то называла – “плёха”. Так долго продолжалось. И вдруг блаженная стала вести себя как-то странно и однажды приходит печальная и говорит хозяйке:

– Мать, а ты все одна.

– Как, матушка, одна? Сейчас Дмитрий с работы придет.

– Нет, мать, одна, нет его с тобой.

Вскоре хозяина арестовали. Было это в тридцатые годы. Обвинили его в каком-то вредительстве и назвали предводителем будто бы готовившегося вооруженного восстания. Приговорили к десяти годам лагеря с конфискацией имущества. Сотрудники ОГПУ пришли к ним в дом и составили опись всех вещей. И остались дети с матерью, домработницей и няней. Хозяйка дома до этого не работала, а попробовала устроиться на работу – нигде не принимают – “жена врага народа”. А время подошло тяжелое: по сто пятьдесят граммов хлеба на иждивенца давали. Наверное бы и пропали они, если бы блаженная не стала им усердно помогать. До ареста главы семьи только одну из дочерей кормила, и то сладким. А тут стала разные фокусы выделывать, чтобы не подумали, что она вполне разумный человек. То уходя от них деньги под подушкой оставит, и хозяйка, перестилая постель, их найдет. И ждет следующего посещения блаженной.

– Матушка, вы деньги под подушкой забыли.

– Тю, что ты врешь, ничего я не забывала, это твои деньги.

Следующий раз то же самое.

– Матушка, что же мне делать с этими деньгами?

– Трать их, вот что.

А нужда все сильней прижимала – детей-то четверо было. Вот хозяйка их и потратит. Иной раз блаженная позовет няню и скажет: “Анна, птичку хочу”. Это значит лапшу с курицей. Одевается Аннушка и вскоре возвращается с курицей, купленной на деньги блаженной. Через час уже и лапша готова.

– Нет, я не хочу, я пойду.

И уйдет, а семье еды на два дня. Надо сказать, что блаженная почти ничего не ела, а на те деньги, что ей давали, она опекала многие семьи.

Вещи хозяев были властями описаны, и уже у всех, кто проходил по тому же делу, имущество конфисковали. И к ним приехали забирать вещи. А перед этим блаженная сказала, что их вещи не заберут, и они как-то немного надеялись. Но вот приехали за вещами. Подъехали две грузовые машины, вошли два человека с описью и стали проверять – всё ли на месте. Вошли шестеро грузчиков и, прислонясь к стене, стали ожидать распоряжений. “Эх, матушка, а ты-то обещала оставить нам вещи”, – в горести подумали все домашние почти в одно время. Но вот двое с описью стали о чем-то говорить между собой. Затем один из них сел в машину и уехал. Через час он вернулся и что-то сказал оставшемуся; тот недоуменно пожал плечами и сказал грузчикам: “Пошли, ребята”. Хозяйке ни слова. С тем и уехали. Ждали они их день, другой, да так все имущество и осталось у них.

Прошло некоторое время, а нужда все злее становится.

– Матушка, можно вещи продавать?

Так прошел год. Вдруг блаженная стала вести себя опять как-то странно. Приходит к ним и все спрашивает:

– Мать, а твой-то приехал?

– Нет, матушка, кто ж отпустит заключенного? Ему десять лет дали.

– Ой, мать, врешь – он приехал. Наверно, ты его под кровать спрятала?

И начнет под кровати заглядывать. Так она себя вела некоторое время. Наконец хозяйка ее спросила:

– Матушка, скажи мне прямо, что это значит?

И блаженная тогда разумно и спокойно ответила:

– Приедет, мать, он на побывку приедет.

А какая может быть побывка у заключенного? Но вот получают они телеграмму: “Буду проездом”. И приезжает отец. Он приехал с охранником и прожил у них три дня. Оказывается, его послали в Киев для отбора породистых свиней, и он упросил охранника заехать домой.

В это время к ним постоянно ходила приятельница хозяйки Агния Яковлевна со своей дочкой Ниной, и дети играли вместе. Сын хозяйки был старше Нины на шесть лет. Блаженная Феоктиста бывало говорила:

– Мать, мы парнишку-то на Нинке женим.

– Да вы что, матушка, – ведь Нине-то еще восемь лет.

Вскоре эти семьи расстались. Пришлось хозяйке с детьми уехать в Казахстан, а потом в Сибирь. Сын жил отдельно от них в другом городе и учился в институте. Вскоре он женился; брак был нецерковный, поскольку родители жены были неверующими. Началась война, он был призван на фронт. После окончания войны, возвращаясь домой в начале 1946 года, он проездом остановился у сестры в Москве. От нее он узнал, что их вторая няня, Евдокия, теперь тоже живет здесь. Они ее навестили и у нее встретили Агнию Яковлевну, которая после долгих мытарств в эвакуации жила со своим слепым мужем и дочерью Ниной в Москве. Она пригласила их к себе в гости. Так благословленные блаженной жених и невеста встретились через восемнадцать лет и полюбили друг друга. Нине было тогда двадцать шесть лет. Он оформил развод с женой, и они с Ниной обвенчались.

Прошло уже три года со дня ареста Дмитрия. Неожиданно его жена Евгения Павловна встретила Ф. Г. Смидовича, который был хорошо знаком с ее мужем. Он дал ей записку к своему брату П. Г. Смидовичу, заместителю Председателя ВЦИКа Калинина. Она поехала к нему в Москву, и благодаря этим хлопотам ее муж был освобожден.

В Центральной России был голод, Дмитрий остался работать в управлении Карагандинских лагерей вольнонаемным, и семья решила выехать к нему. А где взять денег? И тут-то блаженная сказала:

– Вот теперь продавайте вещи.

Обычно блаженная представлялась дурочкой. Часто бранилась. Бывало, она с башмаком в руках бегала за хозяйкой и кричала: “Плёха”. А в добром настроении начинала хлопать в ладоши, припевать и говорить детям: “Девки, танцуйте”. И тут же сама сочиняла стихи и читала, и очень складно. Подруга хозяйки, Агния Яковлевна, очень образованная женщина, много раз говорила: “Поверьте, Евгения Павловна, матушка Феоктиста в совершенстве владеет французским языком, это видно по оборотам ее речи”.

Одним из подвигов блаженной было “ходить по дорогам”. Из Воронежа она часто ходила в Задонск. И все пешком. Ботинки надеты обязательно не на ту ногу, сзади разрезаны, чтобы хлопать и натирать кровавые мозоли. Шуба расстегнута, чтобы мерзнуть. По дороге она всегда и беспрестанно молилась. Ее почти постоянно сопровождали в путешествиях Анна, которую она звала “красноноска-водовозка” за ее красный нос, или Анна Васильевна – “белая”, как ее называла блаженная. У Анны Васильевны было высшее образование, но из послушания она отказалась от всех благ и терпела все чудачества блаженной. Феоктиста Михайловна ее предупреждала: “Со мной ничего не бойся”. Но как было не бояться в таком, например, случае. Идет Анна Васильевна с блаженной и попадается им на пути милиционер. “Ну, – думает Анна Васильевна, – сейчас он спросит паспорт, а его у меня нет. Да тут еще иду с такой, как матушка. Хорошо еще, что она не знает, что у меня паспорта нет, а то бы сейчас выложила”. А блаженная тут как тут, и говорит милиционеру:

– Служивый, забери эту девку, у нее паспорта нет.

Анна Васильевна так и обмерла. Милиционер к ней:

“Не помню, что уж я ему тут несла, – рассказывала Анна Васильевна, – но дело молитвами блаженной как-то обошлось”.

Однажды шли они полем, никого кругом нет. Только стадо коров и бык очень грозный. Анна Васильевна попросила блаженную:

– Матушка, давай обойдем стадо, я боюсь быка.

– Тю, – говорит блаженная, – а ты не бойся.

И пошла прямо на быка. А он загудел и бросился на Анну Васильевну. Закрыла она глаза и приготовилась к смерти. И вдруг слышит – зовет ее блаженная:

– Девка, да ты чего там?

Глянула Анна Васильевна, а бык в сторону отошел.

– Простите, матушка, больше не буду бояться, – сказала она.

Блаженную во всех селениях вокруг Воронежа знали. Проходили они через одно село. Анна Васильевна предложила блаженной зайти переночевать к знакомым в избу, тем более что идти оставалось недалеко. Но блаженная решила иначе. Уже по темноте она пошла в другую сторону, и они сделали большой крюк, прежде чем остановились перед избой, хозяева которой им были незнакомы.

“Ну, – подумала Анна Васильевна, – наверное, здесь что-то случилось, раз матушка сюда спешит”. И правда, только они вошли, как хозяйка бросилась с плачем к блаженной и поведала свою печаль. Ее муж уехал, и от него давно не было никаких известий. Наверное, где-то погиб. И блаженная разумно, как бывало всегда в таких случаях, начала успокаивать женщину.

– Жив, жив, к Пасхе придет.

Через год они проходили через то же село. Анна Васильевна стала уговаривать Феоктисту Михайловну зайти к женщине. Уж очень ей хотелось узнать, правду ли сказала тогда блаженная. Но та ни в какую не соглашалась. Анна Васильевна все равно побежала в тот дом и застала хозяйку. “Слава Богу, матушка правду сказала. Как раз к Пасхе приехал”, – сказала она.

В Воронеже блаженная Феоктиста жила в одной из келий Алексеевского монастыря, а после его закрытия в 1931 году скиталась, часто проводя ночи под открытым небом.

Некоторые люди ненавидели блаженную за то, что она обличала их в злодеяниях и грехах, и за это били юродивую и насмехались над ней. Блаженная Феоктиста смиренно терпела поругания и молилась за своих обидчиков. Проводя подвижническую жизнь, она стяжала дар прозорливости. Православные жители Воронежа почитали блаженную за подвиг и святость жизни. Ее почитали как великую подвижницу архиепископ Петр (Зверев), священник Иоанн Стеблин-Каменский и многие другие священники и верующие Воронежа, которые часто прибегали к ее молитвенной помощи.

Господь открыл блаженной день ее кончины. Подвижница, готовясь ко дню преставления, увеличила свои труды. Незадолго до своей кончины, последовавшей 22 февраля 1940 года, Феоктиста Михайловна, облаченная в белые одежды, вошла на территорию одного из закрытых монастырей Воронежа, где и скончалась.

Похоронена блаженная матушка Феоктиста Михайловна на левобережном кладбище, в районе «Баки», на участке № 3, в шестом ряду.

на старом никрополе Свято-Алексеева Акатова женского монастыря Воронеж

Похожие новости

ШУЛЬГИНА ФЕОКТИСТА МИХАЙЛОВНА

Блж. Феоктиста Шульгина

Шульгина Феоктиста Михайловна (1855 — 1940), подвижница, Христа ради юродивая.

Родилась в 1855 году дворянской семье в Новочеркасске, отец ее был офицером. Впоследствии по некоторым ее высказываниям и оборотам речи можно было заключить что она получила хорошее образование, хотя и говорила, что не грамотна.

Когда скончался ее отец, как только она получила паспорт, она отправилась странствовать. Смолоду матушка Феоктиста посетила многие святые места — от Соловецких островов до Киева. Побывала и в Почаевской Лавре. Первые семь лет своих странствий ходила босиком. Когда же стала носить обувь, подвиг ее от этого не уменьшился, так как носила она большие ботинки, надетые не на ту ногу и непременно с разрезанными задниками.

Несла подвиг юродства Христа ради в Воронеже с 1920-х годов. Беспрерывно обходила город, поддерживая дух благочестия и таким образом противодействуя обновленчеству.

До закрытия Алексиево-Акатова монастыря в 1931 году блаженная жила в одной из келий обители. Потом ютилась у разных людей. Был у нее свой круг, который она постоянно навещала.

К этому времени матушка Феоктиста уже была очень стара. Знавшие ее в эти годы отмечали, что она была маленькой, хотя, по словам подвижницы, в молодости она была среднего роста. Ночи она не спала, проводила их в молитве и бодрствовании. Зимой блаженная ходила в пальто нараспашку, несмотря на кашель и другие болезни. Феоктиста Михайловна постоянно посещала Новочеркасск, села Воронежской области и непременно — Задонск. До Новочеркасска матушка в эти годы добиралась поездом, но в Задонск по-прежнему ходила пешком, еле передвигая ноги, выбирая подчас самую неистовую погоду. В пути она непрестанно молилась. И по городу и в дальних путешествиях ее обычно сопровождала какая-нибудь девушка.

Частью подвига блаженной было кормить людей. Она любила закупать в лавках целые охапки разных булок и на извозчике развозила их по тюрьмам и больницам, а то и раздавала у церквей. Булочники и извозчики зазывали юродивую, по опыту зная, что чьими услугами она воспользуется, у того в этот день будет хорошая выручка. Посещая опекаемые ею семейства после революции она часто приходила с булками и пряниками, а когда эти семьи постигала нужда, под видом юродства помогала им продуктами и деньгами.

Святостью жизни матушка Феоктиста стяжала у Господа дар прозорливости и дар исцеления, которыми не раз помогала своим подопечным. Случалось она обличала кого-нибудь из прохожих на улице. Многие ненавидели ее за то, что она пробуждала в них совесть. Над ней насмехались и даже били ее, но блаженная смиренно сносила поругания.

Феоктисту Михайловну в Воронеже знали все, для неверующих она была просто «дурочка», верующие почитали ее, искали у нее наставления, утешения и помощи. Известный духовным авторитетом и праведной жизнью протоиерей Митрофан Бучнев , отправляясь в ссылку, вверил блаженной окормляемую им девическую общину. На вопрос, почему он почитает юродивую, батюшка ответил, что «эта раба Божия в меру Антония Великого». Высоко ценил блаженную Феоктисту Михайловну за духовный подвиг и просил ее молитв и Воронежский архиепископ священномученик Петр (Зверев).

К концу ее земной жизни врачи определили у Феоктисты Михайловны чахотку и недоумевали, как можно жить со сгнившими легкими. В 1939 году блаженной стало совсем плохо. Она отлеживалась по два-три дня в тех домах, которые обычно посещала. Время кончины было ей открыто заранее. Однажды на ночь глядя, несмотря на большую слабость, она покинула дом Агнии Яковлевны Лихоносовой, у которой лежала из-за болезни. На протесты хозяйки ответила: «Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут.» Матушка оставалась до смерти в одном из домов на Чижовке. В вечер перед кончиной блаженная спросила хозяйку: «Где вы меня положите сегодня спать?» Ей указали обычную кровать. «Нет, не здесь вы меня сегодня положите.» Так и случилось. В 10 часов вечера в тот день, в среду 6 марта 1940 года, она преставилась. Все, кому была дорога матушка, были в ту же ночь оповещены. Похоронили ее в субботу, 9 марта, на придаченском кладбище.

В 1961 году останки блаженной были перенесены на новое кладбище «на баках.» Перезахоронение произвел протоиерей Николай Овчинников, в схиме Нектарий, которому, когда он еще был врачом, матушка предсказала священство.

На 2012 год официальный сайт Воронежской епархии указывал ее как чтимую подвижницу благочестия , хотя соборного прославления ее в лике святых не было.

>Видео

Фильм студии Александра Никонова, 2012 г.

Земные и небесные дары блаженной Феоктисты

Воронеж

С годами начинаешь замечать те тонкие связи, которые существуют в мире и которые дают нам почувствовать, что между здесь и там нет непреодолимой грани, что воистину у Бога все живы.

По рассказам мужа представляю тесную комнатенку старого дома в прибрежной части Воронежа. Его измученную трудной жизнью и тяжкой работой маму, а рядом – его няню, пожилую женщину, прибившуюся к этой семье неведомо как, словно по высшему повелению. Дочь священника и сестра звонаря, незамужняя Анна Андреевна Сафонова горячо полюбила младшего сына приютившей ее женщины, стала ухаживать за ним и духовно окормлять. Глубоко религиозная, она много времени проводила с мальчиком в церкви. По счастью, два действующих в пятидесятые годы воронежских храма, Покровский и Никольский, находились недалеко от их дома.

Несколько раз она рассказывала маме мальчика об одной удивительной старице, которую знавала в 1920-1930-е годы. Тетя Нюра, тогда еще совсем молодая, не имея своего угла, жила, как и некоторые другие бедные девушки, заботами церковных людей. Сейчас трудно сказать, какую роль играла в ее молодой жизни та старица. Но в памяти ее она сохранилась неспроста.

Когда по радио «Радонеж» я услышала сюжет о воронежской блаженной Феоктисте Михайловне, я поняла, что это та самая старица из рассказов тети Нюры. Все, видно, приходит в свое время. Так появилась в моем доме и икона священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского и новомученика Соловецкого (+ 1929) – подарок воронежского друга юности. Оказывается, священномученик был хорошо знаком с матушкой Феоктистой, передавал ей приветы в своих письмах из Соловецкого заключения, просил ее молитв.

Маленькая старушка с большими голубыми глазами, в платочке, в расстегнутом – даже в зимнюю стужу – пальто, в башмаках с разрезанными задниками, нарочито надетыми не на ту ногу, – такой осталась она в памяти очевидцев, жителей Воронежа 1920-1930-х годов. Она производила странное впечатление. Посторонним казалось: то ли юродивая, то ли сумасшедшая, сердится на что-то, распекает кого-то. Немудрено, что у некоторых новоявленных атеистов она вызывала агрессию. Те, кто ее знал лучше, кого она сама избирала в свой ближайший круг, вспоминают о ней как об удивительно доброй, даже утонченной по обхождению и оборотам речи женщине, со своей тайной, сокровенной жизнью.

Родилась она под Новочеркасском в 1855 году в семье полковника Михаила Шульгина. Крестили ее как Анфису. Почему Анфиса стала Феоктистой? Есть мнение, что матушка была тайной монахиней и что новое имя она получила при постриге. С юности она отличалась богомольностью, любовью к паломничеству по святым местам. Известно, что была она замужем за офицером, погибшим в Русско-японскую войну. Овдовев, она и приняла на себя подвиг юродства Христа ради – в этом ее родство с Ксенией Петербургской. В начале 1920-х годов она появилась в Воронеже. Нашла приют в Алексиево-Акатовом монастыре. В 1931 году монастырь закрыли, и начались странствия матушки Феоктисты Михайловны по добрым людям.

При этом все, знавшие ее, отмечали, как не любила она обременять собою. Погостит два-три дня, отлежится больная – и уходит, легко одетая, в своих ужасных башмаках. Идет в непогоду в Задонск с одной из своих духовных дочерей. Заходит в неизвестные дома, заранее зная, что там нуждаются в ее утешении. Стяжала она несомненные дары Святого Духа: ее прозорливость, сила молитвы, способность к исцелению болящих были хорошо известны. Многие помнят, как ходила она по домам и угощала булками и детей, и взрослых. Эти булки, которые она покупала на пожертвованные денежки у воронежских булочников, невольно наводят на мысль о евангельском умножении хлебов. Конечно, евангельское чудо неповторимо, но и здесь было чудо любви, чудо дарения – себя. «Кормить людей надо!» – повторяла она.

Вот приходит она к любимому воронежскому батюшке, протоиерею Митрофану Бучневу, кормит его, лежащего в летней тени возле своего домика, виноградом. Батюшка, хоть и слаб совсем, но счастлив видеть Феоктисту Михайловну. Именно он сказал о ней: «Эта раба Божия в меру Антония Великого».

Отправляясь в ссылку, из которой он уже не вернулся, отец Митрофан вверил матушке Феоктисте окормляемую им общину девушек. Не к этой ли общине была некогда близка и тетя Нюра?

Постоянный кашель, больные легкие, возможно, и чахотка приближали кончину. Матушка ее предвидела. Ушла накануне смерти из близкого ей дома, боясь навлечь на семью гонения. В ночь на 22 февраля (по старому стилю) 1940 года умерла там, где полагала меньшую тяготу для окружающих. Но никакие религиозные гонения не помешали близким ей людям объединиться, чтобы похоронить матушку с истинно христианской обрядовостью и любовью.

В посмертной судьбе блаженной Феоктисты Михайловны есть свои удивительные, но закономерные повороты. Похоронили ее на отдаленном кладбище на Придаче. Через год с небольшим началась война, которую она, как говорят, предвидела. Столько смертей, горя, новых захоронений! Казалось бы, тут не до могилки некоей старицы-чудачки. Ан нет! Могилка не затерялась. Когда кладбище стали ликвидировать под новостройки, протоиерей Николай Овчинников, которого матушка знавала как врача и которому сказала однажды, что быть ему попом, осуществил перезахоронение ее останков. Было это в 1961 году. На левобережное кладбище со странным названиям «на баках» пришлось перенести останки блаженной Феоктисты.

Снос кладбищ – особая грустная страница истории и Воронежа, и других советских городов. Воронежцы знают, как на месте одного из старейших городских кладбищ разбили парк. В народе его стали называть ЖИМ – парк живых и мертвых. А потом тут же построили цирк. Помню, девочкой я сначала обрадовалась, что поблизости от нас будет новый цирк, а бабушка сказала: «Неподходящее это место для цирка». И объяснила, что к чему.

Нет, не «на баках» лежать блаженной воронежской старице. 16 сентября 2009 года по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия состоялось перенесение честных останков блаженной Феоктисты (Шульгиной) на территорию старого некрополя Свято-Алексеева Акатова женского монастыря. Как мы помним, несколько лет в келье этого, мужского тогда, монастыря ютилась чудная и чудная старушка Феоктиста Михайловна. Потом лишилась любимого пристанища из-за закрытия обители. И вот вернулась она, наша воронежская матушка, в свой земной дом. А в Небесном Отечестве молится она о нас, грешных, окормляет православный люд. Как при жизни не переставала кормить нуждающихся, так и Небесные дары ее не иссякают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *