Блаженная матрона босоножка Петербургская

Главная / * БОГОХРАНИМАЯ КОСТРОМСКАЯ ЗЕМЛЯ / БЛАЖЕННАЯ МАТРОНУШКА БОСОНОЖКА (ПЕТЕРБУРГСКАЯ)

Блаженная Матрона Босоножка (Петербургская)

Портрет Матронушки Босоножки

В 1814 году в деревне Ванино Костромской губернии в семье крестьянина Щербинина родилась дочка названная Матроной. Также у Петра и Агафьи ЩЕРБИНА были сыновья Макар, Александр и Иван, они были обычными крестьянами.

О детских годах её ничего неизвестно.

Замуж она вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. Семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877-1878 гг. муж её был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт. Она была сестрой милосердия. Уже тогда её смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, всё своё мизерное содержание раздавала бедным солдатам.

После гибели на войне мужа, Матрона решила всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу. После того как закончилась война, Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради, с того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матронушка носила легкую летнюю, обязательно белую одежду.

Матронушка Босоножка с посохом

Последние 30 лет своей жизни Матронушка провела в Санкт-Петербурге, жила она сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет – у часовни во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Скорбящий храм и часовня. Конец 19 — нач. 20 вв.

Босая зимой и летом, в лёгком белом одеянии, с посохом в руках часто молилась она у Скорбященской часовни.

Несколько тысяч человек каждый год посещали блаженную Матронушку, прося её о молитвенной помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах. Она излучала любовь и тепло, была прозорлива, молитва её, по воле Господа, имела огромную силу. Она принимала всех, утешала, давала советы, молилась вместе со страждущими. По её молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, имеющие какую-либо серьёзную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матронушка предупреждала о грозящей опасности. К её словам внимательно прислушивались.

Получая иногда в дар большие средства, Матронушка тут же раздавала их обездоленным беднякам, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, а также покупала Евангелия и иконы, которыми благословляла приходящих к ней людей.

Блаженная Матронушка Босоножка

Прозорливая старица помогала людям своей молитвой, предостерегала от надвигающихся несчастий, многим открывала Промысел Божий. Высокопоставленные верноподданные государя, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Но иногда блаженная старица отказывалась молиться о здравии, безошибочно называя день предстоящей смерти больного.

С начала 1909 года Матронушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Таинств и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание и слабела на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас».

Известно, что Матронушку высоко чтила царская семь. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, узнав о кончине блаженной старицы, долго плакала. По её распоряжению был прислан на могилу венок.

Старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход. День похорон Матронушки-босоножки совпал с Вербным воскресеньем. Примечательно, что литургию, в день похорон, совершал священник Петр Скипетров, ставший через несколько лет первым петроградским новомучеником.

Похороны блаженной Матронушки Босоножки.

На похороны блаженной старицы Матроны собралось около 25 тысяч человек. Трогательно звучали прощальные слова архимандрита Александра: «…Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к Православной Церкви, её пастырям… . Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матронушка, своими молитвами».

Похоронили блаженную в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками).

В советское время большая и красивая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была разрушена, а могилка блаженной Матронушки затерялась. В 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря.

В 1997 году была найдена и восстановлена могила блаженной Матронушки Босоножки, около неё по воскресеньям совершаются панихиды. Вновь верующие люди получили возможность приходить к блаженной старице, чтобы просить её молитвенной помощи. Матронушка никого не отвергает, за всех молится, всем по мере возможности помогает…

Перезахоронение блаженной Матронушки Босоножки в 1997 году

Могила блаженной Матронушки Босоножки

Основные вехи жизненного пути:

22.08.1904 г. р., г. Москва
Из купцов
09.03.1916 — вступила в братство святителя алексея при Чудовом монастыре
04.08.1918 — проживала в г. Саратов
1920 — окончила гимназию
Послушница Серафимо-Знаменского скита
1922 — юридически оформлено ее удочерение еп. Серафимом (Звездинским), т.к. сопровождать в изгнании разрешалось только родственникам
30.04.1923 — сопровождает в ссылку в Зырянский край еп. Серафима
26.04.1925 — вернулась с владыкой в Москву
1926 — с владыкой в Аносиной пустыни на хуторе Кубинка
1927 — с владыкой в Дивеево
1932 — с владыкой в г. Меленки
1928 — пострижена в рясофор
11.04.1932 — арестована
24.06.1932 — освобождена
01.08.1932 — сопровождает в ссылку владыку в Казахстан, г. Гурьев, г. Уральск, г. Ишим
1937 — последовала за владыкой в г. Омск
1940 — вышивальщица в пос. Чисмены близ Волоколамска
1941 — певчая Ильинского храма г. Сергиев-Посад
1942 — пострижена в мантию, затем в схиму
1942 (сентябрь) — г. Дмитров
21.07.1980 — скончалась. Погребена на кладбище г. Дмитрова («Красная Горка»)

Из воспоминаний матушки Анны (Тепляковой) (полностью ):

Схимонахиня Иоанна (Анна Сергеевна Патрикеева)

Последнюю Патрикееву — схимонахиню мать Иоанну я не только знала совне, а я даже, можно сказать, и близка была к ней. Я ее знала, когда мне был двадцать один год, а она была года на три-четыре постарше. Она уже была инокиня, такой подвижнический образ жизни избрала. Потом она была четырнадцать лет в ссылке на севере. И когда она жила в затворе последние годы, она почти никого не принимала, но я к ней ездила.

Матушка Иоанна была близкой духовной дочерью архиепископа Серафима Звездинского. Он был монахом Чудова монастыря, а в их семье ни одного праздника не упускали, чтобы не поехать в Кремль, на службу в Чудов монастырь. Она еще была маленькой девочкой, с бантиками. И когда служил Владыка, ей разрешали на кафедре присесть — и так она всегда сидела на кафедре. С того времени она выбрала духовным отцом именно Владыку Серафима. Так оно и было до конца.

Где бы ни был Владыка, Анна Патрикеева всегда была в тех местах.

Он был Владыка Дмитровский. Там был Борисоглебский женский монастырь. Когда уже советская власть не разрешала жить в своей епархии и жили кто где, Владыка Серафим при мне всю зиму жил в Аносиной пустыни. И матушка игуменья Борисоглебского Дмитровского монастыря дала инокиню, мать Клавдию, Владыке для необходимого ухода за ним. Патрикеева Анна тогда уже была монахиня, мать Иоанна. Они втроем у нас жили в Аносине всю зиму. Это было примерно в 27-м году.

Потом Владыку Серафима Звездинского вызвали и дали ему выезд в Диве-ево. И Владыка Серафим, как матушка Иоанна мне рассказывала, очень просил матушку игуменью Дивеевскую, чтобы она разрешила ему служить. Матушка сначала как бы боялась, времена уже были не столь легкие, но потом все-таки она согласилась и дала возможность Владыке Серафиму служить (полуподвальный храм был у них), и дала двух певчих. Владыка там служил около года.

Но потом Владыку Серафима забрали оттуда и сослали…

* * *

Спустя уже много лет я встретила Анну Сергеевну, тогда уже схимонахиню матушку Иоанну, в храме Петра и Павла на Преображенской площади, где она некоторое время была алтарницей. Это был приход моих родителей, я там жила (при Хрущеве его взорвали). Тогда там служил митрополит Николай Крутицкий. И там же служил священник о. Б. Он еще был совсем юный и, как я помню, такого поведения, какое многих смущало, кто знал матушку Иоанну. Как это она, схимонахиня, себе духовного отца выбрала о. Б.? Поведения, мол, такого — в ресторанчик, и все это, — его влекла эта сторона. Но матушка Иоанна, премудрая, воспитанная Владыкой Серафимом Звездинским (и вообще вся семья такая), и она так его вела… Мудрейшая схимонахиня, мудрейшая. И матушка о. Б. до последних дней жизни матушки Иоанны не оставляла ни в чем и никогда. Она-то, можно сказать, мудро поступила со своей половиной, с о. Б., что так привязала его к матушке Иоанне.

Вдруг матушка Иоанна исчезла. Потом мне сказали, что она тайно живет в таком-то месте: кто-то ей подарил домик в деревне Дубки, в четырнадцати километрах от Дмитрова. На краю деревни старая избушка-развалюшка стоит, бурьяном кругом обросла. Под одной крышей дом, двор, коридорчик. Участок две сотки… Вот в этой избушке ее поселили, и она ушла как бы в затвор. О. Б. с матушкой все там устроили, обклеили обоями, заготовили дрова на всю зиму.

Матушка Иоанна сама писала иконы, в домике на стенах везде были ею писанные иконочки.

Две женщины из этой деревни о ней заботились — одна носила ей эти дрова на всю неделю, а другая воды. Она никаких супов себе никогда не готовила. Вообще вела строжайший образ жизни. Но и, конечно, хоть чистенько было, но все это худое, как решето. Она однажды мне на Рождество прислала открытку. Пишет, извиняется, что не может кончить письмо: чернила застывают и пальцы обморожены.

Она почти никого к себе не принимала. Только о. Б. очень часто приезжал приобщать ее со Святыми Дарами, и особо заботилась о ней его матушка.

Я тайно к ней ездила. Когда к ней приходишь, то она тут же прочитает молитву, спросит, как мы живы-здоровы, — и на этом у нее весь разговор кончается. Только о духовном…

И однажды было уже поздно, и она меня оставила ночевать. Я говорю:

— Матушка, уж больно холодно у вас в комнате.

— Это ничего, вот крысы одолели.

Господи, помилуй, крысы! А я их видеть не могу, я прямо могу от разрыва сердца умереть, я, наверное, один раз в жизни смогла только взглянуть на это существо. Страшно боюсь, страшно боюсь. И когда она это сказала, я говорю:

— Как, матушка, у вас крысы? Она говорит:

— Да, одна крыса вздумала у меня на кровати, на моем диванчике, крысят выводить.

Я как услышала, Господи, Боже мой! Это можно прямо сознание потерять.

— Но я, говорит, осторожненько пододвинула стульчик, положила тряпицу там, осторожненько перенесла эту крысу.

А выросла в позолоченных кроватках! Вот ведь в чем дело-то!

Я ее звала к себе жить, но она отказалась.

К ней в ту пустыньку дважды жулики лезли. Однажды лезет жулик, выставил раму, и рама падает. «Я скорее, — говорит, — в коридор и закрыла со стороны коридора дверь. А у меня что взять? У меня были очень памятные маленькие часики, он взял их, и рублей пятнадцать денег он взял. Больше ничего не взял. Книги у меня были в коридоре». Другой раз на Пасху кулич, пасочку у нее украли.

Так она и жила: эти две женщины аккуратно за ней ухаживали, о. Б. приезжал причащать — в общем, она живет и радуется своей «пустыне»: «Ничего, что холодно, ничего, что крысы, — самое главное, что это пустынное место!» Это ее очень сильно устраивало.

* * *

Потом начал трещать потолок. Матушка о. Б. позвала, этих женщин, которые ухаживали, воду ей носили, картошку и дрова, говорит: «Вот обрушится, а ведь, пожалуй, председателю-то вашего сельсовета не очень хорошо будет». Председатель действительно решил: «На самом деле, старушку надо куда-то пристроить».

И выхлопотали срочно. На краю Дмитрова был выстроен четырехэтажный дом для слепых. Ей на втором этаже дали комнату. Но в квартире еще муж с женой и две дочки. Я приезжаю уже туда, она говорит: «Замечательная семья! Меня ничем не беспокоят». Она не пользовалась ничем, только ночью пользовалась туалетом и брала воды себе в чайничек. А девочкам на стол, на кухне конфеточки клала. А чтобы слышно не было, когда бегают детки, так изнутри своей комнаты она ватное одеяло повесила. О. Б. приезжает аккуратно, ее причащает, матушка заботилась о всем.

Я говорю:

— Матушка, как же вам теперь хорошо, как хорошо! А она говорит:

— А все-таки свою пустыньку мне жаль. Прожила она около трех лет в Дмитрове.

Однажды приехал о. Б. причащать ее. Причастил и говорит:

— Ну, матушка, теперь я приеду на Казанскую (это дней через десять).

— Нет, батюшка, не успеешь. Приезжай, пожалуй, денька за два пораньше. Он ее послушался, приехал, причастил — и в тот день она Богу душу отдала.

Мне сообщили, я на похоронах была. Он ее отпевал.

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1:21)

Портрет странницы Матрены-Босоножки

С духовной историей Скорбященской церкви начала второго десятилетия 20 века неразрывно связана судьба петербургской блаженной старицы Матренушки-Босоножки, могила которой находиться в ограде церкви.

В апреле 1911 года к Скорбященской церкви на рабочей окраине Петербурга шел нескончаемой поток народа. Шлиссельбургский тракт в районе поселения Императорского Стеклянного завода был заполнен толпами верующих, желающих проститься со старицей Матренушкой-Босоножкой. Это было свидетельством народного почитания и любви к блаженной старице, свидетельством ее святости.

Прежняя жизнь

Костромской Кремль

Родилась Матрона в 1814 году в деревне Ваниной Костромской губернии в крестьянской семье Щербининых. Крестили девочку в храме Владимирской иконы Божией Матери соседнего села Оделево.

Памятный крест на месте бывшей деревни Ваниной

О детских годах Матроны известно немного: родители ее происходили из местных крестьян-земледельцев, воспитывали четверых детей. Кроме Матроны, у Петра и Агафьи Щербининых было трое сыновей: Макар, Александр и Иван, все они занимались земледелием и были, как и сама Матрона, неграмотны. Замуж Матрона Петровна вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. В Костроме семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877–1878 гг. муж ее был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, и все свое сестринское жалование (25 рублей) раздавала нуждающимся солдатам.

В. Верещагин. После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.

Подвиг юродства Христа ради

После гибели на войне мужа, Матрона решила всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу. После того, как закончилась война, Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради. С того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матрона носила легкую летнюю, обязательно белую одежду. Последние 30 лет своей жизни блаженная провела в Санкт-Петербурге, где жила сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет — у часовни во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этой часовне произошло прославление иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (чудо с грошиками), в этой часовне совершались исцеления по молитве к чудотворной иконе; и здесь же всегда можно было встретить Матренушку, единодушно всеми любимую прозорливую старицу. Она помогала людям своей молитвой, предостерегала от надвигающихся несчастий, многим открывала промысел Божий.

Портрет странницы Матрены-Босоножки
Фото ателье К. Буллы

С просьбами о помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах обращались к Матренушке, как ласково называли ее в народе, тысячи человек. Многие, проходя мимо ее квартиры, заходили к ней запросто. Она принимала всех, утешала, давая советы и оставляя человека помолиться вместе с ней. По ее молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, которые долго не могли получить работу, повышение жалования или имели какую-либо серьезную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матренушка предупреждала о грозящей опасности. К ее словам внимательно прислушивались, но если им не следовали, то с человеком могло случиться несчастье. Так, один ее знакомый, стрелочник Николаевской железной дороги, несколько раз спрашивал совета, когда ему предложили перейти на новое место, где платили на 7 рублей больше. Блаженная старица каждый раз не рекомендовала ему это делать, но желание получать больше денег взяло верх. Вскоре после перехода на новую должность стрелочник попал под поезд и получил серьезные травмы, оставшись инвалидом. Потом он покаялся в том, что не послушался ее совета.

Известность Матренушки была очень велика, почти такая же, как в свое время слава блаженной Ксении Петербургской. Почитателями ее были люди самых разных сословий: и простолюдины и интеллигенция; приглашали ее и в дома высокопоставленных особ. Всем находила она слова утешения, поддержки, всем пыталась помочь по мере своих возможностей. Высокопоставленные государственные чиновники, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Но иногда блаженная старица отказывалась молиться о здравии, безошибочно называя день предстоящей смерти больного.

Многие люди жертвовали ей деньги, иногда очень значительные. Все эти средства Матренушка употребляла на дела благотворительные, богоугодные — раздавала милостыню, помогала тем, кто попадал в тяжелые житейские ситуации, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, покупала и дарила Святые Евангелия и иконы, которыми благословляла посетителей. Одного только лампадного масла она рассылала по приходским церквам и монастырям ежегодно более 50 пудов.

Так, в трудах и молитвах, проходила жизнь блаженной старицы. Господь дал ей знать время своего ухода. С начала 1909 года Матренушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Христовых Таин и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание и стала слабеть на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». 97-летняя блаженная старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход. День похорон ее пришелся на Вербное воскресенье.

Похороны блаженной Матренушки Босоножки

О кончине Матренушки–Босоножки сообщили почти все петербургские газеты. На Шлиссельбургском проспекте, где жила старица, собралось огромное количество народа. В квартиру Матренушки люди приходили поклониться ее праху. Порядок с трудом поддерживал большой наряд полиции. Одета блаженная старица оказалась в одежду схимонахини с деревянным крестом. Выяснилось, что в одно из посещений Иерусалима она приняла схиму с именем Марии, дав Богу обет скрывать это от всех. За вечерней 31 марта тело ее было положено в красивый дорогой гроб, приобретенный одной из устроительниц похорон. Непрерывно совершались панихиды.

Многотысячная толпа сопровождала гроб с телом покойной от ее квартиры до двора церкви «Всех скорбящих Радость», где должны были состояться похороны. Гроб несли на руках. В храме его поставили на покрытый серебряным покрывалом траурный катафалк. Похороны состоялись только 3 апреля. На них присутствовало, по сообщениям газет, около 25 тысяч человек.

Похороны Матренушки-Босоножки

День похорон Матренушки-Босоножки пришелся на праздник Входа Господня в Иерусалим. Признанием высоких духовных достоинств блаженной старицы были наполнены прощальные слова, произнесенные над ее гробом архимандритом Александром, возглавившим отпевание: «…Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к православной Церкви, ее пастырям… Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матренушка, своими молитвами». Примечательно также, что литургию, в день похорон, совершал священник Петр Скипетров, ставший через несколько лет первым петроградским новомучеником.

Следует отметить, что Матренушку высоко чтила Царская Семья, императрица Александра Фёдоровна, узнав о кончине блаженной старицы, долго плакала, по её распоряжению был прислан на могилу венок.

Похоронили блаженную в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» с грошиками.

Круг почитателей Матренушки Босоножки

Блаженные не рассказывают о своей жизни. Иногда только она вдруг приоткрывается в репликах, коротких фразах, сказанных к случаю. Вот эти короткие фразы и немногие свидетельства близких к Матренушке людей были собраны и записаны в «Жизнеописании в Бозе почившей Старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матренушки-Босоножки)», которое вышло в свет в 1912 г.
Кто были эти люди, с такой любовью хранившие память о ней, собравшие свидетельства о чудесах, происходивших по ее молитвам и сами бывшие свидетелями силы ее молитвы?
Обратимся к одному из немногих сохранившихся документов — фотографии, которая запечатлела круг близких друзей и почитателей Матренушки, собравшихся помолиться о упокоении ее души в день похорон, вспомнить ее молитвенное участие в судьбе каждого из них.

Почитатели Матренушки в день погребения в доме Д. Л. Логинова

В первом ряду – Елисавета Васильевна Киселева — деятельная почитательница Матренушки, устроительница ее похорон, непременная участница и организатор дней памяти Матренушки. Елизавета Васильевна взяла на себя вместе с А. Ф. Плотниковым все хлопоты и расходы, связанные с этим событием. Газеты упоминают красивый белый с позолотой гроб, заказанный ею для Матренушки. Елисавета Васильевна (и в ее лице все многотысячные почитатели Матренушки) получила телеграмму с выражением сочувствия от Обер Прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера. Это было свидетельством признания ее деятельных забот и знаком внимания церковной власти к памяти блаженной старицы и ее почитателям.

Согласно адресной книге «Весь Петербург» за 1911 год, Елизавета Васильевна была купечского звания, жила на Измайловском проспекте, 7 рота, дом № 7. В «Жизнеописании…» есть свидетельство некой госпожи К. о том, что она просила Матренушку помолиться, чтобы ее сын сдал выпускные экзамены в коммерческом училище. Матренушка помолилась и сказала госпоже К., что сын ее выдержит экзамены одним из первых. Молодой человек выдержал экзамены четвертым по успехам воспитанником из числа 50. Вероятно, это был сын г. Киселевой, на фотографии он стоит рядом, положив руку на стул.

Рядом с Киселевой сидит сам автор жизнеописания Матренушки — Александр Федорович Плотников. В ответной телеграмме В. К. Саблеру, которая была отправлена от самого близкого круга почитателей Матренушки, он подписался как «бывший крестьянский начальник и председатель уездного съезда крестьянских начальников в Сибири». Есть основания полагать, что г. П-в, указанный в «Жизнеописании» уездный исправник, который был в начале января 1904 г. у Матренушки перед отъездом в Сибирь, — это и есть сам А. Ф. Плотников. Матренушка благословила его иконой Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима, сказав, что Царица Небесная Сама будет ему Заступницей и Покровительницей и, если он не будет расставаться с ней, его никто не убъет и никакая пуля его не заденет. Слова Матренушки удивили Плотникова, он ехал просто на службу, но, впоследствии оказалось, что слова Матренушки имели пророческое значение. В 1905 году вспыхнуло революционное движение и Плотникову — человеку, преданному долгу и присяге — пришлось на своих плечах вынести борьбу с революционерами в ввереном его управлению Ачинском, а затем Минусинском уездах. Революционеры вынесли ему смертный приговор, но Бог его хранил. И, действительно, «ни одна пуля не задела его»

Великая Княгиня Елизавета Федоровна

Икона Успения Божией Матери была привезена Плотниковым в Петербург в сентябре 1910 года и передана Матронушке, которая завещала по ее смерти доставить икону в Москву Великой Княгине Елизавете Федоровне, что и было исполнено в мае 1911 года.

В жизнеописании А. Ф. Плотников указывает точную дату, когда он с семьей в день приезда из Сибири пришел к Матренушке (многозначительная деталь — семья приехала к Матронушке в тот же день!) — 26 сентября 1910 года. Во время визита Матренушка в иносказательной форме предсказала убийство Председателя Совета Министров П. А. Столыпина, сказав при этом, что Государь останется жив. Это пророчество исполнилось через год. Об этом пишет сам Плотников, но он тогда еще не мог знать, что убийство Столыпина — это только начало трагических событий в Российской истории. «А как вам приехать то у меня семь лампадочек погасло», «нехорошо будет в Расеюшке то», — именно через семь лет совершится Октябрьский переворот, и большевистская власть начнет культурно и духовно уничтожать прежнюю Россию.

Цесаревич Алексей

В заключении «Жизнеописания» Плотников указывает, что Матренушка постоянно высказывала желание построить в честь рождения Его императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича женский монастырь и указала даже место для него. Желание было оформлено в особый акт, на основании которого составился кружок из почитателей покойной старицы, который стал заниматься ходатайством об устроении монастыря. Мы думаем, что эти два человека были, безусловно, его членами. Матренушка завещала перенести впоследствии ее останки в этот монастырь. Скажем словами самого А. Ф. Плотникова: «Дай Бог, чтобы молитвами Матренушки все это осуществилось!»

Василий Босоногий

Рядом с Плотниковым стоит Василий Ткаченко — странник Василий Босоногий, которого тоже, как и Матренушку, знал весь Петербург. В монашеской рясе, всегда босой, с непокрытой головой, странник Василий прошел сотни верст, был на многих церковных торжествах. Он появлялся среди богомольцев в Москве, Тифлисе, на Соловках, на Новом Афоне, поклонялся Гробу Господню в Иерусалиме. Молитвенник и нестяжатель, он никогда никому не отказывал в помощи, щедро творя милостыню. Когда в России в 1903 году происходила канонизация св. Преподобного Серафима Саровского, странник Василий своими словами способствовал привлечению многих христиан к сторонникам прославления, чем заслужил особую милость Государя-мученика Николая. Как и Матренушка, всей своей жизнью этот нищий-бессеребренник показал, что такое истинное богатство: это способность жертвовать, а не иметь. Вместе с Матронушкой в самый разгар строительства Скорбященского храма в 1896 он участвовал в сборе средств на его строительство. В марте 1911 года Промыслом Божиим он был приведен в Петербург проститься с почившей старицей. Василий вошел в состав общества памяти Матронушки, став одним из его учредителей.

Фотография сделана в доме купца Дмитрия Логиновича Логинова (сидит второй слева с сыном). Ему принадлежали мастерские художественной живописи и иконописи и другой церковной утвари, располагавшиеся по Шлиссельбургскому проспекту в д. №58–3 и 77–79, т. е. вблизи церкви Всех Скорбящих Радости. Это была знаменитая мастерская, удостоенная высших наград на Всеросийской выставке, имевшая похвальные отзывы в печати. В поздравительной телеграмме по случаю 15-летия деятельности, полученной Логиновым от архимандрита Александра, старшего цензора С.-Петербургского духовного комитета объяснялся секрет процветания фирмы: «ибо фундамент ея — Покров Божией Матери и благословение о. Иоанна, очень прочен и надежен».

Отец Иоанн Кронштадтский в семье Логиновых

Сам же хозяин был тоже личностью примечательной. Его семья была одним из тех семейств, где отец Иоанн нередко проводил часы своего досуга. Д. Л. Логинов пользовался доверием и расположением св. праведного Иоанна Кронштадтского, был его духовным сыном. Степень близости о. Иоанна к семье Логиновых характеризует следущий факт: когда, в 1904 г. батюшка, находясь в отлучке, получил известие о рождении у Д. Л. Логинова сына, то он по телеграфу выразил желание, чтобы его записали крестным отцом новорожденного.

У могилы Матренушки в день погребения

Выпускник Московской Духовной Академии, талантливый проповедник, пользующийся уважением Старший Цензор С.-Петербургского Духовного Комитета архимандрит Александр (Григорьев) возглавил литургию в храме Всех Скорбящих Радости в день похорон Матронушки и сказал замечательную надгробную речь. Он отметил, что Матронушка была не просто глубоко верующим человеком, она была подвижницей евангельской, многие страдания пришлось ей перенести, но при этом душа ее очистилась. «Знаменательно, что преставилась она в то время, когда Церковь празднует Вербное воскресенье — победу Христа над смертью. Вот и Матренушка идет теперь в Небесный Иерусалим.

После погребения Матренушки-Босоножки
А. Ф. Плотников слева у стены церкви

Погребение ее знаменует переход к новой жизни, победу над смертью. Уже теперь у могилы ее собралась большая толпа богомольцев. С течением времени память ее еще более окрепнет и привлечет богомольцев, которые будут молиться о ней… Будем молиться в надежде на то, что в ином мире по молитвам Матронушки, мы окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту».

Так же архимандрит Александр напечатал в №№ 73–74 за 1911 г. «Ведомостей С.-Петербургского Градоначальства» статью «Кончина угодников Божиих и канонизация их». Архимандрит Александр также глубоко чтил память св. пр. Иоанна Кронштадтского. Статья писалась для того, чтобы дать исторические основания для его скорейшей канонизации. Но те же самые основания она давала и для прославления Матронушки. Не случайно она была напечатана во дни ее кончины.

Рядом с архимандритом Александром сидит Михаил Григорьевич Кривошлык — пожалуй, самая яркая фигура собравшегося общества. Михаил Григорьевич — человек примечательной судьбы, редактор газеты «Ведомости С.-Петербургского Градоначальства» — был отмечен не только глубоким уважением коллег и любовью людей, которые его знали, но и особенным пастырским благоволением о. Иоанна Кронштадтского.
Великим постом 1891 года, еще будучи студентом С.-Петербургского Императорского университета, он заинтересовался газетными публикациями о подвижнической жизни о. Иоанна Кронштадтского. Сильное впечатление производили на него описания чудесных исцелений, совершающихся по молитвам праведника. В это время он получил сообщение о безнадежно-тяжелой болезни отца и сестры.

О. Иоанн Кронштадтский и М. Г. Кривошлык
19 ноября 1902 г.

Скорбя о своих родных, Кривошлык решил поехать в Кронштадт и попросить о. Иоанна помолиться о их здравии. 3 апреля, в среду, когда служилась литургия Преждеосвященных Даров, Михаил Григорьевич впервые оказался в Андреевском соборе Кронштадта, где благоговейно молился и внимательно слушал каждое слово знаменитого пастыря, которого знал ранее только по описаниям.

Памятная фотография Кривошлыку М.Г.
10 декабря 1903 г.

В конце службы о. Иоанн вынес Св. Дары и, ко всебщему изумлению, подошел к М.Г. и сказал: «Ты печатью возвеличишь Россию… Ты много страдал… Я тебя причащу!» И тут же совершив краткую исповедь, причастил только его одного, затем ввел в алтарь и велел преклонить колена перед престолом Всевышнего. М.Г. со слезами радости благодарил батюшку и, целуя его руку, умолял его не оставлять молитвами и благословением. На что о. Иоанн ответил: «Твой слуга». Затем, поехав туда, где остановился М.Г., о. Иоанн отслужил молебен о здравии его родных. Отцу и сестре стало значительно лучше и, через некоторое время они поправились. Так началось знакомство М.Г. с великим святым, которое переросло потом в близкие духовные отношения. О. Иоанн не раз называл М.Г. своим другом, был посаженным отцом на его свадьбе.

Благословение новобрачным М.Г.
и А. А. Кривошлык. 1898 г.

Надо отметить, что невестой М.Г. была Анна Алекандровна Черепенникова, которую о. Иоанн также исцелил от тяжелой болезни горла.

Газета «Ведомости» почти в каждом номере печатала проповеди и слова Иоанна Кронштадтского, а также свидетельства чудес, которые совершались по его молитве.

За три дня до кончины М.Г. получил от батюшки с нарочным конверт, в котором был рукописный текст телеграммы, отправленной М.Г., когда он просил у о. Иоанна молитвенной помощи. Ответ был такой: «Сия есть победа, победившая мир, — вера наша — дерзай, уповай — и победишь. Протоиерей Иоанн Сергиев». Это было духовным завещанием о. Иоанна своему названному сыну.

Автограф о. Иоанна Кронштадсткого М. Г. Кривошлыку,
опубликованный в газете «Искры»

В «Жизнеописании» приведен рассказ, видимо, самого М.Г. о том, что когда обстоятельства грозили ему большими неприятностями по службе, к нему неожиданно приехала Матренушка и помолилась за него, как бы приняв от о. Иоанна эстафету духовной заботы о нем. Газета «Ведомости СПб градоначальства», редактором которой он был, напечатала 10 публикаций, посвященных Матренушке, печатала некрологи на все памятные дни, поместила публикацию через год по ее кончине. Думаем, что М.Г. ходатайствовал вместе с духовенством храма перед Санкт-Петербургским градоначальником о разрешении похоронить Матрону в ограде храма.

Действительно, благодать Божия почивала на этом глубоко религиозном, молитвенно настроенном человеке, так много сделавшего для столичной печати, бывшего щедрым благотворителем, попечителем, внимательным отцом и мудрым начальником для своих подчиненных. Как и он сам, большинство его сотрудников были почитателями памяти о. Иоанна Кронштадтского, а в последствие и Матренушки, и жизнь почти каждого из них отмечена молитвенным участием Батюшки.

На фото мы видим его друзей и сотрудников: С. П. Игнатьев — директор Киевского тюремного комитета, предположительно приехавший в Петербург вместе с генералом Клейгельсом, который стал непосредственным начальником М. Г. Кривошлыка. С. П. Игнатьев печатался под псевдонимом Сотрудник, его перу принадлежат несколько публикаций о Матренушке. Иван Генералов — редактор газеты «Искры», которая также часто печатала материалы, посвященные о. Иоанну Кронштадтскому.
Николай Буланов — корреспондент, написавший все статьи о Матренушке в газете «Ведомости С.-Петербургского Градоначальства» Николай Иванович Бреев — талантливый журналист, сотрудник Ведомостей, жена которого и он сам исцелились по молитве Святого прав. Иоанна Кронштадтского. Н.И. был духовным чадом о. Иоанна, именно батюшка, зная хорошие нравственные качества Бреева, рекомендовал его на службу М. Г. Кривошлыку.

Из-за фигуры странника Василия выглядывает Илья Алексеев — человек, в 1911 году бывший редактором «Кронштадтского маяка» — пререкаемого журнала, который даже был осужден Св. Синодом за распространение иоаннитской ереси. Илья Алексеев принял на себя руководство журналом по «благословению» М. Г. Кривошлыка, и при нем журнал избавился от сектантского духа и печатал материалы, связанные с памятью о. Иоанна Кронштадтского и напечатал все материалы, связанные с кончиной Матроны Босоножки.

Как видим, все эти люди были искренними почитателями о. Иоанна Кронштадтского, благоговейно хранили память о нем, собирали материал для его канонизации. Логинов, Кривошлык и Бреев, кроме того, были его близкими духовными детьми.

К. К. Булла

Удивительным образом Матренушка оказывается в фокусе внимания учеников, последователей, почитателей кронштадтского пастыря. Даже знаменитые фотографии Матронушки сделаны первым столичным фотографом Карлом Карловичем Буллой, который будучи католиком по вероисповеданию, преклонялся перед пастырским подвигом о. Иоанна и испрашивал у него благословение на свою деятельность. Известно, что о. Иоанн освящал новое помещение фотосалона Буллы на Невском проспекте № 54. Серия Матренушкиных фотографий сделана именно там.

Обер Прокурор Св.Синода В. К. Саблер

Обер-Прокурор Св. Синода В. К. Саблер в день, когда был оглашен высочайший указ о назначении его на эту должность, В. К. Саблер поехал в Иоанновский монастырь и молился у могилы о. Иоанна Кронштадтского, потом бывал неофициально в Кронштадте на богослужении в Андреевском соборе и др. Местах, связанных с памятью о. Иоанна (доме Трудолюбия). После смерти о. Иоанна, Саблер был главным строителем Иоанновского монастыря.

Собранные материалы показывают, что в числе самого близкого круга почитателей и друзей Матроны находились люди, которые были духовными чадами и почитателями великого святого начала 20 века — св. праведного Иоанна Кронштадтского. Они видели в Матронушке человека той же веры, того же духа, того же высокого христианского подвига. Эти документы, а также свидетельства священников Андреевского собора В.О. дают основания считать, что о. Иоанн также знал Матронушку и благословлял общение с ней.

* * *

«По словам настоятеля церкви, отца Александра, который недавно только поступил на свое новое место служения, покойная произвела на него самое светлое впечатление своей искренностью и простотою. Жила она среди ужасных внешних условий, в маленькой каморке, среди убогой обстановки, несла свой крест смиренно, в полном смысле слова нестяжательный человек… Христа ради юродивая! Сильный духом человек! Каждое воскресенье исповедовалась и причащалась. Порывисто шла навстречу каждому, приходившему к ней»

«Покойная особой популярностью пользовалась среди петербургской бедноты, среди простонародья, которое охотно обращалось к ней за советом и утешением <…> облагодетельствовала много бедноты. Купит, бывало, огромную связку баранок и идет с нею по улице, раздавая встречным беднякам…»

Из публикации корреспондента «Петербургской газеты» А. А. Бахтиарова. Весна 1911 г.

* * *

В «Жизнеописании…» есть свидетельство некой госпожи К. о том, что она просила Матренушку помолиться, чтобы ее сын сдал выпускные экзамены в коммерческом училище. Матренушка помолилась и сказала госпоже К., что сын ее выдержит экзамены одним из первых. Молодой человек выдержал экзамены четвертым по успехам воспитанником из числа 50 <…>

Александр Федорович Плотников (автор «Жизнеописания…») — «бывший крестьянский начальник и председатель уездного съезда крестьянских начальников в Сибири» был в начале января 1904 г. у Матренушки перед отъездом в Сибирь. Матренушка благословила его иконой Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима, сказав, что Царица Небесная Сама будет ему Заступницей и Покровительницей и, если он не будет расставаться с ней, его никто не убъет и никакая пуля его не заденет. Слова Матренушки удивили Плотникова, он ехал просто на службу, но, впоследствии оказалось, что слова Матренушки имели пророческое значение. В 1905 году вспыхнуло революционное движение и Плотникову — человеку, преданному долгу и присяге — пришлось на своих плечах вынести борьбу с революционерами в ввереном его управлению Ачинском, а затем Минусинском уездах. Революционеры вынесли ему смертный приговор, но Бог его хранил. И, действительно, «ни одна пуля не задела его»

Из «Жизнеописания в Бозе почившей Старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матренушки-Босоножки)». 1912 г.

Обретение могилы Матренушки-Босоножки

В советское время большая и красивая церковь во имя иконы «Всех скорбящих Радость» была разрушена, а могилка блаженной Матренушки затерялась. Были версии, что останки ее где-то перезахоронили. Но наступили 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. Начались поиски могилки, которые, наконец, в 1997 году увенчались успехом. В церковном дворе, почти на самом берегу Невы, был обнаружен склеп с гробом старицы. Он находился примерно на одной глубине с подвалами церкви. Но при этом в подвалах было очень сыро, по стенам даже иногда сочилась влага, а в склепе, который располагался почти у самой воды, оказалось сухо. Гроб и погребальные украшения были совершенно не тронуты тлением, хотя пролежали в земле 86 лет! Его подняли, и некоторое время он был выставлен в церкви для поклонения. После этого гроб вновь захоронили на том же месте. Там и теперь находится эта благословенная восстановленная могилка блаженной Матренушки-Босоножки, около нее по воскресеньям совершаются панихиды.

Мраморное надгробие на могиле Матренушки

Вновь, как и тогда, когда Матренушка была жива, приходят к ней люди, молятся Богу, просят блаженную старицу помолиться о своих печалях и нуждах, берут масло из лампадки на могилке. И Матренушка никого не отвергает, молится за всех, кто обращается к ней за помощью и, по вере своей, получает ее. И сегодня не иссякает река чудесных исцелений и помощи, происходящих по молитвам блаженной старицы Матренушки-Босоножки.

В настоящее время собираются документы, свидетельствующие о святости жизни и чудесах Матронушки Босоножки. В дальнейшем эти документы будут представлены в комиссию по канонизации Русской Православной Церкви.

Приглашаем Вас участвовать в этом богоугодном деле. Просим сообщать о случаях чудесных исцелений и помощи по молитве к блаженной старице Матроне по указанным на сайте контактным телефонам и адресам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *