Ближний человек

  • Shares

Бог в Библии множество раз говорит о том, как Его детям нужно относиться к людям: братьям, сестрам и ближним. «Помочь ближнему» – одно из самых распространенных устойчивых выражений христианского происхождения. Откуда оно появилось, кто такой этот ближний и где мы встречаем это слово в Библии?

В Ветхом Завете слово «ближний» имеет несколько значений:

В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк.10:30-37).

Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился, перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.

Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37).

Василий Юнак, «Твоя Библия. Вопросы и ответы»

Исходя из притчи о добром самарянине, мы можем смело заявить, что ближний — это всякий встречающийся мне на пути. Ближний — это тот, кто нуждается в моем внимании и в моей помощи. Ближний — это тот, кто в данный момент находится рядом со мной. Но здесь стоит сделать некоторую поправку в связи с развивающимся миром: если ближний — это тот, кто встретился мне на пути, кто находится рядом со мной, с кем я могу общаться, кто нуждается в моем внимании и моей помощи, то используя интернет, телефон и другие современные средства, которые делают расстояния бессмысленными, я признаю, что моим ближним является даже и человек, находящийся на противоположной стороне земного шара, но с которым я сейчас на связи. Например, в данный момент моим ближним являетесь Вы, потому что я сейчас общаюсь с Вами. И в данный момент Вы, в каком-то смысле, даже более ближний мне, чем члены моей семьи, которые в данный момент находятся в другой комнате и не нуждаются в сиюминутном моем участии и внимании.

Игорь Прокопов, церковь «Благовестие» евангельских христиан-баптистов. г. Минск

На основании притчи нельзя строить доктрины, но нужно помнить, что служители храма шли той же дорогой, что и многие – из Иерусалима в Иерихон. Можно сказать, что религиозная жизнь левита и фарисея – та же дорога в Иерихон, дорога в ад, потому что религиозные дела не могут примирить человека с Богом. А на примере самарянина показана Божья любовь, любовь Христа к нам.

Вам не кажется, что произошло необычное чудо? Самарянин оказал помощь еврею. Мы уже как-то вспоминали о конфликте между иудеями и язычниками: они не только не общались между собой, они ненавидели друг друга. Они были врагами. А самаряне для иудеев были дважды врагами, т.к. были полуевреями. Ни один иудей никогда бы не стал общаться с самарянином, не сел бы с ними за один стол. Многие иудеи каждый день молились так: «Господь, благодарю Тебя за то, что не создал меня женщиной, рабом и язычником». А здесь самарянин проявляет любовь к иудею, еврею. И любовь его жертвенна, бескорыстна, не требует ничего взамен — ведь этот избитый человек не мог расплатиться с самарянином. То же сделал для нас Христос: Он спас нас по благодати.

Божественная любовь самарянина жертвенна, она стоит денег, времени, сил, снисхождения и многого другого. Эта любовь не смотрит на национальность человека, его социальное положение. Она распространяется беспредельно – даже на врагов.

Законник, священник и левит – кто эти люди сегодня? Законник, наверное, – проповедник. Левит – руководитель музыкального служения. Священник – дьякон. Представьте, что все эти люди каждый день ходили в храм и вроде бы служили Богу. Но на самом деле они просто выполняли свою работу. Никто из них в жизни не делал самого главного: не любил Бога и не любил ближнего. Эта история напоминает всем нам, чтобы мы посмотрели на свою жизнь и подумали, чего в ней больше: религиозных дел или плода Святого Духа – любви?

Лэрри Ричардс, из книги «735 сложных вопросов Библии и ответы на них»

Учителя иудейского закона, как правило, считали, что заповедь Ветхого Завета «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18) — это повеление делать добро своим братьям-иудеям. Несмотря на то, что закон защищал чужеземцев и призывал иудеев относиться к ним также хорошо, он проводил четкую границу между обязанностями перед чужеземцами и перед своими братьями-израильтянами.

В истории Иисуса Христа понятие «ближний» включает также и чужеземцев; Христос хочет сказать, что любой человек в нужде — это наш ближний. Мы должны проявлять к чужим людям такое же понимание, сострадание и такую же любовь, какие мы оказали бы своей собственной семье.

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *