Бог накажет

– Бог накажет! – пошикивает в храме в разных углах по воскресеньям. Или даже нежно так: «Бооженька накажет…» — кнут и пряник в одном флаконе. Безотказная кувалда православной педагогики.

«Бог накажет» двухлетнего Васю за свечку, согнутую «буквой зю», трехлетнюю Машу – за громкий вопль «На рууучки!», а первоклассника Диму – за сон под вешалкой после Причастия. Я порой слушаю и думаю: может, проще сразу на входе в храм для детей картинку вывесить – что-то типа «Не влезай – убьет»?

Впрочем, эта словесная конструкция употребляется не только в храме. Порой доходит до того, что «Бог накажет» за пролитый компот или попытку отвлечь маму от телевизора. «А как же? – скажут родители. – Наша религиозная педагогика тем и сильна в сравнении с гуманистической-атеистической, что за нашими императивами – Божественный Авторитет, а не просто какие-то там человеческие закидоны». Правда, часто получается так, что как раз собственные «закидоны» мы Авторитету, Богу, и приписываем. И в результате у ребенка в голове складывается образ не Бога Любви, и даже не Праведного Судии, а какого-то мелочно-мстительного божка, которого ужасно выводит из себя поломка свечки или возня в притворе.

Нужно сослаться на авторитет Божиих заповедей? Так можно ведь найти время и рассказать ребенку хотя бы про «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Мф. 7:12) Тебе-де, Маша, приятно, когда сестра тебя во время молитвы перебивает? Нет? Вот и тетям в храме тяжелее молиться, если ты кричишь, их мысленную молитву перебиваешь… Не в наказании ведь дело, а в том, чтобы о ближних позаботиться. А иначе даже не сообразит ребенок, за что его «Боженьке» надо «наказывать». За то, что к маме хочется? Что ноги устали? Что вон тот бородатый дядя какой-то страшный, и надо срочно на ручках спрятаться?

Бывают, конечно, ситуации, которые психологи называют отраженной агрессией. Бабули в храме, к примеру, недружелюбно поучили «мамашу», у которой ребенок орет и вертится – и ей уже не до разговоров (по себе знаю), остается лишь самой зашипеть, на ребенка. Вот мама и выпаливает дежурную «благочестивость» про «Бог накажет». Правда, я как-то с самого начала для себя решила, что пусть лучше у ребенка будет раздражительная мама и любящий Бог, чем мстительный божок и бело-пушистые родители.

Нет, Господь не только Милость, но и Судия. Ребенку не вредно знать, что Он действительно может наказывать, в смысле, научать через обстоятельства, не вызывающие у нас восторгов. Только это относится не к ситуации «ты маму уже достал!», а к случаям, когда чадо совершает сознательное, умышленное зло. У совсем маленьких детей даже вопиюще злой по форме поступок (типа затрещины рядом стоящему карапузу) часто оказывается не столько сознательным грехом, сколько бессознательной реакцией на голод или усталость. И вот во всех этих случаях, когда речь не о грехе, а об обычной детской шалости, подточившей мамино терпение, – не стоит сваливать на Господа ответственность за родительское раздражение.

Конечно, хочется и ребенка «на место поставить», и белой-пушистой при этом остаться. Только так я могу объяснить привычку взрослого пугать ребенка кем-то третьим. Бабушка грозит мамой, мама – Богом, который накажет. Увы, в таком контексте это звучит как пугалка типа бабайки, Бабы-Яги да серого волка. Лучше все-таки взять на себя ответственность за недовольство поведением ребенка, чем, простите, приравнивать Господа к бабайке.

Наказывает ли Бог за грехи?

Константин Мацан, автор программы «Частное мнение»

Иногда я слышу от своих православных друзей подобные слова: «Проблемы в жизни — это наказание от Господа за грехи». Я внутренне не могу с этим согласиться. Вернее так: я с этим в принципе согласен, но вот человека сомневающегося, который пока стоит только на пороге храма, такая фраза может от христианства оттолкнуть. Дескать, сейчас я в храм зайду — и меня там начнут наказывать. Задача в том, чтобы разобраться и понять, что же значит слово «наказание» в христианском контексте.

Вообще, с таким вопросом конечно же лучше обращаться к опытному священнику. Но всё-таки у меня как у обычного рядового мирянина есть своё понимание этой проблемы. В основе слова «наказание» лежит другое, несколько устаревшее сегодня слово «наказ». Некая моральная установка, которую старший даёт младшему. Не всегда конечно, но первая ассоциации с «наказом» у меня лично — это, например, слова, которые Петруше Гринёву сказал отец в «Капитанской дочке»: «Береги честь смолоду». Но это наказ, скажем так, позитивный. А ведь может быть и наказ как предостережение: в смысле, «не делай того-то и того-то», «не поступай так-то и так-то». И вот именно таким наказом мне представляется то, что мы называем «Божьим наказанием».

Наказание в этом случае — не месть. Бог — вообще не мститель. Я в это верю. Бог не рассуждает о человеке в терминах возмездия: «Ах ты так поступил?! Ну ты сейчас у меня за это получишь! Вот тебе болезнь! Или вот тебе увольнение с работы!» Нет. Я верю, что всё совсем не так, потому что Бог — любит людей. Неслучайно в главной христианской молитве мы называем Бога отцом — «Отче наш». Мы его дети. Родители любят своих детей, и когда наказывают — пытаются их вразумить, а не проучить. Ведь ставя ребёнка в угол, лишая его компьютера или каких-то других удовольствий, мама или папа не преследуют цель отомстить за плохое поведение, но — оценить своё поведение, чтобы понять, что этого и этого делать не следовало. Это нужно для того, чтобы дальше мирно идти по жизни вместе. Ведь никуда дети от родителей не денутся, а значит, чтобы всё было в будущем хорошо, ребёнок, нахулиганив, должен как-то себя оценить и перемениться.

Я верю, что так же рассуждает и Господь. Он тоже знает, что мы как его дети никуда от него не денемся. И проблемы, которые он нам посылает — могут быть и вправду наказанием. Но именно наказанием — то есть, наказом: «Подумай о своём поведении, не делай так», а не месть из серии «ну получай!». Принципиальная разница, на мой взгляд, в том, что месть — связана только с нашим прошлым. Совершил что-то вчера — получил. Точка, ситуация закрыта. А наказание в этом смысле — это задел на будущее: «Подумай о своём поведении — и в дальнейшем так не делай». Сама перспектива того, что точно будет что-то в дальнейшем, вселяет надежду и делает Божье наказание чем-то не таким уж страшным. В ней есть даже какая-то радость: Бог знает и верит, что я смогу измениться.

ПОЧЕМУ ПЛОХИЕ ВЕЩИ
СЛУЧАЮТСЯ С ХОРОШИМИ людьми

Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми? — вопрос, на который я ещё раз недавно наткнулся в книге одного журналиста, который описывает свой уход от веры во Христа. Для него это, пожалуй, не было главным — но это вопрос, который многие ставят. Некоторое время назад в авиакатастрофе погибла почти в полном составе хоккейная команда «Локомотив». Среди погибших был и капитан команды Иван Ткаченко. Вскоре выяснилось, что он тайно переводил на лечение больных раком значительные суммы денег. Последний перевод — 500 тысяч рублей- он сделал в день своей трагической смерти. Такие вещи происходят постоянно — известная благотворительница, работавшая с больными раком детьми, умирает от рака. В семье хороших, благочестивых людей рождается ребёнок с тяжёлыми врождёнными нарушениями. Семья усердных, ревностных христиан разбивается в автокатастрофе. Несчастья и беды, страдания и смерть валятся, кажется, на всех без разбора — хороших и плохих, нечестивых и благочестивых. Где же Бог, Который наказывает злых и покровительствует добрым?

Этот вопрос ставится ещё в глубинах Ветхого Завета — но там у него несколько другой оттенок. Почему Бог допускает, что плохие люди процветают? Где же справедливость?
Ответ на этот вопрос зависит от того, кто его ставит. Человек, который страдает — от боли, от скорби по близким — вряд ли нуждается в богословском трактате. Он нуждается в чём-то другом — в надежде, в утешении, в присутствии других людей, которые разделяют с ним его боль и его надежду. Но объяснения могут быть полезны человеку в другой ситуации — скептику, который смотрит на чужую боль со стороны и видит в ней основание для неверия. Вот со скептиком мы сейчас и поговорим.
Для начала важно сделать одно уточнение. Ведёт ли вера и послушание Богу к каким-то благам в земной жизни? Вообще говоря, да. Существует популярная кое-где ересь, называемая «теологией процветания», которая полагает, что «благочестие служит для прибытка», и благочестивый человек будет непременно богат и здоров. Это неправда; и Библия, и повседневный опыт говорит о том, что благочестивые, даже святые люди (начиная со святого апостола Павла) могут быть бедны и больны.

Но эта ересь эксплуатирует одну частичную истину — грех производит явное разрушение не только в духовной сфере нашей жизни, но и во вполне материальной. Прекращая явное противление Богу, мы избавляемся от многих бед. Как говорит Апостол, например, о грехе сребролюбия, корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (l Тим 6: 10). Люди, уклонившиеся от веры, навлекли на себя беды, которые вполне могли бы их миновать. Иногда это просто бросается в глаза — когда люди убивают себя алкоголем или наркотиками, когда они избирают образ жизни, который ведёт их к явному саморазрушению. Покаяние в этом случае ведёт человека к спасению, которое проявляется уже здесь и сейчас. Мне доводилось присутствовать на собраниях Анонимных алкоголиков — людей, которые, как правило, обратились к Богу в виду перспективы скорой смерти под забором. Некоторые из них приезжали на собрание на своих машинах — хотя за несколько лет до этого они ошивались около магазинов, выпрашивая мелочь у прохожих. Бывают преступники, мыкавшиеся по тюрьмам, которые, покаявшись, сделались законопослушными гражданами, так что перестали быть источниками несчастья для себя и для других.

Бывает несчастье и менее заметное — но более глубокое. Как недавно сообщалось, в одной чрезвычайно богатой семье сестра судится с братом, требуя ещё денег. Счастливы ли эти люди? Едва ли . Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть (Притч 15:17). Бывает, что люди богатые и знаменитые умирают от наркотиков, которыми пытаются забить свою внутреннюю боль; самоубийств среди люди по-мирски успешных не меньше, а больше, чем среди бедняков.

Мы живём в культуре, которая уверяет нас, что счастье — это богатство, здоровье, престиж. Но это не так, причём проверяемо не так. Исследования, которые должны были выяснить, что влияет на уровень счастья, проводились неоднократно и в разных странах. На человеческое счастье как раз богатство не влияет — как не влияет и молодость. Влияют больше всего отношения с другими людьми и с Богом — те, у кого есть семья и друзья, счастливее одиноких, люди Церкви счастливее неверующих.
Статистика показывает, что люди, живущие активной церковной жизнью, более счастливы, здоровее физически и психически, значительно менее склонны к злоупотреблению алкоголем и самоубийствам и, что неудивительно, живут в среднем дольше.

Поэтому нельзя сказать, что несчастья валятся на всех одинаково — верующие, послушные Богу люди избегают многих бед, которые порождает грех.

Но никак нельзя сказать и того, что верующие застрахованы от несчастий. Евангелие не обещает такой страховки. Более того, в мире будете иметь скорбь (Ин 16:33), многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян 14:22), да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим 3:12), и так далее. Мне самому хотелось бы, чтобы Евангелие обещало земное благополучие — но посмотрим, наконец, в Книгу: оно его не обещает. Довод «хорошие люди страдают, следовательно, христианская вера ошибочна», был бы истинен, если бы наша вера обещала, что хорошие люди не будут страдать. Но она не обещает ничего подобного. Христианская вера никогда не была хорошим способом сделаться богатым и здоровым — а не редко была (а в некоторых странах является сейчас) способом сделаться бедным, гонимым и жестоко убитым. Христианин может быть богатым, здоровым, успешным и благополучным по мирским меркам — само по себе это ещё не отторгает его от спасения. Но образец христианина — это мученик. Евангелие — это история Страстей и Воскресения, а не история благополучия и успеха.
Ужас ереси «теологии процветания» в том, что она подразумевает, что Бог отвернулся от тех, кто страдает от нищеты или болезни — в то время как дело обстоит ровно наоборот — но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1 Пет 4: 13).
Но это может вызвать другой вопрос: хорошо, Евангелие не обещает земного благополучия, но почему? Почему бы Богу не оградить Своих верных от рака, от несчастных случаев, от злодеев?

почему все эти беды часто выглядят такими неприцельными — к землетрясение или ураган, губящие и обездоливающие праведных и нечестивых, чтущих Бога и равнодушных к Нему? Ингода Бог отвечает на молитвы — но увы, не всегда. Бывает так, что за человека горячо молятся — а он всё равно умирает.

Человек жертвует сотни тысяч на благотворительность — а всё равно попадает в катастрофу. Бог как-то неправильно управляет им миром … Кабы я был Господом Богом … то что? Я бы немного приторговывал страховками от несчастного случая? Взнос на благотворительность гарантировал бы от смерти в авиакатастрофе? Скажем, внесение 100 тыс. рублей снижает вероятность на треть, 250 тыс. вполовину 500 — премиум , полная гарантия , обращайтесь к авторизованным реселлерам ?

Но тогда доброе дело не было бы добрым , не было бы актом любви к ближнему — оно было бы просто покупкой определенных благ себе . Приобретение добрыми делами себе видимых благ сделало бы простую любовь к ближнему невозможной — это всегда была бы покупка. Если бы добродетель окупалась — причем явно , уже в этой жизни — она бы уже не была добродетелью . Я сам хотел бы купить у Бога страховку — от рака , от увечья , от крушения , от страдания вообще — и если бы мне сказали , что за такие -то добрые дела её можно приобрести , я бы тут же ринулся их творить . Но для Бога и для нашей вечной радости важно , чтобы мы ревностно творили их по совсем другим мотивам .

Небесная страховка от всех несчастий навсегда закрепила бы наши отношения с Богом на уровне раба , максимум — наемника . Я боюсь пострадать , я хочу удовольствий и комфорта . Надавив на эти мои страхи и стремления, меня можно было бы сделать послушным . Но Бог этого не хочет — он ищет Себе сынов и дочерей . Чёткая связь между послушанием Богу и чисто земными благами сделала бы сыновние отношения с Богом невозможными . Как невозможна была бы и добродетель вообще — предпочтение добра потому , что это добро , а не потому , что я получу от этого какие -то удовольствия и избегу неудовольствий.

Чтобы обрести ту вечную радость, для которой мы созданы , мы должны стать по благодати Божией хорошими людьми — то есть добродетельными , любящими Бога и ближних , а гарантия от бед за послушание и обязательное явное наказание за непослушание сделали бы это невозможным .

Есть известная мусульманская притча о том , как некий человек совершал намаз в мечети . Служитель , надзирающий за порядком , счёл , что он делает это неправильно , и потребовал от него повторить все положенные действия , угрожая ему палкой . Человек подчинился, но потом сказал , что Всевышний принял только первую молитву «Почему?»- спросил служитель. «Первую я совершил , потому что боялся Его , а вторую — потому что боялся твоей палки». Чтобы молитва была молитвой , соблюдение заповедей — проявлением любви и веры , необходимо , чтобы мы делали это , боясь Бога , а не той или иной палки , и ища угодить Ему , а не приобрести какие -то блага для себя .

Поэтому вера — это не гарантия от болезни или несчастного случая . Нам не обещано , что страдания обойдут нас стороной; нам обещано , что они содействуют нашему вечному спасению .
А на той стороне земные ужасы и скорби обернутся чем -то немыслимо , невыразимо прекрасным — как ужас Страстной Пятницы обернулся Воскресением . Такова наша вера .

о мудрости и УМЕ

Одна из особенностей , отличающих людей от всех остальных живых созданий – это способность чувствовать (и отсчитывать ( ход времени . Как говорит К . С . Льюис , мы достаточно приподняты над временем , чтобы чувствовать , как оно уходит . Все человеческие культуры так или иначе — в разное время , с разными обычаями — празднуют наступление Нового года , все как -то исчисляют время .

Псалмопевец говорит : Научи нас так счислять дни наши , что — бы нам приобрести сердце мудрое (Пс 89:12 ) . Библия много говорит о поиске мудрости ; Бог особенно одобряет Соломона за то , что из всех даров он просит у Него именно мудрости : даруй же рабу Твоему сердце разумное , чтобы судить народ Твой и различать , что добро и что зло (3Цар 3:9. ). Книга Притчей говорит : Главное — мудрость : приобретай мудрость , и всем имением твоим приобретай разум (Притч.4:7). Эта мудрость опирается на благоговейный страх Божий : Начало мудрости — страх Господень ; разум верный у всех , исполняющих заповеди Его (Пс110:10).

Что же такое мудрость ? В наше время в словарях рядом с этим словом вот -вот появится пометка «устар. » , хуже того , значение , в котором оно всё ещё используется , уже довольно далеко от библейского .

Мы живём в цивилизации , которая , как ни одна до неё , восхваляет разум ; в то же время она невероятно уничижает разум — и так низко человеческий разум , пожалуй , не ставили ещё никогда . Все традиционные цивилизации — и христиане тут оказываются по одну сторону пропасти с эллинами , древними китайцами и индийцами , египтянами и практически всем людским родом — полагали главной целью человеческого разума видеть космический порядок , смысл и предназначение мироздания и отдельной человеческой жизни . Разум , способный увидеть этот порядок , должен был отличать добро от зла , правильный путь от неправильного , видеть , в чём состоит наш долг и наша надежда .

С эпохи просвещения (более конкретно , с шотландского мыслителя Дэвида Юма) разум лишился функции определения главных целей в жизни и стал рассматриваться только как инструмент наших желаний . Мы хотим тех или иных вещей — достатка или безопасности , или власти , или удовольствий — и мы используем разум для того , чтобы достигнуть этих целей . Как выражал эту идею сам Дэвид Юм , «разум является и должен быть рабом страстей и никогда не должен притворяться , что может не только подчиняться и служить им. » Такое техническое понимание разума глубоко укоренилось в нашей культуре , и у нас называют «умным » человека , знания и интеллектуальные способности которого позволяют ему добиваться своих целей — чаще всего власти и денег .

При этом сами цели определяются не разумом : в современном словоупотреблении мы в самом лучшем случае , если эти цели благи будем говорить о «совести » или «воспитании «. Нельзя не отметить , что Юм — и его сознательные или неосознанные последователи — как раз чрезвычайно сужают область применения разума . Если для традиционных мыслителей разум стоял безусловно над желаниями и человеку следовало подчинять их разуму , то для Юма разум стоит под страстями и им служит , и иначе быть не может . Почему ? Потому что Юм — атеист . В атеистической картине мира мироздание бессмысленно ; как недавно это сформулировал известный атеистический публицист Ричард Докинз, «во вселенной нет ни добра , ни зла , ни цели , ни замысла , ничего , кроме слепого и безжалостного безразличия». Мудрость в таком случае просто невозможна — вы не можете понять порядок , цель , предназначение вселенной и человеческой жизни просто потому , что ни порядка , ни предназначения , ни цели у них нет . «Мудрое сердце», способное отличать добро от зла , в такой картине мира не может существовать , потому что никакого объективного добра или зла нет , а могут быть только предпочтения людей и их групп , никак не соотносящиеся ни с какой объективной реальностью .

Мало кто продумывает своё мировоззрение до конца — чаще всего люди просто неосознанно следуют тем или иным культурным влияниям , и наша культура , увы , переживает серьёзное влияние взглядов , при которых мудрость просто невозможна — а возможен только чисто инструментальный разум , обслуживающий страсти . Именно такое понимание разума и имеется в виду , когда говорят о «конфликт» разума и веры . Разум понимается как способность понять , как работает материальная вселенная и как мы можем использовать это в наших целях . Вера понимается как ещё один источник , претендующий на то же самое — научить нас , как вращаются шестерни мироздания , чтобы мы могли обратить их вращение к выполнению наших желаний . Однако цель веры — как и подлинная цель разума — вовсе не в этом , а в том , чтобы дать нам познание того , для чего создана вселенная , для чего мы явились на свет , как нам следует поступать и где нам искать подлинное счастье . Объяснить это бывает трудно , потому что само представление о предназначении и о мудрости , которая его открывает , для многих наших современников кажется почти инопланетным .
В наше время можно быть умным , образованным и при этом катастрофически немудрым . Такой «умный » по мирским меркам человек может глубоко разбираться во многих областях знания , читать много толстых книг , быть подкованным экспертом в различных дисциплинах — и быть в библейском смысле глупцом невеждой . У него — мощная , скоростная , обустроенная по последнему слову техники машина , но он несётся на ней в пропасть.

Другой человек может быть откровенно простоват и необразован — но мудр в библейском смысле ; он знает , зачем он живет , какие цели он себе ставит . Он идёт пешком — но идёт в Отчий Дом, к вечной жизни и вечной радости . Лучше всего , конечно , быть мудрым , умным и образованным одновременно . Но если уж выбирать , то быть мудрым — гораздо важнее .

Потому что общечеловеческая интуиция , что вселенная осмысленна , что в ней есть добро , и цель , и замысел , и любовь , свидетельствует нам об истине , и истине бесконечно важной ; разум и откровение даны нам затем , чтобы познать эту Истину — и возрадоваться ей во веки .

АЛЬФА и ОМЕГА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *