Не будь недосягаемой как небеса,
Не будь доступной как тень ночью,
Не будь грязной как сука,
Да и ангелочком не надо быть впрочем…
Будь бела как белый снег чистый,
Будь темна как сажа, будь темнее даже.
Будь умнее ну же, кто тебе нужен?
Будь горячее огня и холоднее стужи… Слушай.
Будь слаще, чем самый сладкий сахар,
И будь горька как горе.
Будь послушной самой, доверчивой самой,
И будь готова поспорить.
Будь скандалом, будь спокойной, тихой…
Будь отвергнутой всеми и самой нужной.
Будь длинней, чем жизнь,
Будь коротким мигом,
Будь громким криком и шепотом на ушко.
Не одинок, но будь для меня одной,
Которая до конца будет всегда со мной,
Когда темно, будет моим огнем,
Чтобы свет неземной грел будто солнце днем.
Будь моей или будь его,
Но все же приходи — я буду ждать тебя.
Будь будильником моим, будь теплотой,
Будь холодна, как холодна утром роса.
Будь проста, но будь умна в своих словах.
Будь молчаливой, но будь на моих губах.
Не надо быть накрашенной, будь просто красивой…
Будь моей силой.
Не будь расстроенной, просто плачь,
Плачь от смеха, от мокрого дождя плачь…
Прячься в урбане, но уйди под утро
С дымом самокруток. Будь моим абсурдом.
Будь в короткой юбке, но не будь дурой.
Будь моей штилем, стань моей бурей.
Будь жизнью и гудками в телефоне,
Будь на моей любимой улице и в моем доме.
Мой дом без тебя пустой, со мной только драма, драма.
Будь самым любимым сном, только не моим кошмаром.
Будь вспышкой, я ослеплен,
Сотри своим блеском память
Позволь мне сгореть дотла в твоих огненных объятьях.
Содержание
Боги неба (рассказ для детей)
Фаэтон
Гюстав Моро, 1878 г.
Лувр, Париж, Франция
Через весь небосклон пролегала широкая, но невидимая людям дорога. Начинается она на востоке, у великолепного дворца бога солнца Гелиоса. Правя четверкой златогривых коней, бог солнца мчится по небесной дороге на запад. Все выше и выше поднимается колесница Гелиоса. Меркнут звезды, и солнечные лучи озаряют землю. В полдень золотая колесница Гелиоса достигает вершины неба, а затем бог солнца спускается на западный берег великого Океана. Здесь ожидает его золотой челн, выкованный искусным Гефестом. В нем Гелиос возвращается по водам Океана на восток, чтобы на следующее утро вновь повторить свой путь.
Твердой рукой правит Гелиос своей колесницей и никогда не сбивается с проторенного пути. Никто, кроме Гелиоса, не мог бы справиться со столь важным делом. И только единственный раз он вынужден был уступить свое место в колеснице.
Был у Гелиоса сын по имени Фаэтон, рожденный от нимфы Климены. Гордился Фаэтон своим происхождением и не упускал случая напомнить всем, что его отец — сам бог солнца Гелиос. Но однажды зазнавшегося юношу осадил сын Зевса, царевич Эпаф:
— Ты безумен, раз веришь тому, что рожден от бога солнца! Ты всего лишь обычный человек!
Униженный, юноша пришел к матери и передал ей слова Эпафа.
— Молю тебя, скажи, правда ли, что Гелиос мой отец? Или я всего лишь жалкий хвастунишка, над которым смеются настоящие дети богов?
Тронутая просьбой сына, Климена простерла руки к небу:
— Пусть никогда не увижу я солнечного света, если солгала тебе! Гелиос всевидящий, великий бог, правящий вселенной, — твой отец! Иди к нему, и он признает тебя.
Окрыленный словами матери, Фаэтон поспешил к отцу. Вскоре он достиг золотого дворца Гелиоса. Робко открыл юноша серебряные двери. В глубине зала в пурпурной одежде восседал на троне из драгоценных камней бог Гелиос. На голове его ослепительно сиял золотой венец. Пораженный величием бога солнца, юноша не смел даже приблизиться к трону.
— Сын мой, Фаэтон! Что привело тебя сюда? — ласково спросил Гелиос, снимая золотой венец.
Пожаловался Фаэтон, что не признают в нем сына солнечного бога.
— Ты мой сын, Фаэтон. И в подтверждение можешь просить у меня любой дар. Клянусь священной рекой Стикс, я выполню твое желание!
И тут же Гелиосу пришлось сожалеть о своих словах, потому что Фаэтон попросил позволить ему один-единственный раз проехать по небу в золотой колеснице бога солнца.
Падение Фаэтона. Риччи Себастьяно. 1703-1704 гг.
Музей Чивичо, Беллуно, Венеция
— Одумайся, Фаэтон! Никому из богов не под силу справиться с моими конями, и даже Зевс не согласился бы управлять солнечной колесницей! Что же говорить о тебе, смертном юноше! Быть может, ты ожидаешь легкой прогулки? Нет, Фаэтон! Трудна и опасна небесная дорога. И даже мне иной раз боязно взглянуть на землю с такой высоты. Ты мечтаешь увидеть неземные красоты? Но ждут тебя лишь пропасти да небесные созвездия в страшном зверином облике. Разве мой страх за тебя не лучшее доказательство того, что ты мой сын? Перемени свое желание!
Так говорил Гелиос. Но горячие мольбы отца не образумили упрямого Фаэтона. Гелиос не мог нарушить клятву священной рекой Стикс и вынужден был исполнить желание сына.
В радостном изумлении стоял Фаэтон перед золотой колесницей, любуясь драгоценной упряжью.
— О, если бы мог я взять свое обещание назад! — горько молвил Гелиос, запрягая золотых коней.
Бог солнца нанес на лицо Фаэтона волшебную мазь, чтобы не спалил его небесный жар, и сказал:
— Послушайся моих советов, Фаэтон. Крепко удерживай коней и не торопи их. В небе увидишь дорогу — следуй по ней и не отклоняйся от наезженного пути. Не поднимайся высоко вверх — не то сожжешь небесные дворцы богов. И не опускайся слишком низко, чтобы не опалить землю. Быть может, ты все же передумаешь?
Но богиня утренней зари Эос уже отворяла ворота. Дрожа от нетерпения, Фаэтон хлестнул коней, и золотая колесница взвилась в небо.
Все быстрее мчится Фаэтон по небу, и все больший страх охватывает его. Прав оказался Гелиос — не сдержать ему коней! Не может он направить колесницу по верному пути — да где он, этот путь? Почуяв необычную легкость колесницы, кони давно свернули с проторенной дороги. Мчатся они между созвездий, похожих на чудовищных животных. Вот подлетели кони к ужасному Скорпиону. Увидев его черное жало и огромные клешни, испугался Фаэтон и выпустил вожжи из рук. Еще быстрее полетели кони. То вверх, то вниз несутся они, опаляя небо и землю. Видит Фаэтон, как гибнут в огне города и целые страны, пересыхают реки и закипают моря.
И тогда разъяренный Зевс поразил Фаэтона молнией. Словно падающая звезда, пронесся юноша по небу и упал на землю. Великое горе охватило родных несчастного. Неутешные сестры Фаэтона, горюя по любимому брату, превратились в тополя. С тех пор вечно оплакивают они янтарными слезами погибшего брата.
И Гелиос, скорбя о сыне, отказался освещать мир. Но пришлось ему уступить просьбам богов и вновь взойти на золотую колесницу. Как и прежде, день за днем мчатся золотые кони по небесной дороге, и уже никому никогда не доверит Гелиос свою колесницу…
Селена и Эндимион
Иванов Андрей Иванович, 1797 г.
Псковский музей-заповедник, Псков, Россия
Когда завершает бог солнца свой дневной путь, на небо восходит его сестра — богиня судьбы Селена. Медленно движется ее колесница среди звезд, освещая землю серебряным светом.
Однажды, совершая свой обычный путь, богиня луны увидела юношу, спящего в пещере на горе Латмос. Это был сын царя Карии Эндимион. Столь прекрасен был юноша, что Селена влюбилась в него и упросила Зевса даровать Эндимиону вечную молодость. С той поры навсегда заснул Эндимион в пещере. Ночью богиня Селена спускается с неба и любуется спящим Эндимионом. В нежном свете печальной луны кажется уснувший юноша еще прекраснее. Никогда старость не коснется прекрасного лица царевича, но никогда не пробудится он от вечного сна.
Уходит с неба Селена-луна, и ее сестра, вестница утра — богиня утренней зари Эос оповещает всех о приближении своего брата Гелиоса. Прекрасна Эос, но нет ей счастья в любви. По воле Афродиты Эос влюбилась в смертного юношу по имени Титон. По ее просьбе Зевс даровал юноше бессмертие. Но Эос не попросила, как Селена, вечную молодость для возлюбленного. С годами бессмертный Титон окончательно одряхлел и, когда Эос уже устала ухаживать за ним, превратился в сверчка.
Продолжение истории читайте в мифе Боги судьбы (рассказ для детей)
РАЙ
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке ( не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
(2Кор.12:1-5) Синодальный перевод
1 Я буду продолжать хвалиться, хотя и нет мне никакой в том выгоды. Расскажу о видениях и откровениях, посланных мне Господом.
2 Я знаю одного брата во Христе, который четырнадцать лет тому назад во плоти своей или в духе (это мне неизвестно, а известно одному лишь Богу), вознесён был на небеса.
3 И знаю я, что этот человек, во плоти своей или в духе своём (это мне неизвестно, а известно одному лишь Богу),
4 попал в рай и услышал слова непроизносимые, которые не дозволено произносить человеку.
5 Я буду хвалиться этим человеком. Но не стану хвастаться собой, разве только слабостями своими.
(2Кор.12:1-5) Современный перевод
1 Приходится хвалиться, хотя пользы в этом нет. Перейду к видениям и откровениям, что были даны Господом. (2) Я знаю одного христианина, который четырнадцать лет тому назад (не знаю, наяву или в видении, один только Бог знает) был схвачен и вознесен на третье, самое верхнее небо. (3) Да, я знаю такого человека. Наяву или в видении — не знаю, один только Бог знает — (4) он был перенесен в Рай и там слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя разглашать. (5) Вот таким человеком похвалюсь, а собой хвалиться не буду, разве только своими слабостями.
(2Кор.12:1-5) в переводе с древнегреческого В. Н. Кузнецовой
Читая эти стихи мы невольно задаем себе вопрос, а что за третье небо? В некоторых переводах — небеса или это рай? Будем сегодня изучать тему рая и небес.
Библейское понятие «Рай»
Библейское понятию «Рай» соответствует греческому слово парадейсос, заимствованное из древне-персидского языка, в котором паридеза — это «огpада», а также «то, что обнесено огpадой», т.е. паpк или сад.
Статья по теме: Верите ли вы в рай?
В этом значении слово перешло во многие древние языки — еврейское пардес, арамейское пардеса, греческое парадейсос, — а из них, через латынь, в современные европейские языки.
В Ветхом Завете
+1) если в Ветхом Завете слово пардес («pай») вообще не встречается, это отнюдь не означает, что понятие «Рай» как таковое в Ветхом Завете отсутствует.
Здесь ему соответствуют выражения «сад», «сад в Едеме» или даже «сад Господень» (Быт 2:8,10,15; сp. 13:10 — в Синодальном переводе в этих и подобных случаях нередко используется слово «Рай», что, однако, не соответствует практике еврейского словоупотребления).
До своего грехопадения люди жили в Раю в единении с Богом и в безгрешной открытости друг пеpед другом. После грехопадения они были изгнаны из Божьего сада.
+2) ветхозаветные пророки переносили древнейшие представления о Рае на конечные времена. Ханаан (Иез 36:35) и Сион (Ис 51:3) станут в конце дней подобны Эдемскому саду, т.е. саду Господню.
35 тогда скажут: «эта опустелая земля сделалась, как сад Едемский; и эти развалившиеся и опустелые и разоренные города укреплены и населены».
(Иез.36:35)
3 Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение.
(Ис.51:3)
Описание земли Израиля, какой она станет в конце времен, заимствовано из описания сада Божьего. Там будут течь полноводные реки, земля будет несказанно плодородной, животные будут жить в мире друг с другом, а гора Сион станет вершиной миpа.
Ис 2:2; 35:1 и след.; 41:18;
Иез 47:1 и след.;
Ос 2:22;
Aм 9:13;
Mих 4:1 и след.;
Зах 14:8
Однако нигде в Священном Писании Ханаан конца времен не идентифицируется с Эдемским садом.
Рай доисторического времени и Рай конца времен
Отождествление доисторического Рая с Раем конца времен впервые встречается в дохристианской апокалипсической литературе, где местом расположения этого Рая практически всегда называется новый Иерусалим
(сp. эфиоп. версию Книги Еноха 25:4; 3 Eзд 7:36 — в Синодальном переводе этот текст отсутствует).
Описание Рая здесь соответствует ветхозаветным представлениям.
Постоянно встречаются такие понятия, как «дерево жизни», «вода жизни» и «хлеб жизни». Важнейшая особенность Рая, по мнению авторов дохристианских апокалипсисов, состоит в том, что именно в этом благословенном месте происходит прямое общение человека с Богом.
Из представлений о тождественности Рая доисторического времени и Рая конца времен следовало, что в промежутке между этими временами Рай существует невидимо.
- Когда-то считали, что он находится на самом краю земли, на востоке (см. Быт 2:8), на севере, севеpо-западе или западе или же на горе, которая возвышается до самого неба.
- С другой стороны, существовало мнение, что со времени грехопадения Адама Рай находится на небе, точнее, на третьем небе.
Все авторы апокалипсисов сходятся в одном: в Раю пребывают души почивших праотцев, а также всех избранных и праведников. Души же умерших безбожников находятся в шеоле, царстве мертвых (Ад).
В Новом Завете
+1) в Новом Завете Рай упоминается прежде всего как место пребывания спасенных в период между смертью и воскресением.
43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
(Лук.23:43)
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
(2Кор.12:4)
По сути дела, о том же говорится в целом pяде других мест Священного Писания, однако авторы Нового Завета обычно избегают употреблять слово «Рай», поскольку оно ассоциируется с плотскими представлениями, которые не соответствуют истине.
Статья по теме: Куда мы попадаем, когда умираем?
Главное — не райское блаженство, но восстановление разрушенного общения с Богом.
Поэтому вместо слова «Рай» в Новом Завете используются выражения:
- «лоно Авраамово» (Лк 16:22),
- «водвориться у Господа» (2 Kop 5:8),
- «быть со Христом» (Флп 1:23),
- «обитель Отца» (Ин 14:2) и дp.;
+2) о Рае конца времен говорится в Откр 2:7.
7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
(Откр.2:7)
Здесь в описании Рая используются ветхозаветные понятия и представления, а также образы, созданные ветхозаветными пророками:
Самым же прекрасным станет общение с Богом, в котоpое тогда вступит каждый праведник:
«Он будет обитать с ними, и Сам Бог с ними будет Богом их… Пpестол Бога и Агнца будет в нем, и pабы Его будут служить Ему… И узрят лице Его… и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут цаpствовать во веки веков»
(Oткр 21:3; 22:3 и след.).
НЕБО, НЕБЕСА
В Библии еврейское слово шамайим, как и греческое уранос, означает видимое и невидимое Небо.
Целостность видимого
Небо и земля, когда они упоминаются вместе, обозначают целостность видимого, Богом СОТВОРЕННОГО МИРА (Быт 1:1; Пс 72:25; 120:2).
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
(Быт.1:1)
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
(Пс.72:25)
2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.
(Пс.120:2)
Наряду с этим существует и другое представление, согласно которому Небо — это:
- подобие свода, хрустального (Иез 1:22),
- зеркального (Иов 37:18)
- или выполненного из чистого сапфира (Исх 24:10).
Характеристики Неба
Однажды Небо, как и земля, прекратит свое существование (Пс 101:26 и след.; Ис 51:6; Мф 24:35), уступив место новому творению.
17 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце.
(Ис.65:17)
10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
11 Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,
12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?
13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
(2Пет.3:10-13)
Жилище Бога
Однако повсеместное присутствие Бога разрушает человеческое представления о пространстве,
27 Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил.
(3Цар.8:27)
7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8 Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
(Пс.138:7,8 и след.)
хотя видимое Небо прочно утвердилось в человеческом представлении как образ Неба невидимого.
16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;
(Кол.1:16)
Сообщения о явлении ангелов (Быт 18:2; Нав 5:13) и воскресшего Иисуса (Ин 20:19,26) наводят на мысль, что Божьи небеса соприкасаются с нашим материальным миром.
Сравните облако, которое во время преображения Иисуса осеняет Его, а при вознесении — закрывает от глаз учеников, Мф 17:5; Деян 1:9.
5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
(Матф.17:5)
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
(Деян.1:9)
Небо по своей сущности — это нечто иное, отличное от видимого небосвода, здесь существует невидимый Божий мир в противоположность видимому миру человека;
+2) жилище Бога вместе с тем — это вечная родина Христа.
- Здесь они будут жить (Флп 3:20),
- здесь находятся их сокровища (Мф 6:20),
- их награда (Мф 5:12)
- и их наследство (1Пет 1:4).
Библия понимает это место как место славы,
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
(Евр.2:10)
где будут царить недоступные человеческому разуму совершенство и красота.
1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
(Откр.21:1)
5 И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.
(Откр.22:5)
- Жизнь (1Тим 4:8),
- служение Богу (Откр 22:3),
- поклонение Богу (Откр 5:9-14; 11:15-18; 12:10 и след. и др.)
- и слава (2Кор 4:17) пребудут вечно.
Небесное пространство
По представлениям ветхозаветных иудеев, существовало несколько НЕБЕСНЫХ ПРОСТРАНСТВ , но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
(Евр.9:24)
Бог небесный
В Новом Завете слово «небо» употребляется в значении «Бог небесный», или «Бог (явивший Себя) с неба».
25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
(Матф.21:25)
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
(Мар.11:31)
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
(Лук.15:18)
ДУША
Душа — чаще всего означает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека, но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмертного духа, который нельзя убить.
28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
(Матф.10:28)
Иногда этим словом обозначается свойство характера и состояние духа
32 У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.
(Деян.4:32)
или просто личность, человек.
13 Иаван, Фувал и Мешех торговали с тобою, выменивая товары твои на души человеческие и медную посуду.
(Иез.27:13)
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
(Деян.2:41)
ЖАЛО В ПЛОТИ
Не смогу пройти мимо личности Павла.
То, что Павел видел и слышал в своем видении о рае, невозможно было пересказать. Это могло означать, что для того, чтобы укрепить Павла для его специальной миссии в страданиях, которые он должен был переносить. Господь дал ему видение будущей славы, часть которой ему было запрещено открывать другим.
Но возможно также, что небесную славу невозможно описать человеческим языком, подобно тому, как идею о цветах невозможно передать человеку, который рожден слепым.
Апостол Павел
Есть много различных мнений, что бы это могло означать. По общему мнению, которое нам кажется наиболее справедливым, это была хроническая офталмия, болезнь глаз, которая вызывала сильные боли и иногда делала его вид отталкивающим.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
(2Кор.12:7)
Такой вывод можно сделать на основании языка, которым написаны Послания Павла.
Это произошло с ним за 14 лет перед тем, как он написал это послание , то есть примерно тогда, когда Павел прибыл в Галатию, во время его первого миссионерского путешествия.
Его приход в Галатию был вызван какой-то физической немощью,
13 знаете, что, я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
(Гал.4:13)
которая придавала ему отталкивающий вид, что люди в его присуствии испытывали мучительное неудобство.
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались , а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
(Гал.4:14)
Они бы отдали ему свои собственные глаза (Гал. 4:15).
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
(Гал.4:15)
Почему глаза? Потому что, очевидно, болезнь поразила именно глаза.
Крупный почерк, свойственный Павлу,
11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
(Гал.6:11)
возможно, был результатом его плохого зрения. Это тоже могло стать причиной того, что некоторые свои послания он диктовал своим помощникам.
Рай, третье небо и душа
ВЫВОДЫ
Для себя я сделал следующий вывод.
На момент древнего Израиля у них не было полного понимание Вселенной, как мы имеем сегодня. Так они писали терминами, с которой были знакомы. Евреи говорили о трех небесах. Первое небо состояло из земной атмосферы, где облака и птицы были. Второй рай был там, где солнце, звезды, и луна была. Третий рай был местом обитания Бога.
Когда Павел сказал, что он был восхищен до третьего неба (2 Кор. 12: 2), он имел в виду жилище Божие.
Сноски
- Библия. Синодальный перевод
- Библия. Современный перевод
- Библия. В переводе с древнегреческого В. Н. Кузнецовой
- Библейский словарь Брокгауза
Небо в Священном Писании
Слово «Небо» употребляется в Священном Писании в различном смысле. Иногда оно означает просто атмосферу, непосредственно окружающую землю. Таким образом выражение: все народы под всем небом (Втор. IV:19) значит почти то же, что и выражение – все народы на земле. В этом смысле небо есть область, назначенная для птиц, как земля служит областью человека и животных, а вода – для рыб. В другом смысле под небом разумеется небесная твердь или свод небесный, на котором вращаются Солнце, Луна, звезды и другие небесные тела. В Священном Писании означенное небо иногда именуется завесой, сосудами неба (Иов.ХХХVIII, 17) свитком (Откр. VI:14). Таким образом, атмосфера ли то или твердь небесная, небеса в означенном смысле представляют предмет, доступный нашему глазу: посмотри вверх на звезды, говорится в кн. Иова, как они высоко (Иов. XXII:12). Это небо говорит нам о Боге, поражая наше зрение своей красотой, величием и гармонией (Пс. XVIII:2). Оно же обречено в последний день суда на уничтожение, точно так же, как и земля. Тогда небеса с шумом прейдут, говорит св. ап. Петр, земля же и все дела на ней сгорят (II Пет. III:10-13). Оно свиется как свиток, говорится в Откровении (VI, 14). И увидел я, говорит в Откровении Св. Тайновидец, новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет (XXI, 1). Наконец кроме атмосферы, тверди, под словом небо разумеются так называемые небеса небес. Это невидимый, невещественный мир, быть может, то самое третье небо, о котором упоминает св. ап. Павел (II Кор. XII:2). Здесь, на высоте небесной находится святое особенное место вездеприсутствия Божия; здесь престол Его, здесь Он ходит по небесному кругу (Иов. XXII:14); здесь особенно присутствует Господь Иисус Христос (Деян.III:21), здесь и Дух Божий являет Свою всепроникающую силу от семи огненных светильников, горящих пред престолом Божиим (Откр. IV:5). Это небо есть местопребывание ангелов всех чинов. Здесь, в месте успокоения, обретаются духи праведников, достигших совершенства (Евр. XII:23). Это небо называется иначе то лоном Авраамовым, то раем. Мы читаем в Свящ. Писании о небесных обителях, о небесном отечестве, о небесном граде Иерусалиме. Оно описывается как бы имеющим свой град, свой храм, своих многих обитателей, свои венцы славы и свои источники освежения. С этого неба Господь приходил на землю, туда Он вознесся и оттуда снова придет судить живых и мертвых.
Царство небесное
Выражение «царство небесное» особенно часто встречается в Евангелии от Матфея. В других Евангелиях и Посланиях оно заменяется выражением Царствие Божие, царство Христово, или просто словом: царство. Оно, кажется, имеет троякое значение и разумеется в трояком смысле. Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное, восклицал в пустыне Иоанн Креститель, разумея оное в первом смысле, т. е. в смысле приблизившегося времени для Господа Иисуса быть признанным явно и торжественно за Сына Божия, посланного на землю от Бога Отца. Во втором смысле оно, очевидно, относится к уничтожению политической и религиозной иудейской системы и замены оных христианской Церковью. В третьем смысле оно указывает на царство славы, имеющее быть в последний день, когда наступит новое небо и новая земля.
Небо и Бог… Посмотрите, в Евангелии на равных правах существуют выражения Царство Божие и Царство небесное. Откроем первые строки Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). У евангелиста Матфея смиренным людям обещано Царство небесное. Еще раз перечитаем ту же Нагорную проповедь, по другому Евангелию: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лук. 6:20). Здесь Царство небесное названо Божиим.
У слова «небо» есть много значений, обнаруживается несколько смысловых слоев. И эта «небесная многозначность» проступает в русском слове «небеса» («небо» во множественном числе) и в древнееврейском слове «шамаим» («небо» в двойственном числе).
Наш Отец — Бог — пребывает на Небе, и именно там для человека приготовлен настоящий Дом. Конечно, можно сказать, что Бог находится везде, Он сотворил и видимый материальный мир, и мир духовный, невидимый. Так оно и есть. Но все же Небо — это то место или, точнее сказать, тот иной мир, в котором человек должен с Богом встретиться и начать с Ним прямое общение, без материальной «перегородки». Именно на это Небо, а не на материальное, не на голубой купол над нашей головой, — в этот другой мир вознесся Христос на глазах у апостолов.
Источник: архимандрит Никифор (Бажанов) Библейская энциклопедия
Царство Божие
Под «Царством Божиим» разумеется совершенная жизнь на земле, — жизнь, основанная не па господстве насилия, грубого эгоизма, а на началах всеобщей любви, полной справедливости, признания всех законных прав личности. Наступление этого «Царства» обусловлено нравственным перерождением человека, обновлением всего его внутреннего существа. «Истинно, истинно говорю тебе, — сказал Иисус Христос Никодиму, — если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия» (Ин.3,3). В другом месте Иисус Христос говорил: «Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21). Это новый идеал; идеал не временный, а вечный. Идеалы древней Греции и Рима можно было перерасти, потому античный мир и пал. Новый идеал, указанный христианством, не имеет границ; его нельзя достигнуть. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) — вот завет Спасителя людям. Этот завет является залогом бесконечной будущности нашей цивилизации. Новая культура в самом духе христианина, в его неиссякаемой способности совершенствоваться всегда найдет источник своего дальнейшего обновления и развития. Перед нашими глазами развертывается теперь почти двухтысячелетняя история христианства; наш взор в состоянии теперь обнять и измерить внутренний, последовательный процесс его развития, степень его могущественного влияния на совесть и жизнь человечества, и мы видим, что христианство далеко еще не выразило всего содержания своей мысли, не сказало своего последнего слова. Для осуществления Царствия Божия на земле человечеству предстоит еще долгая упорная работа над собою, над улучшением, нравственным воспитанием сердца. Евангелие пробудило много добрых чувств, затронуло в сердце человека неведомые ему самому струны, извлекло из них звуки чарующей красоты и неотразимой силы, но эти звуки не слились еще в могучий аккорд, в гимн торжествующей любви и правды.
Царство Божие в человеке
«Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17:2), — сказал Спаситель, а внутри нас есть не что иное, как знание или незнание истины, наличность пороков или добродетелей, которыми и устрояется в нашей душе Царство Божие или диавола», — говорит этот преподобный отец . «Посему, — продолжает он, — кто имеет только пороки, тот пребывает в царстве диавола, а кто имеет добродетели, чистоту духовную или, по слову апостола, мир, праведность и радость о Дусе Святе, тот уже здесь, на земле, находится в Царстве Божием и имеет его в себе». Это типичная святоотеческая точка зрения на Царство Божие в смысле понимания его как некоего внутреннего состояния человека, как известного уклада главным образом внутренней, духовной, жизни человека, и вне этой внутренней связи идеи Царства Божия и духовной жизни у них (святых отцов) не рассматривается. Вот почему, думается, и мы имеем достаточное основание в новозаветных и святоотеческих писаниях, чтобы говорить о связи этих указанных идей и даже об их внутреннем единстве и в тех чертах, коими в новозаветном Откровении изображается Царство Божие, имеем данные для определения и раскрытия хотя бы общих типических свойств и характерных природных особенностей так называемой духовной жизни в отличие от всякого другого типа жизни.
Кажется, основным признаком и характерной особенностью проявления на земле Царства Божия — святой духовной жизни в человеке, по коим оно сказывается не только как действительный факт и явление, но и как явление совершенно новое, особенное и небывалое в наличности и условиях обычной человеческой жизни, можно признать несводимость этого явления на явления обычного для нас естественного порядка жизни. В этом обычном естественном порядке жизни указанное явление никак не может находить себе ни своего объяснения, ни оправдания. Точнее, так как Царство Божие как духовную жизнь берем мы в ее проявлении в личности человеческой, то указанную выше характерную его особенность можно усматривать в беспримерном факте господства человеческой личности над всей природной необходимостью и законами так называемой естественной жизни. Царство Божие — в людях и открывается в мире как нечто особенное тем, что ставит человека выше всякой природной необходимости и ее законов, действующих как в греховной природе самого человека, так и в повинувшихся (подпавших) закону греха всей мировой жизни и природе всех творений, в цепи коих стоит человек; говоря иначе, оно открывается, прежде всего, как некая особая сила, но сила не физическая, а духовная, почему о нем и говорится, что оно пришло в силе (Мк.9:1) и открывается тоже не в слове только, но в силе (1Кор.4:20). Конечно, здесь совершенно излишне говорить и доказывать, что Царство Божие как новая, духовная, жизнь открылось на земле и стало фактом только с воплощения и рождения Господа, а раскрываться стало главным образом со времени выхода Господа на дело общественного служения после Крещения во Иордане. Невольно обращают на себя внимание следующие факты, внутренняя связь коих достойна примечания: схождение Святого Духа на Иисуса Христа при Крещении, Его подвиг в пустыне непосредственно после Крещения, затем Его проповедь о Царстве Божием и первые проявления этого приблизившегося и пришедшего уже Царства Небесного, когда Христос, по словам евангелиста, в силе духовней (Лк.4:14) возвратился из пустыни. Для нас в данном случае Господь Иисус Христос является и должен быть рассматриваем как Сын Человеческий, как Родоначальник нового человечества, Новый наш Адам, а посему все явленное Им в Своем Человечестве, или, вернее, Богочеловечестве, есть раскрытие идеальных законов и нашей человеческой жизни, поскольку, с одной стороны, наша личность тоже богоподобна («Вы бози есте» (Пс.81:6), — говорит пророк), а с другой — поскольку Сын Человеческий Господь Иисус Христос приобщился нашей плоти и крови (Евр.2:14).
Из книги архиепископа Петра (Поздеевского) «О духовной жизни»
О Небе на «Правмире»:
- Возвращение к Богу от земли на Небо
- Врата Неба
- Путь к Небу
- У подножия лестницы в небо
- Дорога на небеса
- Оторваться от земли
- Небо закрывается на ночь
- Куда вознесся Христос?
- Восходили ли Енох и Илия на небо?
- Попадет ли Барсик на небо?
- «Лестница в небо»
Не́бо. Это слово является индоевропейским: в древнеиндийском находим nabhas — «туман, облака», в греческом nephos, в латинском nebula — «туман».
Происхождение слова небо в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.
Небо. Древнерусское — небо. Старославянское — небо. Общеславянское — nebo. Слово «небо», вероятнее всего, заимствовано из церковнославянского языка в XI в. Небом называют «пространство земной атмосферы над горизонтом». Слова с похожим значением и написанием встречаются в таких языках, как литовский (debesis — «облако»), древнеирландский (nem — «небо»), древнеиндийский (nabhah — «облако», «небо»). Производные: небеса, небесный.
Происхождение слова небо в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.
Не́бо. Одно из древнейших в нашем языке индоевропейского происхождения слово. Близкие к нему слова можно встретить во многих родственных русскому языках, только значение их порою довольно сильно удаляется от нашего. В древнеиндийском языке «nа́bhas» значило «туман» и «небо»; по-хэттски «нэбис» так и значило «небо». Греческое «нэфеле», как и латинское «нэбула», мы переведем «мгла», «облако», «туман». Как видите, точного совпадения значений иногда и нет, но что-то общее чувствуется повсюду.
Происхождение слова небо в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.
Происхождение слова небо в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.
Происхождение слова небо в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.
См. также: значение слова небо в толковых словарях.