Бог правосудия у славян

Прове — славянский бог правосудия

Общепринятым символом правосудия издавна стала Фемида. Но у разных народов бытовали свои символы и мифологические персонажи, олицетворяющие суд, право и справедливость.

У северных славян был свой персонифицированный символ правосудия — Прове, или Проно.

В пантеоне славянских божеств Прове занимает скромное место, и ныне мало кто знает о его мифологическом существовании. Но эта фигура весьма характерна.

Свое имя Прове получил от языкового корня (а именно от индоевропейской морфемы) «вед» — знание, видение. Вот такая обратная цепочка: Прове — проведать — ведать — знать.

Истукан Прове стоял на дубовом столбе, держал в одной руке обломок камня, в другой — копье, а на шее у него висела цепь. Прове был крайне длинноух, голову венчал венок. Столб окружали многоликие и «глазастые» идолы.

Принято было совершать у истукана жертвенное волхование, и волхв сообщал собравшимся волю этого божества.

Каково же символическое значение предметов, а также внешности истукана и его идолов?

Дубовый столб символизирует власть, крепость, благородную твердыню положения. Интересно, что родственное латинскому слову lex (закон) illex означало «падуб», «каменный дуб». Возвышенное положение (на столбе) — высота статуса и исполняемой миссии, неучастие в мирской суете.

Длинные уши говорят о том, что Прове все слышит. Его помощники — идолы — многолики и глазасты, ибо они внимательно взирают во все стороны, следя за поступками людей.

Обломок камня символизирует преступление и обвинение (сравни с библейским камнем обвинения).

Копье символизирует наказание. Причем в отличие от меча образ копья в наибольшей степени сочетается с такими понятиями, как цель, точность и неразрушительность. Этой неудачной формулировкой я хотел выразить тот факт, что меч разрубает (это символ возмездия, кары), а копье достигает (простой символ неотвратимости наказания). Кстати, топор символизировал бы здесь мстительное отмщение.

Цепь символизирует, с одной стороны, причинно-следственные связи и «кармические» последствия поступков, а с другой — процесс расследования с его последовательностью в распутывании деяний, ибо, перебирая одно звено за другим, Прове добирается до истины и виновника.

Фемида и атрибуты правосудия

Фемида — общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия, одной из номинаций которой является «Нотариат».

Слово «Фемида» стало нарицательным: когда, например, говорят «российская Фемида», мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.

Фемида — древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида — титанида, дочь Урана и Геи, была первой женой Зевса, и от этого брака родились «горы» и «мойры». Одной из дочерей Фемиды была гора Дике — богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствии Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.

Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своей эмблематике. Здесь необходимо отметить, что уже давно произошло смешение образов древнегреческой Фемиды и римской Юстиции, и справедливее называть облеченную в мантию женщину с весами, мечом и повязкой именно Юстицией, поскольку у Фемиды еще не было повязки и римская богиня ближе к современному образу. Однако, учитывая традиционность представлений и тот факт, что Юстиция — усовершенствованная римская копия Фемиды, этими соображениями можно пренебречь.

В римской мифологии понятия справедливости и права не разделены так, как в древнегреческой, где соседствуют Дике и Фемида. Эти понятия здесь сливаются и персонифицируются в образе богини правосудия и справедливости Юстиции. Римляне добавили своей «юридической» богине повязку на глаза — это весьма существенное дополнение.

Фемида — статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой — обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой.

Таким образом, атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два — главные атрибуты, и притом настолько древние и фундаментальные, что было бы неверным приписывать их открытие в качестве символов древним грекам.

Рассмотрим более подробно символизм атрибутов богини правосудия Фемиды.

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини — левая сторона тела считается воспринимающей.

Меч — символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини — обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука — правая: это сторона действия, символ силы, «правого дела».

Мантия — торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Архетипический образ правосудия в виде женщины с весами и мечом входит в колоду магических карт Таро, содержащих, как принято считать, символы главных действующих сил мироздания. Таким образом, символы правосудия являются очень древними.

В мировой мифологии, а также в современной эмблематике существуют и другие символы правосудия, но их рассмотрение выходит за рамки настоящей статьи.

О Господи, избави душу мою. Милостив Господь и праведен; и Бог наш милует

Господи и Боже, говорит, избавляй меня и впредь от будущих зол, которые могут постигнуть меня. Смотри, читатель, как Давид наставляет слушателя, представляя Бога милостивым. Посему не отчаивайся, грешник, по причине грехов своих. Далее он говорит, что Бог и праведен; посему не теряй бодрости касательно милосердия Его и не будь небрежен и беззаботлив, но уповай и вместе бойся, как изъясняет Златоуст. За сим, чтобы показать, что Бог более преклоняется к человеколюбию, нежели к правда, как замечает Феодорит, Давид присовокупил и то, что Бог наш милует, сказав: Бог наш для различия от ложных богов языческих.

Златословесного: Видишь ли душу, исполненную любомудрия? Как он, оставив житейское, ищет одного только, чтобы душа осталась неповрежденною, и чтобы она не подверглась ничему зловредному? Ибо когда она будет в хорошем состоянии, тогда и все прочее будет соответствовать сему, как напротив при несчастном состоянии ее благоуспешность во всем прочем не может доставить нам никакой пользы. Посему все—и дела и слова должно направлять ко спасению ее. И сие-то значит наставление: будьте мудры, как змея. Ибо как змей, чтоб сохранить голову свою, оставляет всю остальную часть тела своего; так и ты за спасение души своей должен отдавать все прочее. Заметим здесь, что блаженный Феофилакт при изъяснении евангельских слов, сказанных Господом: душа моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче спаси Меня от часа сего (Иоан. 12,27); также следующих апостольских: Он во дни плоти своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Тому, Который мог спасти Его от смерти (Евр. 5,7), говорит, что Давид в сем псалме пророчествуете о сих словах Господа и Апостола, посему говорит: и во дни мои призову. Объяли меня болезни смертные, беды адские постигли меня, и имя Господне я призвал. Господи, избавь душу мою.

Феодорита: Упомянув о милости дважды, о правде сказал однажды, чем показал, что Бог более склонен к человеколюбию; ибо оно побеждает суд правды, которую употребляет только как средство. Великого Василия: Милосердие есть сострадательность, бывающая у тех, которые имеют к кому либо любовь, к тем, которые слишком унижены. Так мы сострадательны к тому, который, быв прежде весьма богат, пришел в крайнюю нищету, и к тому, который прежде отличался красотою и совершенством тела, а потом расстроился от постыдных страстей. Посему, поелику и мы были некогда славны, когда находились в раю, а потом сделались бесчестны и унижены чрез падение, то Бог милует нас, видя чем мы стали и какими были прежде; почему гласом своего милосердия Он и к Адаму взывал: Адам, где ты? Ибо тот, кто знал все, не имел нужды в возвещении, но хотел, чтоб он понял, из какого каким он стал. Где ты? Вместо того, чтоб сказать: во что ты низринулся с такой высоты? Оригена: Поелику Господь милует с правдою, то посему Он милостив и праведен. Саул, милуя Агага, при сей милости не был праведен. И если бы всякая милость была праведна, то закон не говорил бы о некоторых: бедного не помилуй на суде (Исх. 23,3). Безымянного: Бог, как милостивый, не отвращает лица от молящегося грешника; а, как праведный, Он не иначе принимает его, как с покаянием.

Представители судейского корпуса соберутся, чтобы определить дальнейшие пути развития отечественной судебной системы, «сверить часы», скоординировать будущие действия.
Участие в форуме – большая честь для каждого делегата, подобные встречи наполняют служителей Фемиды гордостью за принадлежность к судейскому сообществу. Именно на таких мероприятиях формируется подлинный корпоративный дух, который в немалой степени определяет высокую планку профессионализма и порядочности для людей, объединенных общими целями и ценностями.
Проведение съезда в год 25-летия Независимости нашей Родины делает это событие знаковым. Юбилей – весомый повод для того, чтобы оглянуться на пройденный путь, вспомнить то, что сделано, оценить качество фундамента, лежащего в основе нашего государства.
Мы прошли за четверть века огромный путь. История знает немного примеров столь быстрого и успешного продвижения в деле построения социально ответственного и предсказуемого правового государства. Для судебной сис­темы прошедшие годы были годами качественного и количественного роста.
Мы все время находились в активном поиске, чтобы найти процессуальные средства, способные удовлетворять требованиям быстрого, качест­венного, доступного правосудия. Прилежно изучали зарубежный опыт, чтобы внедрить в нашем законодательстве передовые наработки, совместить лучшие теоретические знания и практики других стран.
По мере укрепления материально-технической базы судов на всех уровнях, а в этом сегодня мы мало в чем уступаем развитым европейским странам, открывались новые суды, назначались новые судьи и набирались сотрудники аппарата. Создавались учебные центры для повышения профессионального уровня служителей Фемиды, проводились семинары и научные конференции, вводились современные форматы совершенствования судебной практики.
Отдельного упоминания заслуживает создание специализированных судов – экономических, административных, ювенальных. Как показала практика, если судьи получают возможность специа­лизироваться на одной сфере, качество принимаемых ими решений растет. Информатизация судов, внедрение новых коммуникационных технологий, соз­дание специальных сервисов и баз решений – все это вылилось в огромный банк данных, который сейчас доступен любому гражданину.
Перечисленное – лишь малая часть того, что сделано. Для любой страны, судебная система которой формировалась столетиями, список наших нововведений означал бы потрясение всех основ деятельности. Но для нас это было главным условием создания независимого, эффективно работающего суда.
Мощным импульсом для дальнейшей модернизации судебной системы стала реализация Плана нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех», в котором 10 шагов непосредственно отнесены к задачам судебной власти.
С 1 января 2016 года внед­рена новая структура судебной власти, соответствующая мировым стандартам. Судебный процесс сводится к трем инстанциям: первой, где дела рассматриваются по существу; апелляционной, осуществляющей проверку судебных актов, не вступивших в законную силу; кассационной, проверяющей судебные акты, вступившие в законную силу. Переход к трехзвенной судебной системе позволяет существенно упростить доступ к правосудию, сократить время для принятия окончательного решения по делу. Если при ранее действовавшей пятиступенчатой системе отдельные категории дел рассматривались в срок до полутора лет, то сегодня все дела разрешаются в пределах шести-девяти месяцев.
Ни одна судебная реформа ничего не стоит без людей, которые могут достойно отправлять правосудие. В связи с этим был серьезно скорректирован процесс отбора в судьи, и новые подходы уже применяются. Если по результатам конкурса в сентябре 2015 года не прошли конкурсный отбор менее 3% от количества претендентов на судейские должности, то в марте текущего года – каждый четвертый участник конкурса. Существенно повышены требования к действующим судьям. Впервые за последние 20 лет (со времени аттестации в 1996 году) проводится процедура оценки профессиональной деятельности в отношении 1 220 судей.
Решены все организационные вопросы по передаче Верховному суду Академии правосудия, что позволит максимально сблизить учебный процесс и судебную практику.
Судебная система не может эффективно работать, если общество не уважает служителей Фемиды. Уважение общест­ва к третьей ветви власти, авторитет судей не возникают сами по себе только потому, что этого требует закон. Репутация создается долго и требует постоянного подтверждения. Неосторожное заявление в зале суда или некорректная формулировка в судебном акте способны погубить доверие, которое приобреталось в течение многих лет. Одно нарушение одного судьи наносит удар по всей сис­теме. Потому что уважение, которого мы заслуживаем, базируется на соблюдении этических и нравственных норм.
Во исполнение 19-го шага Плана нации судейским сообществом разработан проект нового Кодекса судейской этики, который содержит подробные положения, представляющие собой практические рекомендации по самым разным аспектам профессиональной и внеслужебной деятельности судьи. В нем учтены вопросы независимости судьи, его профессионального и личностного роста, соблюдения им принципов равенства и беспристрастности, а также отражены правила поведения при исполнении служебных обязанностей, в общественных местах и в быту, проблема конфликта интересов. Обсуждение и принятие нового Кодекса – один из цент­ральных вопросов нынешнего съезда судей.
Сегодня отечественная судебная система занимает все более важное место в жизни общества, уверенно выполняя роль, возложенную на нее Конституцией. Количест­во обращений в суды всех уровней непрерывно растет. Растет и влияние принимаемых нами решений на умонастрое­ния граждан. Каждое дело, решенное по закону и справедливости, укрепляет авторитет судов, делает наше общество более устойчивым, стабильным и эффективным.
Нам есть, над чем работать, мы знаем, в каком направлении двигаться. Ориентиры определил наш Елбасы, выступая на VI съезде судей ­Казахстана. «В ХХI веке важнейший критерий развитости наций – это безупречная и эффективная национальная судебная система. Независимый и справедливый суд – стержень деятельности любого государства. Без этого ни в одной стране мира, тем более в самых развитых государствах, не может быть ни благоприятного инвестиционного климата, ни высокого уровня благосостояния граж­дан, ни успешного развития общества», – сказал Президент.
Дух правосудия – это справедливость. Вера людей в справедливый суд зависит от каждого судьи.

Божья справедливость
В любой религии справедливость, это равное отношение ко всем людям, и к бедным, и к богатым, она создает равновесие. Справедливость, считается нравственным достоинством в Исламе, и в Христианстве. Всем воздастся по их делах.
Один старик очень долго молил Бога о справедливости на Земле. Он молил Бога и спрашивал: » Почему одним людям везет, их сопровождает удача и благополучие, а других людей преследует бедность и неудача. Когда же на Земле воцарится справедливость?»
Бог слушал его молитвы, слушал и наконец, смилостивился.
Он послал к нему своего Посланника, и тот, сказал ему:
– Если ты закроешь глаза, и помолчишь немного, тогда все узнаешь.
Старик закрыл глаза и когда открыл их, оказалось,что он в дупле на дереве, а рядом проходит большая дорога.
– Здесь ты пробудешь три дня, сказал Бог. Смотри и все увидишь.
Наступил первый день. Мимо дерева проскакал богатый вельможа на коне, а к седлу было привязано несколько тяжелых мешков. Около дерева, от седла, случайно отвязался мешок и упал на землю. Вельможа этого не заметил и поскакал дальше.
На второй день, мимо дерева шел крестьянин, он решил перекусить. Развернул скатерть, разложил на ней еду и только начал есть, как вдруг заметил мешок. Он заглянул в мешок и увидел, что в мешке деньги, обрадовавшись он схватил мешок и побежал, оставив еду и забыв про обед.
На третий день, мимо дерева проходил бедняк, увидев еду, он стал ее с жадностью есть. Он еще не закончил есть, как прискакал вельможа на коне и стал требовать вернуть ему деньги. От злости на бедняка, вельможа убил его, когда понял, что у того нет денег, и деньги ему никто не вернет.
Тогда старик не выдержал и сказал: «Боже, я хотел получить ответ на свой вопрос о справедливости во все мире, а твой Посланник, только еще больше запутал меня»
– Подожди – сказал ему Божий Посланник. Смысл увиденного состоит в том, что не все лежит на поверхности.
Вельможа собирал дань со своих подданных. Он потерял один из мешков с деньгами. И никакие просьбы и уговоры на него не действуют потому, что других ценностей, кроме денег и золота он не знает.
Крестьянин, который нашел мешок с деньгами, был должен тому богатому вельможе много денег, и именно вчера, пришел срок расплаты. Он должен был отдать тому вельможе деньги или свой дом, который он заложил за долги. Если бы тот крестьянин не нашел мешок с деньгами, он бы и его семья лишились всего, и оказались бы на улице. Крестьянин смог заплатить дань вельможе, деньгами, которые он нашел, и тем самым, спас себя и свою семью.
Бедняк, который был убит: в молодости, убил человека будучи пьяным. Он очень сожалел о содеянном, его тяготила эта ситуация, и он молился и просил Бога о смерти, что бы искупить этот грех.
Бог исполнил его желание, дав ему смерть, тем самым он принял его раскаяние и искупление его вины сделав из него еще и Святого Мученика. Вельможа же, убивший его, теперь будет мучиться от ночных кошмаров. В итоге, он поймет другие ценности, примет их, и будет оказывать благотворительную помощь беднякам.
Жизнь — это последовательные испытания, которые человек проходит день за днем. Человек должен пройти все испытания с честью и тогда, он заслужит благодать Божью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *