Богохульные мысли

Как избавиться от плохих мыслей в голове

Нет предела человеческим возможностям, учат нас комиксы. Каких только супергероев не придумывали их авторы! Мои фавориты — Девушка-Белка и Человек-Дверь. Первая носит хвост и управляет рыжими грызунами, второй умеет телепортироваться… в соседнюю комнату. Наверное, в магазин суперспособностей эти два героя явились последними, в день тотальной распродажи. Но им еще повезло. Могли бы, например, научиться читать мысли. А это куда хуже полчища бешеных белок! Тех хотя бы можно занять орехами.

Даже не думай!

Раньше на свиданиях я делала одну и ту же ошибку — во время паузы в разговоре задавала мужчине вопрос: «О чем ты думаешь?» Тут надо сразу уточнить, что у меня круглое открытое лицо и внимательный взгляд человека, который часто берет интервью, поэтому много раз подряд я нарывалась на честность и получала следующие ответы: «О том, как по‑английски будет «вантуз». Шит-чпоккер?»
«О том, эпилируют ли женщины волосы в носу». «О том, зачем моя жена купила трехметровую подушку». Я не обижалась и никуда не телепортировалась. Бывает. У меня самой в голове много разных мыслей. Есть дурацкие, есть тяжелые, а есть и вовсе страшные. Такие страшные, что их гонишь вон, а потом сидишь и дрожишь, боясь, что вернутся. Этими мыслями нельзя делиться — ни с кем, никогда. И я подумывала не сдавать эту статью или попросить редактора зарисовать в ней некоторые места черным, как в секретных документах.
Например, в пять лет я хотела продать сестру Ж. в рабство: услышала по телевизору, что такое бывает и что за это дают деньги, а мне тогда хотелось новую Барби с гнущимися ногами.

— Представляешь, думала обменять тебя на куклу, — повинилась я сестре Ж. — Не обижаешься?
— Ничуть. Я тебя и вовсе убить хотела, — бодро ответила Ж. — Родители достались бы мне одной. Мечтала, ты наступишь на крышку люка и провалишься в бездну.

Вечер семейных воспоминаний принимал форму кровавой исповеди.

— А я в детстве представляла, что на папу в подворотне нападают хулиганы и убивают его, а нас зато все жалеют, и мы ходим со скорбными лицами.
— А я недавно перечитала «Пеструю ленту» и думала запустить в вентиляцию змей, чтобы перекусали соседей, которым мешает стук клавиш моего ноутбука.
— А я на раннем сроке беременности испугалась масштабов события и втайне надеялась на выкидыш.
— А я буквально неделю назад сидела у мамы в гостях и думала: хорошая квартира, мне достанется…

Мы с Ж. перевели дух. Ничего себе милые девочки из хоррора!

— Откуда же в нас столько жути? Ладно в детстве, но сейчас-то? — спросила я отчего-то шепотом.
— Я думаю, это проделки мозга, — спокойно ответила Ж. — Он подсказывает нам простейшие способы получить желаемое. А нам решать, воспользоваться ли советом или выбрать сторону добра.

Магическая задача

Я не знала, верить ли человеку, который в детстве мечтал меня убить, и решила выслушать
специалиста. «Всем нам в голову иногда приходят подобные мысли, даже мне, — попыталась успокоить меня любимый психолог-консультант Нелли Якимова. — Помню, когда это впервые произошло со мной: мне было лет пять, я разбила градусник и узнала от бабушки, что ртуть ядовита. На следующий день, наливая воду в чашку, я подумала: «А если добавить сюда шарики ртути, она станет отравленной?» И представила, как угощаю ядовитой водой бабушку или маленькую сестренку. Конечно, экспериментировать с опасными веществами я не стала, но еще долго боялась, что мои мысли материализуются, и считала себя плохим человеком. Это было проявлением детского магического мышления. Сейчас я далека от него и твердо знаю, что фантазии, даже самые кровожадные, никому навредить не могут. Кроме разве что их автору». Магическое мышление! А может, дело именно
в нем? То есть в нашей искренней убежденности, что наши мысли и слова могут влиять на действительность и менять ее? Ведь многие из нас не готовы расстаться с таким типом мышления ни в 30, ни в 50, ни в 101.
Мы мучаемся всяческими «А вдруг!», ждем кары, считаем себя магами и властелинами, а мысли свои — волшебными и материальными. Значит, стоит только допустить, что кое-что находится за пределами нашей
компетенции — и можно спокойно жить дальше и думать что душе угодно.

Тени исчезают

Но все-таки откуда у хороших людей берутся «плохие» мысли? «Я склонна видеть в них сигнал из бессознательного, из той его части, которую Юнг и его последователи называют Тенью, — объяснила психолог. — В этой подавляемой нашим сознанием части личности скрываются социально не одобряемые качества: жадность, трусость, жестокость, сексуальная распущенность… У каждого человека этот список свой,
хотя агрессивность уходит в Тень у большинства женщин. В «подвал» это качество обычно отправляется в детстве, когда родители требуют от нас перестать злиться и быть послушными. Мысли и фантазии, приходящие прямиком из бессознательного, пугают нас, потому что вступают в противоречие с тем, какими мы себя видим и как позиционируем. И чем яростнее мы отрицаем существование своей «темной стороны», тем активнее она вторгается в нашу жизнь, поэтому запрещать себе «дурные» мысли — не лучшая идея. Тень обязательно найдет себе другой выход, прорываясь в снах, депрессиях, фобиях, панических атаках или соматических симптомах. Более разумный способ ее выпустить — без страха познакомиться с ней и постараться не воспринимать ее как врага».

Итак, мало того, что мы не волшебники, так еще и не идеальны? Да, это непросто принять. Я пока опасаюсь спускаться в подвалы сознания одна, без поддержки. Потому начала с малого — честно призналась, что негативные качества у меня есть. Например, я жадновата. Легко паникую. Надеюсь на чудо там, где стоило бы поднажать и поработать. Боюсь конфликтов. Склонна к паранойе. Все это есть, но в этом не вся я! Более того, «светлая» Антонина довольно успешно воспитывает «темную» — просто потому, что знает, чего от нее ждать. Неизвестно, сколько Антонин дотянет до финала, но пока прогнозы оптимистичные. А если что, подключим армию белочек.

Текст: Антонина Козлова

Что такое хула на Духа Святого и когда человек в ней повинен? Я думаю, что богохульство — это пренебрежение к Божественному вообще. Разумеется, человек в этом виноват, если он в здравом уме, поэтому невозможно, чтобы благочестивый был богохульником. На первой ступеньке хулы на Святого Духа находятся бессовестные люди, на второй — презирающие Бога и все святое, а на третьей — сатана. Поэтому, как только можно, надо остерегаться бесстыдства и пренебрежительного отношения не только ко всему святому, но и к нашим ближним, ибо они — образ Божий, и не обращать внимания на хульные помыслы, которые диавол всевает в нас против нашей воли.

— Что делать, если приходят хульные помыслы?

— Не придавать этому значения.

— Но диавол вкладывает мне их, принуждает меня, и я согрешаю.

— Не говори, что тебя принуждает сатана, потому что на Страшном суде он скажет Богу: «Этот христианин оклеветал меня в том, что я принуждал его грешить, но это не я заставлял его, а он сам, имея свободную волю, совершил грех». И диавол на самом деле будет прав, т.к. Бог сотворил человека свободным, и никто не может насильственно принудить его к чему-либо — ни благой Бог к добру (хотя, как Творец, имеет право), ни сатана ко злу, — но сам человек по своей воле склоняется или к Богу, или к диаволу. Поэтому надо обвинять не диавола, а свое злое произволение, ибо человек при собственном содействии попадает в лапы сатане.

Хульные помыслы бывают от диавола, а не от человека.

Хульными помыслами сатана обычно терзает чувствительных людей, чтобы удручить их и заставить впасть в отчаяние.

Хульные помыслы похожи на самолеты, которые помимо нашей воли мешают нам своим шумом, а мы никак не можем им противостоять. В этом случае лучшая противовоздушная оборона — это пение псалмов, ибо в нем заключается и поклонение Христу, и презрение к диаволу.

Если проявить хоть немного внимания к хульным помыслам, они могут истерзать, надломить человека. Нужно немного хорошего безразличия. Хульными помыслами сатана, как правило, изводит благочестивых и слишком чувствительных людей. Он многократно увеличивает их падение в их глазах, для того чтобы заставить их впасть в уныние. Цель сатаны — довести их до отчаяния, а затем и самоубийства. Если ему это не удается, то он пытается, по крайней мере, свести их с ума и сделать ни к чему не пригодными. Когда у него не получается и это, то ему приносит удовлетворение, если удастся хотя бы ввергнуть их в тоску, уныние.

Что делать тому, кого мучает совесть? Как быть, когда томится душа?

Православная Церковь отвечает: принести покаяние. — это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.

Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», говорится в заупокойной молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых. Святые отцы сравнивают милосердие Божие с морем, погашающим самое сильное пламя людских беззаконий.

Ежедневно в православных храмах совершается исповедь. Явно ее принимает священник, а невидимо — Сам Господь, давший пастырям Церкви отпускать грехи. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих», — свидетельствует батюшка.

На исповеди не надо оправдываться, жаловаться на обстоятельства жизни, маскировать грехи расплывчатыми фразами наподобие «грешен против шестой заповеди», вести разговоры на посторонние темы. Нужно не стыдясь (стыдно грешить, а не каяться!) рассказать все, в чем обличает совесть и Евангелие. Ни в коем случае нельзя ничего скрывать: грех можно утаить от священника, но не от Всеведущего Бога.

Церковь относит к тяжелым, «смертным» грехам: убийства; аборты; побои; супружеские измены; блуд и плотские извращения; кражи; богохульства; кощунство; ненависть к ближнему, доходящую до проклятия в его адрес; колдовство и гадание; обращение за помощью к экстрасенсам, «целителям» и астрологам; пьянство; курение; наркоманию.

Но и менее тяжкие грехи вредят человеку, служат преградой на пути в Царство Небесное. «Безобидные» ложь или сквернословие могут отправить в ад!

Если, исповедуясь в чем-либо, мы твердо намерены повторять этот грех, — покаяние не имеет смысла. Нельзя приступать к таинству в состоянии ссоры или затяжной непримиренности с ближним, по слову Христа: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5, 24). Если этот человек уже умер, надо горячо помолиться о упокоении его души.

В некоторых случаях священник назначает кающемуся епитимию — своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество ко святому месту — в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надлежит выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

Реальностью наших дней стала так называемая «общая исповедь». Она заключается в том, что священник сам называет наиболее распространенные грехи, а потом прочитывает над кающимися разрешительную молитву. К такой форме исповеди допустимо прибегать только тем, кто не имеет на совести смертных грехов. Но и добропорядочным христианам необходимо время от времени проверять свою душу на подробной (индивидуальной) исповеди — по крайней мере, не реже одного раза в месяц.

Ответственность за свои грехи человек несет с семилетнего возраста. Тот, кто крестился взрослым, не имеет нужды в покаянии за период жизни до Крещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *