Богом данная макария

Книга о схимонахине Макарии Темкинской «Богом данная»

Одним из ярких образцов псевдоправославной литературы является книга о схимонахине Макарии Темкинской Г.П. Дурасова под названием «Богом данная».

«Мне Господь страдания дал выше благодати, — говорила она мне. — Такие муки не даны ни кому. А я страдаю и сама не знаю за кого».

«Богом данная» (С. 145)

Нашему сложному в духовном отношении времени дано милостью Божией великое утешение — в изобилии издается и беспрепятственно распространяется духовная литература. Уже изданы и переизданы почти все известные творения Святых отцов Церкви, жития мучеников и подвижников, произведения догматического, аскетического, катехизического направления. Практические издано все, что только можно издать.

Но и среди этого несомненного блага, среди этого моря духовных сокровищ Церкви, можно встретить книги резко чуждые всему духовному опыту Церкви. Эти книги тем опаснее, что претендуют быть чуть ли не учебниками духовной жизни. Можно сказать, что такие книги — подводные камни в море духовной литературы. Они могут превратить, — перефразируя святителя Игнатия Брянчанинова, — церковные книжные лавки из пристаней спасения в пучины погибели.

Одним из ярких образцов подобной литературы является книга о схимонахине Макарии Темкинской Г.П. Дурасова под названием «Богом данная».

В данной статье речь идет не о личности м.Макарии, а именно о книге. Судить о самой схимонахине мы не беремся, так как не были знакомы с ней лично. Вполне допускаем, что Макария была человеком подвижнической, возможно даже и святой жизни. Бог знает. Дело в данном случае не в ней, а в книге. Читатель, взявший в руки «Богом данную» рискует получить о Православии ложную, искаженную информацию, а возможно, оказаться на пути прелести и погибели.

Анализ всей книги г-на Дурасова занял бы слишком много места. Вообще вся эта книга — учебник по прелести. Мы взяли лишь самые откровенные строчки из первого издания книги: «Сатис». Санкт-Петербург. 1994г.

Итак, что в книге «Богом данная» напрямую противоречит Святоотеческому учению?

1. Отношение к снам. Святые отцы категорически запрещают верить им. Верящий снам считался древними подвижниками находящимся в прелести. Что пишет г-н Дурасов о юной Макарии? «До одиннадцати с половиной лет небожители являлись ей во сне и учили, как следует освящать воду и масло и какие молитвы при этом необходимо произносить. «Я была памятливая и бойкая, все и перенимала» — говорила она о себе. Лишь тогда Царица Небесная разрешила Феодосии (имя Макарии до пострига) принимать народ и исцелять их духовные и физические недуги. Тогда же Она стала являться больным и сообщала им, чтобы шли они к Феодосии, от которой получат исцеление». (С. 27)

2. Особое место в жизнеописании Макарии автор уделяет Святой воде и маслу. Но отношение к ним более чем странное. Создается впечатление, что вода не освящается, а заговаривается. Да и используется она иногда не во освящение и спасение душ и тел человеческих, а для целей очень странных: «Полученной от Феодосии святой водой женщина окропила больного петуха, и он прозрел. Это было первое исцеление по молитвам двенадцатилетней девочки». (С. 28). Как известно, благодать в Церкви подается для тех, кто может наследовать спасение, то есть, для людей.

«Кто не соблюдал постных дней, не был воздержан в пище, пить святую воду разрешала она реже, кто же постился — чаще. Но часы ее приема каждому были установлены определенные, и их сочетание назначала Матушка по ей одной ведомому закону». (С.51) Подобное аптекарское отношение к Святой воде может вызывать лишь удивление.

«Трехлитровой банки хватало примерно на месяц, и хранить ее дольше не рекомендовалось». Как известно настоящая святая вода хранится годами, а эта — «нашептанная» — не больше месяца. Не есть ли в этом скрытое указание на ложную природу подобного «освящения»?

«О молитвах во время освящения схимонахиня ни кому не рассказывала, касалась этого вопроса лишь вскользь. «Чтобы знать, как освящать, надо на небе, на Престоле, книгу «Небесный Устав» прочесть, — сказала она мне. — Мне же не велено никому говорить. Да еще благословение нужно получить. Меня благословили Спаситель, Матерь Божия, Иоанн Креститель и архангел Михаил». (С.90).

«После ей только известных тайных молитв прочитывалось четырежды «Да воскреснет Бог», а так же заклинательные молитвы от порчи, молитвы от большого бедствия. «Кто мучается очень, — пояснила Матушка,- одних запретительных молитв Киприановых надо девять читать». Однако в Церкви существуют чины освящения воды. Их может совершать только священник. Подобная «харизматическая» практика к православию не имеет никакого отношения. Может быть этим объясняется то, что: «Чем больше сосуд тем дольше надо было освящать содержимое»?

«Пока моя свечка горит, я дам вам воды и масла, — говорила матушка Макария, — а когда свечка моя загаснет, тогда ни где не возьмете». (С.91). Очевидно Церковь, как богоустановленный институт освящения и спасения людей, всерьез автором книги не воспринимается.

Вообще к Церкви у автора какое-то странное отношение: «Освященная схимонахиней Макарией вода была чудодейственной. Даже разбавленная водой из источника или освященной кем-то из навещавших Матушку священников она оказывала на человека целительное воздействие». (С.93). Как же надо относится к Церкви, что бы написать такие слова? Подразумевается, сто священник может только осквернить освященную «матушкой» воду!

«Своя закономерность была и при лечении святым маслом, употребляемым совместно с водой. Каждому назначала Матушка дни, в которые следовало растирать отдельные части тела обязательно «до большого жара». Тем, кто здоровьем был послабее, в субботу, два часа спустя после бани, лучше перед сном, надо было растереть макушку, спину и ноги (от паха до кончиков пальцев). В понедельник же — грудь, живот, бока и руки. Самым слабым, в указанном порядке , надо было растирать все тело, сначала «зад», а затем «перед»…

Больные спину, руки или ноги также следовало растирать до большого жара. Если же болезнь приключилась от колдовской порчи, то при этом необходимо еще и прочесть тридцать три раза молитву «Да воскреснет Бог»… Если болел нос, — надо было мазать сверху и внутри него, а после этого читать молитву Святому Духу, крестя лицо, глаза, нос, рот, уши». (С.52) Подобная практика пользованием маслом напоминает больше знахарство, чем воздействие на человека благодати Святого Духа.

3. Обряд отпевания автор явно считает оккультным действием, могущим повредить здоровью и жизни человека, в случае, если этот обряд будет совершен над живым: «Кто-то обманным путем трижды предает ее земле. С того времени у Тихоны (имя Макарии в рясофоре) стала сохнуть и сильно болеть одна нога и послушницу все время тянуло полежать на земле» (С. 40). По Дурасову выходит, что Самого Бога обманули, отпев Тихону при жизни и этим повредив ей.

– Одна из главных задач реформы школы, которую партия назвала составной частью совершенствования развитого социализма, – коренное улучшение трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации молодежи, подготовка ее к труду в условиях научно-технической революции, – сказал Ю.П. Аверичев. – Касается это буквально всех, и прежде, всего трудовых коллективов. Если ранее отношения между школами и хозяйствами носили, так сказать, добровольный характер, то теперь они приобрели обязательность. Колхозы и совхозы не просто шефствуют над школой, не помощь оказывают ей, а сотрудничают с нею и как базовые предприятия должны на хорошей основе организовать трудовое обучение и воспитание школьников.

У хозяйств и школы накоплен довольно богатый опыт взаимодействия. Те же ученические производственные бригады, многие годы работающие на полях колхозов и совхозов. В 23 тысячах сельских школ еще до реформы ребята изучали тракторное дело, основы агротехники и животноводства.

В чем же разница прошедшего и сегодняшнего? В том, что производительный труд и профессиональная подготовка становятся обязательными, повсеместными, постоянными и предусматриваются учебным планом. Для этого требуется прежде всего материальная база, которой многие школы пока не располагают. Известное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного производительного труда» решило эти вопросы. В нем четко и ясно определены обязанности базовых предприятий – создавать в школе, УПК, непосредственно в хозяйствах на правах структурных подразделений учебные цехи, участки, мастерские, стационарные лагеря труда и отдыха, полевые станы, а также организовывать отдельные рабочие места, выделять необходимое оборудование и материалы, обеспечивать техническое и хозяйственное обслуживание этих подразделений.

В свою очередь, школа организует педагогическое руководство профессиональной подготовкой.

Итак, реформа сказала веско: ответственность у школы и базового предприятия – общая.

– Да, действительно, – продолжил разговор представитель Минсельхоза СССР Б.А. Максимов, – в отношениях между школой и хозяйствами настала пора особо тесного сотрудничества. Сейчас уже более 34 тысяч колхозов и совхозов закреплено за школами в качестве базовых. Оборудовано более 30 тысяч учебно-производственных кабинетов и школьных мастерских, классы по тракторам и автоделу, основам агротехники и животноводства. Практически во всех сельских школах введено углубленное трудовое обучение старшеклассников. В этих целях уже создано более 700 тысяч ученических рабочих мест. Если раньше ученическая бригада была занята в поле в основном на уходе за посевами и уборке урожая, то теперь, как правило, она переходит на круглогодичный цикл. Это дает возможность показать школьнику весь многогранный профиль работ, осознанно подойти к выбору профессии. Сейчас на селе действует свыше 48 тысяч ученических бригад, в которых 3.2 миллиона школьников. В ближайшее время выйдет новое Положение об ученической производственной бригаде, по которому она обретет статус структурного подразделения базового предприятия, будут приняты новые программы школы, определяющие, как лучше организовать и использовать время отведенное на трудовое обучение и общественно полезный труд.

– Мне как руководителю совхоза пока не все понятно, как базовое хозяйство должно проводить материальное обеспечение трудовой подготовки, – вступает в разговор директор совхоза И.В. Салыгин. – И сегодня еще нередко надо изыскивать для этого всевозможные «лазейки». На какие средства, например, строить и ремонтировать школы, как передавать оборудование, технику?

– Я могу ответить, – отозвался представитель Минфина СССР С.М. Алешин. – Положением о базовом предприятии хозяйствам разрешается безвозмездно передавать школе оборудование, инвентарь и материалы для оснащения мастерских, учебных лабораторий и кабинетов, производить расходы на строительство и оборудование школ за счет сверхплановых накоплений, а на подготовку к учебному году расходовать часть денег, выделяемых предприятию на капитальный и текущий ремонт.

– Но это хорошо, когда хозяйство рентабельное, а не убыточное, как, допустим, наше. Сильному нетрудно оборудование закупить. А как быть базовому предприятию, если оно само еле-еле сводит концы с концами? – задает вопрос председатель колхоза Р.И. Дылба.

– Такие хозяйства могут передавать безвозмездно школам то, что у них имеется: станки, двигатели, приборы, инструменты, материалы для учебных мастерских и кабинетов. Ценности списываются на уменьшение уставного фонда, – разъяснил С.М. Алешин.

– Но все же сложно решать эти вопросы экономически слабым хозяйствам, которые не могут обойтись без кредитов банка даже при решении дел, связанных с основной хозяйственной деятельностью, – говорит председатель совета РАПО В.В. Симонов. – И тут нужно в первую очередь направлять средства на укрепление материальной базы по линии народного образования, а колхозам и совхозам предоставлять кредиты банка, естественно, при наличии проектно-сметной документации. Я думаю, что и по линии районного агропромышленного объединения необходимо использовать на эти цели средства централизованного фонда.

– Есть и еще возможность более активно содействовать школе, – дополняет предшественника председатель областного комитета народного контроля А.И. Волгин. – Сейчас составляются проекты планов социально-экономического развития трудовых коллективов на 12-ю пятилетку. Думаю, будет правильным, если в этом проекте выделить подраздел, который отразил бы всю работу трудового коллектива по реализации школьной реформы. Надо, видимо, усилить работу и по повышению культуры производства, механизации и автоматизации, четкой организации и дисциплины труда, помня, что уровень нынешнего производства определяет уровень будущего рабочего.

– Верно! Очень важно, как мы встретим молодую смену, – подтвердил И.В. Салыгин. – Чего греха таить, агитируя ребят остаться в родном селе, мы предлагаем им порою труд непривлекательный, не соответствующий их знаниям, подготовке да и времени нашему.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Действие происходит в индийском городе Бриндаван. Главные герои фильма, Дев и Радхика, познакомились ещё в детстве, играя на сцене в праздничной постановке. Им достались роли Кришны и Радхи. Дети смотрелись на сцене, как чудесная пара. Дев родом из богатой уважаемой семьи, поэтому они почти не пересекаются.

Дети выросли. Радхика — добрая и честная девушка, она всегда такой была, и, когда выросла, её характер не изменился. Однако они с сестрой Вишакхой постоянно соперничают. Вот и сейчас между ними соревнование — кому достанется роль. Вишакха упрямая и эгоистичная, она собирается стать актрисой Болливуда. Радхика и Дев снова встретились и полюбили друг друга. Однако жестокая жизнь намерена распорядиться иначе — Дев должен жениться на Вишакхе. Получился стандартный любовный треугольник.

Индийский сериал зрители смотрели долгих пять лет. В главных ролях снялись модель и телеактриса Рубина Дилайк, известная по картине Сила воли, и индийский актер Авинаш Сачдев, запомнившийся зрителям по роли в сериале Как назвать эту любовь?

Богом данная будет интересна поклонникам индийского кино. Она насыщена специфическими песнями и танцами. В ней показаны обряды, торжественные церемонии и другие традиционные действа индийской культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *