Десятинная церковь. Реконструкция Ю. С. Асеева.
ДЕСЯТИ́ННАЯ ЦЕ́РКОВЬ (церковь Богородицы), первый каменный христианский храм на Руси, построенный в Киеве в 989(991)–996. Создан по заказу Владимира Святославича византийскими, вероятно столичными, мастерами на месте языческого курганного могильника. До освящения Софийского собора (1037) – кафедральный собор. Название получила от десятины, назначенной кн. Владимиром на её содержание. Изначальный проект Д. ц. в процессе заложения фундаментов был изменён: вместо купольной базилики был сооружён трёхнефный крестово-купольный храм (42 × 34 м) с большим подкупольным квадратом (7 × 6,5 м) и нартексом, окружённый открытыми двухъярусными галереями. В 11 в. галереи были закрыты плинфой, в 12 в., после землетрясения, переложены отд. участки фундаментов и стен, пристроен новый притвор. Интерьер Д. ц. украшали мозаичные картины и фрески, каменные резные плиты, мраморные колонны, фрагмент рельефа с изображением Богоматери с Христом (хранятся в Музее истории Украины и заповеднике «София Киевская»). Пол покрывали мозаики из мрамора и смальты, мраморные и пирофилитовые плиты, в галереях – поливные плитки. Снаружи стены Д. ц. были оштукатурены, имели греч. надписи; крышу покрывали листы свинца, существовали керамич. водостоки. Утварь, детали убранства церкви, мощи св. Климента I были доставлены из Византии и частью вывезены киевским кн. Владимиром Святославичем из Харсона (Херсонеса). В Д. ц. находились мраморные саркофаги Владимира и его жены Анны, были перенесены останки кн. Ольги, Ярополка Святославича, Олега Святославича, позднее похоронены князья Изяслав Ярославич и Ростислав Мстиславич (ум. 1167). В 1240, во время штурма Киева войсками Батыя, Д. ц. стала последним убежищем киевлян, не выдержала скопления людей на втором ярусе и рухнула. На месте Д. ц. была поставлена дерев. ц. «Николы Десятинного», разобранная в 1636 по распоряжению митр. Петра Могилы. В 1654 освящён новый каменный храм Рождества Богородицы, построенный с использованием сохранившейся юго-зап. части Д. ц., в 1828 разобран при строительстве новой Д. ц. в «русско-византийском» стиле по проекту В. П. Стасова (1828–42; просуществовала до 1936). Совр. представления о др.-рус. Д. ц. сформированы в осн. на основании археологич. исследований митр. Евгения (Болховитинова), К. А. Лохвицкого, Н. Е. Ефимова (1823–26), Д. В. Милеева (1908–14), М. К. Каргера (1938–39), Г. Ю. Ивакина и О. М. Иоаннесяна (2005–06). Состояние остатков фундаментов неудовлетворительно для воссоздания точного архит. облика церкви.
Первые монументальные церкви на Руси были построены по византийскому образцу. Так, по свидетельству русской летописи первую кирпичную церковь древнего Киева — Десятинную (989-996 гг.) — построили приехавшие из Византии «мастера от грек». Об этом событии подробно, на редкость для древнерусского летописания, сообщает «Повесть временных лет»:
Позднейшая летопись — Степенная книга — сообщает более детально:
«… приидоша из Грек в Киев к самодержавному христолюбцу Владимиру мудрии мастеры, иже искусни бяху созидати каменных церквей и полат, с ними же и каменосечцы и прочий делатели».
После пожара 1017 г. эта церковь, по-видимому, была значительно перестроена. Десятинная церковь не сохранилась до наших дней. Ее первоначальное название — церковь Успения Богородицы, Десятинной же ее называли потому, что Владимир I дал десятую часть от доходов княжеской казны на ее содержание. В 1240 г. здание было полностью разрушено. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью отделки.
Церковь строилась не как простой дворцовый храм, а как кафедральный собор; именно так называет ее летописец Нестор в своем «Чтении о Борисе и Глебе». Вторично, очевидно после каких-то перестроек, церковь освящается в 1039 г. при Ярославе Мудром. Летописи сообщают о захоронении в ней князей, о неоднократных разгромах и печальной судьбе этого сооружения, которое послужило последним оплотом героических защитников Киева в трагические декабрьские дни 1240 г. Прорвавшиеся в детинец через Софийские ворота орды Батыя осадили Десятинную церковь, где заперлось много народа. Стенобитными орудиями татары стали крушить здание, пока не рухнули своды.
По остаткам древнего сооружения можно заключить, что это был монументальный шестистолпный храм, окруженный галереями — «гульбищами» (позднейший отзвук античных колоннад). По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Сохранились некоторые декоративные детали Десятинной церкви: обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) орнаментальных барельефов, части мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба, фрагменты фресок и мозаик.
Основное крестово-купольное здание церкви было разделено столбами на три продольных нефа и с восточной стороны завершалось тремя алтарными полукружиями — апсидами. С трех сторон, кроме восточной, здание было окружено галереей, в западной части которой располагались крещальня и лестничная башня для подъема на второй ярус — хоры.
Удалось установить систему кирпичной кладки здания — «со скрытыми рядами кирпичей». Позднее такая кладка применялась на Руси в течение всего XI в. Кирпичи, употреблявшиеся в византийской архитектуре, а также и на Руси в X-XI вв. — «плинфа» — имели небольшую толщину (2,5-4 см) и близкую к квадрату форму. Перевязка швов достигалась таким способом: если в одном ряду кладки торцы кирпичей выходили на лицевую поверхность стены, то в следующем, соседнем ряду, они были несколько сдвинуты вглубь. Таким образом, на фасад выходили не все ряды кирпичей, а лишь через один ряд, в то время как промежуточные ряды были «утоплены» в стену и снаружи прикрыты раствором. А так как толщина швов раствора была примерно равна толщине кирпичей, то на лицевой поверхности стен между рядами кирпичей оказывались полосы раствора, равные по ширине примерно трем толщинам кирпичей.
Такой, казалось бы, чисто технический прием использовался зодчими и в художественных целях. Широкие полосы розового раствора (известковый раствор с примесью цемянки, т. е. толченого кирпича) перемежались с тонкими рядами кирпичей, создавая своеобразную полосатую поверхность стен, нарядную и декоративную.
Внутри храм украшали фрески, мозаики, мраморные панели. Пол был инкрустирован разноцветными мраморами, образующими геометрические узоры. Церковь называли «марморяной», что подтверждают многочисленные находки мраморных деталей.
Эта великолепная церковь стала придворным храмом великого князя. Возможно, ее прототипом была церковь Феотокос Фарос, входившая в дворцовый комплекс византийского императора. Предполагают, что как образец она была выбрана Анной, женой Владимира, бывшей сестрой императора Василия II.
Существует несколько реконструкций плана и объема Десятинной церкви, но построение ее западной части все еще остается неясным. Так, трудно установить, была ли структура фундаментов усложнена результатом позднейших перестроек или здесь имели место изменения плана в процессе строительства.
Значение Десятинной церкви, ставшей местом погребения князя Владимира, в истории древнерусского зодчества исключительно велико. Строительство ее явилось первой школой для древнерусских зодчих, а архитектура ее служила образцом для последующих церковных зданий, в частности, уже в начале XI века — в Тмутаракани и Чернигове.
Русские зодчие, на первых порах действительно учившиеся у византийцев, имели собственные художественные вкусы, были воспитаны в русских художественных традициях и решали другие, чем в Византии, художественно-идеологические задачи. Естественно, что развитие древнерусской архитектуры пошло по иному пути, чем развитие византийской архитектуры. И если Десятинная церковь, построенная в конце X в., еще памятник несомненно византийский по своим архитектурным формам, то уже примерно через сто лет русские мастера возводят постройки, совершенно отличные от византийских. Русская архитектура XII в. безусловно может быть названа национальной русской архитектурой, своеобразной и не имеющей точных аналогов ни в Византии, ни в какой-либо другой стране.
Десятинная церковь была построена как княжеская церковь рядом с княжеским дворцом, остатки которого обнаружены раскопками. О богатстве его отделки свидетельствуют найденные кусочки мозаики и обломки штукатурки со следами живописи. Вместе с деревянными оборонительными стенами, окружавшими город, и кирпичными въездными воротами эти постройки формировали основу архитектурного ансамбля Киева конца X в. (2, стр. 21-23; 5, стр. 11-36; 7, т.3, стр. 534-537; 11, стр. 45-47; 16, стр. 80-86; 24, стр. 49-50).
Задолго до основания Десятинного монастыря на этом месте в 1170 году произошла известная битва новгородцев с суздальцами, в которой, согласно широко распространенной легенде, новгородцы победили благодаря чуду иконы «Знамение». По словам летописца, была собрана огромная рать. Русские удельные князья объединились, подступили к Новгороду и потребовали его сдачи. В эти печальные дни «ратного на Великий Новеград нашествия» была вынесена икона «Знамение», но суздальцы стали стрелять. Одна из стрел попала в глаз Богородицы. Богородица заплакала и своими слезами ослепила противника. И совершилось чудо заступления Богородицы и сменили гнев на милость удельные князья, и помирились с новгородцами. Примечательно, что этот монастырь – единственный из восьми существовавших в древности сохранил почти полностью свою территорию и большую часть застройки. В плане монастырь имеет вид правильного четырехугольника. Все постройки монастыря разновременные. Временем возникновения монастыря считается 1327 год, когда архиепископ Моисей возводит церковь Рождества Богородицы «на Десятине». Но не исключено, что Десятинный монастырь мог быть основан и раньше. На это указывает икона «Успение» начала XIII в. из Десятинного монастыря, хранящаяся сейчас в Третьяковской галерее. В Новгородской третьей и четвертой летописях под 1327 г. имеются сведения о строительстве церкви Рождества Богородицы «на Десятине» Феодосией Мстиславной, матерью Александра Невского, жившей не в XIV, а в XIII в. Эта противоречивая версия появилась из под пера летописца, который, переписывая сведения о давно минувших событиях, смешал известие 1327 г. с сообщением 1199 г. об основании храма Рождества Богородицы, но не на Десятине, а на Михалице улице, что на Торговой стороне. Не совсем ясно, что послужило причиной названия монастыря. Термин «десятина» в древнерусском языке был многозначен. По Уставу князя Владимира Святославича 10-я часть дохода – церковная десятина – отделялась в пользу церкви. Десятиной именовалась и сумма, которая собиралась «десятинниками» с монастырей и церквей в пользу Софийского собора. Десятиной называли также княжеские имения, это, скорее всего, могло дать имя монастырю. Возникший на бывшем княжеском участке земли, монастырь стали называть «на Десятине», а позднее Десятинским или Десятинным. На протяжении всей своей истории Десятинный монастырь разрушали и разоряли. Он никогда не принадлежал к числу наиболее богатых и сильных. Только в XVII веке, когда монастырем управляла игуменья Улита, принадлежавшая к хорошей семье и обладавшая связями монастырь начал процветать. Церковь претерпела реконструкцию, а монастырь получил разные льготы (обеспечение земель, освобождение от уплаты сборов, казенное содержание в пути и в столице). В эти же годы в монастыре поселилась богатая вдова Агафья Семеновна Аничкова – представительница древнего новгородского боярского рода, которая преподнесла в дар монастырю все свои земли, более 2000 десятин и 400 с лишним душ крепостных крестьян. В XVIII веке монастырь потерял все свои владения по церковной реформе, проведенной Екатериной II. До 1764 года в монастыре проживали «престарелые и увечные инвалиды», которых начали присылать на пропитание еще при Петре I. Позднее в XVIII веке здесь находилась женская юрьма. В монастыре содержались узницы или, как их тогда называли, «колодницы». Для их охраны была сформирована специальная команда из отставных солдат. В XIX веке богатство Десятинного монастыря постепенно росло. В это время монастырский ансамбль, состоявший ранее из деревянных построек, постепенно обновился в камне. В древнем Людином (Гончарским) конце возвышается стройная нарядная колокольня. Эта колокольня – вход на территорию Десятинного монастыря. Все постройки монастыря разновременные. Самой древней является церковь Рождества Богородицы построенная в 1327 году.Как же выглядела церковь Рождества Богородицы в XIV веке? Это была типичная постройка новгородской архитектурной школы конца XIV-начала XV вв. – кубический, одноглавый, четырехстолпный храм, с одной апсидой и двумя приделами на хорах (Пантелеймона и Рождества Иоанна Предтечи). Фасады были расчленены лопатками на три части и соединялись вверху декоративными арками. Украшен храм был очень скромно. Лишь в нижних частях стен имелись вкладные кресты. Храм был выстроен из красного и розового ракушечника с применением кирпича. Позднее храм неоднократно перестраивался.В середине XIX века Рождественская церковь, которая имела в плане вид продолговатого четырехугольника с апсидой на восток (полукружие..) Позднее церковь была увеличена с северной и южной стороны с двумя апсидами. Основной куб имел барабан, который венчала золотая глава с крестом. Над приделама также возвышались небольшие барабаны с главками. История этой обители хранит память о событиях и людях, известных в России и за её пределами. В подцерковье собора Рождества Богородицы обрела последний приют 20 — летняя Прасковья Луполова. Имеется предположение, что именно она является прообразом Пушкинской Маши из произведения «Капитанская дочка». Рождественский храм занимал центральную часть монастырской территории. Остальные здания располагались по правильному геометрическому плану в виде четырехугольника. Самая ранняя из сохранившихся построек монастыря – двухэтажные настоятельские кельи. Основательно разрушенные в годы войны здание восстановлено не полностью, только его южная часть. Сейчас в нем размещается правление новгородского отделения Союза художников России. В южной части монастырской территории находился каменный двухэтажный корпус для сестер.Сейчас это здание используется под творческие мастерские художников. Западная часть монастырской территории ограничена протяженным одноэтажным каменным зданием, которое объединяло в себе трапезную, кухню, хлебопекарню и квасоварню Интересно отметить, что в 1901 году к этому зданию был проведен водопровод, что в те времена для провинциального Новгорода было редкостью. В северном здании ныне располагается Государственный Музей художественной культуры Новгородской земли. Прежде это были два поставленных в одну линию полукаменных корпуса с кельями для сестер. Среди каменных монастырских корпусов чудом сохранилось деревянное двухэтажное здание – бывшие кельи, построенные, вероятно, в начале XX века. Кроме сохранившихся до наших дней зданий на территории действовавшего монастыря имелось немало различных подсобных построек, которые располагались в двух хозяйственных дворах. За северным корпусом находился «черный двор», где стояли конюшня и каретник, а за ними огород. В хозяйственном дворе за южными корпусами были баня, прачечная, сарай для дров и еще один огород, в конце которого находился сенной сарай. Территория монастыря, благодаря стараниям игумений, была тщательно ухожена.Старожилы вспоминают, что еще до войны возле келий возвышались три огромных кедра – порода редкая для наших мест. За монастырской оградой у северо-восточного угла была построена полукаменная двухэтажная гостиница для приезжающих богомольцев и благодетелей обители. В одной из комнат (келий) гостиницы жила столетняя старица Мария Михайловна, дивная новгородская подвижница и прозорливица. К ней стекались посетители не только из Новгорода, но и из Москвы, Петербурга, Одессы и других городов. Старица молилась, трудилась, забывая о пище и сне, отдавая все подносимые ей средства на устроение храма. Шила для каторжан и для солдат, притом без очков. Были случаи, когда старица снимала порчу, предотвращала дурные случайности. Императрица Александра Федоровна (супруга Николая II) посетила старицу в 1916 году. Посещение императрицей старицы в памяти народной обросло самыми различными слухами и легендами, в которых ее предсказания, в свете уже известных событий относительно судьбы царской семьи обрели тревожный – трагический смысл. Скончавшуюся в январе 1917 года 107 летнюю старицу похоронили на территории монастыря. В память о Марии Михайловне поставлен крест, который находится рядом с руинами собора Рождества Богородицы. К началу ХХ века относится и существующая ныне колокольня, с примыкающей к ней с севера часовней и с юга с просфорней. С 1788 года колокольня неоднократно перестраивалась, а в 1814г. к ней с двух сторон пристроили кельи, выполняющие и роль ограды. На третьем этаже висело 9 колоколов. Строительство остальных участков каменной ограды с угловыми башенками завершилось к 20 году XIX века. В 1922 году на ней висело 18 колоколов. Колокольня решена в неорусском стиле с широким использованием стилизованных мотивов древнерусского зодчества. Среди разнообразных декоративных элементов преобладает мотив килевидных арок и кокошников. С западной стороны между монастырем и земляным валом находилось небольшое кладбище, открытое в 1868 году. Сначала здесь хоронили только сестер, а потом за определенную плату в пользу монастыря, и других новгородцев. Для прохода на кладбище были устроены каменные с аркою святые ворота. В 1869-1871 годах на кладбище была построена небольшая теплая каменная церковь во имя Всех Святых. В 1939 году церковь была разобрана. Со временем и от кладбища не осталось следа, что очень прискорбно. На этом кладбище погребена Софья Александровна Бутакова – бабушка С.В. Рахманинова. Софья Александровна жила на Десятинной улице. На этой улице ей принадлежало два дома: полукаменный стоял напротив монастыря, второй –деревянный чуть южнее. Софья Александровна посещала десятинный монастырь, приводила своего внука и ставила перед большой чтимой иконой Великомученика Пантелеймона. Необходимо отметить, что представительница дворянского рода Бутаковых, игуменья Полладия руководила Десятинным монастырем в самом начале XIX века. На этом кладбище были похоронены дядя и другие родственники известного художника Мстислава Валерьевича Добужинского. В детстве будущий художник приезжал на лето в Новгород к своей бабушке и дедушке по материнской линии, живших по соседству с Десятинным монастырем. История монастыря долгая и богатая. Но в 1918 году по решению Новгородского губернского совета народных депутатов Десятинный монастырь был закрыт. Его земли и угодья национализированы.