Богоявленский собор полоцк

В этом году празднование Пасхи будет проходить не так, как обычно. В условиях эпидемситуации Полоцкая православная епархия предлагает верующим молиться дома. Из кафедрального собора Богоявления г.Полоцка будет проходить прямая трансляция праздничного Пасхального Богослужения. Об этом «НС» сообщил епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий.

Помолиться дома смогут те, кто по состоянию здоровья не могут прийти в храм или находятся в условиях самоизоляции. Те, кто здоров, но опасается большого скопления людей, смогут помолиться возле храма. В соборе установлена система внешней трансляции.

Епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий:

– Все получилось по Божиему промыслу. Специально к коронавирусу мы не готовились. Вопрос о транслировании Богослужений прорабатывали с января. Мы говорили, что нужна онлайн-трансляция для людей, которые не могут прийти в храм. Кто-то заболел, у кого-то что-то случилось.

Оборудование закупили в Москве. Привезли. Установили. Настроили. Планировали запустить к Пасхе. Все оказалось вовремя.

Первая онлайн-трансляция состоялась в минувшее воскресенье – 5 апреля. Постоянные трансляции будут теперь проходить для прихожан в двунадесятые праздники, в воскресные дни, в дни Страстной седмицы и на Пасху.

Расписание Богослужений в кафедральном соборе Богоявления г.Полоцка можно посмотреть
Запись Богослужений можно посмотреть и

Лариса СТЁПКИНА, видео автора

Фото Дениса Лещика

Полоцк — город, которых хорошо известен своими православными храмами и соборами. Однако на его территории есть и примечательный католический храм. Если вы хотите полюбоваться красивой архитектурой, узнать больше о католической ветви христианства и просто насладиться спокойствием и умиротворением, посетите костел святого Андрея Боболи, который был построен в городе в 1997 году.

По меркам большинства достопримечательностей Полоцка, это здание очень молодое — ему немногим больше 20 лет. Но если учесть, что это главная святыня католиков, становится понятным, что для культурной и духовной жизни города это один из ключевых объектов.

Кто такой Андрей Боболя (Бобола)?

Этот человек, который родился в 1591 году, был известным католическим священнослужителем и умер мученической смертью. Он появился на свет в Польше, в маленьком городке, а потом закончил иезуитскую академию в Вильно. С 1622 работал священником и служил в разных городах: в Вильно, Варшаве, Пинске, Несвиже, Бобруйске.

Одной деятельности священника Боболе было мало, поэтому он нашел себя в миссионерстве — много и активно работал по деревням, благодаря чему целые поселки меняли свою веру с православной на католическую. Именно по причине того, что его слово было настолько убедительным, священника называли апостолом Полесья или пинским апостолом. Проповедническая деятельность продолжалась в течение двадцати лет.

Смерть Андрея Боболи

Поскольку этого знаменитого деятеля причислили к святым мученикам, понятно, что его смерть была непростой.

В 1657 году казаки, действовавшие в войске Богдана Хмельницкого, схватив Боболю, долго его пытали. Сначала с него живьем сняли кожу, потом вырвали ему язык, а после этого отрубили голову. Такая мученическая ужасная смерть уничтожила человека, но не смогла никак навредить тому, что он после себя оставил. Католики до сих почитают Андрея Боболю и считают, что этот человек стал небесным покровителем аж двух стран — Польши и Беларуси. Также считается, что он является главным покровителем Пинской епархии (римско-католической).

Очевидно, что такой деятель заслуживал, чтобы в его честь возвели и назвали значимый храм — что и случилось спустя много лет в Полоцке. А вот мощи святого, которые изначально хранились и были захоронены в Пинске, затем несколько раз перевозили. Побывали они и в Полоцке, но на окончательное хранение были оставлены в Варшаве.

О костеле

Интересный факт: костел построили не с нуля. Это одно из немногих зданий, которые были перестроены — и в данном случае из кинотеатра, носившего распространенное название «Родина». От бывшей постройки не осталось и следа, а внутри вы и подавно не обнаружите ее признаков. Помещения костела украшены красивыми фресками с библейскими сценами, а также сюжетами из жизни самого Боболи.

Если вы интересуетесь красивым убранством церквей, необычной архитектурой, религией или просто невероятными историями жизни, вам будет интересно посетить этот костел в Полоцке.

Богоявленский монастырь был основан в XVI веке. Первоначально состоял из деревянной церкви и братской школы. В 1633-36 гг. князь Лев Самуил Огинский и мировой судья Севастьян Мирский отсроили монастырь после пожара и содействовали основанию в нем православного братства. В 1633 г. грамотой Владислава IV монастырь утвержден как православный. Здесь находилась чудотворная Иверская икона Божией Матери в позолоченном серебряном окладе и украшенная драгоценными камнями.

В 1656-69 гг. в братской школе преподавал Симеон Полоцкий. В 1668 г. по приказу короля Яна Казимира монастырь был отобран у братства. После пожара 1757 г. на месте деревянного храма возведен каменный Богоявленский собор. После визита в 1780 г. Екатерины II в Полоцк из государственной казны были выделены деньги на упорядочение монастыря. В 1782 г. архитектор Дж. Кварнеги разработал проект, согласно которому планировалась раскрытие композиции ансамбля строений вдоль улицы Нижнепокровской (ныне ул. Ленина).

Богоявленский собор фланкировали 2-этажные сооружения: с запада монастырский корпус, с востока — мужское духовное училище (не сохранилось). В монастырском корпусе находилось 2 домовые церкви Евфросиньи и Екатерины, кельи монахов и игумена. Данная церковь находилась на углу монастыря, занимала 2 его этажа и была накрыта в 1830-е куполом. В 1784-91 и 1812-19 гг. в монастырском корпусе размещалось народное училище, в 1792-1812 гг. — богодельня.

В 1970-е гг. корпус отреставрирован и передан под жилье. В 1990-е гг. в корпусе создан музей белорусского книгопечатания, а в помещении домовой церкви — музей-библиотека Симеона Полоцкого.

Монастырский корпус — памятник архитектуры барокко и классицизма. Г-подобный в плане, каменный 2-этажный. В композиции фасадов сооружения использован характерный для классицизма принцип — 1-й этаж трактовался как пьедестал для более парадного 2-го этажа. Первый этаж декорирован рустом и расчленен небольшими лучковыми оконными проемами в рамах с замковым камнем. На гладкой поверхности стен 2-го этажа более вытянутые окна в простых рамах. Здание завершено развитым профилированным карнизом. Угловая часть, где находится церковь, выделена 4 полуколоннами ионического ордера и завершена фронтоном первоначально с небольшой башенкой, на месте которой в 1830-е гг. возведен купол на цилиндрическом барабане. При советах он был уничтожен, но ныне восстановлен.

Свято-Николаевский собор в Полоцке — православный храм (до 1820 — костел святого Стефана иезуитского коллегиума, с 1820 по 1830 — принадлежал пиарам). Первый храм на месте собора построен в середине XVII века. В 1964 году собор был уничтожен.

В Полоцке существуют легенды, согласно которым под собором иезуитами был проложен подземный ход. С 1563 года Полоцк находился во власти Ивана Грозного. После упорной осады король польский Стефан Баторий в 1579 году взял Полоцк. Чтобы закрепить своё влияние среди преимущественно православных жителей Полоцка, он пригласил в город иезуитов и передал им большинство православных церквей и монастырей с их имуществом. В конце XVII века иезуиты приступили к постройке постоянного каменного храма. В своем окончательном виде костел святого Стефана был освящен 16 августа 1745 года. В 1820 году иезуиты были удалены из Российской империи. Храм был передан пиарам (католический монашеский орден), а после 1830 года — православной церкви.

Костел Святого Стефана — купольная двухбашенная базилика. Храм был спроектирован по оси симметрии центральной площади, замыкая перспективу главной Витебской улицы (правая сторона современного проспекта Ф. Скорины). Имея традиционный базиликальный план, он венчался куполом на высоком барабане. Внешнее архитектурное оформление храма было сдержанным. Однако размеры сооружения (24 x 47 м в плане) и строгие пропорции придавали храму выразительность, устремленность ввысь. Степень декоративной насыщенности увеличивается в направлении к верху вместе с уменьшением размеров архитектурных элементов. Благодаря этому, храм не перенасыщен украшениями, ему присущи стройность и вертикализм, характерные для белорусского (виленского) барокко.

Проект переделки иезуитского костёла датирован 1831 годом. Он предусматривал сохранение примыкавшего к храму монастырского корпуса, устройство одного престола и уничтожение кафедры в интерьере. Контроль за реализацией проекта перешел к местному православному архиерею Смарагду (Крыжановскому), опиравшемуся на поддержку генерал-губернатора Н. Н. Хованского.

Производилась замена храмовых икон, церковной утвари. Некоторые полотна церковной живописи (в частности, произведение художника середины XVII в. Сальватора Розы) сохранились и после реконструкции. Орган полоцкого костела был отдан в собственность ордена пиаров, которые передали его церкви Виленской медико-хирургической академии.

Освящение Свято-Николаевского собора в Полоцке состоялось 5 февраля 1833 года. 30 апреля 1833 года, при учреждении Полоцкой епархии, он был обращен в кафедральный. В 1839 году собор был преобразован в церковь Полоцкого кадетского корпуса, с 1865 года Полоцкой военной гимназии. По просьбе жителей в 1875 году храм снова стал городским собором с приписанной к нему Софийской церковью.

После установления советской власти собор был закрыт. В это время началось систематическое его разрушение. В 1936 году были разобраны два верхних яруса обеих колоколен храма, при этом были уничтожены уникальные часы с боем работы виленского мастера Густава Мудни. Колокола были сброшены еще в начале 30-ых годов ХХ века. На оставшихся нижних ярусах колоколен закрепили гигантский портрет Иосифа Сталина.

Войну и бомбардировки города авиацией обеих воюющих сторон и немецкую оккупацию 1941—1944 годов храм выстоял. Во время оккупации в нем производились богослужения.

В 60-е годы ХХ века СССР захлестнула последняя жестокая волна «борьбы с религией». Ее жертвой и пал Свято-Николаевский собор. Уничтожение храма произошло 9 или 11 января 1964 года. На месте взорванного храма в 1976—1979 годах был построен многоквартирный дом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *