Болеслав 1

Болеслав родился около 967 года в Познани. В возрасте примерно шести лет отец отправил его ко двору германского императора в качестве заложника. Позже Болеслав провел несколько лет при дворе дяди Болеслава II Чешского.

В 984 году по наущению отца из политических соображений он женился на дочери мейсенского маркграфа Рикдага. В честь бракосочетания Болеслав получил в удел Малую Польшу со столицей в Кракове. Но вскоре маркграф Рикдаг умер, политическая необходимость в браке отпала, и бывшая супруга была отослана на родину. В 985 году по инициативе дяди Болеслав женился на венгерской принцессе Юдите, которая родила ему сына Безприма, но в 987 году отношения Польши и Венгрии ухудшились, и супруги были разведены. Около 989 года третьей женой Болеслава стала Эмнильда, дочь лужицкого князя Добромира.

В мае 992 года скончался польский князь Мешко, согласно славянской традиции разделивший свои владения между сыновьями. Болеслав быстро изгнал из Польши мачеху Оду и сводных братьев Мешко и Ламберта, усмирил недовольных магнатов и уже к июню 992 года восстановил единство государства.

Польша при Болеславе I

Обстоятельства, сопутствовавшие восшествию Болеслава на престол, поначалу вынудили его более заниматься удержанием власти, чем расширению государства. В 995 года он заключил союз с императором Оттоном III и помогал тому в походе против лужичан.

Стремясь включить в сферу своего влияния Пруссию, в 997 году Болеслав отправил туда миссию во главе с бывшим пражским архиепископом Адальбертом. Язычники-пруссы убили проповедников. Чешские Пржемысловичи отказались выкупать тело Адальберта, происходившего из рода их противников Славниковичей. Болеслав же заплатил за останки миссионера равным им по весу количеством золота и захоронил их в гнезненском соборе. Впоследствии канонизированный, святой Адальберт (Войцех) стал небесным покровителем Польши. Вскоре Болеслав восстановил власть Польши над Восточным Поморьем, в 999 году захватил Моравию, а на следующий год — Словакию, расширив границы государства от Эльбы и Балтийского моря до Карпат и Венгрии и от Чехии до Волыни.

997 год. Убийство пруссами св. Войцеха и его брата св. Радима.

В 1000 году император Оттон III под видом паломничества к могиле своего друга, недавно канонизированного Адальберта Пражского, посетил Польшу, чтобы обсудить перспективы присоединения Польши, Чехии и Венгрии к империи в рамках плана «Обновление Римской империи». Болеслав не скрывал от императора своего богатства и могущества. Среди прочих подарков Болеслав презентовал Оттону три сотни закованных в латы рыцарей. Впечатлённый могуществом Болеслава, Оттон возложил на его чело императорскую корону и провозгласил «братом и партнёром империи». Болеслав также был возведен в ранг патриция и «старейшины римской нации» и освобождён от ленной обязанности перед Империей за Западное Поморье. Признав Болеслава равным по статусу правителем, Оттон стал ходатайствовать перед Святым Престолом о коронации его королём Польши. Другими последствиями Гнезненского конгресса стало утверждение в Гнезно архиепископской кафедры, организация трёх новых епархий в Кракове, Вроцлаве и Колобжеге с признанием права инвеституры епископов за Болеславом и его наследниками и помолвка польского княжича Мешко с племянницей Оттона Рыксой.

Скоропостижная кончина Оттона в 1002 году не позволила сбыться его честолюбивым планам по «Обновлению империи». Более того, отношения Польши с империей быстро ухудшились. Воспользовавшись раздорами среди претендентов на престол, в 1002 году Болеслав захватил Мейсен и Лаузиц (Лужицу), считая себя законным наследником правителей Мейсена как бывший зять маркграфа Рикдага. Император Генрих II признал права Болеслава на Лужицу, но не на Мейсен, после чего отношения между Польшей и империей были окончательно испорчены.

В 1003 году Болеслав вмешался в чешские дела. После смерти князя Владивоя чешский трон захватил Болеслав Рыжий, жестоко расправившись с оппозиционно настроенными вельможами из рода Вршовцев. Выжившие бояре обратились за помощью к Болеславу Польскому. Тот пригласил чешского князя в Краков, где пленил и ослепил. После этого Болеслав Храбрый вступил в пределы Чехии, без боя взял Прагу и короновался как князь Болеслав IV. Поскольку Чехия считалась леном империи, Генрих II потребовал от Болеслава принести присягу. Тот не только ответил отказом, но и двинул свои войска в Германию. Генрих II, чьё положение на тот момент было довольно шатким, заключил союз с лютичами и выступил ему навстречу. В это же время в Чехии вспыхнуло антипольское восстание, после чего Болеслав был вынужден оставить Чехию. Однако Генрих продолжил контрнаступление вместе с лютичами и чехами. Он не только выбил поляков из Мейсена, но вступил на территорию Польши и дошёл до Познани. Болеслав был вынужден заключить мир, отказавшись от претензий на Мейсен и Лаузиц.

В 1007 году, воспользовавшись занятостью Генриха, Болеслав разорвал мир, повторно напав на Восточную марку. Он хитростью взял Цербст и осадил Баутцен. Маркграф Герман сумел выбраться из осажденной крепости и стал рассылать посыльных во все стороны с просьбами о помощи. Тем временем положение в Баутцене становилось все хуже, и оставшиеся защитники, не дождавшись подмоги, сдали её Болеславу в обмен на возможность свободно уйти. В 1010 году Генрих предпринял ответный поход, но из-за болезни был вынужден уйти, ограничившись лишь разорением окрестностей. Занятый войной на западе, 1 ноября 1012 года император был вынужден заключить мир с Болеславом. Чтобы сплотить подданных для войны с поляками, Генрих сменил всех маркграфов в восточных землях и обязал саксонскую знать в течение пяти лет воздерживаться от усобиц. Однако саксонцы не горели желанием вести войну с поляками, а Болеславу был нужен мир на западе для ведения новой войны против Киевской Руси. В 1013 году в Мерзебурге был заключен договор, сохранявший за Болеславом права на Мейсен и Лаузиц, а сам князь стал полноправным вассалом императора. Болеслав договорился о союзе с Генрихом, обещав сопровождать того в походе на Рим за императорской короной. В ответ Генрих обещал поддержать Болеслава в войне против Киева, а лотарингская принцесса Рихеза (Рыкса) была выдана замуж за княжича Мешко.


Болеслав Храбрый и Святополк
в Золотых воротах Киева.
Картина Яна Матейко

Однако Болеслав и не думал выполнять свои обязательства по новому договору. Он отказался посылать войска в Рим и решительно отверг приглашение на суд князей в Мерзебурге. Император конфисковал Мейсен и Лаузиц, а в августе 1015 года вторгся в Польшу с нескольких сторон. Однако несколько имперских отрядов не смогли соединиться, и поляки поочередно обратили их в бегство. В 1017 году Генрих собрал еще большее войско и осадил крепость Глогау, но вновь не добился успеха и отступил с большими потерями. 30 января 1018 года в Баутцене был заключён окончательный мир, в целом подтверждавший условия договора 1013 года Болеслав сохранил права на Лаузиц и Моравию, но вернул императору Мейсен. Империя также обещала оказать военную помощь против Киева. В качестве гарантий Болеслав отправил в Германию несколько высокопоставленных заложников.

1018 г. Болеслав Храбрый в Киеве.

В 1015 году в Киеве началась усобица между сыновьями почившего князя Владимира Святсолавича. Власть захватил Святополк, старший (а, возможно, вообще приёмный) сын Владимира, убив отцовых любимчиков Бориса и Глеба и ещё одного брата, Святослава. Но другой претендент, Ярослав, собрал дружину из новгородцев и разбил Святополка. Женатый на дочке Болеслава, Святополк бежал в Польшу и обратился к тестю за помощью. Занятый войной с Германией, Болеслав смог дать войско лишь в 1018 году после подписания Баутценского мира. К пятитысячной польской армии присоединились триста немецких рыцарей, пятьсот венгерских наемников и около тысячи печенегов. 23 июля эта армия разбила на берегу Буга войско Ярослава. Тот бежал не в Киев, уже осажденный печенегами, а на север, в Новгород. Болеслав практически без сопротивления вступил в Киев и оставался в нём на протяжении полугода, фактически не подпуская Святополка к власти. Тот поднял киевлян на восстание. Значительная часть поляков была перебита, а Болеслав был вынужден покинуть город. Согласно легенде, на его мече Щербеце осталась зазубрина после того как Болеслав ударил им по Золотым воротам Киева. По результатам похода Болеславу удалось сохранить за собой Червенские земли, утерянные его отцом в 981 году.

Помимо расширения своих владений за счет удачных войн, Болеслав I прославился как талантливый администратор. Он создал сеть укреплённых населенных пунктов — «гродов» — и организовал сбор налогов в денежной и товарной форме, которые шли на развитие инфраструктуры: строительство дорог, мостов, церквей. По всему княжеству была основана сеть населенных пунктов, жители каждого из которых специализировались на определенном виде деятельности. И по сей день в Польше можно встретить десятки деревень с такими «говорящими» названиями как Шевце, Кухары или Кобыльники. Но главной заслугой Болеслава стала интеграция страны и усиление вертикали власти.

Для укрепления собственного престижа 18 апреля 1025 года Болеслав был коронован польскими епископами королём Польши. Однако вскоре после этого он заболел и умер. Предполагаемое место его захоронения обнаружено относительно недавно в Познанском соборе.

Современники характеризовали Болеслава как умного, хитрого и искушённого политика. За воинскую доблесть, проявленную ещё в молодости, он получил прозвище «Храбрый».

Содержание

Внутренний быт славян

С самого начала своего появления на историческом поприще славянские племена находились в худших условиях жизни, чем германцы. Во‑первых, менее благоприятными были физические условия занятых ими стран – безграничные равнины, болота, леса, суровый климат. Во‑вторых, и культурные условия были хуже – долгое соседство лишь с народами, стоявшими на очень низкой ступени развития. В‑третьих, вследствие этого славяне и историческими условиями были поставлены в такое положение, что позже, чем германцы, могли воспринять начатки христианской образованности и гражданственности. Занимаясь тем, чем позволяла природа той или другой области: где – земледелием, а где звероловством (противоположность русских полян и древлян), они жили перед вступлением своим в историю приблизительно в таком же быту, в каком находились и германцы в I в. по Р. X., пожалуй, даже еще более сохраняя черт отдаленной старины. У них родовые отношения отличались большею крепостью, чем у германцев, а рабство совсем не было развито. Славяне жили родовыми общинами, в которых господствовало равенство членов под властью одного старшины и которые сообща владели своею землею, при чем все принимали участие в общей работе. Византийские писатели говорили, что славяне «живут в демократии и решают дела сообща». Между соседними родами часто существовала вражда, которая не прекращалась и в случае соединения отдельных родов в племена. В этих племенах, как и у германцев, мы находим и князей, и вече, и дружины. На вечах часто происходили схватки, так как участники не хотели подчиняться большинству. Подобно германцам, славяне жили поселками, а города были лишь местами, огражденными частоколом или валом, где в случае нападения они прятали свои семьи, скот и другое имущество. Кроме внутренних раздоров, славян ослабляли соседи, часто их покорявшие (германцы, гунны, авары и т. п.). Общей религии у славян при такой разрозненности тоже не было. Сама эта религия соответствовала родовому быту, так как в ней большое значение принадлежало почитанию предков, покровителей семьи и рода (домовой и чур). Боги природы у разных племен были разные (Сварог – бог неба; Перун – бог молнии и грома; Дажьбог – бог солнца и т. д.). Храмов и идолов у большинства славян не существовало, равно как и жреческого сословия (кроме балтийских славян, у которых были и жрецы, и идолы, и храмы, но много позднее). Поэтому христианство распространялось между славянами очень легко, и только у балтийских славян язычество оказало сильное сопротивление христианской проповеди.

Исторические судьбы славянского племени

В отношении исторической судьбы славяне могут быть разделены на четыре категории. Одни из них отдельными семьями, родами или дружинами переселялись в Византийскую империю, где постепенно эллинизировались. Это началось в VI в. и тянулось до IX. В середине IX столетия другие славяне стали основывать самостоятельные государства и на юге (Болгария), и на западе (Великая Моравия), и на востоке (Русь), после чего появились и другие славянские государства. Около того же времени возникло государство венгерское, в состав которого вошла, сохранив в нем свою национальность, третья часть славян. Наконец, четвертая группа подверглась немецкому завоеванию и германизации, преимущественно с XII в.

БОЛЕСЛАВ I ХРАБРЫЙ

(967-1025)

Князь Польский с 992 года. Польский король из дома Пястов с 1025 года.

Национальным героем Польского государства с полным на то правом считается его основатель, воинственный Болеслав I Храбрый, происходивший из княжеского дома Пястов. При нем пределы Польши простирались от реки Эльбы и Балтийского моря до Карпатских гор и границ Венгрии, от границ Чехии до Волыни. Это было время, когда Польское княжество смело спорило на полях брани с самой Священной Римской империей, основу которой составляли германские государства.

Для начала сын польского князя Мешко (Мечислава) I и чешской княжны Домбровки прославился в Европе не ратными делами. Он преклонялся перед проповедником Адальбертом (Войтехом) Пражским, когда-то назначенным папой римским епископом столицы Чехии, но посвятившим себя опасному делу проповеди христианства среди язычников-пруссов, в землях которых он нашел скорую смерть.

Узнав об этом, Болеслав выкупил у пруссов тело Адальберта, торжественно поместил мощи мученика в соборе столичного города Гнездо и объявил его святым покровителем Польши. После этого воинственно настроенный князь стал утверждать в Европе силу династии Пястов, которая в последний год его жизни из княжеской превратилась в королевскую. Он мечтал создать сильное славянское государство от реки Висла до берегов реки Эльба, чтобы положить конец порабощению западных славян германцами и их насильственной ассимиляции.

Болеслав заметно усилил доставшуюся ему в наследство отцовскую дружину и довел ее численность до 20 тысяч человек. Он подчинил вооруженной рукой Малую Польшу с городом Краковом и всю Силезию. Затем покорил славянское население Поморья на балтийских берегах, захватил Червенские города.

Германский император Генрих II довольно скоро усмотрел в воинственном Болеславе опасного соперника. Он приложил немало усилий для создания антипольской коалиции, которую возглавил лично. В союз, помимо Священной Римской империи, в разное время входили Чехия, Венгрия и племена язычников-лютичей.

Попытка Генриха II привлечь к военному союзу великого князя Киевского Ярослава Мудрого успеха не имела. Тот поступил действительно мудро, не сделав из соседнего Польского княжества опасного врага.

Создание антипольского союза не испугало храброго Болеслава. Он первым начал войну с завоевательного похода. В 1002 году он решил воспользоваться гибелью своего родственника мейсенского маркграфа Экгарда и, быстро выступив, занял Мисьненскую и Лужицкую области, населенные преимущественно западными славянами. Сопротивления поляки там не встретили. Ободренные успехом, они вторглись даже на левобережье реки Эльбы, захватив там небольшую территорию. Княжеские воины там напали на несколько немецких городов.

Император Генрих II, естественно, отказался признать за Польшей владения мейсенского правителя. Своим указом он передал маркграфство сыну убитого маркграфа Гунцелину. Однако польский князь отдавать ему мейсенские земли отказался.

Более того, когда в соседней Чехии началась усобица, Болеслав, имевший большое войско, вступил в борьбу за ее корону. Достойного сопротивления ему оказать никто не мог, и, заняв Прагу, польский князь объявил себя чешским королем. Император Генрих II потребовал от него принесения вассальной присяги (Чехия являлась частью Священной Римской империи), но получил твердый отказ.

Положение Генриха II в то время было критическим: против него поднялся родной брат Бруно с частью немецкой аристократии. Заговорщики предложили польскому князю военный союз, но тот не поспешил с ответом. Император все же сумел собрать значительные силы и подавить мятеж.

Только после этих событий Генрих II во главе рыцарской армии смог выступить в поход на Чехию. Там уже набиралось много людей, недовольных польской властью. В Праге и ряде других городов вспыхнули восстания, и поляки были вынуждены оставить Чехию. Император восстановил на чешском престоле представителя династии Пржемысловичей — Яромира, и тот без колебаний дал вассальную присягу.

В 1004 году императорская армия вторглась в Польшу и дошла до города Познани. Перед этим объединенное войско немцев, чехов и лютичей после упорного сопротивления вытеснило польские войска из Мисьненской марки (области).

Князю Болеславу, признавшему неравенство сил, в 1005 году пришлось заключить мир. Он отказывался от Лужицкой и Мисьненской земель, признавал независимость от себя Чехии, но сохранял за собой Моравию. Для Болеслава заключенный мир был чисто тактическим ходом: он решил основательно подготовиться к новой войне со Священной Римской империей.

К новой войне Болеслав Храбрый подготовился довольно хорошо. Он убедил вождей лютичей занять выжидательную позицию и начал переговоры о союзе со славянским народом гаволянов. В антипольской коалиции теперь оставались только немцы и саксы.

В 1007 году польское войско вновь заняло Мисьненскую и Лужицкую области, изгнав оттуда немецких рыцарей. Те не смогли удержаться ни в одной из местных крепостей. Поляки дошли даже до важного по положению города Магдебурга. Генрих II, сумев привлечь на свою сторону Венгрию, начал безуспешные ответные военные действия. А его противник князь Болеслав умело демонстрировал союзникам свое военное искусство.

Вторая война Польского княжества со Священной Римской империей закончилась Магдебургским миром 1015 года. Причиной согласия на него Болеслава Храброго и принятие вассальной присяги германскому императору стало следующее обстоятельство. Ведя одну войну, князь Польши затеял еще и вторую — с Киевской Русью. Однако эта война победной и скорой не стала. Чтобы добиться победы на востоке, Болеславу требовался мир на западе. Поэтому он сам явился в Магдебург, где находилась ставка Генриха II. Но присягнул он ему только за Мисьненскую и Лужицкую земли, которые считались немецкими марками.

Хотя война завершилась, договаривающиеся стороны понимали, что мир, заключенный в Магдебурге, недолговечен и что новое столкновение формального сюзерена и его номинального вассала не заставит себя долго ждать. Так вскоре и случилось.

Третья война началась с попытки польского князя привлечь на свою сторону чешского государя Удальриха. В Прагу прибыло посольство во главе с сыном-наследником Болеслава княжичем Мешко. Но правитель Чехии переговоры не начал, а приказал арестовать послов и выдать их германскому императору. Тот решил сделать из княжича заложника, но немецкие князья отговорили Генриха II от такого поступка. Тогда тот подписал указ о конфискации Мисьненской и Лужицкой областей. Так в 1015 году началась новая война, длившаяся три года.

Императорские войска (немцы, чехи и племена лютичей) пошли походом на Польшу. Но Болеслав Храбрый разбил союзников в первых же боях в приграничье и вынудил их отступить. Княжеские дружины перекрывали броды через реки и устраивали засады на лесных дорогах. Между язычниками-лютичами и христианами-чехами начались вражда и вооруженные стычки.

Затем война развивалась следующим образом. Императорские войска тремя колоннами двинулись к реке Одер, чтобы форсировать ее и обрушиться на вражескую столицу город-крепость Гнездо. В целом такой план был хорош и реален. Однако у князя Болеслава хорошо сработала разведка и он умело разместил свои войска по берегу реки.

Поляки разгромили северную колонну (лютичи и саксы) и южную, состоявшую из баварских, австрийских и чешских рыцарей. Но средняя колонна во главе с императором с боем перешла через Одер и углубилась в польские земли. Это был опрометчивый шаг Генриха II. Поляки окружили немецкое рыцарство, отрезали обратный путь к Одеру и нанесли ему тяжелые потери в сражении, загнав неприятеля в болото. Императорское войско, преследуемое по пятам, бежало за реку. Поляки в погоне тоже перешли Одер и с ходу овладели городом Мейсен (Мисьны), который сожгли.

Едва оправившись от тяжелого поражения, император попытался захватить у поляков Силезию (Шленск). Но и здесь немецкому рыцарству удача не улыбнулась. Священную Римскую империю в войне с Польским княжеством во второй раз «выручила» война Болеслава Храброго с Киевской Русью. Правитель Польши заключил с Генрихом II новый мир.

Болеслав вмешался в жизнь Киевской Руси, поддержав претензии на великокняжеский престол своего зятя Святополка Окаянного, оставившего в древнерусской истории далеко не самый славный след. В ином случае Болеслав мог бы получить в войнах против германского императора надежный тыл и даже военную помощь от Руси.

Во главе польского войска князь Болеслав двинулся на Волынь на помощь зятю. На берегах Буга он разбил киевского князя Ярослава, и тот бежал в Новгород. В 1018 году польское войско вступило в Киев. Болеслав Храбрый вместо того, чтобы передать его зятю Святополку, сам стал править в нем. Однако киевляне, возмущенные поведением иноземцев, начали «избивать» поляков и тем вместе со своим князем пришлось покинуть Киевщину и уйти к себе.

После ухода Болеслава князь Ярослав с новгородцами подступил к Киеву и изгнал из него Святополка Окаянного. Тот бежал в Дикое Поле и обратился за помощью к кочевникам-печенегам, но в сражении на реке Альта потерпел полное поражение. После понесенного разгрома следы князя-изгнанника затерялись…

Успешно противостоя Священной Римской империи, Болеслав Храбрый в 1024 году, незадолго до смерти, получил королевский титул. Королевской короны он удостоился за «многое содействие» насаждению христианства в Польше. После его ухода из жизни Польша лишилась большей части завоеваний. Червенские города возвратились в состав Киевской Руси. Германская империя захватила земли славян-лужичан. Мазовия и Поморье стали самостоятельными княжествами. Но Польское королевство с тех пор стало в один ряд с влиятельнейшими монархиями Европы.

Следующая глава >>

ВЕСЕЛИСЯ, ХРАБРЫЙ РОСС

ВЕСЕЛИСЯ, ХРАБРЫЙ РОСС Это — строчки из Державина. Ничуть не противоречащие исторической правде, в царствование Екатерины велись три больших войны, одна со Швецией и две с Турцией. Все они были оборонительными, все они закончились для русского оружия самым почетным

Святослав Храбрый. «Иду на вы!»

Святослав Храбрый. «Иду на вы!» Тень Святослава скитается невоспетою… Н. Гнедич Как изменился лик Земли! Мы лишь поем о великанах, О тех героях, что ушли, Оставив сталь свою в курганах… А. Аринушкин (Светозар), «Пророчество» На нем лежит, как символ посвященья, Арийской

Вадим Храбрый

Вадим Храбрый По легенде, Вадим — внук Гостомысла, князь новгородских славян.863 год. «Того ж лета оскорбишася новгородцы, глаголюще, яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его. Того ж лета уби Рюрик Вадима Храброго, и иных многих изби

Алп — Арслан (Храбрый Лев)

Алп — Арслан (Храбрый Лев) Сельджукский султан, умевший извлекать уроки из поражений в войнах с Византией и пленивший базилевса Романа Диогена Сельджукский султан Алп — Арслан. Современная скульптураВ середине XI столетия Византийская империя переживала тяжелые

Болеслав II Смелый

Болеслав II Смелый Воинственный монарх, стремившийся силой оружия расширить владения польской короны не без подсказки Папской курии Болеслав II Смелый. Художник Я. МатейкоСын польского короля Казимира I Восстановителя (восстановившего в стране должный порядок) Болеслав

БОЛЕСЛАВ II СМЕЛЫЙ

БОЛЕСЛАВ II СМЕЛЫЙ (1039-1081) Польский король с 1076 года. Сын польского короля Казимира I Восстановителя (восстановившего в стране должный порядок), Болеслав II отличался силой характера и энергичностью в своих устремлениях. Он вошел в историю под прозвищем Смелый, что вполне

Казимир IV — Болеслав II

Казимир IV — Болеслав II 1427 Рождение Казимира 1058 Рождение Болеслава 369 Казимир был сыном Владислава, а Болеслав — Казимира. 1445 Казимир становится польским королем 1076 Болеслав становится польским

1.6. Раунд второй. На арену выходит Болеслав Храбрый

1.6. Раунд второй. На арену выходит Болеслав Храбрый Бегство Святополка в Польшу после поражения у Любеча отнюдь не прекратило междоусобной войны: династический конфликт только обострился, выйдя на европейский уровень. Под 1018 г. ПВЛ сообщает о том, что Святополк при

Глава 68. Как Болеслав Стыдливый, краковский князь, женился на Кинге

Глава 68. Как Болеслав Стыдливый, краковский князь, женился на Кинге В году, упомянутом выше, Болеслав Стыдливый, сын покойного Лешка, краковского князя, взял себе в жены благочестивую Кингу, дочь Болеслава, короля Венгрии. Она, как говорят, родившись, вопреки

Глава 72. Каким образом Болеслав, сын убитого татарами Генриха, был изгнан из Польши

Глава 72. Каким образом Болеслав, сын убитого татарами Генриха, был изгнан из Польши Болеслав, первородный Генриха, которого убили татары, наследуя в княжестве своему отцу Генриху совместно со своими братьями Генрихом, Владиславом, Конрадом и Метко, не

Глава 121. Каким образом калишский князь Болеслав взял себе жену

Глава 121. Каким образом калишский князь Болеслав взял себе жену В году от Р. X. 1258 польский князь Болеслав, брат уже покойного Пшемыслава, привел с царскими почестями из краковской земли и свою землю в жены Елену, дочь Белы, венгерского короля, рожденную

Глава 137. Каким образом Болеслав Благочестивый вернул лендзкую каштелянию

Глава 137. Каким образом Болеслав Благочестивый вернул лендзкую каштелянию Затем в указанном году польский князь Болеслав Благочестивый, Владислава, перед праздником св. Бартоломея собрал храброе войско, намереваясь напасть на земли куявского князя

Глава 160 а. Как польский князь Болеслав опустошил каштелянию Санток

Глава 160 а. Как польский князь Болеслав опустошил каштелянию Санток В году от Р. X. 1271 польский князь Болеслав Бла­гочестивый, собрав немалое войско, вторгся в каштелянию Санток, в которой упомянутый маркграф Оттон по тевтонскому праву основал города и

Болеслав Тройденович

Болеслав Тройденович Те, що зпоміж багатьох претендентів на галицько-володимирський престіл вибрали собі бояри саме сина сестри Юрієвичів Марії свідчить про змагання піддержання династичної тяглости бодай у жіночій лінй.Болеслав, син мазовецького князя Тройдена й

§ 23. Государства западных славян

Западные славяне

Славяне были одним из самых многочисленных народов средневековой Европы. Они населяли Восточную, Центральную и Юго-Восточную Европу. Западные славяне, жившие в Центральной Европе, поддерживали тесные связи с западноевропейскими народами. Они торговали, перенимали друг у друга достижения культуры, нередко – воевали.

Славянское серебряное ожерелье

Многие западные славяне приняли христианство от посланников римского папы и стали католиками, однако немало племен сохраняли древние языческие верования.

Вспомните, кто такие славяне, где они жили.

Одно из первых государств западных славян – Великая Моравия – образовалось в первой половине IX века. С момента своего рождения ему пришлось сражаться с грозным соседом – империей Карла Великого. После ее распада главным противником моравских князей стали правители Восточно-Франкского королевства (вскоре оно стало именоваться Германским). Немецкие короли стремились подчинить себе Великую Моравию. Однако сделать это только лишь военной силой не удавалось. Важную роль в расширении своего влияния среди западных славян немцы отводили церкви. Из Германии прибывали священники, чтобы крестить местных жителей. Князь Великой Моравии был обеспокоен усилением немецкого влияния. Желая найти союзников в борьбе с Германией, он обратился к Византии. Князь попросил византийского императора прислать ему священников из Константинополя. Император согласился и отправил в Моравию Кирилла и Мефодия. Они стали проповедовать христианское учение на славянском языке, на нем же велось и богослужение в церквях. Это вызвало возмущение немецких священников и римского папы, которые сумели добиться заключения Мефодия в темницу. После смерти славянских просветителей их ученики были изгнаны моравским князем из страны, а славянское богослужение запрещено. Великая Моравия просуществовала до начала X века, а затем распалась под ударами немцев и венгров.

Государства западных славян в X–XI веках

Назовите западнославянские племена и государства, созданные в их землях.

Чешское государство

В X веке началось возвышение другого государства западных славян – Чехии. Один из первых чешских князей Боривой сделал столицей своей страны Прагу. Крещенный Мефодием, он на месте прежних языческих жертвоприношений повелел построить церковь. Самым знаменитым князем Чехии был внук Боривоя Вацлав (921–935). Ему удалось объединить под своей властью все чешские земли. Одной из забот князя было распространение христианства. Чехия приняла крещение от немецких священников и в дальнейшем стала частью католического мира.

Каковы были результаты деятельности первых чешских князей?

Немецкий король Генрих Птицелов попытался подчинить себе Чехию и вторгся в страну с большим войском. Вацлаву пришлось признать его власть и выплатить немцам дань. Возмущенный этим брат князя убил Вацлава. После смерти Вацлав был объявлен святым, и его считают небесным покровителем Чешского государства.

После создания Священной Римской империи правители Чехии (получившие в XI веке титул королей) признали себя ее вассалами. В начале XIV века знать избрала на престол Чехии немецкого князя. В середине XIV века король Чехии Карл IV стал одновременно императором Священной Римской империи. В «Золотой булле» он закрепил особые права Чехии, сохранявшей ее самостоятельность внутри империи.

Панорама Праги. Рисунок XV века

Карл IV сделал Чехию центром державы, называя ее «величайшей частью и украшением империи». В годы его правления Чехия превратилась в процветающую и богатую страну с развитым хозяйством. Прага стала важным центром торговли. Сюда везли товары из многих европейских стран. Серебро, добывавшееся в Чехии, очень ценилось во всей Европе. Особенно заботился Карл IV о своей столице – Праге. Здесь строились великолепные здания. Император пригласил лучших мастеров, художников, строителей из разных концов своего государства, чтобы превратить Прагу в красивейший город Центральной Европы. Особенно знаменит один из самых длинных (520 м) мостов Средневековья – Карлов мост. Его украшают статуи самого Карла IV и святых покровителей Чехии. Важным достижением было открытие в Праге университета, ставшего вскоре центром науки и образования всей Центральной Европы. Бурное развитие ремесла, торговли и культуры в Чехии привлекало сюда людей из разных частей империи. Издавна селившиеся здесь немцы к XV веку составляли значительную часть населения чешских городов.

Карл IV, король Чехии и император Священной Римской империи. Средневековая миниатюра

Учение Яна Гуса

В начале XV века в Чехии усилилось недовольство простых прихожан положением дел в церкви. Всеобщее возмущение вызывали злоупотребления высших священников, их греховная тяга к наживе. Мысли и настроения многих горожан отразили проповеди преподавателя Пражского университета священника Яна Гуса (1371–1415). Он обличал продажное духовенство и общественную несправедливость. По его мнению, церковь должна вести бедную и высоконравственную жизнь, занимаясь спасением человеческих душ и не вмешиваясь в светские дела. Гус выступил против особого положения духовенства. Он считал, что все христиане равны – и священники, и миряне. Все они являются частью одной церкви и должны руководствоваться в делах веры только тем, что написано в Библии, а не указаниями римского папы.

Вспомните, почему среди христиан возникало недовольство церковью и священниками.

За его проповеди католическая церковь объявила Яна Гуса еретиком и отлучила от церкви, а его сочинения были сожжены на костре. Будучи человеком смелым и открытым, чешский проповедник решил отстаивать правоту своих взглядов перед всем высшим католическим духовенством, папой и императором. Для этого он отправился в город Констанц, где заседал церковный собор. Император Священной Римской империи дал ему грамоту, гарантировавшую Яну Гусу безопасность. Однако в Констанце еретика бросили в темницу. Только через семь месяцев собор согласился выслушать Гуса и потребовал от него отречься от своих взглядов. Но даже под угрозой смерти проповедник повторял: «Не отрекусь!» В 1415 году он был осужден на смерть. Император изменил своему слову и поддержал приговор. Ян Гус был сожжен на костре. Перед смертью он мужественно заявил своим палачам: «Главным смыслом моих проповедей и сочинений было защитить людей от греха».

Яна Гуса ведут на казнь. Средневековый рисунок

Каковы были взгляды Яна Гуса?

Гуситские войны

Казнь пользовавшегося большим уважением Яна Гуса была воспринята на его родине как «поругание Чешского королевства». В 1419 году вооруженная толпа гуситов ворвалась в городскую ратушу Праги и бросила на пики и копья руководителей города. Гнев восставших, среди которых были горожане, рыцари и крестьяне, был направлен против католического духовенства, монастырей и всех немцев, обосновавшихся в чешских городах. Император решил силой подавить восстание гуситов, но его рыцари потерпели поражение. Тогда император обратился к римскому папе, который объявил крестовый поход против Чехии. В нем приняли участие более ста тысяч человек, в основном немцев.

Сожжение Яна Гуса. Средневековый рисунок

Войсками гуситов командовал талантливый полководец Ян Жижка, не потерпевший ни одного поражения. Даже полностью потеряв зрение, он руководил своими армиями. Жижка и его решительные сторонники покинули Прагу и основали новый город – Табор. Поэтому их стали называть таборитами. Они мечтали о скором пришествии Иисуса Христа, который установит на земле счастливую и справедливую жизнь, когда не будет ни богатых, ни бедных.

Город Табор. Современный вид

Все попытки папы и императора разгромить гуситов терпели неудачу. Крестоносцы оказались бессильны противостоять войску таборитов, которые для отражения атак тяжеловооруженной конницы ставили в круг боевые повозки, соединив их цепями. Когда рыцари устремлялись к такой крепости на колесах, укрывшиеся за повозками чешские воины копьями и крючьями стаскивали противников с коней. После первых же поражений отряды рыцарей стали обращаться в бегство, едва заслышав грохот обозов и боевые песни гуситов.

Не сумев добиться своих целей силой, католическая церковь вынуждена была признать некоторые требования гуситов. Однако против мира с империей и папой решительно выступили табориты. Произошел раскол гуситского движения. В 1434 году табориты попытались захватить Прагу. Против них выступили горожане и чешские феодалы. Табориты были разбиты, а их победители заключили соглашение с императором и римским папой. Католической церкви и императору удалось сохранить свое влияние в Чехии. Однако борьба между католиками и сторонниками гуситских идей продолжилась и позже. Война нанесла стране большой вред. Прага потеряла свою первенствующую роль в Центральной Европе, пришло в упадок хозяйство Чехии.

Как вы думаете, почему табориты в 1434 году потерпели поражение?

Польша в X–XV веках

К северо-востоку от Чехии жили польские племена. В X веке поляки приняли христианство от посланников римского папы. Первым князем-христианином был Мешко I (960–992). Его сыну князю Болеславу Храброму (992—1025) удалось значительно расширить территорию Польши. Он подчинил себе многие соседние земли и племена, совершил несколько походов в Чехию. Болеслав вмешивался и в усобицы русских князей. В начале XI века он захватил Киев, но киевляне не пожелали терпеть иноземную власть и изгнали поляков из города. Чтобы подчеркнуть свое могущество, в 1025 году Болеслав провозгласил себя королем. После смерти Болеслава Храброго во всей Польше начались мятежи и восстания. Его потомки не сумели удержать власть, и страна распалась на враждующие княжества. Расколотой стране было труднее отражать натиск врагов. Немецкие князья захватили земли славян за рекой Эльбой. Возникший на северных рубежах Польши Тевтонский орден стремился к захватам польских земель. В начале XIV века польским престолом овладел король Чехии.

Король Болеслав Храбрый. Современный рисунок

Единое Польское государство возродилось в середине XIV века. Но власть короля в нем не была прочной. Знатные люди – магнаты, владевшие большими землями с зависимыми крестьянами, мало считались с королем. Большим влиянием в государстве пользовались шляхтичи. Они добились того, что без согласия сейма королевское правительство не могло принять ни одного важного решения.

В конце XIV века возросла угроза Польше со стороны Тевтонского ордена. Немцы-крестоносцы, приглашенные польским князем для борьбы с его противниками, подчинили себе земли по берегу Балтийского моря. Обосновавшись здесь, они стали вторгаться в пределы Польского королевства. Немцы совершали насилия, жгли, грабили и уводили в плен местное население. Для борьбы с грозным противником нужен был союзник. В 1385 году Польша и Великое княжество Литовское объединились под властью одного короля. Решающая битва с крестоносцами произошла в 1410 году при Грюнвальде. Войско, состоявшее из поляков, литовцев и русских, разгромило тяжеловооруженных рыцарей Тевтонского ордена. В битве пал сам великий магистр ордена и множество рыцарей. Захватнические походы немцев в земли славян и литовцев на побережье Балтийского моря были остановлены.

Подведем итоги

Государства, созданные западными славянами, стали частью католического мира и сыграли важную роль в жизни средневековой Европы. Чехия была одной из самых развитых стран Центральной Европы, а ее столица Прага – одним из самых значительных городов. В то же время Чехии и Польше приходилось выдерживать натиск со стороны германских феодалов.

Гуситы — сторонники Яна Гуса.

Шляхтич — польский феодал-рыцарь.

Сейм — собрание шляхтичей.

• 1385 Объединение Польши и Великого княжества Литовского.

• 1410 Битва при Грюнвальде.

• 1415 Сожжение Яна Гуса.

• 1419—1434 Гуситские войны.

«Не могу изменить своей совести и посрамить веру Христа. Если отрекусь от истины, то какими глазами воззрю на небо?»

(Ян Гус)

Вопросы

1. Когда и где были созданы первые государства западных славян?

2. Расскажите о хозяйстве и культуре Чехии. Чем объясняется ее особое положение в составе Священной Римской империи?

3. Почему все чехи поддержали учение Яна Гуса? Почему его осудила католическая церковь?

4. К каким последствиям для Чехии привели гуситские войны?

5. Как возникло и развивалось Польское государство? С какими противниками ему пришлось столкнуться?

Задания

1. Заполните таблицу «Государства западных славян»:

2. Используя текст параграфа и иллюстрации, составьте рассказы: «Путешествие по средневековой Праге», «Один день в лагере гуситов».

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Глава 8 Алешка Попович и Лешко Попелюш: былины и эпические предания западных славян

Глава 8 Алешка Попович и Лешко Попелюш: былины и эпические предания западных славян Польский эпос, как таковой, не дошел до нас. Остались пересказы отдельных эпических преданий, вошедшие в хроники Анонима Галла, Богухвала, Кадлубка и пр.В «Великой хронике» поляков

§ 21. Государства западных славян

§ 21. Государства западных славян Западные славянеСлавяне были одним из самых многочисленных народов средневековой Европы. Они населяли Восточную, Центральную и Юго-Восточную Европу. Западные славяне, жившие в Центральной Европе, поддерживали тесные связи с

Глава 6 Набеги морских дружин варягов: западных славян и шведов начиная с 850 г

Глава 6 Набеги морских дружин варягов: западных славян и шведов начиная с 850 г Эти набеги затрагивали лишь северную часть Руси, а на юге русских купцов притесняли греки.В 860 г., в ответ на притеснение русских купцов, Киевское войско осадило Константинополь. Город спас

Рюрик — из западных славян?

Рюрик — из западных славян? Есть и версия, что Рюрик — представитель княжеского рода западнославянского племени ободриов, а его имя восходит к слову «рарог» — то есть «сокол». По мнению некоторых историков, это подтверждается тем, что сокол был гербом ранних Рюриковичей,

Государства славян до Рюрика

Государства славян до Рюрика Еще в VIII веке арабы писали о трех государствах Руси — Куявии, Славии и Артании. «Русы состоят из трех племен, из коих одно, ближайшее к Булгару, а царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее

Глава 8 Алешка Попович и Лешко Попелюш: былины и эпические предания западных славян Польский эпос, как таковой, не дошел до нас. Остались пересказы отдельных эпических преданий, вошедшие в хроники Анонима Галла, Богухвала, Кадлубка и пр.В «Великой хронике» поляков

СЛАВЯНСКИЙ МАРС — ЯРОВИТ И ДРУГИЕ БОЖЕСТВА ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН. РУЕВИТ, ПОРЕВИТ, ТУРУПИТ (ПОРЕНУТ), ПОРВАТА

СЛАВЯНСКИЙ МАРС — ЯРОВИТ И ДРУГИЕ БОЖЕСТВА ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН. РУЕВИТ, ПОРЕВИТ, ТУРУПИТ (ПОРЕНУТ), ПОРВАТА «Сага о Книтлингах» рассказывает, что даны разорили на острове Рюген три святилища: «122 (1168 г.). Датский король Вольдемар в Коренице… приказал сокрушить трёх идолов,

СУДЬБА ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН

СУДЬБА ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН Славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки… Повесть временных лет. Венгры покорили славян, живших на Паннонской равнине, но племенам, обитавшим в лесах за Карпатами и Бескидами удалось отстоять свою

IX. События на славянском Поморье до совершенного уничтожения власти Германии над северо-западными славянами. — Начало проповеди Кирилла и Мефодия у северо-западных славян; ее окончание

IX. События на славянском Поморье до совершенного уничтожения власти Германии над северо-западными славянами. — Начало проповеди Кирилла и Мефодия у северо-западных славян; ее окончание Несмотря на мир, заключенный между датским и немецким королями, норманнские викинги

Образование государства у восточных славян

Образование государства у восточных славян Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.Первобытное общество могло

2. Организация охраны западных и северо-западных границ

2. Организация охраны западных и северо-западных границ На протяжении изучаемого периода пристальное внимание правительства привлекали не только южные, но также литовский и немецкий рубежи страны. Защиту пограничных уездов обеспечивали крепости, возводившиеся на

I.МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИКРАЙНЕ-ЗАПАДНЫХ (ГЕРМАНИЗИРОВАННЫХ) СЛАВЯНИ ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН, СОХРАНИВШИХСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ К XX ВЕКУ.КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯО НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПОЛЬСКОЙ ИСТОРИИ

I.МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИКРАЙНЕ-ЗАПАДНЫХ (ГЕРМАНИЗИРОВАННЫХ) СЛАВЯНИ ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН, СОХРАНИВШИХСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ К XX ВЕКУ.КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯО НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПОЛЬСКОЙ ИСТОРИИ Конечно, как и в русской истории, начальный период в польской истории разработан слабо,

Некоторые особенности развития западных и юго-западных земель древней Руси

Некоторые особенности развития западных и юго-западных земель древней Руси Наступление удельного периода с одной стороны дало возможность ускоренного развития самостоятельных земель и княжеств. С другой, – это привело к многочисленным усобицам, связанным, прежде

ГЛАВА II Восточные славяне в VI–IX веках н. э. Образование государства у восточных славян

ГЛАВА II Восточные славяне в VI–IX веках н. э. Образование государства у восточных славян Этногенез славян был длительным и сложным процессом. Многие его вопросы по сию пору вызывают споры между историками, лингвистами, археологами, этнографами. Предки славян

ПОЛАБСКИЕ СЛАВЯНЕ — боль­шая груп­па западно-славянских пле­мён, на­се­ляв­ших с VI века тер­ри­то­рию от Бал­тий­ско­го моря на се­ве­ре до Руд­ных гор на юге, от реки Ла­ба (Эль­ба) и её при­то­ка реки Са­ла (За­ле) на за­па­де до реки Од­ра (Одер) на вос­то­ке.

В германской тра­ди­ции на­зы­ва­ют­ся ве­не­да­ми (вен­да­ми). На вос­то­ке полабские славяне гра­ни­чи­ли с лю­бу­ша­на­ми и по­мо­ря­на­ми, на за­па­де — с сак­са­ми, на юге — с чешскими пле­ме­на­ми. Даль­ше все­го в северо-западном на­прав­ле­нии рас­се­ля­лись пле­ме­на, объ­е­ди­няе­мые названием обод­ри­ты (бод­ри­чи), ко­то­рые в X-XI веках де­ли­лись на 3 час­ти: ваг­ров, жив­ших на по­бе­ре­жье Бал­ти­ки (полуостров Ваг­ри­ен), с цен­тром в Стар­гра­де, по­ла­бов — ме­ж­ду ре­ка­ми Тра­ва (Тра­ве) и Ла­ба (Эль­ба), с цен­тром в Ра­ти­бо­ре, а так­же соб­ст­вен­но обод­ри­тов — ме­ж­ду Вис­мар­ской бух­той и озером Шве­ри­нер-Зе, с цен­тром в Ве­ли­гра­де (Ви­ли­гра­де). К груп­пе обод­ри­тов при­чис­ля­ют так­же пле­ме­на вар­нов в вер­ховь­ях реки Вар­но­ва (Вар­нов) и про­жи­вав­ших к югу от них гли­нян или ли­нян, с цен­тром в Лен­чи­не. В этом же рай­оне франк­ские хро­ни­ки упо­ми­на­ют в IX веке пле­мя смо­лин­цев, позд­нее не встре­чаю­щее­ся. На южном бе­ре­гу Ла­бы сре­ди дре­му­чих ле­сов про­жи­ва­ли дре­вя­не (дре­ва­не). Ар­хео­ло­гические ис­сле­до­ва­ния сви­де­тель­ст­ву­ют, что у не­ко­то­рых из ука­зан­ных пле­мён в IX-X веках на­блю­дал­ся про­цесс внутренней кон­со­ли­да­ции, со­про­во­ж­дав­ший­ся упад­ком гро­дов — цен­тров со­сед­ских об­щин и об­ра­зо­ва­ни­ем бо­лее круп­ных пле­мен­ных цен­тров, ино­гда при­об­ре­тав­ших городские чер­ты. Да­лее на вос­ток, вплоть до Од­ры (Оде­ра), на пло­до­род­ных при­мор­ских зем­лях про­жи­ва­ли лю­ти­чи (ве­ле­ты, виль­цы), из­вест­ные под этим об­щим названием с конца VIII века и вклю­чав­шие: хи­жан (рас­се­ля­лись в сред­нем и ниж­нем те­че­нии Вар­но­вы; главный грод — Хи­жин), че­рез­пе­нян (ме­ж­ду­ре­чье Рек­ни­ца (Реккниц) и Пе­ны (Пе­не)), до­лен­чан (к вос­то­ку от До­лен­ско­го озера (Тол­лен­зе­зе)), а так­же ра­та­рей (к югу от До­лен­ско­го озера), со свя­ти­ли­щем Ра­де­го­ща (Ре­де­га­ста). Название пле­ме­ни, про­жи­вав­ше­го в ниж­нем те­че­нии Пе­ны и на острове Уз­нам (Узе­дом), не­из­вест­но. На пло­до­род­ных зем­лях над рекой Ук­ра (Вкра, Ик­кер) жи­ли ук­ры. Все эти пле­ме­на от­ли­ча­лись ар­ха­ич­ной со­ци­аль­но-по­ли­тической ор­га­ни­за­ци­ей вплоть до X-XI веков — пе­рио­да воз­ник­но­ве­ния фе­де­ра­ции пле­мён, на­зы­вае­мой Ве­лет­ским сою­зом. От них от­ли­ча­лись ра­ны (руя­ны), про­жи­вав­шие на острове Ру­ян (Руя­на; Рю­ген), с из­вест­ным свя­ти­ли­щем в Ар­ко­не и, воз­мож­но, на час­ти ма­те­ри­ка. Да­лее в южном на­прав­ле­нии жи­ли пле­ме­на, в X-XII века при­чис­ляе­мые к лю­ти­чам: мо­ри­чи (у озера Мо­риц), до­ша­не, ре­ча­не, бре­жа­не, ли­пя­не, мо­ри­ча­не, сто­до­ря­не (га­во­ля­не; са­мое круп­ное из пе­ре­чис­лен­ных пле­мён, оби­та­ли в сред­нем те­че­нии реки Га­во­ла, с цен­тром в Бра­ни­бо­ре (Бран­ден­бур­ге)). Да­лее к югу про­жи­ва­ли не­боль­шие пле­ме­на пло­ни­ев и спре­ван.

На­се­ле­ние ме­ж­ду ре­ка­ми Са­ла (За­ле) и Ни­са Лу­жиц­кая (Ней­се) из­вест­но под об­щим названием «сер­бо­лу­жи­ча­не» (лу­жиц­кие сер­бы, сор­бы; смотреть Лу­жи­ча­не), хо­тя они не бы­ли еди­ны ни по про­ис­хо­ж­де­нию, ни по внутренней струк­ту­ре. На пло­до­род­ных зем­лях в ме­ж­ду­ре­чье Са­лы и Ла­бы про­жи­ва­ли в основном ма­ло­численные пле­ме­на и со­сед­ские об­щи­ны (с VII века на­зы­ва­лись сер­ба­ми), ни­ко­гда не соз­да­вав­шие бо­лее круп­ных по­ли­тических об­ра­зо­ва­ний (в конце IX века под­верг­лись германскому за­вое­ва­нию). Юг от Ла­бы на­се­ля­ли жи­ти­цы, жир­мун­ты, су­сель­цы, ко­лед­жи­цы, не­ле­ти­цы, худ­зи­цы и другие; сред­нее те­че­ние Ла­бы — ни­зи­цы, сци­ти­цы, да­ле­мин­цы, ни­жи­чи. Наи­боль­шим уров­нем со­ци­аль­но-эко­но­мического раз­ви­тия от­ли­ча­лись про­жи­вав­шие в сред­нем те­че­нии реки Спре­ва (Шпре) лу­жи­ча­не и у ис­то­ков этой же ре­ки, во­круг Бу­ди­ши­на (Бау­це­на), миль­ча­не.

Основные за­ня­тия полабских славян — зем­ле­де­лие, ско­то­вод­ст­во, охо­та, ры­бо­лов­ст­во, борт­ни­че­ст­во, про­мыс­лы. Их со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция со­от­вет­ст­во­ва­ла пред­го­су­дар­ст­вен­но­му уров­ню раз­ви­тия, главные груп­пы — сво­бод­ные об­щин­ни­ки и пле­мен­ная знать во гла­ве с кня­зем. Ра­бы ве­со­мой ро­ли не иг­ра­ли. В от­ли­чие от польских и чешских пле­мён, полабские славяне до германского за­вое­ва­ния соб­ст­вен­но­го го­су­дар­ст­ва не соз­да­ли. Наи­бо­лее пат­ри­ар­халь­ной со­ци­аль­но-по­ли­тической ор­га­ни­за­ци­ей от­ли­ча­лись сер­бо­лу­жиц­кие пле­ме­на. Полабские славяне уже в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье ста­ли объ­ек­том экс­пан­сии Франк­ско­го го­су­дар­ст­ва во гла­ве с Кар­лом I Ве­ли­ким. Бод­ри­чи и лю­ти­чи, по­пав­шие в за­ви­си­мость от фран­ков в VII веке, ос­во­бо­ди­лись от неё толь­ко в ре­зуль­та­те вос­ста­ния 983 года. По­ли­ти­ку под­чи­не­ния полабских славян про­во­ди­ли и сак­сы. В 937 году От­тон I Ве­ли­кий соз­дал с этой це­лью на юго-восточном по­гра­ни­чье Сак­со­нии Восточную мар­ку (Сак­сон­ская мар­ка), ох­ва­ты­вав­шую тер­ри­то­рии от Гар­ца до рек Са­ла и Муль­да (Муль­де). В 963 году марк­граф Ге­ро (умер 965) за­хва­тил Лу­жи­цы, в ре­зуль­та­те че­го Сак­сон­ская мар­ка ста­ла гра­ни­чить с польским го­су­дар­ст­вом. За­вое­ва­ния Бо­ле­сла­ва I Храб­ро­го на тер­ри­то­рии Лу­жиц ока­за­лись не­проч­ны­ми. Па­рал­лель­но с воо­руженной экс­пан­си­ей раз­ви­вал­ся про­цесс при­ну­ди­тель­ной хри­стиа­ни­за­ции полабских славян. В 948 году соз­да­ны епи­скоп­ст­ва в зем­лях лю­ти­чей (Ха­фель­берг и Бран­ден­бург), в 968 году — ваг­ров (Стар­град). То­гда же епи­скоп­ские пре­сто­лы бы­ли уч­ре­ж­де­ны в зем­лях сер­бо­лу­жи­чан (Миш­ны, Мер­зе­бург, Жи­ти­цы). Эти и другие цен­тры хри­стиа­ни­за­ции про­су­ще­ст­во­ва­ли не­дол­го, но в XI-XII веках в ус­ло­ви­ях во­зоб­нов­ле­ния германской экс­пан­сии на тер­ри­то­рии полабских славян мно­гие из них бы­ли вос­ста­нов­ле­ны. В X веке у обод­ри­тов ак­ти­ви­зи­ро­вал­ся про­цесс ин­те­гра­ции отдельных пле­мён (Венд­ская дер­жа­ва), от­кры­вав­ший пер­спек­ти­ву соз­да­ния собственного го­су­дар­ст­ва. Но он не по­лу­чил пол­но­цен­но­го раз­вития, в XII веке тер­ри­то­рии про­жи­ва­ния полабских славян вновь под­верг­лись германским за­вое­ва­ни­ям. В 1147 году со­сто­ял­ся так называемый по­лаб­ский кре­сто­вый по­ход, ор­га­ни­зо­ван­ный с бла­го­сло­ве­ния па­пы Рим­ско­го Ев­ге­ния III (смотреть Кре­сто­вые по­хо­ды в Вос­точ­ной Ев­ро­пе), ак­тив­ное со­про­тив­ле­ние ко­то­ро­му ока­зал князь обод­ри­тов Ник­лот. В ре­зуль­та­те но­вых кре­сто­вых по­хо­дов, в том числе с уча­сти­ем при­няв­ших хри­сти­ан­ст­во польских кня­зей, полабские славяне бы­ли за­воёва­ны. В 1168/1169 годы датский ко­роль Валь­де­мар I за­хва­тил и раз­ру­шил Ар­ко­ну. К ру­бе­жу XII-XIII веков все славяне зем­ли По­ла­бья бы­ли вклю­че­ны в различные германские государственные об­ра­зо­ва­ния и при­ня­ли хри­сти­ан­ст­во (в рим­ско-ка­то­лической фор­ме). На за­хва­чен­ных зем­лях уже в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье про­во­ди­лась по­ли­ти­ка ко­ло­ни­за­ции и гер­ма­ни­за­ции славянского на­се­ле­ния. До середины XVIII века язык и обы­чаи полабских славян со­хра­ня­лись к за­па­ду от ниж­ней Ла­бы (тер­ри­то­рия про­жи­ва­ния по­том­ков дре­ван). Ны­не на тер­ри­то­рии Гер­ма­нии про­жи­ва­ют около 60 тысяч лу­жиц­ких сер­бов.

Исторические ис­точники:

Гель­мольд. Сла­вян­ская хро­ни­ка. М., 1963;

Ви­ду­кинд Кор­вей­ский. Дея­ния сак­сов. М., 1975;

Адам Бре­мен­ский. Дея­ния ар­хи­епи­ско­пов гам­бург­ской церк­ви // Ла­ти­но­языч­ные ис­точ­ни­ки по ис­то­рии Древ­ней Ру­си. Гер­ма­ния, IX — пер­вая по­ло­ви­на XII в. М.; Л., 1989;

Тит­мар Мер­зе­бург­ский. Хро­ни­ка. 2-е изд. М., 2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *