Содержание
Цинга
В Средневековье даже авитаминоз мог стать смертельной болезнью. Например, цинга — недуг, который вызван острым дефицитом витамина C. Во время этой болезни повышается ломкость сосудов, на теле появляется геморрагическая сыпь, повышена кровоточивость десен, выпадают зубы.
Цинга была обнаружена во времена крестовых походов в начале XIII века. Со временем ее стали называть «морской скорбут», потому что в основном ей болели моряки. Например, в 1495 году корабль Васко да Гамы потерял 100 из 160 членов экспедиции на пути в Индию. По статистике, с 1600-го по 1800-й от цинги умерло около миллиона мореплавателей. Это превышает человеческие потери во время морских баталий.
Цинга. Источник: pinterest.com
Лечение от цинги было найдено В 1747 году: главный врач Морского госпиталя Госпорта Джеймс Линд доказал, что зелень и цитрусовые могут предотвратить развитие болезни.
Нома
Самые первые упоминания о номе встречаются в трудах древних врачей — Гиппократа и Галена. Позже она стала постепенно захватывать всю Европу. Антисанитария — лучшая среда для размножения бактерии, которая вызывает ному, а насколько известно, в Средневековье особенно не следили за гигиеной.
Нома. Источник: pinterest.com
Бактерия, попадая в организм, начинает размножаться — и во рту появляются язвы. На последних стадиях заболевания обнажаются зубы и нижняя челюсть. Впервые подробное описание болезни появилось в работах голландских врачей начала XVII века. В Европе нома активно распространялась вплоть до XIX века. Вторая волна номы пришла во время Второй мировой войны — язвы появлялись у заключенных в концлагерях.
В наши дни болезнь распространена, в основном, в бедных районах Азии и Африки, без надлежащего ухода она убивает 90% детей.
Бубонная чума
Впервые рассказ о чуме встречается в эпосе о Гильгамеше. Упоминания о вспышках болезни можно найти во многих древних источниках. Стандартная схема распространение чумы — «крыса — блоха — человек». Во время первой эпидемии в 551−580 годах («Юстинианова чума») схема менялась на «человек — блоха — человек». Такая схема называется «чумное побоище» из-за молниеносного распространения вируса. Во время «Юстиниановой чумы» погибли более 10 миллионов человек.
Бубонная чума. Источник: pinterest.com
В общей сложности от чумы скончались до 34 миллионов человек в Европе. Самая страшная эпидемия случилась в XIV веке, когда вирус «чёрной смерти» был занесён из Восточного Китая. Бубонная чума не лечилась вплоть до конца XIX века, однако зафиксированы случаи, когда больные выздоравливали.
В настоящее время смертность не превышает 5−10%, и процент выздоровлений достаточно высок, конечно, только при условии, если болезнь диагностирована на ранней стадии.
Лепра
Лепра, или по-другому проказа, начинает свою историю с древних времен — первые упоминания о болезни содержатся в Библии, в папирусе Эберса и в некоторых трудах врачей Древней Индии. Однако «рассвет» лепры пришёлся на эпоху Средневековья, когда возникли даже лепрозории — места карантина для зараженных.
Когда человек заболевал лепрой его показательно хоронили. Больного осуждали на смерть, клали в гроб, служили по нему службу, затем отправляли на кладбище — там его ждала могила. После погребения его навсегда отправляли в лепрозорий. Для своих близких он считался мертвым.
Лепра. Источник: pinterest.com
Лишь в 1873 году в Норвегии был открыт возбудитель лепры. В настоящее время проказу возможно диагностировать на ранних стадиях и полностью вылечить, но при позднем диагнозе больной становится инвалидом с стойкими физическими изменениями.
Черная оспа
Вирус оспы — один из самых древних на планете, он появился несколько тысяч лет назад. Однако свое название получил лишь в 570 году, когда епископ Марием из Аванша употребил его под латинским именем «variola».
Черная оспа. Источник: pinterest.com
Для средневековой Европы оспа была самым страшным словом, за нее жестоко наказывали как зараженных, так и беспомощных врачей. Например, бургундская королева Аустригильда, умирая, попросила своего мужа казнить ее врачей за то, что они не смогли спасти от этого страшного заболевания. Ее просьба была исполнена — врачей зарубили мечами.
В какой-то момент в Европе вирус распространился настолько широко, что невозможно было встретить человека, не болевшего оспой. У немцев даже сложилась поговорка: «Von Pocken und Liebe bleiben nur Wenige frei» (Немногие избегнут оспы и любви).
В наши дни последний случай заражения зафиксирован 26 октября 1977 года в сомалийском городе Марка.
«Анатомический человек» (также «Зодиакальный человек»), Très Riches Heures du Duc de Berry (Ms.65, f.14v, начало 15 века)
Средневековая медицина в Западной Европе состояла из смеси идей, существовавших с древних времен. В раннем средневековье , после падения Западной Римской империи , стандартные медицинские знания основывались главным образом на сохранившихся греческих и римских текстах, хранящихся в монастырях и других местах. Средневековая медицина широко понимается неправильно, ее считают единым подходом, состоящим из надежды на церковь и Бога на исцеление всех болезней, в то время как сама болезнь существует как продукт судьбы , греха и астральных влияний как физических причин. С другой стороны, средневековая медицина, особенно во второй половине средневекового периода (ок. 1100-1500 гг. Н.э.), стала формальным корпусом теоретических знаний и была закреплена в университетах. Средневековая медицина приписывала болезни и болезни не греховному поведению, а естественным причинам, а грех был связан с болезнью только в более общем смысле того мнения, что болезнь проявляется в человечестве в результате его падшего от Бога состояния. Средневековая медицина также признала, что болезни передаются от человека к человеку, что определенный образ жизни может привести к ухудшению здоровья и что некоторые люди имеют большую предрасположенность к плохому здоровью, чем другие.
Человек в христианской парадигме рассматривался двойственно. С одной стороны, человек изначально несет на себе печать греха, укорененного в телесности, с другой — в нем присутствует божественная частица — душа. На происхождение человеческой души в средневековой философии было два взгляда: креационизм и традукциоиизм. Первая концепция говорит, что душа человека творится Богом в момент рождения, вторая — что Бог сотворил души двух первых людей и поэтому все их потомки имеют душу. Душа в эпоху Средневековья представлялась как самостоятельная субстанция, но связанная с телом. Душа и тело — субстанции-антагонисты, и описанию противоположности свойств душевного (психического) и телесного в средневековой философии уделялось большое место. Также необходимо отметить, что связь души и тела была единственной в своем роде. Христианская доктрина отрицает переселение душ, поэтому у души может быть только одно тело. С мировоззренческой точки зрения это важный момент, подчеркивающий уникальность существования каждого человека и как бы говорящий ему, что он живет единственный раз, и как следствие этого, что других шансов исправить, или изменить что- либо не будет, поэтому нужно жить набело сразу. В этом смысле данный тезис способствует возрастанию личной ответственности за свои поступки и жизнь в целом. Стоит упомянуть, что христианство — монотеистическая религия, которая предполагает личного бога, т.е. Бога — личность. Соответственно, личность Бога предполагает личность человека. Между личностью Бога и личностью человека возможен диалог, реализуемый в молитве. Диалог предполагает взаимность между собеседниками, этот аспект подчеркивает, с одной стороны, особое отношение к человеку в христианской традиции, а с другой — особые требования к нему, касающиеся в первую очередь нравственных характеристик. И средневековая философия вводит в культуру новое понятие «личность», которое впоследствии стало одной из основных категорий психологической науки.
Одним из значимых аспектов христианской культуры является исповедь — опыт нравственного самопознания личности. Если античные мыслители были в первую очередь сконцентрированы на описании телесности, то средневековые философы обращались к познанию человеческой души. Более того, самоанализ и рефлексивность прочно вошли в ментальность европейского человека, что определило черты индивидуалистической европейской культуры и ее систему ценностей. В исповеди каждый человек должен отдавать отчет своим поступкам, мыслям, чувствам, осознавать свои мотивы. Очевидно, что культура исповеди стала прообразом интроспективного метода в психологии.
Основной чертой культуры европейского Средневековья является религиозная картина мира. В сравнении с античной философией изменилось понимание основных категорий: материя и душа приобрели субстанциальность, идея стала предикатом души, ее определяющим признаком и приобрела смысловое значение бестелесности. Категория «ум» приобрела значение способности и стала рассматриваться в соотношении с верой (эмоциональной составляющей). Впоследствии в психологии мышление и эмоции становятся различными полюсами оценки человеком внутреннего и внешнего мира. Идея судьбы приобрела новую трактовку и рассматривалась в раннем средневековье как Божье проведение. Концепция провиденциализма говорит, что каждому уже уготована судьба, и победа добра или зла в каждом человеке предначертана Богом. Тем не менее, позднее Средневековье допускало свободу выбора человека и возможность прийти к Богу через молитву, благие дела и т.д.
Итак, религиозность внесла коррективы в науку: основаниями средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм. Кроме того, средневековье вошло в историю человечества как эпоха, научившая человека самопознанию, самоанализу и нравственной самооценке.
Введение
Истоки эпидемиологии уходят в глубокую древность, так как эпидемии тяжелых заразных болезней человека были на протяжении всей истории и всегда наносили существенный ущерб здоровью населения нашей планеты.
Термином «эпидемия» (гр. epi — на + demos — народ) определялось нарастание или появление заболеваний, ранее не встречавшихся на определенной территории или встречавшихся не в столь значительном выражении.
Эпидемиология (греч. epidemiologia; от epidemia — массовое заболевание и logos — учение) — наука о причинах и законах массового распространения инфекционных болезней, методах их профилактики и ликвидации.
Борьба со смертоносными эпидемиями осуществлялась с незапамятных времен только эмпирически (конечно, на уровне знаний каждой эпохи). И по существу развитие эпидемиологии стало возможно только в начале XX столетия, в результате становления микробиологии как науки, когда впервые были выделены причинные агенты — возбудители различных заразных болезней человека, что и дозволило разработать научно обоснованные меры профилактики против некоторых из них.
Как всякая другая наука, эпидемиология имела свои выраженные, нередко поворотные этапы своего развития, которые были естественным следствием развития смежных научных дисциплин и появления новых фактов о природе каждого из этих массовых заболеваний.
Добактериологический период (до последней четверти XIX века)
На вопрос: когда, где и почему «начались» инфекции, точный и простой ответ дать невозможно. И эпидемиология как наука не «началась» в строго определенный исторический момент, она постоянно вырастала из отдельных фактов, наблюдений, формировалась и видоизменялась вместе с создающим ее человеком.
Казалось бы, что у того первобытного примитивного человеческого общества, которое еще даже не возделывало землю и не приручало животных, не должно и не могло быть тех заразных болезней, которые мы наблюдаем сейчас. В то же время палеонтологические исследования, уносящие нас вглубь тысячелетий, подтверждают, что некоторые хорошо изученные теперь инфекции (полиомиелит) были известны и в древнейшие времена.
Еще со времен Гиппократа предметом изучения науки об эпидемиях (эпидемиологии) были массовые заболевания, распространенные в человеческом обществе, именно в обществе, а не среди отдельных лиц. Уже одно это обстоятельство существенно отличало и отличает эпидемиологию от всех иных смежных биологических и медицинских наук, как, например, клиника заболевания, микробиология, иммунология, паразитология и др., которые не только возникли, но и оформились как науки значительно позже, чем эпидемиология. Причем объектом исследования являются отдельные индивидуумы (больные) или же отдельные факторы и компоненты, определяющие природу заболевания, но не причины развития массовых явлений (эпидемий) в человеческом обществе. Именно последнее обстоятельство не только было причиной самостоятельного развития эпидемиологии как науки, но и определило специфичность эпидемиологического метода исследования, преимущественно ему свойственного.
Таким образом, предметной областью эпидемиологии в отличие от предметной области клинической медицины с самого начала ее формирования была заболеваемость, а не болезнь.
В начальном периоде становления эпидемиологии последняя пользовалась методом наблюдения, сопоставления наблюдаемых явлений и сравнительным анализом полученных данных, т. е. установлением связей между наблюдаемыми явлениями.
История становления эпидемиологии, как науки уходит в седую старину. Одно упоминание имени Гиппократа — «великого отца медицины» — приводит нас к истокам медицинской науки в целом и эпидемиологии в частности.
Гиппократ поистине первый, кто «перенес философию в медицину, а медицину в философию», что имело принципиальное значение для развития науки об эпидемиях, которая призвана была изучить такие сложные социально-биологические явления, как массовые заболевания в человеческом обществе, решение которых без философии было бы немыслимо. Рассматривая многочисленные труды Гиппократа в области медицины, можно видеть, что многие из них касаются вопросов эпидемиологии, значительная часть которых сохранила свою значимость и до наших дней.
В своих сочинениях Гиппократ часто и подробно останавливается на групповых заболеваниях, обусловленных вредностями либо местными, либо появляющимися эпидемически. Этим темам посвящено несколько отдельных сочинений, в числе которых выдающееся «О воздухе, воде и местностях» (около 424 лет до н. э.), где собраны плоды его многолетних путешествий и размышлений на берегах Малой Азии, островах Эгейского моря и в Скифии. Он рекомендует «обращать внимание врачей на присутствие болот и топких мест, вредящих своими испарениями, а также на качество воды и на воздействие ветров времен года, даже дождя, температуры воздуха и пр.».
Те же мысли он высказывает и в трактате «О природе человека»: «Болезни происходят одни от образа жизни, другие— от вдыхаемого воздуха. Когда многие люди поражаются одновременно одной и той же болезнью, то надо полагать, что причина общая — нечто потребляемое всеми… и поражающее молодых и старых, мужчин и женщин, употребляющих вино и пьющих только воду, едящих ячменные пироги или только пшеничный хлеб, работающих много и трудящихся мало. Нельзя винить диету, ибо столько людей с самым противоположным образом жизни одержимы той же болезнью. Зато если одновременно проявляются различные болезни, то ясно, что индивидуальной причиной в каждом случае явится образ жизни, а потому необходимо установить причинный метод лечения, т. е. необходимо изменить образ жизни».
С эпидемиологической точки зрения особое значение имеют взгляды Гиппократа «о самозащитных силах организма» в борьбе с болезнью, высказанные им в vis medicatrix naturae. Гиппократ еще две с половиной тысячи лет тому назад отлично понял самое главное, что защитительные и всецелительные силы живого организма действительно огромны и что искусство врача должно лишь руководить и помогать этим природным свойствам и силам в их защитных усилиях. Разве вся современная иммунопрофилактика не служит целям, высказанным еще Гиппократом. Это особенно знаменательно еще и потому, что в его распоряжении не было ни микроскопов, ни чувствительных химических реактивов, в то время не было еще учения о фагоцитозе, не известны были ни иммунобиологические реакции, ни новейшие достижения иммунохимии, которые до сих пор еще не исчерпали этой чрезвычайно важной темы.
Гиппократ делал безошибочные эпидемиологические заключения, пользуясь одной лишь гениальной наблюдательностью, которая не только не потеряла своего значения в наши дни, а, наоборот, стала ведущим направлением современной эпидемиологии (global epidcmiological Servians).
Еще в древности были замечены две особенности массовых болезней: с одной стороны, склонность к повальному распространению среди людей, с другой — связь заболеваний с определенными местностями (территориями). Эти до известной степени противоположные тенденции в развитии эпидемий заразных болезней явились основанием для двух гипотез об их природе — контагиозной и миазматической, которые длительное время существовали, пока не были открыты возбудители заразных болезней, и тем самым были заложены научные основы для изучения их эпидемиологии.
Согласно первой гипотезе эпидемии возникают в результате проникновения в организм людей миазм (гр. .miasma — скверна) — «болезнетворных веществ» космо-теллурического происхождения, т. е. возникающих в воздухе или в недрах земли. Согласно второй гипотезе эпидемии возникают за счет заражения людей контагиями (лат. — contagium —зараза) «болезнетворными существами», передающимися от больных здоровым путем контакта.
Этот взгляд нашел отражение в древних письменностях Египта, Китая, Индии (Ведды, законы Ману), Иудеи (книга Левит), в которых для борьбы с распространением заразных болезней рекомендовались меры по изоляции больных (например, изгнание прокаженных из общества), простейшие меры дезинфекции и др.
Понятие о контагии более определенно выражено в трудах древнейших греческих и римских ученых Гиппократа, Лукреция, Цельсия. В середине века эти идеи нашли отражение в трудах Ибн-Сина (Авиценна), Фракастро, Сиденгама.
Джироламо Фракасторо (1478—1553 гг.) – выдающийся итальянский врач эпохи Возрождения, который заложил основы учения о «контагии».
Конституциональная гипотезу развил в своих трудах английский врач Самдешема (1627- 1689).
В России в добактериологическую эру гипотезу живой природы возбудителей заразных болезней обосновал и защищал выдающийся эпидемиолог Д. С. Самойлович(1724—1810). Он считается основоположником русской эпидемиологии.
Гипотеза о живой природе возбудителей заразных болезней окончательно утвердилась и стала подлинно научной теорией после великих открытий Пастера, И. И. Мечникова, Коха, с именами которых связано начало бактериологической эры учения о заразных болезнях.
Несколько иначе происходило развитие миазматической гипотезы. Эта гипотеза отражала еще в древности установленные факты связи некоторых инфекционных заболеваний с определенными местными условиями. Так, холера была известна в Индии с незапамятных времен под названием mame mori (большой мор), в Иране под названием abe morde (водная смерть), в то же время в Европе она, по-видимому, не появлялась до XIX века, если не считать возможных заболеваний холерой в войсках Александра Македонского во время его попыток завоевать Индию.
Столь же ограниченное распространение имела чума, встречаясь постоянно на определенных территориях (Индия, Китай) и лишь периодически приобретая повсеместное распространение (юстинианова чума VI столетия, «черная смерть» в Европе в XIV столетии и более поздние эпидемии этой болезни). Еще более выражена связь заболеваемости с определенными местными условиями при малярии. Все эти факты не могли не обратить на себя внимания еще в древнейшие времена и нашли отражение в трудах Гиппократа и других ученых древности. Гиппократ в своем трактате «О воздухе, воде и местностях» писал: «Заразные заболевания человека в своем большинстве подчинены сезонному ритму, они зависят от почвенных, климатических и географических особенностей определенной территории, определенной местности» (цит. по Lebrum и Deiaung).
В трудах ученых средних веков наряду с учением о контагии нередко проводится мысль о локально миазматических влияниях как причинах заразных болезней. Наибольшее развитие эта теория получила в XIX веке в трудах Петтенкоффера, объяснявшего разный уровень заболеваемости населения особенностями почвы, высотой стояния грунтовых вод и другими особенностями местности.
Взгляды Петтенкоффера были опровергнуты развитием микробиологии как несостоятельные и не могли, естественно, возродиться. Однако известная доля истины в них была и заключалась в том, что открытие возбудителя заразной болезни еще не дает понимания закономерностей распространения эпидемий.
Таким образом, начальный период развития эпидемиологии характеризовался развитием и совершенствованием метода наблюдения, что и позволило в определенной степени ограничить массовые заболевания (в том периоде в основном заразные) от других спорадических и не связанных единой цепью заболеваний, на основании чего и были созданы теоретические основы учения об эпидемиях.
Это обстоятельство способствовало разработке более или менее рациональных, хотя и эмпирических, мер борьбы с эпидемиями. Хорошо известно, что уже в этом периоде была установлена связь кишечных заболеваний с водой и продуктами питания, чумы— с грызунами, малярии — с комарами и т. д.
Уже в этом периоде были установлены и разработаны меры общей и частной профилактики некоторых заразных болезней человека.
Например, метод специфической профилактики оспы по Дженнеру. До введения оспопрививания по методу Э.Дженнера только в Европе оспой ежегодно заболевало около 10 млн человек, из которых умирало от 25 до 40 %.
Родоначальником эпидемиологического метода в современном его понимании иногда называют английского врача Сноу, который в предбактериологический период вскрыл истинные механизмы распространения холеры в Лондоне на основе исключительно сопоставления патогенеза инфекции и условий ее распространения, а также сопоставления особенностей распределения заболеваний с теми условиями, в которых они возникают. Им впервые было сформулировано положение о контролях при проведении эпидемиологических исследований. Джон Сноу навсегда вошёл в историю медицины и как пионер-эпидемиолог. Именно он был первым врачом, который заявил о распространении холеры водным путём.
Первые десятилетия бактериологического периода (конец XIX века – начало XX века)
Второй этап развития эпидемиологии как науки относится ко 2-й половине XIX столетия, т. е. периоду, который принято называть «золотым веком» бактериологии, а несколько позже, вирусологии, когда была раскрыта паразитическая природа большинства тогда массовых болезней в человеческом обществе.
Сам факт получения чистых культур микроорганизмов — этиологических агентов заразных болезней человека, возможность дифференцировки различных клинических проявлений одной и той же нозологической формы заболевания, раскрытие возможности постановки в биологических экспериментах на животных, наконец, зарождение теории иммунотерапии — создали научно обоснованную базу развития эпидемиологии и в первую очередь проблемы специфической профилактики заразных болезней человека.
В этом периоде эпидемиология прочно встала на путь научного развития, а успех эпидемиологии в борьбе и профилактике инфекционных болезней поставил эту науку на первое место среди наук гигиенических, целью которых является охрана здоровья человечества и общества, и сделал ее основной наукой — предупредительной медициной (М. Кандау).
Эпидемиологические исследования позволили установить, что распространение заразных болезней человека, помимо ряда биологических факторов, зависит от условий жизни людей и прежде всего от общественно-экономических условий.
Эпидемиология этого времени в России
В учебных медицинских заведениях (начало XIX века) на первых этапах дифференциации медицинской науки, теоретический курс эпидемиологии преподавался в органической связи с клинической медициной. Практические же аспекты профилактики в течение длительного времени (до второй половины XIX века) преподавались в самостоятельном курсе медицинской полиции. Это объяснялось тем, что рекомендации того времени по профилактике эпидемий сводились к тем или иным гигиеническим мероприятиям, проведение которых могло быть осуществлено лишь администрацией.
Затем курс медицинской полиции был переименован в курс гигиены и медицинской полиции. А в конце 60-х — начале 70-х годов XIX века на медицинском факультете Московскою университета и в Петербургской военной медико-хирургической академии были открыты самостоятельные кафедры гигиены, программы преподавания на которых включали преимущественно вопросы эпидемиологии. Первые заведующие кафедр гигиены Ф. Ф. Эрисман (Москва) и С. П. Добрословин (Петербург) были в равной степени гигиенистами и эпидемиологами.
Дифференциация гигиены и эпидемиологии способствовали бактериологические открытия последней четверти XIX века. Благодаря работам Л. Пастера, Р. Коха, П. Мечникова. П. Эрлиха, Д. И. Ивановского, Н. Ф. Гамалеи инфекционная природа эпидемических болезней стала уже не гипотезой, а фактом.
Центром развития эпидемиологии в России в конце XIX — начале XX века стала земская медицина. Основным методическим инструментом представителей земской медицины была статистика. С этой точки зрения эпидемиологию иногда образно называют своеобразной «игрой в цифры», отражающие показатели заболеваемости или другие проявления, характеризующие здоровье населения.
Выявилось три направления эпидемиологических сопоставлений показателей заболеваемости (смертности и др.): по территории (географическая эпидемиология), среди различных групп населения (профессиональная эпидемиология) и во времени (историческая эпидемиология). Благодаря таким исследованиям все очевидней становилась ограниченность чисто микробиологического подхода к борьбе с эпидемиями. Известный земский врач С. Н. Игумнов писал, что попытки побороть эпидемии «с помощью изоляции и гидропульта так же глубокомысленны и так же безнадежны, как старания бороться с преступностью и идеями с помощью тюрьмы и полиции».
Период возрождения и развития эпидемиологии на новой научной основе (начало второй четверти XX века до настоящего времени)
Возрождение эпидемиологии на новой теоретической и методической основе происходило на базе синтеза достижений новых медицинских наук в интересах объяснения причин и условий возникновения и распространения эпидемий и обоснования мер профилактики.
Открытие возбудителей ряда инфекционных заболеваний сделало возможным научно обоснованное их изучение и ликвидацию в масштабах государств, регионов, континентов, а порой и всего Земного шара (например, ликвидация оспы).
Третий период развития эпидемиологии теснейшим образом связан с научно-технической революцией в области естествознания в целом и биологии в частности. Сущность заключается в том, что еще сравнительно недавно сложные биологические явления природы, к которым могут быть отнесены и инфекционные заболевания, вследствие слабого развития некоторых точных наук с трудом поддавались объективному изучению. Эпидемиологам часто приходилось ограничиваться добросовестным описанием отдельных фактов и зримо наблюдаемых явлений, редко удавалось научно обоснованно выявлять все связующие их закономерности, которые в основном строились или на эмпирических наблюдениях, или результатах научного эксперимента, теоретического объяснения которому еще не было.
Развитие вирусологии, генетики микроорганизмов, молекулярной биологии, биохимии возбудителей и биохимии вирулентности организмов и др. способствовало развитию эпидемиологии, призванной раскрывать причины такого сложного социально-биологического явления, как массовые заболевания в человеческом обществе. Этим и объясняется, что современная эпидемиология является весьма широкой медицинской дисциплиной, имеющей обширные междисциплинарные связи с множественными областями медицинской и др. наук.
Из всех медицинских наук она наиболее близко соприкасается с проблемами биологическими и в первую очередь с познанием природы возбудителей болезней (микробиологией); с проблемой реакции организма человека на встречу с патогенными и непатогенными паразитами (общей и частной иммунологией) ; с учением о факторах внешней среды (экологией человека, животных и микроорганизмов); с учением о наследственности (генетикой); с проблемами математическими, социологическими, философскими и др.
Эпидемиология своей близостью к этим наукам не только использует их достижения и методы исследования, но и теоретически осмысливает их, подчиняя последние интересам решения эпидемиологических задач. Этим и объясняется, что в процессе своего исторического развития эпидемиология обнаруживает выраженную тенденцию к постепенному расширению границ предмета своих исследований.
Мировые эпидемии и пандемии
На протяжении всей истории Нового времени на Земном шаре продолжали свирепствовать эпидемии — массовые инфекционные заболевания в масштабах города, страны, региона — и пандемии (греч. pandemia — весь народ в целом) — необычайно сильные эпидемии, охватывавшие несколько стран и континентов. Они поражали огромные массы населения. Их география неуклонно расширялась. Среди инфекционных заболеваний выделяют особо опасные инфекции (чума, оспа, холера, желтая лихорадка); их характеризуют высокая контагиозность, быстрота распространения и высокая смертность.
В XVI — XVII вв. в мире повсеместно распространилась оспа — одна из древнейших инфекционных болезней, известная в Старом Свете еще с III тысячелетия до н.э. В начале XVI в. она впервые была завезена испанскими конкистадорами на Американский континент. Число жертв, унесенных оспой только на территории современной Мексики, составило 3,5 млн. человек.
Высокая смертность от инфекционных болезней, которая, как правило, превышала человеческие жертвы во время военных действий, была связана также с частыми эпидемиями гриппа. Только в XVIII в. из семи крупных эпидемий гриппа четыре приняли характер пандемий.
В 1817 г. из Индии в Европу впервые была завезена холера, которая до того времени была распространена только в пределах Юго-Восточной Азии (долины рек Ганг и Брахмапутра были эндемичными очагами холеры). В течение XX в. мир потрясли шесть пандемий холеры. Они имели катастрофические последствия для всех материков Земного шара.
В России холера появилась лишь в первой трети XIX в. Тем не менее только в XIX столетии в России было восемь эпидемий холеры, в результате которых погибло более 2 млн человек. Начало изучению этой «новой» для России болезни положили врач-декабрист Н. Г. Смирнов (1829 г.), И. Е. Дядьковский и М. Я. Мудров(1831 г.).
Огромный ущерб человечеству нанесли также эпидемии желтой лихорадки и сыпного тифа, столбняк и малярия, дизентерия и гельминтозы.
Однако самыми опустошительными были эпидемии чумы. После второй ее пандемии (1346 —1348 гг.), вошедшей в историю под названием «черная смерть» и унесшей треть жителей Европы, вспышки чумы периодически повторялись в разных странах мира: Англии (Лондон, 1665 г.), Франции (Марсель и Тулон, 1720 —1721 гг.), России (Москва, 1654 —1655 гг., 1770 —1772 гг.) и т.д.
В 1892 г. в Юго-Восточной Азии зародилась третья пандемия чумы. Выйдя за пределы континента через портовые города, она в короткие сроки охватила Европу, Африку, Австралию, Северную и Южную Америку. За 10 лет третья пандемия чумы унесла более 12 млн. человеческих жизней.
Начало научной разработке основ государственных мероприятий по пресечению чумы и борьбе с ней было положено в XVIII в. В значительной степени это связано с историей России и особенно с эпидемией моровой язвы (бубонной чумы) в Москве в 1770 —1772 гг.
Во время первой Русско-турецкой войны (1768 —1774 гг.) чума была занесена в Европу из Турции. В конце 1769 г. она появилась в русских войсках, омрачив их блистательные победы; в начале 1770 г. охватила Молдавию и Валахию, к лету перешла в соседние польские провинции, охватила Украину, затем проникла в Центральную Россию и неуклонно продвигалась к российской столице.