Борисоглебск в Ярославской области

Визит в Борисоглебский на Устье Ростовский монастырь (а именно так, если верить умнышке-Википедии, звучит наименование мужского православного монастыря в посёлке Борисоглебский на трассе Р153 из Ростова в Углич) в очередной раз убедил меня в истинности вычитанного где-то суждения о том, что монашеские обители – реально местА с какой-то космогонической энергетикой и непередаваемой словами аурой «параллельной Вселенной». Рассказывать за историю Борисоглебскогго монастыря – дело, ИМХО, неблагодарное: всяко разно интернет-источники сделают это намного лучше меня. Поэтому позволю себе остановиться лишь на некоторых увиденных в ходе посещения обители объектах. Застыв на мгновение перед входом на территорию монастыря через арку Северных (или Водяных) ворот с размещённой в них церковью Сретения Господня, не мог оторвать взгляда от созерцания архитектурного совершенства сооружения: стройный основной объём сакрала, завершённый классическим пятиглавием, в котором четыре боковые главки-«луковки» на тонких слепых барабанчиках, «сдобренных» богатым декором, вступают в эдакое визуальное «противоречие» с массивной главной луковичной мега-главой, покоящейся на мощном световом барабане. Декор наружки сакральных ворот реально доставляет: четверик Сретенской церкви расчленён по центру лопаткой, своей вершиной упирающейся в изящный колончатый фриз, а как бы «утопленные» оконные проёмы симпатично обрамлены узорчатыми наличниками. Рассказывая об этом объекте не могу не упомянуть об изящном мини-сакрале – часовне Иринарха Затворника, встречающей путника при входе в монастырские ворота (она «прилепилась» к основанию левой фланкирующей башни). Сравнительно «молодое» сооружение – возведено в 80-х годах XIX века тщанием борисоглебских прихожан в благодарение преподобному Иринарху-затворнику, самому почитаемому ими святому. Последний в течение 30 лет подвизался здесь в затворе, а в 1608 году благословил на борьбу с польско-литовскими интервентами князей Михаила Скопина-Шуйского и Дмитрия Пожарского. Практически в центре монастырской территории в пасмурное августовское небо единственной главой «воткнулся» собор Бориса и Глеба, первых русских святых, канонизированных в лике мучеников-страстотерпцев, покровителей Земли Русской и «небесных помощников» правителей Руси. Воздвигнутый в замшелом 1522 году, Борисоглебский храм выделяется среди ранее виденных мной культовых сооружений необычным купольным завершением: видимо, с целью эдакого визуального возвышения роли сакрала в окружающем храмовом сонме, безвестный зодчий надстроил барабан, завершающий четырёхскатную кровлю церкви, тем самым добавим ему высоты, при этом первоначальная шеломовидная глава была заменена на приплюснутую главу луковичной формы «с перехватом». Рядышком с собором Бориса и Глеба «подпирает» небо изящная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы – домовая церковь настоятеля монастыря, возведённая в далёком 1524 году. Вытянутый четверик сакрала, завершённый четырехскатной кровлей, венчает золочёная главка-«луковка» на тонком слепом барабане, богато декорированном аркатурно-колончатым поясом. В южной части монастырской территории рядом с Южными воротами в объектив моего верного фотика попало величественное культовое сооружение, несколько отличающееся по архитектуре от иных монастырских объектов – церковь Преподобного Сергия Радонежского. Облик храма даже не совсем разбирающемуся в сакральном зодчестве сразу же даст представление об особенностях церквестроительства, характерных для ростовской архитектурно-сакральной школы XVII века. Симпатичный пятиглавый храм с оригинальными закомарами мощно возвышается рядом с воротами на монастырскую территорию, подчёркивая неприступность стен обители. И более всего (в архитектурном плане) при посещении Борисоглебского монастыря меня поразила церковь Иоанна Предтечи, высящаяся чуть южнее Борисоглебского собора: трёхъярусное прямоугольное в плане сооружение, представляющее собой звонницу с размещённым в ней сакралом, освящённым в честь ближайшего предшественника Иисуса Христа, предсказавшего пришествие Мессии, несмотря на свою кажущуюся монументальность, визуально воспринимается совершенно иначе. Благодаря просто фантастическому мастерству безвестных зодчих нашему взору предстаёт лёгкое сооружение, как бы «парящее» над земной твердью и устремлённое ввысь тремя небольшими луковичными главами на удлинённых слепых барабанчиках (центральный – световой). И ещё одна мало известная архитектурная особенность монастырской церкви Иоанна Предтечи: с востока к основному объёму храма примыкает высокая прямоугольная апсида, хотя во второй половине XVII века подобная форма алтарных выступов была запрещена существовавшими церковно-архитектурными правилами. Прощаясь с Борисоглебской обителью, почему-то невольно вспомнил строки из творения Виктора Гюго «Отверженные»: «Монастырь – противоречие. Его цель – спасение; средство – жертва. Монастырь – это предельный эгоизм, искупаемый предельным самоотречением…»… И это – на фоне удивительного и супер-фотогеничного сакрально-архитектурного многообразия!!! Настоятельно рекомендую!!!…

~ О нашем Эко-районе ~

Жилой комплекс «Борисоглебское» является уникальным эко-районом Новой Москвы, расположенном в деревне Зверево Новофедоровского поселения и относится к Троицкому административному округу. Земельный участок уютно размещен в экологически чистом районе всего в 35 километрах от МКАД по Киевскому шоссе.

Площадь эко района составляет 120 га, где планируется строительство Кленового, Березового, Сиреневого и Рябинового кварталов, объединенных между собой общей зеленой аллеей. Всего будет насчитываться 219 трехэтажных жилых домов с живописными зелеными зонами для отдыха. Для владельцев автомашин и гостей жилищного комплекса предусмотрены гостевые придомовые автостоянки. Двор каждого дома обустроен детскими игровыми площадками. Центральная улица ЖК «Борисоглебское» будет представлять собой бульвар с велодорожками протяженностью около 1,5 км, начинающийся от ж/д станции Рассудово. Приобрести квартиру в новом эко районе «Борисоглебское» можно в ипотеку, рассрочку, а также другими способами покупки.

Борисоглебский монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Ярославская митрополия, Переславская епархия, Борисоглебское благочиние

Наместник — игумен Иоанн (Титов)

Святыни:
В Борисоглебском монастыре хранился восьмиконечный деревянный крест, которым, по преданию, прп. Сергий благословил основателей обители (в настоящее время в собрании Борисоглебского музея). Крест обит тонким листом золоченого серебра, оклад сделан, вероятно, в 1-й четверти XV в.
В обители почитался список с Лиддской (Римской) иконы Божией Матери, привезенный в Борисоглебский монастырь из Москвы 9 февр. 1588 г. строителем Варлаамом (с 1954 — в Ростовском музее). В 2001 г. по благословению Ярославского архиеп. Михея (Хархарова) в был выполнен список с иконы и передан в Борисоглебский монастырь.
Другая реликвия монастыря — «охранное знамя Сапеги». Знамя выполнено в форме хоругви, на нем изображен арх. Михаил, охраняющий врата рая, и Иисус Навин. По легенде, это знамя Ян Сапега захватил в одном из сражений с рус. войсками (более вероятно, что это произведение годуновской школы шитья происходит из суздальского Покровского мон-ря, разграбленного поляками). Спасаясь после поражения от рус. войск под Калязином, Сапега остановился лагерем у Б. м. и оставил знамя в обители.

Храмы монастыря

  • Собор свв.кн.Бориса и Глеба
  • Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Церковь преп.Сергия Радонежского
  • Церковь св.Иоанна Предтечи
  • Церковь Сретения Господня

Музей-филиал Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
С 1924 г. по настоящее время на территории Борисоглебского монастыря существует музей-филиал Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». В музее действует несколько экспозиций, к показу предлагаются переходы крепостных стен и смотровая северо-восточная башня.

Проезд:
от Ростова Великого по шоссе Ростов-Углич или автобусом с автовокзала до остановки пос. Борисоглебский

bgm.pa@mail.ru (48539) 2-15-41 Адрес: Ярославская область, п. БорисоглебскийИдет
История:
В 18 км. от Ростова находится посёлок Борисоглебский. Главной достопримечательностью его является монастырь, основанный в честь первых русских святых князей Бориса и Глеба. Сам Сергий Радонежский благословил в 1363 году на создание монастыря новгородских монахов Фёдора и Павла. Историческое предание сообщает о том, что Сергий Радонежский выбрал место для строительства нового общежитийного монастыря, предсказав его дальнейшее процветание: «Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие, а страстотерпцы Бориса и Глебе в помощь да будут, в предыдущие времена превознося монастырь под великими лаврами». Все строения в монастыре были деревянными. Таковым он просуществовал 159 лет.

Борисоглебский монастырь был любим московскими князьями и первыми русскими царями, считавшими его своим «домашним». Во время междоусобной войны середины XV в. в стенах Борисоглебской обители находил приют великий князь Василий II Тёмный. В 1440 году Борисоглебский игумен Питирим крестил в стенах монастыря первого русского царя Ивана III, сына Василия Тёмного. Как и отец, Иван III всю жизнь жаловал «домашний» монастырь деньгами и вотчинами. При сыне Ивана III, Василии III, в 1522 году в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. Для этой цели в обитель был направлен великого князя мастер «каменный здатель» Григорий Борисов. В монастыре налажено производство кирпича, из округи свозятся валуны для фундаментов, добывается песок, чудесным образом обретается известь. Трижды посещал Борисоглебскую обитель Иван IV Грозный, причём первый раз ещё юношей в 1545 году. Иван Грозный сделал более 20 вкладов в Борисоглебский монастырь: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов. Вклады в Борисоглебский монастырь делали также цари Борис Годунов, Алексей Михайлович, князья Сабуровы, Пивовы, Бельские, Шуйские, Пронские, Орловы, Сумароковы и другие. К середине XVII века Борисоглебский монастырь владел 22 тыс. десятин земли и 4-мя подведомственными монастырями: Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью и Никольским на Бою. Он по праву считался одним из богатейших в Ростовской митрополии. Очень известен был Борисоглебский монастырь в начале XVII в., когда в его стенах подвизался затворник преподобный Иринарх (1548-1616 гг.). Иринарх прославил обитель своим духовным подвигом, взяв на себя высшую степень монашеского жития — затвор, прожив в веригах 38 лет. Именно он предсказал царю Василию Шуйскому «пленение Руси поляками». В стенах Борисоглебского монастыря побывали полководцы: князья Б.М. Лыков, М.В. Скопин-Шуйский, Д.М. Пожарский и К. Минин, видевшие в преподобном Иринархе духовного наставника.
Одновременно со строительством Ростовского кремля в конце XVII века, по указанию Ростовского митрополита Ионы Сысоевича, на территории Борисоглебского монастыря начинаются масштабные строительные работы: перестраиваются уже существующие здания и возводятся новые. Проведённые Петром I и Екатериной II секуляризации церковных доходов и земель, введение монастырских штатов, сделали Борисоглебскую обитель заурядным второклассным монастырём. Источником существования монастыря в XVIII-XIX вв. были 280 десятин земли, сад с восьмилучевой планировкой и доходы от сдачи в аренду башен и монастырских торговых лавок за крепостными стенами. Из царствующих особ в Борисоглебском монастыре побывали лишь Екатерина II и Александр III, да и то проездом из Углича в Ростов, совершая паломничество по святым местам.
Официально Борисоглебский монастырь был упразднён в 1924 году. Часть зданий была передана Ростовскому государственному музею, часть оставалась у верующих. К концу 1929 г. на территории монастыря действующих храмов уже не было. В 1989 г. богослужения в соборе Бориса и Глеба возобновились, а в декабре 1994 г. возрождён Борисоглебский мужской монастырь.

Ежегодно перед праздником Ильи пророка, мирского ангела преподобного, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 километрах от монастыря, что близ села Кондакова — родины святого. В 1998 году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей благословил возобновить традицию пеших крестных ходов к источнику преподобного Иринарха. Участники по очереди одевают на себя вериги преподобного, в конце все купаются в источнике. Крестный ход начинается архиерейской Литургией в Борисоглебском монастыре.
Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.
Монастырь стал крупным духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.
В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.
Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). В 1954 году эта организация была упразднена, но уже в 1961 году он снова возродился, уже как «народный музей». Позднее он вновь становится филиалом Ростовского музея-заповедника.
С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *