Божба, что это?

Бог очистительной присяги не принимает.
Божиться не велят, а лгать заказывают.
Брат брату – голова (головой) в уплату.
Будь я (или: Не будь я) тем-то (или: такой-то), коли это неправда.
В городе порука, на воде перевоз.
В напрасно побожиться – черта лизнуть.
В первый и в последний.
Верь бороде, а порука в воде (водяной).
Взгляни-ка на меня! Взгляни-ка на бога-то!
Виноват, так смолчим.
Возьми себе на домовину (говорят вору или обидчику).
Вор божится – недоброе затевает.
Вор по воре всегда порука.
Вот те бог, не виноват.
Вот тебе моя рука, что изо ржи будет мука.
Вши воду видели, а валек люди слышали (улика прачке).
Где клятва, тут и преступление.
Горе идущему, горе и ведущему (об очистительной присяге).
Горе клянущемуся, а вдвое на грех (на клятву) ведущему.
Давность – не малый (первый) свидетель.
Дай бог, чтобы мне до утра красного солнышка не видать (шутка).
Даю руку свою на отсечение. Хоть правую руку отрубить. Хоть руку прочь по локоть.
Денежный грех на богатого, а у бедного все одна шкура в ответе.
До гробовой доски.
Доправь на нем: кафтана нет, так своя шкура не ворочана.
Ему же дано много, много и взыщется.
За друга поручиться, от недруга помучиться (т. е. друг обратится в недруга).
За три вещи не ручайся: за часы, за лошадь да за жену.
За что купил, за то и продаю.
За чужую душу не божись!
За это головой ручаюсь.
За это дело ответит грешное тело (а не душа, не совесть).
Закажу своим и чужим.
Заповеданного не трогать. Чур, заповедано!
Заручился, как головою приложился.
Знайку (видка, притомного, свидетеля) на суд ведут.
Знайку в суд ведут, незнайка дома сидит.
Знать не знаю, а дело мое. Пушто, не знаю, а побожусь.
И другу и недругу закажу.
И сам зарекусь (закаюсь) и другу и недругу закажу.
Ирод клянется, Иуда лобзает, да им веры неймут!
Как пить дам (верно сделаю, исполню).
Клятва умному страшна, а глупому смешна.
Коли вру, так дай бог хоть печкой подавиться.
Кому клялся, тому и прощаюсь.
Круговая порука. Миром снесем.
Кто без дела божится, на того нельзя положиться.
Кто в грехе (в деле), тот и в ответе.
Кто много врет, тот много божится.
Кто поручится, тот и поучится (помучится).
Лучше божбы: ей-ей, ни-ни!
Лучше в чужу голову, чем в свою.
Лучше умирать, а креста не целовать.
Мельницу строить – за подтоп отвечать.
На жизнь и на смерть.
На ком оборвется, тот и отвечай.
На свои глаза свидетелей не ставлю.
Не божись, в долг поверю.
Не божись, и без божбы грехов за плечами в кошеле не снесешь.
Не божись, и без божбы никто не поверит.
Не божись, кровь носом пойдет (поверье).
Не дай бог выдать доброго человека!
Не дай бог и злому татарину.
Не дай бог ни вам, ни нам!
Не закладывайся: за овин, за мерина да за жену (сгорит, убьет, согрешит).
Не клянись, матка, не рожать дитятка (родишь поневоле).
Не побожившись, и сам себе не верит.
Не ручайся и за свою подоплеку!
Не стану пить винца до смертного конца.
Не я ответчик – спина моя.
Невольная (Нуженая) клятва отпускается.
Нуженая присяга – не наш грех.
Нуженого бог прощает.
Отобравший клятву и отпускает ее.
Отоймись рука и нога, коли неправда.
По конец века зарекусь, не стану.

По чужим словам, что по лестнице.
Поднять икону (снять для клятвы икону).
Помни праотцев: заповедного не тронь!
Поневоле старуха клянется, коли врет.
Порука – мука (наука; вперед наука).
Порука – работа; порука – те же деньги.
Послух в очь (всуочь) берет, в темени родится (арханг.).
Пуслуха на пуслуха не берут (свидетеля).
Потянуть руки на бога (снять для клятвы икону).
Право – великое слово.
Раз не враз, и вперед не горазд.
Распинаться за что, за кого (божиться, ручаться).
Родился – не делал (того-то), умру – не сделаю.
Рука согрешит, а голова (спина) в ответе.
Ручаясь за друга, предаешься врагу.
С воскресенья до поднесенья (не буду пить).
С горы виднее (т. е. со стороны, напр. в игре).
Свидетеля за волоса дерут (тянут).
Сегодня ни пито, ни едено. Сегодня праху во рту не было.
Сегодня только вода на лице была (божба натощак).
Слался цыган на своих детей.
Стоять всем за одного и одному за всех.
Тот печалься, кто ручался.
Ты в стороне, а я в бороне.
Ты кобылою, кобыла хвостом, а хвост жеребенком (клянутся).
Фонарики горят да горят, а видели ль, не видали, – ничего не говорят.
Хоть в нитку избожись, не поверю.
Хоть голову на плаху.
Хоть мужик божится, а кисель в приданое не годится.
Хоть на нож, так не хочу (или: не поверю).
Хоть при колокольном звоне, под присягу пойду.
Хоть приложись, так не поверю.
Чего не знаешь, за то не отвечаешь.
Чего, уж чрез детей божится, весь дом заклял.
Чтоб мне до утра не дожить. Чтоб меня сейчас же поразило. Что сегодня пил и ел, не пройди сквозь. Чтобы мне свету божьего не взвидеть. Лопни глаза. Сквозь землю, в тартарары провалиться. Чтоб мне на месте умереть. Детей своих бы не видать. Весь живот прах возьми. Сгинь последняя животина. Сгори мой дом. Чтоб мне ослепнуть, оглохнуть. Чтоб мне первым куском поперхнуться (подавиться). Отсохни руки и ноги. Иссуши меня, господи, до макова зернышка. Лопни моя утроба. Хоть однова дохнуть.Чтоб мне с места не встать. Чтобы мне всему высохнуть.
Я до сих пор никого не обманывал, что вперед бог даст.
Я его выручил, а он меня выучил.

Примеры употребления слова божиться в литературе.

В айнском клубе, и основателем которого и несколько лет членом был Алпатов, повесили на почетном месте его портрет, писанный с карточки местным живописцем Аверьяном Собачкиным, который божился даже, что за пятнадцать рублей масляными красками лучше сделать нельзя.

Мы божимся, что вшей нет, но все-таки для порядка приходится раздеться, войти в пустую баню, окатиться из шайки с еле-теплой водой — и обратно.

Затем он часто упоминал имя божие и особенно Христа-спасителя во время нищенства, а во время своей торговой деятельности клялся и божился, призывая господа бога в доказательство доброкачественности и дешевизны спичек, конвертов и бумаги, — с расточительностью, воистину греховной.

Дворянин божился, рвал себя за грудь, а иные, прося, плакали, что вконец захудали на землишке и помирают голодной и озябают студеной смертью.

И хотя врач божился, что после операции он снова будет видеть, Леб не верил.

Солдат 1-й И не впервые так случится, Что это будет жизни стоить Неисполнительным солдатам, А особливо если мы Сообразим, что наш начальник, Взнесенный славою Дон Лопе Де Фигероа, воин смелый, Но проклинатель первый сорт, Всегда ругается, божится, А если судит, так в минуту, И не поморщится, как друга Отправит вмиг на тот он свет.

Пастушонок Колька божился, что самолично видел, как однажды перед выгоном коров бабка Нюра перестригала наискосок ножницами колхозное просяное поле, так там после родилось одно пустоколосье.

Стал я богом божиться — не знаю, мол, что к чему, приказано, дескать, передать письмишко, а я не причинен.

Они браковали продукты без всякого зазрения совести, и Плавунец истошным голосом клялся и божился, уверяя, что продукты хороши и что сотрудники экспедиции не цацы, могут, мол, съесть и такие.

Эдита становится дневальной, врач Волкова, перепугавшись, что Подуст и ее втянет в историю, божится, что никакой такой записи про сифилис у Эдиты в карточке нет, заявление в суд отправляется сразу же, а Подуст, придя в зону, попадает в полный бойкот.

Но я беседовал с одним убойщиком, который поставляет лошадиное мясо для собачьего корма, так он божится, что этот Спэк из Ньюбери отправляет за год во Францию и Бельгию по меньшей мере пятьсот лошадей.

Растирая сопли отчаянья, капитан божился и уверял следователей военной прокуратуры, что рядовой Градов о творящихся во вверенном ему подразделении беззакониях не докладывал и что вообще он был никудышным, бестолковым солдатом, который только и делал, что спал на посту, занимался онанизмом и увиливал от службы.

Щурка неумеренно горячо и восторженно хвалила красоту герани и горшка, который и в самом деле был совсем не такой, как у всех, а весь, в прекрасной зеленой расписной глазури преувеличенно громко и весело, смеялась над тем, что Дуся перепутала, когда мамин день рожденья, яростно, стуча себя кудачишком в грудь, божилась, что не забудет отломить от этой герани веточку, чтобы ее мама, когда пойдет в тюрьму на свидание с Егором, передала ему эту веточку на память от Дуси.

Он клялся и божился, что никогда больше не взглянет на негодную голландку, однако не преминул на следующий же вечер в обычный час оказаться у Левенгука и глазет прекрасную Дертье еще упорнее, чем раньше, если только это возможно.

Адвокат покраснел и стал клясться и божиться: — От меня кавалер Помидор никогда ничего не узнает.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Не спеши божиться, но всячески избегай божбы, боясь как бы ради ее не впасть в клятвопреступление, от Бога отчуждающее, и к беззаконным причясляющее.

Святитель Григорий Палама

Пророк Моисей Боговидец

Заповедь о божбе

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20:7).

Иисус Христос (Спаситель)

Да будет слово ваше: да, да; нет, нет

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:33-37).   

Святитель Григорий Палама

Не спеши божиться, но всячески избегай божбы

Не возмеши имени Господа Бога твоего — всуе (Исх. 20:7), — ложно божась или клянясь ради чего-либо земного, или ради страха человеческого, или ради стыда, или ради собственной корысти. Клятвопреступление есть отречение от Бога. Потому не спеши божиться, но всячески избегай божбы, боясь как бы ради ее не впасть в клятвопреступление, от Бога отчуждающее, и к беззаконным причясляющее, но будь истинен во всех словах своих, и доставишь им чрез то твердость клятвы. Если же когда случится тебе без нужды связать себя клятвой, то, когда это будет в чем-либо сообразном с божественным законом, делай то, поколику оно законно, а вину свою, что так неосмотрительно поступил, очисть милостыней, молитвой, плачем и тела озлоблением, умилостивляя тем Христа, рекшего: не клянись, или не божись. — Когда же то будет в чем-либо беззаконом, то смотри из-за божбы своей (неразумной) отнюдь не делай дела беззаконного, чтоб не быть сопрочастну к пророкоубийцу Ироду. Но оставь эту беззаконную клятву неисполенною, положи потом себе законом не божиться и не клясться без разбора, спеша умилостивить Бога, приболезненнейше пользуясь вышеуказанными врачевствами.

Святитель Тихон Задонский

Божба

Крайне берещися имя Божие напрасно поминать, где не надлежит (о чем учитель может рассказать), и не божиться, как обычай многих есть: «ей Богу, на то Бог, на то Христос», или… «вот тебе Бог, вот тебе Христос!»… но, по Христову словеси, только да будет слово: «ей, ей!». Во лжи и шутках крайне берегись помянуть имене Божия, да не тотчас суд Божий постигнет тебе.

Ибо Бог наш есть огнь поядаяй. Вошли в обычай божбы, крайне непристойныя христианам, как-то: «ей Богу, на то Бог, свидетель Бог, видит Бог, на то Христос», и проч.; и поминаются оне от людей часто, и почти во всяких словах. Таковые божбы не иное что суть, как сатанинский вымысл, на безчестие имене Божия и погибель человеческую изобретенный. Ты берегись тако и подобно тому божиться. Когда нужда будет тебе утвердить истину, буди тебе слово Христово: «ей, ей; ни, ни» (Мф. 5:37). Прочее все от неприязненнаго духа.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Грехи против Господа Бога… напрасная божба

Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

Святитель Феофан Затворник

Бездна зла исходит из языка… неразумная божба, клятвопреступление

Святой Василий Великий начал перечень грехопадений языка. Доведем его до конца и представим полную картину злоупотреблений словом, чтоб сделать более наглядным, какая, точно, бездна зла исходит из языка. Вот его порождения: осуждение, злословие, клевета, пересуды, насмешки, колкости, язвительные острословия, пересмеивания, иронии, шутки, смехотворство, празднословие, многословие, педантство, самохвальство, вестовщичество (страсть к сплетням, слухов и новостей), низкая лесть, пресмыкательство, вкрадчивость, притворная дружба, измена тайны, вероломство, нарушение слова, двуязычие, ложь, обман, ковы, надувание, проводы (хитрость), наушничество, шепотничество, ябеда, кляузы, укоры, оскорбительные слова, брань, сквернословие, свары, задор, лжесвидетельство, неразумная божба, ложная клятва, клятвопреступление, клятьба (проклятие), ворожба, заговоры, ропот, богохульство. И всё ли еще? Вот как многообразно зло в языке и под языком! Он, точно, по слову апостола Иакова, есть не «удержимо зло, исполнь яда смертоносна» (Иак. 3:8). Не справедливо ли потому обуздание его поставлено на первом месте?! Стоит только против этих злоупотреблений языком поставить доброе употребление слова, чтоб убедиться, какое благо должно преисполнять то общество, в котором преобладает сие последнее, и как, напротив, несчастно то, в котором в большом ходу первые! Там и жить нельзя, а не только видеть дни благи.

Епископ Александр (Милеант)

Грехами против третьей заповеди являются:… божба

«Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно».
Этой заповедью запрещается неблагоговейное употребление имени Божия, например: в пустых разговорах и шутках. Грехами против третьей заповеди являются: божба, т.е. легкомысленное употребление клятвы, богохульство, кощунство, нарушение обетов, данных Богу, клятвопреступление и призвание Бога во свидетели в пустых житейских делах. Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением, потому что оно обладает величайшей силой. Человеческому слову с призванием имени Божия повинуется природа, о чем существует немало рассказов в Библии. Книга Деяний Святых Апостолов повествует о многих чудесах и изгнании бесов, совершенных именем Христовым. Поэтому имя Божие следует употреблять, собрав свои мысли, – в молитве и в серьезной беседе о Боге. Употребление Его имени в клятве или присяге разрешается только в исключительно важных случаях (Евр.6:16-17). Имя Божие, призываемое с вниманием и благоговением на молитве, привлекает к человеку Божью благодать, приносит свет уму и радость сердцу. Ни при каких обстоятельствах нельзя разрешать себе шуток и разговоров в храме.

СКИТСКИЙ ПАТЕРИК

Избегай в обыкновенных разговорах своих божбы и клятвы…

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:33-37). Без всякой причины не клянись небом – оно есть Престол Божий, ни землей – она есть подножие ног Его, ни святыней какой-либо, ни своей главой – она есть премудрое создание Божие. Помни: божба или клятва, в обыкновенных разговорах употребляемая, происходит от неимения надлежащего страха Божия. Произноси имя Божие благоговейно, трепетно.

Авва Нистерой Великий говорил: «Христианину должны быть чужды клятва и клятвопреступление». Некто из отцов спросил авву Пимена: «Кто это говорит: Причастник аз есмь всем боящимся Тебе (Пс. 118:63)?». – «Это говорит Дух Святый», – отвечал старец. Об авве Оре сказывали, что он никогда не лгал и не божился, никому не желал зла и без крайней нужды не говорил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *