Божество тот

Поклонение богу Тоту (см. статью Боги Древнего Египта) возникло в городе Гермополе (по-древнеегипетски – Хмун). Древние египтяне произносили имя этого божества, скорее всего, как «Джехути» или «Техути». «Тот» – грецизированная его форма. Упоминания о Тоте есть уже в весьма древних «Текстах пирамид», так что не исключено, что его культ был старше почитания других восьми главных богов Гермополя – Огдоады. Из-за скудости источников невозможно понять, почему и как Тот стал верховным богом в Гермополе и какова была его связь с Огдоадой.

Боги Древнего Египта. Видео с иллюстрациями для детей и взрослых

Религиозные функции Тота довольно разнообразны. На первое место выступает почитание его как бога мудрости и знаний. Однако благодаря своей популярности позже он нередко выступал как демиург (творец мироздания) и победитель сил мрака. Уже в «Текстах пирамид» Тот упоминается и как бог луны. В древнеегипетской «Книге Коровы» рассказывается, как бог Ра приказал Тоту быть его заместителем, везиром на небе, ибо луна – помощник солнца в освещении земли. Не исключено, что Тот первоначально считался именно лунным богом, а уже потом с ним стало связываться представление о времени (фазы луны), счете, «ночной» магии, тайных учениях, знании письма и всех наук. Тот считался покровителем профессиональных писцов. Сохранился ряд молитв, адресованных писцами этому богу.

Тот – бог с головой ибиса

Автор изображения

На виньетках 125-й главы «Книги мертвых» мудрый Тот фигурирует как писец великого суда богов в загробном мире, он участвует в вынесении окончательного приговора душе умершего, сердце которого взвешивается на точных весах. Отсюда Тот – «владыка Истины», судья в мире богов и покровитель судей. В мифологической сказке о «Злоключениях Хора и Сета» Тот является писцом божественной Девятерицы – эннеады. Во времена Нового царства он считался творцом разных языков, «отличающим язык страны от другой».

Священным животным Тота был ибис, а в более поздние времена и павиан. Он и изображался с головой ибиса.

В мифологической истории Египта, легендах о времени фараонов-богов, иногда рассказывается, что Тот правил нильской страной после бога Хора и до богини Маат, в течение 7726 лет. Однако в большинстве известных мифов и легенд Тот не выступает в качестве фараона. Гораздо охотнее в этом боге-мудреце видели не царя, а его советника и визиря.

Бог Тот был весьма почитаемой фигурой египетского пантеона. По характеристике Б. Тураева, он являлся у египтян «идеалом высшей премудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением идеи откровения» и ума. Культ Тота был широко распространен в стране. Помимо Великого Гермополя (Hermopolis magna) и Малого Гермополя (Hermopolis parva) культ Тота существовал в Фивах, Абидосе, Гераклеополе, Фаюме, Танисе, Бубасте, Эдфу, Дендере, Мемфисе, на Синае, в Нубии и т.д.

Изображение бога Тота в виде павиана. Ок. 1400 до Р. Х. Британский музей

Автор фото

В качестве супруги Тота чаще всего фигурирует богиня письма Сешат, затем богиня истины Маат и, наконец, Нехемауит. В рамессидовские времена в Саисе матерью Тота считалась богиня Нейт. В птолемеевские времена его матерью в Гермонте названа богиня Раит-Тауи.

Луна ассоциировалась у древних египтян не только с Тотом, но и с другими богами – прежде всего с членом фиванской триады богом Хонсу. В поздних текстах нередко говорится о божестве Хонсу-Тоте. Были еще лунные боги Дуау и Ях. Имя последнего и означает «луна».

Среди фараонов прославленной XVIII династии было четыре Тутмоса (в том числе и знаменитый Тутмос III). Это «теофорное» имя в переводе означает: «Тот родил его». Родоначальник же этой династии именовался Яхмосом («Ях родил его»).

Древним грекам Тот сильнее всего напоминал их бога Гермеса. Именно поэтому египетский центр почитания Тота – город Хмун – назывался у эллинов Гермополем.


Тот и Ра-Гор-эм-ахет. Рисунок из «Книги мертвых» принцессы Неситанебташру

Тот — наиболее таинственный и наименее понятый из богов, личный характер которого полностью отличается от всех других древних божеств. Тогда как метаморфозы Озириса, Изиды, Гора и остальных настолько многочисленны, что их индивидуальность при этом почти теряется, Тот остается неизменным от первой до последней Династии. Он бог мудрости и власти над всеми другими богами. Он летописец и судья. Его голова ибиса, перо и табличка небесного писца, записывающего мысли, слова и деяния людей и взвешивающего их на чаше весов, приближают его к образу эзотерических Липиков. Его имя одним из первых появляется на древних памятниках. Он лунный бог первых династий, учитель Киноцефала — обезьяны с головой собаки, который в Египте служил живым символом и воспоминанием о Третьей Коренной Расе («Тайная Доктрина», II, с. 230, 231). Он «Владыка Гермополя» — сочетание Януса, Гермеса и Меркурия. Он увенчан атефом и лунным диском, и в руке держит «Око Гора», третий глаз. Он греческий Гермес, бог учености, и Гермес Трисмегист, «Трижды великий Гермес», покровитель физических наук и покровитель и даже сама душа оккультного эзотерического знания. Как прекрасно описал его м-р Дж.Бонвик, F.R.G.S.: «Тот… обладает мощным воздействием на воображение… в этой запутанной, и все же прекрасной фантасмагории мысли и нравственного чувства этого туманного прошлого. Бесполезно спрашивать себя, каким образом человек в колыбели этого мира человечества, при той грубости еще только — как предполагают — нарождающейся цивилизации, был способен мечтать о таком небесном создании, как Тот. Черты столь тонко обрисованы, сплетены между собой с такой любовью и вкусом, что, кажется, перед нами картина, задуманная гением Мильтона и исполненная со всем мастерством Рафаэля.» Воистину, была некоторая доля правды в этом старом выражении, «Мудрость египтян». … «Когда доказано, что жена Хефрена, строителя второй Пирамиды, была жрицей Тота, то становится ясным, что идеи, заключенные в нем, утвердились 6000 лет тому назад.» Согласно Платону, «Тот-Гермес был открывателем и изобретателем чисел, астрономии, геометрии и букв». Прокл, ученик Плотина, говоря об этом таинственном божестве, заявляет: «Он властвует над каждым видом состояния, направляя нас из этой смертной обители к разумной сущности, руководя разнообразными стадами душ». Другими словами, Тот, как Регистратор и Летописец Озириса в Аменти, Зале Суда Умерших, был психопомпическим божеством, а Ямблих указывает, что «крест с рукояткой (тау), который Тот держит в руке, был ничем иным как монограммой его имени». Кроме Тау, как прототип Меркурия, Тот носит жезл змия, символ Мудрости, жезл, который стал Кадуцеем. М-р Бонвик говорит: «Гермес был самим змием в мистическом смысле. Он скользит подобно ему, бесшумно, без видимого напряжения, по течению столетий. Он… представитель звездного неба. Но он и враг злого змия, ибо ибис истреблял змей в Египте.»

«Теософский словарь» Блаватская Е.П.

В египетской мифологии бог мудрости, счета и письма. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Происхождение Тота относится к древнейшему периоду. Отсюда эпитеты Тот — «владыка бедуинов», «владыка чужеземных стран». Центром культа был город Шмун (Хемену, буквально «восемь»; греческий Гермополь) 15-го Заячьего нома. Культ зайца был вытеснен культом Тота из почитавшихся животных (восьми богов-лягушек, змеи и павиана) только павиан сохранился как священное животное Тот и его функции ведущего в праздниках фараона были перенесены на Тота. Тоту посвящались пять добавочных дней вне 12-ти месяцев года. Жрецами Тота были гермопольскне номархи. В конце 2-го тысячелетия до н.э. они носили титул сыновей Тота и ставили после имени царскую царскую формулу: «анх, уджа, сенеб» («да будет он жив, здоров и благополучен»). Священным животным Тота был ибис (Тот обычно изображался в виде человека с головой ибиса, палетка писца была его атрибутом). Как божество астральное Тот отождествлялся с луной, он считался сердцем бога Ра и изображался позади Ра-солнца. В позднем Египте Тота называли «серебряный Атон» («серебряный диск»). Тоту приписывали создание всей интеллектуальной жизни Египта. Как бог луны он вел счет дням. месяцам, году. Он разделил время на месяцы и годы. его называли «владыка времени». Он записывал дни рождения и смерти людей и вел летописи.

Тот создал письменность и научил людей счету и письму. Писцы считали его своим покровителем и перед началом работы совершали ему возлияния. Под покровительством Тота находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя. Тот «управлял всеми языками» и сам считался языком бога Птаха. В эллинистический период Тоту приписывали создание священных книг, а также «Книги дыхания» (она создана в позднем Египте, вместе с «Книгой мертвых» ее клали в гробницу как имеющую магическую силу). В культе мертвых и в погребальном ритуале Тоту принадлежала ведущая роль. Как визиру богов и писец эннеады богов Тот присутствовал на суде Осириса. В «Книге мертвых» Тот изображался около весов, записывающий результат взвешивания сердца. Поскольку Тот участвовал в оправдании Осириса и давал приказ о его бальзамировании он принимает участие в погребальном ритуале всякого египтянина. Тот выступает защитником Осириса, прекращает борьбу Сета с Гором. Тот охраняет каждого покойного и ведет его в царство мертвых. На этом основании Тот отождествлялся с богом Гермесом, который считался Психопомпом («ведущим души»). В религиозно-мистической литературе древних греков Тот выступал под именем Трисмегиста («трижды очень великого»). Отождествлялся с римским богом Меркурием.

В. Д. Гладкий «Древний Мир» Том 2

Информация с сайта

Тот или Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Священными животными Тота были ибис и павиан, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса, иногда с папирусом и письменным прибором в руках. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела.


Бог Тот взвешивает душу, рисунок из «Книги Мертвых» Хунифера, 1320-е годы до нашей эры

Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. «Владыка времени», он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам.

Во время церемонии передачи царской власти по наследству от Осириса своему сыну Гору, бог Сет убивает своего брата Осириса и узурпирует власть в Египте. Гор, пытается отомстить братоубийце, но терпит поражение и Сет вырывает глаза поверженного бога — источник его силы преображения в закованного в доспехи сокола. Только вмешательство богини любви Хатхор спасает жизнь Гора, которого бог-победитель милует. Сет же став новым правителем Египта устанавливает рабский порядок и плату за проход в загробный мир. Возлюбленная Гора Хатхор становиться любовницей правителя объединенного Египта.

На фоне божественных внутрисемейных разборок, рассказывается от первого лица история вора Бека и его возлюбленной Зайи. Бек и Зайя порабощены, как и все смертные после государственного переворота, устроенного Сетом. Зайя, будучи рабыней придворного архитектора Уршу и тайной приверженицей поверженного Гора, наущает Бека, выкрасть из сокровищницы Сета глаза бога Гора, при этом показывает Беку архитектурные планы сокровищницы и пустынной пирамиды Сета. Бек ворует глаз Гора, так как в сокровищнице оказался только один, однако вернувшись попадает в засаду, устроенную Уршу, из которой пытается бежать со своей девушкой. В ходе погони Уршу выстрелом из лука убивает Зайю. Решив, что только Гор может помочь ему воскресить убитую девушку, Бек направляется в святилище бога, где тот влачит жалкое существование слепого пьяницы, питаясь подношениями редких почитателей.

Бек заключает с Гором договор о том, что человек помогает богу пробраться в пирамиду Сета дабы разрушить источник силы Сета, а бог в свою очередь помогает вернуть Зайю из загробного мира. Вместе человек и бог отправляются на орбиту плоской Земли на «Ладью миллионов лет» — космический корабль бога Ра, создателя жизни на Земле и отца богов Осириса и Сета.

Спрятав Бека в трюм космической ладьи, дабы тот не сгорел от божественного сияния Ра, Гор просит своего деда вмешаться в земные дела, а также вернуть утраченные Гором, по причине отсутствия второго глаза, божественные силы преображения, но бог Солнца отказывается вмешиваться, поскольку занят еженощной борьбой с гигантским демоном-червём Апофисом. Ра однако разрешает взять воды творения из божественной реки и дает ряд наставлений Гору, своему внуку. Полученная Гором вода творения способна потушить огненную пустыню — источник силы Сета.

Сет готовится стать правителем всего мира, для этого он должен сломить оплот последнего сопротивления богов-сепаратистов — цитадель его жены Нефтиды, а затем покорить последнюю свободную территорию — загробное царство. Разбив защиту непокорных богов, Сет калечит свою жену, оторвав её крылья.

Вынужденная любовница Сета Хатхор сбегает от Сета и присоединяется к человеку и богу. В ходе путешествия герои, привлекают на свою сторону Тота и встречают сфинкса, охраняющего пирамиду с огненной пустыней. С помощью Тота успешно разгадав загадку сфинкса, они проникают в сердце пирамиды, где попадают в ловушку Сета. Сет убивает Тота, забрав его мозг, а в ходе короткого разговора с Беком поясняет, что даже боги не в силах вернуть умершего человека. Благодаря короткому замешательству человека, Сет уничтожает пузырек с водой творения. Пирамида начинает рушится, но Гору удается сломать ловушку и герои благополучно выбираются наружу. Понимая, что шансов победить больше нет, и желая помочь Беку в последний раз попрощаться с Зайей, Хатхор призывает бога Анубиса, где просит передать золотой браслет, защищающий Хатхор от демонов, в качестве платы за проход в загробный мир. Как только она снимает браслет, её забирают демоны, Бек же отправляется с Анубисом в загробный мир.

В это самое время Сет вставляет в себя мозг Тота, левый глаз Гора, крылья Нефтиды, сердце Осириса, обретя их силы, и отправляется к обитель Ра. В ходе разговора Ра призывает сына занять его место, однако Сет хочет жить вечно и вечно править на Земле. В ходе короткой бытовой перепалки Сет при помощи сил других богов ранит своего отца Ра и отбирает его посох, которым тот сдерживал Апофиса. Поверженный бог солнца падает в воды творения и отправляется по течению духов, будучи беспомощным без своего посоха.

Обладая посохом, Сет гонит червя Апофиса к реке Нил, чтобы тот уничтожил источник жизни на Земле, эти действия рушат Врата мертвых. Анубис из последних сил сдерживая разрушение границ двух миров, взывает к Беку присоединится к Гору в схватке с Сетом и исправлении разрушающегося миропорядка. Гор и Бек, которого из загробного мира на Землю вернул Анубис, вступают в схватку. Во время боя Бек вырвав второй глаз Гора из тела Сета, но получает смертельную рану и гибнет на руках бога неба. Гор же, наконец осознав смысл своей жизни в защите населения Земли, убивает Сета. Девочка, подобравшая на улице упавший второй глаз Гора, возвращает его богу-победителю. Ра получает обратно свой посох и прогоняет червя. После чего является к Гору и спрашивает чего тот желает. Гор просит сделать то, что не может он — вернуть к жизни Бека и Зайю.

Гор коронуется на царство объединенным Египтом, на церемонии присутствуют воскрешенные боги, в том числе Тот, а также излеченная Нефтида.

В конце повествования выясняется, что золотой браслет Хатхор оставался у Бека, и Гор отправляется за своей любимой, оставив Египет во временное управление своему наместнику — Беку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *