Божий лик

  • Лицо Иисусово свт. Николай Сербский
  • О Лице Иисуса Христа еп. Иоанн (Соколов)
  • О лице Господа Иисуса Христа свт. Тихон (Белавин)

***

***

Если Бог Дух, то почему в Священном Писании говорится о Его лице?

Священное Писание нередко использует всевозможные сопоставления Бога с человеком (см.: Антропоморфизмы в Библии). Это связано с тем, в мире в принципе нет и не может быть ничего, идентично отображающего Отца и Сына и Святого Духа (ведь Бог бесконечен, а мир конечен), и поэтому для описания Бога используются такие известные человеку понятия, которые хотя и не точно, но с достаточной степенью приближения возвышают человеческий разум до правильного представления о Творце (см.: Что такое катафатическое и апофатическое богословие?).

Поскольку человек — образ и подобие Божие (Быт.1:27), условное сопоставление Господа с человеком позволяет лучше раскрыть те Божественные совершенства и действия, о которых сообщается в Писании посредством этих сопоставлений (см.: Образ и подобие Божии).

Что касается символа лика или лица, через это яснее очерчивается мысль о возможности и необходимости личностного общения Бога и человека. Как общаясь с собеседником, человек видит перед собой его лицо, так и общаясь с Богом, он предстает перед ним как бы лицом к лицу. В Ветхом Завете выражение «лицом к лицу» неоднократно используется для обозначения особой близости праведника к Богу, особого уровня его общения с Ним (Исх.33:11).

Кроме того, указание на нахождение человека перед лицом Божьим может иметь задачей обострить мысль о том, что любое человеческое деяние, в том числе греховное и очень греховное, не остаётся неведомым для Бога, совершается как бы непосредственно перед Его всепроникающим взором, перед Его лицом.

Для чего демоны принимают на себя Божье обличье?

Представляясь человеку под образом Вседержителя, бес может поймать его на доверии. Имея это в виду, святые подвижники обращали внимание и настаивали на необходимости трезвого, взвешенного, осторожного отношения к «откровениям» (см. подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?).

Аскетическая и церковно-историческая литература имеет множество свидетельств о том, как обманутые ложными видениями не только поклонялись явившемуся демону словно Богу, но и становились послушными исполнителями злой воли. Кроме того, бес может поймать доверившегося ему человека и через гордость: случалось, что обманутые таким образом люди начинали почитать себя за великих праведников или пророков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *