Брак и его формы

Сергей Гуськов 1 марта 2013 Искусство Комментарии ()

Чего система ждет от художников, в чем они готовы ей отказать, а в чем — с ней согласиться

Система современного искусства сплетена из множества силовых линий. Каждый художник включен в сеть отношений: с кураторами, галеристами, критиками, другими художниками, зрителями. Некоторые из этих линий становятся приоритетными, прочие — не развиваются или отвергаются. COLTA.RU приводит рассказы трех художниц, каждая из которых старается понять, чего система ждет от нее, и определить, в чем она готова системе отказать, а в чем — с ней согласиться.

Таус Махачева, Гамсутль, HD-видео,16:01, 2012

Обмены

Таус Махачева училась в лондонском Goldsmiths College, потом — в Институте проблем современного искусства (ИПСИ) и Royal College of Art. Значительную часть времени она проводит в британской столице. Сотрудничает с двумя галереями, Laura Bulian Gallery в Милане и Paperworks в Москве, по отношению к которым настроена лояльно: «С Лаурой я работаю уже два года, а с Paperworks всего год, уходить от них не собираюсь». Когда весной 2012 года Таус показала персональную выставку в Paperworks, галерея во время вернисажа еле вмещала зрительский поток. Чуть раньше Махачева получила премию «Инновация» за проект «Быстрые и неистовые». Художница признает свой опыт успешным, ей постоянно поступают предложения участвовать в разных проектах: «Недавно открылась моя небольшая персональная выставка в Kalmar konstmuseum в Швеции, которую мне помогли сделать два куратора — Мария Котлячкова и Эммели Персон. Скоро начнется Биеннале в Шардже, которую курирует Юко Хасегава, там будет несколько моих работ». Помимо того, она была в числе участников IV Московской биеннале в 2011-м и совсем недавно — Ливерпульской биеннале.

«Хотелось бы, чтобы критики было больше, а люди говорили прямо, чтобы завязывался диалог, потому что это единственный способ развития для художника. Только так формируется твое собственное мнение о том, насколько считываемы твои работы», — объясняет художница внимание к похвале и претензиям со стороны критиков и художников. Для нее это необходимый пункт, однако она заметила, что зрительские навыки не везде одинаковы. В одном интервью она сетовала, что «в России смотрят работы не так, как на Западе. Это грустно, это ужасно, что я об этом говорю. На Западе смотрят намного более внимательно. Это невероятно: все читают, все смотрят видео целиком, пытаются обсуждать. Зрители с большим уважением относятся к художественной работе и ко всем решениям, которые принимает художник: выставлять текст, не выставлять текст, делать субтитры или нет». В другой беседе Таус упоминала практику внутрихудожественных дискуссий, когда в неформальных группах обсуждают работы друг друга. Это «критическая тренировка и возможность отрефлексировать» сделанное. Но жаль, что художников мало, заключала Махачева, да к тому же чаще всего они склонны к индивидуализму, а потому такие обсуждения возможны скорее в рамках учебного процесса или в качестве дополнения к нему.

«В тот момент, когда ты все-таки познакомишься с «тем самым куратором”, окажется, что показать-то тебе ему нечего».

«Как я оцениваю свои проекты? — размышляет Махачева о собственных критериях оценки. — Наверное, я смотрю на ту идею, с которой проект начинался, и оцениваю, как она трансформировалась, потому что изначальная задумка может в корне отличаться от результата. Еще я пытаюсь понять, насколько считываются зрителем идеи, которые я закладывала в проект». Художница говорит, что слушает мнения коллег и всех, кто хочет поделиться своими соображениями. Приглашения участвовать в выставках с конкретной работой тоже, конечно, служат показателем. «Когда я работала фотографом, почти всегда на съемках знала, когда снимала тот кадр, который хотела бы дать в печать, — тут, мне кажется, похожая история», — говорит Таус. Впрочем, с чужим искусством проще: «Самые простые критерии — помню я работу или нет, заставила ли она меня задуматься и переоценить свои собственные стереотипы. Например, я часто вспоминаю фильмы Cabaret Crusades египетского художника Ваэля Шавки, потому что в них до конца не ясна политическая позиция художника, и это мне кажется важным. Меня не интересует искусство как пропаганда с фиксированной точкой зрения».

Таус Махачева, Пуля, HD-видео, 4:39, 2010

Кураторы любят работать с Таус, но с некоторыми из них, как, например, с Алексеем Масляевым, ее связывают постоянные дружеские и профессиональные отношения: «Мы обсуждаем работы и возможные проекты. Отношения с другими кураторами выстраиваются по-разному, интенсивно, когда работаешь над проектом, а потом просто надо поддерживать связь, звать на выставки, показывать новые работы и т.д. Недавно я работала над выставкой «Мифопоэтический Странник” с Андреем Мизиано и благодаря нашим обсуждения и обмену идеями сделала совершенно новую работу: марионетки из музейных артефактов. Мне вообще идеальные отношения с куратором представляются как настольный теннис: ты идею — он идею, ты идею — он идею, а на выходе получается продукт совершенно другого качества».

Художница признает за собой некоторую непостоянность: «Мне кажется, я как маятник: бывают и периоды общительности, и периоды острой асоциальности. Конечно, общительность очень помогает, когда нужно, чтобы работы дошли до зрителей или о них узнали кураторы. Общение на открытиях — важный элемент жизни художника, но есть опасность, что он может поглотить тебя и в тот момент, когда ты все-таки познакомишься с «тем самым куратором”, окажется, что показать-то тебе ему нечего». При этом даже и без всяких обсуждений Махачева воздушно-капельным путем впитывает чужое искусство: «На мою деятельность влияют другие художники, кураторы и друзья. Я вообще очень часто советую разных художников, чье искусство мне нравится, и рассказываю о них — так иногда происходит и со мной. Мне кажется, отношения с моими коллегами-художниками крайне важно сохранять, и дело даже не в искусственном поддерживании таких «контактов”, а в том, что меня часто трогают чужие работы, и я о них говорю».

Создаю и распределяю

Екатерина Зорина работает преимущественно одна — вне какой-либо художественной группы, без определенного куратора или галереи. «У меня был опыт взаимодействия с кураторами, — рассказывает художница, — на выпускной выставке, да и еще парочка. Куратор расшифровывает, вписывает художника в ясную структуру. Галерист, продвигая тебя, на самом деле продвигает себя и свои замыслы. Молодым нужны материальная поддержка и правильные вопросы, помогающие раскрыть потенциал личности. Сегодня молодые занимаются собой сами, потому что не происходит ни того, ни другого. Часто художников ограничивают, навешивая на них ярлыки, влезают в их работу. В итоге через какое-то время человек понимает, что занимался не тем, чем хотел, а под влиянием моды и дискурса бежал впереди паровоза». Случается, что художник по идейным соображениям сразу же отсекает множество возможностей — иногда справедливо и разумно, иногда входит в такой раж, что просто выпадает из художественного процесса. Зорина в излишнем радикализме не замечена, говорит, что у каждого художника и так есть естественная обособленность: «Художник создает свой собственный словарь, чтобы его могли узнавать без этикетки на выставке. Это лишь вопрос времени, сложно изменить манеру двигаться. Поскольку я молодой художник, могу позволить себе лавировать — работать в одном медиа, в другом, на той выставке, на этой. Потому что дело не в медиа и контекстах, а в идее и ее реализации. Для меня художник думает, когда делает».

Екатерина Зорина, Pojke’s Dog, вид экспозиции, галерея Rotor 1, Гетеборг, Швеция, 2012

Катя с интересом соглашается на самые разные проекты, оказываясь порой в неожиданной компании. От нее не услышишь: с этими ребятами лучше ничего не делать, а с теми, наоборот, буду. У нее есть линия, которую важнее развивать, чем цепляться за контекст: «Я не особо парюсь, с кем и как мне работать. Если работа подходит к тому или иному проекту, я с удовольствием ее туда отдам, поговорив с куратором. А репутация и тонкое конструирование своего имиджа интересуют меня в последнюю очередь, так как мои работы — это и есть я, они меня представляют. Чем разнообразнее окружение, тем легче понять собственную индивидуальность. Мне важно создавать: создаю и распределяю, создаю и распределяю». Зорина не является завсегдатаем проектов Стаса Шурипы, таких же выпускников ИПСИ, как и она сама, которые близки ей в эстетическом плане, но при этом однажды в Петербурге легко согласилась на выставку, участники которой были явно далеки от нее: «Я нашла работу, которая подошла в той ситуации. Поскольку я работаю не с одним медиа, не с одним контекстом и не с одной темой, мое творчество разделяется на части. Начинала как фотограф, потом стала делать видео и т.д. У меня есть градация проектов. Сейчас меня как художницу интересуют сольные проекты, где я одна работаю с конкретным пространством. Но в то же время у меня есть куча маленьких проектов, в которых идея умещается в одно медиа. Тогда я могу послать их на какие-то конкурсы, отдать на выбор кураторам для групповых выставок. У меня есть такое раздвоение: я как художница, работающая одна, в пространстве и с большим объемом, и я как художница, работающая с видео, фотографией или объектом. Накапливается определенный капитал работ, который я могу распределять по проектам. При этом нет задачи везде засветиться. К тому же это физически невозможно. Я часто путешествую, держа при себе видео- и фотокамеру, иногда покупаю редкие вещи, которые не встречаются в другой стране, все это лежит на полке и ждет своего часа. Часто забывают, что нужен постоянный праксис искусства, чтобы мышление и делание держались в одном русле». Ткнулся сюда — не получилось, туда — не получилось, в итоге забрасываешь активную деятельность и просто разучиваешься что-либо делать. «Скорее превращаешься в маргинала, который делает в стол, — добавляет Катя. — Требуются большие силы, чтобы что-то сделать в Москве. И так не получаешь здесь достаточных средств к существованию, занимаясь искусством, так еще если его не показывать, то и мысли начинают разбредаться в разные стороны».

«Меня часто трогают чужие работы, и я о них говорю».

На «выставку» в классическом смысле слова навешивается много ярлыков, достаточно критических, прежде всего это связано с коммерческой стороной процесса. Катя не считает выставку как способ репрезентации своей работы старомодным занятием: «Художники стремятся к критике институций, искусства, социально-политической ситуации в стране, но в то же время они сами находятся в том же пространстве, делают те же выставки — ничего не меняется от того, что они изменили мнение по поводу своей деятельности. Выставка остается выставкой. Я избегаю критики и просто что-то делаю в пространстве, которое мне дано. Довольно глупо критиковать пространство или галерею, используя ее. Это абсурд: ты продаешься, делаешь художественные работы, тратишь на них время, делаешь их произведениями и в то же время пытаешься ими же критиковать все вместе. Я не стою на реакционных позициях, я просто пытаюсь работать с тем, что у меня есть. Сейчас на Западе вся институциональная критика превращается в прикол — короткие захваты пространства, джентрифицируемого или институционального, где люди показывают, о чем они думают и где находятся. Я также выбрала себе некоммерческое пространство, решила работать не с галереей, где у меня был бы куратор, а по выходе будет готовый альбом, — а немного облегчить этот груз от постоянной фиксации».

Катя отмечает важный момент: «Меня интересует коммуникация, потому что произведение как таковое мало кого интересует — только самого художника, ведь оно — часть его жизни. Все остальное — выстраивание определенных вербальных и контекстуальных отношений с коллегами или куратором». При этом Зорина строга к настроениям в арт-сообществе: «У нас очень много болтовни не по делу среди художников, в том смысле, что дела особо нет, а критика замкнута на самой себе. Я открыта и спокойно отношусь к критике. В России она либо ничего тебе не дает, либо пытается поджать под определенный дискурс, существующий в голове отдельно взятого критика. У нас вообще особая ситуация: критики становятся кураторами, кураторы — критиками, галеристы — художниками, художники идут работать в офис на постоянную. Мультиплановость на пользу, она указывает на происходящие изменения. Здесь важно сохранять чувство юмора и относиться к этому векторно, без лишней серьезности. Например, в Швеции (Зорина училась в Konsthögskolan Valand в Гетеборге. — Ред.) критика, работающая на уничтожение, отсутствует. Художники пишут полотна, но не любят о них говорить, вообще мало привязывают свою работу к истории искусства. Но я считаю обсуждения важными, каждый выполняет свою роль, хорошо, если есть обоюдность и взаимопомощь. У нас были artist talks: к тебе в студию приходят состоявшиеся художники, кураторы, ты им показываешь работы, пьешь чай, они задают вопросы, делятся важными ссылками, именами, ресурсами, а им за это платят. Тебе начисляют баллы, но все происходит в неформальной обстановке, тебе помогают раскрыться, ты обзаводишься нужными связями и сам начинаешь понимать, что делаешь и зачем. Такие беседы вдохновляют, твое внимание направляют к проблеме, и ты можешь в дальнейшем ее решить, это продуктивно. Я пробыла там два года и решила не оставаться в Европе, это была для меня не совсем та история».

«Галерист, продвигая тебя, на самом деле продвигает себя».

Художница сетует, что выпала из обоих контекстов, европейского и российского. Приходится заново налаживать связи. Хотя кто знает, может быть, это и прекрасно: выпадаешь отовсюду, и перед тобой открывается больше возможностей. Ты не опутан очевидными связями. Благодаря чисто человеческим знакомствам художники становятся узнаваемыми, но при этом они практически ничего еще не успели сделать. Критика только нарастает, а сделать в итоге они, может, ничего и не сделают. Есть художники, которые где-то сидят, что-то делают, а потом происходит открытие. К ним уже совсем другое, более серьезное отношение. «Молодым художникам вредно становиться популярными, — считает Зорина, — они начинают много о себе думать: они уже не могут свободно производить то, что хотели бы сделать. Если художник будет делать не то, что требует его существо, его тело и ум, а только то, что сейчас модно и востребованно, то к 30 от него ничего не останется. Он будет страдать, что не сделал то, чего от него требует конкретный период его жизни. А ведь каждый должен пройти свои периоды, отработать их, тогда он начинает что-то понимать и жить в мире с собой и окружением. Ты коснулся материала, поработал с ним, а не с голой теорией, и ты понял, можешь или не можешь. 90% отлетает на первых порах — ты физически не можешь сделать, не хватает слов, все начинает разваливаться. Далее опыт позволяет меньше мучиться и больше наслаждаться. Удовольствие — это главное: оно сразу заметно в работе, оно притягивает». При этом не нужно бояться ошибок: «Ты говоришь зрителям одно, а они видят другое. Должно пройти некоторое время, чтобы ты мог понять, что ты сделал и кем являешься. Нужно ставить приоритеты, ошибки, если они есть, неизбежны. Например, я дома не сижу, не рисую каждый день, но я всегда в процессе узнавания нового. Наступает критическая точка — начинаю оформлять свою идею. Я работаю с зарисовками, придумываю, как проект должен выглядеть, как легче и понятнее его сделать. Потом покупаю и подбираю материалы, учу нужные программы или занимаюсь с преподавателем, чтобы обучиться, например, отливать силиконовые формы или стучать молотком. Ответственность только перед собой: нравится — делаешь, не нравится — не делаешь. Все довольно банально».

Екатерина Зорина, The Sun Does Not Move, вид экспозиции, Random gallery, Москва, 2012

Спросил, что Катя делает большую часть времени, когда не готовит свои проекты, ходит ли по чужим выставкам. Оказалось, что у нее «нет большего или меньшего времени, все слито в одно». Художница зарабатывает деньги фрилансом, ходит на разные семинары, которые важны как постоянное общение: она встречается с людьми, которые могут передать свой навык. При этом у Зориной нет мастерской, где бы она могла работать более-менее регулярно. Это не редкость для наших мест, без мастерской живут и работают иногда очень известные художники. «В Швеции в течение двух лет у меня была просторная мастерская, я сделала там большинство проектов. Сейчас мне приходилось работать дома. Это проблема, но если ты хочешь что-то сделать, ты найдешь место. Это отражается на здоровье. У каждого своя тактика. Я понимаю, когда что-то идет не так. Мне нужно «личное приглашение”, чтобы приступить, и я делаю то, что не могу не сделать. Искусство — это слишком сложно и не всегда нужно. Лучше уметь довольствоваться простыми, понятными вещами: едой, разговорами, книгами, другой работой, чем заниматься искусством, точнее, его организацией».

Интернет-телевидение

Анна Ходорковская уже второй год живет в Вене, где учится в Академии художеств, иногда приезжает в Россию и изредка участвует в местных проектах. До этого она жила в Москве, училась в Университете печати, потом в ИПСИ. Ходила на вернисажи, предлагала работы кураторам и галеристам, однажды сделала у себя на квартире выставку, которая закончилась приездом наряда милиции, — в общем, все как обычно. Вполне распространенная история: «Не могу сказать, что у меня был большой опыт работы с институциями в Москве. Как правило, он заканчивался, еще не начавшись. Раньше мне очень хотелось сотрудничать с галереями, музеями, это казалось нужным для так называемой карьеры. Но меня в основном не хотели в таком виде, в котором хотела я, и это можно понять. Вероятно, и проекты казались незрелыми, и подача наивной. Парадокс, но сейчас, когда мне есть что предложить и я могу аргументировать, как это прекрасно, совершенно пропало желание бороться и добиваться этих институциональных отношений самой. Да — да, нет — нет». Анна не столько разочаровалась в существующих возможностях показывать искусство, сколько перестала их идеализировать. «В какой-то момент я для себя сформулировала, что внутри этой самой художественной системы есть несколько путей существования: пассивный, умный и радикальный (или хитрый), — классифицирует художница. — Пассивный путь — что-то вяло делать, ждать и надеяться, пока тебя захотят, жалуясь, что ничего не происходит. Умный путь — благополучно встроиться в систему, оперируя вкусами и желаниями сильных художественного мира. Радикальный путь — это критиковать систему в начале своего пути, чтобы потом также благополучно в нее встроиться, но уже на новом уровне».

Reality Raum Residenz

Анна считает, что все это не для нее: «По причинам внутреннего свойства я не могу следовать ни по одному из них. Пассивность просто не мое, я не умею ждать. Если бы я могла идти по умному пути, я бы не стала заниматься искусством, так как этого мне хватало и в прошлой жизни в других видах деятельности. А по радикальному пути я не могу идти, потому что, занимаясь критикой, я чувствую лишь свою несостоятельность и желчь. Поэтому я просто решила строить свои, пока что маленькие, параллельные системы, кажущиеся мне интересными, и идти по пути, который мне представляется правильным». Одной из таких параллельных систем стал проект Reality Raum Residenz. Художница превратила свое венское жилище в телестудию, где проходит реалити-шоу, героями которого становятся разные люди из мира искусства. В проекте — в качестве главных героев — поучаствовали уже два художника и владелец галереи. Кроме того, было множество гостей, также включенных в художественное сообщество. Фактически получилась, что в кадре, что за кадром, серия исследований отношений внутри арт-системы. Проект близок Ходорковской по своим свойствам, особенно это касается его медитативности. В одном из интервью Анна подтвердила эти догадки: «Залипание возникает от невозможности сосредоточиться на конкретных вещах в потоке движухи. С одной стороны, это отвлекает от сути, но с другой, позволяет увидеть природу действия со стороны, ощутить эту «зачарованность”. Можно с этим бороться, а можно пытаться извлечь из этого новые сущности. Возможно, R-R-R создана залипалами для таких же залипал». Однако одновременно проект сильно подстегнул художницу, которая оказалась не зрителем, а непосредственным участником реалити-шоу, съемочной группой и ведущей в одном лице, нужно было постоянно быть в тонусе, контролировать, все ли идет правильно. Залипать хотелось, но не получалось. Вообще так действует любой долгоиграющий проект: он вытягивает из художника много сил, доводит до нервного истощения, всякий раз кажется, что все бесполезно и только бы закончить поскорее и без потерь, но именно такие проекты дают реальные знания и по-настоящему «прокачивают» художника.

Когда я спросил про удачу и другие факторы, влияющие на ее деятельность, Анна заметила, что «личные и профессиональные переживания, которые в нашем случае сильно перемешаны и неотделимы друг от друга», были выставлены напоказ в перформансе, сделанном ею вместе с подругой, художницей Ольгой Широкоступ. Они задавали друг другу вопросы, в ответах есть слова о «вечном неуспевании» и «сомнениях, которые затормозят меня и оправдают мое бездействие». Спокойным голосом Анна произносит: «сомневаюсь, боюсь ответственности, ленюсь», «чувствую себя жалкой». Обычная история. Но такое мироощущение, зафиксированное в работах и прокрученное десятки раз, начинает действовать противоположно буквальному смыслу. Судя по ее деятельности, Анна — решительный и целенаправленный человек.

Институт брака без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Он относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей

Брак тесно связан с понятием семьи и является его основой. Объектом изучения различных наук являются брак и семья: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. С учетом их специфики изучаются разные стороны и направленности, признаки, свойства данных социальных феноменов лишь те стороны жизнедеятельности семьи представляют интерес для юридических наук, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию.

Семейный кодекс Российской Федерации также, как и ранее действовавший Кодекс о браке и семье, определения брака не содержит. Вместе с тем предпринимались попытки дать такое определение в теории семейного права. Так, по мнению Л.П. Герасимова, брак – это свободный, равноправный союз женщины и мужчины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных законом, и имеющий целью создание семьи.

О.А.Хазова определяет брак, как равноправный и моногамный добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. А.М. Нечаева союз мужчины и женщины определяет как брак, за собой влекущий правовые последствия, форму отношений между лицами разного пола и своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства.

В современной отечественной энциклопедической литературе под браком, как правило, понимается семейный союз мужчины и женщины (супружество), порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Как подчеркивается в современной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только с правовых позиций, тем более, что «духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом».

В юридической литературе длительное время также высказывалась точка зрения о том, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер.

Подобная позиция основывалась на естественном предположении, что одной из основных целей заключения брака и создания мужчиной и женщиной семьи должно являться рождение и воспитание детей. Причем, такой подход к определению целей заключения брака и создания мужчиной и женщиной семьи был характерен не только для советского семейного права, но и находил отражение в законодательстве некоторых зарубежных стран, содержащие нормы о заключении брака «на всю жизнь», хотя из-за значительной распространенности разводов носил скорее морально-этический, чем императивный характер.

Таким образом, как можно полнее охватить все стороны исследования очевидно стремление авторов, что ведет к некоторой громоздкости определения, однако позволяет раскрыть сущность этого явления.

Право на вступление в брак возникает при наличии следующих юридических фактов:

1) достижение лицом, желающим вступить в брак, возраста 18 лет что совпадает с возрастом наступления гражданской дееспособности гражданина в полном объеме. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить вступить в брак в 16-летнем возрасте.

2) лицо не должно состоять в другом зарегистрированном браке. В СК не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке.

3) лица, желающие вступить в брак, не должны находиться в близком родстве. Запрещается заключение брака между родственниками по прямой восходящей (родители, дети) и прямой нисходящей (дедушки, бабушки и внуки) линиям, а также между полнородными и неполнородными (общие отец или мать) братом и сестрой. Запрещен брак между усыновителями и усыновленными, так как их отношения приравниваются к отношениям родителей и детей по происхождению. В основу данного запрета положены нравственные и этические факторы. Запрет на заключение брака между усыновителем и усыновленным не распространяется на брак родственника усыновителя с родственником усыновленного. Что касается браков между усыновителями и потомством усыновленных, то в законе ничего прямо не говорится о недопустимости браков между ними. В литературе же высказано мнение, с которым следует согласиться, о невозможности подобных браков, так как на названных лиц должны распространяться те же правила, что и на родственников по прямой восходящей и нисходящей линии родства.

4) лицо не должно быть признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Лица, вступившие в брак, могут пройти медицинское обследование и получить бесплатную консультацию по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи, что согласуется с требованиями федерального законодательства в области здравоохранения. Бесплатное медицинское обследование лиц, вступающих в брак, как и консультации по медико-генетическим и иным вопросам, проводится только при условии их согласия, т.е. на началах добровольности, учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения. Результаты обследования составляют медицинскую тайну и не могут быть сообщены другим лицам. Эти сведения могут быть сообщены другому лицу, с которым предполагается вступление в брак, только с согласия первого лица. Если вступивший в брак скроет от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, то последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Признаки брака заключены, собственно, в самом определении этого института. Из него следует, что брак – это:

1) союз мужчины и женщины;

2) союз добровольный и равноправный;

3) заключается он с соблюдением определенных правил, установленных законом;

4) его целью является создание семьи;

5) брак порождает у супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности;

6) заключается он без указания срока действия.

Согласно ч. 2 ст. 1 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Порядок заключения брака в органах ЗАГСа основывается на следующих основных правилах:

брак заключается только в присутствии лиц, в него вступающих;

регистрируется не позднее одного месяца с момента подачи лицами, вступающими в брак, заявления в органы ЗАГСа;

регистрируется, как правило, в помещении органа ЗАГСа;

о регистрации брака делается отметка в паспортах супругов;

регистрация браков не должна по времени совпадать с регистрацией смертей.

Но из этих правил есть и исключения: срок регистрации брака после подачи заявления может быть как увеличен, так и уменьшен. Но для этого требуются определенные обстоятельства, указанные в законе, которые необходимо четко знать.

Как и любое соглашение, брак может быть прекращен. Под прекращением брака следует понимать прекращение отношений между супругами, вызванное наступлением следующих обстоятельств: смерть одного из супругов; объявление одного из супругов умершим; расторжение брака (развод).

Прекращение брака вследствие объявления одного из супругов умершим возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Прекращение брачных отношений путем расторжения брака осуществляется по заявлению одного (или обоих) из супругов, а также по заявлению опекуна одного из супругов, признанного судом недееспособным. У процедуры развода есть строго установленный Семейным кодексом РФ порядок.

Установление в законе точного момента, с которого брак считается прекращенным, имеет важное юридическое значение. Законодательство соотносит момент прекращения брака с моментом внесения соответствующей записи о разводе в Книгу регистрации актов гражданского состояния в органе ЗАГСа. Вместе с тем вновь принятый СК РФ внес существенные изменения в решение вопроса о моменте прекращения брака в случае расторжения его в судебном порядке. По ранее действующему законодательству брак считался расторгнутым во всех случаях (в том числе и при разводе в судебном порядке) только после регистрации развода органами ЗАГСа. По СК РФ брак при расторжении его в судебном порядке прекращается со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу.

Под формой брака понимается установленный законом способ его заключения. Законной формой брака в России является заключение брака путем его государственной регистрации в органах загса. Отсюда следует, что брак, заключенный на территории РФ любым иным способом и в другом учреждении, помимо органа загса, не признается государством и не порождает никаких правовых последствий. Таким образом, брак, совершенный по религиозным обрядам (например, венчание в церкви) или по национальным обычаям, не является браком с юридической точки зрения, а значит, и не порождает прав и обязанностей супругов. В настоящее время, несмотря на распространенность в России фактов оформления в церкви брака лицами, вступающими в брак, такой брак будет иметь юридическую силу только при его государственной регистрации в органах загса.

Также нельзя забывать и о таких явлениях нашей жизни как фактический и церковный брак.

Права и обязанности супругов не могут возникнуть из фактических брачных отношений мужчины и женщины без государственной регистрации заключения брака, сколь бы длительными ни были эти отношения.

Фактический брак представляет собой супружеские отношения, не зарегистрированные официально. Такой брак в последнее время получил большое распространение. Это может быть связано с изменением как материальных, так и моральных качеств современного общества. Многие молодые пары не спешат регистрировать своих отношений, но они не понимают, что в будущем могут только пострадать сами от этого, ведь в случае прекращения их союза не будет возможности в законном порядке разделить их совместное имущество, определить дальнейшее положение детей (если они имеются).

Уже в современном обществе появился даже новый термин – гражданский брак. Многие страны поддерживают и закрепляют фактические брачные союзы, т.е. союзы, не порождающие правовых последствий, предусмотренных законодателем для супругов. В России фактические браки признавались действительными наряду с зарегистрированными государством в период с 1926 г. по 1944 г. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. приравнивал внебрачное сожительство к зарегистрированному браку. При этом имелось в виду не всякое сожительство, а лишь то, которое по существу было настоящей семьей. Для приравнения необходимо было доказать наличие следующих обстоятельств: совместное проживание, ведение общего хозяйства, взаимная материальная поддержка и совместное воспитание детей, выявление супружеских отношений перед третьими лицами. Это положение было отменено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г.

Церковный брак – это брак, заключенный по религиозным обрядам. Он также не имеет правовой силы на территории Российской Федерации.

Гражданская (светская) форма брака, предполагающая обязательную государственную регистрацию, была введена в России впервые после революции 1917 года одним из первых декретов – Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния». Церковные браки, совершенные до принятия указанного Декрета, сохраняли свою силу и не нуждались в переоформлении в государственных органах. Однако с момента принятия Декрета 1917г. заключение брака было полностью изъято из компетенции церкви.

Государственная регистрация заключения брака имеет правоустанавливающее значение: с этого момента возникают взаимные права и обязанности супругов. Подтверждением данного юридического факта является запись акта о заключении брака и свидетельство о заключении брака.

Государственная регистрация заключения брака имеет и доказательственное значение: на основании произведенной актовой записи о заключении брака супругам выдается свидетельство о заключении брака и производится соответствующая отметка в их паспортах, удостоверяющие факт состояния данных лиц в законном браке.

Только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает соответствующие правовые последствия. Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Посредством государственной регистрации заключения брака представляющие государство органы загса выполняют следующие основные задачи: а) контролируют соблюдение установленных законом порядка и условий вступления в брак; б) официально оформляют возникновение брачных отношений между мужчиной и женщиной, удовлетворяя их личные интересы и потребности в создании семьи; в) получают сведения о брачном статусе граждан и ведут учет каждого факта заключения брака, что используется при ведении статистической отчетности в Российской Федерации и выработке основных направлений государственной семейной и демографической политики; г) приобретают возможность осуществлять в будущем контроль за законностью возможных случаев расторжения брака.

Таким образом, брак является основой возникновения семьи. Брак – это свободный, равноправный союз женщины и мужчины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных законом, и имеющий целью создание семьи. Это особый социальный институт, значимость которого исходит из необходимости упорядочивания межполовых взаимоотношений людей и взаимного союза и создания определенных гарантий существования стабильного союза, основанного на взаимоуважении и любви. Будущие супруги не могут определить для себя нормы правоотношений, так как их права и обязанности сформулированы в законодательстве императивно.

Многие лица, вступающие в брак, наряду с государственной регистрацией брака в органах загса оформляют свои отношения и по религиозному обряду. Большинство конфессий, действующих на территории России, допу­скают возможность совершения религиозного обряда только после регистрации брака в органах загса. Тем самым религиозная процедура в принципе не оказывает влияния на судьбу брака.

Все вышесказанное также позволяет сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по своей пра­вовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором.

Признание этого факта ничуть не принижает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и внеправовую роль, и в этой части оно рассматривается вступающими в брак по-разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед богом или как мо­ральное обязательство, или как чисто имущественную сделку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит во внеправовой сфере.

Герасимов Л.П. Семейное право. Конспект лекций. М., «Юрайт-Издат». 2008. С.31.

Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. М., «Юристь». 2002. С.23.

Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. А.В.Вишнякова. М., 2008. С.11.

Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. А.В.Вишнякова. М., 2008. С.12.

Герасимов Л.П. Семейное право. Конспект лекций. М., «Юрайт-Издат». 2008. С.32.

Алексий П.В., Петров И.В. Семейное право: учебник для студентов вузов. 3-е издание. М.,» Юнти-Дана», Закон и право. 2008. С.95.

Действующее семейное законодательство закрепляет общее правило: форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации (п.1 ст.156 СК РФ).

Условия заключения браков с иностранными гражданами на территории России определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является (п.2 ст.156 СК РФ). Так, например, при заключении брака российского гражданина с гражданкой Армении в отношении последней должны быть соблюдены требования законодательства республики Армения о брачном возрасте, необходимости согласия на вступление в брак, препятствиях к браку, а в отношении российского гражданина — требования ст.12-15 СК РФ.

Дополнительно к таким отношениям применимы и Договора между Российской Федерацией и зарубежными государствами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и соответствующие Конвенции. В частности действует Конвенция СНГ «О правовой помощи» в ст.26, которой закреплено, что условия заключения брака определятся для каждого из будущих супругов законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства — законодательством Договаривающейся Стороны, являющейся их постоянным местом жительства. Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак.

Также, как пример, можно выделить Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 26 января 1993 г.) ст. 26, которого закрепляет, что условия заключения брака определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой оно является. Кроме того, должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак, в отношении препятствий к заключению брака. Форма заключения брака определяется законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак.

В случае расхождения в регулировании условий заключения брака в п.2 ст.156 СК и в соответствующем международном договоре применяться должны правила договора. Например, при заключении в Москве брака между финским гражданином и российской гражданкой условия заключения брака для финского гражданина будут определяться в соответствии с п.2 ст.22 договора с Финляндией о правовой помощи, т.е. по российскому законодательству.

Учитывая то обстоятельство, что при данных правоотношениях применяется и иностранное законодательство отметим, что в некоторых государствах, принимаются и совершенно нелепые нормативные акты. Так, президент Туркменистана Сапармурат Ниязов принял постановление, уточняющее законодательство страны по вопросам заключения брака с иностранными гражданами.

В соответствии с этим документом, «граждане Туркменистана вступают в брак с иностранными гражданами и лицами без гражданства путем заключения брачного контракта, в котором оговариваются имущественные права и обязанности супругов, а также их обязательства по содержанию детей в случае расторжения брака».

Постановление предусматривает ряд условий, без которых брак с иностранцами невозможен. Так, гражданину или гражданке Туркмении должно исполниться 18 лет. Что же касается иностранцев или лиц без гражданства, то они, прежде чем вступить в брак с подданными Туркменистана, должны, во-первых, внести на расчетный счет Государственной страховой организации Туркменистана «в обеспечение гарантий для несовершеннолетних детей на случай расторжения брака» страховую сумму в размере не менее 50 тыс. долл. США, а, во-вторых, предоставить справку о том, что проживают на территории республики не менее одного года и имеют в личной собственности жилую площадь.

Отдельно остановимся на заключении браков иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России.

При заключении браков на территории России независимо от гражданства будущих супругов форма заключения брака определяется согласно п.1 ст.156 СК РФ российским законодательством. Это значит, что брак должен заключаться в органах ЗАГСа. Браки, совершенные в России по религиозным обрядам, а также по обрядам на основе обычаев, не порождают правовых последствий. При этом государственная регистрации происходит по установленным законодательством РФ правилам.

Как отмечают исследователи и в иностранных государствах форма и порядок заключения брака по общему правилу подчиняются законодательству места вступления в брак (Болгария, Венгрия, Польша, Португалия, Чехия, Швейцария и т.д.). Наряду с этим общим правилом действуют иногда и другие дополнительные коллизионные нормы. Например, в Австрии форма брака подчинена австрийскому законодательству, если брак заключается в Австрии, и закону гражданства каждого из будущих супругов, если брак заключается за пределами страны. В последнем случае достаточно также соблюдения предписаний (относительно формы) законодательства места заключения брака (п.16 австрийского закона о международном частном праве, 1978 г.).

Важно отметить, что в иностранном праве часто встречаются ограничения на вступление в брак за рубежом. Так, требуется разрешение на вступление в брак для всех категорий граждан или отдельных категорий (например, направленных на учебу за границу) по законодательству Венгрии, Индии, Ирака, Италии, Норвегии, Румынии, Польши, Швеции и еще ряда других стран. И если согласно законодательству какой-либо страны ее гражданин не может вступить в брак с иностранцем без разрешения, то такой брак может быть признан в этой стране недействительным. То есть, вступая в брак, иностранец на территории России, должен учитывать, что форма брака определяется по российскому законодательству, условия заключения для каждого из вступающих в брак — по законодательству страны гражданства, а имущественные права — по законодательству страны совместного проживания.

Таким образом, в случае заключения брака в соответствии со всеми условиями, еще не означает, что новобрачные будут признаны супругами в стране мужа или иной стране, где семья собираетесь проживать. А это означает, что семья не будет пользоваться там ни личными, ни имущественными правами супруга.

Условия заключения брака на территории Российской Федерации для иностранных граждан определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака (п.2 ст.156 СК РФ).

Что касается условий вступления в брак, например, брачного возраста, то соблюдения их в данном случае не требуется. Возникает интересный вопрос: а может ли быть в таком случае зарегистрирован однополый брак, если он имеет место в законодательстве иностранных граждан? Напрашивается ответ, что да, т.к. статья 14 СК РФ не содержит такого препятствия к заключению брака. Однако такое препятствие содержат законодательные акты, в странах которых разрешены однополые браки, поэтому однозначный ответ – нет.

Перечень обстоятельств, препятствующих браку, в законах зарубежных стран различен. Такие требования могут оказаться как более, так и менее строгими, чем в России. Так, например, в некоторых странах запрещены браки между двоюродными братьями и сестрами.

Может возникнуть парадоксальный вопрос: как быть если законодательство иностранных граждан желающих вступить в брак допускает полигамию?

Ответ прост – Российское законодательство (ст.14 СК) не допускает заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом браке. И если будущий супруг, желающий заключить брак в России, уже состоит в браке, то даже если подлежащий применению закон его страны допускает вступление во второй брак, в России в заключение брака ему на основании ст.14 СК РФ будет отказано.

На практике зачастую возникают ситуации, когда лицо имеет несколько гражданств – два и более.

В том случае, если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации.

При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств (п.3 ст.156 СК РФ).

В случае если у лица отсутствует гражданство, то есть оно является лицом без гражданства, применяются правила п.4 ст. 156 СК РФ, в соответствии с которым, условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

Таким образом, если лицо без гражданства постоянно проживает в России, условия вступления его в брак будут определяться по российскому законодательству, если же оно находится в России – временно, то по законодательству государства, где оно имеет постоянное место жительства.

Важно отметить, что к порядку заключения брака как лицом, имеющим несколько гражданств, так и для лица без гражданства применяются правила ст.14 СК РФ об обстоятельствах препятствующих заключению брака.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 1994 г. — №2 . — с.101.

Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 26 января 1993 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – №3. — март 1999г.

Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Хельсинки, 11 августа 1978 г.) // Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам. – Москва. — Международные отношения. – 1988. — с. 295.

Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу.

Принципы открытого брака’: • строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний;

• относиться с уважением к личной жизни партнера; • открытость общения: свободно, открыто выражать чувства («Скажи, что видишь и чувствуешь, но без критики»); • подвижность и гибкость ролевого общения;

• открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;

• равноправие: справедливое разделение ответственности и благ;

• аутентичность: знать себе цену и не позволять принижать свое достоинство;

• доверие: сочетание «статистического» доверия с «динамическим» доверием.

Этот брак является исторически новым феноменом, т. к. для традиционных представлений он фактически

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

узаконивает право на измену. Достаточно часто брачно-семейные отношения сотрясаются фактами измены супругов. Открытый брак возник как отказ от поведения предыдущих поколений, которые, сталкиваясь с изменой, начинали шпионить, ревновать. Сторонники открытого брака считают, что если брак существует только на чувстве долга, то он, по сути, себя исчерпал, кроме того, в форме открытого брака они видят возможность протестовать против запретов церкви на разводы. Возникновение открытого брака также связывают с движением за обогащение брачно-семейных отношений, которое реализуется через отсутствие невротических срывов в браке, постоянное обновление человека в брачно-семейных отношениях и возможность личностного роста партнеров, обновление семьи в целом.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Понятие об открытом браке. Принципы открытого брака.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Понятие об открытом браке. Принципы открытого брака.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Понятие об открытом браке. Принципы открытого брака.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *