Брак церковный

В современном мире многие традиции, которые бережно хранились веками и строго соблюдались нашими предками, несколько видоизменились. Сегодня молодые люди, живущие в век развития компьютерных технологий, все меньше внимания уделяют обрядам, которые являются неотъемлемой частью закрепления союза двух любящих сердец.

А зря. Ведь регистрация в ЗАГСе и шумная свадебная вечеринка в ресторане – это лишь часть торжества. При этом такие таинства, как помолвка и венчание отходят на второй план. Возможно, проблема не только в том, что прогрессивные жених и невеста принципиально не хотят следовать старым традициям. Велика вероятность того, что будущие молодожены просто не до конца понимают удивительную красоту и таинственность каждого обряда.

Помолвка: символ обоюдного решения о вступлении в брак

Помолвка – это обряд, который символизирует обоюдное решение леди и молодого человека стать мужем и женой. Раньше данное событие по своей значимости приравнивалось к свадьбе. Считалось, если парень и девушка помолвлены, то они уже не могут разорвать отношения и обязаны через некоторое время провести обряд венчания.

Сегодня значимость помолвки, конечно, несколько уменьшилась. В современной интерпретации данный обряд представляет собой не что иное, как вечер в тихом семейном кругу среди друзей и родителей пары, в рамках которого мужчина дарит своей возлюбленной при всех помолвочное кольцо.

Будущие молодожены сообщают близким о своих намерениях пожениться, обсуждают предстоящую концепцию свадьбы и дату события. Часто у современных женихов и невест возникают вопросы по поводу того, какими должны быть помолвочные кольца. В принципе, это зависит от предпочтения молодых, но желательно, чтобы изделия были золотыми.

Конечно, оптимальным вариантом являются помолвочные кольца с бриллиантом. Такой подарок будущей жене является символом серьезности намерений мужчины, его щедрости и любви.

Свадьба: обряд объединения двух сердец

Свадьба представляет собой обряд непосредственного бракосочетания любящих сердец. Ранее данный праздник предполагал обязательное венчание в церкви, без проведения которого союз считался недействительным. Сегодня свадебное торжество включает в себя лишь регистрацию молодоженов в одном из ЗАГСов города и банкет в развлекательном заведении. Некоторые пары включают в программу своего праздника венчание в церкви, но данный обряд не считается обязательным.

На торжественной регистрации вторые половинки по очереди надевают друг другу свадебные кольца, выпивают бокал шампанского и танцуют свой первый танец в качестве мужа и жены.

При этом кольца могут быть абсолютно любыми: в настоящее время не существует никаких рамок и правил касательно дизайна этих украшений, символизирующих вступление в брак. Банальные гладкие, довольно стандартные колечки остались в прошлом: современные молодожены все больше хотят проявить фантазию и приобрести максимально оригинальные обручальные кольца, которые будут отличать их пару от большинства других. Они могут иметь необычную форму, выполняться из различных металлов и их комбинаций и инкрустироваться всевозможными драгоценными камнями. Роскошные обручальные кольца с бриллиантами, сапфирами или изумрудами – это символ крепкого союза, серьезного отношения к своему браку и яркой индивидуальности супругов.

Венчание: заключение брака на небесах

Венчание имеет существенные отличия от стандартной гражданской церемонии регистрации в ЗАГСе. Данное таинство является полноценным церковным обрядом. Для молодоженов он считается подтверждением серьезности чувств и намерений по отношению друг к другу, готовности нести ответственность, оберегать и хранить верность своей второй половине. Если супруги обвенчались, то по церковным традициям они заключили свой союз перед Богом. Поэтому к такому обряду допускаются только крещеные люди, а после его проведения супруги не имеют право разводиться.

Обряд венчания предполагает исполнение некоторых правил. Они предъявляются к вероисповеданию мужа и жены, платью супруги и венчальным кольцам. Если вы решили венчаться в православном храме, то должны придерживаться именно этой веры. Венчальное платье должно быть скромным, невычурным, спокойных, сдержанных тонов и достаточно закрытым. Что касается украшений, символизирующих прохождение обряда, то кольца для венчания должны быть золотыми.

Современный мир диктует свои условия. Сегодня вторые половинки абсолютно свободны и могут самостоятельно решать, соблюдать ли им вековые обычаи церемонии вступления брак. Однако, одно правило остается неизменным даже спустя сотни лет: к выбору кольца для торжества необходимо относиться очень серьезно. Его качество и дизайн являются некими показателями серьезности пары, характера их отношений и символом любви.

Именно поэтому оптимальным решением станет индивидуальный заказ изделий в нашей компании, в рамках которого опытные специалисты изготовят уникальные украшения по эксклюзивному эскизу. Помолвочные, венчальные и свадебные кольца на заказ – это возможность выразить яркую индивидуальность молодоженов и увековечить свою любовь в оригинальных изделиях!

Сегодня каждый третий заключенный гражданский брак у нас в стране распадается. Но понятие «церковный брак» воспринимается как повышенный знак надежности. Реальность и здесь может преподносить самые разные сюрпризы, но все-таки церковный брак — прошедший через Таинство венчания — предполагает куда более серьезное отношение к брачному союзу. И венчаться и развестись в церковном браке гораздо труднее.

Проект документа «О церковном браке» содержит в себе много интересных и важных разъяснений. Одно из таких важных разъяснений связано с тем, что многие ревнители благочестия «не по разуму» обзывают «блудом» не венчанные, но законные — по гражданскому законодательству — браки. Супругам, прожившим десятки лет в таком браке, чуть ли не объявляют, что они «как блудники» не имеют право причащаться. Проект уточняет, что такой брак не считается «греховным сожительством», а супругов нельзя отлучать от таинств в православных храмах. Хотя такие семьи достойны «особого попечения», и им надо разъяснить все о должном браке.

Так называемый гражданский брак без регистрации в ЗАГСе, долго считавшийся модным среди молодежи, не благословляется венчанием. «Нерасписанных» венчают только в очень особенных случаях — каких, уточняется в документе.

Венчаться с нехристианами нельзя. С христианами других конфессий — католиками, протестантами, членами древних восточных церквей (Армянской апостольской и Эфиопской православных церквей, а также коптских и сиро-яковитских общин) венчание возможно при условии, если брак будет благословлен в православной церкви, а дети будут воспитываться в православной вере.

Еще из Послания апостола Павла известно, что разорять уже сложившийся брак с человеком другой веры нельзя. «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его», — писал апостол Павел. К лицам, находящимся в таком браке, проявляется «пастырское снисхождение».

Церковный брак труднее расторгнуть, чем светский. Для этого нужны весьма веские основания. Такие, как «отпадение одного из супругов от православия», «прелюбодеяние одного из супругов», «злонамеренное оставление одного супруга другим», «заболевания одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, хроническим алкоголизмом или наркоманией». Поводом для развода может стать совершение женой аборта при несогласии мужа или, наоборот, принуждение жены к искусственному прерыванию беременности.

Решение о разводе принимает епархиальный архиерей. Он же выдает свидетельство о признании церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчания во втором и третьем браке. Наличие решения светских органов власти о расторжении брака, отмечают авторы документа, «не отменяет» для церковной власти необходимости «самостоятельного суждения и собственного решения» о случившемся — по Священному писанию и церковным канонам.

— На мой взгляд, сегодня самое важное — это не регламентация, по каким причинам можно, а по каким нельзя венчаться или разводиться, — комментирует проект для «РГ» член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного права, руководитель церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец. — Мы же живем не в условиях царской России, когда решение Церкви о браке влекло очень серьезные правовые последствия, связанные и с наследством, и со статусом детей, и со статусом разводящихся. Сейчас такие последствия не наступают. Поэтому куда важнее сегодня попробовать изменить современный тренд на превращение брака во временное сожительство.

Самая важная проблема сегодня, по мнению Сергея Кравца, психологическая неготовность к браку людей, особенно молодых и вступающих в него первый раз. «Опросы показывают, что процент разводов по этой причине выше, чем по причине алкоголизма или насилия в семье. Браки, которые распадаются в первые годы (а таких стало очень много) разрушаются из-за неготовности к браку. Эта неготовность усиливает легкомысленное отношение к браку — люди не расценивают его как союз, заключаемый до конца жизни или на многие годы. Это брак на пробу: вот, попробуем так».

Укрепляется представление о браке как о том, что можно много раз поменять. «Уж не говорю о том, что решения о браке принимаются сегодня и из соображений комфорта и удобств, связанных с ним. Все чаще — раньше этого не было — причиной расторжения браков называют выявление меркантильных намерений в браке у одного из супругов. Брак, один из традиционных институтов, дающих человеку наибольшую устойчивость, попал под угрозу. И причина в нас самих. И прежде всего в главенстве психологии комфорта и потребления».

Брак в таких случаях становится одним из признаков потребления. Девушки очень хотят выйти замуж из соображений престижа, мальчики ждут от брака изменений бытовых условий жизни, а кончается все тяжело, считает Сергей Кравец.

Церковный же брак требует подготовки. «Если нам удастся добиться перед венчанием реальной внутренней подготовки к этому таинству, если священник сможет серьезно поговорить об этом, это будет очень важным делом», — подчеркивает наш собеседник. Он считает, что надо сосредоточить внимание на долговременной настоящей психологической подготовке к браку.

Между тем

Чтобы быть счастливым в семейной жизни, надо следить за тем, что мы говорим и делаем, считает Папа Римский Франциск. «Используйте в общении фразы «Могу ли я?», «Спасибо» и «Извини». Это ключ к созданию крепкой семьи. Эти простые слова легко произнести, но сложно научиться постоянно использовать. Но когда вы игнорируете их, отсутствие этих фраз может пошатнуть основы вашей семьи, что может привести к ее распаду. Когда эти слова … произносятся не формально, а искренне, от всего сердца, в семье воцаряется любовь, они укрепляют семейную жизнь».

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий циркуляре № 417 от 5 мая 1997 г. обращает особое внимание духовенства на то, что недопустимо венчание не зарегистрированных в органах ЗАГС браков:

«Настоящим вменяю в обязанность благочинных наблюдение за неукоснительным соблюдением канонического порядка при совершении таинства браковенчания в подведомственных им храмах.

Ввиду того, что заключение брака должно иметь имущественные и гражданские последствия, категорически недопустимо совершать венчание лиц не зарегистрировавшихся в органах ЗАГСа. Следует иметь в виду, что несоблюдение этого порядка может привести к нарушению правил 6 Вселенского Собора 87 и Св. Василия Великого 77, и противоречит 13 правилу Феофила Ар­хиепископа Александрийского.

Кроме того, свидетельство о венчании, согласно законода­тельства Российской Федерации, не может являться юридическим документом, на основании которого решаются вопросы имущест­венных и гражданских правоотношений».

Многие люди относятся в гражданской регистрации с пренебрежением, считая её пустой формальностью. Но не так смотрит на это Церковь. Конечно, верующие православные люди не должны начинать супружескую жизнь без церковного благословения, которое преподаётся в таинстве венчания. Но и невенчанный брак, если он совершён по законам государства, является законным. А для неверующих только такой брак и возможен.

Регистрация не является обязательной для венчания сама по себе. Но Церковь, венчая законные, а не беззаконные браки, следует в этом отношении за государственными установлениями. В дореволюционной России Православная Церковь вела акты гражданского состояния, поэтому собственно таинство венчания и являлось регистрацией брака..

Однако законодательство с тех пор давно изменилось, функция ведения актов гражданского состояния принадлежит государству в органах ЗАГС. Государство юридически признаёт только зарегистрированные браки, и, значит, венчание не зарегистрированных (то есть незаконных) браков стало совершенно недопустимым.

Нередко людям представляется удобным совершить венчание до регистрации, и они стараются уговорить священника обвенчать молодых, скажем в пятницу вечером, когда регистрация назначена на субботу. Но в одном из таких случаев, когда батюшка поддался на уговоры, обвенчанные в пятницу молодые в ночь с пятницы на субботу поссорились и не только не стали расписываться, а и обратились в Епархиальное управление с просьбой их «развенчать».

К слову сказать, в Православной Церкви не существует чина «развенчивания». Если человек был в венчанном браке, а потом брак распался, и человек намерен создать новую семью, ему следует сначала зарегистрировать новый брак, а потом обратиться за благословением в Епархиальное управление. При себе следует иметь паспорта супругов и свидетельство о регистрации брака, а также свидетельство о разводе (того из супругов, который был ранее в браке).

Епархиальное управление Московской епархии Русской Православной Церкви работает каждый день с 8:00 до 16:00 без перерыва на обед, кроме церковных и гражданских праздников, субботы, воскресенья, и располагается по адресу:

119435 г. Москва

Новодевичий проезд, дом 1, корпус 4(на территории Новодевичьего монастыря).

Телефон для справок: (499) 246—08-81

Незнакомая журналистка уговорила дать интервью молодежной газете. Чтобы разговор не оказался бестолковым, долго по телефону искали интересную тему, остановившись наконец на церковном браке. Когда назначенное время подошло, явившаяся дама деловито достала диктофон и, с места в карьер, задала свой первый вопрос: назовите случаи, когда церковный брак может быть расторгнут!

Человеку, исповедующему «либеральные ценности», кажется, что церковный брак мало отличается от того ничем не освященного супружества, которое еще с советского времени сводилось к тоскливой процедуре «расписывания» в ЗАГСе и расторгалось столь же легко, как и заключалось.

В Советской России, вытеснившей Церковь из всех сфер государственной жизни, бракосочетание было сведено к одной этой «росписи», так что в советском «новоязе» понятия «вступить в брак» и «расписаться» сделались синонимами. Дикое для слуха русского человека слово «брачующиеся» прочно вошло в быт эпохи великих свершений.

Чиновники ЗАГСов, чувствуя скудость и безблагодатность этой процедуры, пытались в меру своей фантазии хоть чем-то ее скрасить. Бывший уездный предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов, выкатывая глаза и устрашающе шевеля усами, поздравлял решивших вступить в брак пролетариев и совслужащих. В позднесоветских Дворцах Бракосочетаний исполненные чувства собственного достоинства чиновницы уже во всю меняли кольца, уговаривая молодых быть активными строителями коммунизма. Оркестр старательно наяривал Мендельсона, открывались и закрывались вызолоченные двери, но, несмотря на дозволенное шампанское, все участники процедуры, включая жениха и невесту, с нетерпением ждали, когда же закончится эта невыносимая фальшь.

Изменившееся время сделало церковное венчание безопасным. Внешняя красота обряда привлекала и тех, кто не видел за ней подлинного смысла таинства. Венчаться в храме стало признаком респектабельности. Но умножившееся число венчаний привело к столь же заметному увеличению количества прошений о церковном разводе.

Трудно сказать, можно ли радикально изменить существующее положение дел. Тем более что кризис семьи на постхристианском Западе превратился в банальную очевидность, а стремительно догоняющая Запад Россия и в этом отношении становится вполне «европейским» государством. Наверное, в этих условиях стоит вспомнить, как оберегала нерушимость брака Церковь в прошлом, и самым старательным образом следовать всем традициям церковного бракосочетания.

Приходящие в храм молодые люди, обращаясь к священнику с просьбой совершить венчание, ожидают, что церковное бракосочетание будет обставлено минимальными формальностями. Для многих становится совершенно удивительным, когда батюшка отказывается венчать до тех пор, пока не будет представлено заверенное печатями ЗАГСа государственное свидетельство о заключении брака. При этом искренне верующие люди оскорбляются тем, что священник не только не доверяет их совести, но и пренебрегает достоинством таинства, ставя его в зависимость от формальной процедуры, проведенной в отделе местной Администрации. Однако при внимательном рассмотрении становится ясно, что такое требование вовсе не является умалением таинства по сравнению с гражданской регистрацией брака, но вполне соответствует тем правилам церковного бракосочетания, которые существовали в прошлом.

В то время не отделявшее себя от Православной Церкви Российское государство передавало ей некоторые немаловажные обязанности, поручая, в том числе, регистрацию актов гражданского состояния. В каждом храме хранились метрические книги, в которые тщательно вносились записи о крещении, венчании и погребении всех, кто принадлежал данному приходу. Консистория строго следила за тем, чтобы каждая запись была заверена священником, диаконом и псаломщиком, принимавшими участие в совершении таинства. При этом по крещении в книгу вместе с датой рождения младенца вносились имена родителей и восприемников, при венчании имена жениха и невесты, свидетелей, которые назывались также поручителями или «поезжанами»; запись о погребении, помимо даты смерти, включала сообщение о ее причине, последнем причастии и месте погребения. Запись о венчании, кроме метрической книги, вносилась в паспорта вступивших в брак.

Закон обязывал священника быть особенно внимательным к совершению брака. Перед началом венчания требовалось представить в Церковь документы, которые могли удостоверить священника, что возраст, вероисповедание, гражданское состояние жениха и невесты, отсутствие недопустимого родства между ними, позволяют вступить в брак. Бюрократическая волокита была сведена к минимуму, поскольку сам священник, на которого ложилась вся полнота ответственности за правильность брака, определял, какие документы будут для него достаточны.

Если жених или невеста выглядели слишком уж молодо, требовалось предъявить метрическое свидетельство о рождении и крещении или выписки из исповедных списков приходских храмов жениха и невесты, по которым можно было установить их возраст. Паспорта и виды на жительство доказывали безбрачие жениха и невесты. Вдовцы и вдовы подтверждали смерть своих предыдущих супругов соответствующими метрическими выписками.

Военнослужащие и чиновники гражданских ведомств должны были предоставить разрешение своего непосредственного начальства на вступление в брак. В этих удостоверениях так же указывалось холостым или вдовым является жених, возраст, вероисповедание и т.д.

Даже если все документы вступающих брак были в порядке, приходской священник был обязан троекратно во время ближайших воскресных или праздничных литургий оповещать прихожан о предстоящем бракосочетании. Такое «оглашение» или «окличка» призваны были выявить все фактические препятствии, делавшие брак невозможным. А после исследования всех документов и оглашения священник должен был составить еще один особый акт, называвшийся «брачным обыском». В брачном обыске находились все метрические данные жениха и невесты, указывалось на отсутствие недопустимого родства и на согласие родителей или опекунов, подтверждалось согласие начальства военнослужащих и чиновников, назначалось время и место предстоящего венчания. Брачный обыск подписывался женихом и невестой, двумя или тремя поручителями со стороны жениха, двумя или тремя поручителями со стороны невесты и в заключение священником, диаконом и псаломщиком, производившими обыск.

Таким образом, «роспись» жениха и невесты была непременной принадлежностью бракосочетания и в то время, когда оно совершалось исключительно в Церкви.

В наше время регистрация брака отделена от венчания, так сказать, и во времени, и в пространстве. Она происходит в ЗАГСах или Дворцах Бракосочетания. Однако смысл этой процедуры не сводится только к формальному уведомлению государства об изменении социального статуса вступивших в брак. По существу, регистрация брака остается таким же подтверждением серьезности намерений, каким был брачный обыск в прошлом. Поэтому совершенно правы те священники, которые совершают венчание только после регистрации брака.

Вместе с тем совершенно очевидно, что современная регистрация не заменяет в полной мере брачного обыска. И священнику все равно необходимо тщательно выяснять, крещены ли жених и невеста в Православной Церкви, не находятся ли они в недопустимо близкой степени родства, не состоял ли каждый из них ранее в браке, не существует ли каких-то других канонических препятствий.

Поскольку регистрация брака в современных условиях совершается вне храма, но является непременной частью церковного бракосочетания, этот первый шаг в браке не должен совершаться в неположенное время. Это означает, что не следует назначать регистрацию брака на вторник, четверг и другие дни, когда Церковный Устав запрещает Венчание. Тем более, недопустима регистрация брака во время длительных постов: Великого, Рождественского, Успенского и Петровского. Столь же недопустимо в эти дни устраивать свадьбы. Так что, если «уж замуж невтерпеж», то лучше поторопиться до начала поста. Или потерпеть до его окончания.

Неясность представлений о сущности церковного брака порождает еще одно заблуждение. Называющие себя верующими, признающие ценность церковных традиций, но неуверенные в своем чувстве молодые люди, делая первый шаг к заключению церковного брака, то есть, регистрируя брак в ЗАГСе, не торопятся сделать заключительный шаг — решиться на венчание. Происходит это обычно из самых прагматических соображений. Церковный брак расторгнуть очень сложно, да и вторичное венчание имеет меньшую ценность, чем первое. Поэтому, полагают они, не нужно торопиться, и если супружеская жизнь не сложится, можно легко расстаться и поискать нового счастья. И вот когда это счастье, может быть, после нескольких попыток будет обретено, тогда можно и повенчаться.

Однако логика такого рассуждения оказывается неубедительной. Супружеское счастье невозможно без любви. А любовь — это, прежде всего, готовность пожертвовать всем для любимого человека. «Крепка как смерть любовь» (Песн. 8, 6) — говорит Соломон. «Любовь долготерпит… не превозносится… не ищет своего… все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7), — пишет апостол Павел. Прочность брака обусловлена практически одной только верой в его нерушимость. А если заранее предполагать возможность расторжения брака, то он непременно распадется.

Именно поэтому, признавая действительность и законность брака, заключенного только посредством государственной регистрации, Церковь говорит о его недостаточности. Все, что является причиной разрушения семьи в настоящее время, существовало и в прошлом. Супружеские измены, пьянство, безответственность, отсутствие общих интересов, психологическая несовместимость — все эти человеческие слабости были «достоянием» и предыдущих поколений. Однако вера в нерушимость брака учила терпению, уступчивости, состраданию, умению подчинить личный интерес высочайшей ценности семьи. «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2), — учил апостол Павел. Семейная жизнь невозможна без исполнения этого правила. А духовные силы для этого появляются только после освящения супружеских отношений в церковном браке. Именно поэтому на вопрос: «расписываться» или венчаться?», который задают себе молодые люди, желающие соединить свои жизни, может быть только один ответ. И расписываться, и венчаться, и любить друг друга всю жизнь так же сильно, как в день своей свадьбы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *