Брак у евреев

Брак и семья в хеттском государстве

Как утверждает английский ученый О. Герни в своем исследовании «Хетты», организация хеттской семьи носила ярко выраженный патриархальный характер. Власть мужчины над своими детьми в своде законов регистрируется следующим положением: «Если он убил ребенка, то должен отдать за него своего сына».

Сюда же О. Герни относит и то обстоятельство, что отец был вправе «отдать» свою дочь жениху. Его практически неограниченную власть над женой английский исследователь выводит из всей фразеологии, связанной с браком. Жених «берет» себе жену и затем «владеет ею». Если она застигнута в прелюбодеянии, он вправе распорядиться ее судьбой (далее в этой главе мы наиболее полно представим концепцию О. Герни).

Возможно, что некоторые привилегии, которыми пользовались женщины у хеттов, отражают следы более ранней системы. Например, один закон предусматривает некоторые условия, при которых мать может отречься от своего сына, а по другому закону она решает вопрос о замужестве дочери совместно с отцом. Возможно также, что весьма независимое положение хеттской царицы имеет сходное происхождение.

Первым этапом бракосочетания была помолвка. Она сопровождалась подарком от жениха. Однако помолвка не налагала строгого обязательства, ибо девица была вольна выйти замуж за другого человека с согласия родителей или без оного, лишь бы первоначальному жениху в возмещение ущерба был возвращен его подарок.

Сама женитьба обычно сопровождалась символическим подарком (по-хеттски «кусата») от жениха семье невесты. Это в точности повторяет вавилонский обряд вручения «терхата». В силу различных причин, вероятно, было бы ошибочно рассматривать этот подарок как «плату за невесту», и как доказательство того, что хеттская и вавилонская женитьбы первоначально относились к типу так называемого «покупного брака». Со своей стороны невеста получала приданое (по-хеттски «ивару») от своего отца. Если после этого жених или семья невесты отказывались от совершения брака, это было равносильно невыполнению договора. Соглашение аннулировалось, и виновная сторона наказывалась. Жених лишался своего кусата, а семья невесты выплачивала жениху двух- или трехкратную компенсацию.

Обычно молодожены устраивались жить своим домом, но считалось правомерным и то, что жена оставалась в доме своего отца — обычай, который мы находим также у ассирийцев.

После смерти жены ее приданое становилось собственностью мужа, если жена жила в его доме. Но если она жила в доме отца, дело обстояло иначе. И хотя такая ситуация конкретно в дошедших до нас текстах не комментируется, вероятно, что приданое переходило детям.

Браки между близкими родственниками были запрещены, и закон содержал на этот счет подробные правила. Мужчине запрещалось иметь половые сношения со своей матерью, сестрой или дочерью жены (от прежнего брака) или с женой своего отца или брата, пока отец и брат живы.

Однако примечательно, что в действительности сам царь Арнуванда I был женат на своей сестре.

Среди этих правил мы находим одну статью, в которой устанавливается, что если мужчина умирает, то его вдова должна выходить замуж за его брата, а если тот умер, за его отца, а затем, в случае смерти отца, за его племянника. В данном контексте это имеет вид лишь исключения из ряда запретов и потому в одной из копий текстов добавлены слова: «это ненаказуемо».

Однако закон исключительно похож на еврейский закон о левиратном браке, согласно которому, если мужчина умирает бездетным, то обязанность его брата (а если он умер, его отца или ближайшего остающегося в живых родственника) — жениться на вдове. Родившийся от этого брака ребенок получает имя и наследство умершего. Этот обычай иллюстрируется историями Иуды и Ира; Руфи и Вооза. Целью этого обычая, очевидно, было продолжение рода умершего «чтобы имя его не изгладилось…».

Вавилоняне и ассирийцы достигали этой цели иными средствами и не нуждались в левирате. Однако вышеприведенная статья доказывает существование этого обычая у хеттов, хотя она и приводится в законах с другой целью и явно не содержит исчерпывающего изложения закона. Сходным образом другая статья гласит, что половое сношение с мачехой после смерти отца не наказуемо, однако, это опять-таки, вероятно, указывает на существование обычая, широко распространенного среди древних народов, по которому сыновья наследуют жен своих отцов (за исключением собственных матерей).

Следующая глава >>

5. БРАК И СЕМЬЯ

5. БРАК И СЕМЬЯ Из свода законов несомненно явствует, что в хеттской семье царил патриархальный уклад. О том, что мужчина обладал неограниченной властью над своими детьми, свидетельствует и предписание статьи 44а, где сказано, что человек, убивший ребенка, должен отдать его

4.4. Семья и брак

4.4. Семья и брак Очень сложной была система родства, определявшая брачные отношения. Элементарной ячейкой была семья, но у ребенка матерями считались, кроме матери, ее сестры, а отцами – отец и его братья. Все их дети были «братья» и «сестры». Дети от братьев «матерей» и

Семья и брак

Семья и брак В Новой Гвинее и Меланезии преобладает патрилинейное родство, когда ребенок принадлежит к роду отца. Иногда встречается матрилинейное родство, когда род ребенка определяется по матери. Различны и степени родства, подпадающие под запрет брака, хотя близкие

6.6. Семья и брак

6.6. Семья и брак Полинезийцы жили большими патриархальными семьями или семейными общинами. В родстве учитывали происхождение по линиям отца и матери. Все знали свои родословные. Этому учили с детства. Дети знатных заучивали на память и помнили по 20–30 поколений предков.

Семья и брак Мировоззрение яванцев сложилось под влиянием культур и религий индусов, китайцев и арабов (влияние европейцев было вторичным). В правилах поведения важную роль сыграло полученное из Китая конфуцианство. Яванцы разделяют морально-этические ценности

Семья и брак Балийское общество патриархально. Сын наследует все: дом, землю, ценности, долги, семейный храм и обязанность кремировать умерших родителей. Балийцы верят, что через сына сохраняется семейный род и цикл перерождений, и что хороший сын обеспечит родителям

Семья и брак Даяки учитывают родство по отцовской и материнской линиям. У них сходная с европейцами система родства и те же сексуальные табу. Запрещен секс с родителями и детьми, братьями и сестрами, дядями и тетками, племянниками и племянницами. Секс и брак кузенов

8.4. Семья и брак

8.4. Семья и брак У тайцев родство считают по отцу и матери. Но родство по отцу важнее – жена берет фамилию мужа, а дети отца. Нет у тайцев и кланов с общим предком, хотя предков почитают. В деревне принято считать односельчан родственниками, хотя, на самом деле, не все в

9.6. Семья и брак

9.6. Семья и брак Китайская семья со времен Конфуция считалась сердцевиной общества, интересы семьи важнее интересов человека. Семья нечто больше, чем группа кровных родичей – она и прошлое с длинной линией предков, и будущее в лице еще не родившихся детях. При

10.5. Семья и брак

10.5. Семья и брак До недавнего времени семья признавалась в Японии официальной единицей общества. Члены семьи, независимо от возраста, подчинялись главе семьи. Если на предприятии работали несколько членов семьи, то в профсоюз вступал отец. Остальные автоматически

11.4. Брак и семья

11.4. Брак и семья Выбор партнера по браку Величайшее событие в Индии – это бракосочетание. После свадьбы жизнь индуса меняется коренным образом: юность сменяется зрелостью. По традиции выбор супруга зависит не от жениха и невесты, а от интересов родителей. Некоторые

12.5. Семья и брак

12.5. Семья и брак Арабская семья, как правило, представляет собой большую группу, объединенную родственными связями. Во главе ее находятся пожилой мужчина – старший рода. Семья включает женатых сыновей, их детей, женатых внуков и правнуков. Нередко, особенно в деревне, они

5. Брак и семья

5. Брак и семья Судя по хеттскому законодательству, организация семьи носила обычный патриархальный характер. Власть мужчины над своими детьми иллюстрируется следующим положением: если он убил ребенка, то должен отдать за него своего сына (ст. 44А); сюда же относится то

Семья и брак В классический период раджпутской истории сложились те семейно-брачные нормы и бытовые традиции, которые сохраняются в раджпутской этно-кастовой эбщности до сих пор практически в неприкосновенности. Они считаются внешними признаками принадлежности к

Семья и брак Система конфуцианских культов оказала решающее влияние на соотношение семьи и брака в Китае. Спецификой конфуцианского Китая было то, что не с брака, не с соединения молодых обычно начиналась семья. Наоборот, с семьи и по воле семьи, для нужд семьи заключались

Вопрос:

Мы с моей невестой смотрели ктубу (брачный контракт) для нашего предстоящего бракосочетания. Я не читаю на арамейском языке, но я понимаю, что традиционная ктуба содержит только обязательства мужа по отношению к жене, в то время как там ни словом не упомянуты обязательства жены по отношению к мужу. Почему еврейский брак настолько однобок?

Ответ:

Прежде всего, поздравляю вас с помолвкой! Пусть эта женитьба создаст вечный союз и принесет только благословение и гармонию в этот мир.

Что же касается ктубы: дайте мне возможность объяснить, что такое ктуба и почему она была создана – и вы поймете причину ее односторонней сущности. Параллельно с этим я воспользуюсь этой возможностью, чтобы дать вам несколько советов, которые могут быть полезны для вас в предстоящем браке.

Вам может сказать любой антрополог и любой вменяемый консультант по брачно-семейным отношениям — как, впрочем, и ваша бабушка — что мужчины и женщины не вступают в брак на одних и тех же основаниях. Не нужно иметь ученую степень по биологии, чтобы понять, почему стремление к браку и преданность ему у мужчины совсем не такие же, как у женщины. Просто вспомните известный плакат, изображающий расстроенного молодого человека, нежно сложившего руки на своем отнюдь не пивном раздувшемся брюшке, с подписью «Если бы беременность грозила вам, вы были бы осторожнее”.

Женщина должна быть более осторожна. Мужчина ставит на кон в двадцать раз меньше, чем женщина. Он может получить все — она может все потерять. Поэтому, натуральным образом, женщина, вступая в брак, ищет стабильность и безопасность, чтобы она смогла построить дом и создать семью, а не осталась одна на холоде с раздутым животом. Мужчина вступает в брак как победитель на завоеванную территорию. Женившись, он вскоре уже ищет новые территории для захвата – на работе, в мире, а возможно, и в других местах также…

Так что же связывает мужчину , заставляя его создать безопасность женщине? Как там на счет любви, страсти и других безумств, которые Создатель сотворил в нас, чтоб соединить мужчину и женщину? Действительно ли любовь — единственное, что нам нужно для этого?

Пятьсот лет назад великий каббалист рабби Моше Кордоверо написал о человеческой страсти слова, которые до сих пор опережают нас на много световых лет. Страсть мужчины к женщине, как он пишет, это в действительности не есть часть его мужской сущности. Это часть женщины, оставленная в мужчине, когда, после сотворения их единым существом, они были разделены в Райском Саду. Поэтому, если он использует эту страсть лишь для своего удовлетворения, она обернется против мужчины и уничтожит его. Именно тогда оно называется «йецер-ара” – дурное побуждение.

Но, он продолжает, ничто, созданное Б-гом, не является злом, оно может таковым стать лишь за счет деяний человека. Даже йецер-ара, используемая по назначению, может возвысить человека в этом мире. И какова же истинная цель этой страсти? Направить человека к приумножению великолепия Шехины (Б-жественного Присутствия) и к созданию ей дома в этом мире. Другими словами, если вследствие этой страсти мужчина построит своей жене дом, обеспечит ее потребности и купит ей драгоценные украшения — и все это, имея в виду, что она олицетворяет Шхину, так как она – Мать Жизни, то в этом случае он сублимирует свою страсть, становясь подобным Б-гу.

«Поэтому”, — пишет рабби Моше Кордоверо, — ”все удовольствия, которые мужчина получает в этом мире, должны бать лишь ради его жены”.

Это то, как должно быть: любовь соединяет мужчину и женщину. Женитьба обеспечивает женщине надежность, которая ей необходима. И любовь далее побуждает мужчину и женщину обеспечивать нужды друг друга.

Но так происходит, когда страсти обузданы и целенаправленны. Когда женщина сдается мужской страсти без всяких условий, она отдает все, не получая ничего взамен. Но и ему она оказывает медвежью услугу, он сжигает много колес на трассе жизни, но движется в никуда.

Да, мы уже слышали сто раз, что мужчина и женщина – это две части единого целого, которые достигают совершенства, лишь соединяясь в мистическом святом союзе брака. Но это не рецепт из поваренной книги. Это происходит, лишь когда они оба прилагают все усилия, чтоб преодолеть в себе «себя» и открыть «другого” в этих отношениях. Оставленные на произвол своих основных инстинктов, мужчина и женщина становятся двумя противодействующими огнями, которые сожгут друг друга дотла.

Вспомните строку из книги Брейшит (Бытие), где первая женщина описывается как «помощник напротив него.» В буквальном смысле это означает, что она — равноправный партнер. Но неуклюжее выражение побудило наших мудрецов предоставить более глубокое истолкование: «Если он удостаивается, то она — помощник, если нет — она «против него» и воюет с ним». Поэтому, чтобы в браке была любовь, а не война, человек должен подняться выше своей природы. Поскольку, что касается природы человека, его инстинктов, то здесь любовь, война и куча всяких прочих патологий — все плавает вместе в одном очень вонючем болоте.

Как же возможно, что такое прекрасное чувство как любовь может уничтожать? Великий учитель Хасидизма рабби Шнеур-Залман из Ляд объяснил, что любовь мужчины к женщине и любовь женщины к мужчине противоположны друг другу. Мужская любовь течет, как вода, в то время как любовь женщины горит, как огонь.

Его сын, рабби Дов-Бер, объяснил: страсть мужчины вздымается как вода перед плотиной, неистово пытаясь прорваться через нее, и в конечном итоге разливается великим потопом. Но как только потоп кончается, страсть исчезает – до тех пор, пока резервуар за плотиной не наполнится снова.

Страсть женщины развивается полностью противоположным образом. Она, как огонь, который сначала нужно разжечь в хворосте, и потом оберегать и раздувать, пока жар его не станет достаточно горяч, чтоб загорелись дрова, и только тогда он будет гореть самостоятельно. И как только этот огонь вырвется из своих границ, он будет гореть и гореть и не сможет насытиться до тех пор, пока не останется ничего, что можно сжечь.

Эти две противоположности совершенно не синхронизированы друг с другом. Единственное решение, говорит Рабби Шнеур-Залман, для двоих – это найти более глубокую связь, нечто запредельное для их обоих. Каждый из них должен оставить свое личное «я» и почувствовать себя на месте партнера. Тогда женщина поймет, почему этот мужчина, который так неистово нуждался в ней вчера, теперь, кажется, находится в другом мире, где она едва существует. Воздушный шар сдулся, и нужно время, чтобы он снова наполнился.

И мужчина также понимает, что женскую страсть не включишь как электрическую лампочку, она больше похожа на костер, которому нужна забота, когда его разжигают, еще больше заботы, когда его пламя взмывает вверх, и потом еще больше осторожности, чтобы не оставить пылающие угли.

Пока вы заняты поисками этой более глубокой связи, давайте ввернемся к ктубе. Ктуба – это один шаг, который сделали мудрецы, чтобы преодолеть эту несбалансированность и ввести некоторый паритет в отношения между мужчиной и женщиной.

Как мы сказали, женщина хочет надежности — и на это у нее есть серьезные основания. Тут есть кое-что, что я еще не упомянул: недавнее исследование организации National Fatherhood Initiative выявило сильную обратную зависимость между степенью близости детей со своими отцами и уровнем подростковой преступности. Другое исследование показало, что близость с отцом — важнейший фактор в сокращении риска наркомании у подростков — в то время как близость к матери не показала никакого эффекта. Не удивительно, что степень близости с отцом была самой высокой в «благополучных семьях».

Так что, даже если вы самостоятельны, коль скоро вы хотите, чтобы ваши дети были здоровы и нормально развиты, вам необходимо, чтобы рядом был преданный отец.

Хотя многие мужчины любят строить из себя добытчиков, защитников и папаш, они не обязательно запрограммированы на эту роль пожизненно. В какой-то момент внутренняя жилка мужчины-конкистадора может просто сказать: «Пора выбираться из этого беличьего колеса и продолжать жить”.

Ктуба, брачный контракт, в общем-то говорит: «Вот ваши обязательства по отношению к жене, пока вы женаты, и вот штраф, который вы заплатите, если вам захочется развестись”. Что это за обязательства? Что вы обеспечите жену пищей, одеждой, близостью и жильем, а также всем тем, что обычно ожидается от мужа, в каком бы обществе вы не жили. Какой же штраф за развод? То, чего большинству мужчин больше всего не хватает — очень много денег.

Слушайте, конечно, это далеко не гарантирует защиту от провала. Требуется много работы, компромиссов и жертв от каждого из партнеров. Так назовем это одной частью мозаики. Однако, с точки зрения нашей беседы идея ясна. Вот почему ктуба однобока: потому, что она защищает женщину, а не мужчину.

Короче говоря, мудрецы видели, что женщины более уязвимы и вступились, чтобы это скомпенсировать. Насколько я знаю, ситуация не сильно изменилась…

В системе заповедей Торы запрет смешанных браков занимает особое место. Все заповеди направлены на совершенствование и гармонию человеческой жизни, как это подробно разбирается в объяснении воспитательного смысла каждой из них в книге Сефер Ахинух. Запрещая нам то или иное действие, Тора предупреждает нас о том ущербе, который мы можем, нарушив заповедь, нанести себе. В запрете смешанных браков Тора говорит об ущербе, наносимом не только самому человеку, но и его будущим потомкам.

Так пишет Рамбам в своем знаменитом кодексе Мишне Тора: «Не относись легкомысленно к этому греху, хотя Тора и не наказывает совершивших его смертной казнью … Он заставляет нас смешаться с народами, от которых Всевышний нас отделил, тем самым уходя от Б-га и обкрадывая Его». Рационалист Рамбам, сдержанный обычно в подборе слов, здесь вдруг переходит на патетические тона. Для него это не просто нарушение одного из запретов, а вмешательство в замысел Всевышнего, предначившего для еврейского народа особую миссию в мире — раскрытие веры в единого Творца для всего человечество или, используя терминологию Каббалы, превращение низшего материального мира в место раскрытия Б-жественного света, место пребывания Творца.

На первый взгляд, эти слова Рамбама прежде всего относятся к браку еврея с нееврейкой, поскольку ребенок от такого брака будет неевреем, и тем самым, как пишет Рамбам в том же законе «ребенок будет уведен от тех, кто следует за Всевышним», то есть от евреев, живущих законами Торы. Но не случайно Рамбам, начинает эту главу своего труда с приведения обоих вариантов смешанного брака и подтверждает это цитатой из книги Эзры. Противодействие замыслу Творца по созданию избранного народа с особой миссией есть в браке еврейки с неевреем, даже если их ребенок остается обязанным к исполнению заповедей, поскольку сам факт этой связи является нарушением границ избранного народа.

Более того, можно увидеть особую проблематичность смешанного брака именно в ситуации, когда еврейство в этом сочетании представлено женской стороной. Хотя закон видит в нарушении женщины меньшую ответственность как стороны пассивной, но если говорить о внутреннем содержании брака и создания семьи, то именно женщина занимает в вопросах семьи центральное место. Это связано с тем, что Всевышний раскрывается в этом мире через свое качество Царственности (Малхут), выражающее женское начало в структуре Б-жественных сфирот.

Еврейская семья является моделью для раскрытия Б-жественного замысла, и в этом смысле в каждом еврейском доме создается подобие Храма — объединение двух букв — йуд и эй — из слов «иш» и «иша», означающих на святом языке «мужчина» и «женщина» — в Имя Творца мира. Поэтому разрушение еврейской семьи, даже если есть для это легитимные причины, — это огромная трагедия, которую наши мудрецы сравнивают с разрушением жертвенника.

Смешанный брак — это отказ от попытки построить еврейскую семью, движение в направлении, противоположном замыслу Творца. Это намного больший ущерб именно для женского начала, суть которого в построении структуры, предназначенной для раскрытия Б-жественного света (на это намекает вторая из сфирот, выражающих женское начало — Бина (Понимание), название которой на иврите является однокоренных со словом «строить», и поэтому первая женщина Хава (Ева) была, по выражению Писания, «построена» из стороны Адама).

Говоря простыми словами, если еврей-мужчина в смешанном браке прежде всего лишается своего еврейского потомства, то еврейка разрушает свой потенциал к полноценному семейному счастью, что тоже находит свое проявление в жизни рожденных в смешанном браке. И тот и другой могут получить лишь суррогаты этих ценностей.

Хотя проблема смешанного брака обычно рассматривается в контексте национальности, в еврейском законе речь идет прежде всего об аспекте религиозном. Еврейский народ это не национальность в обычном смысле, а народ, принявший на себя законы Торы. Возможно, именно поэтому Рамбам в продолжение запрета смешанных браков говорит о гиюре, как о возможности для каждого человека принять на себя заповеди Торы и присоединиться к еврейскому народу. Тем самым Рамбам подчеркивает религиозное содержание понятия еврей и законов написанных выше.

Всем известен закон, гласящий, что еврейство передается по матери, в отличии от принадлежности к колену, передающегося по мужской линии. В одной из бесед Любавичский Ребе приводит внутренний смысл этого закона, заключающийся в том, что именно в Малхуте раскрывается Сущность Б-жественного Света как раскрытие источника всего в завершении и реализации. Еврейство является сущностной характеристикой человека, в отличие от принадлежности к определенному колену, в котором находит выражение частные особенности служения.

Сокровенная суть еврейства означает, что не может быть евреев первого или второго сорта, полуевреев и тому подобное. Это означает, что еврей родившийся от смешанного брака с неевреем, стопроцентный еврей, ничуть не меньше, чем ведущий прямую родословную от царя Давида или первосвященника Аарона.

С другой стороны, когда ребенок рождается в браке, не освященном Торой, то есть появляется в результате нарушения ее законов, это не может не иметь определенного влияния на ребенка. Об этом говорится во второй главе книги Тания, где приводятся слова Зогара о влиянии на душу ребенка освящения родителями их мыслей в момент зачатия. Алтер Ребе поясняет, что влияние это касается уровня одеяний души ребенка, то есть тех инструментов, при помощи которых душа, будет осуществлять свое служение и воспринимать мудрость Всевышнего.

Зогар, как и хасидское учение, говорит о самом тонком отклонении от святости — несовершенстве мыслей, но понятно, что более серьезные отклонения от требований Торы нанесут еще больший ущерб. Например, в Шульхан Арухе в разделе Эвен Аэзер приведены различные виды ущербов, наносимых родителями своим детям при нарушении законов, регулирующих сексуальную жизнь семьи. Талмуд говорит, что несоблюдение матерью законов семейной чистоты разрушительно влияет на душевные качества ребенка. Ребенку, родившемуся от связи с замужней женщиной или между близкими родственниками — мамзеру, запрещено вступить в брак с детьми, не имеющими подобной проблемы.

Смешанный брак запрещен, поэтому статус ребенка, родившегося у еврейки в таком браке, обсуждается мудрецами Талмуда в трактате Кидушин. Согласно одному мнению, он является мамзером, по другому мнению — нет. Раши, комментируя второе мнение, замечает, что, в соответствии с этим мнением, ребенок должен пройти гиюр. Талмуд принимает второе мнение за основное и не считает такого ребенка мамзером. В Шульхан Арухе мнение Раши не приводится, и подавляющие большинство комментаторов считает эти слова Раши относящимися лишь к стадии обсуждения вопроса, а не к выводу Талмуда, поэтому по закону не требуется гиюра для ребенка, родившегося у еврейки. Даже те, кто рекомендуют такой гиюр пройти, признают, что его основанием является лишь постановление мудрецов. Это подтверждается тем, что если ребенок первенец, то ему делают выкуп у потомка Аарона, коэна, что было бы невозможно, если бы гиюр был требованием Торы. В любом случае, сам факт наличия этого спора мудрецов, свидетельствует о том, что такому ребенку требуются дополнительные духовные усилия для достижения полноты духовной жизни.

В качестве подведения итога, хочу еще раз подчеркнуть, что вышесказанное не касается сути еврейства, которое остается в целостности, невзирая ни на какие грехи. Любой еврей вне зависимости от обстоятельств своего рождения может найти в себе силы для служения Всевышнему, выполняя заповеди и изучая Тору. Но родители должны помнить, что в их силах дать своим детям необходимые духовные силы и предотвратить возможные проблемы на их пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *