Бруно кверфуртский

Человек на территории Германии появился за 500 тысяч лет до нашей эры, в эпоху нижнего палеолита. В первом тысячелетии до нашей эры бoльшую часть территории Германии заселяли племена германцев. В 9 году нашей эры вождь германского племени херусков Арминий одержал победу в Тевтобургском Лесу над тремя римскими легионами, и этот год долгое время считался началом немецкой истории, а Арминий — первым германским национальным героем.

Распад гос-ва Каролингов в 888 г.

В VI — VIII веках союз древнегерманских племён, известный как франки, подчинил всю территорию Германии. Франкское государство достигло наибольшего могущества при Карле Великом. Он провозгласил себя наследником римских императоров. Вскоре после смерти Карла Великого единое государство распалось. По Верденскому договору 843 года потомки Карла разделили его владения на три части: Карл II Лысый получил западную часть (Западно-Франкское королевство, будущую Францию); Лотарь — среднюю часть (так называемое Срединное королевство, или Лотарингию), а Людовик II Немецкий — восточную часть (Восточно-Франкское королевство, будущую Германию). Поскольку династия Лотаря прервалась уже на его сыне, в 870 году Карл и Людовик по Мерсенскому договору поделили его земли. Несмотря на это, борьба между правителями западных и восточных франков за земли Срединного королевства, а также за императорский титул продолжалась ещё несколько десятилетий.

Восточно-Франкское королевство делилось на пять племенных герцогств — Саксонию, Тюрингию, Баварию, Франконию и Швабию, к которым позднее добавилась Лотарингия. Каждое герцогство обладало значительной самостоятельностью во внутренних и внешних делах. Такое деление заложило основы будущей феодальной раздробленности Германии. Единство государства поддерживалось административными институтами и широким слоем франкской аристократии, чьи владения были разбросаны по территории всех герцогств.

Во время правления Арнульфа Каринтийского Восточно-Франкское королевство пережило краткий период подъёма, сопровождавшийся установлением централизованной власти. Однако после смерти Арнульфа начался затяжной кризис, характеризовавшийся усилением родо-племенной аристократии. В 911 году со смертью Людовика IV немецкая ветвь Каролингов пресеклась, и феодалы стали выбирать королей из своих рядов.

Западная Европа в X-XI веках

В отличие от остальных государств Каролингов Восточно-Франкское королевство отличалось этнической однородностью. В X веке началось обособление германских земель и становление собственно германского государства. В 919 году, в летописной записи об избрании королём Арнульфа Злого появился термин «regnum teutonicorum» — «Тевтонское королевство», позднее трансформировавшийся в «Германское королевство». Однако вплоть до Оттона I германские короли официально носили титул «король восточных франков» (rex Francorum Orientalium) или просто «король франков» (rex Francorum).

В 936 году королём Германии был избран саксонский герцог Оттон I. В 962 году он завоевал Северную Италию и был коронован римским папой императором. Этим было положено начало Священной Римской империи, которая считалась преемницей античной Римской империи и империи Карла Великого. Однако в отличие от них территория Священной Римской империи ограничивалась Германией и Италией. Несмотря на то, что ядром империи была Германия, а императорами были немцы, сакральным центром империи являлся Рим. Даже титула «король Германии» долгое время не существовало: избранные феодалами короли до императорской коронации носили титул «римский король» (Rex Romanorum). Поскольку не все короли смогли организовать собственную коронацию, списки королей Германии («римских королей») и императоров не идентичны.

Основной политической единицей в Германии являлись племенные герцогства. Вдоль восточной границы была создана система марок. Региональные образования контролировались императором, который имел право назначать и смещать правителей. Это позволило ввести в имперское право институт «Божьего мира» — запрещение междоусобных войн и военных конфликтов внутри империи.

Однако помимо светской власти императоры претендовали и на верховную духовную власть: епископы и аббаты выбирались по их указанию; ещё до рукоположения они приносили вассальную присягу императору. Такое положение дел вызывало недовольство римских пап. XI и начало XII века были ознаменованы борьбой за инвеституру (право назначать епископов и аббатов) между императорами и папами, закончившуюся в 1122 году подписанием компромиссного Вормсского конкордата.

Германия в XII-XIII веках

Вторая половина XII века была ознаменована борьбой между двумя крупными княжескими родами — Гогенштауфенами и Вельфами. Первые доминировали в юго-западной Германии (Швабия, Эльзас) и Франконии. Вельфы были правителями Баварии, Саксонии, Тосканы и начали экспансию в направлении славянских земель Мекленбурга, Поморья и Полабья. Фридриху Барбароссе из династии Гогенштауфенов удалось укрепить императорскую власть и увеличить королевский домен. Его преемникам удалось создать сильное централизованное королевство на юге Апеннинского полуострова. В то же время в Германии усилилось влияние региональных князей, которые препятствовали централизации страны и передачи трона по наследству. Зачастую бывало так, что князья не могли прийти к согласию, и часть из них выбирала другого короля. Исторически сложилось, что король, избранный меньшинством князей либо проигравший борьбу на трон, в литературе называется антикоролём (по аналогии с антипапами).

В XIII веке в Германии разгорелась борьба между гвельфами (сторонниками римских пап) и гибеллинами (сторонниками императоров). Борьба шла с переменным успехом и завершилась подписанием «Соглашения с князьями церкви» в 1220 году и «Постановления в пользу князей» в 1232 году. За епископами и светскими князьями Германии были признаны суверенные права в рамках территории их владений. Эти документы стали правовой основой для формирования в составе империи полунезависимых наследственных княжеств и расширения влияния региональных правителей в ущерб прерогативам императора.

Несмотря на раздробленность, в Германии происходило бурное экономическое развитие, рост ремёсел и торговли. В ходе революционного коммунального движения, начавшегося в конце XI века восстаниями в рейнских городах и продолжавшегося вплоть до XIV века, многие города освободились от власти сеньоров, добились самоуправления, личной свободы горожан. Было создано объединение Северо-германских городов — Ганза, сосредоточившее в своих руках почти всю посредническую торговлю между германским побережьем, Скандинавией, Русью, Англией и Нидерландами. Были созданы и другие союзы городов — Швабский и Рейнский, но они потерпели поражения в войнах с князьями.

По мере того как в Италии стали брать верх гвельфы, а на западных границах усилилась Франция, выведшая из подчинения империи Бургундию, империя всё больше стала ограничиваться германскими землями, превращаясь в национальное государственное образование немецкого народа. Параллельно шёл также процесс освобождения имперских учреждений из-под власти папства: в период Авиньонского пленения роль папы в Европе резко снизилась, что позволило германскому королю Людвигу Баварскому, а вслед за ним и крупным региональным немецким князьям, выйти из подчинения римскому престолу. Императоры всё чаще стали действовать, опираясь на собственные наследственные владения. Особенно показательно было правление Карла IV, при котором центром империи стала Прага. Карл IV провёл реформу устройства империи: Золотая булла 1356 года учредила коллегию из семи курфюрство (князей-выборщиков), получившую исключительное право выбора императора. В коллегию вошли архиепископы Кёльна, Майнца, Трира, король Чехии, курфюрст Пфальца, герцог Саксонии и маркграф Бранденбурга. За курфюрстами было также признано право внутреннего суверенитета, что закрепило раздробленность немецких государств.

Западная Европа в XIV веке

В начале XIV века обострились церковно-политические проблемы, вызванные Расколом в католической церкви. Император Сигизмунд взял на себя функции защитника церкви. В чешских владениях ему пришлось вести борьбу с гуситами, а попытка императора найти опору в городах и имперских рыцарях (программа «Третьей Германии») провалилась из-за острых разногласий между этими сословиями.

В XV веке на имперском троне укрепились Габсбурги, которые больше внимания уделяли приращению собственных владений в Австрии, чем укреплению империи. Империя оказалась в глубоком кризисе. Власть императора над князьями становилась всё более номинальной. В княжествах началось формирование собственного аппарата управления, военной, судебной и налоговой систем, возникли сословные представительные органы власти (ландтаги). Крупные княжества вели фактически самостоятельную внешнюю политику, одновременно стремясь подчинить соседние владения рыцарей и имперские города, составлявшие основу вооружённых сил и бюджета империи. В то же время падение влияния императора в империи способствовало более активному вовлечению имперских сословий в процессы управления и формированию всеимперского представительного органа — рейхстага.

Центральная Европа в XV веке

В 1495 году император Максимилиан I созвал в Вормсе всеобщий рейхстаг, на котором была принята так называемая «Имперская реформа»: империя была поделена на округа, уполномоченные решать внутри себя многие вопросы; был создан Высший имперский суд. Однако попытка создания единых органов исполнительной и судебной власти и единой армии провалилась. Более того, князья отказались финансировать итальянский поход Максимилиана. Он не смог пробиться к Риму через территорию Венецианской республики и короновался в Триенте германским императором. Папа Юлий II разрешил Максимилиану пользоваться титулом «избранного императора». Преемники Максимилиана уже не стремились к коронации в Риме: уже само избрание курфюрстами делало их императорами. Реформы Максимилиана I и Карла V хоть и не были доведены до конца, но установили в империи определённый баланс, позволив ей конкурировать с национальными государствами нового времени.

К началу XVI века недовольство церковью охватило все слои населения Германии: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, не облагавшейся налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников. Огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии, и моральное разложение духовенства послужили поводом к выступлению доктора богословия Мартина Лютера 31 октября 1517 года. Это и последующие выступления Лютера всколыхнули народные массы. В Германии началось движение Реформации.

Реформация

Сторону Лютера заняли не только бюргеры. В 1522-23 годах восстание подняли мелкие рыцари, недовольные своим положением в империи, а в 1525 году началась Крестьянская война. Оба мятежа были подавлены, однако Лютера поддержали некоторые князья империи, видевшие в его идеях почву для организация сопротивления императору. Зимой 1530-1531 годов правители княжеств и представители городов, где идеи Лютера получили наибольшее распространение, подписали в Шмалькальдене соглашение об организации оборонительного союза. Руководство союзом было возложено на Саксонию и Гессен — ведущие протестантские княжества того времени. В ответ в 1538 году католические князья создали Католическую лигу. Война 1546-1547 годов между Шмалькальденским и Нюрнбергским союзами потрясла основы империи. Хотя католики и одержали победу, в 1555 году Аугсбургский рейхстаге был вынужден признать лютеранство легитимной религией и гарантировать свободу вероисповедания для имперских сословий. В результате Германия оказалась расколота на лютеранский север и католический юг. Протестантство в первой половине XVI века приняли многие крупные княжества (Саксония, Бранденбург, Курпфальц, Брауншвейг-Люнебург, Гессен, Вюртемберг), а также важнейшие имперские города — Страсбург, Франкфурт, Нюрнберг, Гамбург, Любек. Католическими остались церковные курфюршества Рейна, Брауншвейг-Вольфенбюттель, Бавария, Австрия, Лотарингия, Аугсбург, Зальцбург и некоторые другие государства.

Контрреформация

Религиозный мир в Германии продержался полвека. Император Фердинанд I был веротерпимым человеком, а Максимилиан II и вовсе симпатизировал протестантам. Однако в конце XVI века начался новый виток противостояния протестантов и католиков. Связан он был с одной стороны с распространением в отдельных княжествах радикального кальвинизма, враждебного как католицизму, так и лютеранству, а с другой стороны — с Контрреформацией и начавшимся преследованием протестантов в Австрии и некоторых имперских городах. Некоторые немецкие княжества были возвращены к кактолицизму. Конфессиональные разногласия парализовали работу Имперского суда и рейхстага. В 1608 году протестантские князья сформировали Евангелическую унию, а католические в следующем году учредили Католическую лигу. В 1618 году в Праге вспыхнуло восстание против нового императора Фердинанда II. Протестанты поддержали мятежников. В конфликт включились представители обоих конфессиональных лагерей Германии, а затем и иностранные государства, в результате чего началась Тридцатилетняя война. Поначалу успех в войне сопутствовал императору, однако в 1630 году в Германию вторглась армия шведского короля-протестанта Густава II Адольфа, оккупировавшая половину страны. Империя оказалась на гране развала, однако в 1634 году испанско-имперская армия разгромила шведов при Нёрдлингене. В 1635 году был заключён Пражский мир, запрещавший все конфессиональные союзы, как протестантские, так и католические. Крупнейшие немецкие княжества — Саксония, Бавария, Бранденбург — заключили союз с императором. Однако усиление империи вызвало беспокойство Франции. Она вступила в войну на стороне Швеции. В течение нескольких лет были побеждены Швабия, Саксония, Бавария, Бранденбург. В 1648 году шведы захватили часть Праги. Габсбурги были вынуждены пойти на переговоры.

Тридцатилетняя война

Конец Тридцатилетней войне положил Вестфальский мир 1648 года, коренным образом изменивший империю. Империя признала независимость Нидерландов и Швейцарии. Швеция получила Переднюю Померанию и земли бывших епископств Бремена и Фердена, Франция — бо́льшую часть Эльзаса, Брейзах и Филиппсбург. Была также подтверждена секуляризация церковных земель в Северной Германии. Было признано равенство на территории империи католической, лютеранской и кальвинистской церквей, закреплено право свободы перехода из одной религии в другую для имперских сословий и гарантировались свобода вероисповедания для религиозных меньшинств и право на эмиграцию. При этом были строго зафиксированы конфессиональные границы и установлено, что переход правителя княжества в другую религию не должен был сопровождаться изменением конфессии его подданных. Вместе с тем, были восстановлены структуры империи, пострадавшие во время войны. Возобновили работу всесословный рейхстаг и Имперский суд.

Вестфальский мир закрепил феодальную раздробленность Германии, состоявшую из более чем 300 мелких и крупных княжеств. Влияние императора оказалось сильно ограничено: западнонемецкие княжества стали сближаться с Францией, а северные — со Швецией. На юге доминировала Бавария, курфюрсты которой по влиятельности конкурировали с императором. В качестве сторонников императора выступали Пфальц, Гессен-Дармштадт, Майнц и имперские рыцари Вестфалии, Среднего Рейна и Швабии. В конце XVII века к ним присоединились Саксония и Ганновер.

Начиная с Иосифа I началось укрепление императорской власти, при этом центр империи окончательно переместился в Вену. Война за испанское наследство серьёзно подорвала влияние Франции и Швеции в немецких землях. Императоры стали активнее вмешиваться в дела немецких княжеств, что вызвало ответное сопротивление крупных субъектов империи и их отход от поддержки императора. Начали усиливаться крупные субъекты империи: Бавария, Саксония, Ганновер, Бранденбург, которые стремились проводить независимую внешнюю политику. В 1701 году курфюрст Бранденбурга Фридрих III принял титул короля Пруссии под именем Фридрих I. К середине XVIII века единство империи оказалось существенно подорванным, крупные немецкие княжества практически вышли из-под контроля императора.

С конца XVII века в рамках Священной Римской империи начал проявляться антагонизм двух её наиболее влиятельных членов: Австрии и Пруссии. Австрийские Габсбурги хоть и носили титул императора, их интересы лежали далеко за пределами Германии — на юге и юго-востоке. Пруссия тем временем переживала экономический подъём. Фридрих I и Фридрих Вильгельм I создали эффективную бюрократическую систему управления государством, сформировали сильную армию. Пруссия фактически перестала принимать участие в общеимперских вопросах: на её территории не действовали нормы, охраняющие интересы сословий, не исполнялись решения имперского суда, армия не принимала участия в военных кампаниях императора.

После смерти императора Карла VI мужская ветвь австрийских Габсбургов пресеклась. Прусский король Фридрих II не признал «Прагматическую санкцию», передававшую власть эрцгерцогине Марии Терезии. Противостояние вылилось в серию Силезских войн 1740-1745 годов, завершившихся поражением Австрии и потерей ею Силезии. Одновременно началась Война за австрийское наследство, в ходе которой на императорский трон был возведён баварский курфюрст Карл: впервые за триста лет императором стал не Габсбург.

Германия в 1786 г.

Карл VII предпринял попытку укрепить империю, вернув её центр из Австрии в «старую Германию». Однако после его смерти в 1745 году императорский трон вернулся к Габсбургам (Лотарингской линии). Империя оказалась в глубоком кризисе. Габсбурги оказались не в состоянии противостоять Пруссии, взявшей на себя роль защитника «немецких свобод» от абсолютистских притязаний императоров. К концу Семилетней войны 1756-1763 годов немецкие княжества окончательно перестали повиноваться императору и самостоятельно заключали сепаратные перемирия с Пруссией. А во время войны за Баварское наследство 1778—1779 годов, когда император попытался силовыми методами закрепить за Габсбургами Баварию, имперские сословия, ведомые Пруссией, открыто выступили против императора.

К 1804 году, когда Наполеон I стал французским императором, Германия оставалась политически отсталой страной. В ней сохранялась феодальная раздробленность, существовало крепостное право, везде действовало средневековое законодательство. Ряд германских государств ранее воевали с революционной Францией с переменным успехом. В 1805 году Третья коалиция, в которую входила Австрия, была разбита Наполеоном, на стороне которого выступали некоторые немецкие княжества. 12 июля 1806 года Бавария, Вюртемберг, Баден, Гессен-Дармштадт, Нассау (обе линии), Берг и восемь других немецких княжеств подписали в Париже договор об образовании Рейнского союза под покровительством Наполеона. 6 августа 1806 года Франц II объявил о сложении с себя титула и полномочий императора Священной Римской империи, объяснив это возникшей невозможностью исполнения обязанностей императора после учреждения Рейнского союза. Одновременно он освободил имперские княжества, сословия, чины и должностных лиц имперских учреждений от обязанностей, наложенных на них имперской конституцией. Священная Римская империя перестала существовать.

При Наполеоне количество немецких княжеств значительно сократилось за счёт их объединения. Потеряли свою независимость и многие города, количество которых во время их расцвета было свыше восьмидесяти. К 1808 году в Рейнский союз входили все государства Германии, кроме Австрии, Пруссии, шведской Померании и датской Голштинии. Половина территории Пруссии была отнята у неё и частично вошла в Рейнский союз. Почти во всём Рейнском союзе было ликвидировано крепостное право. В большинстве государств Рейнского союза был введен наполеоновский Гражданский кодекс, уничтоживший феодальные привилегии и открывший дорогу для развития капитализма. Рейнский союз участвовал в наполеоновских войнах на стороне Франции. После разгрома Наполеона в 1813 году он фактически прекратил существование.

Германский союз после 1815 года

На Венском конгрессе 8 июня 1815 года был образован Германский союз из 38 германских государств. Формально государства союза были полностью независимыми, но на деле явственно ощущалось превосходство Австрии и Пруссии. Каждое из объединившихся в союзе государств обладало суверенитетом и собственной системой управления. В одних сохранялось самодержавие, в других функционировали подобия парламентов (ландтаги), и лишь в семи были приняты конституции, ограничивающие власть монарха (Бавария, Баден, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт, Нассау, Брауншвейг и Саксен-Веймар). В Германском союзе сохранялись многочисленные пережитки феодализма, включая крепостное право, но всё равно капитализм начал пробивать себе дорогу. Развивалось промышленное производство, особенно в принадлежавшей Пруссии Рейнской области. В 1834 году был создан Германский таможенный союз.

Спор между Австрией и Пруссией за гегемонию в Германском союзе вылился в Австро-прусско-итальянскую войну 1866 года. Австрия потерпела поражение в войне, и Германский союз распался. Вместо него 18 августа 1866 года был создан Северогерманский союз — конфедерация 17 государств под предводительством Пруссии. Осенью к нему присоединились ещё четыре государства. Фактически это было единое государство: у него был один президент (прусский король), глава правительства («канцлер»), парламент («Рейхстаг») и федеральный совет («бундесрат»), единая армия, монета, внешнеполитическое ведомство, почта и железнодорожное ведомство. После Франко-прусской войны 1870-1871 годов к союзу присоединились ещё четыре южногерманских государства, а 18 января 1871 года было провозглашено создание Германской империи во главе с императором («кайзером») Вильгельмом I.

Объединение Германии

Германская империя была федеративным государством, объединявшим 23 монархии (4 королевства, 6 великих герцогств, 6 герцогств и 7 княжеств), 3 вольных города и землю Эльзас-Лотарингия. По конституции, императором Германской империи являлся прусский король. Он назначал рейхсканцлера. Рейхстаг избирался всеобщим голосованием. У империи были единый бюджет, имперский банк, армия, монета, внешнеполитическое ведомство, почта и железнодорожное ведомство.

Фактическим главой Германии, определявшим вектор её развития, был рейхсканцлер Отто фон Бисмарк. Бисмарк проводил взвешенную, мирную и союзническую внешнюю политику, но во внутренней политике боролся со всеми либерально-демократическими тенденциями — от социально-политического католицизма и леволиберальной буржуазии до организованного рабочего движения. Бисмарк с помощью прогрессивных законов, улучшавших социальное положение наёмных работников (обязательное медицинское страхование в 1883 году, страховая пенсионная система с выплатой пенсий по старости и инвалидности в 1889 году), заложил фундамент «социального государства», существующего в Германии до сих пор. В 1888 году на трон взошёл император Вильгельм II. Продолжая реакционный курс во внутренней политике, он дополнил его переходом к «мировой политике», означавшей широкую экспансию (империализм) и милитаризм. Германия стала создавать мощный флот, чтобы положить конец господству Великобритании на морях. Германия поздно приступила к захвату колоний и была вынуждена искать пути к их переделу. Она заключила с Австро-Венгрией и Италией Тройственный союз. Благодаря огромным военным расходам (до половины всего бюджета) Германия имела к 1914 году армию с наилучшим в мире вооружением.

Германия в 1871-1918 годах

Германия стала одной из стран, развязавших в 1914 году Первую мировую войну. На востоке германские войска продвинулись далеко вглубь России, захватив Польшу и Литву. Однако на западе сломить сопротивление Франции не удалось, и боевые действия приобрели позиционный характер с большими людскими и материальными потерями. Ресурсы Германии быстро истощались. Заключение сепаратного Брест-Литовского мира с Россией не спасло ситуацию. На стороне Антанты выступили США. 26 сентября 1918 года союзники начали наступление на западном фронте. Германия начала подписывать сепаратные перемирия с противниками. Нарастание социальной напряжённости и расстройство экономической жизни на фоне поражений германской армии привели к Ноябрьской революции 1918 года. Начавшись с восстания матросов в Вильгельмсхафене и Киле, революция за несколько дней перекинулась на всю страну. Под давлением начальника генштаба Грёнера, считавшего продолжение военных действий бессмысленным, 9 ноября 1918 года кайзер Вильгельм II бежал из страны (он официально отрёкся от престола только 28 ноября). В полдень того же дня Германия была провозглашена республикой.

Короли Восточно-франкского королевства

Каролинги
Людовик II Немецкий 1 843-876
Карломан
Людовик III Младший
Карл III Толстый
876-880
Людовик III Младший
Карл III Толстый
880-882
Карл III Толстый 882-887
Арнульф Каринтийский 887-899
Людовик IV Дитя 899/900-911

Короли Германии

Конрадины
Конрад I 2 911-918
Саксонская династия
Генрих I Птицелов
Арнульф Злой 3
919-921
Генрих I Птицелов 921-936
Оттон I Великий 936-961
Оттон I Великий
Оттон II Рыжий (соправитель) 4
961-973
Оттон II Рыжий 973-983
Оттон III Чудо мира 983-1002
Генрих II Святой 1002-1024
Салическая династия
Конрад II Старший 1024-1028
Конрад II Старший
Генрих III Чёрный (соправитель)
1028-1039
Генрих III Чёрный 1039-1054
Генрих III Чёрный
Генрих IV (соправитель)
1054-1056
Генрих IV 1056-1077
Генрих IV
Рудольф Швабский
1077-1080
Генрих IV 1080-1081
Генрих IV
Герман Зальмский
1081-1087
Генрих IV
Конрад (соправитель)
Герман Зальмский
1087-1088
Генрих IV
Конрад (соправитель)
1088-1098
Генрих IV 1098-1099
Генрих IV
Генрих V Младший (соправитель)
1099-1106
Генрих V Младший 1111-1125
Супплинбурги
Лотарь II Супплинбургский 1125-1127
Лотарь II Супплинбургский
Конрад III Гогенштауфен
1127-1135
Лотарь II Супплинбургский 1135-1137
Гогенштауфены
Конрад III 1138-1152
Конрад III
Генрих Беренгар (соправитель)
1147-1150
Конрад III 1150-1152
Фридрих I Барбаросса 1152-1169
Фридрих I Барбаросса
Генрих VI (соправитель)
1169-1190
Генрих VI 1190-1196
Генрих VI
Фридрих II (соправитель) (1)
1196-1197
Филипп Швабский (Средняя и Южная Германия)
Оттон IV Брауншвейгский 5 (Северная Германия)
1198-1208
Оттон IV Брауншвейгский 1208-1211
Оттон IV Брауншвейгский
Фридрих II (2) (конкурент)
1211-1215
Фридрих II (2) 1215-1220
Фридрих II
Генрих VII Гогенштауфен (соправитель)
1220-1235
Фридрих II 1235-1237
Фридрих II
Конрад IV (соправитель)
1237-1246
Фридрих II
Конрад IV (соправитель)
Генрих Распе
1246-1247
Фридрих II
Конрад IV (соправитель)
Вильгельм Голландский
1247-1250
Конрад IV
Вильгельм Голландский
1250-1254
Разные династии
Вильгельм Голландский 1254-1256
Ричард Корнуоллский
Альфонс Кастильский
1257-1272
Альфонс Кастильский 1272-1273
Рудольф I Габсбург 1273-1291
Адольф Нассауский 1292-1298
Альбрехт I Габсбург 1298-1308
Генрих VII Люксембург 1308-1313
Людовик IV Баварский
Фридрих Красивый
1314-1322
Людовик IV Баварский 1322-1325
Людовик IV Баварский
Фридрих Красивый (соправитель)
1325-1330
Людовик IV Баварский 1330-1346
Людовик IV Баварский
Карл IV
1346-1347
Люксембурги
Карл IV 1347-1349
Карл IV
Гюнтер Шварцбургский
1349
Карл IV 1349-1376
Карл IV
Венцель (соправитель)
1376-1378
Венцель 1378-1400
Рупрехт Пфальцский 1400-1410
Сигизмунд
Йост Моравский
1410-1411
Сигизмунд 1411-1437
Габсбурги
Альбрехт II 1438-1439
Фридрих III 1440-1486
Фридрих III
Максимилиан I Последний рыцарь (соправитель)
1486-1493
Максимилиан I Последний рыцарь 1493-1519
Карл V 1519-1531
Карл V
Фердинанд I (соправитель)
1531-1556
Фердинанд I 1556-1562
Фердинанд I
Максимилиан II (соправитель)
1562-1564
Максимилиан II 1564-1575
Максимилиан II
Рудольф II (соправитель)
1575-1576
Рудольф II 1576-1612
Матвей (Маттиас) 1612-1619
Фердинанд II 1619-1636
Фердинанд II
Фердинанд III (соправитель)
1636-1637
Фердинанд III 1637-1653
Фердинанд III
Фердинанд IV (соправитель)
1653-1654
Фердинанд III 1654-1657
Леопольд I 1658-1690
Леопольд I
Иосиф I (соправитель)
1690-1705
Иосиф I 1705-1711
Карл VI 1711-1740
Междуцарствие 1740-1742
Виттельсбахи
Карл VII 1742-1745
Габсбурги Лотарингские
Франц I Стефан 1745-1764
Франц I Стефан
Иосиф II (соправитель)
1764-1765
Иосиф II 1765-1790
Леопольд II 1790-1792
Франц II 1792-1806
Под давлением Наполеона Франц II отказался от титула короля Германии и императора Священной Римской империи. 12 июля 1806 года 16 южно- и западногерманских княжеств официально объявили о своём выходе из рейха и объединении в Рейнский союз — конфедерацию под патронажем Наполеона. 12 июля 1806

Императоры Германии

Гогенцоллерны

Вильгельм I 1861-1888
Фридрих III 1888
Вильгельм II 1888-1918
Революция в Германии и ликвидация монархии ноябрь 1918

Основные источники:

Примечания:

  1. Для Каролингов традиционно употребляется латинизированная форма имени и собственная нумерация.
  2. Первым монархом, носившим титул «Германский король» был Арнульф Злой. До коронации Оттона I императором в 962 году этот титул использовался спорадически, после чего был вытеснен титулом «Римский король». Тем не менее, в исторической литературе правителей Германии начиная с X века традиционно называют «королями Германии». Первым «королём Германии» считают Конрада I, не являвшегося Каролингом, а избранного знатью из своих рядов.
  3. Здесь и далее антикороли выделены курсивом.
  4. Императоры обычно короновали наследников ещё при своей жизни, чтобы обеспечить преемственность власти.
  5. Представитель династии Вельфов

Святой
Бруно Кверфуртский

Средневековая фреска с изображением смерти святого Бруно.

Епископ и мученик; Второй апостол пруссаков

Родившийся

c. 974
Кверфурт , Саксония-Анхальт

Умер

14 февраля 1009 г.

Почитается в

Восточная Православная Церковь
Римско-Католическая Церковь

Праздник

15 октября

Бруно Кверфуртский ( ок. 974 — 14 февраля 1009 г.), также известный как Брун и Бонифаций , был христианским миссионерским епископом и мучеником , который был обезглавлен недалеко от границы Киевской Руси и Литвы за попытку распространения христианства. Его также называют вторым «апостолом пруссаков «.

биография

Ранний период жизни

Бруно был из знатной семьи Кверфурта (ныне Саксония-Анхальт ). По слухам, он был родственником императора Священной Римской империи Отто III . В возрасте шести лет его отправили учиться в соборную школу в Магдебурге , резиденцию Адальберта Магдебургского , учителя и тезку Адальберта Пражского . Еще в молодости он был сделан каноником в соборе Магдебурга . Пятнадцатилетний Отто III сделал Бруно частью своего королевского двора. В 995 году Отто III назначил Бруно своим придворным капелланом.

В то время как в Риме для имперской коронации Отто, Бруно встретил Адальберта Праги , первого «апостола пруссаков», убитого год спустя, что вдохновило Бруно написать биографию Адальберта, когда он сам достиг недавно христианизированного и консолидированного Королевства Венгрии . Бруно провел много времени в монастыре, где Адальберт стал монахом и где аббат Иоанн Канапарий, возможно, написал житие Адальберта. В 998 году Бруно поступил в бенедиктинский монастырь недалеко от Равенны, который основал Отто, а затем прошел строгую аскетическую подготовку под руководством Ромуальда .

Миссионерская жизнь

Земли, подаренные Бруно в 1003 году, находились в регионе, показанном на левом берегу Одера, на побережье Померании или в будущем маркграфстве Бранденбург на юге.

Отто III надеялся основать монастырь между Эльбой и Одером (где-то в языческих землях, которые стали Бранденбургом или Западной Померанией ), чтобы помочь обратить местное население в христианство и колонизировать этот район. В 1001 году два монаха из его монастыря отправились в Польшу, а Бруно был с Отто в Италии, изучая язык и ожидая апостольского назначения Папой Сильвестром II .

В 1003 году папа Сильвестр II назначил Бруно, в возрасте 33 лет, главой миссии среди языческих народов Восточной Европы. Бруно покинул Рим в 1004 году и, получив титул архиепископа, был рукоположен в феврале того же года архиепископом Магдебургским Тагино. Из-за регионального конфликта между императором Священной Римской империи Генрихом II и польским герцогом Болеславом I Бруно не мог отправиться напрямую в Польшу, поэтому он отправился в Венгрию. Там он посетил места, которые посещал Адальберт Пражский.

Бруно пытался убедить Ахтума , герцога Баната , который находился под юрисдикцией Константинопольского Патриархата, принять юрисдикцию епископа Рима , но это вызвало большой спор, приведший к организованной оппозиции со стороны местных монахов. Бруно решил изящно покинуть регион после того, как он впервые закончил свою книгу, знаменитую «Жизнь Адальберта Пражского «, литературный памятник, рассказывающий историю (относительно недавнего) обращения венгров.

После этой дипломатической неудачи Бруно отправился в Киев , где великий князь Владимир I уполномочил его обращать в христианство печенегов , полукочевых тюркских народов, живущих между реками Дунай и Дон . Бруно провел там пять месяцев и крестил около тридцати взрослых. Он помог заключить мирный договор между ними и правителем Киева.

Перед отъездом в Польшу Бруно рукоположил печенегов в епископа . Находясь в Польше, он посвятил первого епископа Швеции и, как говорят, послал эмиссаров, чтобы крестить короля Швеции, мать которого приехала из Польши. Бруно узнал, что его друг Бенедикт и четверо товарищей были убиты грабителями в 1003 году. Бруно взял показания очевидцев и записал трогательную историю так называемых пяти братьев-мучеников.

Миссия в Пруссии и смерть

Осенью или в конце 1008 года Бруно и восемнадцать товарищей отправились основать миссию среди старых пруссаков ; они преуспели в обращении Нетимера и затем отправились на восток, скорее всего, в сторону Йотвингии . Ятвингия была прусской областью, тогда подчинявшейся Киевской Руси (с 983 г.), которая пересекала границы бывшей Пруссии , Киевской Руси и Литовского княжества .

Бруно встретил сопротивление в его усилиях по евангелизации пограничного и что , когда он упорно игнорируя их предупреждения он был обезглавлен в 9 марта 1009, и большинство его восемнадцать товарищей были повешено Zebeden, брат Netimer. Герцог Болеслав Храбрый купил тела и привез их в Польшу (предполагалось, что они были захоронены в Перемышле , где некоторые историки помещают епархию Бруно; такое расположение захоронения Бруно маловероятно, поскольку Пшемысль тогда принадлежал православной Киевской Руси. через 1018). Эту историю записывают в » Анналах Магдебурга», » Хрониках Титмара из Мерзебурга » , в » Анналах Кведлинбурга» , в различных трудах магдебургских епископов и во многих других письменных источниках XI – XV веков.

Вскоре после его смерти Бруно и его товарищи были почитаемы как мученики, а Бруно вскоре был канонизирован . Говорили, что Браунсберг был назван в честь Бруно.

  • Название Литвы

Ссылки

  1. «Шюлис, Римгаудас.» Духовность святого Бруно Кверфуртского «, Литовские исторические исследования , 14, 2009, ISSN 1392-2343, стр. 1–10» (PDF) . Архивировано из оригинального (PDF) 13 февраля 2019 года . Проверено 13 февраля 2019 .
  2. ^ a b c d e f Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Meier, Gabriel (1908). «Святой Бруно Кверфуртский» . В Herbermann, Charles (ред.). Католическая энциклопедия . 3 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 6 сентября 2017 года .CS1 maint: дата и год ( )
  3. Дакетт, Элеонора Шипли. Смерть и жизнь в десятом веке , University of Michigan Press, 1967 , ISBN 9780472061723 p. 193
  4. Бруно Кверфуртский, крещение короля Швеции
  5. ^ a b Батлер, Олбан. Жития святых , христианская классика, 1995
  6. Согласно «Летописи Магдебурга» (ок. 1170 г.) и некоторым другим источникам.

дальнейшее чтение

Викискладе есть медиафайлы по теме Бруно Кверфуртского .

внешняя ссылка

В Wikisource есть текст статьи Британской энциклопедии 1911 года Бруно из Кверфурта, Сент .
  • Святой Бруно Кверфурт (на итальянском языке)

«О том, сколько пользы и божественной радости приносят уединение и безмолвие монастыря тому, кто горячо предаётся этому, знают только испытавшие это на собственном опыте. Здесь сильным дана возможность погрузиться в самих себя, усердно развивая добродетель и питаясь плодами Божьей благодати. Здесь становятся настолько зоркими, что взгляд, преисполненный любви к Жениху, незамутненный ничем, позволяет увидеть Бога. Здесь пребывают в деятельном покое и отдыхают в спокойной деятельности. Здесь Бог дарует самым стойким заветную награду: покой, которого не знает мир, и радость в Святом Духе».

Святой Бруно Кёльнский (из письма к другу Родольфо иль Верде)

История основания ордена картезианцев связана с именем Бруно Кёльнского и с его идеей отшельничества, вдохновленной примером монашества первых отцов-пустынников. Формула картезианской жизни записана в Уставе ордена. Заключается она в следующем — «быть вместе в одиночестве». Иными словами, картезианство объединяет две формы духовной жизни: отшельничество и общежитие. Сам Бруно Кёльнский не написал устава ордена. Однако, основав два монастыря — один во Франции, а другой в Италии, он заложил основы картезианского монашества, определил правила жизни картезианцев, был любим и почитаем своими собратьями и до конца своих дней следовал трем постулатам картезианства: уединение, молчание и безграничная любовь к Всевышнему.

Святой Бруно родился в 1030 году в Германии в городе Кёльн. В документах отсутствуют точные данные о его происхождении. Однако считается, что он принадлежал к благородному семейству Хартенфауст. С ранних лет Бруно проявлял удивительные способности к наукам. И дарования его были столь выдающимися, что он бы отправлен учиться во Францию в знаменитую кафедральную школу при Реймсском собор. Реймсская школа в Средние века пользовалась достаточно высоким авторитетом в Европе.

Это было время развития энциклопедических знаний. Светские науки при этом служили фундаментом богословия. После того как студент осваивал грамматику, ораторское искусство и философию, то есть проходил первую ступень образования «тривиум», он приступал к изучению арифметики, музыки, геометрии и астрономии, которые входили в состав уже второй ступени образования. Эта вторая ступень — «квадривиум» — являлась курсом точных наук. Только после освоения всей системы гуманитарных и точных дисциплин можно было приступать к изучению теологии, которая рассматривалась как наивысшее знание, венчающее собой все науки.

Согласно некоторым источникам, Бруно являлся каноником коллегиальной церкви святого Куниберта в Кёльне. Во Франции преподавал в школе при Реймсском соборе, а потом долгое время возглавлял эту школу. Одним из его учеников был Эд де Шатильон де Лажери, будущий приор бенедиктинского аббатства Клюни, который в 1088 году будет возведен на папский престол под именем папы Урбана II.

В Реймсе Бруно вступил в непримиримый конфликт с архиепископом Манассе де Гурнэ, занимавшимся, по мнению Бруно, недостойными делами. В попытке привлечь Бруно на свою сторону де Гурнэ в 1075 году назначил его секретарем архиепископа. Но в 1080 году не без участия Бруно, который не переставал быть противником коррумпированного прелата, Манассе де Гурнэ был отстранен от должности. Бруно должен был бы стать его преемником, но отказался от архиепископства и от всего своего имущества, раздав его бедным. Тогда уже Бруно вынашивал идею предаться уединенной жизни, целиком посвятив себя Богу.

Святой Бруно. Источник: www.musee-calvet.org

Хотя Бруно и понимал, что назначение его архиепископом Реймса в качестве преемника Манассе де Гурнэ позволило бы ему реформировать церковь и преобразовать нездоровую атмосферу, которая царила в ней в то время, он решил отказаться от должности. И после того как раздал все свое имущество бедным, вместе с двумя своими друзьями, Пьетро и Ламберто, Бруно в 1082 году решил отправиться в аббатство Молем. Этот монастырь был основан в 1075 году группой отшельников во главе со святым Робертом Молемским. Бруно вместе со своими спутниками на какое-то время обосновался в уединенном месте Сеш-Фонтен близ Молемского аббатства. Однако, ввиду не очень подходящих условий, решил продолжить поиски места, которое бы больше соответствовало идее отшельничества.

24 июня 1084 года, в день празднования Рождества Иоанна Крестителя, Бруно (каноник и секретарь архиепископства Реймса), Ландвино из Лукки (известный богослов), Стефано из Ди (каноник), Стефано из Бурк ан Брес (каноник), падре Гуго, Андреа и Гварино (миряне) отправились к епископу Гренобля Гуго де Шатонёфу. Накануне ночью епископу приснился сон, в котором семь звезд указывали семи странникам путь к месту, где должен был быть воздвигнут храм. Это сновидение епископ Гренобля связал с явившимися к нему наяву семью путниками, которые попросили у него выделить им территорию для осуществления своей миссии. Потрясенный этим мистическим событием и провидческим сном, Гуго даровал им участок земли в труднодоступном месте среди лесов, с тех пор называемом ввиду своей безлюдности «Пустынь Шартрёз», где и был впоследствии основан монастырь Гранд Шартрёз (Grande Chartreuse), освященный 2 сентября 1085 года.

Гранд Шартрез

Это место, расположенное в горном лесном районе на высоте 1175 метров над уровнем моря, изначально носило название Кальма Тросса (Calma Trossa от фр. «prairie troussée» — «вспаханный луг»). Название трансформировалось сначала в Шарм Трусс (Charme Trousse), потом — в Шартрусс (Chartrousse), и наконец, — в Шартрёз (Chartreuse). Впоследствии Бруно латинизировал название, которое стало звучать иначе — Картузия (Cartusia). Это слово послужило основой для названия монашеского ордена картузианцев (или картезианцев). В основу монашеской жизни картезианцев были положены строгие обеты уединения и молчания и безграничная любовь к Богу.

Спустя шесть лет после этого Бруно был призван в Рим своим бывшим учеником, который к тому времени стал римским папой Урбаном II. Урбан II хотел иметь при себе мудрого учителя в качестве советника. Отправляясь в Рим, Бруно доверил управление делами монашеской общины своему другу Ландвино, в лице которого он нашел себе достойную замену.

При дворе Великого понтифика Бруно тосковал по своей тихой французской обители, и, воспользовавшись тем, что Урбан II вынужден был удалиться из Рима ввиду присутствия там антипапы Климента III, поддержанного германским королем, императором Священной Римской империи Генрихом IV, он последовал за папой и обосновался в южной Италии. По предложению Урбана II Бруно был избран архиепископом Реджо-Калабрии, но отказался от возложенного на него сана, испрашивая разрешения последовать своему призванию и отыскать место, где бы он мог продолжить вести монашескую жизнь в уединении и безмолвии. Великодушный граф Руджеро д’Альтавилла предложил ему территорию в местечке Торре, расположенном на высоте 850 метров над уровнем моря, среди лесов «дальней» Калабрии. В этом месте в 1091 году Бруно основал скит святой Марии, монастырь святого Стефана и поселение для братьев-мирян. В этом монастыре, который в настоящее время называется Чертоза ди Серра Сан Бруно, Бруно прожил последние десять лет своей жизни, вновь обретя то, что утратил, покинув основанную им во Франции обитель, а именно — возможность вести уединенный образ жизни, предаваясь всецело молитвам, созерцанию и размышлениям. 6 октября 1101 года земная жизнь Бруно, основателя ордена картезианцев, прервалась. Он был похоронен возлюбленными своими братьями-монахами в гроте, в котором предавался молитвам.

Чертоза ди Серра Сан Бруно

Бруно Кёльнский не написал устава ордена картезианцев. Правила жизни картезианцев будут составлены позже, в 1127 году, пятым приором Великой Шартрёзы Гвиго. Официально орден картезианцев будет утвержден в 1133 году папой римским Иннокентием III. А сам Бруно Кёльнский, основатель картезианского ордена, будет канонизирован папой Григорием XV в 1623 году.

По материалам, любезно предоставленным известным итальянским исследователем истории ордена картезианцев Роберто Сабатинелли, который с большой любовью и усердием на протяжении многих лет собирает информацию, касающуюся этого ордена (www. cartusialover.wordpress.com).

Изображения: www. cartusialover.wordpress.com

  • Анастасия Татарникова

    Историк искусства, художественный критик. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Занимается исследованиями в области истории христианского искусства. Сферы интересов: историко-художественное наследие итальянской культуры, цистерцианская архитектура, история и культура цистерцианских, картезианских и бенедиктинских монастырей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *