Будда буддизм

Введение.

Наряду с ортодоксальными учениями индуизма на севере Индии развивались оппозиционные течения, как аскетического направления, так и прямо противоположного. Со временем две крайние тенденции оформились в самостоятельные философско-религиозные системы – джайнизм и буддизм. Буддизм – это форма антибрахманского движения кшатриев в системе древнеиндийского мировоззрения, самая древняя «естественно выросшая» мировая религия. Буддизм играл и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке.

В VI в. до н. э. каждый житель Северной Индии мог быть знаком с одной из трех философских теорий:

  1. Ортодоксальным индуизмом, беспрекословно признающим авторитет касты браминов, основанный на ведийских знаниях и строгом соблюдении ритуалов и предписаний.

  2. Аскетической практикой и медитацией, которую проповедали независимые духовные учителя (отшельники-шраманы), не признававшие авторитета «Вед» и поэтому находившиеся в оппозиции к традиционным учениям.

  3. Материалистической и гедонической философией школы локаята, объяснявшей основной целью жизни получение удовольствия.

В данной контрольной работе, состоящей из введения, четырех глав и заключения, рассматривается буддизм, его причины возникновения, а также основные идеи и понятия. В зависимости от того, какую разновидность буддизма исповедуют те или иные люди, а также от того, где они живут, можно говорить о некоторых различиях в их взглядах и образе жизни. Однако отметим, что в целом все буддисты следуют учению Будды – Абсолютно Просветленного – в том виде, в котором оно существует на протяжении двух с половиной тысяч лет. В ранних сутрах Будды взору читателя представляется мир, в котором существуют богачи, преуспевающие дельцы и отшельники, добровольно отказавшиеся от признания ценностей и посвятившие свою жизнь религиозным исканиям. В сутрах рассказывается, как подвижники Духа (аскеты и брамины) не чурались помощи богатых покровителей. На этом фоне Будда учил избегать крайностей гедонизма и аскетизма, материализма и полного отрицания материальных ценностей.

В современном мире буддизм представлен множеством разновидностей. Благодаря многообразию направлений это учение постоянно обогащается, что в первую очередь характерно для стран Запада. Теория и практика буддизма доступны любому мало-мальски любознательному и непредвзятому человеку, готовому признать, что современный мир может почерпнуть для себя очень и очень многое из сокровищницы древней мудрости.

1. Происхождение буддизма. Будда.

Буддийские теологи утверждают, что основателем религии является Будда, однако каких-либо достоверных данных об основателе буддизма в литературе нет.

Основной причиной возникновения буддизма явилось усиление классового гнета, а также развитие торговли, отток населения в город и, как результат ослабление внутриклановых связей и племенных традиций. На территории Древней Индии шел процесс разрушения родоплеменных отношений и зарождения крупных рабовладельческих государств. Классовое неравенство дополнялось неравенством сословным, т.е. кастовым. Принадлежность к касте считалась наследственной. Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.

Классовая борьба принимает резкие формы и выливается в борьбу против идеологии брахманизма, переставшей отвечать новым общественным условиям. В противовес брахманизму новая религия Индии провозгласила равенство всех людей, независимо от социальной принадлежности, в избавлении от страданий при условии выполнения всех ее предписаний. Однако это вовсе не означало призыва к социальному равенству. Буддийское равенство – это равенство в возможности достигнуть спасения. Буддизм не осудил нищету, рабство и бесправие. Наоборот, одно из основных его положений гласит: «Чем больше человек страдает, тем вернее он достигнет спасения». Отвергнув представление о божественном происхождении каст, буддизм выдвинул новую идею, согласно которой только нравственное поведение отличает людей друг от друга. Уравнять свое социальное положение можно лишь на основе нравственного самоусовершенствования. Таким образом, проповедуя смирение, покорность, примирение с действительностью, равенство всех каст, непротивление злу, буддизм оказался более эффективным духовным орудием подчинения народных масс. В III веке до н. э. он объявляется государственной религией Индии и распространяется далеко за ее пределы. Возникнув как идеология рабовладельческого строя, буддизм утрачивает свое влияние в Индии с установлением феодальных отношений1.

1.1 Религия или философия?

Это вопрос вызывал горячие дискуссии. В настоящее время буддизм признается – и не без оснований – одной из великих мировых религий. В свое время было принято рассматривать это учение как философскую или этическую систему. С точки зрения западных богословов, для этого есть все предпосылки, так как буддизм не предполагает веру в Бога и в бессмертие (и даже существование) души. Более того, он свободен от догматизма, позволяя своим адептам верить лишь в то, в чем они могут убедиться на собственном опыте.

С другой стороны западные философы вполне признают религиозную основу учения, особенно принимая во внимание тот факт, что сам Будда не поощрял абстрактные метафизические спекуляции. В своих сутрах он предложил практический путь интуитивного постижения истинной сути вещей. Таким образом, заповеди и наставления Будды направлены на создание условий достижения интуитивного познания и счастья и преодоление страданий. Концептуальным ключом к пониманию морально-этических и духовных норм этого учения является теория взаимосвязи всего сущего, кардинально отличающаяся от подходов как ортодоксального индуизма, так и других оппозиционных школ.

Фактически буддизм предлагает: «Взгляните на мир иными глазами, и, возможно, то, что вы увидите, вам понравится». Для западного ума такой подход представляется скорее философским, чем религиозным, так как отсутствует откровенное эмпирическое осмысление заявленного. Впрочем, это не означает, что буддизм не требует от неофита последующего служения, причем это относится как к монахам, так и к светским последователям учения. Принципиальное отличие от западного подхода состоит в том, что вера основана на собственном выборе, а не на догматах.

1.2. Отношение к индуизму.

Некоторые индусы считают буддизм неортодоксальным направлением индуизма, но сами буддисты придерживаются иной точки зрения. Существуют две проблемы, решение которых демонстрирует принципиальные различия между индуизмом и буддизмом. Индуизм принимает идею единой божественной реальности – Брахмана, проявленного посредством многочисленных богов и богинь, и бессмертной души, которая после смерти вселяется в другое физическое тело. Буддизм отрицает реальность известного Бога (Брахмана) и высшего «Я». Нет ничего абсолютного: все сущее взаимосвязано и находится в состоянии постоянного изменения. Индуизм принимает за основу «Веды», а буддизм отрицает авторитетность любого знания извне и придерживается эмпирического подхода в построении доказательства.

Сравнивая индуизм с буддизмом, следует обратить внимание именно на эти фундаментальные расхождения, а не на особенности этики и культовых отправлений2.

1.3. Будда.

На северной окраине долины Ганга, у предгорий Гималаев издавна обитало арийское племя шакьев. Их столицей был город Капилаваста, расположенный между городом Бенаресом и подножием Гималаев. В племени шакьев господствовал род Гаутама. У царя шакьев Суддходана обе жены были бездетны. Наконец, старшая жена Суддходаны по имени Магамайя в возрасте сорока пяти лет родила сына, которого назвали Сиддхартха, Сиддхартха Гаутама. Его рождение стоило жизни его матери. Отцу же было предсказано, что его сын станет монахом-аскетом, если встретит больного, старого или мертвого человека, а также монаха. Отец не хотел этого и создал для своего единственного сына искусственную обстановку – и Сиддхартха вырос и возмужал, так ничего и не зная о черной стороне жизни: о болезнях, о старости и о смерти. В девятнадцать лет его женили на двоюродной сестре по имени Язодгара. Чрез десять лет у него родился сын.

Но к этому моменту царевич уже полностью разочаровался в жизни. Несмотря на старания отца, боги устроили так, что царский сын увидел и тяжело больного, и старого человека, и мертвого. Открывшиеся ему страдания жизни, его неизбежное будущее так потрясли неподготовленного к этому Сиддхартху Гаутаму, что в одну из ночей он тайком бежал из дворца, обменялся одеждой со своим возничим по имени Чанка и растворился в народе. Потом этот поступок царевича был назван «Великим Возрождением». В это время ему было 29 лет.

Сиддхартха стал лесным отшельником. Шесть лет изучал Веды. Одновременно он подвергался искушению со стороны асура по имени Мара. Бывший царевич не поддался на заманчивые предложения и продолжал истязать свою плоть. Наконец, до него дошло, что физическое самоистязание не принесет ему познания истины.

Однажды сел он под смоковницу и решил, что не сдвинется с места, пока, путем самососредоточения, не проникнет в главную правду о жизни. И на четвертый день на бывшего царевича снизошло просветление, или пробуждение («бодхи») – и Сиддхартха стал «буддой», т.е. «просветленным», или «пробужденным». «Бодхи» стало называться и легендарное дерево, под которым Сиддхартха Гаутама обрел искомую истину, это дерево видели якобы еще в прошлом веке. Так из Сиддхартхи получился Будда – основатель буддизма.

Когда впервые Будда выступил с проповедью своего учения, он подвергся насмешкам со стороны других отшельников. Но постепенно вокруг него сплотилось немало учеников и последователей. Так образовалась первая буддийская община. Будда вел подвижный образ жизни и в течение сорока пяти лет пропагандировал свое учение. Членами его общины стали и некогда брошенные им жена и сын. Скончался Будда в тесном кругу своих единомышленников в возрасте восьмидесяти лет. Его последними словами были: «Ничто не вечно». Буддизм сохранил лишь дату смерти Будды. Современная историческая наука датирует жизнь Будды 563 – 483 гг. до н. э3.

Читайте также статьи Буддизм в Древней Индии, Брахманизм и буддизм, Культура Древней Индии – кратко.

Отцом Будды легенда называет царя племени шакьев Шуддходану, жившего в своей столице Капилавасту (таково её санскритское название, на тесно связанном с буддийской литературой языке пали оно произносится как «Капилаваттху»). Шуддходана был женат на двух дочерях соседнего царя колиев – народа, жившего на противоположном от шакьев берегу реки Рохини. Долгое время оба брака отца Будды оставались бездетными. Только на 45-м году супружества забеременела старшая из двух его жен, Майя. Когда она, как этого требовал обычай того времени и ее общественное положение, хотела удалиться в дом своих родителей, чтобы там дождаться родов, она по дороге неожиданного разрешилась от бремени в роще Лумбини (нынешний округ Сиддхартханагар, штат Уттар-Прадеш, в полутора километрах от границы с Непалом).

Рождение Будды царицей Майей

Майя родила сына, получившего имя Сиддхартхи. Это и есть настоящее имя Будды, которого чаще называют его фамильным именем – Гаутама (Готама). Все другие прозвища Будды – только эпитеты, и число их соответствует благоговению и почитанию, которое питали к нему его ученики. Все эти прозвища, подобно данным Иисусу – Спаситель, Избавитель, Христос и т. д., суть не что иное, как выражение его качеств; так, Шакья Муни – значит мудрец из рода Шакья, Шакья Сингха – Шакья-лев, Бхагават – достойный, Саттха – учитель, Джина – победитель и т. д.; имя Будда есть также только прозвище и обозначает «Познавший».

Рождение Сиддхартхи можно с некоторой вероятностью отнести к 560 – 557 гг. до н. э., год же его смерти к 480 – 477 до н. э. Мать будущего Будды умерла уже на седьмой день после его рождения, и воспитание его взяла на себя сестра покойной, Праджпати, растившая его с большой любовью. По обычаю того времени молодой Сиддхартха уже на девятнадцатом году был обвенчан с двоюродной сестрой своей Язодхарой, дочерью царя кольев; на десятом году этого супружества у него родился сын Рахула.

Другой на месте Сиддхартхи был бы счастлив и доволен: на его долю выпало все, что составляло идеал знатного кшатрия. Но его, 29-летнего мужа, все это не удовлетворяло: среди внешней роскоши, которой он был окружен, его серьезный и возвышенный ум с отвращением отворачивался от мирской суеты. Мысли будущего Будды о мировом несчастье и об освобождении от этого несчастья воплощаются в предании в объективную, очеловеченную форму: божество предстает перед ним сначала в виде дряхлого старца, затем в виде тяжелобольного, еще позже в виде разлагающегося трупа, и, наконец, в виде почтенного отшельника. Рождение сына было последним толчком, заставившим его привести в жизнь давно назревшее решение, – в ребенке он увидел только новые узы, связывавшие его с миром.

Повествование о бегстве Сиддхартхи – это самый трогательный эпизод из всей буддийской легенды о его жизни. Только еще один раз он хочет видеть самое дорогое, что у него есть на свете, и прижать к сердцу своего новорожденного сына. Тихо подкрадывается он в опочивальню, где спят его жена и сын. Но рука матери покоится на головке ребенка, и Сиддхартха, боясь разбудить мать, не решается обнять его.

Так, без прощания, оставляет будущий Будда жену и ребенка и один со своим возницей отправляется навстречу ночи. Далее он дарит вознице все свои украшения и поручает ему привезти своим родным весть о своем решении; после этого он обрезает коротко свои волосы, меняет богатые одежды на платье прохожего нищего и, одинокий, направляется к столице государства Магадха, Раджагриха, вблизи которой в скалистых пещерах жили отшельники. Он присоединился к ним в надежде от них узнать смысл великой загадки бытия.

Но метафизика брахманов не могла удовлетворить его пытливый ум: ни у Алары Каламы, ни у Уддака Рамапутты он не нашел того, чего искал, – пути к спасению от мировой скорби. Он оставляет обоих учителей и направляется к лесам Урувелы (при современном Будда-гае), где, посвятив себя самому строгому аскетизму, жило уже пять других отшельников. В течение шести лет тот, кому вскоре суждено стать Буддой, превосходит всех своих товарищей в самом беспощадном умерщвлении своей плоти; от прежнего Сиддхартхи, полного красоты и силы, остается одна только тень. Слава о его нечеловеческом самобичевании разносится далеко; сам же он, в то время как другие считают его уже на пути к спасению, чувствует себя все более несчастным.

Наконец слабость доводит его до обморока; после того, как он приходит в себя, он решает оставить избранный им ложный путь. Но когда он снова начинает принимать пищу, как все прочие люди, он теряет веру и уважение своих пяти товарищей; они не желают оставаться долее в его обществе и направляются к священному городу Бенаресу, чтобы там в более чистой обстановке продолжать предаваться умерщвлению плоти. Оставшемуся одиноким Сиддхартхе предстоит еще самая тяжелая душевная борьба. Буддийская легенда представляет нам происходящий в нем душевный и умственный разлад как борьбу светлых и темных духов, которая ведется с таким ожесточением, что весь мир содрогается и грозит обрушиться. На берегах Наиранджары на него, наконец, снисходит благодать познания. Все ему становится ясным – он получает откровение, которое указывает ему смысл страдания и путь к спасению. Теперь он становится Буддой – «Познавшим», достигшим не только для себя, но и для всего мира того познания, которое ведет к спасению.

Статуя Будды из Сарнатха (пригорода Варанаси — Бенареса). IV век н. э.

Источник фото

Семь дней Будда в возвышенной ясности духа, в блаженном просветлении под священной смоковницей (ficus religiosa; по-сингалезски: дерево бо – древо познания; на санскрите: bodhi). Находятся два добрых человека, которые приносят ему рисовые лепешки и мед. Он дает им взамен высшее, чем он обладает, – свое учение; и оба, Тапуса и Бхаллика, становятся его первыми последователями, они «приходят под защиту Будды и его учения». На просветленного Будду находит сомнение, будет ли в состоянии недалёкий ум народной массы обнять великую истину. Но бог мира Брахма заставляет его возвестить миру свое учение, и Будда уступает: он идет в тот самый лес, где пребывают его прежние пять товарищей по покаянию, и излагает им в «Бенаресской проповеди» основы своего учения – буддизма. Ни радости жизни, ни умерщвление плоти не могут привести к цели, к ней ведет только средний путь. В широких чертах излагает он им истину о страдании и восьмикратный путь к спасению.

С этого момента жизнь Будды наполнена поучением и обращением народа: небольшая община быстро увеличивается присоединением к ней шести знатных граждан из Бенареса; затем примыкают еще 50 учеников. Слух о новом учении разносится далеко; со всех сторон стекаются народы, чтобы услышать его. Будда высылает всех своих 60 учеников апостолами в мир: «Идите, о нищие, несите спасение и благо народам, спасение, пользу и благо богам и людям». Недолго пришлось оставаться Будде одиноким после того, как он выслал апостолов: скоро еще новых 30 богатых юношей, а затем 1000 аскетов-огнепоклонников примыкают к его учению. Но самым важным было присоединение к учению Будды Бимбисары, царя великого царства Магадха: в нем буддизм приобрел могущественного покровителя, и непосредственно за его обращением Будда уже десятками тысяч насчитывает своих духовных братьев. Еще важнее было присоединение самых выдающихся учеников Будды Сарипутты и Могалланы.

С присоединением к учению Будды царя Бимбисары впервые проявляется та черта, которая характеризует дальнейшее развитием этой религии: склонность приобретать благорасположение правителей и становиться под их защиту. И вот волна буддизма в отдельных государствах то приливает, то отливает в зависимости от того, процветает ли или падает господствующая в них династия; явление это мы видим, между прочим, и на Цейлоне, где буддийская община необыкновенно процветает под эгидой сильных и счастливых правителей, но зато при обрушившихся на страну политических несчастьях в период войны с дравидами, она неоднократно приходит в упадок и, наконец, совершенно исчезает. Буддизм всегда выказывал до известной степени податливость по отношению к сильным мира: уже первый высокий покровитель его, Бимбисара, сумел добиться того, чтобы в монашеской общине были введены принятые уже раньше у многих брахманских монахов ежемесячные покаяния (строгое соблюдение четырех лунных четвертей) и дни упосадха. В другой раз, когда Будда в одно из своих позднейших странствований возвращается в свой родной город, и собственный сын его, Рахула, примыкает к его общине, он по просьбе старого князя к правилам о принятии в общину присовокупляет еще постановление, по которому никакой сын не может сделаться монахом без согласия своего отца. Едва ли тоже Будда поборол бы свое отвращение к устройству орденов монахинь, если бы его приемная мать Праджапати, желавшая основать такой орден, не была царского рода.

С другой стороны, новое учение приобрело, благодаря покровительству сильных, не только благорасположение народа, но и желательную опору: бедность была обязательна лишь для отдельного монаха, – орден с самого начала с благодарностью принимал богатые приношения. Первым таким даром была бамбуковая роща при столице царства Магадха, и еще при жизни самого Будды цари и богатые люди соперничали между собой в таких приношениях; целый ряд обширных садов и парков уже при его жизни был завещан ордену; особенно знаменитым был сад в Джетаване при Саваттхи. На Цейлоне, относительно которого история буддизма более выяснена, в руках ордена находилась большая и самая лучшая часть всех плодородных земель.

Из учеников Будды, стоявших к нему особенно близко, самым симпатичным является двоюродный брат его Ананда; он не отличался большим умом, но его нежная заботливость и преданность учителю завоевывают наши сердца. Тесный круг людей, сплотившихся вокруг Будды, не был, однако, свободен от темных пятен, как и круг учеников Христа: в лице Девадатты, преисполненного высокомерия и неукротимого честолюбия, выступает перед нами уже во времена Будды дух сектантства, приводивший впоследствии неоднократно к расколу; многие последователи Будды отпали еще при жизни учителя. И как потом каждая секта старалась очернить другие, так и здесь легенда упрекает честолюбивого ученика даже в покушении на жизнь своего учителя.

Голова Будды. Индийский национальный музей, Дели

Источник изображения

В течение 45 лет после того, как на него снизошло «озарение», Будда странствовал, поучая, по стране; и последователи его насчитывались уже многими тысячами, когда тяжелая болезнь впервые напомнила ему о близости кончины. Озабоченно задает себе вопрос община, кто после смерти его будет ее руководителем. Будда указывает им на них же самих: «Будьте сами себе светочем, сами себе прибежищем и не ищите другого прибежища; учение должно быть вашим светом, вашим прибежищем, и не ищите другого прибежища». Силой воли больной выздоравливает еще раз, но по его собственному предсказанию кончина его должна наступить через три месяца.

Легенда рисует нам последние дни Будды с такими реальными подробностями, что здесь, по всей вероятности, мы имеем дело уже с историческими воспоминаниями. Будда отправился со своим любимым учеником Анандой в Паву; в гостях у кузнеца Кунды, в обществе других монахов, Будда за трапезой вкушает испорченное кабанье мясо, после чего заболевает. Тем не менее он продолжает свой путь. Но уже вблизи Кусинары силы изменяют ему. В тени двух деревьев-близнецов, куда его положили, Будда ожидает смерти. Еще раз благодарит он своего верного Ананду за всю его любовь и преданность и спрашивает собравшихся вокруг него монахов, имеет ли кто-либо из них еще какие-нибудь сомнения; когда никто их не выражает, Будда обращается к окружающим с последними своими словами: «Истинно, о монахи, говорю вам: тленно все существующее, стремитесь без устали к совершенству». После этого существо его вступило в Нирвану.

«Как поступают с останками короля королей, так должно поступить с останками Совершенного», – таков был ответ Ананды, когда Маллы из Кусинары спросили его о способе погребения. Шесть дней продолжались приготовления; и, наконец, с большой торжественностью был зажжен погребальный костер Будды. Кости великого усопшего были собраны; со всех сторон стали требовать мощей, чтобы сохранить их в достойных мавзолеях («ступах»). Тогда решили разделить останки на восемь частей и раздать их главным государствам, в которых жил и учил Будда.

Ваджрая́на (санскр. वज्रयान, Vajrayāna, тиб.: Дордже Тхепа, «Алмазная Колесница», «Алмазный Путь», Тантраяна, Мантраяна, Гухьямантраяна, Пхалаяна) — одно из 3 основных направлений в буддизме наряду с Хинаяной («Малой Колесницей») и Махаяной («Великой Колесницей»).

«Ваджраяна» — это синоним тантрического буддизма. Для Ваджраяны характерно многообразие форм йогической практики, в её рамках было создано много текстов, вошедших в канон, и ещё больше комментариев к ним, всемирное признание получило искусство Ваджраяны — иконография, скульптура.

Основные концепции Ваджраяны общебуддийские, однако в ней сделан больший упор на возможность достижения состояния Будды в течение одной жизни. Этой цели служит йогическая практика, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника. Пантеон Ваджраяны структурно оформлен довольно чётко: Будды, Бодхисаттвы, Пратьекабудды, Архаты, Йидамы, учителя веры, исторические персонажи, самый низший разряд — местные боги, божества, духи, которые наряду с традиционными верованиями и культовой практикой вступали во взаимодействие с идеологической и культовой системой буддизма.

Алмазный Путь (Ваджраяна) — важный метод быстрой трансформации, основанный на мотивации и философии Великого Пути (Махаяны), но с самостоятельным взглядом, поведением и практикой медитации. Учения Алмазного Пути Будда давал в Третьем Повороте Колеса Дхармы. На основе Просветленного Настроя (Бодхичитты) и через глубинные и быстродействующие последовательные методы трансформации, цель — полное Просветление — становится путем. В Ваджраяне развиваются центральные махаянистские темы сочувствия и Пустоты. Практика Алмазного Пути требует желания видеть все на уровне чистоты. Распространен в Гималайских странах, Монголии, на большей части Дальнего Востока, однако в полной мере практикуется лишь в тибетском буддизме — большинство подшкол Чань-буддизма в Китае и Дзен-буддизма в Японии имеют передачи лишь отдельных аспектов Алмазного Пути.

К Ваджраяне причисляют Тибетский буддизм с его многочисленными школами, и японскую школу Сингон.

Слово «ваджра» первоначально употреблялось для обозначения громового скипетра ведийского бога Индры, «ваджра» — «алмаз», «адамант», а также пробуждение, просветление, подобное мгновенному удару грома ил

Тибе́тский буддизм — направление в буддизме, характерное для Тибета и прилегающих регионов в Гималаях. Тибетский буддизм — многостороннее и комплексное учение, использующее теории и практики на разных уровнях: Хинаяна, Махаяна, Ваджраяна, а так же сутра, тантра и дзогчен).

Ньингма (транслитерация: Bka’-Rnying-ma) — самая старая из четырёх школ Тибетского буддизма.

Школа Ньингма образовалась, когда в 817 король Тибета Трисонг Децен пригласил из Индии мастера Падмасамбхаву и монаха Шантаракшиту из университета Наланда, которые в течение многих лет с помощью 108 переводчиков и 25 учеников перевели на тибетский язык всю буддийскую литературу. Тогда же был основан монастырь Самье около Лхаса. Школа Ньингма считается школой старых переводов, в то время как школы Сакья и Кагью, возникшие позже, считаются школами новых переводов. Свод этих старых переводов составляет «устную традицию», Ньингма Кама: свод учений, переведенный, в основном, во время пребывания Гуру Ринпоче в Тибете, и передаваемый от учителя к ученику до наших дней.

Сакья (Сакьяпа) (Серая Земля) — школа тибетского буддизма, основанная в 1073 Кхон Кончог Гьялпо (1034—1102), центром школы является одноимённый город Сакья около Шигатсе в Тибете. Школа Сакья принадлежит к школам новых переводов (сарма).

Монастырь Сакья контролировался аристократическим кланом Кхон, из числа представителей которого выходили иерархи этого направления буддизма. Школа Сакья-па не требовала обязательного безбрачия у духовных лиц, но существенным ограничением здесь было требование прекратить половую жизнь после рождения наследника. Однако сакьяские иерархи принимали монашеские обеты, что привело к установлению практики передачи сана настоятеля и первоиерарха школы от дяди к племяннику в рамках клана Кхон.

Доктрина школы Сакья-па восходила к учению индийского махасиддхи Вирупы (см. фрагмент его «жития» в лекции 7), провозгласившего принцип «плод — результат», согласно которому цель пути непосредственно реализуется в процессе его прохождения. Огромное значение традиция Сакья-па придавала практике йоги промежуточного состояния (бардо). По философским взглядам последователи Сакья-па придерживались синтеза умеренной мадхьямаки и йогачары. Центральной для этой школы тантрой является «Хеваджра тантра».

Несмотря на то что представители школы Сакья-па отличались ученостью и были авторами многочисленных сочинений, эта школа прославилась в первую очередь своей политической активностью в плане достаточно успешных попыток объединения Тибета в единое теократическое государство; в этом отношении иерархи Сакья-па, несомненно, были непосредственными предшественниками гелугпинцев. Сакьясцам практически удалось достичь этой цели, чему прежде всего способствовали их тесные контакты с правителями монгольской императорской династии Юань в Китае.

Гэлуг (транслитерация: Dge-lugs) — традиция философского и медитативного образования, основанная в Тибете ламой Чже Цонкапой (1357—1419).

Непосредственным источником вдохновения для традиции Гэлуг стала традиция тибетского буддизма Кадампа, родоначальником которой является индийский учитель Атиша.

История буддизма изобилует выдающимися наставниками, одним из величайших из которых по праву считается Цонкапа. Сочетая в себе совершенство йогической реализации с несравненной учёностью, он решительным образом реформировал буддизм у себя на родине, чем не только спас его от деградации, но и сохранил для будущих поколений последователей Будды во всём мире. Он вошёл в историю не только благодаря своим духовным и интеллектуальным достижениям, но и благодаря необычайной доброте к тибетскому народу.

Традиция гласит, что в одной из своих предыдущих жизней Чжэ Цонгкхапа, будучи маленьким мальчиком, поднёс Будде Шакьямуни хрустальные чётки и взамен получил от него раковину. Обратясь к своему ученику Ананде, Будда предрёк, что мальчик переродится в Тибете и сыграет ключевую роль в возрождении его Учения — Дхармы. Будда добавил, что при посвящении мальчик получит имя Сумати Кирти, то есть, по-тибетски, Лобзанг Драгпа.

Цонкапа, которого в Тибете почтительно называют Чжэ Ринпочхэ («Досточтимый и Драгоценный»), никогда не похвалялся личными духовными свершениями, и о глубине его медитативного опыта свидетельствовали лишь его случайные оговорки. Однако он не скрывал своих близких отношений с Буддой Манджушри, от которого напрямую получал наставления и которого мог видеть так же отчётливо, как и любого обычного человека. Кьябчже Пабонгка Ринпочхэ, выдающийся учитель нашего времени, называл Ламу Цонгкхапу «Царём Дхармы трёх миров»; так же его почитали и другие тибетские мастера прошлого и настоящего. В литературе школы Гэлуг имя Цонгкхапы обычно предваряется титулом «Всеведущий Наставник».

Кагью (транслитерация: bka’ brgyud) — одна из четырёх школ Тибетского буддизма.

Линия Кагью произошла от великого йогина Тилопы (988—1089), который жил в Северной Индии. Тилопа получил четыре особые передачи (Тиб: bka’ babs bzhi) и в совершенстве овладел ими. Именно поэтому название «Кагью» иногда интерпретируется как сокращение от «кабаб жии гью па» (тиб: bka’ babs bzhi’i brgyud pa) — Линия Четырёх Передач.

Несмотря на то, что имеют место некоторые расхождения в исторических источниках относительно того, какие мастера связаны с той или иной из четырёх передач, большинство соглашаются с тем, что первая из четырёх исходила от Нагарджуны и состояла из двух тантр, «Сангва Дюпа Тантры» (Санскр: Гухьясамаджа) и «Денши Тантры».

Она также включает в себя практики, называемые «Иллюзорное Тело» (Тиб: sgyu-lus) и «Перенос Сознания» (Тиб: ‘pho-ba). Вторая особая передача пришла от Накпопы и включала тантру под названием «Гьюма Ченмо» (Санскр: Махамая), а также практику «Осознанного Сна» (Тиб: rmi-lam). Третья особая передача пришла от Лавапы. Она включает в себя «Демчок Тантру» (Санскр: Чакрасамвара) и практику «Ясного Света» (Тиб: ‘od-gsal). Четвёртую передала Кхандро Калпа Зангмо, и она включает тантру, известную как «Гьепа Дордже» (Санскр: Хеваджра) и практику «Внутреннего Тепла» («Туммо») (Тиб: gtum mo).

Эти учения Тилопа передал Наропе (1016—1100), и они были систематизированы как Шесть Йог Наропы, которые считаются одним из центральных учений в Линии Кагью. Наропа передал свои знания Марпе (1012—1097), великому переводчику, который трижды приезжал из Тибета в Индию за наставлениями, и, вернувшись впоследствии в Тибет, распространил учения Дхармы там.

Его ученик, Миларепа mi la ras pa) (1052—1135), стал одним из величайших йогинов Тибета. Посредством настойчивости в практике Махамудры и Шести Йог Наропы, он обрёл глубокую реализацию абсолютной природы реальности.

Передачу Миларепы продолжил Гампопа (sgam po pa) (1079—1153), врач из Дагпо. Он проходил обучение в традиции Кадампа, которая является постепенным путём, включающим так называемые учения Лам Рим. Он также встретился с Миларепой и достиг реализации абсолютной реальности под его руководством. Он основывал монастыри, много учил и обрёл много учеников. Четверо из его учеников основали четыре основные школы Кагью.

Полную же передачу Махамудры от Гампопы получил именно первый Кармапа, Дюсум Кхьенпа. Восемь меньших линий Кагью основали последователи Пхагдру Дордже Гьялпо (более известного как Пхагмодрупа) — другого ученика Гампопы.

Различные линии Кагью не считаются бо́льшими или меньшими с точки зрения содержащихся в них учений, в этом отношении они равны.

Четыре основные линии названы так потому, что они происходят от самого Гампопы, в то время как восемь меньших линий идут от более поздних поколений мастеров. В наше время из четырёх основных линий Кагью, только Карма Кагью остаётся распространённой, во многом благодаря работе Ламы Оле Нидала. Из восьми меньших — только Таглунг Кагью, Друкпа Кагью и Дрикунг Кагью всё ещё существуют независимо.

В рамках каждой линии можно различить несколько передач. Тем не менее, у всех основных буддийских традиций в Тибете есть линия Обещаний Пратимокши (индивидуального освобождения) и линия Обещаний Бодхистаттвы.

Сингон-сю — одна из основных буддийских школ Японии, принадлежащая направлению ваджраяны. Слово сингон (кит. жэньянь) означает «истинное, правильное слово» или мантра — молитвенная формула. Школа возникла в период Хэйан (794—1185). Основатель школы — монах Кукай.

В 804 Кукай поехал в Китай, где он изучал тантру и вернулся назад, привезя с собой большое количество текстов и буддийских изображений, на основе чего он разработал своё собственное учение и практику, связанную в первую очередь с буддой Вайрочана (Махавайрочана Татхагата).

Первый проповедник индийского тантрического буддизма ми-цзун в Китае был Шубхакарасимха (637—735). Он перевёл «Махавайрочана-сутру» с санскрита на китайский язык с помощью своего ученика Исина (683—727). Ваджрабодхи (яп. Конготи, 671—741) перевёл «Ваджрашекхара-сутру». Его учеником стал Амогхаваджра (705—774), а его преемником был Хуэйго (япон. Кэйка (Эка), 746—805), у которого прошёл обучение Кукай.

Буддизм

Культура

История

Философия

Люди

Страны

Школы

Храмы

Понятия

Тексты

Хронология

Критика буддизма

Шаблон: п·о·и

История мировых религий. Часть 9. Буддизм, Дзен-буддизм, Ламаизм. Леонид МацихМировые религии. Буддизм // Elena PavlovaПроцент буддийского населения в странах мира

Буддизм — одна из современных мировых религий. Возник около VI века до н. э. в Древней Индии. Имеет ряд течений, основные из которых: Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна.

Суть буддизма

Главным отличием от аврамических религий (христианства, ислама, иудаизма) является отсутствие идеи Бога, а также концепций Рая и Ада. Также в будизме отсутствует концепция добра и зла. Ключевой идеей буддизма является достижение нирваны, точнее слияние с Вечностью. По мере распространения по миру распался на множество течений, сект и разновидностей.

История

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Буддизм возник в VI в. до н. э. в Древней Индии. Основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Течения буддизма

Основные течения буддизма — Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна.

Буддизм по странам

Регионы значительного распространения буддизма:

Дальний Восток

  • Китай
  • Тайвань
  • Корея
  • Япония

Центральная Азия и Гималайский регион, Поволжье

  • Бурятия
  • Бутан
  • Кашмир
  • Ладакх
  • Монголия
  • Калмыкия
  • Непал
  • Сикким
  • Тибет
  • Тува

Юго-Восточная Азия

  • Вьетнам
  • Индонезия
  • Камбоджа
  • Лаос
  • Малайзия
  • Мьянма
  • Сингапур
  • Таиланд
  • Индонезия

Южная Азия

  • Бангладеш
  • Индия
  • Пакистан
  • Шри-Ланка

Индия

Родина буддизма, где он зародился в VI веке до н. э. Отсюда родом Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни — основатель буддизма.

Сейчас здесь в изгнании находится Далай-лама.

Тибет

В Тибете буддизм получил большое распространение. В настоящее время находится под контролем властей КНР, а сам Тибет с 1950 года — часть КНР.

Китай

В V веке н. э. Китае образовалось такое течение буддизма как дзэн-буддизм.

С началом «Культурной революции» в Китае в 1966 годы все буддийские храмы и монастыри в Китае были закрыты, а монахи отправлены на «перевоспитание». Деятельность Китайской Буддийской ассоциации была официально возобновилена в 1980 году, в последующие годы был восстановлен ряд буддийских монастырей, открыты Буддийская академия и ряд монастырских школ, готовящих кадры буддийского духовенства. Центр буддизма — Тибет, где китайские власти стараются контролировать развитие буддизма. Далай-лама вынужден находиться за пределами Тибета.

Япония

Около 30 процентов жителей Японии исповедуют буддизм. Также, здесь с ним сосуществует самостоятельная традиционная религия — синтоизм (см. ниже).

Россия

В России буддизм распространен в основном в Бурятии, Туве, Калмыкии, Республике Алтай, Иркутской области и Забайкальском крае.

Буддийские храмы есть в ряде городов России, например буддийский храм Гунзэчойнэй расположен в Санкт-Петербурге.

Буддийские храмы

Гунзэчойнэй

Самый северный в мире буддийский храм. Расположен в Санкт-Петербурге. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник святого учения Всесострадающего Владыки-отшельника».

Лхаса

Город в Тибете, столица Тибетского автономного района КНР. Население составляет около 300 тысяч человек. Столица мирового буддизма — ламаизма. Здесь располагалась резиденция Далай-ламы.

Гандан

Гандантэгченлин, либо Гандан — монастырь в Улан-Баторе. Высота здания — 40 метров, долгое время это было высочайшее здание Внешней и Внутренней Монголии.

Эрдэни-Дзу

→ Хархорин

См. также

  • Молитва в буддизме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *