Быт и нравы

Название темы: Россия в XVII веке. Быт. Обычаи. Нравы .

Тип урока: комбинированный урок.

Форма: урок-заочная экскурсия.

Учитель: Мусихина Я. В.

Дата: 26.04.2015 г.

Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи.

Задачи:

Образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.

Развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков групповой работы с текстом учебника и предметным материалом.

Воспитательная: эстетическое воспитание через знакомство с картинами известных художников, уважения к традиционным ценностям.

Оснащение: проектор, ноутбук, презентация учителя.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Новая тема:

План урока (слайд №2)

  • Царский двор.

  • Купеческий двор. (Боярский и дворянский быт).

  • Крестьянский быт.

  • Одежда XVII века.

2. Введение в тему

Слайд 1. — Ребята, вам знакома эта картина? Кто автор, как называется? .

Перед вами знаменитая картина А.Васнецова «Мясницкие ворота»

Давайте рассмотрим картину. Какой это город и какая эпоха? Почему вы так думаете? Опишите людей…

(Москва XVII век). Столица Российского государства в XVII веке – это большой многолюдный город. Здесь живут люди разного звания и достатка. Все куда то спешат. Богатые горожане, одетые в цветную одежду из дорогих тканей, разъезжают по городу в расписных возках, запряжённых несколькими парами лошадей. Горожане, чьё положение в обществе, ниже одеты попроще, они пешком преодолевают московские расстояния. Каждый день через городские ворота в столицу въезжают сотни повозок с разными припасами и товарами, приходит люд со всех сторон матушки России, да и с иноземных сторон. Здесь можно увидеть и услышать всё самое интересное и невероятное. Именно отсюда мы и начнем наше путешествие.( (слайд № 1) Тема урока «Россия в XVII веке. Быт. Обычаи. Нравы «.)

Прочитайте эпиграф к нашему уроку

«Слава нашей стороне!
Слава русской старине!»

Хотелось бы услышать ваши предположения, почему эпиграфом к уроку я выбрала эти строки?

— Итак, сегодня мы совершим экскурсию в историю. Познакомимся с сословным бытом России XVII века традициями и обычаями того времени.

Поэтому тема сегодняшнего нашего урока: «Россия в XVII веке. Быт. Обычаи. Нравы .»

вопрос к ученикам. Как вы понимает термин быт (варианты)

Учитель. Быт – это повседневная жизнь. Это всё то, без чего не мыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью наших предков, приближает далёкое прошлое, делает Великое более понятным и доступным.

XVII век очень от нас далёк, многие постройки, предметы обихода не выдержали испытания временем, поэтому ту далёкую эпоху мы будем изучать с экспозиций русского музея им. А.С.Пушкина в Москве. И так, мы с вами идём в музей. Входные билеты – это ваши знания.

Слайд музея. Старайтесь! Покажите себя знатоками данной эпохи.

2. Повторение материала прошлых уроков, актуализация знаний (фронтальная работа)

Вопросы каждому ряду

1. Что такое сословия

2. Какие сословия были в России XVII в.?
3. Назовите имя русского царя, прозвище которого «Тишайший» (Алексей Михайлович).

— Почему он получил такое прозвище? Его внутренняя политика, развитие культуры появление архитектурных ансамблей

4. Какие памятники архитектуры этого периода вы знаете? (Теремной дворец московского Кремля, Успенская церковь в Угличе, церковь Ильи Пророка в Ярославле). 5. Когда при дворе А.М. появился театр?

3. Объяснение нового материала

Учитель. Мы с вами в зале «Русская бытовая культура XVII века» (слайд № 4). Укрепление самодержавной власти при Алексее Михайловиче изменило нравы и быт царского двора. Кроме великолепного Теремного дворца в Кремле появились впервые летние загородные резиденции.

Ворота с полукруглой аркой,

Холмы, луга, луга, овин.

В ограде – мрак и холод парка,

И дом невиданной красы.

Стихи Пастернака описывают дворец в селе Коломенском. Этот дворец похож на сказочный. Внутреннее убранство царских палат также поражает великолепием. (слайд № 5)

— Давайте детально рассмотрим эту красоту. Обратите внимание, как отделывались стены…

Стены отделывались разноцветным сукном, атласом и кожей.

— Хочу добавить, что во дворце было 3000 окон на 270 комнат. В окнах вставлено стекло. Это большая редкость. По мере усиления западного влияния появлялись голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.

— Кончено же, знать (бояре, дворяне, богатые купцы) старались подражать царскому быту. Перед вами дом купца. Эта постройка XVII в. (слайд № 6)

— Оцените достаток купца по горнице (мебель говорит о достатке)
(слайд №7) Картина «Московская улица XVII века».

-Мы стоим перед знаменитой картиной «Московская улица XVII века» знаменитого художника. Назовите имя художника. Её автор – Рябушкин Андрей Петрович, русский живописец XIX века. Мастер красочных жанровых и исторических картин. Избрав обычные эпизоды из жизни Москвы XVII века, художник сумел воссоздать далекую старину, он как бы приоткрыл страницу русской истории. Перед нами оживает характерный уголок старой Москвы…

— В чем особенность русских городов XVII века?

— Как можно описать улицу? — грязь

— Обратите внимание на постройки… из какого материала они сделаны?… . Большинство москвичей (даже состоятельные) жили в деревянных хоромах: тепло и привычно, особенно зимой.

— По улице, высоко подобрав полы одежд, идут люди.…Какие сословия вы видите? Как их мы можем отличить?

Молодая женщина в белом платке, красном одеянии осторожно ступает по бревенчатым мосткам, боярин восседает на вороном коне, нищий, сидя перед иконой, просит подаяние…

-Если в жизни горожан можно наблюдать изменения, особенно, к концу столетия, то крестьянская жизнь текла медленно, никаких значительных перемен не происходило. (слайд№8) — Опишите крестьянскую избу, опираясь на картину и текст, вам нужно вставить пропущенные слова…. У какой группы получится более точный текст. (1-2 м.)(приложение 1)

Физкультминутка — Прежде чем пойдем дальше, проведем физкультминутку. (1 мин)

— Продолжим нашу экскурсию. Перед вами ещё ряд картин. Это картины Сурикова и Рябушкина. (слайд № 9)- Глядя на эти картины, догадайтесь какой будет следующий зал для посещения?

Ученики предлагают свои варианты.

— Мы переходим в зал «Одежда XVII века».

Я передаю слово «экскурсоводу». Она нам расскажет об одежде, которую носили женщины и мужчины в те времена. (слайд № 10)

Смотрите на экран и пишите элементы одежды по номерам….

4. Закрепление изученного материала

Какие элементы новизны встречаем в одежде членов семьи.

Предполагаемый ответ: у младшей дочери купца платье необычного покроя. Мужчины в XVII веке всё чаще бреют бороду и тоже облачаются в европейское платье, в основном, польского происхождения (слайд № 11) А. Рябушкин. Семья купца

Теперь мы поговорим о том, без чего не обходились ни русские цари, ни бояре, ни крестьяне. Это, конечно же, еда. Царское меню поражало иностранцев своим обилием и разнообразием. На царском обеде подавалось от 70 до 100 блюд. Известен обед Алексея Михайловича, где подали 500 блюд. Хотя он сам был в еде очень скромен, блюда со своего стола посылал как милость многочисленным боярам. Слайд стихотворение о царском обеде. Я познакомлю вас со стихотворением единственного в России кулинарного поэта В. С.Филимоновым.

Вопрос ученикам. Какие блюда преобладали на царском столе?

Варианты ответов учеников. Боярам и дворянам пришлась по вкусу появившаяся во 2 пол.XVII в. колбаса, подававшаяся с гречневой кашей. Блюда начали приправлять восточными пряностями – перцем, гвоздикой, корицей и др.

Основой питания крестьян были зерновые культуры. Из ржаной муки пекли хлеб, пироги. Из пшеничной по праздникам. Из овса готовили кисели, пиво, квас. Употребляли много овощей. Мясо было только по праздникам. Частым продуктом на столе была рыба.

Предлагаю дома вам приготовить царский и крестьянский обеды. Предлагаю поработать по группам

Задание для группы мальчиков (повара при царском дворе были только мужчины) Из предложенных блюд составьте меню из 10 блюд ( закуски, первые блюда, вторые, десерт, напитки). Объясните какие блюда не могли быть на царском столе в XVII веке.

Задание девочкам. Из предложенных продуктов сделайте винегрет. Обоснуйте выбор продуктов.

Иностранцы, побывавшие в России в XVII в. оставили многочисленные записки о нравах и развлечениях российского народа. Прочитайте отрывок из документа А. Олеария и И.Забелина о быте русских людей Работа с документом стр. 90-92.

Вопрос по документу. Какие традиции сохранились в нашей жизни из той давней эпохи?

7. Итог урока:

в XVII веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало восточное и западное влияние

— Мы с вами совершили путешествие в XVII век. Вы познакомились с повседневной жизнью разных сословий. Из той далёкой эпохи в нашу жизнь пришли некоторые пословицы. Кто запомнил ?

«Работать спустя рукава» т.е не прилагать усилий ведь длинные рукава ферязя практически не позволяли что – либо делать.

Можете сказать еще какую-нибудь пословицу?

«Проще пареной репы» Что она означает сегодня? Овощи в то время парили в печке. Такой способ приготовления не требовал большого труда.

8. Рефлексия 1. Что тебе дал этот урок?
2. Как оцениваешь свою работу?
3. Что вызвало наибольший интерес?
4. Были ли трудности?

Вы понимаете, ребята, что за 1 урок раскрыть эту обширную тему подробно невозможно. Те, кто захочет узнать больше, я советую прочитать книгу русского историка Ивана Забелина «Домашний быт русских царей».

Отметки за урок.

9. Домашнее задание: параграф 11

1. Устно: прочитать документ на стр.90-92. Ответить на вопросы.

Вопрос по документу. Какие традиции сохранились в нашей жизни из той давней эпохи?

2. Письменный ответ:

для мальчиков(повара в царском дворе были только мужчины): составить меню из 10 блюд для царского стола (салаты, первые блюда, вторые, десерт, напитки)

Девочкам: какие традиции сохранились в нашей жизни из этой эпохи?

Физкультминутка — Прежде чем пойдем дальше, проведем физкультминутку. (1 мин)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Приложение 2

Вопрос ученикам. Какие блюда преобладали на царском столе?

«..Вот, в жире плавая, большая,

В чужих не знаема водах.

Себя собой лишь украшая,

На блюде – стерлядь: ей

Не нужны пышные одежды.

Вот гость далёкий, беломорский,

Парным упитан молоком,

Телёнок белый, холмогорский.

И подле – рябчики кругом,

Его соседи из Пинеги

Каких нет лучших на Руси,

С прудов Бориса – караси.

Вот из Архангельска – навага,

Вот жирный стрепет с Чатыр – дага

С Кавказа красный лакс – форель

С Ильменя сиг и нельма с Лены

Из Рима а-ля бешамель.

Кабан. Вот камбала из Сены,

Мы, здесь чужим дав блюдам место

Средь блюд любимых на Руси,

Запьём свое, чужое тесто

Иль шамбертеном иль буси…»

Экскурсовод. Бояре носили платье из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата и парчи. Посадские люди могли купить только дешёвые привозные ткани – кумач, бязь. Они одевались, в основном, в материи, вытканные городскими ремесленниками, а то и как крестьяне в одежду из льняного полотна, домотканого холста, из грубошёрстного сукна – сермяги, армячины. (Приложение, слайд № 10)

Льняная рубаха – основа женской одежды всех сословий.

Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом – запястьем.

Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу – девичью красу.

Летник – вид женской одежды. В зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи.

Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую.

Кафтан – ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати и она подчёркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава».

Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства.

XVII век в истории России занимает пограничное положение между средневековьем и новым временем, которое начинается с Петра I. Поэтому в XVII веке уживаются традиции и те изменения, которые постепенно входят в жизнь людей.

Приложение 1

Крестьянский двор – это крытая …………….. или ………….. изба, топившаяся по – чёрному, ………….. для скота, сарай. Окна затянуты …………. пузырём или кусками промасленного …………………
Обстановка довольно скудная: простые столы и лавки. В красном углу обязательно …………. , сюда усаживали гостя. Главная часть крестьянской избы это русская …………. – зимой здесь спала вся семья, т.к это было самое тёплое место. Посуда …………………и ……………… Для освещения жилища использовали………….. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой.

Жилище
Быт русского крестьянина и горожанина на продолжении столетий изменялся очень медленно и мало. Русский традиционный дом, сложившийся в древности, оставался все той же однокомнатной постройки с маленькими окнами, заткнутыми бычьим пузырем или материей, пропитанной в конопляном масле. Внутри дома значительную часть занимала печь, топившаяся по черному: дым скапливался под крышей (потолков не было) и выходил через дверь и особые окна, сделанные в верхней части стены. Эти черты были общими как для сельского, так и для городского дома. Сельский дом дворянина или сына боярского отличался от крестьянского только немного большими размерами. Судя по некоторым остаткам старинных домов в Трубчевске, городской дом иногда строился из камня. Стены делались очень толстыми – до двух метров. Нижняя полуподземная часть дома – подклет – имела сводчатые потолки. В потолке были железные кольца для подвешивания продовольствия. Верхняя часть дома порой украшалась лепными дверными и оконными наличниками. В окна вставлялись художественно выполненные решетки. Такими были редкие дома очень зажиточных людей.
Как и раньше, главной мебелью в доме был стол и неподвижные лавки. На полках хранилась деревянная и глиняная посуда. В наиболее богатых домах бытовала посуда из стекла. В больших и малых сундуках лежало различное добро: одежда, скатерти, полотенца. Отдельно складывалось приданное на свадьбу дочери. Наиболее ценной частью обстановки были иконы, висевшие в «красном» (красивом) углу.
Дверь из дома вела в сени – неотапливаемое помещение, сделанное обычно не из бревен, а из досок или прутьев. В сенях хранились различные орудия труда, часть хозяйственных запасов.
В целом жилой дом представлял собой либо избу (главным образом на севере и востоке Брянщины), либо хату – на юге и юго-западе. Крыша у избы двухскатная, у хаты – четырехскатная. Избы ставились узкой (торцовой) частью на улицу, хаты – широкой. Хата нередко делалась из столбов, между которыми укладывались бревна или жерди. Вся постройка обмазывалась глиной. Общей чертой для избы и хаты было то, что на Брянщине они ставились обычно без подклета, характерного для русского Севера. Дом на подклете лучше, чем наземный, приспособлен для защиты от глубокого снега и весеннего половодья. Дверь из сеней вела во двор. По сравнению с XIV-XV веками количество надворных построек у крестьян и горожан выросло. Это говорит о росте благосостояния населения. Во дворах стояли амбары, сараи, клети, бани. Торговые люди устраивали при доме склады для товаров. У ремесленника, если он работал вне дома, было специальное помещение для работы. При доме располагался огород.
Мир вещей, который окружал семейный быт человека XVI-XVII веков, состоял в основном из деревянных предметов. В лесном крае дерево было самым доступным и легко обрабатываемым материалом. Кроме дерева часто использовалась глина. Железные изделия были сравнительно редкими. Из них делали рабочие части инструментов, орудий труда, оружие. Металлические изделия очень ценились.

Поселения
Выйдя за пределы своего двора, человек оказывался на улице деревни, села или города. До XVI века в России в ходе освоения территорий возникали новые и новые деревни в один-два двора. Теперь стало расти количество дворов в сельских населенных пунктах. Уже к концу XVI века привычными становились деревни в 10-20 дворов. Были села и в несколько десятков дворов, как, например, Супонево, принадлежавшее Свинскому монастырю и протянувшееся вдоль большой торговой дороги. Усадьбы крестьян располагались в одну линию в тех случаях, если село застраивалось вдоль дороги или по берегу реки. В других случаях заметного порядка в планировке поселений не было. Только в XVII веке стала появляться уличная планировка сел. Заметным строением в селе была церковь, как правило, деревянная. При церкви стояли дворы церковнослужителей.
Города имели более однотипную постройку. В XVI-XVII века продолжала существовать система застройки городов, сложившаяся еще в древности. В центре города стояла крепость. От крепости лучами расходились дороги. Вдоль этих дорог возникали улицы. Эти улицы образовывались не домами, как в современных городах, а усадьбами, огороженными более или менее высокими заборами. Признаком городской застройки было то, что усадьбы примыкали друг к другу. Ровной линии они не образовывали, и одна усадьба выдаться вперед, ближе к дороге, другая – отступить от нее. От этого улица местами становилась то уже, то шире. Улицы, а так же слободы нередко отделялись друг от друга огородами, ручьями, лужками. Они были несколько изолированы друг от друга, тем более, что обычно слободы были заселены людьми одного рода службы. Таковы Стрелецкие, Пушкарские, Затинные, Казацкие, Солдатские, Ямские слободы в Брянске, Карачеве, Севске. По ночам улицы не освещались и не были замощены.
В городах юго-запада России центральные крепости были деревянными. Стены брянской крепости были сделаны из дуба и покрыты тесом. В крепости было 9 башен, причем две из них имели ворота для входа в крепость. Во второй половине XVII века к старой крепости была сделана пристройка из нескольких башен с воротами. Территория крепости расширилась вдвое. Среди серых деревянных построек и зелени выделялись высотой церкви, особенно сделанные из камня. Много церквей было в Брянске, Севске, Стародубе. Большинство из них было выстроено из дерева, видимо, в традиционном для XVI-XVII веках шатровом стиле – с высокими пирамидальными навершиями, напоминавшему русскому человеку шатер. Такие каменные шатры сохранил в своем архитектурном облике Спасо-Преображенский монастырь около Севска. Хотя он и выстроен в самом начале XVIII столетия, в его постройках проявляются черты архитектуры предшествующей эпохи. Посреди Стародуба в наши дни стоит Рождественский собор, поставленный в XVII веке. Он состоит как бы из трех больших и широких башен, прилепившихся друг к другу. Так строились храмы на Украине. Здание украшено выпуклыми, как бы выступающими из стен деталями – узорчатыми наличниками на окнах, лопатками – плоскими выступами по углам собора. Каждую башню венчает купол. Со временем украшений на церквах становилось все больше – приближалась эпоха господства причудливого, нарядного стиля барокко. Черты этого стиля заметны в архитектуре каменной надвратной церкви Свенского монастыря. В облике церквей Брянщины сочетались черты русского и украинского искусства.
В центре города на площади располагался рынок, куда ежедневно приходили городские жители. Это было самое оживленное место в городе. Лавки на рынке стояли рядами – одна линия лавок как бы смотрела на такую же противоположную линию. В ряду, как правило, торговали определенным набором товаров. Так, в Брянске на рынке стояли ряды рыбный, мясной, москательный (галантерейный). Рядом с рынком находился гостиный двор, где останавливались приезжие купцы.

Облик населения. Повседневная жизнь
Одежда рядовых жителей края мало изменилась с древних времен. Жители сел и городов носили рубахи из домотканой материи. У женщин рубахи украшались вышивкой. Зимой носили одежду из овечьей шкуры – овчины. Обувь была в основном кожаной, в некоторых случаях обували лапти.
Обычная жизнь как в городе, так и в селе начиналась рано. Еще до рассвета женщины вставали, чтобы отправить скотину в общее сельское или городское стадо. Завтрака в современном нашем представлении не было, ели остатки вчерашней пищи. Потом начиналась работа в поле или мастерской. В обед семья собиралась вновь вместе. Мужчины садились обедать, женщины им прислуживали. Затем весь дом погружался в сон. Спали часа два. Потом снова возобновлялась работа до вечера. После ужина семья отдыхала и ложилась спать.
Праздничные дни вносили разнообразие в привычный распорядок. Семья шла на торжественное богослужение в церковь, выходила смотреть на игры молодежи в городе или на лугу близ города. Многие игры носили древний, языческий характер. Гостей принимали на пиршество, которое происходило днем до вечера.

Духовная жизнь
Духовные потребности населения удовлетворяло чтение религиозных книг, богослужение. Каждая церковь, каждый монастырь имели хотя бы небольшое собрание богослужебных книг. Вместе с переселенцами-старообрядцами в юго-западных уездах России появлялись рукописные и печатные книги. Некоторые из них вышли из типографии Ивана Федорова.
Большое значение в быту населения имело песенное творчество, Некоторые дошедшие до нашего времени песни отразили исторические события, черты быта в русском пограничье, в частности в землях Севска. В некоторых песнях отразились впечатления народа от Смутного времени. В них высмеивались люди, которые из интересов выгоды и наживы легко перебегали от одного претендента на власть к другому. Песенному творчеству сродни были пословицы и поговорки. Из среды, явно враждебной Лжедмитрию I и его сторонникам, вышли поговорки, в которых в виде басен самозванец назывался поросенком и раком: «Севчане рака с колоколами встречали», «Смотри-ка, брат, воевода ползет и щетинку в зубах волочет», «Севчане поросенка на насест сажали, приговаривая: «Не убейся, не убейся – курочка на двух лапках да держится». То же стремление унизить, высмеять участников антиправительственного движения заметно и в таких поговорках: «Орел да Кромы – первые воры (преступники), а Елец всем ворам отец, а Карачев на поддачу (вариант: им впридачу), а Ливны – всем ворам дивны, а Дмитровцы (вариант: комаринцы) старым ворам не выдавцы». «Брянцы-куролесы: они сами Брянск сожгли». Эти присловья родились, вероятно, уже после гражданской войны, но по свежим воспоминаниям, когда можно было посмеяться над жителями тех местностей, которые пытались поддержать неудачных претендентов на Московский престол. Как и прежде, в народе бытовали старинные обрядовые песни, связанные с событиями в семье. Укрепление семьи, усложнение свадебных обрядов рождало новые и новые песни. Свадьбы длились по нескольку дней, и каждому из них соответствовали определенные обычаи. С песнями и обрядами проходили сельскохозяйственные работы, особенно сев и уборка урожая.
Быт жителей юго-западных уездов России отличался сохранением многих старинных черт. Это объясняется тем, что значительные районы этого края были изолированы густыми лесами от больших торговых дорог и городов, от центральной и местной власти.

1. Повседневная жизнь земледельцев и горожан.

Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди упорно боролись за су­ществование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих людей» (разбойников), а на юге — от кочевников. Нередко пахари выходили в поле вооружённые ро­гатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы от­биться от степняков.

Наиболее распространёнными на Руси были так называемые большие семьи. Старший из мужчин яв­лялся главой семьи, в которой совместно жили и ве­ли общее хозяйство не отделившиеся от него сыновья со своими жёнами и детьми. Они вместе обрабаты­вали землю. Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из её членов. Это касалось даже браков детей, которых могли женить или выдать за­муж против воли.

Воспитание детей в большинстве семей было трудовым. Лет с семи мальчика брали работать в по­ле, начинали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте, если была возможность. Девочки присмат­ривали за младшими братьями и сёстрами, помога­ли матери по хозяйству, учились у неё прясть пря­жу, ткать полотно, шить одежду.

В Древней Руси, особенно в крестьянских семь­ях, люди рано вступали в брак, так как очень цени­лись трудовые руки. Девочка в 12 лет была уже на выданье. Случались и более ранние браки, хотя христианская церковь их не поощряла.

Долгими зимними вечерами при свете лучин жен­щины пряли, мужчины делали домашнюю утварь, пили хмельные напитки, мёд, вспоминали минувшие дни, слушали сказителей, рассказывавших былины. Ещё долго сохранялись языческие праздники.

Часть населения Руси проживала в городах. В них селились князья, размещалась княжеская дружина. В городах князья со своими помощниками правили суд, управляли подвластными землями, принимали иностранных послов. На городских площадях соби­ралось вече.

Постепенно города росли и становились торговы­ми и ремесленными центрами. Одним из наиболее распространённых видов ре­мёсел было кузнечное дело. Обработка железа, изго­товление из него разных изделий осуществлялись в кузнечных мастерских — кузницах. Крупными ре­месленными центрами, производившими изделия из металла, были Киев, Чернигов, Вышгород, Галич, Новгород.

По большим и малым городам Руси шумели тор­ги. Сияла на солнце серебряная, отделанная чекан­ным узором посуда. Рядом стояли гончарные из­делия — кувшины, черпаки, чаши. Радовали глаз украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали. Сюда же приносили труды своих рук ко­жевенники и кузнецы, косторезы и плотники. Куп­цы предлагали песцовые, собольи и куньи меха. Иноземные гости (купцы) — греки, арабы, болгары, евреи, армяне, поляки, чехи, немцы, скандинавы — торговали драгоценными тканями и камнями, ору­жием, пряностями и винами.

С незапамятных времён из России вывозились мёд, воск, меха. Со временем расширяется вывоз льна, пеньки — сырья для производства верёвок, ка­натов и пр., выделанных говяжьих кож, а также про­дуктов морских промыслов Севера (тюленьи, мор­жовые шкуры, сало, треска, сёмга), лесоматериалов, в частности смолы.

Купцы играли значительную роль не только в го­родской жизни, но и в политических делах. На вер­шине общественной лестницы они стояли сразу же за боярами.

В городах сосредоточивалась и религиозная жизнь. Здесь сооружались большие храмы, жили и испол­няли христианские службы и обряды митрополит и епископы, стояли крупные монастыри.

Города были центрами культуры. В них органи­зовывались школы, писались иконы, создавались фрески и мозаики.

Быт простых горожан мало отличался от кресть­янского. Помимо ремесла и торговли, занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством. Глава семьи участвовал в городском вече, отвечал за выполнение разного рода повинностей, а также за нетяжкие преступления членов своей семьи.

В богатых и знатных семьях были свои порядки. Обычно до года дети находились на руках кормили­цы, до пяти лет — на попечении нянек. Холопка- кормилица и её сын были самыми близкими слуга­ми в доме. Сын кормилицы воспитывался вместе с юным хозяином и иногда оставался на всю жизнь самым близким ему человеком. Мальчиков в знат­ных семьях нередко начинали учить грамоте с пяти лет и воспитывали сообразно будущей службе. Со­гласно обычаю, воспитанием княжича руководил его дядя — брат матери.

Развлечением знати были охота и богатые дру­жинные пиры. Столы были уставлены дорогой по­судой, не только кубки, но и ложки были серебря­ными. Рекой текли заморские вина и русский мёд — так назывался хмельной напиток, приготовляемый из мёда. Большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом вместе с мужчинами. Гостей на пирах развлекали скоморохи и гусляры.

Любимыми забавами богатых людей была соко­линая, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.

Даже после принятия христианства большин­ство населения носило славянские имена. Знатные люди, получив при крещении имена христианских святых, продолжали в быту именоваться славян­скими — Ярослав, Святослав, Всеволод, Мстислав и т. п. Именами остальной части населения могли служить любые существительные, прилагательные и их сочетания — Добрыня, Сновид, Лют, Волчий Хвост и т. д.

2. Военное дело.

Большое место в жизни людей за­нимали различные военные дела. Профессиональны­ми воинами были княжеские дружинники. Они пе­редвигались по суше на конях, по рекам и морям в быстрых и лёгких ладьях. Вооружены они были мечами, копьями, саблями. Головы воинов защищали шишаки — изящные остроконечные шлемы. Защит­ными средствами были щит, броня или кольчуга. Во время рукопашных схваток специальные телохрани­тели оберегали князя, заслоняя его своими щитами и телами от вражеских сабель и стрел.

Во время больших военных походов созывалось народное ополчение. Его члены — вой — вооружа­лись попроще: лук, колчан со стрелами, нож, копьё либо тяжёлый боевой топор, который пробивал на­сквозь крепкую броню. Сами вой броню не носили,

она была слишком дорогой. Кольчуга тоже была редкостью. Зато щиты имелись в руках у каждого.

Войско выступало в поход по сигналу боевой трубы. Впереди ехал князь, за ним гарцевала дружи­на, далее шли вой. Следом тянулся обоз, в нём на­ходилось вооружение воинов и съестные припасы. Сражения нередко начинались с поединка богаты­рей, которых выставляла каждая сторона.

3. Жилище.

Характерной чертой быта жителей Древнерусского государства стало возникновение су­щественной разницы между образом жизни верхуш­ки общества и основной массы населения.

Жилища князей и бояр — хоромы — состояли, как правило, из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился те­рем — высокое деревянное здание-башня, где разме­щалось отапливаемое помещение — изба, а также хо­лодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Рядом с теремом находились летние неотапливае­мые помещения. Их соединяли с избой холодные пе­реходы — сени. В богатых хоромах была ещё и грид­ница — большая парадная горница, где хозяин пи­ровал со своей дружиной.

Недалеко от хором находились жилища господ­ских управителей, поварня, конюшня, кузница. Здесь же располагались кладовые, зер­новые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши. В них храни­лись зерно, мясо, мёд, вино, ово­щи и другие продукты. В не­большом отдалении находилась баня. Все постройки объединя­лись единым двором. Дворы бы­ли окружены каменными или деревянными оградами с могу­чими воротами.

Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Нижний этаж был хозяйственным, верхний — жи­лым. Здания состояли из нескольких комнат. В ком­натах (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развеши­вали полки для посуды. Богатые покои часто укра­шались восточными коврами, дорогими греческими тканями. На полу и скамьях были разбросаны мед­вежьи или рысьи шкуры. Жилые покои в богатых хоромах и домах освещались свечами.

Ремесленный люд обитал на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленых деревянных изб или глинобитных домиков.

Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в ле­состепной зоне, это были полуземлянки (т. е. жили­ща, пол которых был ниже уровня почвы) с земля­ными полами, с покрытой сверху слоем земли кры­шей, концы которой подчас опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные по­стройки с деревянными полами. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились по-чёрному. Окна были маленькими. Они обтягивались коровь­ими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами — тонкими щепками сухого дерева.

4. Одежда.

Все жители Руси одевались одинаково. Главными элементами древнерусской мужской одеж­ды были рубаха и порты — неширокие, сужающие­ся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Мужской костюм простолюдина состоял из холщовой до ко­лен рубахи с разрезанным впереди воротом, шерстя­ных домотканых портов. Единственным украшением этой незамысловатой одежды был узкий пояс, укра­шенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой были также зипуны — застёгиваю­щиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы — кожухи — и островерхие меховые или войлочные шапки. Ноги оборачивали узкими и длинными кус­ками ткани — онучами, на которые надевали лапти из коры липы.

Люди знатные и богатые носили рубахи из тон­кого полотна или шёлка. Порты шились из шёлка и парчи. Верхней одеждой были епанчи — широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями. На ногах красовались кожаные сапоги с загнутыми кверху носами, расшитые золотом и шёлком. С при­нятием христианства в быт князей в качестве парад­ной одежды вошёл византийский костюм: тога из плотной, тяжёлой шёлковой или парчовой ткани с крупным рисунком. Княжеским одеянием был так­же плащ, который накидывали на левое плечо, а на правом застёгивали пряжкой.

У горожанок и крестьянок главной частью кос­тюма была длинная холщовая рубашка. Поверх неё надевалась понёва — домотканая шерстяная юбка, нередко с набивным рисунком, состоящая из трёх или четырёх полотнищ, собранных на шнуре. Ино­гда поверх рубах надевали кусок холщовой прямо­угольной ткани, имевший отверстие для головы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтяну­тый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий чепец.

Костюм знатной женщины отличался богатством тканей — шёлковая рубаха, затканный золотыми ни­тями и отороченный драгоценным мехом бархатный плащ. Обувь делалась из сафьяна и отличалась рос­кошным узором, шитым золотом или жемчугом.

Несколько позже появились длинные широкие платья без застёжек впереди. Девушки и молодые женщины предпочитали красные и алые платья. Они опоясывали их лентами немного выше талии. В торжественных случаях женскую голову украшал кокошник. Его делали из твёрдого материала, обтя­гивали дорогой тканью и украшали жемчугом.

Русские женщины украшали себя золотыми и се­ребряными цепочками, ожерельями из бисера, серь­гами, браслетами и другими ювелирными изделия­ми из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью, жемчугом, бирюзой и рубинами. В деревнях украше­ния были попроще — из меди, бронзы, недорогих камней.

Таким образом, формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой древнерусского быта стало возникновение существенной разницы между образом жизни вер­хушки общества и основной массы населения.

Пройти тест «Культура и быт Древней Руси»

Интерактивное задание «Вооружение русского воина»

Интерактивное задание №1 «Русская изба»

Интерактивное задание №2 «Русская изба»

Интерактивное задание №3 «Русская изба»

Интерактивное задание «Русский национальный костюм»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *