Бытие 28 глава

Быт. 28:1-5. Вновь благословил Исаак Иакова и заповедал ему не брать себе жены из дочерей Ханаанских.

Хананеи представляли собой смешанное племя: они постоянно включали в свое «сообщество» — посредством военных, деловых и брачных союзов — новые и новые этнические группы и семейные кланы. Семья же Авраама решительно противилась подобному смешению (о нежелании Авраама взять для Исаака жену — хананеянку в 24:3). Стремление заключать браки в пределах своего клана было продиктовано желанием соблюсти чистоту «родословия».

Верным средством, напротив, «размыть границы» своего племени являлось вступление в смешанные браки. Впоследствии в словах Моисея (постоянно повторяемых израильтянам) о том, что их предки не желали завязывать брачные узы с хананеями, конечно же, звучало предостережение. Ибо это не только повредило бы «чистоте родословия», но и (что более важно) подорвало бы чистоту израильской веры.

Прежде чем Иакову покинуть дом, Исаак произнес над ним благословение, имевшее, выражаясь современным языком, юридическую силу. Пути назад не было: волей отца Иаков стал восприемником благословения, которым Бог-Всемогущий (эль шаддай; толкование на 17:1) благословил Авраама и Исаака. И отпустил Исаак Иакова в Месопотамию.

Быт. 28:6-9. Исав же, желая разрядить напряженные отношения с отцом и угодить ему, женился на одной из «дочерей» Авраама по линии Измаила. Имя ей было Махалафа. По иронии обстоятельств сын Исаака, неугодный Богу, женился на женщине из рода Измаила, появившегося на свет не по Божией воле.

ж. Подтверждение обетовании завета в Вефиле (28:10-22)

Своим видением в Вефиле Иаков был обязан исключительно Божией благодати. Бог явился ему, чтобы заверить, что обещание благословения Его и защиты распространяется и на него, Иакова, и тем побудил его искренне Ему поклониться и принести обет верности. Из текста следует, что Господь есть Бог не только Авраама и Исаака, но и Иакова; он, кроме того, свидетельствует о том, как круто меняются взгляды и представления Иаков.

Быт. 28:10-15. Иаков, заночевав в пути, увидел во сне Ангелов, «восходящих и нисходящих» по лестнице, касающейся неба. Смысл этого видения в том, что Бог везде сопровождал Иакова, куда бы он ни пошел. Символом этого и является «лестница»; объяснение же исходит от Самого Господа (стих 15). Иаков верою принимает сказанное ему (стихи 20-22).

Быт. 28:16-22. Иаков, совершив поклонение Богу,

а) выразил свой страх перед Ним,

б) камень, который послужил ему в ту ночь изголовьем, он поставил памятником Господу,

в) он освятил этот камень, возлив на него елей,

г) памятное это место Иаков назвал Вефилем, что значит Дом Божий,

д) он произнес обет (впервые) на основании веры (и будет Господь моим Богом), и

е) пообещал Богу отдавать Ему десятую часть из всего, что Бог дарует ему. Всем этим подчеркнута главная мысль раздела — о подающем защиту Божием присутствии. Здесь слышатся «мотивы» позднейших обычаев израильского народа, основание которым было положено Иаковом. Особо примечательно установление «мемориала» в Вефиле. В годы завоевания земли израильтяне будут рассматривать Вефиль как святое место, где можно «увидеть» Бога.

Другим «мотивом» является обещание десятины (сравните с предложением десятины Мелхиседеку Авраамом в 14:20). В этом обычае отражено признание, что все, что человек имеет, принадлежит Богу.

Важное значение имеет и обет, данный Иаковом, особенно в свете того, какую впоследствии серьезную роль будут играть обеты в жизни Израиля. Тут Иаков поклялся, что если Бог станет защищать его и заботиться о нем и возвратит его в Обетованную землю, то Вефиль станет центром поклонения Ему.

Заметим, что установление «священных камней» — не то же самое, что установление жертвенника. Назначение первых было в напоминании о «посещениях свыше» людям будущих поколений, дабы, если возникнет у них вопрос: «Что значат эти камни?» — не остаться ему без ответа (Ис. Н. 4:6).

Обещание Бога быть со Своим народом «красной нитью» проходит через все Писание (Исааку Бог, к примеру, говорит: «Не бойся, ибо Я с тобою», 26:24). Уверенность в Божием присутствии должна у каждого верующего вызывать такой же отклик, как у Иакова, — преклонение перед Богом, боязнь Его и доверие Ему.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Камень Иакова

Согласно Библии, единый для иудеев, христиан и мусульман Бог не сразу привел людей к мысли построить Ему храм. Пожалуй, первым намеком свыше следует считать сон Иакова и те выводы, которые он из него сделал. Как известно, Иаков отправился в путь, чтобы избежать гнева обманутого брата и заодно выбрать себе жену. Ночь застала его в дороге, и он устроился спать прямо на земле, подложив в качестве подушки камень. И приснилась ему лестница, ведущая прямо в небо. Ангелы восходили и спускались по ней. А потом сам Гос подь явился на ее ступенях, чтобы подтвердить Иакову, что обещание, данное его деду Аврааму, остается в силе и их род еще положит начало многочисленному и великому народу. Таким образом, во сне подтверждалось божественное обетование. Однако важно и то, как поступил Иаков после пробуждения. «…Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!.. Как страшно сие место!» – решил он и отметил его: поставил камень, навеявший ему этот сон, памятником и полил елеем, то есть оливковым маслом. «Это не иное что, как дом Божий, – продолжил он свои размышления, – это – врата небесные» (Быт. 28: 16, 17). Как видим, еще не построив никакого сооружения, пастух Иаков создал прообраз храма и обозначил его главные атрибуты. Во-первых, он отметил место присутствия Высших сил, установив памятный знак. Во-вторых, освятил его, совершив специальный ритуал с помазанием камня елеем. В-третьих, назвал это место домом Божиим, и не просто назвал, но и нисколько не усомнился в буквальной справедливости такого названия. Наконец, он дал этому месту еще одно определение – «врата небесные», то есть, с его точки зрения, там реально открывался путь в тот самый Иной мир. С тех пор всякий храм авраамической религии может быть узнан по наличию у него подобных свойств.

Рис. 5.1. Михаэль Лукас Леопольд Вильман. Пейзаж с лествицей Иакова. Холст, масло. 1691 г. Музей Боде, Берлин

Однако кое-что в этом перечислении упущено. Любой храм – это также место приношения жертвы Богу. Она не обязательно должна быть материальной, в виде благовоний, хлебов или убиваемых животных. Можно приносить жертву и словом молитвы. Но совсем без нее нельзя. Иаков же не стал отмечать место памятной ночевки жертвенником, скорее всего потому, что вопрос с ним уже был решен раньше, о чем рассказано в другой библейской истории. Когда Господь решил испытать верность Авраама, то приказал ему принести в жертву любимого сына – Исаака (отца Иакова). Причем сделать это надо было не немедленно, а в конце путешествия в далекую землю Мориа. Именно там, на скале, ангел в последний момент отвел руку благочестивого отца, и человеческая жертва была заменена животной – овном, промыслительно запутавшимся рогами в ближайших кустах. Мы еще не раз вернемся на эту скалу, к заботливо устроенному Авраамом алтарю.

Рис. 5.2. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Жертвоприношение Авраама. Гравюра Аугуста Габера. 1860 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

וַיֵּצֵא (Ваеце / И вышел)

​Перед нами удивительная недельная глава Торы, детально описывающая путешествие веры Иакова с Богом и Божью верность Его обетованиям и завету с Авраамом. В ней также говорится о чудесном и пророческом видении, которое ясно указывает нам на Мессию. Мы сосредоточимся на первом сне Иакова, который часто называют лестницей Иакова или лестницей в небеса, как в оригинале. Давайте прочитаем Быт. 28:12-17:

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; . Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.”

Мы видим значимые и яркие параллели между путешествием веры Иакова и путешествием веры его деда Авраама. Во-первых, оба оставили дом своего отца. Во-вторых, оба сделали свою первую остановку в Вефиле, где Бог говорил к ним. В-третьих, Бог дал обетования благословения Авраама обоим в Вефиле.

Подтверждение Богом завета с Авраамом Иакову — это великое ободрение для нас: Бог имеет в виду именно то, что Он говорит. Как и Иаков, мы служим Богу, Которому мы можем доверить свои жизни; мы можем держаться за Его обетования! Слава Богу!

Для пророческого смысла лестницы было предложено много интересных интерпретаций. Идея, которая пронизывает раннюю еврейскую литературу, состоит в том, что эта лестница — это форма общения между небесами (самой славой Божьей Шехины) и человечеством. Большинство древних еврейских комментаторов понимали лестницу как символ Скинии или Храма, которые через жертвы и священническое служение соединяют падшее человечество со святым Богом.

Интересно, что в 1 главе Евангелия от Иоанна Мессию приходит искать «истинный израильтянин” (Нафанаил). И на искренние поиски Нафанаила Иешуа отвечает:

«Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.” (Ин. 1:51)

Слова Иешуа здесь чётко указывают на лестницу Иакова. Таким образом, ответ Иешуа явным образом подтверждает общее еврейское понимание лестницы Иакова: действительно, она символизирует связь между небесами и землёй. Но она не просто указывает на Скинию или Храм. Нет. Иешуа говорит, что она указывает на Него! Он — эта лестница, место встречи, связь между Святым Богом и падшими людьми. Мессия — Тот, Кто, сойдя с небес, принял форму плоти и принёс Себя в жертву за наши грехи; и Он — Тот, Кто также воскрес из мёртвых и сейчас находится по правую руку от Отца как наш Первосвященник, взойдя на небеса!

Иешуа — исполнение лестницы Иакова, и, действительно, Он является сердцем и смыслом всей Торы. Именно поэтому Он сказал:

«Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.” (Ин. 5:46)

2. Бегство Иакова в Харран (Гл. 28)

28:1-9 Исаак призвал Иакова, благословил его и отправил в Паддан Аран, область в Месопотамии. Иаков должен был найти себе жену именно там, среди родственников матери, а не среди хананеев. Это вдохновило Исава попытаться вернуть себе благословение отца, взяв в жены дочь Измаила. Это как раз тот случай, когда зло (многоженство) совершается с целью получить добро.

28:10-19 Ночуя в Вефиле, Иаков увидел замечательный сон: лестница от земли до неба. Это свидетельствовало о возможности «подлинного, ничем не нарушаемого общения между небом и землей, – между Богом в Его славе и человеком в его уединении». Христос, скорее всего, упоминает именно об этом случае в разговоре с Нафанаилом (Ин. 1:51) в связи со Своим Вторым Пришествием и той славой, которая будет явлена в Его Тысячелетнем Царстве. Но верующие могут уже сейчас ежеминутно наслаждаться общением с Богом. В ту ночь, когда сердце Иакова было, по-видимому, переполнено сожалением о прошлом, одиночеством в настоящем и неуверенностью по поводу будущего, Бог, по Своей великой милости, заключил с ним завет, как с Авраамом и с Исааком. Обратите внимание: Бог обещает, что будет с ним («Я с тобою»), позаботится о его безопасности («сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь»), будет направлять его («и возвращу тебя в сию землю»). Кроме того, Бог лично гарантирует выполнение этих обещаний: «Ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». Понимая, что с ним говорил Сам Бог, Иаков переименовал город. Вместо прежнего названия Луз (разлука) он получил новое имя – Вефиль (дом Божий).

«До этой ночи в Вефиле, когда Иаков был «приятно удивлен» и «охвачен ужасом», у него не было опыта личного общения с Богом. Всю информацию о Нем он получал «из вторых рук» (Каждодневные заметки Союза Писания).

28:20-22 Здесь Иаков, похоже, торгуется с Богом. Но на самом деле он пытался выторговать себе меньше того, что пообещал Бог (ст. 14). У Иакова недоставало веры принять то, о чем говорил Бог, поэтому Иаков выдвинул условие об уплате десятины, которое зависело от выполнения Богом Своей части соглашения. Другое толкование состоит в том, что слово «если» – это просто неотъемлемая часть любого древнееврейского договора, а Иаков связал себя обещанием отдавать десятину в любом случае (см. Чис. 21:2; Суд. 11:30,31; 1 Цар. 1:11, где описаны схожие еврейские клятвы).

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *