Бытие – что это?

УДК 111 (07.07)

КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

МАЖИТОВ А. А.

Белорусский национальный технический университет

Будучи предельно широкой философской категорией, бытие наиболее бедно по содержанию. Оно объединяет все существующие объекты тем, что они существуют, при этом само существование не может быть предикатом (Кант) — простым или даже неотъемлемым свойством объекта; нельзя сказать, что «стол существует» из-за очевидной тавтоло-гичности. Быть — значит существовать, быть сущим, а бытие есть существование.

Что же значит существовать? Мы можем утверждать, что объект существует, если он воспринимается (или может быть воспринят) —

непосредственно или с помощью технических средств: в нем различаются форма и ее наполнение — составляющие и материал. То есть объект, например стол, существует как некий способ соединения частей (тождественная бытию определенность — качество у Гегеля) . Во всех своих разновидностях стол остается самим собой — столом, сохраняя свою сущность, субстанциальность. Он может распасться на составляющие, но и в этом случае существование не прекращается, поскольку мы можем воспринимать части распавшегося — ножки, столешницу и пр. В свою очередь, составляю-

Вестник БИТУ, №4, 2010

щие также могут разложиться на то, из чего они сделаны.

Эти рассуждения приводят с необходимостью к нескольким следствиям. Во-первых, существуют некая первая форма и первая бесформенная материя (Аристотель) , из которых все «собирается». Но они не могут быть восприняты, поскольку первая форма не воплощена в материал, а первоматерия не имеет формы. Если первоматерия может быть названа просто возможностью, то первая форма — это чистая форма, чистая идея (эйдос), мысль. И мы ничего не можем сказать об их свойствах, поскольку не способны их воспринять, пока они не перейдут в реальное существование через соединение. Во-вторых, если весь воспринимаемый мир из чего-то состоит, то вопрос «какими свойствами этот первичный субстрат может обладать?» имеет такие ответы. Это первоначало не может состоять из частей, не может быть сотворено и уничтожено, не может двигаться. В противном случае оно не было бы первым, раньше всего появившимся; а все дальнейшие и остальные существования и процессы — его проявлениями. К этим выводам пришел Парменид — бытие вечно, неизменно, целокупно, несотворимо и неуничтожимо, бытие есть, небытия же нет, поскольку из ничего ничто не может возникнуть . Но оно не будет доступно восприятию, не имея физических свойств, а значит, существует для нас только потенциально. В-третьих, неизбежно начинаются поиски подлинного, а именно неизменного и вечного существования в качестве надежной опоры, в противовес неспособному быть таковой наблюдаемому изменчивому и преходящему миру. И если воспринимаемый физический мир изменчив и текуч, то подлинной опорой может быть или нематериальное, духовное начало (например, мир идей Платона или бог), или же действительным началом существования может быть только нечто отличное от него, а именно несуществование, небытие (асат, дао), и оно должно содержать в себе все многообразие физического мира.

По сути, начало как идеальное, как небытие или как материальное, с точки зрения познания, друг от друга ничем не отличаются, потому что все они одинаково не могут быть воспринимаемы. Даже материальному первоначалу невоз-

можно приписать каких-либо свойств, которые помогли бы его обнаружить, в противном случае возникал бы вопрос о причине обладания именно этим свойством, существующим наряду с этим первоначалом. Поэтому первоначало -это только простое существование.

Другой вопрос: что есть собственно существование? Если существовать значит обладать свойствами, через которые существование обнаруживается, то тогда что именно обладает свойствами, что обнаруживается? Стол обладает свойствами, и получается, что на стол «навешиваются» какие-то свойства, и после этого он доступен восприятию? В случае с артефактами просто — вещь существует сначала в голове изготовителя в виде идеи, которая затем воплощается в материале и получает реальные свойства. Но если речь идет о природных объектах, встает вопрос — почему и как возникает некое соединение свойств — какой-нибудь конкретный объект? Если он возник случайно, то весь мир становится неустойчивым и непредсказуемым. Если же он возник с непреложной необходимостью, то мир становится детерминистским. Но в любом случае возникновению объекта предшествует некая подготовленность внешних обстоятельств, следствием которых явился он. Вот эта подготовленность места, когда есть все необходимое — вещество, форма, но еще нет объекта, является основой реального, фиксируемого существования, сущего. Это можно назвать предсуществованием, существованием в потенции. Бытие, как предельно широкая категория, означающая просто существование, и будет таким существованием, поскольку реальный объект — всегда совокупность множества свойств.

Таким образом, поиски ответа на вопрос, что значит быть (существовать) и что такое бытие (существование), привели к идее простого -чистого, потенциального (не реального, не доступного восприятию) существования.

В истории философии понимание бытия определялось как духовными запросами, так и чисто познавательным интересом.

В Древней Греции в период натурфилософии определение бытия было связано с поисками первоэлемента как принципа объяснения и основы всякого существования. Первоэлементом объявлялись вода (Фалес) , воздух (Анаксимен, 588-525 гг.) ,

бесконечно разнообразные первичные элементы — семена вещей, гомеомерии (Анаксагор, 500-428 гг.) , огонь (Гераклит) . Эмпедокл первоначалом признавал четыре элемента — землю, воду, огонь и воздух . Анаксимандр, ученик Фалеса, первым пришел к мысли, что первоначало не может быть определено в принципе, что оно нечто неуловимое -алейрон . Парменид, представитель школы элеатов, пришел к тавтологическому утверждению, что бытие есть и что небытия нет . Этой тавтологией он опровергал заявления некоторых мыслителей, что с исчезновением какой-либо вещи исчезает и то, из чего они состоят. Парменида считают основателем онтологии — учения о бытии и первым метафизиком, поскольку он рассуждал о недоступном чувственному восприятию и его возможных свойствах. Бытие только мыслимо, но не воспринимаемо, оно есть то, что о нем мыслит человек, а мысль и есть это бытие; так впервые в философии появляется принцип тождества бытия и мышления.

Атомисты Левкипп и его ученик Демокрит говорили об атомах — неделимых твердых частицах, из которых все состоит, и пустоте, в которой атомы движутся . Платон, основатель учения об идеях-эйдосах, первым в древнегреческой философии противопоставил мир вещей — материальный и изменчивый, миру идей — вечных и неизменных сущностей (субстанций), обладающих подлинным существованием . Аристотель, ученик Платона, в каждом существующем объекте различал форму и вещество и пришел к идее пер-воформы и первовещества.

В древнеиндийской мифологии началом является асат — небытие, бытие в потенции, которое переходит в сат — бытие («Ригведа») . В религиозно-философских системах понимание бытия определялось тем, что кастовая структура древнеиндийского общества делала невозможной устранение социальной несправедливости. Поэтому философы Древней Индии реальный физический мир и общество объявляли неподлинным, мнимым, иллюзией, а настоящим бытием обладали, по их мнению, или верховное божество (Бхагавата или др.), или каждый, кто достиг состояния нирваны. Нирвана — состояние угасания, затухания всяких желаний, эмоций, мыслей, освобождения

от всего, что связывает человека с материальным миром .

В Древнем Китае, в отличие от древнеиндийского общества, философия вышла из простой и стройной мифологической картины мира. Началом всего китайские философы считали пять первоэлементов — землю, огонь, воду, дерево и металл. Затем появилась теория ци — материальной субстанции, напоминающей воздух или эфир, в движение она приводилась противоположными силами янь и инь — темным и светлым, теплом и холодом, твердым и мягким и т. д. В даосизме (основатель Лао-цзы, приблизительно VI в. до н. э.) началом всего объявлялось дао, которое невозможно назвать, увидеть, которое есть везде и нигде одновременно. Дао — некая пустота, из которой появилось все: оно породило одно (хаос), одно породило два (ян и инь), два породило три (ян, инь и гармонию), три породило остальное. Пустота делает вещи пригодными к употреблению — пустота внутри кувшина или в центре колеса и т. п. Иероглиф, передающий дао, состоит из двух частей, означающих дорогу и человека, смысл его в том, что дао — это путь, по которому идут люди . Его смысл близок к древнегреческому логосу Гераклита.

Средневековая философская мысль в условиях господства религиозного мировоззрения обладающим истинным бытием считала бога, а неистинным — сотворенный им мир.

В Новое время в Европе развивается, в противовес господствовавшему ранее религиозному мировоззрению, материалистическое учение. Возникает понятие материи — вечно существующей материальной субстанции. Всякое же иное существование могло быть только идеальным, что не вписывалось в материализм, поэтому фактически из лексикона философов-материалистов исчезает категория бытия. Среди философов-материалистов XVIII в. следует назвать Ламегри , Гольбаха . Они заложили основу материалистического понимания бытия, получившего развитие в философии марксизма.

Рене Декарт (1596-1650) знаменитым тезисом ego cogito, ergo sum (я мыслю, следовательно, существую) объявил, что человек своим существованием обязан только акту собственной мысли. Первая мысль, начинающая его существование, является самой простой — я есть, она не содержит ничего, кроме самополагаю-

щего чистого, без каких-либо свойств, существования .

Лейбниц, немецкий математик и философ, в своей теории монад — первоначал, утверждал, что они не содержат частей, не имеют протяженности и формы Изменяться они могут только из внутреннего принципа, поэтому они должны обладать стремлением; они должны в себе заключать все многообразие существующего, поэтому их состояния могут быть названы восприятиями, в которых, как и в человеческом восприятии, отражается весь мир.

Бытие в философии Гегеля приобрело фундаментальное значение начала как всякого существования, так и познания . Абсолютная Идея у Гегеля, являясь единственной субстанцией, вначале только существует, и это чистое, без каких-либо характеристик существование, которому не присуще ничего, поэтому, по сути, есть ничто, поскольку и о ничто ничего нельзя сказать, кроме того, что оно существует. Эта субстанция начинает развертывать себя из себя самой в процессе становления, представляющего собой взаимопереход бытия и ничто. Он приводит к появлению качества — тождественной бьггию определенности: если нечто существует, то обладает качеством, и если нечто обладает качеством, то оно существует. Стол, например, существует, поскольку обладает качеством стола. Также и познание объекта начинается с самого элементарного знания — с того, что знанием чего-то определенного о нем еще не является, но знанием того, что он (как неопределенное нечто) существует; но это самое бедное знание об объекте и, зная о нем только это, мы не сможем отличить его от других существующих объектов. Это знание и выражается термином «бытие». Когда же мы познаем его, то определяем его качество, как особый способ существования. Принцип тождества бытия и мышления является в этой философии стержневым.

С Гегелем фактически заканчиваются попытки построения субстанциальной онтологии. Уже вХХв.Н. Гартман (1882-1950) создает не субстанциальную, а процессуальную онтологию. На философском конгрессе 1949 г. в Испании он излагает концепцию, согласно которой подлинным существованием обладает не субстанция, а причина и следствие . Объек-

ты и процессы даны здесь вместе в процессе становления. В органических образованиях длительность существования сохраняется не через субстанциальность (клетки человеческого организма, по данным биологии, меняются полностью за 9-11 лет. — А. М), а через внутреннее равновесие, регулирование; такое существование можно назвать консистенцией. Ее каузальность — не имманентная, а передающаяся, т. е. мы наблюдаем не развитие того, что есть в причине, а производительное созидание.

Само бытие определить и объяснить невозможно, но различимы его виды и их модусы -возможного, действительного и необходимого; и модальный анализ является ядром новой онтологии. Выделяются слои реального мира: физически материальный, органически живой, душевный, исторически духовный. То, что можно установить о них, — это закономерности строения. Реальность связана с временностью, процессностью, индивидуальностью. В учении о категориях Гартман выделяет совместные и специальные принципы отдельных слоев: пространство, субстанция и математическая структура завершаются на органическом уровне, а время, процессность, каузальность продолжаются внутри духовного бытия. Новые принципы возникают на границе слоев: органическая природа подчиняется саморегулированию, самовоссозданию. Прибавляется (исходя из задатков) надкаузальная форма детерминации — процесс самообразования. Душевный мир — это замкнутые внутренние сферы, выход из них — через акты хотения, действия, познания, любви и ненависти. На нем базируется высший слой — исторически духовный: язык, право, нравственность, мораль, религия, техника, искусство; здесь нет актов, сознания, наследственности, все безлично. Индивид, охваченный ими, — не просто субъект, но личность. Слои накладываются друг на друга. Органическая жизнь носима неживой природой и переоформляет ее, душевная поднимается над ними и надстраивается (она не меняет структуру органической жизни). Появление (der Einschlag) категориального novum (новизны) основано на автономии от нижних слоев. Основной онтологический закон формулируется Гартма-ном так: 1) более низкие принципы являются более сильными, всеносящими и не могут быть сняты более высокой формой; 2) высокие сла-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бее, но в своем novum самостоятельны и воздействуют на низкие. Свобода имеется на каждой ступени, более высокой по отношению к более низкой. Свобода воли как моральной личности — лишь специальный случай, ее можно понять лишь из онтологического закона. Свобода — не снятие существующей определенности, а начало более высокой, поэтому индетерминизм как теория не нужен.

Младшим современником Гегеля был его непримиримый оппонент датский религиозный мыслитель Серен Кьеркегор (1813-1855), предтеча экзистенциализма. Он не принимал принципа тождества бытия и мышления Парменида и Гегеля, потому что видел здесь растворение невыразимой человеческой индивидуальности в мышлении — сфере общего . С него начинается традиция связывания бытия с человеческим существованием. Подлинное бытие, по мнению Кьеркегора, может быть только переживаемо; и поскольку экзистенция движется изнутри вовне, то возврат к ней направлен извне вовнутрь. На пути к ней человек проходит через три стадии — эстетическую (направленность вовне, на чувственные впечатления, влечение к объектам, приносящим удовольствие), этическую (направленность в себя, самоопределение, самоограничение) и религиозную (приобщение к распятому Христу, страдающему за чужие грехи).

В начале XX в. в Европе уже господствовало научное мировоззрение, и проблема объяснения существования мира отошла на периферию философских исследований; этому также способствовало определение самой философией опыта как критерия истины и научности. Первая мировая война была причиной краха многих надежд на гармонию в обществе; она продемонстрировала ничтожность жизни отдельного человека перед лицом исторических событий, невостребованность его уникальности, принципиальное непонимание обществом личности и даже антагонизм между ними. Идеи С. Кьеркегора оказались в этих условиях созвучными духовным поискам и были подхвачены экзистенциалистами. Субстанциальная онтология развивается теперь в исследованиях человеческого бытия.

Экзистенциалисты в своих исследованиях опирались на феноменологию Гуссерля , которая не только дала метод иссле-

дования, но и определила основу трактовки ими бытия. Погружение себя в состояние эпохе (воздержания от всяких суждений о внешнем мире) приводит к позиции феноменологического наблюдателя — некоего Я, обозревающего изнутри содержание сознания, но не имеющего свойств, ибо все, что можно приписать этому наблюдателю, тут же превращается им самим в объект изучения. Это Я, как зеркало, имеет своим содержанием только отражаемое (представленное как описание) и есть потому просто существование. Представители экзистенциализма предлагают различные способы перехода от этого потенциального к подлинно человеческому реальному существованию.

М. Хайдеггер (1889-1976) реальные проблемы человека связывает с его растворением в сущем, забвением бытия, а именно созерцательного (отстраненного) отношения к миру, присущего античному человеку. Хайдеггер разделяет существование объектов материального мира и существование человека — сущего и бытия, оптического и онтологического соответственно. Переход от сущего к бытию человек осуществляет благодаря трансценденции — вынесению себя за пределы сущего, так он выступает в просвет бытия, в здесь-бытие. Тем самым человек (феноменологический наблюдатель Гуссерля) освобождается от своей захваченное™ сущим и может определять свое отношение к нему — экзистировать. Побуждает его к экзистированию осознание собственной смертности. Именно осознание собственной конечности, или бытие-к-смерти, заставляет его задуматься о главной заботе собственной жизни. Забота становится модусом бытия, как и другие его виды настроения, например радость, любовь и т. д. Бытие, таким образом, имеет единственное измерение — время, а фундировано оно языком — «язык — дом бытия» .

Ж.-П. Сартр (1905-1980) различает бытие-в-себе как способ существования материальных объектов и бытие-для-себя, присущее только человеку. Бытие-в-себе означает, что бытие есть то, что оно есть (стол есть стол). Человек начинает свое существование в качестве бытия-в-себе, но в какой-то момент он осознает себя, и это ведет к прекращению бытия-в-себе, к его ничтожению, и человек перестает быть частью сущего и выступает в ничто. Это ничто человек

(феноменологический наблюдатель Гуссерля) и заполняет своей будущей сущностью-проек-том самого себя, и он для него является подлинным существованием .

Религиозное направление (К. Ясперс, Г. Марсель и др.) в экзистенциализме связывает подлинное существование с богом, а задача человека определяется в приближении к нему. Г. Марсель (1898-1979) противопоставляет бытие и обладание, понимая под вторым погоню за мирскими благами и, как следствие, деградацию личности. Бытие же есть состояние озарения божественной истиной . К. Ясперс (1883-1969) считал, что бытие непознаваемо научными методами, оно имманентно сознанию как таковому. Для достижения «безусловного бытия» необходимо пройти три этапа трансцендирования: ориентацию в мире (осознание ограниченности только предметного его истолкования); прояснение (озарение) экзистенции (осознание души), чтение шифров трансценденции. Последний этап и является собственной задачей философствующего, связанной с пониманием Бога. Философия же не познает бытие, но удостоверяет нас в его существовании .

В целом бытие экзистенциалисты определяют как потенциальное, в форме замысла, проекта, существование, а реализация превращает его в часть сущего, вынуждая человека постоянно проектировать свое будущее и возвращать тем самым бытие. Поэтому у Хайдег-гера забота непреходяща, а у Сартра человеческие качества существуют только когда они проявляются.

Постмодернизм, как характеризуют современное состояние культуры, в своем отрицании метафизики устраняет всякое бытие, оставляя вместо него субъекта как источника желаний, порывов и аффектов. Отвергается трансцен-денция Хайдеггера и проект Сартра, экзистенция как сформированное отношение к миру. Так, человек растворяется в сущем, принимая разнообразные облики, заимствованные у массовой культуры и несовместимые друг с другом с точки зрения нравственных и эстетических принципов и норм.

ВЫВОД

Категория бытия в философии является одной из основных, поскольку ее трактовка всегда отражает понимание человеком начал мира и начала своего собственного существования. Эволюция взглядов на бытие определяется прежде всего тем, как человек понимал самого себя в различные исторические эпохи. Разрыв между бытием и сущим означал выделение из природы человека — осознающего себя и способного противостоять сущему (материальному миру) существа. Последовательная эмансипация человека от природы, социума и своей природы отражается в смене трактовок бытия как некоего природного начала, как единого бога, как материи, как устойчивых структур (процессов) и, наконец, как адекватного собственной индивидуальности существования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. Соч.: в 6 т.- М.: Мысль, 1964. — Т. 3. — 591 с.

2. Гегель. Энциклопедия философских наук / Гегель. Т. 1. Наука логики. — М.: Мысль, 1975. — 452 с.

3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. — М.: Мысль, 1981.-Т. 3.-613 с.

4. Парменид. О природе / Парменид // Фрагменты ранних греческих мудрецов. — М.: Наука, 1989. — 576 с.

5. Демокрит. Диоген Лаэртский о жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Демокрит. — М.: Мысль, 1979. — 620 с.

6. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. — М.: Мысль, 1993. — Т. 2. — 528 с.

7. Антология мировой философии: в 4 т. — М.: Мысль, 1969.-Т. 1,ч. 1и2,-936с.

8. Ламетри, Ж. О. Сочинения / Ж. О. Ламетри. — М.: Мысль, 1983. — 509 с.

9. Гольбах, П.-А. Система природы / П.-А. Гольбах // Избранные произведения: в 2 т. — М.: Мысль, 1963. — Т. 1.

10. Декарт, Р. Сочинения: в 2 т. / Р. Декарт. — М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 654 с.

11. Лейбниц, Г.-В. Сочинения: в 4 т. / Г.-В. Лейбниц. — М.: Мысль, 1982. — Т. 1 — 636 с.

12. Гартман, Н. Старая и новая онтология / Н. Гарт-ман // Историко-философский ежегодник’88. — М.: Наука, 1988.-С. 320-324.

13. Кьеркегор, С. Антология мировой философии, в 4 т. / С. Кьеркегор. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — 760 с.

14. Гуссерль, Э. Амстердамские доклады / Э. Гуссерль // Логос. — 1992. — № 3.

15. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер // Время и бытие: пер. с нем. — М.: Республика, 1993. — 447 с.

16. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. — М., 1989. — 398 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Марсель, Г. Быть и иметь / Г. Марсель. — Новочеркасск, 1994.

18. Ясперс, К. Философская вера / К Ясперс // Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1994. — С. 420-509.

Поступила 19.11.2009

27 января 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со стопроцентной уверенностью о бытии можно сказать только, что слово это для русского уха явно устаревшее, образовано оно от глагола быть, а Карл Маркс считал, что «бытие определяет сознание».

На элементарном уровне хочется думать, что бытие — это сама жизнь, но не все так просто. Понятие настолько емкое, что для его изучения в философии существует отдельное направление — это онтология.

*»Смерть — очень неприятная форма бытия»
Кадр из фильма «Достучаться до небес», 1997 г.

В старинном словаре Даля бытие определено как «существование, пребывание вживе, жизнь», но что же тогда делать с цитатой из прекрасного немецкого фильма?

Бытие — это…

Бытие — слово многозначное. На элементарном уровне оно, действительно, означает жизнь. Просто слово это устаревшее, и сегодня мы можем услышать его разве что во фразе «радость бытия».

Еще одно значение отсылает нас к библии. «Бытие» — это название первой книги Ветхого Завета, в которой рассказывается о происхождении мира, первых людях и патриархальном обществе.

Библия убеждает нас, что бытие — это творение Бога.

*Альбрехт Дюрер, иллюстрация к книге Бытия,
«Грехопадение»

И, наконец, значение, которое нас интересует больше всего.

Бытие — это философская категория, обозначающая реальность, сущее, существование.

Категория бытия в философии

Философия изучает (как это?) наиболее общие принципы бытия, поэтому эта категория занимает центральное место в системе философских учений и за все века, начиная с Античности, обросла такими замысловатыми трактовками, что сам черт ногу сломит.

Простым, более современным языком бытие — это все существующее. То, что существует, противопоставлено тому, что не существует, отсюда главная антитеза (это как?) онтологии «бытие–небытие».

Бытие объединяет все объекты реального мира, несмотря на их, порой, глобальные различия. Все эти объекты ЕСТЬ. Попытки объяснить источник существования того, что ЕСТЬ, предпринимались и в мифологиях (как это?), и в религиях (как это?), и в первых древних философских учениях.

В Индии, например, это Брахма — бог творения, первоначальная священная сила, создавшая все сущее. В древнекитайской философии — Дао — первопричина и исток всех вещей.

*Древнеиндийский бог Брахма

Можно говорить о двух ипостасях бытия в философии:

  1. Чистое бытие (греч. on, род. падеж ontos, лат. ens) — предельно абстрактная категория. Это универсальная основа всего сущего, точка отсчета. Чистое бытие сравнимо с геометрической точкой — она не занимает пространства, но с ее помощью создается и определяется любое пространство. Как и точка, чистое бытие неделимо.
  2. Полное бытие (греч. pleroma, лат. ess, esse, est) — мир, как он есть, космос.Полному бытию противопоставлена пустота. В философии объективного идеализма полное бытие — это и есть та категория, которую разные мыслители называли то абсолютной идеей, то мировой волей, то матрицей и т.п.

Бытие у древних греков

В Древней Греции первым мудрецом, озаботившимся вопросом бытия, был Парменид Элейский, который утверждал, что подлинное бытие подвластно только мышлению. Оно неделимо и однородно, как гладкий шар, за пределами которого нет ничего, даже небытия.

*Парменид Элейский (около 540–470 гг. до н.э.)

Главные характеристики бытия у Парменида:

  1. Бытие есть, а небытия нет.
  2. Бытие едино и вечно, а поэтому неподвижно и неизменно. Все, что изменчиво и подвижно, всего лишь мнения.
  3. Бытие познаваемо.

Если у Парменида бытие неизменно, то Гераклит (около 544–480 гг. до н.э.), напротив, считал, что сущее находится в процессе постоянного становления.

Ему принадлежит знаменитый афоризм «В одну реку нельзя войти дважды», смысл которого в том, что каждую секунду бытие изменяется из-за круговорота вещественных стихий: воды, воздуха, огня и земли.

*»Все течет, все изменяется», Гераклит Эфесский

Идеалист Платон (427–347 гг. до н.э.) соглашался с тем, что бытие вечно, неизменно и недоступно чувствам, но оно не едино, т.к. состоит из сущностей — нематериальных идей.

Платон противопоставляет бытию изменяющийся чувственный мир вещей и признает существование небытия, благодаря которому становится возможным познание бытия.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) логически завершил учения своих предшественников и в разговоре о бытии вывел на первый план отношения общего и единичного.

  1. Единичное существует здесь и сейчас и воспринимается чувствами.
  2. Общее существует везде и всегда и постигается умом.

В основе бытия лежат 4 причины:

  1. Формальная причина. Суть бытия, из-за которой всякая вещь такова, какова она есть.
  2. Материальная причина. То, из чего возникает каждая вещь.
  3. Движущая причина. Источник движения — неподвижная, но движущая сила. Так Аристотель понимал Бога. Движение — это универсальное свойство аристотелевского бытия, переход возможности существования в само существование.
  4. Целевая причина. Цель, ради которой вещь существует.

Средние века

Полтора тысячелетия средневековые трактовки бытия пытались с разной долей успеха примирить античное и христианское понимание этой категории.

Греки описывали бытие как нечто единое, определенное, познаваемое, а небытие, соответственно, как безграничное и непознаваемое.

Средневековые философы рассматривали бытие с точки зрения христианства, где самое что ни на есть правильное бытие — это Бог, но он-то как раз обладает безграничным, непознаваемым всемогуществом.

В основе многих средневековых толкований лежит идея, что бытие есть благо, а небытие — зло. К XV–XVI векам из-за открытий Коперника и Галилея приходится допустить мысль о бесконечности мира, и бытие начинает трактоваться как бесконечный процесс становления.

Новое время

Философы Нового времени по-разному определяли качество и количество субстанций, из которых соткано бытие.

У Декарта это две субстанции-первоосновы — материя и сознание, у Спинозы — одна, имя которой Бог, у Лейбница бытие состоит из множества монад — духовных первооснов каждой вещи.

Материалисты (это кто?) сошлись на том, что единая первооснова мира — материя, из которой состоят все вещи и явления природы.

Эта позиция пришлась очень кстати, т.к. бурное развитие естественных наук не подразумевало существование никаких божественных вмешательств в объективно существующую природу.

Такой подход, когда бытие рассматривается как существование движущейся материи, развязывал руки ученым в построении научных теорий.

*»Жирафы Ламарка»,
первая эволюционная теория изложена Жаном-Батистом Ламарком
в книге «Философия зоологии» в 1809 году

Знаменитая фраза материалиста Карла Маркса о том, что бытие определяет сознание, уравнивает бытие и объективную реальность. Исходя из этого утверждения, материя, т.е. та самая объективная реальность, первична, а сознание человека вторично и зависит от факторов реального существования.

Философам новейшего времени бытие интересно с антропологической точки зрения, как человеческое существование.

Хайдеггер противопоставляет бытие вещей и бытие человека, а подлинным бытием называет осознание своей свободы и конечности. Экхарт считает, что бытие — это самореализация человеческих возможностей.

Формы бытия

Бытие является самой широкой категорией философии, т.к. под ней понимается любая реальность, всякое существование во всех возможных формах.

Известны разные подходы к выделению форм бытия — общих способов существования всех вещей.

Наиболее известна классификация, которой придерживались сторонники диалектического материализма. В ней каждая форма состоит из пары взаимосвязанных способов существования.

  1. Бытие материальных вещей, процессов и явлений.
    1. a. Все многообразие природного мира.
    2. b. Все созданное человеком.
  2. Материальное бытие человека.
    1. a. Человек, существующий телесно, в мире вещей, как часть природы.
    2. b. Человек, существующий духовно: его мысли, чувства, общение.
  3. Бытие духовного.
    1. a. Индивидуализированное духовное бытие — осознание себя.
    2. b. Объективированное духовное бытие — совокупность норм (это что?) и ценностей, которые управляют поведением человека.
  4. Бытие социального.
    1. a. Бытие индивида через призму его места в обществе и истории.
    2. b. Бытие общества — социальная действительность, культурно-исторический процесс.

Формы бытия в реальности неотделимы друг от друга, это всего лишь абстракции, выделяемые для удобства восприятия сложнейшей и слишком обширной философской категории.

В заключение приведу определение бытия живого классика постмодерна, японского писателя Харуки Мураками:

«Бытие не есть проявление чьей-либо частной воли, это явление хаотическое. Ты, сидящий предо мной, — вовсе не индивидуальное существо, а лишь частица всеобщего хаоса. Твой хаос — это и мой хаос. Мой хаос — также и твой. Бытие — это общение. Общение суть Бытие».
Харуки Мураками, «Охота на овец», 1982 г.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория «бытия». Бытие — самое широкое и самое абстрактное понятие. Быть означает наличествовать, существовать.

В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Мы придерживаемся достаточно распространенной точки зрения на то, что:

Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

  • окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;
  • окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
  • природа, общество, человек, мысли, идеи равно существуют; различные по способам и формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира, то есть они сосуществуют;
  • материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции» — самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие — это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат — это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» — это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала.

В истории философии преобладает монистический подход, но существуют две основные формы монизма:

  • идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности («Абсолютная идея, формы и другие идеальные начала являются первоосновой мира» — Гегель, Платон);
  • материалистический монизм (материя — первооснова мира).

Бытие и его сущность в философии

С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия.

Впервые понятие «бытие” как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: «следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет”. Значительное внимание проблеме бытия уделял Платон, который своим творчеством внес существенный вклад в ее разработку. Бытие отождествляется Платоном с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. «То бытие, — спрашивает Платон, — существование которого мы выясняем в наших вопросах и ответах, — что же оно, всегда неизменно и одинаково или в разное время иное? Может ли равное само по себе, прекрасное само по себе, все вообще существующее само по себе, т.е. бытие, претерпеть какую бы то ни было перемену? Или же любая из этих вещей, единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях ни малейшей перемены не принимает?” И отвечает: «Они должны быть неизменны и одинаковы…” Истинное бытие противопоставляется Платоном неподлинному бытию, под которым подразумеваются доступные человеческим чувствам вещи и явления. Чувственно воспринимаемые вещи есть ничто другое, как подобие, тень, всего-навсего отражающие совершенные образы — идеи.

Истинное бытие — это идея, это мысль всякой души, которая, подобно мысли бога, «питается разумом и чистым знанием” всегда, когда это ей подобает. «Поэтому она, когда видит сущее хотя бы время от времени, любуется им, питается созерцанием истины и блаженствует, пока небесный свод, описав круг, не перенесет ее опять на то же место. В своем круговом движении она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание, не то знание, которому свойственно возникновение, и не то, которое меняется в зависимости от изменений того, что мы теперь называем бытием, но то настоящее знание, что заключается в подлинном бытии”. В диалоге «Парменид” Платон более детально высказывается по поводу земного, производного бытия, которым у него выступает реальный, чувственно воспринимаемый мир. В нем, в отличие от истинного, можно сказать, небесного бытия, существует единое и многое, возникновение и гибель, развитие и покой. Сущность этого мира, его динамика характеризуются постоянным конфликтом небесного бытия и земного небытия, идеи и материи. В этом мире нет ничего вечного, неизменного, т.к. все подвержено возникновению, изменению и гибели. Существенный вклад в развитие учения о бытии вносит Аристотель. Основу всякого бытия, по Аристотелю, составляет первичная материя, которую однако трудно определить с помощью какой-либо категории, поскольку она в принципе не поддается идентификации. Вот одно из определений-объяснений первичной материи, которое дает Аристотель: «это — бытие, которое существует необходимо; и поскольку оно существует необходимо, тем самым (оно существует) хорошо, и в этом смысле является началом… существует некоторая сущность вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей: и вместе с тем показано и то, что у этой сущности не может быть никакой величины, но она не имеет частей и неделима…, но с другой стороны, (показано) также, что это — бытие, не подверженное (внешнему) воздействию и не доступное изменению”.

Хотя первая материя входит составной частью во всякое бытие, тем не менее ее нельзя отождествлять с бытием или же считать одним из элементов реального бытия. И все же кое-какую определенность первая материя имеет, поскольку она включает в себя четыре элемента — огонь, воздух, воду и землю, которые путем различных комбинаций выступают своеобразным посредником между первой материей, непостижимой с помощью чувств, и реально существующим миром, который воспринимается и познается человеком. Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о бытии является его идея о том, что реальное бытие становится доступным для познания благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. По Аристотелю, потенциальное бытие, включающее в себя первую материю и четыре основных природных элемента, благодаря форме, образует реальное бытие и делает его доступным для познания. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы. Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки бытия. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности человеком своей деятельности. Развивая эту мысль, Декарт утверждает, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, что мы не мыслим. Было бы противоестественным полагать, что то, что мыслит не существует.

А поэтому умозаключение, выраженное словами «Я мыслю, следовательно, существую” является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут. Нетрудно определить, что здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее Я. Одновременно с этим Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом становится протяженность. Таким образом, движение и протяженность будут убедительными характеристиками материальности мира. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной. С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли (1685-1753). Суть его воззрений заключается в утверждении, что все вещи — это лишь «комплексы наших ощущений”, которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, т.е. вещи, идеи объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль. И хотя у Беркли проявляются тенденции к объективно-идеалистическому толкованию сущности бытия, в целом его трактовка этой проблемы носит субъективно-идеалистический характер. С позиций диалектического материализма трактуют проблему бытия основоположники философии марксизма Карл Маркс (1818 — 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 — 1895 гг.). Опираясь на материалистические традиции в толковании бытия, разработанные еще английскими и французскими философами-материалистами, марксизм понимает под бытием материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от человеческого сознания. Констатируя вечность бытия, марксизм вместе с тем признает начало, возникновение и конечность конкретных вещей и явлений. Бытие не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не исчезновение бытия, а переход из одной формы бытия в другую. Основоположники марксизма, в отличие от своих предшественников, выделили несколько уровней бытия и, в частности, природное бытие и общественное бытие. Под общественным бытием они понимают совокупность материальной и духовной деятельности людей, т.е. «производство самой материальной жизни”. В последующие годы, включая и XX столетие, принципиальных «прорывов” в толковании бытия практически не произошло.

В качестве примера можно привести понимание бытия одним из наиболее известных философов XX в. Мартином Хайдеггером (1883 — 1976 гг.). Как философ-экзистенциалист Хайдеггер дает различные характеристики и толкования бытия, иной раз противоречивые и опровергающие ранее высказанные. Хотя немецкий мыслитель занимался этой проблемой практически всю свою жизнь, тем не менее у него нет академического определения бытия, а только дается характеристика, описание, выделение каких-то важных сторон, что, впрочем, соответствует экзистенциалистскому рассмотрению проблемы. Так, согласно Хайдеггеру: «Бытие — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто сущее. Время — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное. О сущем мы говорим: оно есть. Вглядываясь в эту вещь, «бытие”, вглядываясь в эту вещь, «время”, сохраним осмотрительность. Будем говорить не: бытие есть, время есть, но: бытие имеет место и время имеет место”. И далее: «Бытие никак не вещь, соответственно оно не нечто временное, тем не менее в качестве присутствования оно все равно определяется временем. Время никак не вещь, соответственно оно не нечто сущее, но остается в своем протекании постоянным, само не будучи ничем временным наподобие существующего во времени.

Бытие и время взаимно определяют друг друга, однако так, что ни первое — бытие — нельзя рассматривать как временное, ни второе — время — как сущее”. Исходя из сказанного, по-видимому, не стоит удивляться тому, что на завершающем этапе своей деятельности Хайдеггер приходит к выводу о невозможности рационально познать бытие.

Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия

Мир как повседневная реальность предстает перед человеком как целостное явление, всеобщее единство, включающее в себя огромное множество разнообразных вещей, процессов, состояний человеческих индивидов, природных явлений.

Это то, что мы называем всеобщим бытием. Основным компонентом, с помощью которого осуществляются всеобщие связи между этим бесконечным множеством вещей, выступает единичное. Другими словами, мир наполнен множеством единичных явлений, вещей, процессов, которые взаимодействуют друг с другом. Это мир единичных сущностей, к которым следует отнести людей, животных, растения, физические процессы и многое другое. Но если исходить только из всеобщего и единичного, то человеческому сознанию будет очень трудно, а скорее, невозможно ориентироваться в этом многообразном мире. Между тем в этом разнообразии имеется немало таких единичностей, которые, отличаясь друг от друга, в то же время имеют немало общего, порой даже сущностного, что позволяет их обобщить, объединить в нечто более общее и целостное. Это то, что лучше всего обозначить как особенное. Разумеется, все эти формы бытия тесно взаимосвязаны друг с другом, и их классификация как всеобщего, единичного и особенного, отражая реально существующее, помогает человеку лучше разобраться в бытии. Если эти состояния представить предметно на примерах, то это будет выглядеть следующим образом:

  • всеобщее — это мир в целом, космос, природа, человек и результаты его деятельности;
  • единичное — это отдельный человек, животное, растение; особенное — это различные виды животных, растений, социальные классы и группы людей.

С учетом сказанного выше, формы человеческого бытия можно представить так:

  • бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии и материальное бытие, созданное человеком;
  • материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;
  • духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *