Они называют молодых мамочек «размноженцами», а детей – «личинками», «опарышами»… Они пишут жестокие комментарии под фотографиями с малышами и в подробностях описывают, что бы с ними сделали. Это чайлдхейтеры, или детоненавистники.
В редакцию агентства «Минск-Новости» обратились несколько молодых мам, которые пострадали от гнусных комментариев под фотографиями детей в соцсетях. Истории мамочек, мнение психолога, а также информация о том, что грозит за такое оскорбительное поведение в Интернете, – в нашем репортаже.
– Моей дочке 7 лет, а сыну – 7 месяцев, – рассказывает Карина (имя изменено), вступившая в диалог с детоненавистниками в социальной сети.
– На мой взгляд, чайлдхейт – это новая субкультура, которая либо сама себя исчерпает, как, например, готы, либо перерастет в нечто более серьезное. Думаю, отчасти корни растут из собственных семей приверженцев данного «направления». Я не поленилась узнать информацию про одного из чайлдхейтеров. Девушка ни в одной сети не скрывает своей агрессии. За день до спора в «Инстаграме» она в одном из опросников написала, что чувствует одиночество. Усугубляет все и пубертатный период, и ее окружение: такие же подростки, возомнившие себя сверхлюдьми. Хорошо если с возрастом это пройдет. К сожалению, современное общество сейчас не то, что было раньше. В широкой огласке гомосексуализм и свободные отношения, большое количество разводов… Тему развивать можно бесконечно долго, но то, что сейчас в головах некоторых подростков, – на самом деле страшно. Лично я в своем профиле в «Инстаграме» не стала бы терпеть подобные высказывания. С такими людьми только на их языке и надо разговаривать, ибо любой призыв к доброте будет встречен хамством. По закону стаи они боятся более злых и сильных, чем сами. Это мое мнение.
– Честно говоря, о чайлдхейте узнала, только прочитав комментарии под постом в «Инстаграме», – продолжает Карина. – Даже не подозревала, что простое подростковое отрицание всего и всех – новое направление. Они уже далеко не дети, их действия в большинстве случаев осознанны, и жалеть их, как там написала в Сети мама троих детей, я считаю неправильным.
Чайлдхейт (от англ. child hate – ненависть к детям) нередко воспринимается вместе с направлением чайлдфри (от англ. child free – свободные от детей). Разница между движениями существенна.
– Чайлдфри – это мужчины и женщины, которые твердо решили на настоящий момент не иметь детей, – рассказывает семейный психолог, гештальт-терапевт Сергей Петров. – Решили это «осознанно» и живут соответственно. Слово «осознанно» я взял в кавычки, поскольку в большинстве своем решение неосознанно. Чайлдхейтеры не просто не желают иметь детей – они ненавидят их и всячески пытаются эту агрессию выразить. Хотя, по иронии судьбы, дети у них могут быть. Причем раз малыши тесно связаны с мамами, то ненависть распространяется и на них. Хотя в том, что здесь первично, что вторично, нужно разбираться в каждом конкретном случае.
О взглядах чайлдфри на детей можно в большинстве случаев узнать из разговоров, когда вопрос касается детей или конкретного вопроса такому человеку. Как правило, такие люди заняты собой, своей карьерой (хотя все строго индивидуально), могут быть привязаны к домашним питомцам.
Чайлдхейтера можно узнать по злобным взглядам вслед мамам с детьми или по действиям в отношении детей. Активны, агрессивны и всячески стараются это показать. Они не только пишут оскорбительные комментарии, но и делают жуткие демотиваторы и картинки с изображением малышей.
К счастью, администрация социальных сетей тщательно следит за сообществами и пабликами, где собираются детоненавистники. К примеру, на момент написания материала одна из групп чайлдхейтеров была в свободном доступе, а сегодня она заблокирована «за призывы к насильственным действиям».
– Узнала о существовании данного направления недавно – увидев под фото с ребенком просто леденящий душу комментарий, – говорит молодая мама Екатерина (имя изменено). – Особого значения страшным выпадам девочки-подростка тогда не придала, подумав, что она психически нездорова. Но на следующий день заметила еще один, уже от другой девушки под другим фото. Слышала про чайлдфри, но чтобы такое… Зашла в ее аккаунт и в буквальном смысле обомлела: он до краев наполнен ненавистью! Ей всего 14, и вот это ужасает.
Искать в Интернете информацию о данном движении не стоит людям со слабым сердцем. Издевательские демотиваторы с использованием фото тяжелобольных детей, сатанинские знаки на детских фото… Страшно.
С одной стороны, во мне, как в молодой маме, бушует ненависть и отвращение от необоснованной агрессии к беззащитным малышам. А с другой – жалость. Жаль людей озлобленных и одиноких, жаль, что эти девочки не хотят познать радость материнства, жаль их детей, если они все-таки появятся на свет. Многие мамы отвечают агрессией на агрессию, чем провоцируют новые выпады. Их, считаю, можно понять. Они защищают свое самое дорогое и любимое! А тех, кто выказывает ненависть к деткам, понять не могу: ну не хочешь ты становиться матерью, зачем тогда портить жизнь тем, кто желает? Зачем писать гнусные комменты? Чем вам наши дети не угодили?!
Так все же откуда «растут ноги» у данных явлений и как можно объяснить ненависть к матерям и детям?
– Говоря психологическим языком, поведение таких людей – девиантное, то есть отличное от общепринятого. Сразу хочется сказать, что данные люди скорее вызывают жалость и грусть, чем злость, ввиду своей несвободы. Можно даже сказать, что это своего рода зависимое поведение. По-другому в этом вопросе такой человек повести себя не может, он поведет себя только агрессивно, – поясняет Сергей Петров. – Объяснений может быть несколько. Поскольку мать-дитя практически всегда рассматривается в обществе в качестве тандема, то и агрессия от чайлдхейтеров распространяется и на ребенка, и на маму. Однако первоначально причина ненависти может быть по отношению либо к ребенку, либо к маме. Первое – это вопрос сиблингов, то есть родных братьев и сестер. Такое может происходить со старшими братьями и сестрами. Рождается в семье первенец, все внимание ему, он купается в лучах любви и счастья. А потом он теряет этот рай и сказку, потому что вдруг появляется второй ребенок. А иногда вообще старшие начинают выполнять взрослые функции: погулять с малышом, присмотреть за ним в выходные и так далее. А если братья-сестры отказываются, то в ход вступает аргумент убеждения, например ремень. Постепенно к младшему растет ненависть, злоба, которые в дальнейшем переходят в неосознанное состояние и выплескиваются уже просто на всех малышей и заодно на мам.
Второе – это часто мужчины и женщины, воспитанные одной мамой «для себя». Как правило, у таких людей жизнь складывается не очень: ни семьи, ни любимой работы, а еще очень много злобы на своих матерей. Они ее выплескивают на молодых мам с их детьми, как бы мстя своей за то, что она с ними сделала в детстве.
Третье – это мужчины, которые сложно расстались со своими женами и детьми, которые затаили много обиды, злости на некогда близких людей, поскольку расставание далось им очень сложно. Тогда они также могут мстить другим женщинам за ту боль, которую они испытали.
Чайлдхейтеры в детях видят тех, на кого можно спроецировать свою злость, ненависть, причина которой, как правило, ими не осознается. С этим мы разобрались. А как же вести себя людям, в частности молодым мамам, которые столкнулись с выпадами детоненавистников?
Психолог советует обойти такого человека стороной, если встретили его в соцсети. Лучше не вступать в споры и перепалки. Ненависть – их конек, и она вся будет выплеснута в такой переписке. Или нужно блокировать доступ к своим аккаунтам, чтобы не засорять общение. А вот если с агрессией чайлдхейтера вы столкнулись на улице, то стоит вызвать милицию, хотя детоненавистники обычно не делают серьезных поступков. Но подстраховаться будет нелишне. А грозит ли какая-нибудь ответственность чайлдхейтерам за оскорбление в Интернете?
Написать заявление о совершении правонарушения можно в РОВД по месту жительства. Его рассматривают и поручают для исполнения участковому инспектору милиции. Далее проходит опрос свидетелей и виновного лица. Если информация в заявлении подтверждена, в отношении последнего составляется административный протокол, а дело направляется в суд.
– Степень ответственности за оскорбление в Интернете, да и в целом, зависит от того, какие сведения будут озвучены: клевета, угрозы, расправы, ругательства, унизительное прозвище и прочее, – рассказали в пресс-службе ГУВД Мингорисполкома. – А Интернет при этом не более чем сфера общественных отношений, где и происходит противоправное деяние. Чтобы наступила ответственность именно за оскорбление, оно должно быть адресовано конкретно человеку. А вот уголовная ответственность наступает, когда один раз человек уже понес административную, но продолжает оскорблять.
Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, влечет за собой наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин. (Ст. 9.3 КоАП Беларуси)
Оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, – влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин. (Ст. 23.5 КоАП Беларуси)
По статье 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь:
Оскорбление
- Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (оскорбление), совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания за оскорбление или клевету, наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или ограничением свободы на срок до двух лет.
- Оскорбление, нанесенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.
К слову, у правоохранителей есть опыт работы с подобными обращениями. К примеру, в мае 2013 г. судом Фрунзенского района рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении 35-летнего минчанина, который разместил в Интернете высказывания оскорбительного содержания. Грубияна подвергли штрафу в размере 7 млн рублей. А в августе 2013-го минчанке пришло анонимное сообщение в социальной сети, в котором неизвестный написал: «Я знаю, что ты растишь не своего ребенка. Он усыновлен, я всем об этом расскажу». Этих слов было достаточно, чтобы возбудить уголовное дело по статье 177 УК «Разглашение тайны усыновления». В нынешнем году также не обошлось без инцидентов. В январе жительницу столицы признали виновной в оскорблении милиционера в записи в «ЖЖ». Суд решил, что она должна выплатить штраф в размере 20 базовых величин.
Перепечатка материала запрещена без письменного разрешения редакции агентства «Минск-Новости».
Esquire разобрался в феномене и поговорил с чайлдфри об их отказе от рождения детей.
Читать в полной версии
Чайлдфри — это люди, которые сознательно не хотят заводить детей. Формированию таких взглядов не всегда предшествуют определенные причины, и речь не идет об отказе от сексуальной жизни или создания семьи. Движение чайлдфри стало приобретать видимые черты в Европе в 1970-е годы: его сторонники стали объединяться и публично заявлять о своей позиции, а исследователи обратили внимание на новое социальное явление.
Esquire разобрался в феномене и поговорил с чайлдфри об их отказе от рождения детей.
-
Содержание
- КАК РАЗВИВАЛАСЬ ИДЕЯ
- ЧАЙЛДФРИ О СВОЕМ ВЫБОРЕ
- Дана Линник (27 лет, предприниматель)
- Вероника Сильченко (28 лет, фрилансер Vice)
- Катя Юрьева (27 лет, бывший аккаунт-менеджер)
- Александр Михедов (30 лет, журналист)
- Максим Иванов (имя изменено по просьбе собеседника, 34 года, саунд-продюсер)
- Светлана Махохей (31 год, диктор)
КАК РАЗВИВАЛАСЬ ИДЕЯ
Бездетный образ жизни как выбор уже мало кого может шокировать, но приверженцы этой идеи не встречают широкого одобрения общественности, поэтому чайлдфри и сегодня не торопятся афишировать свои мысли. Если обратиться к истории, на резкое развитие тенденции повлияли сексуальная революция, распространение надежной контрацепции, рост карьеризма, фокус на свободе выбора. По мнению исследователей, чайлдфри появились гораздо раньше, но тогда им часто приходилось отказываться и от секса — например, уходить в монастырь.
Канадский социолог Джин Виверс первой основательно подошла к этой теме — в 1980 году она опубликовала книгу под названием «Бездетные по собственному выбору» (Childless by Choice). В ней Виверс выделила два типа чайлдфри: реджекторы и аффексьонадо. Реджекторы не испытывают теплых чувств к маленьким детям, а все, что связано с процессом деторождения, им крайне неприятно. Аффексьонадо в целом положительно относятся к детям, но бездетный образ жизни им представляется более привлекательным и свободным.
Полемика вокруг чайлдфри развивалась на фоне глобальных изменений, касающихся традиционных представлений об институте семьи. В 2000-е годы исследователи Дилан Нил и Хизер Джоши выделили еще два типа чайлдфри: «волнообразные отказники» и «постоянные откладыватели». Если первые перманентно меняют свою точку зрения и временами начинают планировать деторождение, то вторые хотели бы иметь детей, но постоянно медлят с этим решением. В результате и те, и другие детей так и не заводят.
-
ЧАЙЛДФРИ О СВОЕМ ВЫБОРЕ
-
Дана Линник (27 лет, предприниматель)
Я давно чувствовала, что к идее деторождения у меня неклассический подход. Так как первые мысли на эту тему появились еще в школьные годы, решила, что с годами мнение точно изменится — повзрослею. В моей семье есть примеры, когда люди выбирали жизнь чайлдфри. Это люди, выросшие в Союзе, но избравшие такой «необычный» образ жизни для того времени, что удивительно. Несколько лет назад мне поставили диагноз — бесплодие, и это не вызвало у меня никаких эмоций. Диагноз оказался ошибочным, и это тоже не вызвало у меня никаких эмоций. И тогда я задумалась, какое у меня отношение к собственному деторождению. Я поняла, что хочу оставить след на этой планете, но это необязательно должны быть дети. Я могу оставить после себя инновационный продукт, могу сделать сервис или что-то еще, что поможет какой-нибудь группе людей. Я могу привнести вклад в развитие человечества, но не с точки зрения классического потомства. Эта мысль помогла мне расслабиться и не думать о себе, как об эгоисте, который был рожден, чтобы прожить жизнь лишь для себя.
Я умиляюсь чужим детям, я их люблю и с радостью с ними играю. Мне интересен процесс воспитания, становления личности. Я менеджер C-level, я по сути много лет ращу своих подчиненных и наблюдаю за их изменениями. С детьми — тот же менеджмент, но с другими вводными. Я никогда ничего не исключаю. Обстоятельства могут измениться. Но пока, прожив половину жизни, чайлдфри кажется мне вполне приемлемой идеей на остаток моей жизни.
-
Вероника Сильченко (28 лет, фрилансер Vice)
Если подумать, не было такого, что я проснулась и поняла — не хочу детей. Это было как-то постепенно. Сначала я заметила, что все эти картинки малышей или их присутствие не вызывают у меня тех же эмоций, что у других людей. Мне как-то совсем не хотелось трогать или брать на руки детей, как остальным, скорее было даже страшно, что я могу их сломать. Потом был момент, когда мой бывший парень рассказывал о том, каким он видит наше будущее — с ребенком, который на него и меня похож. Я как-то совершенно не могла этого представить и тоже насладиться такой фантазией. Как если бы тебе сказали: «Представляешь, какое это крутое чувство, когда отрезаешь ногу живому существу». Мало того, ты затрудняешься такое представить, но еще и испытываешь какой-то неприятный страх, что другому человеку это доставляет удовольствие. На самом деле есть еще важный момент, что меня не сами дети пугают, речь не о конкретном страхе ответственности, а о биологической стороне вопроса. Когда моя подруга забеременела и рассказывала, как чувствует, что в ее животе кто-то развивается, у меня эти разговоры буквально физически вызывали неприятные ощущения. Ну, просто подумайте, у вас в животе растет другой человек! Сразу перед глазами всплывают сцены из фильма «Чужой» и другие неприятные ассоциации. Плюс гормоны, на некоторых женщин они очень влияют: мне кажется, не все потом возвращаются в исходное состояние. С одной стороны, это, наверное, неплохо, но вот мне почему-то совсем такого не хочется. Напомню, что все еще существует риск умереть при родах! Может, он небольшой, но все же, это не тот риск, который мне может быть интересен. В общем, после всех этих размышлений я постепенно пришла к выводу, что не хочу рожать детей. Еще, конечно, есть мысли о том, что наша планета уже и так перенаселена. В целом дети меня не раздражают, они мне просто не интересны. Хотя я уверена, что именно эта часть вопроса может измениться со временем, поэтому я не исключаю возможности усыновления ребенка, если когда-нибудь мне захочется воспитать кого-либо по своему подобию. Но сейчас у меня такого желания не возникает.
-
Катя Юрьева (27 лет, бывший аккаунт-менеджер)
Идеология чайлдфри мне всегда казалась разумной. Меня воспитывали бабушка и дедушка, и так вышло, что еще с детства я понимала, что не хочу, чтобы мои дети росли так же, в отрыве от родителей. Чем старше я становилась, тем больше понимала, что в моей жизни не должно быть «моих детей»: я не хочу становиться родителем и повторять историю. Просто я не хочу рожать, не хочу тратить свое время на ребенка. И мой молодой человек полностью разделяет эту позицию. Тем не менее, я люблю детей своих друзей. У нас среди друзей много пар и не пар с маленькими детьми. Мы не избегаем с ними встреч, не просим приехать без ребенка, наоборот, всегда играем и общаемся с их детьми. Но они не вызывают ни у меня, ни у моего парня желания завести своих. Совсем. У нас есть собака и нам троим больше никто не нужен. Мы часто слышим про «стакан воды в старости», нам часто говорят, что о нас никто не позаботится в будущем. Но на мой взгляд, эти слова — мнение людей, которым просто страшно стареть, страшно умирать в одиночестве (или нет). Твоя старость зависит не от того, есть ли у тебя дети, а от того, как ты прожил свою жизнь. Ну и еще один момент, иметь детей или нет — это личное право каждого. Оно не должно быть никем навязано. Ни обществом, ни родственниками. Это личный выбор.
-
Александр Михедов (30 лет, журналист)
Я не хочу становиться отцом из-за потребности вкладывать свои силы, чувства, время и деньги в человека с неизвестным будущим. Сравнение ребенка с долгосрочной и крайне рискованной инвестицией грубое и циничное, но, на мой взгляд, очень точное. Контраргумент «воспитай его так, чтобы гордиться» просто смешон: в жизни полно примеров, когда у потрясающих людей вырастали, мягко говоря, не лучшие представители человечества. Про пресловутый «стакан воды в старости» говорить уже не приходится. Спонсоры нашей старости — мы сами. Сегодня этого не понимают лишь очень ограниченные люди.
-
Максим Иванов (имя изменено по просьбе собеседника, 34 года, саунд-продюсер)
Моя позиция очень простая. Так уж получилось, что всеми действиями человека руководит его встроенная программа, которая называется «животные инстинкты». Эти инстинкты заставляют человека совершать действия и поступки, выгодные эволюции — продолжение рода, распространение генов, захват и приумножение ресурсов. Но не все эти поступки выгодны конкретно отдельному индивидууму. Поэтому природа спрятала от нас истинный смысл наших действий за удовольствием. Например, чтобы индивид занялся продолжением рода, природа дала ему вознаграждение — удовольствие от секса. Я думаю, что человеку необязательно нести бремя того, что идет в нагрузку к этому вознаграждению — тратить свои личные ресурсы (время, деньги, нервы) на детей. Обычно люди просто хотят получать удовольствие, поэтому и были изобретены контрацептивы. И рождаемость упала с порядка 10 детей на женщину до одного-двух. Так что, на мой взгляд, чайлдфри — это лишь более крайняя мера общей тенденции, которая идет среди человечества семимильными шагами. Позиция нежелания иметь детей у меня возникла еще тогда, когда я сам был ребенком. Уже потом я стал изучать, что представляет собой человек, какова его мотивация, что стоит за его поведением, и пришел к таким вот выводам.
-
Светлана Махохей (31 год, диктор)
Я была чайлдфри столько, сколько себя помню, никогда не хотела детей. Возможно, сказалось то, что моя мама родила брата в 17 лет и всю жизнь твердила мне: «Главное, в подоле не принеси». Ну, а я была хорошей девочкой. В детстве всегда видела себя успешной замужней женщиной, но без детей. Проблемы были только с бывшим мужем, который однажды решил, что нам нужен ребенок. Но я его переубедила. В обществе к чайлдфри относятся по‑разному. Некоторые считают, что просто еще не доросла (мне 31), другие — что не встретила «того самого» (как раз таки встретила), а иные и вовсе заявляют, что из-за таких как я «Россия вымрет». Также я считаю, что размножаться должны люди, уверенные в своем здоровье, как психологическом, так и физиологическом. И, помимо всего, будущим родителям стоит сдавать «тест на адекватность», чтобы не плодить неврастеников.
Рождение ребенка — новый этап, который круто меняет жизнь всей семьи и каждого человека. Кто-то переживает такое событие несколько раз в жизни, а некоторые отказываются от него совсем, называя себя импортным словом «чайлдфри» — людьми, свободными от детей.
«Я хочу жить для себя»
Руслану едва исполнилось 22 года. Несколько лет назад молодой человек приехал в Казань из Набережных Челнов, поступил в университет. Сейчас он строит карьеру в сфере компьютерных технологий, встречается с девушкой. Правда, жениться, а тем более заводить детей, парень не планирует совсем.
«В последнее время родители часто спрашивают, когда же я обзаведусь семьей. Но у меня нет финансовой стабильности, плюс я в принципе не хочу заводить семью», — рассказал Руслан.
Парень признался, что стал чайлдфри, когда его старшая родная сестра родила племянницу. В тот момент молодой человек учился в 9 классе. Руслан рассказал, что, наблюдая за сестрой, он понял, насколько тяжело растить ребенка, как финансово, так и морально.
«Я подумал — зачем мне это нужно? Зачем себя в чем-то ущемлять, отказывать себе во многом. Можно же просто не рожать детей, и никаких проблем не будет», — считает молодой человек.
При этом свою позицию молодой человек навязал и своей возлюбленной. Если раньше девушка мечтала о детях, то сейчас она решила от них отказаться и планирует посвятить свою жизнь учебе, работе, хобби и путешествиям.
«Мы пришли к выводу, что дети нам не нужны. Нас устраивает, что мы можем спокойно проводить вечера вместе или с друзьями, работать, заниматься своим любимым делом», — рассказал Руслан.
«Мне достаточно одного ребенка»
Не все сторонники бездетной жизни наотрез отказываются от рождения ребенка. К примеру, есть чайлдфри, которые уже успели обзавестись чадом, но решили, что одного ребенка вполне достаточно.
30-летняя жительница Казани Марина родила дочь в 25 лет. К сожалению, семейная жизнь женщины не сложилась — практически сразу после появления малышки на свет в отношениях с мужем начался разлад.
«Было сложно одновременно ухаживать за дочерью, при этом еще «растить» своего мужа. Он абсолютно не занимался ребенком, поздно приходил с работы, ужинал и ложился спать», — вспоминает Марина.
Развод не заставил себя долго ждать. Женщина через суд добилась алиментов на ребенка, правда, по ее словам, денег едва хватало на то, чтобы прокормить малышку. В итоге Марина вышла на работу, а дочку пришлось отдать в детский сад в ясельную группу.
«Практически все время я пропадаю на работе. Бывший муж до сих пор алименты, как положено, не платит. В основном приходится поднимать ребенка своими силами. Хорошо, что хоть помогают родные», — добавила Марина.
В дальнейшем женщина решила отказаться от рождения еще одного ребенка. Она стала причислять себя к чайлдфри и ищет себе спутника жизни с такими же взглядами.
«Мне достаточно одного ребенка. Его еще нужно поднимать, в него тоже нужно вкладываться, а с годами потребности и запросы детей растут», — добавила сторонница бездетной жизни.
«Я ненавижу детей»
Есть категория людей, чаще всего это подростки, которые причисляют себя к чайлдфри, при этом заявляют, что детей попросту ненавидят. Столкнуться с ними можно в соцсетях — в некоторых пабликах они негативно отзываются и о женщинах, родивших малышей, и о самих детях, называя их «личинками». Таких называют «чайлднесс» — ненавистники детей.
«Поздравление с чем? С тем, что в семье появился бесполезный шмоток мяса, который вымотает все нервы и силы? Еще и денег будет стоить. Это скорее паразит, высасывающий из женщины всю ее жизнь и здоровье», — пишут о детях чайлднессы в социальных сетях.
При этом ненавистники детей ведут себя достаточно агрессивно. Людей, которые пытаются им возразить и доказать, что с появлением детей жизнь меняется в лучшую сторону, чайлднессы закидывают оскорблениями.
«Ну, давайте смотреть, как ваши дети мусорят, всё ломают, портят. Наверное, здорово жить в разрухе», — написала в соцсетях одна из сторонников чайлднесс.
Норма или отклонение?
Рождение детей — нормальный, естественный природный процесс, и если человек отказывается от продолжения рода, то это можно отнести к отклонениям, считает практикующий психолог Ирэн Боброва.
«Общепринято, что семья — это папа, мама, дети. Если человек не хочет продолжать род, видеть себя в своих детях, то возникает вопрос — почему он так захотел, откуда появилось такое решение?» — рассуждает психолог.
Боброва считает, что у обычного нормального взрослого человека ребенок вызывает только положительные эмоции, умиление. Если же наоборот, то, скорее всего, человек может испытывать внутренние переживания и ему стоит обратиться к психологу.
«Если человек во взрослом возрасте пришел к такому убеждению, то нужно смотреть, что легло в основу этого убеждения. Женщины и мужчины не рождаются с такой позицией, ведь они тоже были детьми, играли с ними, росли вместе с ними, были подростками. Они не могут не помнить себя, те самые радости, например веру в Деда Мороза», — отметила Ирэн Боброва.
Однако если в воспоминаниях человека нет той сказки и веры в чудо и им на смену приходят сильные переживания из детства, то, скорее всего, у него психологическая травма.
«Нельзя этих людей в чем-то винить. Все мы родом из детства. Надо смотреть, что там было», — добавила психолог.
Боброва привела в пример одну свою пациентку. Женщина обратилась за помощью к психологу, и во время сеансов выяснилось, что ее дочь с мужем не планируют рожать детей.
«Женщина рассказала, что у нее было двое детей, дочь и сын. Но так получилось, что с мужем она развелась, когда дети были подростками. Несколько лет назад сын трагически погиб», — рассказала психолог.
Чтобы заполнить утрату, женщина предложила своей дочери родить ей внука, однако в ответ услышала, что девушка детей не планирует — совсем.
«Дочка заявила, что рожать детей не собирается. Вместе с мужем она хочет строить карьеру, путешествовать, жить для себя и так далее», — рассказала психолог.
Боброва предположила, что на такое решение дочери пациентки повлиял уход отца из семьи и гибель брата.
Избежать психологических травм, чтобы в будущем человек смог жить полноценной жизнью, конечно, трудно, но можно. Закладывать правильное мышление лучше уже с детства, при этом нужно не забывать уделять внимание ребенку.
«Достаточно задавать ребенку несколько вопросов: «Как твои дела?», «Как дела у твоих друзей?», «Тебе нужна какая-нибудь помощь». Так родители дают понять ребенку, что интересуются его жизнью и он им дорог», — советует Боброва.
Конечно, не с первого раза удается наладить контакт между детьми и родителями, но добиться доверия между ними нужно. Ребенок должен делиться своими переживаниями с родными.
Помимо того, чтобы разговаривать детьми, психолог посоветовала родителям проводить с ними больше свободного времени и желательно, например, играть в настольные игры, выезжать гулять на природу.
«Но обязательно нужно задавать три вопроса. Даже занятия и времяпрепровождение должны сопровождаться тем, чтобы родители интересовались делами ребенка», — сказала Боброва.
Они не считают себя больными людьми. Они пытаются оправдать свою ненависть наличием проблем. Чем они отличаются от известных асоциальных элементов нашего общества, таких как алкоголики и наркоманы? Только тем, что в здравом сознании способны сделать больно своим и чужим детям.
Большинство сторонников движения чайлдхейтеров — молодые люди. Наверное, им не удалось иначе заявить о себе, доказать свою индивидуальность. Молодежь любит придумывать разные противоречащие общепринятым нормы поведения: будь это какие-нибудь моды, готы, хикикомори. Может быть, и эти из того же числа? Но когда читаешь признания вполне зрелой женщины (в интернете), становится вовсе не по себе. Мама говорит, что ненавидит свою взрослую дочь за все: как та одевается, ест, говорит. И тут же натыкаешься на рассказ другого чайлдхейтера, которому в детстве пришлось пережить множество унижений. По его признанию, родители его нещадно пороли за все и даже ставили в угол на горох.
— Да, они были сами несчастными детьми. И теперь вот выросли. Все отклонения от нормы у взрослых происходят из детства, от воспитания, — утверждает семейный психотерапевт, руководитель собственного Центра Владимир Шаинов. — Существующая многие годы система воспитания наших детей в целом не эффективна. Главные задачи, которые преследует эта система, — чтобы ребенок выжил и был абсолютно послушным. Эта система во многих странах востребована. Это наследие рабовладельческих времен, когда никто не мог гарантировать своему ребенку выживание даже до достижения юношеского возраста. Сегодня страх рабства в людях продолжает жить. Конечно, некоторые из нас стремятся освободиться, потихоньку, не сразу, родителей адекватных становится больше. Яростно кричащую на своего ребенка в публичном месте мать вы уже не увидите. Но дома это еще практикуется сплошь и рядом.
Тяжелые остаточные явления былого семейного рабства от нанесенных в детстве травм присущи всем странам, даже декларирующим о своем высоком уровне демократизации. С годами эти травмы уходят вглубь подсознания, но от этого не становятся менее болезненными.
— Выросшие дети ненавидят в глубине своих родителей, даже когда те умирают, и продолжают им мстить, отыгрываясь уже на своих и чужих детях. Тенденция к объединению подобных людей возникла, когда в обществе изменилась система государственного контроля внутрисемейных отношений и воспитания. Они протестуют, убеждены, что имеют право обращаться с детьми, как хотят, как считают нужным.
Помочь детоненавистникам можно и, по большому счету, нужно. Ведь ненависть сжигает все, в том числе и их, изнутри.
В числе этих тридцати шести участников – двадцать одна девушка. Я решила встретиться с одной из них и понять, почему эти люди столь категорично не желают иметь детей.
Из досье «МК»
Чайлдфри (с англ. childfree — свободный от детей) — отсутствие детей и сознательное нежелание когда-либо иметь их. Чайлдфри могут даже добровольно пойти на стерилизацию. Они утверждают, что жизнь может быть полноценной и без потомства. Термин чайлдфри стал популярен в 1990-е годы, когда американская школьная учительница Лесли Лафайет сформировала в США одну из первых современных групп чайлдфри — the Childfree Network.
Свобода, равенство, бездетность
Честно предупредив, что готовлю материал для публикации в газете, я договорилась о встрече с одной из казанских участниц сообщества «Чайлдфри». Спустя 15 минут после назначенного времени ко мне за столик в кафе присаживается девушка модельной внешности. Высокая, стройная, голубоглазая, с тёмно-русыми волосами и правильными, очень выразительными чертами лица.
— Лена, чайлдфри! – сходу представляется девушка. На ее лице — ни тени улыбки. Выглядит она весьма серьезно.
— Здравствуйте, Лена. Тогда и я сходу спрошу, почему вы решили стать чайлдфри?
— Я не решала это, никогда не хотела детей. С самого раннего детства понимала, что это не для меня. Всегда думала, что я одна такая, но буквально недавно выяснила, что в Казани, да и в Татарстане таких очень много.
— А как вы это поняли с самого детства? Может быть, к вам плохо относились родители?
— Нет, мама у меня умничка. Есть сестра, я их очень люблю. И дедушка с бабушкой идеальные были. Правда, отца своего я не помню. Он сильно пил, и мама с ним развелась, когда мы с сестрой были еще совсем маленькими. Впрочем, алименты он присылал исправно. А так меня просто с детства раздражали дети младше меня, или равные по возрасту, но глупые или злые.
…Беседа как-то не клеится. Елена – девушка, видимо, не особо разговорчивая. Держится строго, сдержанно. На все мои попытки перевести разговор в более непринужденное русло, не реагирует. Ей 35 лет, она не замужем, ни с кем в данный момент не встречается, потому как то, что она чайлдфри, часто не устраивает парней. Работает инструктором в женском спортивно-оздоровительном клубе.
— А как отнеслись к вашей «свободе от детей» родные и друзья?
— Маме всё равно, друзьям тоже. Они, конечно, нет-нет да спросят, почему я не хочу иметь детей, я отвечаю, обычно на этом разговор заканчивается.
— Выходит ваши друзья тоже без детей? Если у них появляются дети, вы автоматически прекращаете с ними общаться?
— Да, перестаю. Когда у людей меняются интересы, они так или иначе перестают общаться, и неважно, что стало тому причиной: дети или что-то другое.
— Лена, а в чем для вас заключается смысл жизни, если не в семье и детях?
И тут Лену понесло. Сразу видно, что отвечать на подобные вопросы ей есть приходилось уже не раз. Потому и ответ звучал, как хорошо заученный урок.
— Я не ищу смысл. Зачем? Я родилась. Ура — весь мир со мной это празднует, не так ли? Истинные чайлдфри — очень образованные люди, думающие, ищущие, социально ответственные, сопереживающие всем, а не конкретно одному человеку, которого выносила. Они не склонны к стереотипному мышлению, не интересуются массовой культурой, а как следствие всего вышеперечисленного, не поддаются манипулированию сознанием. Такими людьми сложно управлять, точнее — это нереально, мы не выгодны государству. Чайлдфри сами выбирают для себя жизнь, работу, соответственно, КПД у них выше, чем у людей вынужденных работать на любой работе, лишь бы содержать семью. Отсюда следует, что эти люди согласятся на любую маленькую зарплату. Это именно они посбивали заработную плату до столь низкого уровня, который у нас сейчас в целом по стране.
Наглые и беременные
Как только беседа коснулась конституционных прав и свобод человека, наш разговор стал еще оживленнее. Елена пояснила, что чайлдфри не считают себя некой общественной организацией или движением, потому как не требуют для себя исключительных прав и свобод, кроме тех, которые должны быть доступны любому человеку. Чайлдфри не агитируют и не пропагандируют бездетность, лишь выступают за свободу выбора для каждого человека. «Свободные от детей» не стремятся к вымиранию человечества и ничего не имеют против детей, чужого желания становиться родителем, и того, кто уже стал родителем по своей воле.
Вот тут бы и порадоваться за таких осознанных и интеллектуальных людей. Если бы примеры не вполне адекватного поведения чайлдфри. Таковыми, как правило, охотно делятся как раз ярые противники «бездетной» группировки: молодая беременная женщина заходит в переполненный автобус и просит молодого человека уступить ей место. На что слышит грубый ответ: «Мне пофиг! Я чайлдфри!» А еще у ярых противников детей есть свои жаргонные словечки, которыми они обозначают людей. К примеру, «овуль», «овуляшки», «овуляхи» — термин взят с женских форумов, обозначает женщину в период овуляции, беременности. Еще замечено, что чайлдфри на дух не переносят всяческие другие термины, ставшие привычными на мамских форумах: «беременяшка», «пузожитель» и т.п.
Сами «свободные от детей» объясняют свое поведение просто: мол, «гневные высказывания касаются не самих детей в целом, а дискомфорта, который они причиняют по вине нерадивых родителей, не думающих о комфорте окружающих в общественных местах и транспорте. Негатив вызывают не все матери или беременные, а лишь те, кто нагло пользуется своим положением, ущемляя других граждан и преувеличивая свои заслуги перед обществом» (взято дословно из сообщества в соцсетях). Выходит, что и пожилые люди нагло пользуются своим правом ехать в транспорте сидя? Может, тогда найдутся и такие, кто готов объединиться в сообщество под лозунгом «Мы против пенсионеров!»?! Эдакие «OldAgeFree»?
Мнение эксперта
Яна Булыгина, психолог
— Явление чайлдфри порицаемо в обществе в данный момент, и поэтому для них безопаснее собираться вместе («вместе мы — сила»), а не быть по одиночке, им хочется иметь соратников и единомышленников в этом выбранном образе жизни. Своим объединением они как бы заявляют всем: «нас много», «мы не одни такие». Почему чайлдфри всё больше? Современное общество становится более нарциссичным и инфантильным. Мы не хотим ничего делать, прикладывать усилия, производить, мы привыкли потреблять все больше и больше, привыкли жить хорошо и комфортно, а хотим жить еще лучше и комфортнее. И дети в эту концепцию никак не вписываются, ведь появление ребенка в семье полностью меняет уклад жизни, требует самоотдачи, и даже самоотречения и самопожертвования.
«Лучше испорчу свой ковер, чем свою жизнь»
Есть у чайлдфри и своя фишка – фотографироваться с домашними животными. Пока другие прижимают к себе родных чад, чайлдфри нежат в своих объятьях драгоценных питомцев. У Лены тоже есть собака.
— Лена, вы своего домашнего питомца ласкаете, кормите, выгуливаете, и при этом он ничего не дает вам взамен, кроме своей любви, нежности, преданности, ведь так? Когда он резвиться, веселиться, громко лает, это раздражает вас?
— Не, не раздражает! Его озорство меня только веселит!
— С детьми также: они непосредственные, непоседливые, озорные. Кого-то это раздражает, кого-то веселит. Интересно, почему собака у вас вызывает светлые чувства, а ребенок — нет?
— Не знаю, не задумывалась над этим. Да и сердцу не прикажешь!
— Вы допускаете мысль, что когда-нибудь перестанете быть чайлдфри и решите стать мамой?
— Нет!
— О чем вы мечтаете? Какой вы рисуете свою жизнь? Представляете себе свою старость?
— У меня никогда не будет детей, и я свободна в своих мечтах и желаниях. Не будет бессонных ночей у кроватки. Мне не нужно будет думать о том, как прокормить детей, вырастить их, оплатить их учебу и т.д. Я могу путешествовать, посвящать все свободное время своему развитию. Так что я живу сегодняшним днём, мечты потихоньку сбываются, жизнь провожу именно так, как хочу, а в старость не верю.
Комментарий Яны Булыгиной:
— На питомцев удобно проецировать теплые чувства – нет риска разочароваться и нет риска быть отвергнутыми, они любят нас безусловной любовью (т.е. любовью без условий, просто так, а не: «я буду любить тебя, если ты меня не будешь расстраивать»), и привязываются искренне. На маленьких детей тоже удобно проецировать теплые чувства, замечали, наверное, что младенцев любят все: они еще не показывают характер, они просто очаровательны и милы, и домашние любимцы тоже. Но дети растут и становятся личностями, с которыми порой бывает ох как нелегко ладить! Начинаются проблемы – подростковый возраст, куча разных условий… С питомцами такого не происходит.
За беседой мы с Леной провели около полутора часов. После разговора в душе остался горький осадок: неужели дети и впрямь столь хлопотная и ненужная часть нашей жизни, что все больше людей отказываются от желания когда-либо их иметь? Чтобы ответить себе на этот вопрос, я отправилась на другую, не менее интересную встречу.
Цветы жизни на её обочине
Поселок Нагорный. После долгих плутаний я все же отыскала дом, указанный в адресе. Его мне дали координаторы благотворительной организации «Мамы Казани». Эта группа добровольцев ежедневно оказывает помощь всем нуждающимся: сиротам, больным детям, малоимущим и многодетным семьям. К одной из таких семей я и отправилась.
Небольшой домик буквально затерялся между соседскими коттеджами.
— Вход вот здесь около машины, — говорит Руслан (имя изменено), показывая на красную иномарку, стоящую около невысокого забора. Автомобиль не наш, — тут же поясняет мужчина, видимо поймав мой удивленный взгляд.
— Вот здесь мы и живем, — говорит Руслан, провожая меня в одноэтажный домик.
С порога слышу детский топот и смех. Навстречу мне выбегают две девчушки. Одной – три года, другой – полтора. В доме всего две небольшие комнаты. Мебель ветхая, на полу – старый рваный линолеум. В кроватке кряхтит, пытаясь поднять голову, еще один малыш – месячный братик девочек. Их мама Зульфия (имя изменено) встречает меня слегка виноватой улыбкой: мол, и присесть то гостям негде. Я передаю ей пакеты с вещами, оставшимися от подросшей дочки. Зульфия благодарит. Спрашиваю, нужно ли им еще что-нибудь.
— Ни от чего не откажемся. Детей много. Вещи всегда нужны, — улыбается многодетная мама. Старшая дочка – ей 7 лет – сейчас в деревне у родственников.
— А на что живете?
— Муж вот работает кондуктором. Еще шабашит иногда. Тяжело уж. Но что поделаешь. Перебиваемся потихоньку.
— Далеко немногие решаются даже на второго ребенка, ведь его нужно прокормить, одеть, обуть, выучить. Как вы с мужем решились завести четверых? Живете-то не богато…
— Еще с детства мечтала, что у меня будет много детей. И потом на все воля Божья. Если он дал нам столько детей, значит, так оно и должно было быть.
— А слышали про таких людей, которые вообще не хотят иметь детей? Хотят быть свободными от любых родительских обязательств и тому подобное. Что бы вы им сказали, как мама четверых деток?
— Наверное, они не хотят детей, потому что еще не испытали этого. Но если они все же станут мамами, папами, их мировоззрение поменяется. Ну, я на это надеюсь.
Комментарий Яны Булыгиной:
— Думаю, что люди с возрастом могут и перестать быть чайлдфри. Также как и субкультуры (панки, эмо и т.д.) — это временное, подростковое увлечение, люди вырастают из него, и потом их уже невозможно отличить от других, «обычных» людей. Думаю, в какой-то момент жизни они могут осознать, что бывает и по-другому, что есть и другие человеческие ценности, кроме удобства и комфорта бездетной жизни. И тогда уже заводить семью – тогда, когда это нужно им самим, а не в угоду обществу и традициям. Вообще, с одной стороны, если это осознанное, обдуманное и взвешенное нежелание иметь детей, то это, по крайней мере, честно. Люди имеют право сами выбирать, иметь им детей или нет. В некоторых случаях такой подход даже более разумен и ответственен, чем у людей, которые заводят детей неосознанно, еще не будучи готовыми к этому шагу.
От редакции
Недавно в прессе стали вновь обсуждать возможность появления в России налога на бездетность. Он существовал во времена СССР. Закон о принятии «налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан» вступил в силу с ноября 1941. Согласно ему бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6% зарплаты государству. От этого налога освобождались лишь те, кто не мог завести ребёнка по состоянию здоровья и те, чьи дети погибли, умерли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны. Налог был отменен 1 января 1993 года. Естественно, российские чайлдфри уже выступают против введения такого налога, который фактически заставлял бы их расплачиваться за нежелание иметь детей.
Стимул, надо сказать, и впрямь сомнительный. И если нежелание регулярно платить налог всё-таки подтолкнёт потенциальных чайлдфри к воспроизводству, то будут ли счастливы дети таких родителей? Вопрос открытый. Весьма сомнительно, что честный ответ на него знают наши доблестные чиновники. Ибо одно дело отчитываться о демографических успехах, ставя их в заслугу мудрой политике власти и обилию мер социальной поддержки, и совсем другое – вырастить полноценного члена общества, самостоятельную личность. Тут, ей-богу, пусть лучше каждый решает самостоятельно, без таких вот толчков со стороны государства. Глядишь, и общество здоровее будет.
Валерия Тишина
Читайте «МК в Казани» на Google News