Час нравственности

Методическая разработка на тему «Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности»

Выполнили: Уразгильдина И.Н., Якимова О.П.- учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком — это стержень всего ствола. Детство — это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно — нравственной личности ребёнка.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла.
Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.
Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:
— чтение, рисование, художественный труд;
— слушание музыки и размышления о ней, сольное и хоровое пение;

-комплекса занятий во внеурочное время.

В нашей школе во внеурочной деятельности используется программа по духовно- нравственному воспитанию «Час нравственности».

Цель программы «Час нравственности»: гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Задачи программы:

Помочь ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нём.

Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.

Сформировать у младшего школьника осознанное волевое поведение.

Пробудить самостоятельное логическое мышление.

Развить общую культуру ребенка.

Основные способы и формы работы с детьми.

Среди форм, используемых в рамках курса используется доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевой играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование. Стержнем всех занятий является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности.

Ожидаемые результаты.

На занятиях данной программы, которые тесно переплетаются с уроками литературы, русского языка, окружающего мира и даже математики, младшие школьники узнают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие.

Младшие школьники учатся находить причины возникновения конфликтной ситуации и пути ее решения, начиная с самой мелкой ссоры в классе, семейной ссоры до разногласий между различными слоями общества и войн между государствами.

В ходе занятий дети учатся сопереживать, не быть равнодушными, они остро реагируют на возникшие в мире конфликтные ситуации

Регулятивные универсальные учебные действия: Выпускник научится: — принимать и сохранять учебную задачу; — учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; — планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; — адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится: — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; — строить сообщения в устной и письменной форме; — осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: — адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; — допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; — учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; — формулировать собственное мнение и позицию; — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

К концу IV класса — это творческая личность, которой присуще стремление к постоянному обогащению внутреннего мира; умение проявлять терпимость, умение уживаться с другими людьми; с потребностью в охране и защите своего здоровья и всего живого; владеющей коммуникативными способностями и развитым чувством патриотизма.

Учебно-тематический план

1 класс

№ п/п

Тема

Примечания

Я и мой окружающий мир.

Правила поведения на уроке и на перемене.

Правила поведения в общественных местах.

Правила поведения в столовой.

Правила поведения во время прогулки.

Познание себя.

Что такое «добро и зло».

Мир добрых дел.

«Ежели вы вежливы».

Ты и твои друзья.

Помни о других – ты не один на свете.

Стремление и желание.

Счастье.

Ценность жизни.

Что такое хорошо и что такое плохо.

Характер.

Я и моя тень.

Люди среди людей.

Коллектив.

Уважение и терпимость.

Справедливость.

Самоуважение.

Совесть.

«Ученье-свет, а неученье-тьма».

Как быть прилежным и старательным.

Наш труд в классе.

Мой труд каждый день дома.

Культура внешнего вида.

Каждой вещи своё место.

Умейте ценить своё и чужое время.

Как вести себя на улице и дома.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

Чему нас научили уроки нравственности?

2 класс

№ п/п

Тема

Примечания

Что такое дисциплина в школе?

Правила поведения в библиотеке. Люби книгу.

Твой класс, твоя школа: соблюдение чистоты и порядка.

Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь).

Правило обязательности: дал слово – держи его.

Как ты разговариваешь с товарищами?

Доброжелательность в общении.

Ты и поступки окружающих.

Нравственные устои русского народа.

Народные праздники.

Честность.

Самообман.

Привязанность. Преданность.

Дружба и привязанность.

Прощение.

Ответственность и свобода.

Эгоизм.

Душа.

Грубость.

Невыдержанность.

Внимание: конфликт!

Герой.

Смелость. Мужество. Храбрость.

Воля.

Правило «Учусь всё делать сам».

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

Что значит быть бережливым.

Что такое гигиена?

Почему встречают по одёжке.

Убранство народного костюма.

Правила поведения в кино, театре, музее.

Меня пригласили на день рождения.

Земля – наш общий дом.

Как наши предки берегли природу. Народные приметы.

Обобщение: представление о нравственных качествах.

3 класс

№ п/п

Тема

Примечания

Привычки и поступки.

Взаимопомощь в учёбе и труде.

Береги школьное имущество.

В какие игры и как мы играем.

Книжкина мастерская.

Школьные традиции нашего народа (гимназия, крестьянская школа).

Точность: береги своё время и время других.

Твоя речь: слово лечит, слово ранит.

Твои друзья и ты.

Коллективизм.

Что такое справедливость?

Герои русских былин.

Поступок. Преступление. Наказание.

Воровство.

Жадность и щедрость.

Богатство.

В мире вещей.

Мой гардероб и уход за ним. Будничная и праздничная одежда.

Одежда Древней Руси. Элементы народного костюма.

Рукоделие. Плетение

Мода.

Быть собой.

Настроение.

Честь и достоинство.

Жестокость и сочувствие.

Организованность в труде.

Кем хочу быть? Почему?

«Все работы хороши…»

Трудолюбие в культуре.

Чьим трудом славен наш город?

У меня зазвонил телефон.

Правила поведения в гостях.

Я пишу письмо. Почему письмо – зеркало души?

Мы – чебоксарцы. Поведение на улицах нашего города.

Обобщение: представление о нравственных качествах.

4 класс

№ п/п

Тема

Примечания

Доброжелательность: мой учитель, мои товарищи.

Заботливость: забота о младших.

Правила самоконтроля: от оценки, самооценки к самоконтролю.

Главные правила вежливости.

Игра «Путешествие по городу вежливости».

Какой я? Самооценка.

Нравственная позиция в оценке поведения окружающих.

Как общались наши предки?

Что значит быть трудолюбивым?

Правила культуры труда: физического и умственного.

Герои труда (патриотизм).

Труд – основа жизни.

Обида. Месть. Зависть.

От конфликта к войне.

Я – патриот своей страны.

Предательство. Порядочность.

Чувство времени.

Личность.

Идеал.

Этический кодекс класса.

Семья.

Семейные традиции.

Правила: «так надо», «так нельзя».

Народные праздники.

Непослушание.

Одиночество.

Тактичность. Деликатность.

Благородство.

Остроумие.

Мечта.

Моё место в жизни.

Внешний вид и вежливость.

Праздничные и деловые костюмы. Стиль.

Праздники: приглашение, подарки, поведение.

Обобщение: представление о нравственных качествах.

Мы, учителя МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары Уразгильдина И.Н. и Якимова О.П., работаем в 1-ых классах данной школы. В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие притчи. Уметь: 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. 2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах. 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими. 4. Быть доброжелательными. 5. Соблюдать заповеди. 6. Сострадать животным, не обижать их. 7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. 8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради. 9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

Предлагаем вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия «Мир добрых дел».

Мир добрых дел.

Цели занятия: на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло», воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей, формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД, учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Регулятивные универсальные учебные действия направлены на

планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей.

К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.

Оборудование: картинки к уроку, интерактивная доска, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

— Дорогие ребята меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Звучит песня «Дорогою добра». Ребята встают около своих рабочих мест и подпевают.

-О чем эта песня, ребята?

2.Актуализация знаний.

-Доброта! Какое древнее слово! Уже много лет люди спорят о том, нужна она или нет? Полезна она или вредна? Люди спорят, люди страдают, от того, что доброты в их жизни не хватает!

— Скажите, что по-вашему означает слово Доброта? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?
Выслушиваются ответы детей.

— Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.

— Ребята, представим ,что к нам на урок пришел ДОКТОР добрых наук. Он делает злых людей добрыми, а добрых еще добрее! Вот он хочет у вас узнать, где живет доброта? (ответы детей)

Сейчас послушаем ученика, может он нам об этом расскажет? (Учение читает стихотворение наизусть)

В доме добрыми делами занята

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты?

-Так, где же мы найдем доброту? (ответы детей)

— Прежде всего, в наших сердцах, делах, поступках и наших словах! Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому ДОКТОР добрых наук приглашает нас в город вежливости.

Разминка
— Растает даже ледяная глыба.От слова теплого….(спасибо)

— Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)

— Мальчик, вежливый и развитый.Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании.На прощанье говорят …(до свидания)

— Давайте будем заботиться о своем мире, не позволять ему зарастать сорняками, а будем наполнять его солнечным светом, добрыми словами и делами.

3.Построение проекта

-Давайте и мы вместе с нашим ДОКТОРОМ сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Составим картину.

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленный из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая картина.

— Как назовем эту картину? ( «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло»).

— А каких сказочных героев мы пригласим в наш добрый мир?

Игра: «Добрый — злой».

Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.

4.Реализация построенного проекта.

— Как вы думаете, ребята, чего на земле все-таки больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать слова, которые на доске? В первый столбик будем класть слова «зло», а во второй «доброта».

(Зависть, жадность, вежливость, ласковый, война, ложь, мир, грубость, правда, красота, радость, счастье, взаимопонимание и т.д.)

— В каком столбике больше слов? Вот видите, ребята, как можно победить зло.

Так и в жизни: капелька добра, сливаясь, превращается в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след.

Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.

5.Закрепление.

— Определите, добро или зло произошло в одном из рассказов В. Сухомлинского.

Чтение рассказа учителем:

«Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации росли вот такие цветы и острые-острые колючки. А над акацией летает яркая бабочка.

— Ой, как ей страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?

Зоя подошла к акации и сломала одну колючку, затем еще одну, и еще одну. Мама увидела и спрашивает: «Что же ты делаешь, Зоя? Зачем ты колючки ломаешь?»

— А чтобы бабочка не укололась,- ответила Зоя.»

— Как вы оцениваете поступок Зои?

— Подумайте, добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?

— Как бы вы поступили в таком случае?

— Какие добрые дела может сделать человек? Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. Научитесь от всего сердца дарить добро, не ожидая выгоды или ответа взамен. Если вы научитесь дарить добро — вы богатый человек!

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

-Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня? А где нам пригодятся эти знания? Как мы теперь будем поступать в подобных случаях? Я хочу вам подарить солнышко. Это солнышко – доброта. Она нужна и вам, и вашим мамам и папам, вашим бабушкам и дедушкам, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел, которые сделают нашу планету Земля еще прекрасней. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово! Давайте поблагодарим друг друга за прекрасный урок! Дети встают и говорят «БЛАГОДАРИМ!».

Список литературы

Приложение

Задания к урокам доброты ( 1 класс)

1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.

Доброжелательность — это: доброе отношение к окружающим, желание им помочь; желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу; желание и стремление оказать помощь любому человеку; умение ничего не делать; нежелание быть добрым.

2. Закончи предложение.

4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.

5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.

6. Вычеркни лишнее:

• желать добра • сочувствовать • сопереживать • воровать

7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.

8. Придумай

маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своѐ красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.

9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.

УДК 373.018.26

Ражина Ирина Николаевна

Razhina Irina Nikolayevna

аспирант кафедры межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания

Пятигорского государственного университета, старший преподаватель кафедры общегуманитарных, естественно-научных дисциплин и физического воспитания Северо-Кавказского филиала Московского гуманитарно-экономического института

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:

В статье раскрываются нормативно-правовые и концептуальные аспекты педагогических условий взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников. На основании анализа нормативных документов и публикаций российских исследователей выделены дифференциальные признаки и уровни педагогических условий, предложено авторское определение понятия «педагогические условия взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании». Рассмотрены факторы, обусловившие актуализацию проблемы совместной деятельности педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании младших школьников, структурированы уровни педагогических условий этого взаимодействия. Раскрыты ведущие направления реализации педагогических условий по взаимодействию педагогов и родителей в решении задач духовно-нравственного воспитания младших школьников на государственном, региональном, институциональном и личностном уровнях.

Ключевые слова:

педагогические условия, духовно-нравственное воспитание, взаимодействие школы и семьи, младшие школьники, нормативные документы об образовании, концепции российских исследователей, дифференциальные признаки педагогических условий, государственный, региональный, институциональный, личностный уровни педагогических условий.

Теоретическое обоснование педагогических условий обучения и воспитания детей и молодежи является важной задачей современной педагогической науки. Так, в Паспорте специальности научных работников по общей педагогике, истории педагогики и образования (13.00.01) в рамках областей исследования выделены педагогические условия развития личности в процессе обучения, воспитания, образования . Особое внимание в теории и практике российского образования XXI в. уделяется научному осмыслению и теоретическому обоснованию педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей (С.И. Абрамов, Д.А. Бежевец, А.Я. Данилюк, И.В. Метлик, О.М. Потаповская, В.Е. Пугач и др.). Решение этой задачи обусловливает необходимость уточнения понятий «условия» и «педагогические условия», а также определения типов и уровней педагогических условий, которые должны обеспечить успешную реализацию процессов обучения и воспитания.

В словарно-справочных изданиях «условие» трактуется как: обстоятельство, от которого что-либо зависит; правила, установленные в какой-нибудь области деятельности; обстановка, в

которой что-нибудь происходит . В философском знании условия понимаются как совокупность обстоятельств, процессов, отношений, которые необходимы для существования и изменения определенного объекта . В психологии данное понятие характеризуется прежде всего как совокупность внутренних и внешних факторов, определяющих психологическое развитие человека, которые ускоряют или замедляют этот процесс, оказывают влияние на его динамику и конечные результаты . В педагогических словарях условие чаще всего рассматривается как совокупность природных, социальных, внешних и внутренних влияний на развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности , а также как внешние и внутренние обстоятельства, которые благоприятствуют или препятствуют действию факторов развития объекта, явления или процесса .

Исследователи выделяют общие и специфические условия, содействующие или препятствующие функционированию и развитию педагогической системы. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, этнические, географические факторы, определяющие общие и особенные черты педагогической системы на государственном уровне; специфические характеризуют особенности культурного и социального окружения обучающихся, образовательной организации, воспитательные возможности окружающей среды, материально-технические ресурсы школы, качество учебно-воспитательного процесса, морально-психологическую атмосферу в школьном коллективе, уровень педагогической культуры педагогов и др. .

Проведенный сопоставительный анализ определений из различных областей гуманитарного знания дает основания считать, что понятие «условие» является общенаучным и многоаспектным. Сущность педагогического контекста условий характеризуется следующими дифференциальными признаками:

1. Условия — это совокупность объектов, факторов, процессов, средств, нацеленных на создание или изменение ситуации развития, обучения и воспитания личности на основе внешних и внутренних обстоятельств.

2. Внешние обстоятельства представляют собой социально-педагогические условия, внутренние обстоятельства включают организационно-педагогические и психолого-педагогические условия.

3. Педагогические условия как совокупность взаимосвязанных объектов, факторов, процессов, средств существуют и взаимодействуют в рамках педагогической системы, могут создавать благоприятные предпосылки или препятствовать решению задач воспитания и обучения.

4. Педагогам и руководителям образовательных организаций важно тщательно подбирать и апробировать оптимальные (т. е. наиболее соответствующие) организационно-педагогические и психолого-педагогические условия обучения и воспитания личности растущего человека на целевом, методическом, содержательном и технологическом уровнях, а также принимать активное участие в определении и реализации социально-педагогических условий, связанных с концептуальным и нормативным обеспечением содержания образования и образовательного процесса.

В рамках проблемы исследования под педагогическими условиями взаимодействия школы и родителей в духовно-нравственном воспитании учащихся понимаем совокупность объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, предпосылок, процессов, средств, которые способствуют или препятствуют организации взаимных действий педагогов и родителей в приобщении растущего человека к духовным и нравственным ценностям и нормам поведения.

Поиск и научное осмысление педагогических условий духовно-нравственного воспитания младших школьников дают возможность выявить внешние и внутренние факторы, затрудняющие решение поставленных задач. В числе таких факторов ученые выделяют: отсутствие преемственности между сложившимися в российском обществе нравственными нормами и новыми ценностями, сформировавшимися в период демонтажа советской идеологии; падение общего уровня культуры и нравственности у населения, снижение функций семьи в воспитании детей; повышение доли молодых людей, приверженных антисоциальным привычкам: наркомании, токсикомании, алкоголизму; рост преступности среди молодежи; угрозы международного терроризма и религиозного экстремизма. Кроме того, отрицательно влияют на формирование нравственного облика растущего человека в современной России ухудшение качества жизни большинства населения страны, снижение общего уровня образования и культуры, отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения в культуре, литературе, средствах массовой информации и сети Интернет, снижение уровня квалификации педагогов и качества нравственного воспитания в образовательных организациях .

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к усвоению духовно-нравственных ценностей, стремятся соответствовать социально одобряемым нормам поведения и брать в этом отношении пример со своих родителей. Поэтому государство и научно-педагогическое сообщество уделяют особое внимание поиску и созданию оптимальных условий реализации

идей духовно-нравственного воспитания в начальной школе. В государственных нормативных документах об образовании: в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010) , Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (с изменениями на 31 декабря 2015 г.) , Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015) духовно-нравственное воспитание детей и молодежи рассматривается как стратегическое направление государственной политики в сфере образования. В названных документах предлагаются стратегии и способы вовлечения родителей в решение задач духовно-нравственного воспитания детей.

В работах современных отечественных исследователей большое значение придается выявлению и обоснованию условий духовно-нравственного воспитания детей на уровне образовательной организации . Например, известный специалист по вопросам дошкольного образования О.М. Потаповская в качестве педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации выделяет: создание единого ценностно-смыслового контекста взаимодействия участников воспитательного процесса с опорой на духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции; культурологическое обогащение предметно-пространственной среды развития ребенка; реализацию комплекса воспитательно-образовательных программ социокультурной направленности; реализацию идей духовно-нравственного воспитания в содержании всех разделов образовательных программ дошкольного образования, а также повышение квалификации воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания детей; педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка, научно-методическое сопровождение деятельности дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию детей и педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания .

Е.Г. Замолоцких типологизирует педагогические условия эффективности совместной работы семьи и школы во всех направлениях деятельности по двум уровням . Первый уровень определяется в концепции исследователя как надшкольный и включает деятельность федеральных, или общенациональных, региональных и муниципальных организаций, которые реализуют совокупность организационно-педагогических условий эффективности совместной работы, семьи и школы. На втором уровне педагогические условия обеспечивают эффективность взаимодействия школы и семьи в отдельной образовательной организации в ходе образовательного процесса и включают совместную деятельность педагогов и родителей по повышению качества образования, вовлечение родителей в работу по созданию развивающей образовательной среды и определенного типа организационной культуры; совершенствование культуры межличностного общения педагогов и родителей и использование их взаимоотношений как примера для детей. По аналогичным направлениям конструируется совместная деятельность школы и семьи в диссертационных исследованиях Т.В. Коваленко , Е.В. Коротаевой , И.В. Крупиной , М.Н. Недвецкой .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сформулированные отечественными исследователями положения о совместной деятельности педагогов и родителей могут послужить основой для определения и обоснования педагогических условий взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников, поскольку, как свидетельствует проведенный анализ научной педагогической литературы, педагогические условия взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников системно не исследованы российскими учеными.

Основываясь на положениях, сформулированных в государственных нормативных документах об образовании, и идеях, обоснованных в концепциях отечественных исследователей, мы структурировали условия взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников по четырем уровням: государственный, или общенациональный, региональный, институциональный и личностный. Кратко охарактеризуем каждый из названных уровней.

На государственном уровне важно разрабатывать финансовые и организационные механизмы для реализации положений о консолидации усилий семьи, общества и государства по воспитанию подрастающего поколения в соответствии с духовно-нравственными ценностями, сложившимися в процессе культурного развития России; уточнять стратегии и способы взаимодействия школы и родителей в социализации и воспитании растущего человека, используя результаты научных исследований, проводимых в сфере воспитания; усилить в обществе атмосферу заинтересованности различных социальных, культурных, религиозных групп в повышении нравственного уровня населения с привлечением печатных периодических изданий, радио, телевидения, сети Интернет.

На региональном уровне следует продолжить уточнение стратегий реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования как ориентира для образовательных организаций, усилив в них меры по повышению социального и материального статуса родительства, учету культурных и религиозных особенностей региона, объединению культурного и воспитательного потенциала общественных и религиозных организаций, учреждений социально-культурной деятельности, образовательных организаций, семьи, региональных СМИ в повышении качества семейного воспитания детей на основе традиционных и современных семейных духовно-нравственных ценностей в ходе реализации принципов диалога культур и единства в многообразии, разработки и применения технологий взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

На институциональном уровне определяются или уточняются педагогические условия по объединению усилий школы и семьи в решении задач духовно-нравственного воспитания младших школьников с учетом особенностей конкретной образовательной организации, ближайшего социокультурного окружения детей, семейных традиций и ценностей. В число таких условий мы включили следующие: повышение уровня квалификации педагогов в сфере семейного и духовно-нравственного воспитания; просвещение и консультирование родителей по правовым и психолого-педагогическим аспектам семейного воспитания с ориентацией на задачи духовно-нравственного воспитания детей; популяризацию лучшего опыта духовно-нравственного воспитания детей в семьях; обновление содержания начального образования с учетом запросов родителей; разработку и реализацию технологий взаимодействия школы и семьи в приобщении школьников к духовно-нравственным ценностям, рассматривая семью в том числе как субъекта образования, обладающего определенной этнокультурной и конфессиональной идентичностью (И.В. Метлик), а также вовлечение родителей в создание в образовательной организации поликультурной среды. Кроме того, педагогам важно использовать технологию мониторинга образовательных потребностей родителей с учетом их культурных, этнических, религиозных особенностей.

На личностном уровне педагогические условия взаимодействия педагогов и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников должны быть направлены прежде всего на совершенствование культуры межличностного общения субъектов учебно-воспитательного процесса, в том числе родителей, в рамках гуманистической парадигмы образования. Основываясь на информации о культурных, этнических, религиозных особенностях семьи, педагог должен стремиться использовать эти особенности в духовно-нравственном воспитании ребенка как ресурс для его самообразования и самовоспитания с опорой на семейные культурные практики. В соответствии с ценностями гуманистической парадигмы образования взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено на укрепление и повышение авторитета семьи, создание атмосферы взаимного уважения. Важными педагогическими условиями на личностном уровне являются доверие к воспитательным возможностям родителей, оказание им помощи в решении задач, связанных с формированием духовно-нравственной культуры как детей, так и семьи в целом; оптимистический настрой в решении воспитательных проблем, опора на положительные качества ребенка и позитивные стороны семейного воспитания; соблюдение педагогического такта по отношению к родителям. Необходимой предпосылкой успешного взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников является нацеленность педагога на овладение инновационными педагогическими технологиями в сфере семейного воспитания.

Ссылки:

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 53 000 слов / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М., 2007. 640 с.

3. Философский словарь / авт.-сост. С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. Ростов н/Д., 2010. 562 с.

4. Немов Р.С. Психология : слов.-справ. : в 2 ч. Ч. 2. М., 2003. 352 с.

5. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004. 512 с.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013. 160 с.

12. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Указ. соч.

16. Китикарь О.В. Педагогические условия формирования нравственных понятий в начальной школе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 6. С. 45-52.

18. Щекина О.А. Семья и школа: согласование ценностей воспитания // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1.

19. Потаповская О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 27-50.

23. Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения : дис. … д-ра пед. наук. М., 2001. 314 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Недвецкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2009. 41 с.

Союз граждан и организаций по сохранению историко-культурного наследия «Международный союз «Наследники Победы» в честь празднования международного «Дня Мира» инициирует проведение ежегодно 21 сентября «Единый час духовности «Голубь мира» в Российской Федерации и странах ближнего и дальнего зарубежья. Мероприятие проводится в рамках международного проекта «Голубь мира», который инициировал Союз в сентябре 2014 года, в преддверии международного «Дня Мира».
Организаторы Международного проекта: Союз граждан и организаций по сохранению историко-культурного наследия «Международный Союз «Наследники Победы».
Цель мероприятий Международного проекта: Создание единого духовного пространства в странах ближнего и дальнего зарубежья на основе сохранения памяти победы над фашизмом и гражданской консолидации народов государств по урегулированию конфликтов без применения силы в интересах достижения укрепления мира и дружбы между народами и их духовного сближения, недопущения возрождения фашизма.
Основные задачи Международного проекта:
— Консолидация в единое духовное пространство, против фашисткой, антигуманной, милитаристской идеологии, за мир во всем мире;
— Пропаганда, развитие и сохранение духовного наследия стран на основе уважения к их истории и традициям;
— Воспитание чувства патриотизма и интернационализма у подрастающего поколения на основе сохранения культурно-исторического наследия;
— Активное содействие сохранению связей между поколениями, преемственности поколений;
— Укрепление дружественных и дружеских связей между народами, нациями, странами, их духовного сближения;
— Содействие в формировании высокой культуры межнационального общения;
— Укрепление мира и взаимопонимания между народами;
— Противодействие фальсификации истории;
— Содействие гражданской консолидации народов разных стран мира в урегулировании конфликтов без применения силы в интересах достижения мира во всем мире.
— Противостояние распространению идей терроризма, преступности, наркомании, экстремизма, ксенофобии, профашистских течений.
Международный день мира был провозглашен Генеральной Ассамблей ООН в 1981 году. Каждый год, 21 сентября, ООН призывает все страны мира прекратить войну и огонь. Всем известно, что «Голубь мира» — выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира.
Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, предопределившая исход Второй мировой войны, стала судьбоносной вехой новейшей истории, заложила основы для формирования миропорядка, нацеленного на недопущение подобных катастроф в будущем, обеспечение мирного развития и прогресса в интересах всего человечества.
Первый Всемирный конгресс сторонников мира проходил в 1949 году в Париже и Праге. Эмблема этого конгресса была нарисована Пабло Пикассо, на ней изображён белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Голубь выбран символом мира. Считается, что основанием для этого была библейская легенда, когда после всемирного потопа на корабль Ноя голубь принес оливковую ветвь – знак того, что Бог примирился с людьми.
Работа Пабло Пикассо — изображение голубя, держащего оливковую ветвь в клюве, является символом мира и эмблемой международного проекта «Голубь мира». Все мероприятия этой бессрочной акции призваны пробуждать людей к поиску мира, поиску выхода из сложившейся ситуации, а также осмыслению каждым человеком своего вклада в дело по защите мира на планете, в своей стране, в своем доме.
Существует традиция выпускать белых голубей как символ мирных намерений. В 1957 году в СССР проходил фестиваль молодёжи и студентов, его участники выпустили в воздух несколько тысяч голубей. Заблаговременно в 1956 году исполкомом Моссовета было принято постановление «О завозе и разведении в Москве голубей к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов», в результате чего в течение года число голубей в Москве превысило 35 тысяч.
Союз, проведением торжественного сбора «Единый час духовности «Голубь мира»», создает традицию ежегодно в Международный день мира в странах международного сообщества с благодарностью вспоминать всех, тех, кто отдал свою жизнь за победу над фашизмом, за противодействие его возрождения, борьбу с терроризмом, преступностью, экстремизмом, ксенофобией, развитием профашистских течений, за общее дело Мира на планете Земля, как в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г., так и в годы событий новейшей истории.
Реализация проекта демонстрирует глубокую и подлинную заинтересованность каждого участника, вне зависимости от страны проживания, в решении проблем по восстановлению единого историко-культурного и духовного пространства России и дружественных ей стран, разрушенного гуманитарной катастрофой 90-х годов прошлого столетия, сохранении памяти о тех, кто отстоял мир без фашизма, противодействие возрождению во всех его проявлениях, борьбу с терроризмом, экстремизмом, ксенофобией, за общее дело Мира на планете Земля.
Максимальное расширение географии и количественного состава участников, проекта имеет особую важность для восстановления единого историко-культурного и духовного пространства народов мира и дружественных стран, для сохранения мира, продвижения идей русского мира, правды о России и роли народов мира в борьбе против нацизма во всех его проявлениях, противодействия фальсификации истории, содействия патриотическому, интернациональному, духовному, культурному воспитанию подрастающего поколения стран мира.
С подробным проведением акции можно ознакомиться на сайте http://naslednikipobedi.ru/anonsi_sobitiy/pologenie_chas_duhovnosti/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *