Часы

Миниатюра из средневекового Часослова

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм ( Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.

Лиза Епифанова 31/05/2019

Часовые механизмы будоражили воображение авторов детективных романов практически с момента возникновения жанра и нередко играли важную роль в сюжете.

Многие помнят эффектную демонстрацию дедуктивного метода Холмса на примере часов старшего брата Ватсона в повести «Знак Четырех». Символично, что в современном сериале «Шерлок» та же самая сцена была почти дословно переписана под iPhone. А пока смартфоны совсем не вытеснили механику из криминального чтива, стоит вспомнить самые известные классические детективы с участием часов.

Кэролайн Кин
Нэнси Дрю. Секрет старинных часов
1930, 1958 гг.
Серия приключений девушки-сыщицы, выходившая в течение 73 лет усилиями конгломерата писателей под собирательным псевдонимом Кэролайн Кин, стартовала в 1930-м году как раз с рассказа «Секрет старинных часов». В нем 16-летняя Нэнси разгадывает свою первую загадку, связанную с подменой завещания (настоящее, естественно, спрятано в часах). В 1958 году рассказ был значительно переписан – из него убрали некорректные расистские и социальные ремарки, упоминания Сухого закона, а саму героиню сделали на пару лет старше и немного умнее. В таком виде рассказ существует в современных изданиях.

Джон Диксон Карр
Часы смерти
1935 г.
Пятая книга из серии про тучного детектива-ученого Гидеона Фелла целиком посвящена часовой тематике. Она начинается с убийства в ателье часовщика, в качестве орудия преступления используется минутная стрелка (!) напольных часов, а на протяжении всего расследования всплывают редкие механические артефакты, в том числе и легендарные часы Марии Стюарт, которые та получила от французского короля в 1559 году в честь восшествия на шотландский престол. В романе даже содержится их подробное описание, почерпнутое автором из книги Ф. Дж. Бриттена «Старинные часы и их создатели». Между прочим, эти часы послужили прототипом современной модели Skull от Fiona Krueger.

Агата Кристи
Часы
1960 г.
Этот поздний роман Агаты Кристи часто путают с ее шпионским произведением 1920-х годов «Тайна семи циферблатов». Но если в первой книге одинаковые будильники довольно прямолинейно символизировали опереточную злодейскую организацию, то в «Часах» фигурируют шесть различных устройств: напольные часы, часы с кукушкой, часы дрезденского фарфора, часы из позолоченной бронзы, серебряные переносные часы и часы кожаном футляре с загадочной надписью «Розмари». Все они обнаружены в комнате с таинственным покойником, причем, четверо из шести показывают одинаково неправильное время – и это важно.

Аллен Курцвейл
Часы зла
2001 г.
Книга американского писателя Аллена Курцвейла Grand Complication («Большое усложнение») на русском языке вышла с интригующим, но не совсем корректным названием «Часы зла». Это не традиционный детектив, а скорее исследование с элементами триллера, в котором нью-йоркский библиотекарь и таинственный миллионер ищут знаменитые часы, изготовленные Бреге по заказу Марии-Антуанетты и украденные в 1983 году из музея в Иерусалиме. Часы они, естественно, не находят, зато главный герой находит кое-что другое. Сейчас, когда часы были обнаружены, а также в точности переизданы мастерами Breguet, интересно почитать, что об этой загадке думали в начале тысячелетия.

Джеффри Дивер
Холодная луна
2006 г.
Седьмой роман серии про парализованного криминалиста Линкольна Райма и его партнершу Амелию Сакс впервые вводит в сюжет «долгоиграющего» антагониста, появляющегося в нескольких книгах – наемного убийцу Ричарда Логана по прозвищу «Часовщик». Он гениальный преступник, действует на шаг впереди Райма, но у него есть только одна слабость – коллекционирование и ремонт часов. Райм даже выманивает Логана редким экземпляром костяных часов Михаила Бронникова в романе «Во власти страха» (Skin Collector, 2014). Интересно, что в немецком переводе книга Cold Moon сразу была переименована в Der gehetzte Uhrmacher, то есть «Наемный часовщик».

В этом разделе мы говорим о том, что такое часы, какие бывают часы, какие у часов функции и усложнения. Что такое водозащита часов и какой она бывает. Из каких видов стали производятся часы и какая сталь лучше. И многое другое.

Что такое часы?

Часы, как известно, это прибор для определения времени. Часы бывают солнечными, водяными, песочными… и так далее. Но нас интересуют только механические, электронные и кварцевые часы.

Механические часы — часы, использующие гиревой или пружинный источник энергии. В качестве колебательной системы применяется маятниковый или балансовый регулятор.

Кварцевые часы — часы, в которых в качестве колебательной системы применяется кристалл кварца. Хотя электронные часы также являются кварцевыми, выражение «кварцевые часы» обычно применяется только к электромеханическим часам (электронным часам со стрелками). То есть, упрощенно, «механика» — это часы, которые работают полностью благодаря механизмам, «кварц» работает на батарейке, а «электроника» — это часы без стрелок, с электронным таблом.

Какие часы круче, лучше?

Механические часы сложнее, поэтому они дороже, их труднее ремонтировать.

Какие часы точнее?

Кварцевые часы точнее. Механические часы по точности хода уступают электронным и кварцевым (1-й класс точности механических часов — от +40 до −20 секунд в сутки; погрешность кварцевых часов находится в пределах от 10 секунд в день до 10 секунд в год). О сертификатах точности часов читайте здесь — сравнение тестов COSC и METAS.

Усложнения на механических часах.

Календарь — указатель числа.

Фазы Луны — Дополнительный циферблат или диск, отградуированный на 29,5 дней и изображающий Луну в различных фазах.

День/Ночь — Дополнительный циферблат или диск, показывающий день или ночь в соответствиями с движением часовой стрелки (применяется в недорогих часах вместо Фаз Луны).

Автоподзавод — Главное, что отличает механические часы друг от друга. В наручных часах устанавливается ротор, который вращается при движении руки и заводит пружину. При постоянном ношении часы вообще не нужно заводить. Часы без Автоподзавода необходимо заводить примерно раз в сутки вручную (на 20-30 оборотов заводной головки).

Репетир — Усложнение, позволяющее часам отбить мелодию.

Турбийон — Устройство для частичной компенсации притяжения Земли, что делает ход часов более точным. В настоящее время это усложнение применяется для увеличения стоимости часов и повышения их статусности. Так как кварцевые часы в любом случае точнее. Кроме того, эффективность турбийонов сомнительна.

Индикатор запаса хода — Показывает, на сколько еще хватает завода пружины.

Честная классификация часовых механизмов

Специальные типы часов

Хронограф — Часы, которые выполняют, в том числе, функцию секундомера.

Специальная статья — Виды хронографов. Почему производители 1-кнопочных хронографов нам лгут

Дайверы — Часы, предназначенные для дайвинга.

В каких часах можно плавать?

Водозащита часов

Водозащита — это свойство корпуса не допускать разгермитизацию, или проще, не пропускать воду внутрь. Степень водостойкости обычно устанавливается в единицах давления, а чаще всего – в атмосферных единицах. Эта величина должна соответствовать тому избыточному давлению, при котором корпус герметичен.
1 ATM – 10 метров
3 ATM – 30 метров
5 ATM – 50 метров
10 ATM – 100 метров
20 ATM — 200 метров

При этом следует понимать, что «50 метров» не означает, что в них можно опускаться на глубину 50 метров! Это давление. Чтобы опуститься на такую глубину вам нужны часы с водозащитой от 200 м.

Защита «water resistant», а именно эту надпись чаще всего пишут на женских часах, либо на дешевый китайских. означает, что защиты в реальности никакой нет: только разве что от дождя, и то слабого.

Тоже самое и 3 АТМ — в таких часах можно помыть руки, но нельзя плавать!

5 АТМ — в таких часах обычно можно плавать, но это зависит от модели. Некоторые не «промокнут», некоторые — да.

Для плавания подходят часы с водозащитой от 100 м (10 АТМ). Нырять с такими часами можно с осторожностью и на короткие промежутки времени.

Часы с водозащитой 20 АТМ рассчитаны на погружения с аквалангом. Но, не все рассчитаны на «серьезный дайвинг».

Дело вот в чем. Часы подходящие для занятий подводным плаванием с аквалангом должны иметь маркировку «diver’s» (однако в реальности не все часы с водозащитой от 20 АТМ имеют такую маркировку). Такие часы проходят уже специальную сертификацию по стандарту ISO 6425. Обыцчные часы, для ежедневной носки, сертифицируются по ISO 2281 (обычная водозащита).

ISO 2281 — стандарт водозащиты для обычных часов

Для часов, которые предназначены только для кратковременного использования под водой. Стандарт предусматривает выборочное тестирование часов из одной партии. То есть, большинство часов не тестируются вообще.

Тест простой: погружение часов в воду на 10 см в течение 1 часа, далее погружение часов в воду на 10 см с силой 5 N перпендикулярно к кзаводной головке и кнопкам в течение 10 минут. Затем еще одно погружение при температуре 40°C, 20°C и обратно 40°C. Не допускается повление конденсата в часах.

Затем часы опускают в барокамеру и подвергают их номинальному давлению (заявленному) в течение 1 часа. Тесты коррозии, ремешка, теста на сопротивляемость магнитному полю и ударам не требуется.

И даже этот, довольно простой тест, мало кто проходит (иначе бы не случалось оказий, когда дорогие брендовые часы протекают в луже).

ISO 6425 — стандарт водозащиты для дайверских часов

Часы для дайвинга — это часы, способные оставаться водозащищенными в процессе подводного плавания на глубине от 100 м. И при этом работать в качестве часов. Такие часы тестируют при давлении в 125% от номинального (то есть на 25% выше заявленного).

Тест по ISO 6425 такой:

— погружение под воду на глубину 30 см на 50 часов при тесмпературе от 18 до 25 градусов. Конденсат не допускается.

— часы помещаются на пластину с температурой 40-45 градусов, затем они нагреваются до температуры пластины, после чего поливают водой температурой 18-25 градусов. Конденсата быть не должно.

— также тестируется заводная головка к внешней силе, водонепроницаемость в барокамере на давление в 125% от заявленного, а также сопротивление тепловым перепадам.

Кроме того, дайверские часы должны иметь следующие функции:

— устройство для засечки времени (обычно — вращающийся безель)
— должны читаться в темноте на расстоянии в 25 см
— минутная и часовые стрелки хорошо различимы
— индикация работы часов (обычно — секундная стрелка)
— сопротивление магнитному полю
— противоударность

Понятно, что только серьезные компании проводят тестирование своих часов по ISO 6425. Это дело дорогое. Большинство производителей лепят надписи 500АТМ, 1000 АТМ и даже 1500 АТМ от балды.

Более того, существуют специальные тесты для часов, в которых можно заниматься дайвингом с дыхательной смесью. Такие тесты включают проверку в повышенном газовом давлении, внутренним давлением (декомпрессия). Такие часы имеют маркировку MIXED-GAS DIVING.

Что делать, если часы «промокли»?

Значения: смерть, жизнь, развитие, вечность, время, неизбежность

Любые часы — это самый очевидный символ времени, символ изменчивости мира, постоянного движения, атрибут вечности, имеющей свой предел. Значения татуировки часы в чем-то похожи со значением тату сакуры, они символизируют быстротечность и тленность жизни.

Очень часто татуировку часы делают как память о некотором важном событии в жизни (не всегда приятном), чтобы часы отсчитывали время, прошедшее с тех пор, или память о событии, которое ждет в будущем. Часовой образ имеет глубокую философскую и личностную суть. Такая татуировка может стать постоянным напоминанием о грядущей смерти, грядущей ко всем и каждому, ведь смерть, как и время, никого не щадит и не делает исключений.

А для кого-то татуировка часов наоборот служит напоминанием о том, что он еще жив, что у него еще есть время. Такой рисунок, по-своему, призывает носителя татуировки не терять свое время зря, жить на полную и делать то, что хочется, познавать тайны жизни, и просто наслаждаться ею. Выражает стремление делать сегодня все, что хочется отложить на завтра, ведь завтра никогда не наступит. Есть только сейчас.

Часы без стрелок — символ пустой жизни, существования, не наполненного событиями и не согретого воспоминаниями. Безвременные часы делают также как знак сожаления о потерянной жизни, или желания перестать следить за временем.

Ведь время на самом деле это самое важное и самое ценное, чем мы можем обладать в этой жизни. Ведь время — это мера движения, а вечность мера пребывания и не наоборот. Поэтому, пока ты еще жив, необходимо жить в движении и не тратить время на мелочи и бесполезные вещи. Разумный человек всегда хочет все происходящее оценить и посчитать, чтобы каждый миг своей жизни наполнить событиями, радостью и пользой.

У греков в античности часы воплощали идеи неизбежности и неумолимости, и были связанны с такими богами: верховный бог, громовержец Зевс, Фемида — богиня правосудия и прорицаний, Гелиос — бог солнца.

Время это символ перехода любого процесса от начальной точки (рождение) до конечной (смерть). Время это причина развития, роста и потом старения, это тот самый вор, который по секунде ворует у нас нашу жизнь. А заключенные, например, вкладывают в татуировку часов значение времени, проведенного на зоне или времени оставшегося до окончания срока.

Как видно, значение тату часов разное, ведь кто-то тратит время, чтобы мечтать про красивую смерть, а кто-то думает, как прожить красивую жизнь. Еще значение татуировки часов может выражать жизненную позицию в отношении к вещам и событиям, когда каждое событие принимается как неизбежность, ведь если бы оно не было неизбежным, оно бы никогда не произошло, при этом теряется смысл выбора или бросания игральных костей для принятия правильного решения. Остается только выбор между случайностью и неизбежностью.

Думаю, всем понято, что татуировка часы очень достойная и далеко не бессмысленная. Она может определенно выражать философские взгляды на мир и самосознание каждого человека.

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут.

Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является девятый. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память девятого часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад. Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому девятый час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию. Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

Первый час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т. е. Церковь апостольских времен не знала его. Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву. Последняя молитвенная стража ночи – это первый час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е. специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д. Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются.

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие часы. Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами. Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию. Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой. И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Но ведь третий час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать часами?

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения часов. Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать. А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *