⇐ ПредыдущаяСтр 60 из 75
- B) Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты;
- I. Методологический аспект изучения инстинкта и его роли в жизни человека
- I. субъекте и объекте,
- III. Речь как центральное звено психики человека
- III.3.4. КАРТА ПЕРВИЧНОГО ИММУННОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА
- quot;Понятие «сырая пища» — это синоним культурной пищи, отвечающей требованиям высокоцивилизованного современного человека».
- VI. Анализ человека массы
- VI. Анализ человека массы.
- VI. Введение в анатомию массового человека
- VI. ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА
С эволюцией мозга тесно связана и эволюция психики человека, совершенствование поведенческих реакций, мыслительной деятельности, усложнения форм и способов общения, формирования речевого аппарата.
Развитие речи и абстрактного мышления на основе второй сигнальной системы привело к формированию у человека высшей ступени развития психики, свойственной только человеку, — сознания и самосознания, которые формировались в процессе совместного труда, речевого общения, творчества. Изменение мозга и человеческого сознания происходило синхронно в процессе культурно-исторического развития человечества.
В результате сложнейшей эволюции живого вещества у природы появляется инструмент самопознания. Таким инструментом стал человек — познающий субъект (лат. subjectus — находящийся в основе). Природа и он сам, как ее часть, стали объектами(лат. objectum — предмет; то, что противостоит субъекту) его познания. Он является носителем предметно-практической деятельности, создает неотъемлемые компоненты своего окружающего мира — культуру, общество и техносферу. Природа, человек, познание и культура увязаны в единый нерасторжимый узел.
Голод, нужда и присущие человеку любознательность и творческое начало двигали его устремлениями разгадать всеобщность и взаимосвязь событий, узнать, как устроен окружающий мир, преобразовать его, сделать удобным для своего проживания. Медленно, вопреки неудачам, сквозь тернии и преграды он идет к познанию мира, пытаясь сделать его понятнее, ближе, а значит, доступнее и безопаснее. На заре человечества знание имело инстинктивное (лат. instincus — возбуждение) начало и эмоциональную (лат. emoveo — потрясаю, волную) основу, выступало как ответная реакция на действие внешних раздражителей, было связано с необходимостью удовлетворения, в основном, биологических потребностей и сохранения себя как вида. В этом плане древний человек мало чем отличался от животного. Он постигал окружающий мир через непосредственные ощущения. Это, хотя и помогало ему добывать себе пищу и избегать опасностей, но позволяло познавать лишь внешнюю сторону объектов, процессов и явлений. Понадобились тысячелетия, чтобы человек научился наблюдать, примечать, копировать, выявлять ритмы природы и приспосабливаться к ним.
В течение многих веков медленного и постепенного выделения его из животного стада и восхождения к разумной жизни вырабатывались более совершенные формы отражения окружающего мира, совершенствовалась психика, формировалось то, что качественно отличает его от животных — высокоразвитое мышление, сознание и речь. Это позволило человеку овладеть принципиально новым, по сравнению с животными, важнейшим средством ориентировки в окружающем мире — системой знаний.
Совместный труд активизировал познавательные силы человека, придавал им интеллектуальную (лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) направленность, формировал его рефлексивные (лат. reflexio — обращение назад, самопознание, осмысление своих действий) способности, содействовал развитию и совершенствованию разных форм мышления. Развивая хозяйственную деятельность, человек копировал то, что уже было «изобретено» самой природой, экспериментировал, приобретал практические знания, умения и навыки, перенимал и перерабатывал опыт предыдущих поколений, приспосабливая его к новым условиям. Это требовало усвоения определенного алгоритма (от algoritmi — трансляция имени математика аль Хорезми — набор правил, последовательность операций при выполнении какой-либо задачи) действий, инициировало развитие эвристических (греч. heurisko — отыскиваю, открываю; синоним — творческое) и дискурсивных (лат. discursus — рассуждение, довод; синонимы: понятийный, логический, опосредованный) способностей.
Медленно и постепенно выковывалось конкретное наглядно-действенное мышление человека, зарождалась и обогащалась система эмпирических (лат. empeiria — опыт) знаний, которые помогали приспособиться к внешнему миру и решать жизненно важные задачи — изготавливать орудия труда, выращивать скот, сеять зерно и убирать урожай, заниматься ремеслами, ориентироваться в пространстве. В совместной деятельности происходила социализация человека, формировались его способности взаимодействовать с другими людьми, осуществлялись передача опыта и обучение. В ходе этих процессов конкретные реальные объекты, явления и действия замещались их мысленными образами, символами или знаками. Наряду с наглядно-действенным мышлением формировались элементы наглядно-образного. Это требовало с одной стороны усложнения мыслительных процессов и расширения аналитико-синтетических возможностей, а с другой — способствовало совершенствованию второй сигнальной системы, развитию общения и речи, становлению дифференцированных (лат. differentiо — разделение, расчленение целого на отдельные части, формы и ступени) устойчивых эмоций, перерастающих в чувства и отношения, появлению нравственных, эстетических, интеллектуальных потребностей, которые реализовывались в искусстве и примитивном техническом творчестве.
И наглядно-действенное, и наглядно-образное мышление включают определенную долю абстракции(лат. abstractio — отвлечение, форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей объекта и отвлечение от других частных его связей и свойств). Чтобы познать окружающий мир, человек должен был научиться выделять общее из конкретных частных форм: за ослепительным блеском солнца, холодным сиянием луны, периодичностью движения ярких светил на небосводе суметь увидеть нечто общее, что их объединяет, — окружность, научиться ее изображать, рассчитывать и использовать в практической жизни. Замена реальных объектов их идеализированными схемами или моделями, восхождение от конкретного к абстрактному, а от него — к практике содействовали развитию и совершенствованию абстрактно-теоретического дискурсивного мышления и получению системы знаний, основанных на доказательстве и логике. Благодаря этому постигалась внутренняя невидимая суть вещей.
Постепенно человек овладевал операциями анализа (греч. analysis — разложение, разделение), сравнения, обобщения, синтеза (греч. synthesis — соединение), моделирования ситуаций и прогнозирования результатов своей деятельности. Выделение общего из конкретных частных форм, образование понятий, умение ими оперировать и выполнять мыслительные операции означало одно — человек научился решать как практические, так и теоретические познавательные задачи и отвечать на вопросы: какэто происходит,почемутак происходит, в чем причина этого.
Мышление — это высшая ступень человеческого познания, процесс отражения объективной действительности, позволяющий получать знания о внутренних, скрытых свойствах объектов, которые не могут быть непосредственно восприняты на основе ощущений и восприятий.
Мышление реализуется в представлениях, понятиях и суждениях человека. Оно, как и сам человек, продукт эволюции материи, ее неотъемлемое свойство. Оно целостно и синкретично (греч. synkreticos — нерасчлененность) по своей природе. Становление его различных видов и форм происходило практически одновременно, однако на разных этапах развития психики одни из них преобладали над другими. В процессе его развития постепенно вырабатывалась система рациональных (лат. ratio — разум) знаний, основанных на логике и рассуждении. Эти знания, хотя и не имели теоретической базы, были ненаучны и опирались, главным образом, на наблюдения и их осмысление, но подлинность и объективность(лат. objectum — независимый от восприятия окружающего мира отдельным человеком) этих знаний проверялись и подтверждались многовековым опытом людей. Систематизация и обобщение эмпирических знаний позволили человеку строить первые, хотя и наивные, но логично объясняющие его бытие картины мира.
Итак, человек — социальное, общественное существо, в то же время и существо природное, биологическое. Поэтому личность, являясь социальной по своей природе, несет на себе известный отпечаток своей биологической организации.
Какова же роль биологического и социального факторов в формировании личности? Иначе говоря, каково соотношение, взаимозависимость и взаимосвязь в развитии личности человека природного, биологического, врожденного, с одной стороны, и социального, приобретенного — с другой, какова роль внутренних и внешних факторов (наследственности и среды)?
Когда мы ставим вопрос о природе личности, о происхождении индивидуально-психологических различий — особенностей темперамента, характера, способностей, интересов, то мы имеем в виду вопрос о том, являются ли эти особенности природным, прирожденным образованием или они складываются, формируются и развиваются под влиянием внешних условий жизни и деятельности человека, личности, под влиянием обучения и воспитания.
Буржуазная психология исходит из представления о том, что психика человека биологически обусловлена. С этой точки зрения все особенности личности предопределены природой, являются врожденными, и психическое развитие представляет собой процесс «созревания», «вызревания» этих наследственно предопределенных свойств. В последнее время в связи с успехами микробиологии в деле раскрытия генного механизма наследственности физических свойств человека сторонники этой точки зрения стали говорить о том, что и свойства личности, характер, способности «запрограммированы» так же, как, скажем, цвет глаз, и соответствующая наследственная информация содержится в генах в особой «закодированной» форме.
Правильное решение вопроса о природе личности строится на основе марксистско-ленинского учения. Каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими членами общества. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность. Во-первых, это означает, что человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы. Во-вторых, отметим, что, согласно определению К. Маркса, сущность человека есть совокупность общественных отношений. А это означает, что психические особенности личности определяются тем местом, которое занимает человек в системе общественных отношений, в которые он включен и как член общества, и как член определенного класса, и как член той или иной социальной группы, и, наконец, как член определенных конкретных коллективов. Положение, место человека в обществе, или, говоря словами К. Маркса, его общественное бытие, и формирует особенности его личности. Поэтому сущность личности по своей природе социальна; источники развития всех ее психических свойств, ее творческой активности находятся в окружающей социальной среде, в обществе. Процесс развития личности в этом смысле есть процесс усвоения личностью социального, общественного опыта многих поколений людей. Этот опыт усваивается в процессе общения с людьми, в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этого и складываются психические особенности личности: ее моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности, способности.
До сих пор мы рассматривали человека как общественное, социальное существо. Но ведь, помимо этого, он все-таки и природное существо. Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание его биологическую сущность? Нет; его биологическую, природную, естественную сущность игнорировать нельзя. «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он… наделен природными силами…» . Разумеется, соответствующие природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и человеческая нервная система, чтобы на этой основе стало возможным формирование психических особенностей человека.
Природные особенности человека — это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Ни одна психическая особенность личности не может быть врожденной. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления личности — продукт общественного бытия человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее Человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 г. были найдены две девочки, живущие в волчьей стае. Младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой), которой было 6—7 лет, прожила более 10 лет. В последние годы печать сообщала еще о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.
Нервная система обладает врожденными органическими предпосылками для познания окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни, в процессе обучения и воспитания формируется соответствующая способность человека.
Как уже отмечалось, общественный строй существенным образом влияет на личность. Духовный облик человека — типичного представителя классового общества, основанного на угнетении человека человеком, существенно отличается от облика человека — члена социалистического общества.
При капитализме общество распадается на эксплуататоров и эксплуатируемых: в результате складываются уродливые отношения между людьми. На одном полюсе — изнурительный труд, безжалостная эксплуатация, на другом — богатство и пресыщение жизнью.
В капиталистическом обществе отношения между людьми строятся на основе частной собственности, на корыстном расчете. Исходя из принципов «человек человеку волк», «мое дело — сторона», проповедуя законы джунглей, культивируя расовую и национальную вражду, капитализм разрушает у людей элементарное представление о человеческой морали. Капитализм создает тупик, в котором невозможно свободное развитие личности и выход из которого дает только социалистическое переустройство общества.
Все возможности для полноценного и всестороннего развития личности создаются только при социализме и коммунизме. Навсегда покончив с классовыми противоречиями, социалистическое общество создало совершенно иную, качественно новую основу для развития нравственных сил личности. «Раньше весь человеческий ум, весь его гений, — указывал В. И. Ленин, — творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации» .
Конституция СССР, принятая Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г., законодательно закрепляет великие достижения нашей страны за прошедшие 60 лет. В Основном Законе СССР отмечается, что в нашей стране построено развитое социалистическое общество, при котором все полнее раскрываются созидательные силы народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности. Укрепилось социально-политическое и идейное единство советского общества. На основе сближения всех классов и социальных слоев, равенства всех наций и народностей сложилась новая историческая общность людей — советский народ.
Советское социалистическое государство стало общенародным, главной задачей которого является создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические. Среди главных задач социалистического государства в Конституции указывается и задача воспитания человека коммунистического общества.
По мере постепенного перехода к коммунизму расширяются возможности физического и духовного расцвета каждого человека, всех членов общества. Формирование нового человека происходит в процессе общественного обучения и воспитания, активного участия в строительстве коммунизма, под воздействием всей системы воспитательной работы партии, государства и общественных организаций. Совместный труд членов общества, развитие коммунистических отношений, товарищеского сотрудничества и взаимной поддержки ведут к формированию людей в духе коммунизма.
Новый общественный строй формирует новую личность, человека всесторонне развитого, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Нельзя забывать, однако о том, что остатки идеологии и морали старого общества вместе с его традициями и предрассудками еще сохраняются в виде отдельных пережитков прошлого в сознании некоторых людей. Само общество ведет с этими пережитками успешную борьбу.
И наконец, последнее. В нашем обществе исчезает то неравенство между людьми, которое было связано с существованием классов, но индивидуальные различия между людьми в потребностях, интересах, способностях, характере остаются. Социализм не означает выравнивания личностей по некоторому стандартному образцу. Напротив, открываются безграничные просторы для развития каждой личности, для ее полного расцвета.
XXV съезд Коммунистической партии Советского Союза уделил большое внимание вопросам коммунистического воспитания советского народа и особенно молодого поколения — будущего нашей страны. В Отчетном докладе ЦК КПСС XV съезду была подчеркнута необходимость дальнейшего повышения уровня и эффективности нашей воспитательной работы, в частности в связи с расширением и усложнением идеологической борьбы между силами социализма и капитализма. Были сформулированы положения о том, что важнейшей задачей коммунистического воспитания является формирование у советских людей активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, что воспитание внутренней потребности трудиться на общее благо является условием формирования всесторонне, гармонично развитой личности. В этой связи Л. И. Брежнев выдвинул идею комплексного воспитания советских людей на основе единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Советские педагоги и психологи в настоящее время разрабатывают конкретную систему воспитания, реализующую эту задачу.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.
Иерей природы восхищается и любит красоту творения, однако знает, что величайшие богатства мира глубоко таятся в невидимых нашему глазу глубинах боголюбивых душ. Иерей природы становится всеобщим рабом, ставя себя ниже всякого творения. Сколько святых старцев, преодолевавших естественные законы природы, было связано с ней: Серафим Саровский и медведь, старец Паисий и дикие птицы, старец Хаджигеоргис и дикий кабан, преподобный Павел Обнорский и старец Феофилакт из скита святого Василия, обладавшие поистине райской связью с окружающей средой, равно как и многие другие святые отцы. Через нашу личную святость природа обновляется и освящается. Пост, согласно святому Серафиму Саровскому, делая тело прозрачным и легким, переносит его в первоначальное состояние Адама, и животные чуют в нем это адамово благоухание.
Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. Святой Леонтий Неапольский пишет: «Я через небо, землю, моря, деревья, камни, мощи, храмы, крест, через Ангелов, людей и через все творение, видимое и невидимое, поклоняюсь и чествую всеобщего Творца, Владыку и единого Создателя. Ведь творение не само по себе поклоняется Ему, но через меня небеса возносят хвалу Богу. Через меня поклоняется Ему луна, и славят Его звезды”.
Чтобы и мы смогли разглядеть уникальность и неповторимость мира, увидеть его ясно и различить святость и слово Творца в каждом творении и создании, мы должны облечься в одежду посильной нам святости, смирения, любви и Божественного дара и принять нашу роль иереев природы, дарованную нам от Бога, как пишет епископ Каллист Уэр. Иерей природы – это человек, который свободно и абсолютно сознательно берет мир в свои руки, мир, дарованный нам Богом, и преподносит этот дар Дарителю, тем самым призывая Его благодать на все живое. Посредством этого акта священного дарения творение говорит с Богом, спасаясь, исполняя свое предназначение и преображаясь.
Только подняв свой Крест, отрекшись от себя, своих желаний и постоянно растущих потребностей, мы сумеем открыть для себя всю ценность и красоту мира. Не существует истинной любви без смирения и самоотверженности. Нам необходимы воздержанность, самоконтроль и добровольное ограничение своих потребностей. Благодаря своему смиренномудрию иерей природы считает себя ответственным за все зло, присутствующее в мире. Он знает, что грех – это причина умаления благодати, которая оживотворяет, укрепляет и поддерживает все творение, разумное и неразумное. Душа иерея природы не в силах смотреть на причинение вреда любому существу, как разумному, так и нет. Она страдает, и это есть «возгорение сердца о всем творении”. И когда природа видит всякого человека, облаченного в святое смиренномудрие, одежду святости, она поклоняется ему в честь своего владыки, которого видела облаченным в святость, как пишет святой Исаак Сирин. След иерея природы на земле трудноразличим и незаметен.
Гимн любви христианина к природе
Сознательный православный христианин, будучи иереем природы, где бы не находился – дома, на работе, в школе, в храме, на собраниях, в своих делах, мыслях, молитвах – показывает, что действительно обладает особой связью с естественной средой и всем творением. Православный христианин, любящий окружающую среду, не беспокоится о выгоде, не жертвует природой во имя своего обогащения, не покупает новые продукты, бросая старые в мусорную корзину. Он не становится гиперпотребителем. Православный христианин, любящий природу, добродетелен, энергичен и полезен окружающей среде. Он радуется, находясь на природе и видя заботу об окружающей среде и Божественном творении. И, напротив, огорчается, наблюдая, как естественная среда разрушается, как лишается жизни всякое разумное и неразумное существо. Он скорбит, когда мир творения испытывает боль.
Один взгляд на звездное небо, полет бабочку, пение птицы, маленький цветок с его красками и ароматами достаточны, чтобы наполнить его радостью и заставить его прославить Творца. Православный христианин, любящий природу, довольствуется малым и самым необходимым. Он верит в величие Творца, надеясь на сохранение Земли, изобилие ее плодов, стремясь увидеть «новое небо и новую землю” (Откр. 21:1). Но сильнее и выше всего оказывается его любовь к Богу Творцу.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия”