Челябинская область касли

храм Вознесения Господня

«Вознесенский» храм – каменный, трёхпрестольный, одноэтажный, величественного византийского центрально-купольного стиля, построен по проекту промышленного архитектора Э.Х-Г.Сарториуса. Проект был составлен в 1842 году и утверждён Пермским Гражданским Губернатором 16 марта 1843 года. О начале строительства «Вознесенского» храма свидетельствует чугунная плита под престолом Ильинского алтаря, гласящая: «Сей каменный трёхпрестольный православный храм во имя «Вознесения Господня» и святых Пророка Божия Илии и Священномученника Харлампия заложен в лето от Рождества Христова 1848 июня в 22 день благополучно царствования Императора Николая Павловича всея России 18 год Архиепископом Аркадием Пермским и Верхотурским.» Известно, что средства для строительства храма поступали от жителей Каслинского завода, такое название раньше носил наш город, посредством месячного рублёвого отчисления из заработка.

Сначала был окончен Ильинский предел, который и был освящен по грамоте от 1852 года, вот что значится в этом документе: «Июня 2 дня… и по благословению Архиепископа Неофита Пермского и Верхотурского … в царствовании того же императора благочинным священником Алексеем Сладчинским при уполномоченном от госпожи землевладелицы Марии Львовне Харитоновой, господине его высокородие Якове Григорьевиче Головине и господине управляющем заводов его благородие Иване Ивановиче …, при приказчике Каслинского завода Михаиле Дунаеве, при поверенном завода Алексее Злоказове».

Вознесенский и Харлампиевский пределы сложены одновременно к 1855 году. Надпись на чугунной плите под престолом Вознесенского храма гласит: «Устроился и освятился жертвенник Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа Каслинского завода в храме Вознесения Господня 1855 года июля 1 дня Высокопреосвященнейшим Неофитом Архиепископом Пермским и Верхотурским кавалером в царствование Государя императора Александра Второго в бытность протоиерея Михаила Бирюкова, священника Алексея Серебренникова и строителях Михаиле Дунаеве, Андрее Трутневе и Тимофее Свистунове тщанием и усердием всех жителей Каслинского завода».

Архитектурные особенности храма «Вознесения Господня».

Вид с юга

Храм одноэтажный, четырёхстолпный, крестовокупольный, с одной апсидой, пятью куполами и колокольней. Сложен из кирпича и оштукатурен. Шлемовидные купола покрыты листовым оцинкованным железом.

Диаметр главного купола – 11м. Высота колокольни с крестом – 56 м. Общая площадь храма 1 540 кв.м.

Вид с юго-востока

Ядром архитектурной композиции является четырёхстолпный четверик с сильно выступающей апсидой. К четверику с севера и с юга прилегают прямоугольные приделы.

Центральный купол поднят на мощном цилиндрическом световом барабане с 12-ю оконными проёмами. Малые купола так же располагаются на высоких цилиндрических барабанах с четырьмя световыми проёмами на каждом. Все оконные проёмы в храме арочные, закомары имеют килевидную форму.

К основному массиву храма с запада присоединен четверик притвора, над которым возвышается трёхярусная колокольня, выполненная как «два восьмерика на четверике» и увенчанная шлемовидной главкой.

В оформлении храма использовано каслинское чугунное литьё. Паперть, притвор, средний храм – застелен узорчатыми половыми плитами; первый ярус колокольни завершается ажурной решёткой.

Здание расположено на возвышенности и поэтому храм «Вознесения Господня» является главной высотной доминантой города.

Литература:

1.Летопись Вознесенской церкви Каслинского завода Екатеринбургского уезда Екатеринбургской епархии.-1909г.

2.Столбикова Л.П. Церковь Вознесения в г.Касли,1999.

В этом году мы вспоминаем 100-летие революций 1917 года. Роковые события разрушили Российскую империю, собрали обильную кровавую жертву: миллионы загубленных жизней, миллионы искалеченных судеб. Огненные меты времени – убийство Государя Николая II и всей Царской семьи, крупномасштабная гражданская война, чудовищный террор. Гонения на Церковь, разграбление народных святынь и богатств, разрушение храмов и уничтожение верующих.

«Белые платочки» выстояли

Не обошла беда и наш родной Урал. Мы увидели это собственными глазами. Едва сели в автобус, наш гид Юлия Санпитер сказала: «Сегодня мы посетим старинные сёла Каслинского района: Воскресенское, Булзи и Огневское. Увидим возрождённый и восстанавливаемые храмы, окунемся в святой источник, закажем требы. А для начала послушаем молитвенное правилочч. Чтобы поездка прошла благополучно»…

Дорога в Воскресенское пролетает незаметно. Погода отличная, солнышку радуемся, любуемся на весёлые полупрозрачные леса. Попутно узнаём историю. Всё началось в 1749 году. Главный горный командир Урала и Сибири Никифор Герасимович Клеопин, отслужив верой-правдой около 25 лет, получил земли в окрестностях озера Синара и основал Воскресенское имение. Построил господскую усадьбу и несколько домов, переселил из новгородских деревушек крепостных. В 30-40 саженях от господского дома возвели деревянную церковь в честь Воскресенья Христова. Церковный приход возник в 1751 году. Никифор Герасимович был набожным: сам не пропускал ни одной воскресной службы и от крестьян того же требовал.

В 1784 году Воскресенское заполучили Демидовы, крестьяне превратились в заводских крепостных, началась полоса железа и древесного угля. Демидовы владели Кыштымскими и Каслинскими заводами 57 лет. Богатейшие были люди, но за 25 лет в селе ничего не построили! «И кола не воткнули», как говаривали селяне. В 1809 году промотавшийся Петр продал заводы и село купцу Льву Расторгуеву. При нём и начали строить каменную церковь в честь иконы «Знамение» Божией Матери. Автор проекта – известный архитектор М.П. Малахов, под его руководством построены наиболее ценные памятники архитектуры в Екатеринбурге и Каменск-Уральском. Кстати, родом с Украины, с Черниговщины.

Богатейший по иконостасу Знаменский храм служил людям больше века, но в советские годы его стали грабить и разрушать, как и тысячи по России. В 1948 году перестали звонить колокола. В неизвестном направлении, на 12 возах вывезли всю церковную утварь и облачения. В здании устроили зернохранилище, потом оно стало бесхозным, не осталось ни полов, ни окон.

Однако веру в народе убить не удалось. «Белые платочки» отстояли. В 1997 году Знаменскую церковь начали возрождать всем миром. Энтузиасты трудились бесплатно, помогали власти. Вскоре начались богослужения, потянулись люди.

Великолепный храм классического стиля

И вот мы видим это чудо преображения. Сверкающая белизной, ярко-голубыми куполами и блестящими крестами Знаменская церковь видна издалека. Удивляет изысканная архитектура в стиле классицизма: ротонда, колонны, арки, портики, фронтоны – непривычная роскошь для сельской местности. Многие детали окрашены в бирюзовый цвет. День солнечный, небо абсолютно ясное и ощущение праздника словно витает вокруг. Он будто плывёт над землёй – воскрешённый красавец-храм Воскресенского.

А внутри ожидает ещё большее потрясение. Всё так ярко и празднично – прямо сказочный островок. Литургия. Пожилой священник выходит из алтаря с кадилом, и воздух наполняется тонким благоуханием. Что-то родное, забытое касается души – радостное и окрыляющее. И ты вдруг ощущаешь себя ребёнком. И как в детстве, хочется крутить головой и всё рассматривать.

Особенно поражает обилие икон Богородицы. На самом видном месте, слева и справа, – «Державная» и «Курская Коренная», необычное распятие Спасителя в виде скульптуры, образ Николая Чудотворца, скорого помощника и любимца всея Руси. А над головой, под куполом, открывается звёздное небо и струятся потоки света. Рядом – Тайная Вечеря и Воскресенье Христа, образы святых евангелистов. Словно ветерком навеяло строки Лермонтова: «В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть, одну молитву чудную твержу я наизусть».

Какое необыкновенное, полётное чувство! Хочется остаться и пожить в этом селе. Зачем он нужен, этот город? Здесь – так хорошо.

Алтарник Леонид Николаевич проводит для нас небольшой экскурс в историю. Храм начли строить в 1822 году, а освятили в 1835-м. Прежде на этом месте была деревянная церковь, но она сгорела дотла в 1814 году, во время крестного хода в соседнюю Знаменку. Уцелела лишь старинная икона Божьей Матери «Знамение», её брали с собой. Сейчас сюда часто приезжают жители Снежинска, он недалеко. Настоятель храма протоиерей Евгений Осипов, а благообразный батюшка, которого мы видели, – иерей отец Владимир Малов. Бывший подводник, раньше был на страже рубежей Отечества, а теперь – живых человеческих душ.

Когда мы вернулись в автобус, Юлия спросила: «Вы обратили внимание, какой это храм радостный, яркий, праздничный? А ведь росписи не канонические, рисовал обычный художник. Даже уезжать не хочется».

Кстати: историческую ценность Воскресенской церкви признавали и в безбожные времена. Учёные Академии наук СССР в одном из отчётов писали: «Сколько еще бесценных памятников архитектуры до сих пор остается в неизвестности! Например, в 1979 г. в деревне Воскресенка Каслинского района Челябинской области одна из экспедиций Академии наук СССР обнаружила великолепный храм классического стиля, разрушающийся и бесхозный, между тем на всем Урале вряд ли найдется более десятка подобных сооружений…».

«Всенародная стройка» в Булзи

Храм Покрова Божьей Матери в Булзи блистает ослепительной, сахарной белизной. Словно огромная прекрасная птица или величавый корабль на фоне синего неба. Ржаво-кирпичные, ещё не оштукатуренные ворота напоминали: недавно весь храм выглядел так же! Израненным и умирающим, словно человек с ободранной и обожжённой кожей. А опалили его война, вражда и ненависть, безумный вызов Богу.

Однопрестольная каменная Покровская церковь заложена в 1835 году, освящена в мае 1841 года. В 1886-1894 годах пристроены боковые приделы в честь Сретения Господня (южный) и святых равноапостольных Константина и Елены (северный), возведена новая колокольня. Эта церковь – необычный для Южного Урала памятник архитектуры, с элементами неовизантийского стиля. В 30-ые годы прошлого века храм закрыли и разграбили. Сделали склад зерна, западный вход расширили для въезда автомобилей, внутреннее пространство разделили на ярусы.

К счастью, люди опомнились. Безбожные власти ушли в прошлое, Россия возвращается к духовным традициям, начинает возрождать храмы. В 2013 году в Покровской церкви начались восстановительные работы. По благословению прежнего владыки Феофана за дело взялась монахиня Феодосия (в прошлом – майор МЧС Ольга Новгородцева, пресс-секретарь ГУ МЧС по Челябинской области). Ныне она руководит маленькой монашеской общиной и восстановлением храма.

Матушка Феодосия похожа на солнышко: возле неё очень тепло и как-то…комфортно, надёжно. Она и показывает нам, как преобразилась церковь. Началось с того, что приехал с молодёжью отец Ярослав (Иванов), настоятель челябинского храма Сергия Радонежского. Поработали дружно, с энтузиазмом и молитвой, за один день вынесли из храма весь мусор. Вскоре стройка стала всенародной, люди стали приезжать на субботники, чтобы потрудиться в меру сил. Всем миром собирали средства на купола, кресты, окна и т.д.

И вот храм ожил и похорошел: снаружи и внутри. В нём просторно и светло, стены гладенькие и белые: старых «ран» уже невидно. Появились большие кирпичные печи и небольшая звонница, самые главные иконы. В центре на аналое – Покрова Божьей Матери. Справа видна полустертая старинная фреска – это святитель Николай, так любимый на Руси.

— Нам сказали, что её можно восстановить, – объясняет матушка Феодосия. – Были и другие фрески, но один бизнесмен решил сделать бабушкам подарок: помыл стены из шланга, и всё осыпалось. Храму этому уже 180 лет, здесь перебывали тысячи самых разных людей, многие приезжают потрудиться.

Речь матушки – словно ручеек в жаркий день. Запомнился совет: каждый день обращаться за помощью к святым этого дня. Можно своими словами. У Бога все живы, они нам – как старшие братья и сёстры, всегда помогут.

Летом богослужения уже совершаются здесь, а остальное время года – в домовом храме монашеской общины. Сюда и приходим из Покровской церкви. Домовой храм не велик, но уютен, создан с любовью. Едва входишь, видишь огромное Распятие, жуткие раны Христа. Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов в глубокой скорби. Всё так живо, двух тысяч лет – словно не было.

Далее – молитвенный зал с новеньким, очень красивым иконостасом. Светло и чисто, дышится легко. Святые спокойно смотрят на нас, а мы – на них. Это не музей, здесь иная связь. Люди ставят свечи, кто-то молится. А потом идём в трапезную. На самом видном месте – красный угол с иконами, перед началом обеда звучит молитва. На столе всё по-деревенски: соленья, варенья, хлеб, ароматный грибной суп и гречневая каша с овощами. Очень вкусный постный обед, и усталости – как ни бывало. А потом все желающие задают вопросы.

Сестры монашеской общины готовы каждый день принять помощников для работы на строительстве храма и других хозяйственных забот. Для трудников есть возможность остаться на более длительный срок. Телефон монахини Феодосии (Новгородцевой) – 8 932 303 06 05. Адрес будущего монастыря: 456846, Челябинская обл., Каслинский район, с. Булзи, ул. Пролетарская, 15.

Когда стреляют в Спасителя – метят в народ

Третье село на нашем пути – Огневское или Огнево – одно из первых русских поселений в Челябинской области. Основано в 1701 году, названо по фамилии первопоселенца Огнева. Здесь мы посетили совершенно грандиозный храм Илии Пророка, ныне восстанавливаемый. Он построен в 1821-1827 годах, на месте деревянной церкви. В конце 19 века был расширен за счет боковых приделов: в честь великомучеников Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, позже приделы увеличили до алтаря.

После революции храм закрыли. Как рассказала нам местная учительница, безбожники стреляли прямо по крестам куполов. Когда кресты сняли для реставрации, внутри обнаружились ржавые гильзы, сразу рассыпавшиеся в труху. В одной из стен видна огромная брешь – возможно, от выстрела. И в Спасителя, похоже, тоже стреляли. Добрый Пастырь с овечкой на руках встречает нас в притворе. Лик повреждён не то выстрелом, не то сильным ударом…Можно ли жить спокойно, благополучно, если следы безбожия в нашей стране видны на каждом шагу?

До 70-х годов храм пророка Илии использовался под зернохранилище, затем опустел и стал разрушаться. Но в 90-е годы вновь зарегистрирована православная община, храм объявили памятником архитектуры. Сейчас идут восстановительные работы, ими руководит благочинный Каслинско-Снежинского округа Валерий Борисенко. К настоящему времени значительную часть здания оштукатурили, подняли купол со шпилем, но работы ещё – море.

Вид разрушений, конечно, ужасает. А храм – удивительный! Поражает и масштабом, и множеством старинных фресок. Они – великолепны! Вот плачущий блудный сын на коленях перед отцом. Вот бедная вдовица жертвует последние лепты. Вот милосердный самарянин бережно ухаживает за путником, пострадавшим от разбойников. Сколько любви, милосердия и мудрости…Непостижимый «Спас Нерукотворный», Казанская икона Божьей Матери, вневременной полёт херувимов, спустившихся с небесных высот. Просто сердце плачет, когда видишь запущенной такую красоту!

А строили-то раньше как! Да, крепки были духом селяне, коль такие церкви возводили. Огромные лаги и доски такого обхвата, что диву даешься. Неужели в России были такие деревья? А сейчас вместо пола – огромные пустоты, можно ноги переломать. Говорят, тут машины проезжали, пока доски не сгнили…

— Кто хочет подняться на колокольню? – раздаётся голос. Ну как не пойти? Протискиваюсь в неудобный узкий лаз…И попадаю в кромешную темноту. Страшно – очень. Ничего не видно! Вверх ведёт винтовая лестница. Ступеньки высокие и узкие, возле стены сходят на нет. Несколько минут карабкаюсь во тьме, как сквозь вечность. «Держись за бревно», – советуют сверху. И вот, наконец, проблески света. Радость-то какая! Пара пролетов по деревянной лестнице – мы на колокольне. Открывается чудный вид на село и новенький купол храма. Нас только четверо, остальные не пошли. Ощущение – непередаваемое. Маленькая, но победа над собственным страхом.

Позже заглянули в местный молельный дом, попросили помолиться за наших близких. Мне удалось немного поговорить с благочинным, отцом Валерием Борисенко. Очень хороший, душевный батюшка, дал мне важные советы и передал поклон протоиерею отцу Владимиру Воскресенскому, настоятелю челябинского Свято-Георгиевского храма. Оказалось, что он тоже когда-то в нём служил.

Посетили мы и святой источник, где есть родник и домик с купелью. Окунулись совсем немногие, было холодно, зато водички набрали все. По дороге в Челябинск переживаю приятный шок – от купания в ледяной воде, лёгкой усталости и множества незабываемых впечатлений…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *