Чем отличается ритуал от обряда?

Спрашивает: Татьяна Сергеевна

Вопрос: Обьясните, пожалуйста, как правильно называть служение священиков в храме во время проведения праздников, приношения жертв и прочего? У нас в церкви называют это церемониальным законом. Разве это правильно? Чем по смыслу отличаются слова ритуал, обряд и церемония.

С благодарностью и уважением надеюсь на ответ.

Отвечает Александр Болотников: Мир Вам!

Прежде всего, скажем, что в Священном Писании отсутствуют термины современного систематического богословия. Так, действия священников названные в русском переводе Библии «служение» в оригинале названы словом «авода» — работа, употребление или служение. Священники работая, служили Богу, очищая народ от грехов. Кроме того, когда русский Синодальный перевод Писания говорит об обрядах (например, Числа 9:3), необходимо отметить, что в оригинале используется слово «мишпат», означающее «суд», «закон» или «устав».
Перечисленные Вами слова ритуал, обряд и церемония с точки зрения русского языка — синонимы; церемония является более секулярным определением, чем ритуал и обряд.
Все три слова обозначают установленный порядок действий при совершении религиозных или традиционных действий. Ритуалы имели как язычники, так и потомки Иакова в Иерусалимском храме.
Для верующих людей наибольший интерес представляет библейская ритуальная динамика, о которой я расскажу ниже.
Я привожу выдержку из своей книги «Евангелие в Ветхозаветном Святилище». Глава 2. Святилище в прообразах и предтечах.

«В чем смысл ветхозаветных ритуалов? Как их можно понять? Именно этим занимается такой раздел экзегетики, как «ритуальная динамика». Смысл ритуала, его значение, заложенное Самим Богом, можно, хотя бы отчасти, понять, только если систематически, шаг за шагом изучить каждое действие.

Учитывая это, богослов Рой Гейн определяет ритуал следующим образом:

«Ритуал — это система действий, связанных между собой определенными четкими правилами, каждое из которых имеет свой глубокий духовный смысл. Целью ритуала является установление взаимосвязи между грешным человеком и запредельным Святым Богом». Иными словами, чтобы совершить ритуал, угодный Богу, необходимо иметь веру. Рассматривая каждое действие ритуала именно таким образом, мы очень скоро откажемся от идеи противоречия между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Мы увидим, что ритуал — это не бездумное действие, самоцелью которого является достижение спасения по делам, но это акт веры, имеющий огромное значение для человека, совершающего его. Вот почему нам важно говорить не только о типологии Нового Завета в Ветхом Завете, но и Ветхого Завета в Новом, так как это поможет нам убедиться в том, что Бог неизменен. Он осуществляет задуманный им план спасения независимо от культуры и уровня развития человека. В ветхозаветных ритуалах Господь приоткрывает перед человеком завесу будущего, что позволяло израильтянину верою увидеть тогда то, что мы, христиане ХХ века, наблюдаем как свершившуюся историю».

Ритуал – обычай(обряд) – традиция – культура.

Что такое ритуал? Вообще, ритуал — любая последовательность действий или часто повторяемая модель поведения, заведенный порядок. Бытовое поведение современного человека включает в себя множество ритуалов. Например, утренний ритуал пробуждения, одевания и т.д. Часто между ритуальными актами и привычными действиями невозможно провести четкую границу. Каждое стереотипное, стандартное действие имеет и практический и ритуальный аспект. Ритуал — это форма социального взаимодействия, которое протекает по стандартной программе. Самый простой из них — обычный обмен приветствиями: «Привет!» — «Привет!» Приветствуя друг друга, мы совершаем стандартную серию жестов и, не задумываясь, произносим традиционные фразы. Благодаря ритуалу, нам не нужно постоянно обдумывать каждое свое слово и поступок.

Ритуал – характерная черта всех человеческих обществ, как исторических, так и современных. Ритуальные действия имеют символическую ценность, исполнение его обычно предписано традициями общества, его действия унаследованы бессознательно из культурной традиции.

С точки зрения этнографии и антропологии, ритуал может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами.

По мнению З. Фрейда, религия и религиозный ритуал являются психологической защитой от тягот жизни, страданий, надеждой избавления от болезней, т. е. необходимой иллюзией, а также они дают защиту и помощь целого сообщества соплеменников. Культурная традиция в течение долгого времени рассматривалась как обычай, передаваемый из поколения в поколение в виде определенного наследия, завета предков. Однако в культурной традиции имеется пласт, существование которого было выявлено швейцарским ученым К. Г. Юнгом (1875-1961) и названо архетипом культуры.

В основе современной культуры лежит первоначальный коллективный древний пласт психики и культуры, «коллективное бессознательное», которое передается по наследству и у всех людей тождественно. Именно на этой основе вырастает индивидуальная психика человека. Содержанием «коллективного бессознательного» являются архетипы. Архетипы — это первоначальный образы, образцы культурного поведения, «психологические инстинкты». Они выражаются в ряде символов, которые отражены в мифах и сказаниях, в магических и колдовских действиях и ритуалах, когда человек чувствует свою неразрывную связь со своим родом, со всей историей человечества и природой.Архетипы могут достичь сознания человека только в форме символа. Культурные архетипы, оставаясь неизменными по существу, проявляются в самых разнообразных формах: в мифологических образах, сюжетах и ритуалах, и т.д.

Процесс превращения символов бессознательного в видимую и осязаемую форму возможен в процессе ритуального действа. Именно поэтому участие в проведения ритуала помогает снять психологическое напряжение и гармонизировать человеческую психику. Как древний, так и современный ритуал, одинаково символичен. Он помогает человеку победить неопределенность, бесформенность времени и пространства, производит «членение времени». Зачем ритуал современному человеку? Значительные перемены в жизни воспринимаются психикой человека с трудом, поэтому любой переход, в том числе смена статуса, переезд, нуждаются в особом сопровождении — ритуале. Ритуал сопровождает современного человека от рождения до смерти: регистрация ребенка, поступление в школу и ее окончание, проводы в армию или поступление в институт, свадьба, серебряная, золотая и пр., проводы на пенсию и т. п.

По словам Конфуция, «ритуал дает человеку опору в жизни». Участники ритуала ощущают, что ритуал — это рубеж, за которым начинается качественно другая жизнь, поэтому каждому такому переходу способствует празднование и ощущение перерождения. Существуют разные классификации ритуалов. К основному типу относятся ритуалы, связанные с переходом человека из одного состояния в другое, что является важным моментом перехода и начала нового периода в жизни человека, связан с такими важными событиями, как «инициация», «ритуал перехода, изменения статуса, места жительства и жизненных кризисов», а также ритуалы преобразования «старого» в «новое». Человек в своей жизни проходит некие этапы. И каждый этап сопровождается ритуалом, цель которого обеспечить человеку переход из одного состояния в другое. Чтобы перейти из одного состояния в другое, из одной группы в другую, объединиться с людьми этой группы, человек вынужден следовать ритуалам, различным по форме, но сходным по механизму действия.

Форма ритуала напрямую связана с набором участников, местом и способом его организации. Рассмотрим каждый элемент ритуала.Символичность действия. Символичность – необходимое условие удачного ритуала. Ритуальные действия могут быть различными (поклоны, омовения, очищения), главное, они должны иметь символическое значение. Не менее важен игровой характер ритуала, т. е. способность сохранять новизну при многократных повторениях. Например, Ритуал преобразования «старого» в «новое» часто проводится по схеме выполнения ритуала «смерть — возрождение»: изготовление ритуального символа (например, изготовление чучела в календарном обряде типа Масленицы); вынос символа и уничтожение ритуального символа.Интересно отметить, что формы уничтожения ритуального символа соответствуют различным архаическим формам погребения: сожжение, предание земле, воде… Особую роль ритуал играет в исцелении (например, в психотерапии), когда целью является регенерация человеческого существа. Ритуал возвращает человека ко Времени начала, чтобы он начал новую жизнь, заново родился и исцелился. Процесс «ритуального уничтожения» представляет собой такое сочетание старого и нового, в котором победу одерживает новое. В результате, равновесие восстанавливается.

2. Участники ритуала. Различные ритуалы могут предполагать или напротив запрещать присутствие зрителей. Ритуальные действия пытаются изменить сознание людей, участвующих в них, поэтому может оказаться важным проведение ритуала на публике. В некоторых ритуалах принимают участие только непосредственные члены семьи, другие же требуют присутствия более широкого круга.

3. Место. Можно устроить ритуал дома, на улице или в месте, значимом для участников. Например, на мосту, (особенно при разведении и сведении мостов), под аркой, в лесу, у реки, у моря, на закате или восходе солнца, и пр. Вода символизируют основу всего. Контакт с водой всегда заключает в себе некое возрождение, погружение в воды символизирует возврат в мир до существования, всплытие — проявление формы. Это символическая «смерть» и «рождение».

4. Слова. Способы, при помощи которых люди могут выразить свои чувства и мысли в ходе ритуала – могут быть письмом, обращением, мольбой, речью в прозе, стихах.

5. Степень сложности. Одни ритуалы просты и требуют только рукопожатия или реплики типа «Удачи!», другие же жизненные перемены крайне значимы и требуют проведения сложных ритуалов. Сюда относятся свадьбы, дни рождения, годовщины смерти, ритуалы, связанные с наступлением половой зрелости, новоселья.

Рассмотрим ритуал изменения на примере свадьбы.

Ритуал изменения статуса имеет три стадии. Первая стадия – собственно ритуал бракосочетания. Многие действия, совершаемые в процессе ритуала, символичны, то есть имеют значение, не связанное напрямую с самим действием. Например, когда жених и невеста обмениваются кольцами, они как бы заявляют о своем новом союзе. Далее следует отделение от группы (медовый месяц). Затем наступает период неопределенности между двумя мирами (новобрачный период), а за ним следует объединение по-новому, в новую семью. Ритуальные действия изменяют сознание людей, участвующих в них, поэтому так важно проведение ритуала на публике. Например, хотя во время свадьбы непосредственно переживают огромную перемену в жизни только жених и невеста, обществу важно отметить, что оно получило новый союз, и оно имеет возможность выразить свои чувства по этому поводу в процессе свадебной церемонии. Зачем нам семейные праздники? Семейные праздники позволяют нам осознавать и воспроизводить себя как семью, как род. Мы ходим в гости, участвуем в застольях, дарим подарки – все это, по сути, ритуальные действия, с помощью которых каждый раз заново укрепляются и обновляются межличностные отношения, утверждается наше семейное единство. Аналогично, на корпоративных вечеринках подтверждается общность, единый психологический настрой в группе людей. Подлинные ритуалы играют особую роль в идентификации личности с коллективом. Они способствуют сплочению группы. Корпоративные ритуалы призваны создавать единство профессионального коллектива.

Понимание повседневных, само собой разумеющихся черт групповой жизни требует систематического изучения ритуала. Понимание личностью своего внутреннего мира, связи людей друг с другом и с человечеством в целом также требует изучения ритуала. Ритуалы находятся на пересечении границ между конкретными людьми и об-ществом и требуют всестороннего изучения психологами.

Евгений Кузьмишин 19613 4 года назад историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог Пользователю можно задать вопрос

Обычно считается, что привычка — это индивидуальное, а обычай — это массовая привычка. И то и другое подразумеваются «здесь и сейчас». Если обычай или привычка передается из поколения в поколение, то это создает традицию, а если при этом действие наполняется каким-либо абстрактным смыслом, то оно становится обрядом, для исполнения которого составляется ритуал.

Осирис привык каждую минуту стряхивать с рукава песчинки. Потом он трет рукав все время, есть там песчинки или нет. Это привычка (хотя врач Осириса Анубис говорит, что это невроз). Все родственники и друзья Осириса начинают тереть себе рукава. Это обычай. Все дети Осириса, его племянники и дети родных и друзей трут себе рукава. Это традиция круга Осириса. Внук Осириса Аменхотеп говорит, что тереть рукав нужно для того, чтобы очиститься от греха. Это обряд. Внук Аменхотепа утверждает, что очищаться от греха нужно только трением рукава справа налево — это ритуал.

Евгений Кузьмишинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 14 -1

Корбаков Вениамин Валерьевич ТРАДИЦИИ, ЦЕРЕМОНИИ И РИТУАЛЫ .

pedagogical sciences

УДК 37.011.33

ТРАДИЦИИ, ЦЕРЕМОНИИ И РИТУАЛЫ КАК ИСТОКИ ПАТРИОТИЗМА

© 2017

Корбаков Вениамин Валерьевич, подполковник полиции, адъюнкт 3 факультета кафедры психологии,

педагогики и организации работы с кадрами Академия управления МВД России (125993, Россия, Москва, улица Зои и Александра Космодемьянских, 8, e-mail: ven-korbakov@yandex.ru)

Аннотация. В статье раскрывается значимость патриотического воспитания в современной жизни России, с акцентом на отношение государства к патриотизму, как к национальной идее. Рассматривая утвержденные Правительством Российской Федерации государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, автор подчеркивает положительную тенденцию их реализации. В развитие темы, автор показывает институт традиций, церемоний и ритуалов, как феномен, играющий важную роль в жизни как правоохранительных органов, так и человечества в целом. Опираясь на труды различных ученых, таких как В.И. Лутовинов, Я.Л. Алиев, Н.В. Сердюк, О.М. Боева, автор раскрывает герменевтический аспект терминов «традиция», «церемония», «ритуал». Используя хрестоматийные толкования данных терминов, в данной статье показаны их связь, схожесть по сути, зависимость и, в то же время, отличие друг от друга по масштабу, положению в современной комплексной структуре. Также, в статье затрагиваются вопросы взаимосвязи традиций и ритуалов с культурой и образованием. Показаны ключевые особенности традиций правоохранительных органов, отличающие их от традиций гражданских коллективов.

Ключевые слова: патриотизм, образование, воспитание, духовность, общество, нравственность, традиция, церемония, ритуал, патриотическое воспитание, органы внутренних дел, культура, идеология, полиция, история, социальные отношения.

TRADITIONS, CEREMONIES AND RITUALS, AS THE ORIGINS OF PATRIOTISM

© 2017

В последние годы вопросы воспитания патриотизма все чаще поднимаются как в средствах массовой информации, так и в высших эшелонах власти, так как все более заметной стала постепенная утрата нашим обществом российского патриотического сознания. Существенно обострился национальный вопрос, наблюдается падение престижа государственной, военной и правоохранительной службы. Поэтому возникла неотложность решения на государственном уровне проблем системы патриотического воспитания как основы консолидации общества и укрепления государства. Выступая в июне 2015 г. на церемонии вручения государственных премий за выдающиеся достижения в области науки и технологий, литературы и искусства, а также в области гуманитарной деятельности, Глава государства подчеркнул, что идеалы патриотизма в стране «настолько глубоки и сильны, что никому никогда не удавалось и не удастся перекодировать Россию, переделать под свои форматы» . В ходе встречи с Клубом лидеров, объединяющим предпринимателей из 40 регионов страны, в феврале 2016 года В.В. Путин поделился мнением, что «в России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея» .

Подтверждением значимости феномена патриотизма в нашей стране является успешное выполнение пяти-годичных государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации . Начиная с 2001 года, их реализация способствовала формированию системы патриотического воспитания как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях. Итогом ста-

ла тенденция углубления в массовом сознании граждан понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества. Зачастую, патриотизм и духовно-нравственное воспитание грядущих поколений стало основываться на памяти о лучших качествах нашего народа, проявленных в годы Великой Отечественной войны .

Так или иначе, в обществе появилось понимание необходимости возврата к истокам традиционной духовности и нравственности: самопожертвованию ради блага других людей, неподкупности, нравственной чистоплотности, верности долгу, бескорыстию, милосердию, доброте .

Однако предпринимаемые в государственной политике меры пока носят больше социально-просветительский характер и слабо способствуют интеграции молодежи в процессы развития страны и активизацию патриотической деятельности . Можно вывод сделать об опоре на традиции и ценности…

Как следует из программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы», одним из основных направлений ее реализации является «необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно-самобытных ценностей, ценностей патриотизма и духовных традиций страны» .

Посредством традиций выполняется целый ряд культурных функций. К примеру, традиции обеспечивают социализацию инкультурации людей; выделяют образцы поведения и ценности, одобренные обществом. Благодаря традициям устанавливается преемственность

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Корбаков Вениамин Валерьевич ТРАДИЦИИ, ЦЕРЕМОНИИ И РИТУАЛЫ …

культур. Традиции образуют своеобразную форму хранения и передачи информации и культурных ценностей от поколения к поколению .

Затрагивая институт традиций и ритуалов, необходимо понимать, что именно они являются тем феноменом, передающимся из века в век, от старшего поколения -молодому, который позволяет, накопив самое лучшее, воздействовать на личность на подсознательном, генетическом уровне. Именно традиции и ритуалы играют важную роль в жизни человечества, культивирует уважение к истории, Родине, «семейному очагу» и другим базовым традиционным ценностям.

В призме правоохранительной системы различные авторы дают свои толкования понятий и роли традиций. Так, доктор юридических наук Я.Л. Алиев, в своей диссертации на тему «Корпоративный традиционализм полиции и режим законности: Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование» указывает, что традиционализм и традиции выражают связь и преемственность разных поколений, эпох, прошлого и настоящего. По его мнению, традициями охватывается то, что принято считать лучшими мировоззренческими и познавательными моделями сознания и социальной практики. Традиции по своей сути являются духовным и предметно-деятельным культурным стержнем, которым обладает любой индивид, любая социальная общность, социальный слой, социальная система. Я.Л. Алиев утверждает, что стабильность, прочность и развитие человека и человечества в целом невозможно без опоры на традиции .

По мнению Я.Л. Алиева государственные и национально-культурные традиции России представляют собой единое и одновременно множественное государственно-национальное образование, составной частью которого являются традиции органов внутренних дел.

По своему происхождению, становлению и развитию, по проявлению и реализации в сознании общества Российского народа, традиции выступают совокупностью всех элементов и аспектов как духовного мира и социальной практики, так и всего комплекса, включающего в себя социально-политические нормы, правила и государственно-правовые установления. Именно в традициях наличествует отражение всех социальных противоречий, характеризующих эти нормы, правила и установления.

Нельзя не согласиться, что современная Россия полна острыми социальными противоречиями. Непростым образом складывается ситуация в таких системах отношений как общество — государство, гражданин — государство, органы государства и органы внутренних дел — граждане.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я.Л. Алиев утверждает, что традиции органов внутренних дел, как явление, отражающее и проявляющее историю и функционирование государства, имеют свои особенности, отличающие их от трудовых и иных общих традиций. Самыми важными из них автор выделяет:

— государственно-правовую и морально-политическую составляющую этих традиций;

— нормативно-обязательные характеристики;

— прямое отношение к политике и всему общественному строю общества, историческому типу социальной системы и историческому типу государства, их связью с общественно-политическими атрибутами;

— специфическую (государственно-политическую и правоохранительную) сферу проявления;

— подчинение жестким, устойчивым предписывающим правилам, нормам и моделям поведения, деятельности и социальных отношений, составляющих их суть и содержание;

— наличие значимой социальной роли и социальных функций;

— наличие юридически значимых последствий при их несоблюдении;

— их нормативно-закрепленную форму;

— наличием определённого несоответствия и противоречия с иными традициями, такими как: политические, национальные, трудовые, боевые, семейные и другие.

Н.В. Сердюк, доктор педагогических наук, доцент, в своей статье «Традиция как основа патриотизма (герменевтический аспект)» утверждает, что человек и традиция «находятся во взаимной зависимости, взаимоформировании, событийны. Образование является важным организующим и направляющим институтом этой событийности. Образование реализует стратегический путь воспитания патриотизма» .

Совершенно справедливо Н.В. Сердюк показывает, что базисная суть образования — оказание содействия индивиду в его формировании через представление ему прошлого, совместное раскрытие настоящего и подготовку к будущему, которое бы не уничтожало фундамент прошлого, питалось им, было продолжением прошлого, но не являлось бы его повторением.

Стабилизирующая роль в обществе отведена системе образования, несущей историю, организующей, упорядочивающей процесс социализации, передающей базисные ценности потомкам.

Смысл этой роли заключается в недопущении разрушения традиции творческим человеческим началом смыслопорождения, и, в то же время, защите жизнедеятельности человека от превращения из-за традиций в механический повтор опыта предков. Природа традиции заключается в том, что она интенциональна, а не представляет собой нечто неподвижное. Это является одним из оснований полагать, что в зависимости от эпохи патриотизм проявляется по-разному.

Существование человека в традиции, естественным образом осуществляется через образование. Прежде всего, это связано с представлением традиций как системы согласованных друг с другом базовых истин. Только получая традицию, в том числе обнаруживая ее в самом себе, человек становится человеком. Как существо историческое, человек изначально является вневременным. Это — предварительное условие для патриотичности.

О.М. Боева в своих работах высказывает точку зрения, что формирование истории Российского государства, его культуры, экономики, жизненного уклада происходило под покровительством Православия, которое послужило России в качестве основы, образующей государство, этнос и культуру. Педагогика, составляя часть культуры, на взгляд О.М. Боевой, также должна быть понята и осмыслена в русле традиционных для той или иной страны основ. Цель воспитания нужно выбирать объективно и опираться на то существенное, что является значимым для общества, делает процесс воспитания устойчивым, независимым от социальных изменений. Этим «существенным» для россиян выступает традиция, являющаяся практическим, теоретическим, духовно-нравственным опытом русского народа .

Таким образом, анализируя работы указанных авторов, мы видим устойчивую связь понятий «государство», «традиция», «образование», «патриотизм».

Бесспорным является то, что организация патриотического воспитания основана на сохранении и приумножении традиций как народов России в целом, так и органов внутренних дел в частности. В широком смысле слова традиции являются правилами, обычаями, нормами поведения, то есть исторически сложившимися и передаваемыми из поколения в поколение элементами культурного и социального наследия общества. Традиции в органах внутренних дел представляются моральными правилами, образцами и нормами поведения, обычаями, сложившимися в повседневной деятельности сотрудников, побуждающими их выполнять свой служебный долг честно и самоотверженно .

Рассматривая вопрос традиций и ритуалов, можно столкнуться с множеством терминов, раскрывающих данные понятия. Но большинство авторов сходятся во мнении, что традиции носят исторических характер и

Корбаков Вениамин Валерьевич pedagogical

ТРАДИЦИИ, ЦЕРЕМОНИИ И РИТУАЛЫ … sciences

изменения традиций зависят от изменений экономических и политических основ общества.

Слово традиция происходит от латинского — (traditio), что означает передача, повествование . Понятие «традиция» в русском языке используется в ряде значений.

Во-первых, оно обозначает некоторые общие черты, особенности целого ряда отличающихся друг от друга социальных явлений, но, в то же время, являющихся однопорядковыми (праздник, церемония, ритуал, обряд и т.д.). Обладая общим, собирательным характером, оно несет в себе более весомое значение, нежели каждый из перечисленных терминов, поскольку в нем раскрывается действительная природа феноменов.

Во-вторых, термин «традиция» используется совместно с терминами «церемония», «обряд», «ритуал» и соответственно понимается как явление того же разряда.

Рассматривая данные определения, все-таки, следует разграничить понятия «традиция», «церемония» и «ритуал». На сегодняшний момент понятие «традиция» достаточно часто используется во всех сферах жизни общества. Его употребляют, когда речь идет об устойчивых, повторяющихся сторонах, свойствах, отношениях, явлениях социальной действительности. Таким образом, чересчур широкое употребление термина «традиция» практически девальвировало значимость таких понятий, как «церемония» и «ритуал», непосредственно заменив их. Но на сколько это справедливо?

Итак, изучив хрестоматийные толкования термина «традиция», можно сделать вывод, что традиции — это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение определенные общественные установления, идеи, ценности, обычаи и нормы поведения людей. В своем развитии, эти нормы могут трансформироваться в моральные законы не только для отдельных индивидов, но и для целых групп, классов, народов. Со временем, традиции приобретают силу «неписаных законов». По факту, все сферы жизни общества содержат элементы традиционности: национальные традиции, воинские традиции, литературные традиции, трудовые традиции, культурные традиции, семейно-бытовые традиции, и т.д. Молодое поколение осваивает сложившиеся традиции, опираясь на подражание старшим, уважение их жизненного опыта и положительных достижений.

Большая советская энциклопедия трактует термин «церемония» (от лат. caerimonia — благоговение; культовый обряд) как установленный порядок совершения какого-нибудь обряда, торжества. В переносном значении — о каком-нибудь действии, длительном или совершаемом методически; условность в поведении .

Толковый словарь русского языка дает более развернутое определение с дополненными примерами. Так, согласно трактовке этого словаря, церемония — это установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь: церемония приёма посла, церемония принятия Присяги, свадебная церемония . Стоит обратить внимание, что именно толковый словарь относительно принятия Присяги применяет столь непривычный термин «церемония», а не «ритуал».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обращаясь снова к Большой советской энциклопедии, мы видим, что ритуал (от лат. ritualis — обрядовый, от ritus — религиозный обряд, торжественная церемония) есть ничто иное, как вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символичного поведения, кодифицированная система действий (в том числе речевых), служащих для выражения определённых социальных и культурных взаимоотношений (признания каких-либо ценностей или авторитетов, поддержания социально-нормативной системы и т. п.) .

Итак, мы видим, что термины «церемония» и «ритуал» тесно связаны друг с другом, но вовсе не являются 188

синонимами. Их связь заключается в выражении обрядовых явлений, построенных на традициях общества. Однако, термин «церемония», по сравнению с «ритуалом», является более широким, объемным.

В 1962 году британский антрополог-африканист Макс Глакмен в своих трудах «Очерки о ритуале социальных отношений» разграничил понятия ритуала и церемонии, определив церемонию сложной организацией деятельности человека, не являющейся по сути технической или рекреационной. По мнению М. Глакмена церемония содержит поведенческие формы, которые выражают общественные отношения. Более ограниченную категорию церемониального действия М. Глакмен определил ритуалом. Таким образом, автор показывает скорее количественное различие данных понятий, чем качественное.

Следовательно, рассматривая герменевтику вопроса, схожесть терминов «церемонии» и «ритуала» по сути, и их различие по масштабу охвата, дает возможность полагать, что «ритуал», как ограниченное обрядовое действие, является составной частью сложноорганизован-ной, структурированной «церемонии».

Так или иначе, необходимо понимать, что описанная выше комплексная современная структура «традиций», «церемоний» и «ритуалов» является основой еще более сложного идеологического механизма, называемого «патриотизмом».

Вывод: что систему патриотического воспитания молодежи необходимо выстраивать на основе и с использованием российских национальных традиций. И автор видит в этом дальнейшие перспективы исследования…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

2. Встреча с активом Клуба лидеров // . URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 51263.

3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» // . URL: http://base.garant.ru/71296398/.

4. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы» // . URL: http://base.garant.ru/199483/.

5. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы» // . URL: http://base.garant.ru/188373/.

6. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // . URL: http://base.garant.ru/1584972/.

7. Владимиров С.И. «О героях былых времен.» // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2 (34).

8. Боева О.М. «К вопросу о духовно-нравственных истоках службы в органах внутренних дел» // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23).

10. Алиев Я.Л. «Корпоративный традиционализм полиции и режим законности: Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование» дисс., С-Пб.: 2003.

11. Сердюк Н.В. «Традиция как основа патриотизма

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Корбаков Вениамин Валерьевич ТРАДИЦИИ, ЦЕРЕМОНИИ И РИТУАЛЫ …

(герменевтический аспект)». Материалы слушательской научно-практической конференции «Проблемы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и пути его совершенствования», Академия управления МВД России, М.: 2013.

12. Боева О.М. «Понятие и опыт духовно-нравственного воспитания в системе органов внутренних дел» // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 2 (26).

13. Дудин Н.М., Абрамов Ю.Б., Непомнящий И.А. Воспитательная работа с личным составом: учебное пособие для курсантов и слушателей дневного и заочного отделений образовательных учреждений МВД России и практических работников правоохранительных органов. Воронеж, 2000.

14. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов : 35 тысяч слов / А.Н. Булыко. — М.: Мартин, 2006. — 703 с.

15. Майюров Н.П., Трофимова Т.А. Методические материалы по гуманитарно-правовой подготовке. ДКО МВД России, М.: 2009.

16. Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969 — 1978.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *