Чем помянуть умершего?

Слова скорби или соболезнования предназначены для моральной поддержки людей потерявших своих близких. Краткое и ёмкое выражение своего сочувствия предпочтительнее длинных и витиеватых фраз. Не рекомендуется слова скорби по умершему произносить по нескольку раз, дабы не разбередить душевную рану. Лучше просто спокойно выслушать членов семьи усопшего, если их переполняют эмоции. Иногда молчание и рукопожатия окажут большую поддержку человеку в горе.

Слова скорби и соболезнования по поводу смерти

Если нет возможности лично или в телефонном режиме высказать слова скорби и соболезнования родным преставившегося, своё сочувствие выражают письменно. В настоящее время соболезнования по поводу смерти близкого чаще всего отправляют по е-мейлу, реже – обычной почтой. Это связано как со скоростью передачи сообщений, так и повсеместной доступностью электронного ящика.

Короткие слова скорби и памяти

Открытка, в которой написаны слова памяти по умершему, символична сама по себе. Членам семьи почившего будет отрадно получить поддержку и сочувствие, выраженные в письменной форме. Слова скорби могут быть короткие – гораздо важнее их смысл и проявленное внимание к безутешному горю.

Слова скорби в стихах

Слова скорби в стихах используют в некрологах, на траурных лентах, в качестве эпитафии.

  • Прекрасный, светлый, добрый мир Он окружающим дарил.
  • Мы в этом времени, он – далее. Ушёл, не попрощавшись в мироздание.
  • По другу безвременно тужим. Господь, упокой его душу.

Слова скорби в прозе

Слова скорби в прозе наиболее предпочтительны. Такие фразы выглядят более искренними, идущими от самого сердца.

  • Скорбим вместе с вами.
  • Примите искренние соболезнования.
  • Сочувствуем вашей утрате.

Слова скорби родным

Близкое знакомство с родными умершего предполагает более развёрнутое послание. В нём вы можете указать персонализированное отношение к почившему или его домочадцам. Родным умершего будет отрадно перечитывать слова сочувствия, передающие ваши личные чувства.

Слова скорби по отцу

  • Сопереживаем твоему горю. Потерять отца в любом возрасте тяжело.
  • Надолго запомним … как мужественного и доброго человека. Скорбим вместе с тобой.
  • … всегда для нас был примером. Сочувствую столь тяжкой утрате.

Слова скорби по матери

  • Помним её добродушие и хозяйственность. Пусть земля твоей маме будет пухом.
  • … всегда находила доброе слово и совет в тяжёлую минуту. Хотим по её примеру пожелать тебе терпения и стойкости перенести эту потерю.
  • Твоя мама была очень светлым человеком. Не могу представить свою жизнь без неё. Глубоко скорблю.

Слова скорби по дочери/ сыну

  • Самые лучшие всегда уходят слишком рано. Крепитесь.
  • Иногда молодым следует подождать и пропустить старых. Искренние соболезнования от нас.
  • Пусть он(а) прожил(а) мало, но нам запомнится каждый день, проведённый рядом. Пусть Господь поможет вам перенести тяжесть безутешного горя.

Слова скорби по подруге/ другу

  • Настоящие друзья не умирают – они навеки остаются в нашей памяти. Помни об этом.
  • Пока мы помним наших друзей – они остаются для нас живыми. Твоя подруга достойна долгой памяти.
  • Когда уходят от нас друзья, от них остаются тёплые воспоминания. Пусть они всегда греют твою душу.

Слова скорби по сестре/ брату

  • Вы всегда были привязаны друг к другу. Искренне сочувствую твоему горю.
  • Пережить нелегко потерю брата (сестры). Теперь тебе следует жить за двоих.
  • Не забуду добро что он(а) сделал(а) для нашей семьи. Мы в глубокой печали от этой потери.

Помним, любим, скорбим – слова скорби

Неожиданное известие о смерти близкого нередко ставит человека в ступор. У него не находится слов, чтобы выразить свою печаль, высказать слова сочувствия. Пребывая в душевном смятении, вспомните универсальные слова скорби: «Помним. Любим. Скорбим». Просто произнесите их – и вы сами почувствуете, насколько они ёмко смогут передать ваши соболезнования.

Слова скорби на 40 дней и годовщину

У православных и мусульман принято поминать усопшего на 40 дней. Слова скорби высказанные домочадцам при этом должны иметь сдержанный характер. Следует понимать, что своими чересчур эмоциональными высказываниями можно нарушить душевное спокойствие родственников почившего. Они только-только осознали необратимость понесённой потери.

Как и на Сороковины, слова скорби на годовщину смерти скорее можно отнести к напутственным для упокоенного:

  • Царствие Небесное!
  • Пусть земля будет ему (ей) пухом.
  • Упокой, Господь, его душу.
  • Мир его праху.
  • Господи, даруй … вечный покой.
  • Да простит Аллах умершему.
  • Пусть Вечный Свет озаряет его (её) душу.

Возможно, вам будет интересно:

  • Что говорят на похоронах и на поминках
  • Соболезнования по поводу смерти
  • Некролог

Дни особого поминовения усопшего

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день

Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день

Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день

Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина

Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

Вселенские панихиды (Родительские субботы)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы

Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница

Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Церковные заупокойные службы

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, патриарха Алексия, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, диакона Виктора, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия — те имена, которые даны при крещении) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении — помимо диакона, читающего записки вслух на солее, часть записок читается тайно (про себя) священниками в алтаре. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить в качестве жертвы еду. Однако помните, что нельзя приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме кагора — церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Поминовение усопшего на домашней молитве

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» — «Да, конечно». — «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится».

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Источник — «Православие и Мир»

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо рыданий,

вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями».

Иоанн Златоуст

После смерти человек лишается возможности творить добро и каяться в грехах, поэтому остается только надежда на молитвы живых. В церковном понимании память об усопшем – это память, соединенная с молитвой, или молитвенная память. Поминать кого-либо означает молиться о ком-либо.

В православной традиции принято поминать умерших на 3-й, 9-й и 40-й день по кончине, при этом день смерти входит в счет. То есть если человек умер в течение суток (до полуночи, даже за несколько минут до нее) 1-го числа, то поминают его 3-го числа.

В течение первых сорока дней по смерти душа умершего готовится к Божьему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни покойного, с третьего по девятый дни – наблюдает райские кущи, с девятого по сороковой – адские мучения грешников. Сороковой день по смерти – день, когда принимается решение, куда пойдет душа до Страшного суда, до этого момента усопшего именуют новопреставленным. Молитвы в течение первых сорока дней по смерти особенно важны, и сразу после кончины в церкви заказывают сорокоуст.

Годовщина смерти – день рождения для новой, нездешней жизни. Эту дату всегда отмечают в семейном кругу. Также поминают умершего в день его рождения и в день ангела. В церкви в эти дни подают записку на литургию или заказывают панихиду, освящают кутью.

Кроме того, в православном календаре есть дни, в которые поминают всех усопших – независимо от даты смерти. Это мясопустная родительская суббота (за неделю до Великого поста), на Радоницу (через 9 дней после Пасхи), суббота накануне Троицы (но не сам праздник Троицы!) и в Дмитриевскую родительскую субботу (суббота до 8 ноября, когда празднуется память великомученика Димитрия Солунского). Церковь поминает всех умерших соборно еще в три дня – во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста (так называемые родительские вселенские субботы; суббота – вообще день недели, посвященный памяти всех Святых и почивших, когда полагается молиться за всех, кто перешел в загробный мир). В родительские субботы принято ходить в храм и приносить продукты (кроме мясных) на канон. 9 мая поминают всех погибших в годы Великой Отечественной войны. 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, – православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. В эти дни полагается заказать заупокойное поминовение в церкви и самому прочитать молитву об успокоении души вашего близкого человека, навестить могилу на кладбище и только потом садиться за поминальный стол.

Первое блюдо, которое должно быть на поминальном столе, – коливо, или кутья (пшеничная или рисовая каша с медом и изюмом). Если кушанье не было освящено, его нужно окропить святой водой. На поминках, которые совершаются в Пост, пища тоже должна быть постной. От вина и водки следует воздержаться. Ставить прибор для покойного или наливать стопку водки – традиция, которую православная церковь не одобряет как пережиток язычества. То же касается обычая оставлять на могилах различную снедь (особенно освященную в церкви) и поминать покойных стопочкой прямо на кладбище – это грешно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *