Чему учат мультфильмы?

15 знаменитых диснеевских героинь – Белоснежка, Золушка, Аврора, Бэлль, Ариэль, Жасмин, Покахонтас, Мулан, Кида, Тиана, Рапунцель, Мерида, Эсмеральда, Эльза, Анна, а также Фиона из «Шрека» и Марина из «Синдбада – легенды семи морей» – тоже принцессы из популярных мультфильмов. Красочное оформление, обновленные сюжеты знакомых и любимых не одним поколением сказок, приятно проведенное за просмотром время, и… Что-то не так. Неприятные моменты, слабо заметные по отдельности, хорошо просматриваются, если собрать всё воедино.

Принцессы и внешность

В первую очередь, для всех героинь характерна неправдоподобная киношная красота, для которой, к тому же, им не приходится абсолютно ничего делать. Ни фитнесов, ни массажей, ни масок, ни укладок (только иногда красиво расчесать волосы и так же красиво заплести, ну разве что принцесса Анна, спящая в утро коронации, похожа на что-то жизненное). Сколько уже об этом сказано и показано: не бывает у реальных девушек талий толщиной в шею, глаз размерами больше рта, волос, всегда пышных, не спутанных и красиво уложенных. А потом мы удивляемся, что миллионы женщин на планете недовольны своей внешностью, как и их мужья, причем тем, что изменить как раз невозможно или очень трудно: фигура, черты лица, размер глаз… Такие мульт-героини формируют у зрителя очень завышенные ожидания к внешности.

Принцессы и родители

Бросается в глаза то, что практически у всех девушек нет нормальных родителей, а если и есть, то они не имеют ни достаточно влияния на дочерей, ни мудрости, чтобы им помочь. Так Белоснежка, Золушка, Эльза, Анна – сироты, скорее всего и Эсмеральда – несмотря на огромный цыганский клан, родителей очевидно нет. У принцесс Фионы, Авроры и Рапунцель вроде и неплохие, любящие и переживающие за своих дочерей родители, но по сюжету они разлучены: Фиона вырастает в замке, охраняемом драконшей, Аврора – в лесу на попечении трех фей, Рапунцель считает матерью свою похитительницу, так что родные родители ничему своих дочерей не учат, ни от чего не защищают, ни в чем не помогают и ничего не советуют. В те моменты, когда родители нужны были больше всего, их рядом не было. Родители Марины никак себя не проявляют. У пяти героинь, Бэлль, Ариэль, Жасмин, Покахонтас и Киды, нет мам, но есть отцы. И наконец только у 3-х героинь матери есть: у Мериды, Мулан и Тианы. Ничтожное меньшинство! Да и то у Мериды с королевой Элинор отношения напряжённые, и весь мультфильм завязан на их конфликте. Мать Мулан никак не помогает найти дочери свой путь. По-настоящему заботливой, доброй и одновременно сильной характером матери нет ни почти ни у кого. Единственное исключение – родители Тианы, вырастившие свою дочь в любви и привившие ей трудолюбие и целеустремленность. Ее мама очень симпатична.

Чуть получше, но далеко не идеальна ситуация с отцами. Почти у всех, у кого отцы есть, отношения с ними хорошие (хоть до поры до времени), но непременно есть и какой-то изъян. Так король Атлантиды по внешнему виду и возрасту скорее годится своей дочери Киде в прадедушки, чем в родители, и в ключевой момент похищения ее вместе с кристаллом он уже не может ее защитить и вынужден просить об этом одного из чужаков, принесших в королевство беду.

Отцы Бэлль и Жасмин – добродушные толстячки, которые хоть и любят своих дочек, но тоже не могут по сюжету им ничем помочь. Первый, султан Аграбы, отвратительно легковнушаем и потому беспомощен перед злодеем Джафаром, а второй, гениальный изобретатель, – за возней со своими машинками умудрился проглядеть, что его весь городок почему-то считает «с приветом», потому когда он прибегает с просьбами спасти дочь, никто ему не верит, и все думают, что он окончательно свихнулся.

Отцы Ариэль, Мериды, Покахонтас и Мулан в этом смысле куда привлекательней – мужественней, сильнее. Короли, вождь, воин, не похожие на посмешище. Но идеального взаимопонимания с дочерями и у них нет. Король Тритон не в состоянии объяснить Ариэль, что нельзя влюбиться в парня только потому что он красиво играет и танцует, или потому что ты его спасла (спасти тоже можно кого угодно). Поступок – отдать все королевство (с кучей ни в чем не повинных поданных!) ведьме за одну-единственную провинившуюся дочку – тоже за гранью разумного. Настолько любящий отец, что готов ради Ариэль пожертвовать даже остальными своими дочерями, но не может найти с ней общего языка? Отец Мериды (равно как и ее мать) ничего не делает, чтобы подготовить дочь к замужеству с одним из сыновей лордов-союзников, хотя по сюжету от этого зависит безопасность и единство их королевства.

Девушке, выросшей у них на глазах свободолюбивой и с сильным характером, новость с письмами родители преподносят в последний момент, а потом, как последние дураки удивляются, чего это она протестует. Плюс, он хоть и силен, и мужествен, но глуповат и грубоват. Отец Мулан хорош как родитель во всех отношениях, любит и ценит дочь, принимая ее, какая она есть, но самое важное решение в своей жизни она принимает без него, и руководствуясь в первую очередь желанием защитить его (а не наоборот). Почти то же самое можно сказать и о вожде Похатане – мудрый, заботливый отец, но неуспевающий присматривать за своей дочерью. Если бы не недоразумение с поцелуем, повлекшее за собой гибель жениха Покахонтас, вполне возможно, что мирные переговоры между белыми и индейцами по сюжету мультфильма прошли бы еще раньше, и завершились бы успешно без драматического жеста защиты Покахонтас пленного Джона Смита.

Самый лучший отец – пожалуй, отец Тианы, как любящий семью, так и правильно воспитывающий дочь. Единственный «недостаток» – по сюжету дочка рано его лишается, однако он уже успел многому ее научить.

Между тем у диснеевских животных немало образцовых, душевных и умных родителей, особенно отцов: у львенка Симбы, щенка Шалуна, олененка Бэмби. А абсолютному большинству девушек-принцесс почему-то хорошие родители сценаристами не положены.

Принцессы и друзья

Не менее удивительна ситуация и с подругами, братьями и сестрами-ровесниками. У большинства как будто их и нет и не должно быть! Нет, с животными или сказочными существами дружат практически все героини и герои.

Зверюшки Белоснежки, Золушки, Авроры, конь Бэлль и сказочная обслуга замка Чудовища, рыбка, краб и альбатрос Ариэль и мохнатая псина принца Эрика, тигр Жасмин, обезьянка Алладина, попугай Яго и даже забавный Джин, хамелеоничик Рапунцель и конь Макс, забавный снеговичок Анны и олень Свен, бабушка Ива и животные Покахонтас, конь, сверчок и дракончик Мулан, козочка Эсмеральды, гаргойлы Квазимодо, пес Синдбада – запоминающиеся и не менее интересные персонажи, чем сами люди. Но понятно, что в реальной жизни животные, даже самые преданные, такими быть не могут, а вот людей, подруг и друзей, с которыми возможны равноправные (а не старшей с младшими!) отношения, практически нет! Братья – старшие или ровесники, защитники и друзья, это для диснеевских принцесс что-то вообще нереальное! Братья есть только у Мериды, и то, маленькие, дружить и играть предпочитающие друг с другом, а не со своей старшей сестрой. Анна и Эльза – единственные из 18 героинь ровесницы-сестры, отношения которых – важная часть сюжета, и единственное исключение. Кроме них сестры есть только у Ариэль, но с таким же успехом их могло бы не быть вообще: ни с одной из них Ариэль не близка, дружить и делиться сокровенным предпочитает с рыбкой.

Только в 2 из 17 фильмов есть пример женской дружбы: у Покахонтас есть близкая подруга, играющая не последнюю роль в сюжете, у Тианы отношения, близкие к дружеским, с дочкой богатого клиента мамы-швеи.

Какие получаются выводы? Большинство популярных принцесс не только сироты, полусироты, или в сложных отношениях с родителями, но также лишены и защиты и дружбы ровесников и старших друзей, подруг, братьев и сестер, в основном замененных милыми, но неправдоподобными животными.

Любовно-романтическая история, свой принц есть практически у каждой, но те значимые люди, которые обычно присутствуют в жизни девушки ДО встречи с «принцем», – далеко не у каждой. И таким образом их значимость как бы принижается в глазах маленьких зрителей.
Детям-зрителям до собственных любовных отношений еще далеко, зато им очень актуальны отношения как раз с родными и друзьями, а в фильмах всё наоборот – родные и друзья задвигаются на задворки, а ненужная пока «наука устраивать личную жизнь» преподносится на блюдечке.

Принцессы и занятость

Далее, чем занимаются героини мультфильмов? Мы видим либо принцесс, которые скучают в замке, расчесывают косы, болтают со зверушками или мебелью (Фиона, Эльза, Анна, Жасмин, Аврора, Бэлль, Рапунцель), гоняют на лошади и с луком (Мерида), занимаются любопытными исследованиями (Ариэль – затонувших кораблей), либо несчастных трудяг, обреченных на грязную работу (Белоснежка, Золушка, Эсмеральда), либо аристократок-авантюристок (Марина) и храбрых воительниц (Мулан, Кида, та же Фиона – после освобождения).

Итого крайности: праздное безделье (от туалетных столиков с драгоценностями, до лошадиных скачек), или наоборот тяжелый, грязный и малоуважаемый принудительный труд, или же что-то на грани опасности: моря, шторма, драки, войны. Все то, что в середине между крайностями – не интересно. Принцесса не может быть ни медсестрой, ни воспитательницей, ни садовницей, ни пастушкой, ни учёной, ни даже правительницей, принимающей хоть сколько-нибудь ответственные решения для своих поданных… Лишь два исключения из этого правила: Покахонтас, которой статус дочери вождя не мешает трудиться вместе с другими женщинами племени (но и без чувства униженности и принудиловки), и Тиана, которая мечтает сама заработать и открыть ресторан (опять-таки, не чувствуя себя несчастной рабыней, несмотря на тяжелый труд, а вот если бы смирилась со статусом «бедной официантки», надеющейся на принца, вполне вписалась бы в компанию других диснеевских героинь).

Вывод: нормальные и полезные профессии не в почете для девушек (почти всех), ни для их избранников, о чем будет сказано позже. Тут либо полное отсутствие амбиций (мне и так хорошо или так и буду чужую грязь скрести), либо огромные амбиции (спасти мир или на худой конец, королевство). Крайности. Есть чему маленьким зрительницам поучиться и с чего взять пример? Обычные дела: учеба (интересная), работа (квалифицированная, домохозяйство не в счет), благотворительность (что-то позначительнее, чем шить наряды домашним мышкам и птичкам), спорт (кроме стрельбы и гонок, недоступных большинству девушек за банальным отсутствием лошадей и оружия), уход за собой, лечение – все это остается за кадром, и как будто героинь даже и не может касаться.

Принцессы и жизненные цели

Проблемы и задачи у большинства принцесс очень разнообразные. Для чего и как они живут?

  • Эльза, Жасмин и Мерида пытаются отстоять свою свободу, душевный покой, право самой распоряжаться своей жизнью (в т. ч. и выбирать жениха и выбирать ли вообще);
  • Фиона – избавиться от своего проклятья (пока не понятно, что оно отнюдь не станет ей помехой для счастливого брака с Шреком);
  • Белоснежка и Рапунцель – спастись от преследований или контроля жестокой мачехи, вырваться на свободу и в безопасность;
  • Кида и Мулан – спасти свое королевство от захватчиков и защитить близких;
  • Анна – спасти сестру и опять-таки королевство, замороженное среди лета;
  • Марина – спасти своего попавшего в беду жениха, поручившегося жизнью за жуликоватого друга;
  • Эсмеральда – просто заработать на жизнь танцами и цирковыми номерами;
  • Покахонтас – открыть что-то неизвестное, чего ей не хватало в привычной жизни, а потом разобраться, что за чужаки пожаловали в ее родные земли и предотвратить войну;
  • Ариэль – узнать поближе неизведанный наземный мир;
  • Бэлль – найти обрести мир куда более интересный и впечатляющий, чем «та скучная однообразная провинциальная жизнь», которой она живет в маленьком городке;
  • Золушка – в кои-то веки вырваться на бал из домохозяйственного убожества и от капризных родственниц;
  • Тиана – открыть ресторан своей мечты, «добившись в жизни чего-то»;
  • Аврора единственная ничего особенного не делает, спокойно живет с любящими тетушками, растет в лесу, танцует и влюбляется в юношу, потом узнает, что она – принцесса, и не может достаться кому попало, расстраивается, хватается за веретено и… почти весь остаток повествования спит.

В общем, желания и стремления у принцесс интересные, но насколько они совпадают с проблемами, возникающими перед современными девочками? Ведь большинство этих девочек никто не гонит и не принуждает выходить замуж. Они не обладают разрушительными, пугающими для окружающих талантами и особенностями или проклятиями. Родители вовсе не тираны и чудовища (у тех, что действительно по-садистски относятся до мультиков детям обычно дело не доходит). Такого, чтобы в руках девочки была судьба королевства, города, многих близких, и зависела от ее поступков – не случается.

Артистками становятся далеко не все (хотя, может многие и мечтают стать). Исследовательницами – тоже, хотя сейчас с обилием доступной информации и образования, можно исследовать что угодно. А вот мечтать, что «чей-то другой» мир будет лучше, чем твой собственный – это из серии «хорошо там, где нас нет». Бэлль, как и многим юным зрительницам наверняка не нравится «серая убогая жизнь», но вот как ее менять вокруг себя, она то ли не умеет, то ли не хочет. Не заплутай папа в заколдованный замок – так и скучала бы, сбегая от реальной жизнь в виртуальный (описанный в книгах) мир. Достойный пример? Не менее, чем Золушкин, которая с ее трудолюбием и оптимизмом могла бы устроиться в жизни куда лучше, чем мачехе и сестрам прислужничать, но нет, она ждет бала, принца…

Зачем все это нужно девочкам?

Трудящаяся Тиана – единственный одновременно положительный и более-менее подходящий для современности пример из 18ти. Хотя и ее «разбавили» — на пути к своей мечте, несмотря на целеустремленность и труд, девочка не удерживается от искушения все себе облегчить и приблизить, поцеловав лягушку…

Вывод – жизненные устремления героинь в большинстве случаев для маленьких зрителей как пример бесполезны.

Принцессы и возлюбленные

Если очень коротко обобщить, то избранник девушки почти всегда принц по праву рождения, а если же нет, то какой-нибудь авантюрист и проходимец, или большой оригинал, или в крайнем случае, военный. Как будто в промежутке между этими категориями никаких других мужчин не существует. Ни одного представителя мирной распространённой профессии, ремесленника, торговца, фермера, врача, ученого, строителя, учителя… хоть кого!

Без принцев остаются (пока) только Мерида и Эльза. Что касается остальных:

За принцев выходят Белоснежка, Золушка, Ариэль, Аврора, Бэлль, Тиана, причем если некоторые принцы делают хоть что-то (сразиться с драконом или чудовищем, изменить свой паршивый характер, перестать быть лоботрясом и бездельником), то другие вообще ничем не приметны, кроме королевского титула и смазливой физиономии. Сразу получившие все блага жизни (не хватает лишь девушки!), ничего не умеющие, кроме как петь, танцевать, валять дурака (Тианин особенно), и целоваться. Понятно, что на всех девочек-любительниц этих мультфильмов во взрослой жизни таких принцев не хватит (хотя мечтать будут многие). Кроме того, умной девушке такие персонажи наверняка покажутся скучными и пустоватыми, но преподносится-то как самый лучший объект желания многих!

Киде и Фионе достаются исключительные оригиналы, хотя по-своему интересные и симпатичные. Но каков шанс у обычных девочек в обычной жизни встретить парней вроде Майло, открывателя Атлантиды, или или огра, который несмотря на свой внешний вид и отнюдь не милейший характер, способен мягко относиться к возлюбленной и деткам? Ничтожен!

Жасмин и Рапунцель вообще влюбляются в воров и жуликов, тщательно и старательно прилизанных и облагороженных сценаристами и аниматорами. Красивы, мужественны, добры, щедры, готовы на многое ради своих принцесс… вот только один «малозначительный штрих» — будучи здоровыми лоботрясами, не стыдятся воровать вместо работы. А делиться ворованным – это, конечно, не своим заработанным. Хотя можно было бы с тем же успехом состряпать принцев и из обычных бедных парней, случайно попавших в приключение, но живущих за счет своего труда? Но создатели мультфильмов этого не сделали.

Покахонтас и Марина отдают свое сердце морским бродягам, вряд ли когда готовым отказаться от авантюрных путешествий ради удовольствия засесть около женской юбки и провожать детей в чистенькую школу в безопасном районе. Счастлива такая пара может быть лишь до поры до времени, пока обоих устраивают вечные шторма, путешествия и опасности. Но что если хоть одному захочется безопасного дома, где можно спокойно родить детей? Чаще всего это женщина. Согласится ли избранник сменить любимый образ жизни ради нее и будущего потомства? Не сбежит ли потом, потому что «дома скучно»?

Генерал Шан и капитан Феб, добытчик льда Кристоф (тоже, согласитесь, хоть и мирная, но не слишком обычная профессия!) – единственные парни, более-менее подходящие под супругов, которых можно нередко встретить не только в сказках, и при этом без всяких скрытых минусов и заковырок. Но и то – отнюдь не мальчики-белые воротнички, или синие, с занятиями попроще.

Вывод: по большей части эти мультфильмы ориентируют девочек на желание и выбор необычных персонажей, от принцев до бродяг, которых естественно, трудно и редко будет встретить в обычной жизни. Те же парни, которых вокруг много, не имеют права быть интересными. Потому что девушкам хочется «кого-то особенного».

Принцессы и выбор возлюбленного

Но вот, наконец, давайте рассмотрим и самый любопытный момент – выбор «принца». Практически через все истории красной нитью проходит слоган: «В своем кругу выбрать нормального партнера невозможно!» Это всегда должен быть или чужак, или представитель других социальных слоев.

Так Кида, Ариэль, Эсмеральда, Покахонтас, хронически неспособны заинтересоваться кем-то из своего народа: атлантцев, жителей подводного царства, многочисленых парижских цыган, индейцев, как будто там совершенно нет заслуживающих внимания молодых людей. Вместо этого все они выбирают чужаков. Покахонтас отвергает чуть ли не лучшего жениха в своем племени, не только сильного и смелого воина, но и заботливо к ней относящегося, потому что «с таким будет слишком скучно и предсказуемо». В реальный жизни далеко не все межнациональные браки складываются благополучно, а разные люди легко находят общий язык, но девочек сказки учат: не надо смотреть на тех мальчиков, что рядом (одноклассники, соседи, знакомые, коллеги…) – это слишком банально, надо желать кого-то издалека, необычного, неизвестного, непонятного… В результате большинство и множество хороших ребят изначально не имеет шансов у проникнувшейся такими убеждениями девушки, потому что не входят в эту малочисленную категорию.

Марина тоже отказывается от благородного и симпатичного жениха, потому что с ним «спокойно и скучно», а хочется носиться по морям с бродягами. Бэлль свысока смотрит на примитивных жителей своего провинциального городка, и среди них тоже не находится никого, достойного ее внимания, кроме грубияна и наглеца Гастона, которому в его самоуверенности и взаимность-то обхаживаемой девушки до лампочки. Жасмин хронически не везет с принцами – несмотря на многочисленные предложения, все они почему-то оказываются от самовлюбленных придурков, так что она в конце концов обращает внимание на уличного бродяжку. К принцессе Мериде тоже сватаются такие принцы, что только плюнуть и растереть. Анна западает на принца, оказавшегося тем еще мошенником, а счастье обретает с юношей-добытчиком льда.

Принцы Авроры, Золушки, Белоснежки весьма далеки и от крестьянской избушки в лесу, и от грязной кухни, жених Рапунцель – как от уединенного замка, где она выросла, так и от королевского дворца ее родителей, точно то же самое можно сказать и о Шреке с Фионой. Мулан, чтобы встерить Шана, вынуждена взять на себя совершенно необычную, новую и немыслимую в ее окружении для девушки роль. Тиана за своей работой, правда не пытается устроить личную жизнь сама, но все равно ей достается принц совершенно не ее круга.

Как все это понимать? Только одним образом: твой принц – не тот, кто рядом с тобой, а тот, кто подальше и черт знает где. Плюс максимально на тебя непохожий. Насколько это «знание» поможет девушкам обрести счастье в реальной жизни?

Другой посыл: влюбиться и довериться человеку можно практически ничего о нем не зная! И выйти практически за первого встречного, не утруждаясь никаким выбором и сравнениями! Ценный призыв?

Вычитаем незамужних Мериду и Эльзу, из остальных 15ти: Золушка, как и Анна, влюбляется один вечер потанцевав, Аврора – в лесу погуляв и потанцевав, Ариэль, как и Покахонтас – немного издали полюбовавшись (другое дело, что одна готова сразу спасать, рискуя всем, а у второй хватает ума хоть немного держать дистанцию), Белоснежка – послушав обращенную к себе песню, Жасмин – покатавшись вместе (даже при том, что уже видит, что парень мутный и попался ей на вранье), Рапунцель – пусть не влюбившись, но доверив фактически свою безопасность человеку, которого первый раз в жизни увидела… Целых восемь! Половина!

Остальные успевают к своему избраннику более-менее присмотреться и разобраться, чего он стоит. Они вместе с ним путешествуют (Фиона, Марина, Тиана), борются с преступниками или врагами (Эсмеральда, Мулан, Кида), живут, узнавая постепенно его характер (Бэлль). Но все равно, негативный посыл – получается, знаешь ли ты что-то о понравившемся парне, или нет – не имеет значения. Влюбляйся, и да будет вам счастье! Надо ли напоминать, что в реальной жизни очень часто не так? И наоборот, слепота и неосведомленность становятся причинами жесточайших разочарований? Но об этом маленьким девочкам знать не положено. Слишком маленьким, чтобы мудро разбираться в людях, но «достаточно» больших для взрослых отношений…

Итоги

В общем, вреда получается более чем достаточно:

Собственные веские социальные связи отсечены: сирота, полусирота, в сложных отношениях с отнюдь не идеальными родителями, пусть и безвредными, но большинству ничем особо не помогающими. С животными и игрушками, но без старших и ровесников братьев, сестер, друзей, подруг, их помощи, поддержки, защиты, взаимовыручки. Этакие все из себя индивидуалистки, быстро спешащие в объятья к первому встречному, который покажется похожим на принца. Не обращающие внимания на окружающих скучных парней, зато остро нацеливающие нюх на «кого-то особенного», кого ни у каких других девушек нет. Выбирающие себе пару отнюдь не за качества хорошего семьянина (часто даже не выбирающие – хватающие что попало!). Занятость – в основном вещами, не имеющими никакого отношения к современному реальному миру. Внешность, здоровье, настроение – выше всяческих похвал, обрекая на зависть, комплексы и лишение мужского внимания миллионы «некрасивых» девочек-зрительниц, и на гордость и уверенность, что в жизни должно достаться само на золотом блюдечке, тех, кому повезло родиться с «подходящей под стандарты» красотой.

И ещё один малозаметный штрих – практически ни одной девушке не приходится работать над собой, чтобы как-то изменить характер. По сюжету они все и так уже и умные, и добрые. Их недостатки – милы, скорее их можно назвать особенностями, например, наивность Рапунцель, легкую неуклюжесть Мулан, бесстрашное любопытство Ариэль, и т. п. В реальной жизни далеко не все воспитываются и выходят во взрослый мир УЖЕ такими симпатичными. А ведь от характера не в последнюю очередь зависит судьба…

Получается красивого много, а полезного практически ничего.

Шакира Бучанова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *