Черемисы

Откуда пошло слово «черемис»? Именно так в дореволюционное время называли один из финно-угорских народов, волжской подгруппы – мари. Оказываются у слова «черемис» эрзянские корни. Исследователь Д.Е.Казанцев, в сущности, развивая мысль Г. Перетяжковича (1), считает более вероятным, что старый этноним марийцев принадлежит к числу слов, образованных в эрзянском языке. Дореволюционный историк не приводил в качестве доказательства эрзянские слова, с которыми, по его мнению, связан этноним «черемис», поэтому этот пробел решил устранить Д.Е.Казанцев. Второй компонент этого этнонима он, как и другие предыдущие исследователи, связывает с прибалтийско-финскими словами, но по-иному истолковывает этимологию первого компонента
чере-, выделяемого почти всеми языковедами. Исследователь расчленяет этот компонент на корень че-, связанный с эрзянским существительным чи «солнце», и суффикс –ре-, который образует имя прилагательное в эрзянском языке. Мотивирующим признаком названия «черемис», по мнению Д.Е.Казанцева, которое первоначально было составным («чере мис букв. «солнечный человек» ), послужило то, что предки марийцев жили к востоку от эрзя, т.е. на той стороне, откуда восходит солнце.
Распространение названия «чäрäмис» (аналогичную праформу, но на базе тюркских языков, ранее давал другой марийский исследователь Ф.И.Гордеев) Д.Е.Казанцев представляет следующим образом. Из древнеэрзянского языка оно проникло к булгарам. Источником татарского «чирмеш» мог быть булгарский язык. Русские же заимствовали этноним «черемис» из языка эрзя, но после сужения в нем гласных звуков. Сами марийцы, по Д.Е.Казанцеву, не называли себя этим словом в силу его внутренней формы.
1.Перетяжкович Г. Поволжье в XV – XVI веках (Очерки из истории края и его колонизации). М., 1877
2.Казанцев Д.Е. Формирование диалектов марийского языка (В связи с происхождением марийцев). Йошкар-Ола, 1985.
Интересно, но ведь, эрзя и мокша себя также не называют словом «мордва», которым называют его другие народы. Вот в чем вопрос. Также как и народ мари не называет себя «черемисами». У кого есть какие доводы по данному вопросу? Прошу.

В древней Руси как и в наше время существовало много народностей , и у каждого народа ( национальности ) существовали свои обычаи , традиции , ну и соответственно Вера .

Особенно много культов и поклонений существовало до крещения Руси , в эпоху повального язычества , жертвоприношений и других по крайней мере «странных” верований .

После крещения Руси большинство приняло «христианство” , но у некоторых народов сохранился древний культ , который берёт своё начало с «шаманских” времён .

Главную роль в таких обрядах играли особые священные места , где произносили молитвы духам , приносили подаяния ( иногда бывали случаи жертвоприношений ) . Эти места были названы Керемети ( или Киреметь , смысл слова не меняется ) .

Так что такое «Кереметь” ( Киреметь , Керемет , Киремет ) ? У этого слова по крайней мере три значения : 1 . «Священная роща” ( как впоследствии прозвали такое место миссионеры-исследователи ) , где произносятся молитвы : во благо здоровья , большого урожая , и других просьб у высших сил , обычно располагается на возвышенности , рядом с родником , либо со старым деревом , в очень многих случаях – это очень древний дуб ;

2 . Так назывались добрые и злые духи ;

3. Жертва , или подношение духам , богам , умершим родственникам ( чаще всего монетка – медная или серебряная , номинал её зависел от благосостояния просившего , часть туши убитого там же животного и др. ) .

«Керемети” были у : Чувашей , Марийцев , Удмуртов , Мордвы ( мы далее в статье постараемся описать устройство , обряд молитв и приношений этого священного ритуала ) . Эти священные для этих народностей места , играли равносильную роль , как например у татар – мечети , а у христиан – церкви .

Кереметь располагалась на западе ( олицетворял закат жизни , мир умерших ) селения , сначала строилась ограда прямоугольной формы ( согласно четырём сторонам света ) с воротами на запад ( обычно ворот для входа было либо три , либо один ) .

В центре строили святилище-постройку , обязательно на восточной стороне располагалось изображение бога в виде скульптуры из дерева или камня . Посреди постройки длинный столб ( ось всего мира , рядом старое дерево , и обязательно источник с водой ) с кругом на верхнем конце ( олицетворяло Солнце ) .

Каждая деревня или село ( в Чувашии очень много таких мест ) могло иметь несколько таких «священных рощ” , но лишь одно главное , на которое собирались в большие праздники даже жители соседних деревень .

По очень большим праздникам ( несколько раз в году ) , или в дни поминовения умерших родственников , все жители деревни собирались около Киремети , и возносили молитвы Духам предков , в некоторых случаях приносили в жертву животное , или закапывали около священного дерева в землю монетку .

Существовала и Главная Кереметь народности , в Чувашии она находилась в Биляре ( Валем Хузя ) . На неё приходили , да и в настоящее время приходят Чуваши со всей России .

Значение Керемети трудно переоценить , времена были очень тяжёлые , и люди с помощью таких ритуалов верили в чудо , и после таких обрядов уходили с «лёгким сердцем” , переложив все свои беды на Богов и Духов , и ожидая от них помощи .

Если жителя деревни , или его близких одолела болезнь , дохла скотина , или засуха губила урожай , он шёл на Киреметь , и в молитвах просил Духов сжалится над ним и помочь в его бедах .

Вера в спасение во многих случаях уберегала его от всего плохого , ведь самовнушение – большая сила .

Что касается коллекции монет , которая скопилась за несколько веков на священной Киремети , то выкапывать их конечно большой Грех , хотя они пролили бы свет на историю населявшего эту местность народа , его давность пребывания в тех краях и др.

В настоящий момент некоторые кладоискатели выкапывают монетные подаяния Древним Духам , но принесут ли им богатства эти монеты , добытые «варварским” путём в святыне древних жителей десятков поколений , покажет будущее .

Не имевшие до XVIII века своей письменности и никогда не ведавшие собственной государственности, но сильные и сплочённые марийцы – возможно, самый загадочный народ России. В начале ХХ века один царский чиновников так характеризовал мари: «Эта забытая всеми народность, почти поголовно безграмотная, замкнувшаяся в заколдованном кругу своих суеверий, но, тем не менее, очень симпатичная по своим национальным чертам характера». Кто же они, черемисы-мари?

«…Мурома язык свой, и черемиси язык свой»

Предки марийцев – племена финно-угорской языковой группы – появились в Марийском Поволжье в VI веке. Затем, двигаясь на север, они в основном расселились между Ветлугой и Вяткой, вытеснив и частично ассимилировав местное население. К VII-VIII столетиям прекращается тесное взаимодействие марийцев с другими финно-угорскими племенами, за исключением мордвы и удмуртов, а новыми соседями мари стали: на юге и востоке тюрки – хазары, волжские болгары, а позднее монголо-татары, на западе – восточные славяне.

Не имея собственной письменности (до XVIII века), марийцы вынуждают нас доверять своим соседям. Достоверно известное первое упоминание о марийцах содержится в письме хазарского кагана Иосифа (960 год), который назвал «цармис» среди народов, плативших ему дань. В русских летописях черемисы впервые упомянуты в начале XII века: «На Белеозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, мордва свой язык». Так, за марийцами закрепляется название черемисы, которое, впрочем, также активно применялось и к чувашам.

Этимология слова «черемис» до сих пор остается предметом научных споров. Ученые считают установленным вторую часть слова «мис» – человек, но расходятся во мнении «Какой человек?». При этом самоназвание народа всегда было «мари», что также восходит к изначальному значению «человек».

Между тюрками и славянами

Оказавшись на стыке двух экспансий – болгаро-тюркской и славяно-русской, – марийцы были вынуждены приспосабливаться, сотрудничать то с одними, то с другими. Такое положение позволяло сохранять собственную социальную верхушку и столь чтимое ими язычество. Это же отчасти способствовало формированию двух групп марийцев – горных, живших в основном на правом берегу Волги, и луговых – занимавших Волго-Вятское междуречье, ориентировавшихся сначала на Волжскую Болгарию, а позднее вошедших в состав Казанского ханства.

Марийская традиционная религия по-марийски называется Марий Юмын йÿла.

Известно, что уже к началу XII века некоторые марийские земли были данниками русских князей. В «Слове о погибели Русской земли» говорится, что «черемисы… бортьничаху на князя великого Владимира». Однако, это вовсе не означает данничества всех марийцев. Более того, активность русских князей обоснованно вызывала сопротивление марийцев, которые находили поддержку в Волжской Болгарии. Как итог, в начале XIII столетия между Северо-Восточной Русью и Волжской Болгарией идут многочисленные войны, которые заканчиваются победой русских княжеств и снижением влияния болгар в Среднем Поволжье. В этом споре, как оказалось впоследствии, проиграли все: болгары и славяне не заметили приближения новой беды – монголо-татар, а марийцы страдали от набегов и тех и других.

Придя в Среднее Поволжье в VI веке, марийцы вскоре оказались на перекрестке мощных экспансий. Неспособное им противостоять, марийское население по возможности пыталось извлекать максимально возможные выгоды из этой «войны всех против всех».

В Золотой Орде не так уж плохо

В середине XIII века марийцы, как и другие народы Среднего Поволжья, были включены в состав Золотой Орды. Но здесь марийцам повезло больше, чем другим. Во-первых, письменные источники не сообщают о разорительном вторжении монголо-татар на ту территорию, где жили марийцы. Во-вторых, жившие в лесной полосе и вдалеке от степной зоны, марийцы имели естественную защиту от монгольской конницы. Хуже пришлось тем марийцам, которые жили на Правобережье Волги и примыкавших к Болгарии левобережных землях. Их монголы не пощадили.

Раз северные границы Золотой Орды не фиксировались прочно, марийцы пользовались некоторой «автономией», а «иго» ограничивалось в основном сбором дани руками местной родоплеменной знати. Лишь в Правобережье Волги – экономически привлекательном и стратегически значимом районе – существовал относительно заметный контроль.

Монгольское иго не сильно приостановило продвижение русских княжеств на северо-восток. Теперь у них было куда больше возможностей, хотя и меньше ресурсов: Волжская Болгария, главный соперник, канула в Лету. Даже периодические «одёргивания» со стороны Золотой Орды не могли остановить русской экспансии. Особое значение имело продвижение на восток и северо-восток Костромского, Галичского и Нижегородского княжеств, которые не только развивали торговые и военные связи с марийцами, но даже включали в свой состав земли, населённые марийцами. В 1372 году нижегородский князь Борис Константинович основал на левом берегу Суры крепость Курмыш, установив контроль над местным населением и открыв путь на восток.

Настойчивость русских князей встречала отпор со стороны некоторой части марийской элиты. Дело в том, что зависимость марийцев от Золотой Орды ограничивалась формальной уплатой дани, которую собирала марийская знать, и выполнением ряда повинностей. Монголы не претендовали на контроль над населением и территорией. Фактически власть находились в руках марийской знати. Кто готов добровольно отказаться от этого? Марийцам серьёзно досаждали новгородские ушкуйники (вольные люди, занимавшиеся торговлей и набегами), грабившие и разорявшие марийские селения вдоль Вятки, Камы, Волги и Ветлуги. В этот же период начинаются попытки христианизации марийского населения.

Эти факторы объясняют участие марийцев в неудачном походе Мамая на Русь в 1380 году. Несмотря на то, что хан Тохтамыш в 1382-м несколько «вразумил» русские княжества, напомнив о силе Золотой Орды, ему удалось лишь на время приостановить их движение на восток. Слабеющая Орда уже не могла сдерживать натиск растущего Московского княжества.

Ордынское «иго» затронуло лишь часть марийцев. Остальные же, проживая на лесных окраинах улуса, чувствовали себя относительно спокойно, хотя и вынуждены были регулярно уплачивать дань.

На обломках империи

После распада Золотой Орды большая часть марийской территории вошла в состав Казанского ханства, что было радостно воспринято болгарами и черемисами, считавшими, что сильная власть способна защитить их русских ушкуйников и бесконтрольных татарских (кочевых) отрядов: «… и начя збиратися в Казань срачини и черемисы, развие по улусам казанским. И ради ему быть изо оставшихся от плена худыя болгары. И молиша его казанцы были ему заступника бедам их, и помощника от насилия, воевания русскаго» — говорится в Казанском летописце.

Подчинение Казанскому хану никак не изменило положения марийцев, которым было всё равно, кому платить дань, булгарским, золотоордынским представителям власти, или Казани. Помня о желании Москвы двигаться дальше на восток, марийцы поддерживали Казань в её противостоянии с Русским государством, за что в итоге поплатились.

Зимой 1468-1469 годов было организовано два похода «на черемису», в результате которых «рать князя… много зла учиниша земле той: люди изсекоша, а иных в плен поведоша, а иных изжогша». Таковы были реалии того времени: марийцы тоже не отличались дружелюбием и были готовы в любой момент поддержать противников Московского царства. Тем не менее, с 1467 года инициатива в борьбе с Казанским ханством окончательно перешла к Москве, а марийцы разделили судьбу чувашей, оказавшись в противостоянии двух государств (Московского и Казанского) «между молотом и наковальней». Сами марийцы раскололись на тех, кто поддерживал казанскую власть (луговые марийцы) и сторонников Москвы (горные марийцы). Последние и стали первыми подданными русского царя.

«Воюючи и жгучи»

Для поддержки русской экспансии на восток ещё в 1523 г. в устье реки Суры был построен Васильсурск, а близлежащие марийцы стали подданными России. Однако уже на следующий год черемисы выступили против русских войск, осадивших Казань, опустошили все окрестности и перекрыли все дороги, не давая возможности войскам пополнить свои продовольственные запасы. Кроме того, возвращаясь назад, русские войска попали в засаду марийцев и чувашей. Так закончился первый короткий период марийского подданства.

Лишь спустя почти четверть века, устрашённые и измученные походами Ивана IV, марийцы вновь обратились к Москве. В декабре 1546 года было направлено посольство горных черемисов во главе с сотником Тугаем с просьбой принять их в русское подданство. По мнению ряда историков, фактором, подтолкнувшим горных марийцев принять подданство русского царя, стало обещание крымского ставленника на казанском престоле Сафа-Гирея передать ногайцам Горную сторону, если те поддержат Казань в борьбе с Москвой.

Собственно говоря, вхождение горных марийцев произошло во время строительства Свияжска в 1551 года. На третий день после возведения крепостных стен к воеводам начали прибывать «старейшины и сотники горныя черемисы» и просить, «чтобы государь их пожяловал, гнев им свой отдал, а велел бы им у Свияжского города и воевать их не велел». Откуда такая покорность марийцев? Свою роль сыграло строительство крепости с многочисленным гарнизоном, сказалась усталость от постоянных вторжений русских и казанских войск, которые одинаково разоряли марийские земли. В итоге, марийцы выбрали более сильного. В ответ Иван IV на три года освободил марийцев от уплаты ясака и «дал им грамоту жаловалную со златою печятью».

К началу 50-х годов XVI века судьба Казанского ханства была почти предопределена. Длительный период междоусобицы, бегство подданных к великому князю оставляли Казани мало надежд. 2 октября 1552 года Казань пала, а по улусам разослали жалованные грамоты Ивана IV: «Чтобы шли ко государю, не бояся ничего; а хто лихо чинил тем бог мстил. А их государь пожалует, а они бы ясаки платили, якоже и прежним царям».

Взятие Казани привело к принятию российского подданства теми луговыми марийцами, которые проживали рядом с Казанью, остальные уже в декабре 1552-го восстали против нового правителя, начав одно из самых мощных и длительных восстаний покоренных народов – «Черемисские войны».

С распадом Золотой Орды закончился относительно спокойный период жизни марийцев. Теперь они вновь оказались между двух враждующих государств, каждое из которых «кнутом и пряником» загоняло марийцев к себе в подданство. В итоге, пряники Российского государства оказались куда слаще, но и кнут русские цари также держали крепко.

Продолжение следует

В феврале 1918 года на национальном областном съезде народа мари, прошедшем в Казани, было принято решение заменить официально бытовавшее тогда название «черемисы» на национально-историческое имя «марий». Рост национального самосознания, стремление быть административно представленными в Советской России —​ всё это завершится через два года созданием Марийской автономной области. «Idel.Реалии» рассказывают, о чём мечтали и что делали представители марийской интеллигенции ровно сто лет назад.

О ВТОРОМ СЪЕЗДЕ

В 1918 году состоялось два съезда народа мари. Оба они прошли в губернском центре — Казани. Февральский должен был обсудить проблемы национальных воинских формирований мари, стал внеочередным съездом народа. Из-за неявки делегаций костромских, нижегородских и пермских марийцев его назвали национальным областным. Он проходил 12-24 февраля. На двенадцати заседаниях приехавшие делегаты обсуждали ситуацию в стране и губернии и важные для национальной культуры и просвещения вопросы.

ЧТО ПРЕДЛАГАЛИ ДЕЛЕГАТЫ

После недавних революционных событий в Советской России ещё сохранялась административно-территориальная система павшей монархии. Но в обществе уже обсуждались различные варианты её изменения. Марийский край в нынешних границах республики Марий Эл был поделён между тремя губерниями: Нижегородской, Вятской и Казанской. Уже на втором заседании представитель Помарской волости (нынешний Волжский район Марий Эл) заявил о необходимости исключить её из Чебоксарского уезда и присоединить к Царевококшайскому.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что сближало чувашей и евреев в 1917 году? И мог ли Ульяновск стать столицей Большой Чувашии?

Уже на втором заседании представитель Помарской волости (нынешний Волжский район Марий Эл) заявил о необходимости исключить её из Чебоксарского уезда и присоединить к Царевококшайскому

Следующее предложение касалось права каждого народа на самоопределение. Один из делегатов сказал о том, что представители мари могут и должны замещать административные должности на территории, населённой марийцами. Это диктуется тем, что «для выполнения сложных хозяйственных преобразований нужен административный аппарат, пользующийся полным доверием населения, а оно будет более доверчиво относиться к своей национальной администрации».

Собравшиеся обсуждали приближающийся рост цен на продовольствие, хлебную госмонополию и перспективу голода в некоторых районах с марийским населением. Предлагали провести точный учёт всех хлебных запасов, запретить частную торговлю хлебом и «кумышковарение» (самогоноварение).

Отдельное заседание на съезде было посвящено культурно-просветительской деятельности. Делегаты говорили о введении в школах родного языка, дошкольном воспитании, издании учебников на марийском языке и создании литературно-педагогического и историко-этнографического журнала, развитии литературного марийского языка.

Общественный деятель и педагог Иван Коведяев предложил финансировать различные национальные культурно-просветительские проекты за счёт Национального фонда, в который бы все представители мари перечисляли по 5 копеек каждый месяц.

ОТМЕНИТЬ НАЗВАНИЕ «ЧЕРЕМИСЫ»

На заседании 21 февраля 1918 года с критикой национальной политики самодержавия выступил литературовед и этнолог Владимир Мухин. В качестве примеров разжигания властями царской России межнациональной розни он привёл запрет украинского языка, уничтожение национальных польских просветительных учреждений, поощряемые антисемитизм и «рознь между армянами и татарами на Кавказе».

Теперь не должно быть места политике национального угнетения, обрусительным тенденциям господствующей нации

«Теперь не должно быть места политике национального угнетения, обрусительным тенденциям господствующей нации; нет места и национальной вражде… Вместо национальной конкуренции должно быть сотрудничество свободных народностей», — сказал Мухин. Он обратил внимание, что инициатива создания «Татарско-Киргизского штата» может разделить народ мари: «около ста тысяч восточных мари (башкирских) искуственно отрываются от остальной массы и, конечно, по осуществлении этого проекта не придётся говорить о нашем национальном объединении».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рожденный революцией. Татарскому парламенту исполнилось 100 лет

Владимир Мухин предложил создать «национальный комиссариат» народа мари и соблюдать национальную пропорциональность при формировании органов исполнительной и законодательной власти.

После доклада по национальному вопросу съезд постановил отменить существующее название «черемисы» ввиду его ненационального происхождения и заменить его на исторически-национальное имя «марий».

«Стихия революции: 1917 год в истории России»

ЧТО ИЗВЕСТНО О СТАРОМ НАЗВАНИИ

Мари никогда сами себя не называли словом «черемисы», они считали это название оскорбительным.

Мари никогда сами себя не называли словом «черемисы», они считали это название оскорбительным

Однако, в исторической литературе народ упоминается именно под этим названием. В 961 году хазарский каган Иосиф, перечисляя в письме платившие ему дань народы, упомянул «цармис». Летописец Нестор в «Повести временных лет» упоминает народ черемисы в числе других народов, платящих дань Руси.

Происхождения этого этнонима, считают лингвисты (окончательной версии нет), имеет уральские корни. Наиболее распространены трактовки: черемис — человек из племени чере (чар, сар) и — воинственный, лесной человек.

О САМОНАЗВАНИИ

Марий, мари — означает «человек», «мужчина», «муж». Учёные-лингвисты и историки говорят о том, что марийское население использовало для своей национальной идентификации именно этот термин и не принимало стороннее имя «черемисы».

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Марийцы колдуют

«НУЖНО ГОРДИТЬСЯ, ЧТО МЫ БЫЛИ КОГДА-ТО ЧЕРЕМИСАМИ»

Этнограф Никандр Попов проанализировал информацию с первого съезда марийцев, состоявшегося в июле 1917 года в Бирске (нынешняя республика Башкортостан). Он изучил документы и сделал вывод, что уже тогда название «черемисы» употребляли считанные единицы делегатов. Это сделали несколько делегатов и гостей в начале съезда. А в последние дни работы перевес в употреблении «мари» был подавляющим, термин «черемисы» был попросту вытеснен из употребления.

— Понятия «нация», «национальность», «национальная организация», «национальная школа» и так далее стали привычными в средствах массовой информации, использовались и в общественной жизни. Некоторые участники первых съездов решились назвать марийцев нацией во многом под влиянием развернувшегося в стране национального движения. Гражданская же идентичность у мари к этому времени еще не сформировалась, — считает Попов. — Объективных причин назвать марийцев нацией к этому времени не было. Марийское сообщество должно было пройти как минимум культурную унификацию, индустриальную революцию, осуществить экономические преобразования, повысить образовательный уровень, развить национальную культуру, понять необходимость своего национально-государственного образования, осознать ориентиры самостоятельной политической деятельности в сфере государственной власти и экономики. Всё это не было характерно для мари.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Марий Ушем»: критика Евстифеева, недовольство «варягами» из Саратова, союз с татарскими националистами

Марий, мари — означает «человек», «мужчина», «муж»

Что происходило после решения поменять «черемисы» на «мари»? Прежде всего, перестраиваться пришлось соседям марийцев других национальностей, прежде всего русским. Поначалу они продолжали называть их по-старинке, но со временем переняли общепринятое новое название.

Название «черемисы» исчезло из официального и бытового оборота и в советское время считалось обидным и оскорбительным. Но сказать, что оно сейчас неизвестно для жителей Марий Эл, нельзя.

— Нужно гордиться, что мы когда-то были черемисами, — считает Никандр Попов. — Это был, прежде всего, свободолюбивый и воинственный народ. Достаточно вспомнить о 30-летней войне черемис, которую они вели после присоединения Марийского края в состав Московского княжества. Термин «Черемисские войны» ввели в оборот еще дореволюционные историки. Официальное признание самоназвания сыграло важную роль в национальном самоопределении народа, дало ощутимый толчок этнической консолидации, объединению усилий народа в формировании национально-культурной автономии, дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию. В 1918 году просто не были известны многие факты из истории черемисов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *