Черная сотня

ЧЁРНАЯ СОТНЯ

Функциональные переносы названия с одного круга явлений на другой обусловлены историческими изменениями в матер иальной культуре или в социальном строе общества. Нередко вся история значений слова, в основном, определяется такими функционально-семантическими сдвигами. Примером может служить выражение черная сотня. В древнерусском языке черная сотня — это наиболее демократический, не пользующийся льготами разряд тяглого городского населения (при делении населения — по сотням). Эпитет черный (в противоположность белому) здесь обозначал: `тяглый, податно й, подлежащий общей государственной повинности, не пользующийся льготами’. Сюда, например, примыкают древнерусские выражения: черная дань — `поголовная народная подать’ (ср. черный бор); черная слобода — `слобода, населенная тяглыми, не имеющими никаких льгот людьми’; черный двор, черные люди, проторы черные и т. п. (см. Мат-лы для термин. словаря, с. 392; Срезневский, 3, с. 1563—1564). В словаре 1847 г. термин черная сотня истолковывается так: `низший класс городских обывателей, разделяющихся на гостиную, суконную и черную сотни’ (ср. — с суконным рылом да в калашный ряд) (см. сл. 1867—1868, 4, с. 911—912).

Ср. в статье «О правах и обязанностях купечества Российского до начала XIX столетия»: » Черных сотен и слобод купцы, также посадские тяглые люди лучшей, средней и меньшей статей производили мелочные торговые промыслы всякими товарами и имели свои лавки; в числе их находились всякого звания люди, как то: крестьяне патриаршие, митрополичьи, владычьни, монастырские, боярские, окольничих и всяких чинов людей, поповы дети, дьячки, пономари, ямщики, охотники и всякие вольные служилые и ремесленные люди» (Вестник Европы, 1826, № 23 и 24, с. 183). В этом историческом смысле термин черная сотня к XVIII веку вышел из бытового употребления. Но в стиле исторической драмы, исторической повести и исторического романа он употреблялся и в литературном языке XIX в. Например, у гр. А. К. Толстого в «Смерти Иоанна Грозного»:

Так вправду ты сумеешь на Бориса

По джечь и взбунтовать народ?

Сумею.

С кого ж начать ты хочешь?

С черных сотен.

(д. 2, Дом Шуйского)

Зареченские люди

Московских черных сотен и слобод!

Слуга царев, его боярин бли жний

Борис Феодорович Годунов,

Шлет вам п оклон.

(д. 4, Площадь в Замоскворечье).

У Лескова в «Соборянах»: Мы все равны: и мещане, и дворяне, и люди черных сотен» (слова Термосесова; ч. 3, гл. 6).

Во второй половине XIX в. термин черная сотня начинает иронически применяться к реакционным группировкам мелкобуржуазных, купеческих и мещанских гласных (депутатов) в составе городской думы. Такое словоупотребление отмечено М. Михельсоном в его книге «Русская мысль и речь». Оно зафиксировано в таком афоризме (самого Михельсона): «Многие полезные меры, предлагаемые в Думе, не находят себе осуществления, благодаря близорукости и противодействию черной сотни» (2, с. 500).

См. у А. В. Амфитеатрова в романе «Восьмидесятники»: «П олитика выходила из моды, входило в моду изящное ”смотрение внутрь себя». Заговорили первые ”националисты». Звякнуло в воздухе и проникло в печать типическое слово ”черная сотня»».

Отсюда — был один шаг до переноса названия черная сотня на крайнюю реакционную часть монархической партии царской России, на погромщиков-реакцинеров. Это применение возникло в лево-либеральных слоях русской дореволюционной интеллигенции. Новое словоупотреблнение, сложившееся в самом начале XX в., повело к целому ряду новообразований: черносотенец, черносотенка или черносотеница, черносотенье (черносотенный, черносотенство). Эти новые слова уже внесены в 3-е издание словаря В. И. Даля проф. И. А. Бодуэном де Куртенэ (4 т. вышел в 1909 г.).

Заметка ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись на двух листках пожелтевшей бумаги и две выписки на маленьких листках: одна — из романа Лескова «Соборяне», другая — из романа Амфитеатрова «Восьмидесятники»; обе выписки включены в публикуемый текст. Здесь печатается по рукописи с внесением ряда необходимых уточнений и поправок.

«Лента.ру» продолжает цикл публикаций, посвященных революционному прошлому нашей страны. Вместе с российскими историками, политиками и политологами мы вспоминаем ключевые события, фигуры и явления тех лет. Как случилось, что монархическое движение черносотенцев, пользовавшееся поддержкой всех сословий русского общества, к февралю 1917 года растеряло и сторонников, и влияние? Почему слово «черносотенец» стало жупелом и как сложились судьбы лидеров черносотенных организаций после Февральской и Октябрьской революций? Об этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук Игорь Омельянчук, профессор Владимирского государственного университета.

За Веру, Царя и Отечество

«Лента.ру»: Что объединяло и что различало между собой организации, которые сейчас принято называть черносотенными? Насколько многочисленными они были?

Омельянчук: Очень многочисленными. «Союз русского народа», например, был вообще самой многочисленной среди всех политических партий.

Их всех объединяла вера в перспективность самодержавия и неприятие капитализма. Большинство правых говорили от случая к случаю, что больше уважают социалистов — за их цельность, за идею (которая хороша, но не реализуема). А вот капиталисты — либералы, кадеты, — по их мнению, это ужасно.

Ну и, конечно, у них у всех была определенная ненависть к инородцам — и к евреям, и к полякам. Их, и особенно евреев, считали эксплуататорами русского народа. Антисемитизм объединял черносотенцев на сто процентов. Что касается различий, то они в первую очередь связаны с тем, были ли те или иные партии центральными или региональными.

Когда вспыхнула первая русская революция, на местах, не дожидаясь никаких указаний сверху или агитаторов из Петербурга, начали создаваться местные монархические организации. Они в большой степени состояли из низов: приказчики, извозчики, лавочники.

В дальнейшем эти организации вошли в состав «Союза русского народа» на правах отделов, сохраняя свое название. То есть, например, «Ивано-Вознесенская самодержавно-монархическая партия — Союз русского народа».

Затем — центральные организации: «Русское Собрание» и «Союз русского народа» (СРН).

«Русское Собрание» изначально было просветительской организацией. Она состояла из бомонда: там были товарищи министров, князья, профессура, академики (например, А.И. Соболевский); в «Русское Собрание» входил также Николай Рерих. Они очень хорошо себя чувствовали и хотели сохранить тот мир, который считали для себя правильным.

1/1Монархисты несут флаги по улицам Одессы, 1905 годФото:Wikipedia

Вторая организация — это объединявший низы «Союз русского народа». Он возник в 1905 году сразу после Манифеста 17 октября. «Русское Собрание» брало на себя интеллектуальное обеспечение правого движения — лозунги, программы, руководство, а СРН был массовой партией. На пике своего развития он насчитывал 400 тысяч человек по всей России.

Территориальное распределение, однако, было очень неравномерным. Например, монархистов было очень мало в Сибири, зато очень много — на Украине. Помещиками там были в основном поляки-католики, а крестьянство составляли православные. Монархисты воспользовались этим конфликтом, объявив, что они на стороне православных людей и что поляки — враги самодержавия. Поэтому крестьяне действительно целыми селами вступали в «Союз русского народа».

Считается, что власть поддержала раскол СРН, поскольку он был организацией уличного действия. Но она нуждалась в партиях парламентского типа. Радикальные организации, которые не получалось приручить, ей были ни к чему.

Затем последовал еще один раскол — уже на «дубровинцев» и «обновленцев». Позднее и Марков (Николай Марков, он же Марков Второй, монархист, один из лидеров черносотенцев, радикальный антисемит — прим. «Ленты.ру»), и Дубровин (Александр Дубровин, один из лидеров Союза русского народа — прим. «Ленты.ру») будут говорить, что раскол инициировал П.А. Столыпин (премьер-министр Российской империи — прим. «Ленты.ру»). Марков отмечал, что Столыпин поддерживал то одних, то других, то есть специально стравливал и ослаблял их.

На самом деле, это классическая с точки зрения политической науки ситуация. Идея у них у всех была одна. По логике, должна была быть и одна партия. Но их было 20 или 30. Это говорит о том, что такие партии — не инструмент реализации идеи, а личной борьбы за власть, что и наблюдалось.

В итоге вследствие всех этих событий к 1917 году черносотенцев остались в лучшем случае десятки тысяч, и из них — лишь тысячи тех, кто готов был активно отстаивать свои интересы. Остальные числились лишь номинально.

В чем состояла программа черносотенцев? Были ли у них какие-то прогрессивные аспекты или все ограничивалось «охранением старого мира»?

Некоторые лидеры допускали изменения, но очень не любили слово «прогресс», они полагали, что изменения должны были быть направлены на сохранение и улучшение старого. Что касается отношения к монархии, то все они выступали за сохранение самодержавия, хотя и с вариациями. Например, у С.Ф. Шарапова, члена «Союза русских людей», была очень интересная программа: он предлагал передать монарху роль арбитра, а все дела управления передать правительству и земской Думе (парламенту).

На закате

Что собой представляли черносотенцы в канун Февральской революции, то есть на границе 1916-1917 годов?

Они представляли собой душераздирающее зрелище. В своем развитии черносотенное движение пережило пик в 1906-м, может быть, в 1907 году, и дальше оно медленно, но уверенно шло к своему концу.

Где-то в 1912 году после выборов в Государственную Думу черносотенцы начали понимать бессмысленность своей деятельности, направленной на сохранение монархии. Рядовые члены уже не видели смысла в активной деятельности и просто перестали ходить на собрания своих организаций, перестали платить взносы, предпочли жить своей жизнью.

1/1Агитационная листовка избирательной кампании выборов в Государственную Думу Российской империи III созыва единого блока: «Союза русского народа» и «Союза 17 октября»Фото:Cherurbino / Wikipedia

В 1914 году на фоне общего патриотического подъема начался своего рода ренессанс: черносотенцы вспомнили о монархии, о своих претензиях на звание первой опоры монархии, но этот подъем длился буквально несколько месяцев, затем продолжился упадок.

Причин тому было несколько. Первая — это призыв огромного количества монархистов в армию. То есть организации просто обезлюдели. Кроме того, монархические организации соблюдали провозглашенный в том же году принцип патриотического единения — никакой политической борьбы они до конца войны не вели. Любая политическая деятельность в военное время воспринималась как подрыв целостности страны и подрыв внутренней обороноспособности.

Владимир Митрофанович Пуришкевич, один из видных лидеров, вообще отказался от политической деятельности как таковой. Заявив, что надо помогать фронту, он создал свой санитарный отряд, возил на фронт медикаменты, забирал оттуда раненых.

Когда в 1915 году произошло знаменитое поражение русской армии — Горлицкий прорыв и прочее, патриотическую тревогу забили уже оппозиционные силы. В Думе был создан так называемый прогрессивный блок, и он взял курс если не на захват власти, то хотя бы на ее коррекцию. В ответ монархисты попытались защитить тогдашнюю систему монархии, но ничего сделать не смогли. Все ограничилось тремя частными совещаниями — в Саратове, Нижнем Новгороде и Петербурге.

1/1Александр ДубровинФото:Русский биографический словарь / Wikipedia

Эти собрания показали, что монархисты очень слабы. На самом деле, уже к 1916 году они разочаровались во всем. Дубровин произнес очень знаменательную фразу: «Нельзя быть роялистами больше, чем король. Мы защищаем власть монарха, который сам не хочет ее сохранять».

Постоянно наблюдавшийся либеральный дрейф власти привел к тому, что монархисты оказались далеко справа от нее и перестали быть ей нужны. К концу 1916 года монархические организации практически перестали существовать. Раскол правой фракции в Думе лишил их даже условного представительства в государственных органах.

Кто обеспечивал поддержку черносотенцам в обществе в целом? Власть их не поддерживала, большинства в Госдуме у них не было и в помине.

Тут достаточно странная ситуация. Во время выборов в Думу монархисты были единственной силой, которая пользовалась поддержкой всех курий, они получали голоса и помещиков, и горожан, и рабочих, и крестьян. На деле же у них не было четкой социальной базы. Они делали ставку на социальные силы уходящего общества: помещики как таковые исчезали тоже, крестьяне уступали место либо кулакам, либо промышленным рабочим, доверие которых черносотенцы быстро потеряли.

Но поначалу рабочие как раз очень активно поддерживали это движение. Многие из них были выходцами из крестьян, которые лишь относительно недавно пришли в город, наконец-то устроились и начали получать какую-то зарплату. И тут вдруг начинаются забастовки, из-за которых они теряют средства к существованию. Черносотенцы выступали против забастовок как способа отстаивать интересы рабочих, так что те охотно поддержали Черную сотню.

1/1Забастовка на Путиловском заводеФото: Государственный музей политической истории России / Wikipedia

Однако в результате на тех предприятиях, где черносотенцы были сильны, забастовок не было, и их владельцы, пользуясь этим, снижали расценки. Получилось, что там, где рабочие демонстрировали верность монархии, в ответ они получали снижение зарплаты и усиление эксплуатации.

Если говорить о высших слоях общества, то традиционное дворянство к тому моменту было бессильно и политически, и экономически, а самый политически активный класс составляли помещики, нашедшие себе место в капиталистической системе. Они составили основу обновленческого движения.

Государственная бюрократия высказывала признательность правым за помощь в подавлении революции, но этим поддержка и ограничивалась: власть опасалась усиления черносотенцев. Марков Второй уже после Февральской революции скажет, что ее делали «самые заправские российские помещики, богатейшие купцы, чиновники, адвокаты, инженеры, священники, князья, графы, камергеры и всех российских орденов кавалеры».

Финансовые круги не поддерживали черносотенцев, поскольку правые не считали рыночные отношения и капитализм идеальным общественным строем.

Наконец, церковь в 1917 году тоже не выступила в защиту монархии, как и государственный аппарат. В результате монархисты оказались совершенно одни. Их и так было уже очень мало, и практически все они были в глубоко пессимистичном настроении.

Громи погромщиков

Что случилось с черносотенцами после Февральской революции?

К февралю 1917 года черносотенцы исчезли. По выражению меньшевика Суханова, они «сгинули в подполье», а фактически — спрятались. Марков Второй говорил потом: «Мы разгромлены, отделы наши сожжены». И действительно, революционная толпа сожгла их отделы со всеми архивами, перепиской и документами, что очень расстраивает историков. Сейчас нам сложно восстанавливать некоторые детали событий.

Их так серьезно громили?

Сжигали отделы, сжигали архивы, но без убийств. Лидеров черносотенцев после Февральской революции арестовали — даже тех, кто уже отошел от политической деятельности, например Дубровина или Никольского.

1/1Сожжение государственных гербов и символов у Аничкова дворца во время Февральской революцииФото: РИА Новости

Им вспоминали прошлые грехи. Они участвовали в контрреволюционных выступлениях и столкновениях. Члены правых партий не участвовали в погромах 1905 года, поскольку этих партий тогда просто не существовало как таковых, однако впоследствии некоторые участники погромов вступали в эти партии, и в результате оппоненты обвиняли в погромах именно СРН.

Черносотенцы стояли горой на пути либерального преобразования политической системы, и либеральная печать прилагала все усилия, чтобы превратить слово «черносотенец» в жупел. Доходило до совсем уж некрасивого. Например, «Союз русского народа» образовался 8 ноября, а погромы проходили 18-22 октября. Но уже через год либеральные газеты писали, что СРН организовывал погромы.

Само определение «черносотенец» изначально ничего плохого не значило. «Черная сотня» в средневековой Руси — это ремесленно-торговый люд, который платил налоги в казну. Именно черные сотни составили основу ополчения Минина и Пожарского. И монархисты в итоге сказали: да, мы, как черносотенцы, пытаемся спасти самодержавие.

После Февральской революции с монархистами просто сводили счеты. Другое дело, что между февралем и октябрем никого из черносотенцев не расстреливали, не били, все ограничилось разгромами их отделов. Что-то черносотенцы сжигали и сами: возможно, там были документы об их сотрудничестве с царской охранкой, хотя среди них это было распространено не в большей степени, чем в других партиях.

После Октября

Каковы были судьбы наиболее видных лидеров черносотенного движения после Октябрьского переворота?

Дубровин проболел два года, с 1918-го до конца 1919 года. Выздоровев, он стал врачом в 1-й Лефортовской больнице. В 1920-м году его арестовали и расстреляли как бывшего лидера «Союза русского народа», якобы боровшегося против освободительного движения. Никаких других обвинений ему не смогли подобрать.

1/1Николай Марков Фото:Wikipedia

Марков Второй, о котором либеральная пресса писала, что он якобы сбежал, пожалуй единственный, кто после Февральской революции еще пытался бороться и пытался спасти монарха. После Октябрьской революции он перешел границу и в Финляндии устроился служить в армию Юденича каким-то офицером при штабе. Боролся против большевиков, потом эмигрировал, поселился в Германии, где сотрудничал с нацистами. Скончался в 1945 году, за две недели до конца войны.

1/1Владимир ПуришкевичФото:Wikipedia

Взгляды Пуришкевича претерпели впечатляющую эволюцию. Изначально он был крайний правым: «Правей меня только стена», — говорил он. Когда началась мировая война, он отбросил все политические убеждения и занялся санитарной работой. А когда вспыхнула Февральская революция, он заявил, что монархия давно уже прогнила и он всеми силами готов служить Временному правительству, но очень скоро он оказался в оппозиции и к нему. После Октябрьской революции он попал к большевикам в тюрьму. Его приговорили всего к четырем годам, освободили по амнистии в честь пролетарского праздника. Пуришкевич перебрался в Киев, потом участвовал в Белом движении на юге России. В 1920 году умер от тифа.

1/1Алексей Иванович Соболевский Фото:Wikipedia

Алексей Иванович Соболевский — академик, известнейший филолог, знаменит работами по древнеславянским и церковнославянским языкам. Он был товарищем председателя Дубровинского «Союза русского народа» и председателем «Союза русских людей», когда переехал в Москву. Но он тоже где-то с 1913-1914 годов отошел от политической деятельности, в 1915-м в основном занимался организацией помощи фронту. В 1917 году он объявил, что его симпатии теперь на стороне большевиков. При большевиках он сохранил звание академика, активно работал, правда, юбилеи его, как обычно у академиков, не справляли и вообще относились к нему достаточно настороженно.

Удивительно сложилась судьба Василия Витальевича Шульгина. Он сотрудничал с Деникиным, потом эмигрировал, жил в Югославии. В эмиграции у него вышла книга «Пояс Ориона», где он доказывал необходимость союза Германии и России (причем Германии именно нацистской, а России — не большевистской) для того, чтобы противостоять прогнившему англо-саксонскому миру.

В 1944 году его арестовали смершевцы и вывезли в Москву, где приговорили к 25 годам тюрьмы за антисоветскую деятельность. В тюрьме он провел 12 лет — в 1957 году его отпустили. Шульгин в итоге принял советскую власть, даже был гостем XXII съезда КПСС, стал членом Союза писателей и участвовал в съемках документального фильма «Перед судом истории» (1965 год). В этом фильме Шульгин говорил, что, хотя и не является поклонником коммунистической идеи, считает, что социалистический эксперимент, который был начат Лениным, в любом случае должен быть доведен до конца, чтобы убедиться, действительно ли это путь к спасению человечества, либо тупиковая ветвь. Сам он считал, что это путь к спасению.

Получается, к моменту Октябрьской революции черносотенного движения как такового уже практически не существовало?

Да даже не практически — его просто не было. Его даже к Февральской революции практически не существовало. Черносотенцы были одной из опор монархии, но монархия эту опору сама оттолкнула, и она разрушилась к февралю 1917 года. Как сказал Марков, не потому рухнула монархия, что сильны ее противники, а потому, что защитников не осталось.

31.07.2020 08:23

Фото: Ростислав Нетисов / nsknews.info

Новых черносотенцев в СПЧ называют духовными наследниками ультраправого движения, которое организовывало еврейские погромы.

Торжественное открытие первого столичного магазина «Листва», который войдёт в структуру издательства «Чёрная сотня», запланировано на 8 августа на улице Жуковского в районе Чистых прудов (неподалёку от театра «Современник»), — об этом издательство сообщает на своём официальном сайте.

«Чёрная сотня» выпускает книги правого толка и о событиях в Донбассе: «Кодекс русского офицера», «Почему РФ — не Россия», «Мозговой», «85 дней Славянска», «Записки террориста» ополченца Виталия Африки, двухтомник «Царствование Николая II». Кроме того, в книжной лавке будет лекторий на 50 мест, где обещаны встречи «с авторами, деятелями культуры и политиками». Аналогичные лекции уже проводятся в лавке издательства в Петербурге.

Литература, издаваемая «Чёрной сотней», не внесена в списки экстремистской, символика также не запрещена, хотя в качестве логотипа использовано изображение орла, напоминающее герб Третьего рейха.

«Закон запрещает использование фашистской и нацистской символики, однако невозможно запретить все изображения, чем-то похожие на неё, — поясняет корреспонденту «Открытых медиа» директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. — Так что, по сути, они ничего не нарушают, хотя выглядит это как минимум странно».

Тем не менее к издательству и его книгам у правоохранителей были вопросы. В ноябре 2015-го главный редактор издательства Дмитрий у себя в соцсетях рассказал о профилактической беседе в ФСБ: «Они требуют, чтобы мы забыли об ополчении. Требуют не публиковать их книги, перестать героизировать и предать их забвению». В 2018 году на книжной ярмарке в Новосибирске к книгоиздателям пришла полиция: один из жителей города пожаловался на странные книги, которые продавались черносотенцами, в частности книги ополченца Африки.

Член президентского Совета по правам человека Николай Сванидзе по просьбе корреспондента «Открытых медиа» изучил содержание официального сайта издательства и список книг, которые они издают. По его словам, в идеях организации чётко прослеживаются отсылки к идеологии черносотенцев, адаптированной под современные реалии.

«Ребята вполне мракобесные, их степень радикальности определяется степенью дозволенности, определяемой властями, — говорит Сванидзе. — Судя по их сайту, они полноценные наследники той «Чёрной сотни», которая участвовала в еврейских погромах сто лет назад, убивали женщин и детей».

«Чёрная сотня» — общее название для праворадикальных организаций Российской империи начала прошлого века. С неофициального одобрения правительства черносотенцы участвовали в погромах революционных групп и еврейского населения. Выступали под лозунгами православия и самодержавия, называли себя «истинно русскими».

«Мы — книжное издательство, основанное двумя студентами в 2013 году», — говорится на официальном сайте «Черной сотни». Один из основателей — теперь уже бывший студент из Нижнего Новгорода, а ныне главный редактор издательства — Дмитрий Бастраков. На личной странице Бастракова — фотографии с оружием в компании с деятелями ДНР и ЛНР, например, с Игорем Стрелковым. По данным базы «Контур-Фокус», Бастраков был директором нижегородской компании «Мининская Сотня», чистая прибыль которой за 2018 год составила всего 31 тысячу рублей.

Очевидно, этой суммы не хватило бы для открытия нескольких книжных магазинов-лекториев: ежемесячная аренда похожего помещения в том же здании, где расположится книжная лавка в Москве, по подсчётам «Открытых медиа» составляет не менее 200 тысяч рублей. Для того чтобы провести ремонт в помещении, на странице издательства объявлен сбор средств, уже собрано более 400 тысяч рублей, говорится на сайте.Помещение будущего магазина «Листва». Фото: «Открытые медиа»Бастраков сказал «Открытым медиа», что символика, которую использует магазин, не имеет отношения к нацистской и стилизована под компьютерную игру «Вархаммер». Название издательства он называет «сознательным эпатажем». «Мы названы в честь чёрной сотни Минина и Пожарского. Для нас «Черная сотня» — многовековой символ русского гражданского движения среднего класса. Отсылки к погромщикам начала 20 века — сознательный эпатаж, но и важно помнить, что черносотенцы — далеко не только погромщики. Только в советской парадигме «Чёрная Сотня» звучит однозначно негативно», — утверждает Бастраков.

По его словам, организация оформлена на юрлица, формально не связанные с издательством и его руководством, а выручки от продажи книг хватает для того, чтобы успешно развивать компанию.

Судя по соцсетям Бастракова, издательство поддерживало тесные связи с журналом «Спутник и Погром» и его бывшим издателем Егором Просвирниным. Этот журнал радикального правого толка издавался до 2017 года, пока не был заблокирован Генпрокуратурой, поскольку «пропагандирует идеи национальной и религиозной розни, что формирует угрозы общественной безопасности, побуждают к экстремизму».

В 2018 году против открытия книжной лавки «Чёрной сотни» в Петербурге выступал депутат заксобрания от «Яблока» Борис Вишневский. «На Литейном, 33 неизвестные граждане открыли книжный магазин «Листва. Книжная лавка чёрной сотни». Это позор для Петербурга. Буду разбираться. Только нам магазина черносотенцев не хватало», — писал в своем блоге Вишневский.

После жалобы Вишневского в администрацию Петербурга городским комитетом по печати и взаимодействию со СМИ магазину был выписан штраф за размещение незарегистрированной вывески, однако после того, как формальности были улажены, «Чёрной сотне» удалось избежать штрафа.

«Открытым медиа» Вишневский пояснил, что считает недопустимым размещение в Петербурге любой организации с таким названием и символикой. «После событий столетней давности создавать новую «Чёрную сотню» как минимум неэтично, даже если это чистое совпадение! — возмущается Вишневский, — законом это не запрещено, но мне было бы неприятно даже видеть такое на наших улицах».

В 1992 году выходцем из общества «Память» Александром Штильмарком была основана политическая группа «Чёрная сотня» и одноимённая газета, на пикетах участников группы звучали антисемитские лозунги. После одного из таких пикетов в 1998 году прокуратурой было возбуждено уголовное дело. Сейчас деятельность группы прекращена. Штильмарк также принимал участие в «Союзе русского народа» и «Русского национального союза».Ситуацию с открытием лавки «Чёрной сотни» «Открытым медиа» прокомментировал член комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям, главный редактор объединённой редакции, в которую входят «Вести FM», «Маяк» и радио «Культура», Андрей Медведев (избирался в Мосгордуму при поддержке городских властей). Он давно знаком с деятельностью издательства «Чёрная сотня» и, по его мнению, она носит исключительно просветительский характер и не имеет отношения к радикальным течениям.

«С каких пор быть русским православным консерватором в нашей стране стало незаконно? — удивляется Медведев. — Издательство печатает много исторической литературы, которая издавалась и раньше, да и события в Донбассе — тоже реальность, которую надо признавать и освещать. Если идти по пути запретов, к хорошему это не приведёт. Точно так же можно закрыть книжный магазин Сергея Пархоменко, потому что с кем-то он не совпадает во взглядах».

«И сегодня, как и сто лет назад, организации такого рода пользуются неофициальным одобрением действующей власти», — резюмирует Николай Сванидзе.

С этим согласна и коллега Медведева по думской комиссии, депутат от КПРФ Елена Шувалова: «Власти закрывают на это глаза и этим поощряют. Конечно, нужно разбираться в том, как такое стало возможно в Москве, насколько здесь есть умысел или вся эта символика используется по глупости».

Сегодня, в день основания Российской Империи, «Чёрной Сотне» исполняется 7 лет.

Это много. Уже не побравировать фразами из разряда «э-х-хой, это мы только начали!» — по статистике, в России любой малый бизнес живёт в среднем 1,5 года. Лишь 15% начинаний доживают до 3 лет. Рубеж в пятилетие и вовсе проходит не более 3-5% компаний. Даже статистика разводов рядом с такими цифрами кажется не такой уж и страшной.

В 2013 году мы начали абсолютно с нуля. Вдвоём. Без денег, без связей, на каком-то просто до неприличия голом энтузиазме. Что из себя представляет «Чёрная Сотня» спустя 7 лет, в 2020 году? Постоянная команда из 12 человек с минимальной текучкой кадров (на уровне погрешности), книжное издательство, два книжных магазина-лектория в центрах столиц, под сотню тысяч реализованных книг за спиной и больше сотни проведённых мероприятий.

Сейчас мы окружены огромным количеством верных друзей и соратников (и небольшой кучечкой врагов и клеветников), заряжены колоссальным опытом во всех сферах сразу и всегда громко выстреливаем, когда представляем миру свои проекты. Этим летом мы не просто выстрелили — мы нанесли артиллерийский удар «Точкой-У», открыв в самом сердце Москвы Листву. На протяжении двух недель о нас кричали всевозможные СМИ, нам мешали, против нас вели борьбу, но мы всё равно открылись, собрав на открытии более 500 человек. Местные жители до сих пор не понимают, что за народный сход был у них во дворах 8 августа.

На какое-то время Листва поглотила нас полностью. Открыться в разгар пандемии и наладить все процессы было нелегко, но мы как всегда справились, уже даже успели отдышаться и теперь запускаем все приторможенные издательские процессы с утроенной мощью.

Чем мы планируем заниматься дальше? Тем же самым, что и всегда — возвращать утерянное национальное наследие, актуализировать новое, запускать новые громкие проекты, расширять издательскую и просветительскую деятельность, расти, крепнуть и бесить врагов своей живучестью. А сегодня — сегодня мы будем праздновать.

Лучший способ поздравить нас с годовщиной — подписаться на наш Патреон (https://www.patreon.com/chernaya100). Именно он спасал нас в самые трудные времена и помог пережить карантин без сокращений.

Второй способ — купить наши книги для себя и своих друзей. К тому же, сегодня и завтра на весь книжный ассортимент на нашем сайте скидка 14% : chernaya100.com

Ну и последний способ — простым переводом на карту Сбербанка главного редактора: 5469 4200 1592 0708 (Дмитрий Николаевич Б.)
Все полученные средства пойдут строго на развлечения редакции.

На этом всё, мы за бокалами! Непременно поднимем сегодня тост именно за вас — за наших читателей.

P.S: Кстати, сегодня в 19:45 наш хороший друг Андрей Фунт проведёт прямое включение с нашей праздничной вечеринки, где соберётся почти вся редакция издательства. Расскажет о том, как он редактирует Мозгового, проинтервьюирует участников команды. Половину донатов обещает отдать нам. Трансляция будет здесь: https://www.youtube.com/watch?v=DBRlmx2BAjA.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *