Чернигов спасо преображенский собор

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Проголосовали 4 раза 4 голоса

Посмотреть на карте Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор в Чернигове является главным архитектурным сооружением Чернигово-Северской земли одним из самых древних храмов Восточной Европы и княжеской усыпальницей, который расположен в исторической части города на Валу бывшего Черниговского детинца. Этот уникальный храм сразу после постройки стал кафедральным собором Черниговской епархии и выполнял эту функцию почти девять веков.

Он был заложен приблизительно 1030–1036 годах XI века первым известным по имени Черниговским князем Мстиславом Владимировичем — сыном крестителя земли Русской Владимира Святославича. Однако Мстислав не дожил до его завершения — в 1036 году он «пошёл на охоту, заболел и умер». Его и похоронили в этом недостроенном храме. Здесь затем похоронили жену и сына князя Мстислава, князей: Глеба Святославовича, Олега Святославовича, Владимира Давидовича, Святослава Ольговича, черниговского святого Игоря Ольговича, Всеволода Святославича черниговских епископов: Лазаря Барановича и Амвросия Дубкевича. Также здесь покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве», Игоря Черниговского и других князей той эпохи.

Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но при этом отчасти перестроенным.

По древнерусским меркам это большой храм. Длина (с апсидами) — 35 метров, ширина — 22,4 метра, высота от пола до свода — 30 метров, а толщина стен — 1,4 метра.

Первоначально собор окружали часовни-усыпальницы, на севере к притвору прилегала круглая башня с лестницей на хоры, с юга была пристроена трехапсидная церковка-крещальня, которые в 1239 году, во время монголо-татарского нашествия были сильно разрушены.

Восстанавливали храм уже в XVII веке. Тогда надстроили апсиды и возвели барочные купола.

В XVIII–XIX веках храм вновь подвергся перестройке. Были надстроены две башни: надстроили высокую лестничную башню и возвели симметрично ей круглую башню на месте крещальни. На обе башни были установлены шпили, позолочены верхи, после чего здание приобрело современный вид.

Храм также уникален своей кладкой, в которой рядом с древнерусским кирпичом (плинфа) использовался природный камень, что придавало фасадам собора особую живописность и торжественность. Также их делало оригинальными то, что фасады были оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

Он возводился по византийским архитектурным традициям, где искусно идёт сочетание византийской крестово-купольной схемы с деталями романской базилики. В его интерьере преобладает строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей, акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Подобной конструкции не имел ни один древнерусский храм в Киевской Руси.

Это старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества, который по своему великолепию не уступал первопрестольным киевским церквам. До сих пор существуют фрагменты древних фресок и огромные колонны с фрагментами старого белого мрамора, резные шиферные парапеты хоров, которые красноречиво говорят о его бывшем величии и красоте убранства. Особое внимание привлекает посетителей храма барочный иконостас конца 18 века.

В настоящее время это действующий храм-музей в Чернигове Украинской Православной Церкви, который входит в состав национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний».

Как добраться

общественным транспортом:
остановка «Вал»
троллейбус № 8;
автобусы № 7, 30;
остановка «Филармония»
автобус № 33;.

автомобилем:
координаты GPS: 51.489024, 31.307720

Фотографии Спасо-Преображенского собора

Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Петрова Валентина Поделитесь:

Спасо-Преображенский собор в Чернигове (Архитектурно-археологическое изучение собора было начато в 1920-е годы Н. Макаренко, чьи работы до сих пор не утратили своего значения. См.: Макаренко М. Дослiди над Чернигiвським Спасом. Коротке звiдомлення. — Записки iторико-фiлологiчного вiддiлу Всеукраiнськоi Академii наук, 1924, кн. IV. с. 240-244; Он же. Бiля Чернигiвського Спаса: (Археологичнi дослiди року 1923).- Чернигiв i пiвнiчне левобережжя. Kиiв, 1928, с. 184-196; Он же. Чернигiвський Спас. Археологiчнi дослiдi року 1923. Киiв, 1929. Исследование памятника продолжалось лишь с конца 1950-х годов. Появились публикации историко-архитектуриого характера. См.: Асеев Ю. С. Спаський собор у Черниговi. Киiв, 1959; Комеч А. И. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. — Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975, с. 9 — 26. В 1960-е годы под руководством Н. В. Холостенко и М. М. Говденко началось тщательное натурное исследование памятника и была проведена его частичная реставрация.) был начат постройкой по заказу черниговского князя Мстислава Владимировича, едва ли не превосходившего своим могуществом сидевшего на киевском престоле Ярослава Мудрого. Во всяком случае, раздел русских земель этими князьями в 1026 г. основой имел добрую волю и согласие Мстислава, который одержал победу над войсками Ярослава и новгородцев и мог бы добиться единоличного правления всей Русью.

Мстислав умер в 1036 г. Летописец сообщает нам, что он был погребен «в церкви у святаго Спаса, юже бе сам заложил бе бо воздано ея при нем возвыше, яко на кони стояще рукою досящи» (ПВЛ. М.; Л., 1950, ч. I, с. 101.) Из этого описания видно, что высота стен строящегося собора не превышала 3 — 4 м; следовательно, собор мог быть заложен за один-два строительных сезона до этого, в 1034 — 1035 гг.

В литературе, посвященной древнерусскому зодчеству X— XV вв., распространено определение структуры храмов по числу столбов — четырех-, шести-, восьмистолпные (Воронин Н. Н. Зодчество Киевской Руси.- В кн.: История русского искусства. М., 1953, т. I, с. 11—154, особенно с. 142; Брунов Н. И. Архитектура эпохи древнерусского государства и периода феодальной раздробленности Руси. — В кн.: История русской архитектуры. М., 1956, с. 11 — 63; см. также главы 9 — 12 в III т. «Всеобщей истории архитектуры» (Л.; М., 1966), написанные Ю. С. Асеевым, П. Н. Максимовым и Н. Н. Ворониным и посвященные древнерусской архитектуре X — XIII вв. (с. 616-656). Подобная классификация искажает реальную композиционную природу памятников, к тому же она неверно интерпретирует сами формы. Она отвлечена от представлений, связанных с базиликальными постройками, и является насильственной для зданий крестово-купольного типа. Как правило, все древнерусские храмы XI — XII вв. (кроме самых простых) — четырехстолпные, они бывают с нартексом (понятие о нем почти исчезло из наших архитектурных описаний) или без него, с апсидами — либо примыкающими к основной девятидольной структуре, либо имеющими дополнительные ячейки.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове является четырехстолпным храмом типа вписанного креста, с нартексом и развитой алтарной частью. Знаменательна форма опор — они никоим образом не читаются как комбинации отрезков стен, но представляют собой центрические крестчатые столбы. Напомним, в константинопольских храмах начиная с X в. стены внутри исчезают, в цельном пространстве наоса в качестве опор остаются лишь четыре колонны.

В черниговском храме происходит обратная замена — колонн столбами. Однако уже совершившееся в IX — X вв. осознание опор как формы в себе замкнутой, не разделяющей пространство, а лишь находящейся в нем, приводит к возникновению центрических крестчатых столбов. На четырех подобных столбах ничто не мешает возвести ту же каноническую систему перекрытий, которую в константинопольских храмах несли четыре колонны. Конечно, подобные опоры — примитивизация мотива. В ее основе лежат и причины практического характера, ибо доставка четырех мраморных больших колонн для княжеского строительства была бы, вероятно, довольно сложной. Однако еще интереснее отметить, что, даже если бы такая возможность и существовала, ею нельзя было бы воспользоваться для возведения черниговского собора.

Мы подходим к очень важному моменту в композиции здания. Речь идет о его хорах. Расположены хоры над нартексом и боковыми нефами, эти зоны интерьера оказываются двухэтажными. Применение колонн в качестве основных опор становится невозможным, ибо их стволы оказались бы пересеченными посередине.

Между подкупольными столбами в двух ярусах размещены аркады. Подобная композиция, как мы видели, употребляется в памятниках Византии V — XI вв. Она восходит к купольным базиликам, таким ранним и начальным, как Алахан манастир. Принципиально такую структуру мы находим в Константинопольской Софии, почти такую — в церкви в Каср-ибн-Вардане. В дальнейшем, с заменой купольных базилик крестово-купольными храмами, аркады в верхнем ярусе исчезают (храм св. Ирины в Константинополе, храм в Дере-Агзы). Интересно и показательно для ощущения общности архитектурной традиции близкое совпадение размеров (при типологическом сходстве) черниговского памятника и храма в Дере-Агзы: в Чернигове — общая длина 32 м, ширина 21,5 м, подкупольный квадрат — 7,75 м, в Дере-Агзы соответственно — 33 (без экзонартекса), 21 и чуть больше 8 м.

В византийских постройках VIII — IX вв. хоры устраиваются на сводах, перекрывающих нижний ярус, а коробовые своды рукавов креста опираются на стены угловых ячеек, прорезаемые арками. В XI в. аналогичные принципиально решения, хотя и восходящие скорее к линии церкви Успения в Никее, мы видели в храме Георгия в Манганах и в Гюль Джами (в первом устройство обширных хор связано с императорским заказом).

Композиция Спасо-Преображенского собора в Чернигове при использовании традиционных, поддерживающих хоры, аркад, отличается, как уже говорилось, иной трактовкой общей структуры. В связи с центрической трактовкой опор стены внутри превращаются в крестчатые столбы, а хоры располагаются на плоских перекрытиях. Это лишает хоры органической связи с храмом. Создается весьма своеобразная ситуация, когда в крестово-купольный тип храма, ставший под влиянием зданий на четырех колоннах пространственно цельным, вновь переносятся формы, должные разделять внутреннее пространство. Все эти формы связаны с устройством хор.

Чернигов. Спасо-Преображенский собор. 1030-1040-е годы. Схематический продольный разрез Продольный разрез по южному нефу
Чернигов. Спасо-преображенский собор. план Чернигов. Спасо-Преображенский собор. План на уровне хор

Хоры в русских храмах XI — XII вв. имели весьма определенное назначение: здесь находился князь и его ближайшее окружение (Брунов Н. И. О хорах в древнерусском зодчестве. — Труды секции теории и методологии (социологической) ИАИ РАНИОН. М., 1928, т. И, с. 93 — 97.). Поэтому, когда в Спасском соборе Чернигова мы сталкиваемся с расширением хор, снова находящихся в пространстве самого храма, вполне естественно предположить причиной этому прямой княжеский заказ. Зодчие, взявшие за основу тип храма вписанного креста, который сформировался как интерпретация крестово-купольных построек под влиянием четырехколонных композиций, чтобы устроить обширные хоры, обратились к формам более ранних памятников. От центрального пространства хоры отделили глубоко традиционными аркадами, причем аркады употребили и в верхнем ярусе, что позволяет соотнести собор с группой построек, родственных церкви в Каср-ибн-Вардане.

Возникло необычное композиционное решение. В упомянутых византийских постройках ходы над боковыми нефами продолжаются до восточных стен, так, что боковые апсиды оказываются двухэтажными. Здесь же хоры идут лишь до восточных крестчатых столбов, перед алтарем образуется свободный поперечный неф. Так же, как центрические опоры являются отголоском форм четырехколонных храмов, так и это необычное деление связано с типичным для них же противопоставлением свободного цельного наоса алтарю. В Спасском соборе деление на алтарь и квадратный наос дополнительно выявлено лопатками, появляющимися на боковых стенах на границе этих пространств. Лопатки как бы обрамляют и открывают пространства всех трех апсид.

Построение алтарной части своеобразно. Три апсиды расположены в одну линию. Они как бы приставлены к наружному контуру восточной стены здания. Обычно апсиды начинаются от внутреннего контура предполагаемой восточной стены (этот уровень выявляется угловыми лопатками). Поскольку предапсидные помещения очень неглубоки, то создается впечатление, что они устроены в основном с помощью подобного выдвижения апсид. Необычность планировки выявляется и негативным соответствием контуров восточных участков северной и южной стен, где лопаткам снаружи соответствует как бы ниша внутри, и наоборот. Форма своей нечеткостью выдает какую-то неуверенность мастеров, но не менее интересно и то, что ей можно подыскать весьма близкую аналогию. Подобный вынос апсид мы находим в церкви Богоматери Халкеон в Салониках, возникшей под несомненным влиянием архитектуры Константинополя. В самой византийской столице из-за сложного четырехлепесткового плана алтарных помещений апсиды тоже иногда выдвигаются к востоку, хотя и не в такой мере (Эски Имарет Джами); в XII в. в маленьком храме Иоанна Предтечи три полукруглые апсиды вынесены за линию, соединяющую восточные углы основного объема.

Нартекс черниговского собора пространственно несколько обособлен, он сообщается с наосом тремя арочными проемами в восточной стене. В том, что это стена,- нет ни малейшего сомнения, поэтому еще раз укажем на невозможность обозначить отрезки стен как столбы и на ошибочность определения «шести-и восьмистолпные храмы». Северная и южная ячейки нартекса перекрыты купольными сводами, центральная — коробовым сводом. Последний ориентирован в направлении север — юг, что также содействует обособленности нартекса. Вместе с тем чрезвычайно выразительны открывающиеся из нартекса и побуждающие к движению перспективы в большое и свободное пространство храма. Подобное сопоставление характерно для константинопольских памятников.

В верхнем этаже пространство западной части храма организовано иначе. Над нартексом боковые ячейки одинаково широкими проемами открываются и в средний, и в боковые нефы собора. Образующиеся таким образом достаточно обширные П-образные хоры входят в пространство самого храма, во всяком случае в линии малых нефов. Стены на хорах оказываются вытесненными (от них остаются лишь лопатки столбов).

Пространство хор, казалось бы, становится частью пространства всего храма. Однако полного объединения не происходит по двум причинам. Первая связана с разнохарактерностью ячеек самих хор. Угловые — низкие и довольно темные, лишенные окон, — были как бы проходными, соединяющими, они перекрывались глухими сомкнутыми сводами. Дверные проемы в северной и южной стенах соединяли их с лестничной башней (с севера) и каким-то помещением над крещальней (с юга). Ячейки хор в малых нефах основного пространства тоже смотрятся несколько отдельно друг от друга. Главными являются зоны хор в рукавах креста, они залиты светом больших окон, расположенных по три в два яруса, и охвачены широкими и высокими коробовыми сводами.

Все три ячейки хор над малыми нефами разделяются перекинутыми к стенам арками, расположенными на одной высоте и к тому же довольно низко, особенно в отношении к уровню сводов. Высота шелыг арок над полом хор — 4 м, шелыг глухих купольных сводов — 7,5 м, куполов малых глав — почти 13 м, центральных сводов — около 10 м. Все ячейки имеют индивидуальные пропорции, особенно необычны промежуточные, расположенные в западных углах наоса, ибо над ними поднимаются вытянутые круглые, в нижней части — глухие барабаны малых глав (высота барабанов — более 6 м). Чередование пространств выглядит несколько случайным, хотя общая система храма является ясной и логичной. Это противоречие опять-таки связано с устройством хор в храме, чья структура, родственная четырехколонным композициям, уже не совсем для этого подходит.

Однако в организации хор есть и намеренные акценты. Интересно отметить особое внимание к украшению южной половины хор. Малые арки опирались здесь не на пристенные лопатки, как с северной стороны, а на пары полуколонн, от которых уцелели, хотя и фрагментарно, капители. Стена ниже капителей имеет ровную лицевую поверхность кладки. Поэтому мы можем предположить существование первоначальных приставных полуколонн (возможно, мраморных) — форма, аналогию которой мы встречаем в самых замечательных постройках Византии: Неа Мони на Хиосе и Сан Марко в Венеции. Полуколонны, как и лопатки северной стены, опирались на обрез стены в уровне пола хор. Правая часть хор — мужская — могла служить местом пребывания князя, что и объяснило бы употребление полуколонн.

Особый характер имеет средняя часть хор над нартексом. Она открывается в храм тройной аркадой, которая могла бы уподобиться аркадам южного и северного рукавов креста. Однако зодчие интерпретируют ее иначе — как похожую, ибо расположенную в одном из рукавов креста, и как отличную, ибо она удалена от подкупольного пространства и помещена над стеной нижнего яруса на границе нартекса и наоса. Уже сама стена, в которой помещена аркада, — особая, тоньше всех других стен храма. Кажущиеся здесь утолщенными боковые лопатки — обычный на самом деле размер. Тонкие восьмигранные столбы центричны, но не обладают собственной ориентацией и легко включаются в поперечное движение аркады. Столбы и лопатки здесь не адекватны (как в боковых аркадах), лопатки принадлежат стене, столбы — проему. Аркада становится сложным, но единым проемом, напоминая аркаду на тонких столбиках в константинопольской церкви Спаса Всевидящего.

Угловые ячейки на хорах связаны с центральной широкими арочными проемами, но центральная никоим образом не является соединяющим проходом, а наоборот — своей резкой выделенностью от угловых зон создает пространство, композиционно наиболее значительное на хорах. Его особый характер подчеркивает и западная стена своими широкими глухими поверхностями; в ней, в отличие от стен в боковых рукавах креста, внизу находится лишь один арочный проем в центре. Проем имеет необычный характер — он продолжается почти до пола. Подобное окно напоминает окно в нартексе северной церкви монастыря Пантократора в Константинополе. В люпете же западной стены прорезаны три очень высоких окна. Все пространство высотой, ощущением срединного положения на хорах (остальные помещения ему симметричны), сгруппированностью к центру превращается в своеобразный зал с верхним светом, с видом в центральный неф, в подкупольное пространство и центральную апсиду.

Особенностью внутреннего пространства является его целостность, несмотря на как бы трехнефное расчленение. Одинаковые лопатки крестчатых опор оказываются ориентированными на внутреннее ядро столба и не обладают динамикой выступа; вместо того, чтобы определять движение пространства, эти опоры просто пребывают в нем. Пространство, обладая некоей самостоятельностью развития, как бы прорезает внутренние перегородки арочными проемам, уничтожая вещественную непрерывность стен и придавая формам структурный смысл. «Преодоленность» перегородок усиливается центричностью перекрытия наоса, которое образовано сводами рукавов креста и пятью световыми главами, равномерностью освещения через многочисленные окна.

Для трактовки отдельных форм характерны ясность и сложность одновременно, изящная расчлененность при ощущении нерасторжимости всех частей гибкой оболочки, где прихотливо соединяются и переходят друг в друга структурные и фоновые элементы. Профилировки всюду используются для облегчения форм и выявления их соотнесенности с целым. Опорами нижних аркад служили мраморные колонки, вдвое более тонкие, нежели опирающиеся на них кладки (колонки были обложены кирпичом после пожара XVIII в.). Ионические капители с импостами несут профилированные шиферные плиты, с которых начинается кладка арок. Хотя колонны круглые, шиферные плиты и массивы кладки на них — прямоугольные, вытянутые, их длинные стороны идут вглубь, сквозь аркаду (соотношение, часто встречающееся в Константинополе). Движение «сквозь» поддерживается и перспективными профилировками арок. Поэтому тройные аркады, пересекая рукава креста, в то же время напоминают о центрической природе основной композиции, горизонтальное движение аркад вдоль нефов сочетается с их ориентированностью на подкупольное пространство. Группировка вокруг центра и преодоление горизонтали подчеркиваются небольшим выделением средних арок во всех ярусах (такое примерно соотношение арок можно видеть в аркадах церкви Христа Всевидящего в Константинополе).

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Спасо-Преображенський собор – п’ятиглавий восьмистовпний храм в Чернігові. Найстаріший збережений датований пам’ятник зодчества Київської Русі. Спасо-Преображенський собор у Чернігові належить до унікальних пам’ятників візантійсько-київської школи зодчества першої половини ХІ ст. Він відіграв значну роль у формуванні будівельних норм в храмовому будівництві домонгольської Русі і України. Про його колишньому багатому внутрішньому оздобленні свідчать залишки фресок, різьблені плити хорів, підлоги, колони. У Спасо-Преображенському соборі покоїться прах князя Ігоря Сіверського, оспіваного в «Слові о полку Ігоревім», св. блг. князя Ігоря Чернігівського та інших князів тієї епохи.

Історія

Закладено близько 1030-34 чернігівським князем Мстиславом Володимировичем. Після його смерті в 1036 г. (згідно Повісті временних літ по Іпатіївському літопису) з будівництва собору, що мав висоту стін близько 4 метрів, майстри були зняті для побудови храму Св.Софії Новгородської, а закінчений Чернігівський собор був тільки в середині століття. Став головним храмом міста і Чернігово-Сіверського князівства. Спасо-Преображенський собор зберігся до наших днів майже повністю, але частково перебудований: за рішенням гетьмана Кирила Розумовського храм піддався перебудовам після руйнівної пожежі 1756 року. Все внутрішнє приміщення вигоріло. Згорілі дерев’яні хори не були оновлені. Була зламана баптистерія в південно-західному куті храму, а замість неї побудована кругла вежа, симетрична лівій вежі зі сходами на хори. На обидві вежі були встановлені шпилі величезної величини, що спотворило древній вигляд церкви. На довершення до всього, перед порталами влаштували тамбури. Пірамідальний ріст собору видно зі сходу. Древнє покриття храму було позакомарним, що також добавляло ефект пірамідальності верхньої частині будівлі. Глави мали по-візантійськи параболічну форму.

Зовнішній вигляд

Протягом століть він неодноразово перебудовувався. В XVIII-XIX ст., Зокрема, було надбудовано дві башти, після чого собор набув нинішній вигляд. У плані собор являє собою великий (18,25 х 27 м.) Тринефний храм з шістьма стовпами і трьома апсидами. Розкопки показали, що в східних кутах були прибудовані невеликі каплиці, що не збереглись. Фасади будівлі складені надзвичайно ошатною цегляною кладкою з прихованими рядами. Фасади також оформлені пілястрами, в першому ярусі плоскими, а в другому профільованими.

Інтер’єр

В інтер’єрі Спаського собору головне місце посідає суворе і урочисте поєднання вертикалей і горизонталей. Тут виразно акцентована подовженість будівлі, що поєднується з внутрішніми двоярусними аркадами, що йдуть в подкупольний простір. Уздовж них спочатку йшли дерев’яні настили північних і південних хорів, що підсилюють горизонтальне членування інтер’єру. Подібні аркади властиві візантійському зодчества тієї епохи, але рідкісні в Київській Русі.

Підлогу храму встеляли різьблені шиферні плити з інкрустацією з кольорової смальти. Стіни і склепіння прикрашали стародавні фрески, знищені пожежею 1756 року. За пишністю оздоблення храм Спаса не поступався Першопрестольним Київським церквам.

Можливо, будівельники Спасо-Преображенського собору в якійсь мірі повторювали схему Десятинної церкви. У рапорті є припущення, що майстри, які будували Чернігівський собор і Софію Київську, були з однієї і тієї ж столичної візантійської артілі.

Спасо-Преображенский собор (Чернигов)

Сегодня мы предлагаем вам посетить Спасо-Преображенский собор украинского города Чернигова. Древнерусские зодчие начали возводить его в 1031-1036 годах по заказу черниговского князя Мстислава Владимировича Xраброго. Но князь Мстислав вскоре умер, и строительство прекратилось. Стены на тот момент были не выше всадника на лошади. Храм закончили уже при другом князе — Святославе Ярославиче. Спасский собор стал кафедральным. Здесь происходили все самые важные события общественной и политической жизни Черниговской земли. По легенде у стен храма похоронен князь Игорь, герой «Слова о полку Игореве».

С 1046 года в черниговском храме находилась одна из самых почитаемых на Руси икон – икона Божьей Матери «Одигитрия». Эту икону в начале ХII века перевез в Смоленск Владимир Мономах. С того времени она получила название «Одигитрия» Смоленская. Считается, что благодаря этому чудотворному образу хану Батыю не удалось захватить Смоленск в 13 веке.

За свою почти тысячелетнюю историю Спасский собор пережил несколько разрушений. В 1239 году хан Батый с войском подошел к Чернигову. Руководивший обороной князь Мстислав Глебович потерпел неудачу. Город пал. Жена князя, которая во время осады скрывалась в Спасо-Преображенский соборе, чтобы не попасть в руки врага, выбросилась из окна. А сам храм был разграблен и частично разрушен. Кафедру перенесли из Чернигова в Брянск. И только в конце 17 века, при архиепископе Лазаре Барановиче, в Спасском соборе провели восстановительные работы.

Еще одним серьезным испытанием для святыни оказался великий черниговский пожар 1750 года. Тогда в огне были уничтожены практически все древнерусские фрески храма. Но, как показывает история, не меньший вред облику церкви причинила сама реставрация. В ходе работ сломали крещальню, а вместо нее в углу построили высокую круглую башню, симметрично левой древней башне. Наверху установили два огромных шпиля, которые служили солнечными часами. А в довершение, перед порталами сделали тамбуры. Храм заново расписали, установили резной иконостас. После того, как в конце 19 века позолотили верхушки куполов, храм приобрел современный вид.

В 1926 году собор закрыли. Сначала здесь сделали продуктовый склад, а затем храм отдали местному историческому музею. В 1942 богослужения возобновились, но ненадолго. Через 20 лет здание вновь вернули музею. Ныне Спасский собор входит в состав Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» и одновременно является действующим храмом.

Давным-давно Спасо-Преображенский собор находился на территории Детинца, то есть внутри городской крепости. Сегодня от Детинца остались несколько чугунных пушек и холм, а местность носит название Центрального парка культуры и отдыха имени Коцюбинского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *