Чесменская церковь в Санкт-Петербурге

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Чесменская – её другое название, связано с посвящением победе русского флота при Чесме) составляет архитектурный ансамбль с путевым Чесменским дворцом, который был построен для императрицы Екатерины II у дороги в её излюбленную резиденцию – Царское Село. И дворец, и церковь выдержаны в «готическом духе». В плане храм представляет собой квадрифолий («четырёхлистник»): к сторонам квадрата пристроены равные полукружия стен – апсиды.



Монолитный объём Чесменской церкви устремляется ввысь и завершается традиционным русским пятиглавием – лёгкими куполами-фонариками, перекликающимися с остроконечными завершениями стен. Стрельчатые проёмы, окно-«роза» над порталом, остроконечные вертикальные элементы – пинакли и зубчики – все эти детали придают церкви ауру Средневековья. Нарядная, оплетённая узорным кружевом, церковь напоминает игрушку, праздничную декорацию.

Повреждённая в годы Великой Отечественной войны, церковь была отреставрирована в 1970–1975 годы по проекту архитекторов М.И. Толстова и А.П. Куликова и сейчас радует нас своей первозданной красотой.

Среди монументальных сооружений сталинской поры и безликих хрущевских пятиэтажек вдруг нашему взгляду предстает настоящее чудо, архитектурный шедевр — легкая, взмывающая вверх бело-розовая церковь. Узкие стрельчатые окна, остроконечные башни, устремленные в небо… Откуда на Московском проспекте взялось это удивительное здание? А внимательный путешественник еще заметит рядом настоящий средневековый замок.

По приказу императрицы…

История создания архитектурного комплекса уходит своими корнями вглубь веков.

В 1774 году по распоряжению государыни Екатерины II на дороге между Петербургом и Царским Селом началось возведение небольшого путевого дворца. В нем государыня желала останавливаться во время своих переездов. Построен дворец был на небольшом возвышении, окруженном земляным валом. По проекту двухэтажное здание имело в плане треугольную форму с равными сторонами. Внутреннее убранство должно было напоминать родовой замок: стены украшали многочисленные портреты предков и родственников императрицы. Окружающая дворец местность имела название «Лягушачье болото” или по-фински «Кикерикексен”. Поэтому построенный замок стал называться Кикерикексенский.

Предание гласит, что в этом дворце государыня получила радостную весть о победе в битве при Чесме. Сражение, начавшееся 24 июня 1770 года, в день Рождества Иоанна Предтечи, закончилось разгромом турецкого флота. Оно стало первой морской баталией, закончившийся победой Российского флота, со времен государя Петра I.

В память об этом событии высочайшим повелением была учреждена серебряная медаль и создано несколько монументов: обелиск в Гатчине, ростральная колонна в Екатерининском парке, Чесменский зал в Петергофском дворце.

Но особенное значение придавала государыня возведению храма-памятника. Автором проекта стал архитектор Юрий Матвеевич Фельтен. Церковь, освященная во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, была торжественно заложена в 1777 году в присутствии императрицы Екатерины II, царского двора и шведского короля Густава III. Место выбрано не случайно — рядом с Кикерикексенским дворцом, там, где государыня получила радостное известие. Освящение нового храма состоялось 24 июня 1780 года, в 10 годовщину чесменской битвы. Дворец, церковь и вся местность вокруг стали называться Чесменскими.

Государыня любила Чесменскую церковь и посещала ее на Масленицу и в храмовый праздник. Для нее было обустроено под красным бархатным балдахином царское место, украшенное двуглавым орлом. После Божественной Литургии устраивались праздники для народа и гулянья.

В 1830 году Николай I повелел обустроить в Чесменском дворце богоугодное заведение для проживания инвалидов и ветеранов Отечественной войны 1812 года. К зданию были пристроены двухэтажные флигели, территория вокруг благоустроена, в разбитом парке построены три часовни.

Чесма в советское время

Церковь Иоанна Предтечи оставалась действующей до июня 1919 года. Потом старики и инвалиды были поспешно перемещены в другие богадельни, а в Чесменском дворце разместился первый в России концлагерь. Иконы и церковная утварь из храмы передали в Государственный Эрмитаж, а здание использовали под склад, архив, а затем под столярные мастерские.

Пожар, произошедший в храме зимой 1930 года, практически полностью уничтожил уникальные интерьеры и, в том числе, иконостас, выполненный по проекту архитектора Фельтена.

Чесменский дворец и церковь в годы Великой Отечественной войны оказались на передовой линии обороны. Оба здания сильно пострадали от обстрелов и бомбардировок. После войны было принято решение о реставрации и консервации и дворца, и храма.

В 1970-хх годах здание церкви отреставрировали и передали Военно-Морскому музею для организации филиала «Чесменская победа”.

Возрождение храма

В 1990 году началось возрождение Чесменского храма. Его передали Санкт-Петербургской епархии, первый молебен прошел при закрытых дверях 31 декабря 1990 года. Православная община была зарегистрирована 4 января 1991 года, а в ноябре уже началось постоянное богослужение.

Реставрационные работы были начаты в 1996 году. В 1998 году был освящен иконостас, воссозданный по чертежам, обнаруженным в архивах.

В настоящее время в храме проходят богослужения, поминальные службы, действует воскресная школа.

Прогулки по Петербургу всегда впечатляли, ведь как сам город имеет множество различных достопримечательностей, так и каждая из них сама по себе привлекает и завораживает. В этот раз хотел обратить внимание на одно примечательное культовое сооружение – Чесменскую церковь. Она знаменита своей образовательной деятельностью и имеет уникальный в своем роде дизайн, который заметен издали. Расскажу, какие службы проводятся в церкви и как ее найти.

Где находится Чесменская церковь

Чесменская церковь расположилась рядом с Московским проспектом в Санкт-Петербурге, которую не тяжело найти по адресу с помощью GPS, правда и сам город издавна славился своими величественными культовыми зданиями.

Адрес церкви: город Санкт-Петербург, улица Ленсовета, 12.
Телефон: +7 (812) 373-61-14.

Как лучше добираться к Чесменской церкви

Чесменский храм имеет очень удобное расположение в Питере между проспектами Юрия Гагарина и Московским, и самым быстрым способом добраться к ней будет метро или автомобиль.

  • На метро. Необходимо будет выйти на станции «Московская». Там увидите сквер, который приведет к Авиационной улице. Следуя по ней в сторону увеличения нумерации, дойдите до перекрестка с улицей Ленсовета, свернув на которую останется отыскать розовую церковь.
  • На авто. На своей машине, конечно, гораздо быстрее доехать к церкви. Для этого достаточно забить в своем навигаторе GPS-координаты церкви: 59°51’25.1″N 30°19’51.1″E.

Режим посещения и часы работы Чесменской церкви в Санкт Петербурге

Как и в любом другом храме, при посещении Чесменской церкви женщинам нужно быть обязательно с покрытой головой, ни в коем случае не в мини-юбке или брюках, а мужчинам – не в шортах. Внешний вид должен соответствовать посещаемому мероприятию.
Посетителям Чесменской церкви запрещается:

  • курить;
  • выражаться нецензурными словами;
  • шуметь;
  • бегать.

Принимает паломников и верующих Чесменская церковь каждый день с 9:00 до 19:00.
Чесменская церковь порадовала Центром духовной культуры и образования, который предусматривает молодежную, социальную и образовательную деятельность.

  • Среди социальной деятельности можно выделить Клуб чесменских бабушек и «Пространство радости»,
  • среди молодежной – Молодежный клуб и Школу капитанов,
  • а среди образовательной – патрология, хоры и кукольный театр.

Все мероприятия и обучение проходят в расположенном рядом с церковью дворце ежедневно:

  • по понедельникам – с 19:00;
  • по вторникам – с 14:00;
  • по средам – с 16:00;
  • по четвергам и пятницам – с 17:00;
  • по субботам – с 15:00;
  • по воскресеньям – с 14:00.

Расписание богослужений в Чесменской церкви

Понедельник – пятница

  • 9:45 – Проходит исповедь.
  • 10:00 – Проводится литургия.
  • 18:00 – Проходит вечерня и начинается полиелейная утреня.

Суббота

  • 9:45 – Проходит исповедь.
  • 10:00 – Проводится литургия.
  • 18:00 – Проходит исповедь и всенощное бдение.

Воскресенье

  • 9:45 – Проходит исповедь.
  • 10:00 – Проводится литургия.
  • 18:00 – Проходит вечерня.

Фото Чесменской церкви


Чесменская церковь оформлена в псевдоготическом стиле с пятью барабанами, которые завершаются куполами с небольшими шпилями, выполненными в форме яблок с красивыми ажурными крестами.

Внутреннее убранство величественного Иоанно-Предтеченского Чесменского храма.

Расположенное за храмом маленькое воинское кладбище, прозванное Чесменским.

Скульптуры над входом в Чесменскую церковь.

Чесменская церковь в Санкт Петербурге — видео обзор

Не смог остаться равнодушным к красивейшему псевдоготическому стилю Чесменской церкви, оформленной в розовом и белом цвете.

Путешествуя по России вы сможете посетить многие религиозные достопримечательности . Например, Белогорский монастырь в Пермском крае или Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге, о котором сможете почитать переходя по этой ссылке //www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/novo-tixvinskij.html Поделитесь, чем вам запомнилась Чесменская церковь, что вас особенно впечатлило и на что еще стоит обратить внимание при ее посещении? Жду ваших обсуждений в комментариях.

Фото с сайта митрополии

На Каменном острове в Санкт-Петербурге стоит романо-готический храм, который на первый взгляд можно принять за католический костел или протестантскую кирху. Но это православная церковь. Интересующиеся историей и преданиями старины глубокой знают, что когда-то именно в этом храме молились мальтийские рыцари, полководец Михаил Кутузов просил у Бога помощи на командование русской армией, а император Александр I получил здесь весть об исходе Бородинского сражения. Это история.

В 1765 году императрица Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I. Через год началось строительство резиденции наследника — Каменностровского дворца — и домового храма при нем. Церковь возвели за один год. Доподлинно известно, что сам император Павел I иногда поднимался на хоры и пел за богослужением. В 1798 году российский император Павел I был избран главой Суверенного военного ордена госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (сокращенно — Мальтийский орден). Рыцари бежали с Мальты от войск Наполеона и попросили убежища у русского царя, который еще годом ранее объявил себя их покровителем. Император стал Великим магистром, Петербург — столицей Мальтийского ордена, а рядом с храмом на Каменном острове его кавалеры давали присягу. Здесь же появились и мальтийские захоронения (позже они были перенесены на Смоленское кладбище).

Предтеченская церковь, однако, продолжала пользоваться популярностью и у царя, и у высших слоев общества. «…Александр I также любил в Каменноостровской церкви изливать свои тёплые молитвы» — таковы свидетельства современников. В ней часто бывали Г.Р. Державин и А.В. Суворов, а А.С. Пушкин даже крестил троих своих детей – Сашу, Гришу и Ташу (так звали девочку в семье). Скорее всего, перед роковой дуэлью с Дантесом поэт тоже заходил именно в этот храм.

В тридцатых-сороковых годах XIX века приход был сравнительно невелик и состоял в основном из людей придворного круга и высокопоставленных особ. А по клировой ведомости за 1859 год у храма был уже приход, насчитывавший более четырехсот человек, принадлежащих к разным сословиям.

После революции храм еще действовал, и по архивным данным, найденным историком М.В. Шкаровским, в 1934 году «…В «Красненькой» церкви на Каменном острове количество исповедывающихся доходило до 800 человек в день». Затем здание было взято под охрану как памятник архитектуры, но это не помешало советской власти в 1937 году закрыть церковь, перепланировать внутреннее пространство и уничтожить всё внутреннее убранство. Здание долгое время использовалось как мастерская скульптора Крестовского, а впоследствии было передано военному санаторию, — в нем был устроен спортивный зал. Имущество церкви было изъято и исчезло, а во время одного из пожаров оказались уничтоженными стенная роспись и то немногое, что оставалось в храме.

Дальнейшая судьба национализированного имущества храма до настоящего времени остается неизвестной.

Стараниями общины верующих здание вернули Церкви в 1990 году, и в праздник Покрова состоялась первая Литургия. С 1996 года началось подлинное возрождение приходской жизни, а стараниями настоятеля протоиерея Вадима Буренина для нужд прихода были получены и отреставрированы приходской дом и часовня.

Протоиерей Николай Иванович Ломакин (1890-1965)

Об этом священнике хочется рассказать особо.
Родился 28 сентября 1890 года в городе Калуше. В 1916 году окончил Петроградскую духовную академию. С 10 апреля 1917 года по 29 января 1920 года служил священником в храме во имя Святителя и чудотворца Николая при Николаевской детской больнице Петрограда. Затем – священник в Никольском соборе, ректор Ленинградских высших богословских курсов.

С 22 декабря 1922 по 9 декабря 1937 года о. Николай служил настоятелем нашей церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове.

В 1926 году был возведен в сан протоиерея. C конца 1937 года до весны 1938 года – настоятель Сампсониевского собора. Затем – настоятель храма Святой Марии Магдалины на Малой Охте. Позже – настоятелем Андреевского собора.

Священники блокадного города, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» 18 октября 1942 г. Сидят слева направо: прот. М. Славнитский, прот. П. Тарасов, митр. Алексий, прот. В. Румянцев, прот. Н. Ломакин. Стоят: Л. Парийский, протодиакон С. Дмитриев, диакон И. Пискунов, свящ. С. Румянцев, прот. В. Дубровицкий, свящ. Л. Егоровский, прот. Ф. Поляков

В Великую Отечественную войну пережил блокаду Ленинграда. С февраля по июль 1942 года служил настоятелем Князь-Владимирского собора. С 1947 по 1948 год – настоятель Троицкого храма «Кулич и Пасха”.

Как представитель митрополита Ленинградского, благочинный церквей Ленобласти и Ленинграда, был членом Ленинградской областной чрезвычайной комиссии по установлению злодеяний немецких захватчиков и причинённых ими разрушений. В 1946 году участвовал в Нюрнбергском процессе в качестве свидетеля, рассказав, в частности, что во время блокады в ленинградских храмах ежедневно отпевали по 100-200 умерших. В представлении на участие в Нюрнбергском процессе, в частности, говорится:


«Ломакин хорошо знает произведенные немцами злодеяния и разрушения в городах Новгороде, Пскове, подробно знаком с разрушениями церквей в этих городах, а также Печорском монастыре. Весь период войны проживал в Ленинграде. По личным качествам хорошо образованный, культурный, развитой человек, умело ориентируется в обстановке, обладает хорошими ораторскими способностями. Считаем желательным его участие в процессе военных преступников в качестве свидетеля.”

Стенограмму заседания Международного военного трибунала от 27 февраля 1946 года можно прочесть на портале «Православие и мир”.

Иоанно-Предтеченский каменный храм построили на Большой улице столицы в 1820 году. Средства выделила почётная гражданка города Н.М. Колесова по завещанию её супруга, купца 2-й гильдии Ф.Т. Колесова. До этого в городе действовала деревянная Предтеченская церковь, воздвигнутая в 1742 году.

Каменный храм, два престола которого располагались в одном алтаре, имел высокий четверик, который, как пишет Пантелеймон Петров, был «увенчан симметрично поставленными на углах и в центре свода пятью стройными главками луковичной формы». Прямоугольная апсида завершалась двумя главами. Многоярусную колокольню венчал шпиль. Стены и фасад почти не имели декоративных украшений. «Предельно точно рассчитанные пропорции объёмов храма с лёгкими, изящными на вид главками и устремленное ввысь острие колокольни создавали живописную доминанту в центре города». Иконостас церкви составляли 15 икон на дереве. После ремонта и перестройки, начавшихся в 1893-м, 7 декабря 1895 года Иоанно-Предтеченский храм освятил епископ Якутский и Вилюйский Мелетий (Якимов).

В годы советской власти в церковном здании последовательно размещались радиоузел, городская телефонная станция, детский сад, общежитие. В результате варварской эксплуатации строение, покоящееся на прочном ленточном фундаменте, постепенно превратилось в развалину. Последние остатки святыни, изуродованной до неузнаваемости, были снесены весной 1992 года. Иконостас попал сначала в Черкёхский музей, а уж потом на реставрацию, чтобы в случае её удачного завершения найти своё место в Богородицком храме.

Богоспасаемый град Якутск и его окрестности, http://pravlogos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *