Честолюбивость

5 сентября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «честолюбие» состоит из двух частей: «честь» и «любить», оба вроде бы «хорошие», вызывают приятные ассоциации.

Однако настоящий смысл слова далек от первого впечатления, в связи с чем многие люди используют это понятие не «по назначению».

Честолюбие — это…

В русском толковом словаре С.И.Ожегова:

честолюбие – это «жажда известности, почестей, стремление к почётному положению».

Если говорить проще – это эгоизм, который толкает человека на достижение всевозможных высот в личной жизни и общественной деятельности: славе, востребованности, уважению.

Честолюбивый человек хочет быть лучше всех, гонится за первенством буквально во всем – так он подкармливает свое вечно голодное эго.

Честолюбие часто путают с тщеславием (что это такое?). Второе является составляющей частью первого, но не его синонимом.

Тщеславие – понятие более «мелкое» – жажда славы в любом ее проявлении. Честолюбивость же направлена на глобальные свершения.

Черты честолюбивой личности

  1. Ставит нереальные цели и упорно к ним идет;
  2. считает себя умнее, красивее, успешнее и т.д. других, открыто заявляет об этом;
  3. честолюбивый человек на полном серьезе уверен в своем превосходстве над другими: думает, что окружающие ему завидуют;
  4. слабо развитая эмпатия (что это такое?) либо ее отсутствие – не умеет сочувствовать, жалеть других, поэтому легко переступает через тех, кто встает на пути;
  5. единственное чего боится честолюбивец – провала своих планов;
  6. критика может вывести его из себя, так как воспринимается весьма болезненно;
  7. склонен к гиперконтролю, любит командовать, навязывает везде свои «порядки».

Психологический подход

Психологи заявляют, что честолюбие – это черта характера, то есть устойчивое, а не «точечное» проявление личности. Индивид ведет себя так всегда и со всеми.

Откуда берется чрезмерно завышенная самооценка, необузданная гордыня и нереалистичный взгляд на мир?

Американский психоаналитик Карен Хорни писала, что честолюбие – есть невротическая потребность (книга «Невротическая личность нашего времени»).

Это значит, что желание быть «впереди планеты всей» продиктовано детскими травмами: любой ребенок хочет быть любимым родителями, получать от них похвалу, быть им нужным. Если этого не происходит, то страдает самооценка: малыш делает выводы о своей никчемности, незначимости, ощущает себя пустым местом.

«Непринятые» дети быстро улавливают, что хорошие поступки вызывают у взрослых позитивную реакцию. С этого момента их ведущей стратегией по жизни становится лозунг «Я буду лучше всех, и тогда меня полюбят».

Взрослый человек с такой установкой уважает себя только тогда, когда достигает очередной вершины. Собственные неудачи обрушивают и без того неустойчивую самооценку, заставляют чувствовать себя униженным, загоняют в состояние ничтожества, что для него подобно смерти.

Такой индивид не принимает себя целиком: он запрещает себе злиться, завидовать, плакать, болеть и т.д. Он мнит себя идеальным, суперменом, героем.

Человеческие проявления, которые воспринимаются им, как негативные (постыдные, говорящие о слабости) подавляются, а все, что есть хорошего (одобряемое обществом), выпячивается в десятикратном размере. Часто такая «политика» приводит к невротическим расстройствам.

Плюсы и минусы честолюбия

Так что же такое честолюбие – хорошо это или плохо, бороться с ним или не надо? Хочется ответить словами Парацельса:

«Каждое лекарство может стать ядом, и каждый яд может стать лекарством, все дело в дозе».

С одной стороны, наша планета «вертится», благодаря честолюбивым людям:

  1. они являются первооткрывателями – двигателями прогресса;
  2. создают величайшие произведения искусства;
  3. мотивированные на успех, они устанавливают новые рекорды.

С другой, чем сильнее травмирован ребенок в детстве – разрушено ядро его личности (что это такое?), тем в большей степени будет проявляться его честолюбие. И мотивом в этом случае будет не просто желание доказать всему миру свою значимость, а ненависть ко всему человечеству.

Неосознанное стремление отомстить за свои обиды, уменьшить психическую боль делают поступки личности опасными для окружающих (убить соперницу, подставить и посадить в тюрьму конкурента и т.д.). И тогда здесь не приходится говорить о созидании: поведение человека направлено на разрушение.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Время на чтение: 5 мин

Честолюбие – это стремление человека получить высокое положение, определенные почести, достичь видимых успехов, признаваемых окружением и в идеале имеющих конкретное измерение, выражающееся в оценках, цифрах, наградах, трофеях. Для честолюбивого человека важно иметь наивысшие результаты. Понятие честолюбие раскрывается через два свои корня и обозначает любовь к чести.

Честолюбие значение слова имеет синонимичность по отношению к тщеславию. В крайнем своем выражении честолюбие может устремляться к алчности, которая, однако, находится в тесной связи со стяжанием именно материальной выгоды, тогда как тщеславие и честолюбие используют конкретные физические блага только опосредованно.

Что такое честолюбие

Честолюбивый человек и сам может отдавать отчет себе, что где ни оказался бы – везде он готов навязать свои правила, даже людям, которых только узнал. Признание ошибки приносит ему болезненные ощущения, мысль, что он достоин большего, не покидает. Честолюбивый человек хочет не иметь конкурентов ни в одной сфере – кроме себя самого. для него есть двигатель прогресса, средство достижения личных целей. Такой человек на достигнутом не останавливается, стремится постоянно к большему, а, значит, становится сильнее, готов больше работать и совершенствоваться.

Тщеславие и честолюбие делают индивида эгоистичным и даже неприятным для других. завладевает человеком и заставляет смотреть на мир под искаженным углом. перестает соответствовать текущим условиям. Человеку уже кажется, что у него есть право навязывать другим свое мнение, он становится неуживчивым в коллективе, ему сложно найти общий язык с окружением. Жажда успеха вынуждает вступать с совестью в сделку, идти ради победы по головам. Такие личности часто в итоге достигают своего, но остаются одинокими, с обилием душевных травм и эмоциональных блокировок.

Психоаналитик Карен Хорни исследовала понятие честолюбие в качестве одной из невротических потребностей – болезненное стремление к личным достижениям. От того, удается ли быть лучшим – зависит его . Мы все сталкиваемся с примером невротического честолюбия уже в школе, знаем детей, страдающих от полученной низкой оценки, что для них есть удар по . Во взрослости это перерастает в желание быть лучшим любовником, писателем, спортсменом, иметь высшие показатели на производстве, престижные награды, зарабатывать больше всех.

Невротическое честолюбие менее вредно для окружающих, чем остальные невротические потребности захватнического типа, ведь направлено оно на своего обладателя. Честолюбие разрушающе воздействует лично на него, приносит неспособность принимать себя, какой есть, в полной мере и со всеми естественными , чувствами, переживаниями проживать свою жизнь. Такому человеку необходимо обязательно получить оценки, доказать через свою деятельность прежде всего себе самому – его «Я» существует и имеет вес. Ему крайне важно запечатлеть, зафиксировать свою деятельность, чтобы предъявить ее результаты окружающим как доказательство своего существования. Это напрямую влияет на то, сможет ли невротик снизить уровень , который зашкаливает, если у него нет видимых, зримых подтверждений его продуктивной и результативной деятельности.

Невротическое честолюбие вынуждает человека и к деструктивным действиям – стремлению нанести поражение своим явным или мнимым соперникам, любым способом выиграть в соревновании и конкурентной борьбе.

Как выявить, что честолюбие имеет невротический характер? Его симптомом является острый , которая при невротическом тщеславии воспринимается как унижение. Еще фактор – это неустанное подталкивание самого себя к большим свершениям, что происходит, несмотря на непрекращающуюся тревогу. Награды и трофеи не приносят такому человеку радость, нет переживания подлинного глубинного удовлетворения от них. Достижения лишь подталкивают к отметкам еще более высоким, что помогут расправиться с тревогой. Они просто на короткое время понижают тревогу, чувство – успокаивают внутреннего критика, интериоризированного обвинителя. Такой невротик не имеет мира с собой, сам не принимает себя.

Честолюбие, как избавиться

Если вы начали отмечать, что ваш ребенок начал проявлять симптомы невротического честолюбия – нужно убедить его, что вы станете его любить и принимать даже вне зависимости от того, что за отметку он принесет из школы. И дать прочувствовать вашу безусловную любовь. Расскажите ему истории о неудачах из жизни окружающих, истории, связанные с падениями – с той целью, чтобы на этих примерах ребенок научился чувствовать, что все неудачи это просто обратная связь. Постарайтесь снизить страх неудачи, чтобы она не ассоциировалась с унижением, тем самым перенаправив или смягчив невротическое честолюбие, сделав его менее острым и болезненным. В общем, как и для иных невротических потребностей, согласно подходу Карен Хорни – для разрешения этого комплекса важно ослабить идеализированный образ, завышенные представления о себе, обучиться принимать себя, относиться без ненависти и презрения к себе.

Есть интересное мнение, что честолюбие в противовес является главной движущей силой человечества. Человек постоянно хочет большего, смотрит на окружающих и отмечает их успехи: повышение в должности, покупку новой машины, отдых на модном курорте с обилием впечатлений.

Честолюбие рождает нежелание чувствовать себя проигравшим и выигрывать у всех и постоянно. Действительно, это влечет человека вперед, учась у других и получая примеры – он имеет к собственному успеху. Люди создают инновационные технологии, развивают науку, кто-то побывал в космосе, придумал социальные сети, а остальные тянутся к лучшему, стараются приобрести его и возобладать. И так человечество движется вперед благодаря честолюбию и . Но является ли такое честолюбие единственным и верным залогом силы и успеха?

Многие при этом не соглашаются с подобным взглядом, утверждая, что истинному честолюбие не нужно, честолюбие может даже быть знаком об отсутствии таланта и его .

Честолюбие способно иметь разную природу. То честолюбие, которое связано с жаждой обладания и доминирования обычно считается негативным качеством. В противовес ему некоторые выделяют здоровый азарт, который мотивирует и помогает достигать вершин вслед за талантом.

Существует эстетическая теория Чуковского, что хорошо получается только то, чего человек не хочет. То есть гениальные результаты приносит непрагматическая деятельность. Примером является Стив Джобс, который стал поистине великим бизнесменом не благодаря желанию денег, успеха, почестей. Он был увлечен идеей в создании принципиально нового и очень ценного для человечества, вложив в свое устремление все силы. То есть для успеха нужно поставить себе высокую, честолюбивую цель, которая должна быть не прагматической – а более высокой, чем просто желание, например, денег, которые будут уже лишь следствием.

А может, честолюбие есть стремление к бессмертию? Желанию оставить что-то после себя. «Всем лучшим во мне я обязан смерти». Ведь не будь наша жизнь конечна, если бы не необходимость реализовываться на этом отведенном участке жизни, то стимула создать, выделиться, запомниться, оставив след, не было бы. Идея смерти очень сильно подталкивает оставить какие-то признанные ценности, доброе или известное имя, что есть некий синоним чести. С такой точки зрения честолюбие значение слова раскрывает не через любовь к почестям, а как устремление к личной чести. И эта мотивация считается гармоничной, так как способствует истинному росту. Итак, мы можем рассуждать о честолюбии разных уровней.

Честолюбие это хорошо или плохо?

Где грань между здоровыми амбициями и честолюбием? Например, спортсмен или актер должен считать себя лучшим – иначе он не добьется высоких результатов. Уверенность в себе, позиционирование самого себя лучшим и вера в это сподвигают его к большой работе над собой. Просмотрев взгляды на этот вопрос за последние 2000 лет истории в разных течениях, мы увидим даже противоречивые подходы в религиях. В православии догмат самоуничижения пронизывает вероучение красной нитью. Карьера, самолюбие, желание быть первым, достигнуть высот и доказать что-то себе или окружению – считаются плохими вслед за наставлениями Библии быть последним. В противовес им культивируются скромность, самоуничижение, осознание своей ничтожности и смирение как единственный выход. Честолюбие здесь связано с гордыней и считается грехом.

В католичестве уже иной подход – человека нужно уважать, не опускаться до самоуничижения и посыпания головы пеплом. Человек здесь уже не плох, а в протестантстве и вовсе хорош – успех, работа, деньги, благополучие рассматриваются как дары свыше, благословение. Такой подход способствует продвижению в жизни, созиданию даже на уровне целого народа. Красивая архитектура, комфортные автомобили, качественные вещи и хорошее образование – вот то, с чем ассоциируется у нас европейский и американский уклады жизни, исповедующие католичество и протестантизм. Однако при избытке внимания к таким благам теряется грань между здоровыми амбициями, в целом положительном устремлением к успеху и честолюбием, успех становится самоцелью, подчиняя все устремления человека.

Подход же, скорее свойственный православию, что необходимо сохранять душу и бороться со страстями честолюбия – в своем избытке также дает искажения в человеческой душе, появляется зависть к более успешным людям и тяга к комфорту одновременно с крайним осуждением, что расщепляет психику, вынуждая человека использовать целый комплекс механизмов . Что в итоге победе над честолюбием не способствует, а напротив, поляризует психику и придает новые обороты .

Конечно, истина посередине. При более внимательном, скрупулезном изучении мы восстановим баланс, найдя общий изначальный смысл, который уже в последствии развился в противонаправленные течения. Наставление садиться на место последнее иногда выглядит несколько манипулятивным, словно я специально себя унижаю, а в тайне с этой же жаждой успеха надеюсь, что меня возвысят. Это иносказательное наставление, однако имеет глубокий смысл. Не садиться на первое место – не стараться быть лидером по форме. А сесть на последнее, сначала внутренне став им и доказав всем своим естеством, что ты первый – так, чтобы это было признано самими людьми. При этом само возвышение здесь для человека не должно иметь значимости, но лишь внутренняя глубокая работа над самим собой, которая приносит плоды, не являющаяся самоцелью. Самоуничижение есть крайность, что подтверждается и другими евангельскими советами – например, стучать, чтобы отворили, искать и обретать, не зарывать талант в землю. Здесь показывается, что если верить, то всего можно добиться. Вера, которая сворачивает горы, дает высокую самооценку, которая вместе с упорным трудом приводят к успеху.

Получается, именно активная жизненная позиция проповедуется в христианстве. Не нужно поклоняться первому месту или деньгам, во что бы ни стало тянуться к ним ради почестей и гордыни. Это раскрывается в наставлении не пытаться услужить двум господам – Богу и Мамоне, где Мамона олицетворяет земные блага. Они не плохи сами по себе, подобно богатству, что не есть зло, но добро, если является средством для высоких целей. И грань между амбициями и честолюбием достигается в христианской позиции тем, что внимание человека не должно быть устремлено на обретение почестей, он не должен мечтать о самовозвышении, а будучи возвышен другими людьми – сохранять скромность и продолжать работать над собой. Именно такая формула ведет человека к подлинным победам, закладывает механизм успеха.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

, знания или власть . В отличие от целеустремленности честолюбие направлено скорее на личные, чем на альтруистические цели человека. В отличие от алчности честолюбие лишь косвенно направлено на достижение материальной выгоды. Честолюбие — предмет этики, психологии, педагогики, политологии и некоторых других гуманитарных наук и научных направлений.

Восприятие честолюбия

В христианстве

Психологическая и педагогическая перспектива

В психологии и педагогике понятию честолюбия соответствует термин мотивация . В концепциях воспитания, целью которого является ярко выраженная нацеленность на результат, помимо развития внутренней мотивации и навыков в академической, художественной или физической подготовке, целесообразно также применять и преподавать такие компетенции, как ожидание самоэффективности , выносливость и трудолюбие .

Честолюбие с научно-политической точки зрения

Политолог Джозеф А. Шлезингер выделил в 1966 году три типа честолюбия в политике:

  • Под прогрессивным честолюбием он понимал стремление политического деятеля к более высокому посту, нежели он в настоящее время занимает.
  • Статическим честолюбием он назвал стремление политического деятеля, как можно дольше держать должность, которую он сейчас занимает, .
  • Дискретное честолюбие — это стремление политика достигнуть конкретной политической цели или должности, не рассчитывая многократно ее обретать.

Честолюбие в литературе и кино

Честолюбие является центральной темой многих литературных произведений. Примеры:

Также во многих художественных фильмах тема честолюбия находится в центре внимания. Примеры:

Напишите отзыв о статье «Честолюбие»

  • Иосиф Райххолф (Josef H. Reichholf): Почему мы хотим побед . Спортивное честолюбие в качестве движущей силы в эволюции человека. Fischer Taschenbuch, Франкфурт 2009, .

Отрывок, характеризующий Честолюбие

Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.
Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.
– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.
К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.

Каждый индивид имеет своё представление о плохих и хороших чертах характера. Одни качества определённая личность может оценить как положительные, другие – как отрицательные. В то время как другая личность даст этим понятиям совсем другую характеристику. Все мы сами решаем, что для нас плохо, а что хорошо, и нельзя дать точную дефиницию понятию «честь» или «честолюбие».

Определение термина честолюбие

Википедия даёт нам следующее определение термину «честолюбие»: закреплённое в характере стремление личности достичь успехов в соответствии с личными целями в таких сферах жизни, как личная производительность, успех, признание, влияние, лидерство, знания или власть. Таким образом, честолюбие – это желание индивида добиться определённых успехов. Можно сделать вывод, что это качество является положительным по своему характеру, ведь нельзя посчитать желание индивида достичь высот отрицательным качеством личности. Однако многие психологи придерживаются обратной точки зрения.

Честолюбивая личность в психологии – это индивид, который находится в постоянном поиске почитания, уважения со стороны других людей. Ему нравится, когда люди буквально «смотрят ему в рот», восхищаясь его подвигами и успехами. Таких людей можно встретить и в сказке, и в реальной жизни. Приведём пример из литературы. Персонаж по имени Честолюбец встречается в популярной сказке для взрослых. Сент-Экзюпери во всей красе представляет индивида в «Маленьком принце», который хочет, чтобы все восхищались им и подражали ему.

Признаки честолюбивой личности

Термин «честолюбие» можно разбить на два слова: честь и любить. Словосочетание «любить честь» звучит положительно только в том случае, если индивид, жаждущий чести, действительно делает хорошие поступки и добивается успехов на пути к поставленной цели. Другая сторона этого аспекта – желание добиться поставленных целей несмотря ни на что, при этом ущемляя интересы окружающих и ставя собственную персону выше других. Это в психологии является показателем эгоистичного поведения, что не является положительным качеством личности. Многие великие психологи говорили о том, что эгоизм – это грех человеческой души.

Существует несколько признаков, по которым можно узнать честолюбивую личность.

  1. Эгоизм – это первый признак эгоистичного индивида. Личность, стремящаяся к почитанию — это эгоист. В этике существует понятие «эксплуататорской ориентации», согласно которой личность пользуется окружающими людьми для достижения собственных целей. Такие люди не воспринимаются обществом, им тяжело завести друзей и знакомых. Для честолюбивой личности честь – это лишь мираж, который они хотят создать, чтобы подняться в глазах окружающих.
  2. Амбиции у честолюбивых людей обычно завышены, однако не оправданы. Индивид может поставить слишком много целей, которых он не может достичь как физически, так и эмоционально. Честолюбивая личность может соврать об объёме работы, который он в состоянии выполнить. Такой индивид может с лёгкостью врать для своей выгоды.
  3. Гордыня – это один из признаков, отличающих честолюбивую личность. Её ни в коем случае нельзя путать с гордостью. Гордыня является одним из смертных грехов. У таких людей обычно завышенная самооценка, они высокого мнения о себе и о своих возможностях. Такие люди также не принимаются обществом, отвергаются им.
  4. Острое реагирование на критику – это довольно распространённый признак, встречающийся у честолюбивых людей. При формировании личности возникает два пути – принимать критику и адекватно её оценивать или отвергать критику и остро на неё реагировать. Люди, которые желают чести, обычно не могут адекватно воспринимать критику и реагируют агрессивно и раздражительно.

Как избавиться от честолюбия

Корни этого качества лежат в детстве. Если ребёнка всегда учили быть первым, получать отличные оценки, преуспевать во всех видах деятельности и делать всё «лучше всех», в нём может развиться желание получать почести и похвалу за проделанную работу. Стоит помнить, что честолюбие – отрицательное и положительное качество, которое имеет свои преимущества и недостатки. Если же индивид почувствовал, что хочет от него избавиться, стоит поискать причины возникновения такой черты характера в раннем детстве.

Существуют различные тренинги и упражнения, которые позволяют бороться с честолюбием.

Важный пункт в любом из таких упражнений – это определение самооценки индивида и правильный анализ. Самооценка может быть:

  • адекватной;
  • неадекватной;
  • средней;
  • высокой;
  • низкой.

Идеальный показатель – это средняя адекватная самооценка. При адекватном анализе люди, стремящиеся к почитанию, замечают, что их самооценка высокая и неадекватная. В некоторых случаях честолюбивые люди имеют высокую адекватную самооценку.

Честолюбивые люди в некоторых случаях действительно добиваются больших успехов. Яркий пример – Стив Джобс. Он считал себя амбициозной, в меру эгоистичной личностью, которая резко реагирует на критику. Таким образом, каждый индивид сам решает, является честолюбие положительным или отрицательным качеством личности, а затем принимает решение, стоит ли избавляться от этого качества или, наоборот, развивать его.

Очень часто бывает так, что человек полностью захвачен новым делом. Все его мысли полностью заняты тем, как добиться успеха. Еще не покорив больших высот, он уже предвкушает радость, которую должно принести достижение цели. Такое качество называют честолюбием.

Честолюбие: что это такое?

Сказать это понятие, довольно трудно. Под честолюбием чаще всего понимают стремление к почестям, славе и высокому положению в обществе. Желающих получить такой результат много, правда, не все в этом могут признаться. Причина тому достаточно прозаична: такие люди просто боятся осуждения со стороны общества. Ведь такое качество, как правило, отождествляется с болезненным стремлением к славе. Многие задумываются: честолюбие — что это такое на самом деле?

Составить портрет честолюбца сложно, так как его внешность и поведение могут быть самыми разнообразными. Внешне такой человек может вести себя предельно скромно и непритязательно. Часто его честолюбие — это тайное знание, с которым он не готов делиться с окружающими.

Честолюбие: что это и в чем его польза?

На самом деле честолюбие может быть как здоровым, так и болезненным. Все люди, которые добились успеха в той или иной сфере, однозначно являются честолюбивыми. Их манит процесс достижения цели и получения признания. Такое свойство выступает в роли хорошего мотиватора. Оно не дает человеку сбиться с пути, даже когда ему трудно. Но для личности, у которой присутствует здравое честолюбие, слава будет играть особую роль. Это будет что-то наподобие приятного бонуса к приложенным усилиям и не более.

Тщеславие и честолюбие

Другое дело, когда желание почивать на лаврах становится самоцелью. Такое качество называется тщеславием. Такого человека не интересуют плоды его деятельности, его не волнует, какую пользу своими действиями он принесет окружающим. Порой тщеславный действует даже во вред себе. Ярким примером такого стремления к пустой славе являются звезды шоу-бизнеса. Многие из них готовы положить на алтарь все ради признания: любовь, семью и здоровье.

Отличие тщеславного человека от честолюбивого в том, что честолюбивая личность никогда не поступится своими моральными убеждениями ради славы. Тщеславный индивидуум готов перешагнуть через себя ради признания.

Получатся, что между честолюбием и тщеславием существует довольно тонкая грань, которую очень просто нарушить. Честолюбие — определение очень расплывчатое и неоднозначное.

Если оно здоровое, то это качество, которое должно присутствовать в каждом. Наличие такой мотивации заставляет людей покорять все новые вершины. Это стремление сделать что-то лучше других, преуспеть в каком-то деле.

В конечном счете честолюбие — что это? Простыми словами, такое свойство — это стремление быть успешным и уважаемым за приложенные усилия. Трудолюбие, вера в себя, настойчивость — вот далеко не полный список характеристик честолюбивого человека. Если направить все эти качества в правильное русло, тогда это свойство будет вашим козырем, а не пороком.

1. Выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почётному положению в какой-либо области деятельности, сфере общественной жизни.

2. Жажда власти.

3. Жажда известности, славы, почестей.

3. Любовь к чествованию, принятию почестей.

4. Моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, свершаемых для достижения общественного признания, престижа, почёта, славы и т.п.

5. Социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни.

6. Стремление к высокому, почётному положению.

Пояснения:
Честолюбие получает распространение в обществе с возникновением социального неравенства людей.

Нормальное, умеренное Честолюбие не является пороком, т.к. образует один из важнейших мотивов социальной деятельности людей. Честолюбие как стремление к общественному признанию может играть в отдельных случаях относительно положительную роль, стимулируя повышенную социальную активность человека. Но, будучи индивидуалистическим по своему характеру мотивом, оно препятствует воспитанию личности в духе сочетания личных и общественных интересов. В честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами.

Гипертрофированное (непомерное и не подкреплённое собственной значимостью) Честолюбие близко по значению к тщеславию. Но, в отличие от тщеславия, Честолюбие связано не столько с жаждой приобретения дешёвой или выдуманной славы и признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды.
В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека, Честолюбие приобретает значение морального качества личности.

Болезненное Честолюбие превращается для его обладателя в постоянное переживание несчастья, порождает чувство хронической неудовлетворённости жизнью, зависть к чужому успеху.

Крайняя форма Честолюбия — карьеризм.

Честолюбие у детей часто формируется родителями и педагогами, которые в силу собственных амбиций считают своих детей самыми яркими и одарёнными личностями.
В определённой мере стимулирование Честолюбия может сыграть и положительную роль в развитии личности. Но если детские способности оказываются иллюзорными и не реализуются по мере взросления детей, то честолюбивые устремления могут стать причиной моральных и психических травм.
Честолюбие педагогов и родителей часто способствует формированию хвастовства, заносчивости, неуважения к другим людям. Поэтому важно корректировать не только Честолюбие детей, но и своё, взрослое Честолюбие по отношению к детям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *