Четья минея

Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI веке был святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси (1563; пам. 30 дек.). Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы, на которых был прославлен сонм русских святых, затем на Стоглавом Соборе последовало исправление недостатков в жизни Церкви и общества, наконец, соборное искоренение лжеучений. Его Первосвятительство пришлось на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного, которого Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом.

Святитель Макарий – это аскет, молитвенник, богослов, иконописец, патриот Московской Руси, государственный деятель и дипломат, выдающийся представитель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды, все с большим успехом, предпринимал попытки собрать воедино всю духовную литературу того времени, пока эта грандиозная задача не была воплощена в его знаменитых Минеях Четьях. С его именем связано первое систематическое изложение истории – составление Степенной Книги, а так же начало новой страницы в истории русской книжности – учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли Митрополита Макария чудным. Можно говорить, что именем Митрополита Макария может быть названо время середины XVI века. Он был канонизован в 1988 году на Соборе в дни празднования великого юбилея – Тысячелетия Крещения Руси. О Митрополите Макарии существует не малая разножанровая литература.

Главное книжное детище святителя Макария – это Минеи Четьи. В XIX веке при их издании Археографической Комиссией им было усвоено именование Великие Макарьевские Минеи Четьи. К сожалению, их издание прекратилось в 1917 году, не будучи доведенным до конца. Уже в наши дни была издана Майская Минея Успенской редакции. В процессе подготовки данного издания была выявлена недостающая Софийская майская Минея. Таким образом, это важное достижение нашего времени в вопросе изучения Макарьевского наследия.

Великие Макарьевские Минеи Четьи – сокровище духовной письменности, собранное под руководством святого иерарха Русской Церкви, просветителя Земли Русской. Макарьевские Минеи содержат агиографические, гомилетические, патриотические и другие творения. Наряду с переводными памятниками христианской письменности в Минеях в месяцесловном порядке помещены и творения русских авторов. Это духовное наследие использовалось в последующее время другими авторами – составителями Четьих Миней. Издания Великих Миней Четьих являются библиографической редкостью, и теперь, благодаря предпринятым усилиям, их содержание становится доступным современному читателю.

Архимандрит Макарий (Веретенников). 2009 г.

* * *

Великие Минеи Четии. Сентябрь. Выпуск 1. Дни 1–13

Великие Минеи Четии. Сентябрь. Выпуск 2. Дни 14–24

Великие Минеи Четии. Сентябрь. Выпуск 3. Дни 25–30

Великие Минеи Четии. Октябрь. Выпуск 4. Дни 1–3

Великие Минеи Четии. Октябрь. Выпуск 5. Дни 4–18

Великие Минеи Четии. Октябрь. Выпуск 6. Дни 19–31

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 7. Дни 1–12

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 7. День 11

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 8. Дни 13–15

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 1. День 16

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 2. Дни 16–17

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 3. Дни 17–22

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 2, тетрадь 1. Дни 23–25

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 10. Дни 1–5

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 11. Дни 6–17

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 12. Дни 18–23

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 13. Тетрадь 1. День 24

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 13. Тетрадь 2. Дни 25–31

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 14. Тетрадь 1. День 31

Великие Минеи Четии. Январь. Выпуск 15. Тетрадь 1. Дни 1–6

Великие Минеи Четии. Январь. Выпуск 15. Тетрадь 2. Дни 6–11

Великие Минеи Четии. Апрель. Выпуск 16. Тетрадь 1. Дни 1–8

Великие Минеи Четии. Апрель. Выпуск 16. Тетрадь 2. Дни 8–21

Великие Минеи Четии. Апрель. Выпуск 16. Тетрадь 3. Дни 22–30

Указатели к первому, второму и третьему выпускам Великих Миней Четиих. Сентябрь. Дни 1–30

М. Л. Рубцова

Автор данной статьи – референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря игумена Августина (Неводничека). Статья написана в рамках проекта «Просветительская мобильная выставка «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского”». Проект реализуется Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов.

Написанные святителем Димитрием Ростовским в конце XVII – начале XVIII века Четьи-Минеи явились не только значительным церковным событием, но и одним из ценнейших вкладов в сокровищницу русской культуры. Они стали целой эпохой в истории русской агиографии.

Поэтому, прежде чем говорить об их месте и значении, необходимо хотя бы кратко ознакомиться с тем, как возник и развивался такой жанр, как описание жизни святых. Русская агиография заимствовала у греков литературные формы и приемы в тех Житиях и сказаниях, которые были принесены на Русь в славянских переводах. В свою очередь основой для греческой агиографии послужили евангельские рассказы о жизни Спасителя и Его учеников, ведь житие святого – это воплощение заповедей Господних и уподобление Христу. Таким образом, евангельская история продолжается в описании подвигов святых, которые на своих примерах раскрывают возвещенное Христом учение о спасении.

Юго-Западная Русь, вошедшая с XIV века в состав Великого княжества Литовского, а затем в состав польского государства Речь Посполита, испытывала сильнейшее католическое влияние и давление со стороны польских властей. Живя обособленно, эта часть некогда единой Руси была занята своими насущными проблемами – борьбой с навязыванием унии, а затем с уже состоявшейся в 1596 году Брестской унией, отстаиванием прав православного населения, апологетической полемикой с католиками и униатами, да и просто физическим выживанием в католическом государстве. Так что не сразу было обращено внимание на то, что народ в качестве душеполезного чтения пользуется западными мартирологами, переведенными на польский язык и подвергшимися обработке католическими авторами, а также стихотворными житиями католических святых, написанными простым и понятным языком.

Ревностный поборник просвещения святитель Петр (Могила), занимавший Киевскую кафедру в 1632–1647 годах, в числе значительных своих деяний озаботился написанием и изданием Житий православных святых. Задумав сделать новые переводы греческих жизнеописаний, он выписал с Афона корпус Житий святых, составленный преподобным Симеоном Метафрастом (Х в.). Кончина святителя Петра помешала осуществлению этих планов, но его начинание подхватил и продолжил Иннокентий (Гизель; ок. 1600–1983), с 1656 года архимандрит Киево-Печерской лавры К уже имеющимся материалам, собранным святителем Петром (Могилой), он испросил у патриарха Московского Иоакима Минеи-Четьи святителя Макария. Книги, содержавшие первые три месяца, ему были высланы, но военные смуты в Малороссии помешали заняться этим важным делом. Работа началась лишь при преемнике архимандрита Иннокентия архимандрите Лавры Варлааме (Ясинском), приложившем все свои силы к осуществлению этого труда.

Находясь на хлопотной должности, архимандрит Варлаам при всей своей учености и желании заняться собиранием Житий, не решился взяться за дело сам. Он стал искать человека образованного, но менее занятого. Выбор его пал на настоятеля Никольского Крупицкого монастыря в Батурине иеромонаха Димитрия, сына известного киевского сотника и мецената Саввы Туптало. Сам Димитрий к этому времени был известен в православной среде своим искусством говорить проповеди так, что слова его растапливали лед в сердцах людей. Обители Малороссии, Белоруссии, Литвы соревновались между собой в стремлении пригласить к себе известного проповедника. Рассказывая о празднуемом событии или святом, иеромонах Димитрий всегда делал акцент на нравственном приложении того, что несет в себе это событие или же пример святого. Очевидно, именно это качество, в сочетании с высокой образо-ванностью, привлекло внимание архимандрита Варлаама к личности молодого настоятеля батуринского монастыря.

В 1684 году по благословению Собора старцев Киево-Печерской лавры иеромонах Димитрий приступает к написанию Четьих-Миней. Хотелось бы отметить своеобразие и уникальность этого великого труда Ростовского святителя, который занял у него половину жизни, а по популярности превзошел все предыдущие и последующие подобные произведения.

Если говорить о составе Димитриевских Миней, то, кроме Житий святых, мы находим в них синаксари на Господские и Богородичные праздники и на празднества по случаю перенесения мощей, а также поучительные слова, авторами которых являются отцы Древней Церкви или же сам святитель Димитрий. Помещенные перед первой и второй четвертью Миней списки «учителей, описателей, историков и повествователей» показывают, что святитель пользовался большим количеством разнообразных источников. В этих списках приведен длинный ряд знаменитых отцов и учителей Церкви, церковных историков и многих современников и свидетелей описываемых событий, писания которых ко времени святителя Димитрия сохранились на греческом и латинском языках.

Если говорить в общем, то в Четьих-Минеях святителя Димитрия мы имеем соединение латинских и славянских источников с явным предпочтением последних. Прекрасное знание латинского языка избавляло святителя от необходимости прибегать к помощи готового перевода, а совершенное подобие источников обеспечивало правильность латинского текста и избавляло от необходимости проверять его по славянскому.

Остановимся на характеристике литературных приемов, чтобы выяснить, как пользовался святитель находящимся у него материалом, как создавал свои повествования о святых. Святитель Димитрий с удивительным вниманием и благоговением относился к каждому составляемому им Житию. «Не буди ми еже лгати на святого», – вот принцип, который он положил в основу своей работы. Для каждого святого он старался собрать весь имеющийся в источниках материал, что требовало немало времени и трудов. Собранный материал внимательно изучался. Различные источники сравнивались один с другим. Многочисленные пометы святителя Димитрия свидетельствуют о том, насколько скрупулезно он исследовал текст каждого из них. Из разнообразных показаний источников святитель выбирал то, что считал наиболее справедливым.

Таким образом, строго научной критики источников у него нет, он останавливается лишь на явных, бросающихся в глаза противоречиях. При этом одни он разрешает, на другие только указывает в примечаниях. Часто указав на разноречие источников, святитель увещает читателя не испытывать, который из них истинен. Например, в Сказании о поясе Богоматери он пишет: «Нам не подлежит нужда испытывать времена и лета, довлеет ведати чудо совершившееся и прославляти Божию Матерь». Подобными замечаниями святитель Димитрий показывает, что задача его труда – не в историческом изучении событий, а в назидании читателя.

При написании Четьих-Миней святитель поставил для себя две основные задачи. Первая из них – это практическая польза. Вспомним, что сама мысль о составлении подобного труда возникла в силу острой церковной нужды – необходимо было оградить православных от инославных агиографических сочинений и дать им книгу, которая была бы написана понятным, ясным языком; Жития должны были быть не слишком длинными, чтобы человек мог легче запомнить прочитанное. Кроме того, эти Жития должны были прочитываться за богослужением. Все это обязывало к допустимой краткости, так что вместе с заботой о фактической полноте святитель Димитрий должен был думать и о том, как передать все события из жизни святого в небольшом рассказе, удобном для прочтения за один раз.

Вторая задача – это назидательность: читатели и слушатели должны были извлечь душеполезные уроки из примеров житий святых. Скорее всего, именно это требование вынудило святителя совершенно отказаться от исторической критики и дать в своих Минеях только назидательный материал.

В качестве заключения приведем слова протоиерея А. Державина, посвятившего изучению этого памятника значительную часть своей жизни: «Святитель совершил важное, общенародное дело и подвинул далеко вперед развитие русской агиографии. С любовью принятые народом, нашедшим в них выражение своих исконных чаяний, своих воззрений и желаний, Четьи-Минеи святителя Димитрия сделались национальным достоянием, одною из тех книг, по которым вырабатывались и складывались своеобразные духовные особенности русского православного человека».

Отсутствие попыток составить новые Четьи-Минеи после святителя Димитрия ясно показывает, как великолепно понял и прекрасно выполнил он то, что составляло тогда задачу русской агиографии и потребность Православной Церкви.

Фото

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *