Чин оглашения
Если хочет креститься взрослый человек, он входит в храм (младенца приносят крестные) в одной нижней одежде (длинной рубашке), разутый, без пояса, с опущенными руками и становится лицом на восток.
Священник читает молитвы:
Господу помолимся.
О имени твоем, Господи Боже истины, и единороднаго твоего Сына, и Святаго твоего Духа, возлагаю руку мою на раба твоего, , имярек, сподобльшагося прибегнути ко святому имени твоему, и под кровом крил твоих сохранитися. Остави от него ветхую оную прелесть, и исполни его еже в тя веры, и надежди, и любве: да разумеет, яко ты еси един Бог истинный, и единородный твой Сын, Господь наш Иисус Христос, и Святый твой Дух. Даждь ему во всех заповедех ходити, и угодная тебе сохранити: яко, аще сотворит сия человек, жив будет в них. Напиши его в книзе жизни твоея, соедини его стаду наследия твоего, да прославится имя твое святое в нем и возлюбленнаго твоего Сына, Господа же нашего Иисуса Христа, и животворящаго твоего Духа. Да будут очи твои взирающе на него милостию выну, и уши твои, еже услышати глас моления его . Возвесели его в делех рук его , и во всяком роде его да исповестся тебе покланяяся, и славяй имя твое великое и вышнее, и восхвалит тя выну вся дни живота своего.
Возглас: Тя бо поют вся силы небесныя и твоя есть слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Запрещение первое.
Господу помолимся.
Запрещает тебе Господь, диаволе, пришедый в мир и вселивыйся в человецех, да разрушит твое мучительство, и человеки измет, иже на древе сопротивныя силы победи, солнцу померкшу, и земли поколебавшейся, и гробом отверзающымся, и телесем святых востающым: иже разруши смертию смерть, и упраздни державу имущаго смерти, сиесть тебе диавола. Запрещаю тебе Богом, показавшим древо живота, и уставившим херувимы, и пламенное оружие обращающееся стрещи то, запрещен буди. Оным убо тебе запрещаю, ходившим яко по суху на плещу морскую, и запретившим бури ветров: егоже зрение сушит бездны, и прещение растаявлает горы: той бы и ныне запрещает тебе нами. Убойся, изыди, и отступи от создания сего, и да не возвратишися, ниже утаишися в нем, ниже да срящеши его, или дейстуеши, ни в нощи, ни во дни, или в часе, или во полудне: но отъиди во свой тартар, даже до уготованнаго великаго дне суднаго. Убойся Бога седящаго на херувимех, и призирающаго бездны, егоже трепещут ангели, архангели, престоли, господства, начала, власти, силы, многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими: егоже трепещут небо и земля, море, и вся, яже в них. Изыди, и отступи от запечатаннаго новоизбраннаго воина Христа Бога нашего: онем бо тебе запрещаю, ходящим на крилу ветреннюю, творящим ангелы своя огнь палящ: изыди, и отступи от создания сего со всею силою, и ангелы твоими.
Возглас: Яко прославися имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Запрещение второе.
Господу помолимся.
Бог святый, страшный и славный во всех делех и крепости своей непостижимый и неизследимый сый, той предъопределивый тебе, диаволе, вечныя муки томление, нами недостойными его рабы повелеавет тебе, и всей споспешней твоей силе, отступи от новозапечатаннаго именем Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего. Запрещаю тебе убо вселукавому, и нечистому, и скверному, и омерзенному, и чуждему Духу, силою Иисуса Христа, всякую власть имущаго на небеси и на земли, рекшаго глухому и немому демону: изыди от человека, и да не ктому внидеши в него: отступи, познай втою суетную силу, ниже на свиниях власть имущую, помяни повелевшаго тебе по твоему прошению во стадо свиное внити. Убойся Бога, егоже повелением земля на водах утвердися, создавшаго небо, и поставльшаго горы ставилом, и удолия мерилом, и положшаго песок морю предел, и в воде зельней стезю твердую, прикасающагося горам, и дымятся одевающагося светом яко ризою, простершаго небо яко кожу, покрывающаго водами превыспренняя своя, основающаго землю на утверждении ея, не преклонится во век века: призывающаго воду морскую, и проливающаго ю на лице всея земли. Изыди, и отступи от иже ко святому просвещению готовящагося . Запрещаю тебе спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа, и честным его телом и кровию, и пришествием его страшным: приидет бо и не закоснит судяй всей земли, и тебе и споспешную твою силу умучит в геенне огненней, предавый во тму кромешную, идеже червь неусыпаемый, и огнь неугасимый.
Яко держава Христа Бога нашего, со Отцем, и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Запрещение третие.
Господу помолимся.
Господи Саваоф, Боже Исраилев, исцеляяй всякий недуг, и всякую язю, призри на раба твоего , взыщи, испытуй, и отжени от него вся действия диаволя. Запрети нечистым духом, и изжени я, и очисти дела руку втоею, и острое твое употребивый действо, сокруши сатану под нозе его вскоре: и даждь ему победы на него и на нечистыя его духи: яко да от тебе милость получив , сподобитися безсмертных, и небесных твоих таин, и славу тебе возслет, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Молитва четвертая.
Господу помолимся.
Сый, Владыко Господи, сотворивый человека по образу твоему и по подобию, и давый ему власть жизни вечныя, таже отпадша грехом не презривый, но устроивый вочеловечением Христа твоего, спасение мира: сам и создание твое сие избавль от работы вражия, приими в царство твое пренебесное. Отверзи его очи мысленныя, во еже озаряти в нем просвещению евангелия твоего. Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых.
И дует священник на уста его, на лоб, и на грудь, со словами: Изжени из него всякаго лукаваго, и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его .
Произносится трижды.
Духа прелести, духа лукавства, духа идолослужения, и всякаго лихоимства: духа лжи, и всякия нечистоты, действуемыя по научению диаволю. И сотвори его овча словесное святаго стада Христа твоего, уд честен церкве твоея, сына и наследника царствия твоего: да, по заповедем твоим жительствовав, и сохранив печать нерушимую, и соблюл ризу нескверную, получит блаженства святых во царствии твоем.
Возглас: Благодатию и щедротами, и человеколюбием единороднаго Сына твоего, с нимже благословен еси, с пресвятым, и благим, и животворящим твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Священник поворачивает крещаемого лицом на запад, с поднятыми руками, и спрашивает: Отрицаешилися сатаны , и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его; Крещаемый или крестный за него отвечает: Отрицаюся .
Снова спрашивает священник: Отрицаешилися сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его; Крещаемый отвечает: Отрицаюся.
В третий раз спрашивает священник: Отрицаешилися сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его; Крещаемый отвечает: Отрицаюся.
Священник спрашивает: Отреклся ли еси сатаны; Крещаемый отвечает: Отрекохся.
Снова спрашивает священник: Отреклся ли еси сатаны; Крещаемый отвечает:Отрекохся.
Третий раз спрашивает священник: Отреклся ли еси сатаны; Крещаемый отвечает: Отрекохся.
Священник говорит: И дуни, и плюни на него .
После этого крещаемый поворачивается лицом к востоку, священник спрашивает: Сочетаваешилися Христу ; Крещаемый или крестный за него отвечает: Сочетаваюся.
Снова спрашивает священник: Сочетаваешилися Христу; Отвечает второй раз: Сочетаваюся.
Третий раз спрашивает священник: Сочетаваешилися Христу; Отвечает третий раз: Сочетаваюся.
Второй раз говорит священник: Сочетался ли еси Христу; И отвечает: Сочетахся. Спрашивает: Веруеши ли Ему; И отвечает: Верую Ему, яко царю и Богу.
После этого крещаемый или крестный за него произносит Символ веры
Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, творца небу и земли видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отца, имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна: И воскресшаго в третий день по писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, егоже царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину святую, соборную и апостольскую церковь. Исповедую едино крещение, во оставление грехов. Чаю воскресение мертвых. И жизни будущаго века, аминь.
После этого священник снова спрашивает: Сочетался ли еси Христу; Крещаемый отвечает: Сочетахся.
И снова спрашивает: И веруеши ли Ему; Крещаемый отвечает: Верую Ему, яко царю и Богу.
После этого крещаемый или крестный за него снова произносит Символ веры.
И в третий раз священник спрашивает: Сочетахся ли еси Христу; Крещаемый отвечает: Сочетахся.
И снова спрашивает: И веруеши ли Ему; Крещаемый отвечает: Верую Ему, яко царю и Богу. И глаголет:
После этого крещаемый или крестный за него в третий раз произносит Символ веры.
И снова спрашивает священник: Сочетался ли еси Христу; Крещаемый отвечает: Сочетахся.
И снова спрашивает священник: Сочетался ли еси Христу; Крещаемый отвечает: Сочетахся.
В третий раз спрашивает священник: Сочетался ли еси Христу; Крещаемый отвечает в третий раз: Сочетахся.
Священник говорит: И поклонися ему. Крещаемый говорит: Поклоняюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней.
Священник: Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися, и в познание истины приити, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Затем читает следующую молитву:
Господу помолимся.
Владыко Господи Боже наш, призови раба твоего, , имярек, ко святому твоему просвещению, и сподоби его великия сея благодати свяаго твоего крещения. Отреши его ветхость, и обнови его в живот вечный, и исполни его Святаго твоего Духа силы, в соединение Христа твоего, да не ктому чадо тела будет, но чадо твоего царствия. Благоволение и благодатию единороднаго твоего Сына, с нимже благословен еси, со пресвятым и благим и животворящим твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Зажигаются полагающиеся при крещении свечи, а священник, облаченный в белую ризу, епитрахиль и поручи, кадит вокруг купели.
Диакон: Благослови, Владыко.
Священник возглашает: Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ
Диакон читает ектению: Миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй (на каждое прошение).
О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.
О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.
О Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите имярек, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся.
О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.
О еже освятитися воде сей, силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О еже низпослатися ей благодати избавления, благословению Иорданову, Господу помолимся.
О еже приити на воду сию чистительному пресущественныя Троицы действу, Господу помолимся.
О еже просветитися нам просвещением разума и благочестия, наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О еже показатися ей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых врагов, Господу помолимся.
О еже достойну быти нетленнаго Царствия в ней крещаемому, Господу помолимся.
О еже ныне приходящем ко святому Просвещению, и о спасении его , Господу помолимся.
О еже показатися ему сыну света, и наследнику вечных благ, Господу помолимся.
О еже быти ему сраслену и причастнику смерти и воскресения Христа Бога нашего, Господу помолимся.
О еже сохранити ему одежду Крещения, и обручение Духа нескверно и непорочно, в день страшный Христа Бога нашего, Господу помолимся.
О еже быти ему воде сей банею пакибытия, оставлению грехов и одежди нетления, Господу помолимся.
О еже услышати Господу Богу глас моления нашего, Господу помолимся.
О еже избавитися ему же и нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Пока диакон читает ектению, священник тайно читает про себя нижеследующую молитву:
Благоутробный и милостивый Боже, истязуяй сердца и утробы, и тайная человеческая ведый един, не бо есть вещь неявленна пред Тобою, но вся нага и обнаженна пред очима Твоима: ведый яже о мне, да не омерзиши мя, ниже лица Твоего отвратиши от мене, но презри моя прегрешения в час сей, презираяй человеков грехи в покаяние, и омый мою скверну телесную и скверну душевную, и всего мя освяти всесовершенною силою Твоею невидимою и десницею духовною, да не свободу иным возвещаяй, и сию подаваяй верою совершенною, Твоего неизреченнаго человеколюбия сам, яко раб греха, неискусен буду. Ни, Владыко, едине благий и человеколюбивый, да не возвращуся смирен, но низпосли мне силу с высоты, и укрепи мя к службе предлежащаго Твоего таинства, великаго и пренебеснаго: и вообрази Христа Твоего в хотящем паки родитися, моим окаянством: и назидай его на основании Апостол и пророк Твоих, и да не низложиши, но насади его насаждение истины, во святей Твоей соборней и апостольстей Церкви, и да не восторгнеши: яко да преуспевающу ему во благочестии, славится и тем всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Эта молитва читается вслух:
Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих.
Ты бо, хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир: Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо, яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангельстии лицы Тебе кланяются, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог Сый неописанный, безначальный же и неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим. Вся тварь воспевает Тя явльшагося: Ты бо Бог наш, на земли явился еси, и с человеки пожил еси. Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.
Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию.
И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполнену. Да бежат от нея наветующии созданию Твоему: яко имя Твое, Господи, призвах, дивное и славное, и страшное сопротивным.
Трижды благословляет воду, погружая в нее благословляющие персты и дует на нее, произнося:
Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы.
Молимся Тебе, Господи, да отступят от нас вся воздушная и неявленная привидения: и да не утаится в воде сей демон темный: ниже да снидет с крещающимся дух лукавый, помрачение помыслов, и мятеж мысли наводяй: но Ты, Владыко всех, покажи воду сию, воду избавления, воду освящения, очищение плоти и духа, ослабу уз, оставление прегрешений, просвещение душ, баню пакибытия, обновление духа, сыноположения дарование, одеяние нетления, источник жизни. Ты бо рекл еси, Господи: измыйтеся, и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших. Ты даровал еси нам свыше паки рождение водою и Духом. Явися, Господи, на воде сей, и даждь претворитися в ней крещаемому во еже отложити убо ветхаго человека, тлеемаго по похотем прелести, облещися же в новаго, обновляемаго по образу создавшаго его: да быв сраслен подобию смерти Твоея крещением, общник и воскресения будет: и сохранив дар Святаго Твоего Духа и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания, и сопричтется перворожденным написанным на Небеси, в Тебе Бозе и Господе нашем Иисусе Христе.
Яко Тебе подобает слава, держава, честь и поклонение вкупе со безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: Мир всем.
Хор: И духови твоему.
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.
Хор: Тебе, Господи.
Священник трижды дует на елей в сосуде, который держит диакон, и трижды благословляет елей.
Господу помолимся.
Священник же глаголет молитву:
Владыко Господи Боже отец наших, сущим в ковчезе Ноеве голубицу пославый, сучец масличный имущую во устех, примирения знамение, спасения же от потопа и благодати таинство оными предобразивый, и масличный плод, во исполнение святых Твоих таин подавый: тем и бывших в законе Духа Святаго исполнивый, и сущих в благодати совершаяй: Сам благослови и сей елей, силою и действом, и наитием Святаго Твоего Духа, якоже быти тому помазанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела, всякаго диавольскаго действа отгнанию, во изменение всех зол, помазующимся верою, или вкушающим от него в славу Твою и единороднаго Твоего Сына, и Пресвятаго, и Благаго, и Животворящаго Твоего Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Вонмем.
Священник при троекратном пении с народом «Аллилуйя» трижды изображает елеем в воде крест и возглашает:
Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник, взяв на два пальца елея, крестообразно помазывает крещаемого:
Помазуется раб Божий имярек, елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.
Помазывает его грудь и спину со словами: Во исцеление души и тела.
Уши: В слышание веры.
Руки: Руце Твои сотвористе мя и создасте мя.
Ноги: Во еже ходити ему по стопам заповедей твоих.
После помазания всего тела священник, обратившись на восток и прямо держа крешаемого, крестит его, трижды погружая в воду и при этом произнося:
Крещается раб Божий имярек, во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь.
Каждое погружение совершает одновременно с призыванием каждого лица Святой Троицы. После крещения омывает руки и поет с народом трижды полностью
Псалом 31
Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси. Блажен муж, eмуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех eго лесть. Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день. Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть, егда унзе ми терн. Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего. За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся. Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя. Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе. Многи раны грешному, уповающаго же на Господа милость обыдет. Веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии, и хвалитеся вси правии сердцем.
Возлагает на крещенного крест, произнося: «Возлагается на раба Божия (имя) Крест — хранитель всей вселенной, Крест — красота Церкви, Крест — сила народов, Крест — утверждение верующих, Крест — слава Ангелов и поражение демонов».
Одевает в крещальные одежды:
Облачается раб Божий, имярек, в ризу правды, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.
И поется тропарь, во глас 8:
Ризу мне подаждь светлу, / одеяйся светом, яко ризою, / многомилостиве Христе Боже наш.
В древности ко Крещению готовились долго – год или несколько лет. Готовящихся ко Крещению называли оглашенными, так как их оглашали – рассказывали им о Христе, о православной вере, о Церкви.
К концу периода оглашения они хорошо знали Священное Писание, заповеди Божии, молитвы и многое другое. Еще не будучи крещеными, они уже участвовали в жизни Церкви, уже были как бы младшими членами церковной общины и могли присутствовать на богослужениях (правда, только до определенного момента). Крестили оглашенных чаще всего в конце Великого Поста, перед Пасхой.
Конечно же, и современный человек, если он хочет креститься или крестить своего ребенка, должен готовиться к этому. Надо постараться прочитать Евангелие, познакомиться с учением Православной Церкви. Надо обязательно побеседовать со священником и покаяться в своих грехах.
Скачать листовку «Чинопоследование Таинства Крещения» в формате PDF
chinoposledovanie-krescheniya.pdf (cкачиваний: 48)
Содержание
- Как совершается Таинство Крещения?
- Обряды, непосредственно предшествующие Крещению, составляют чин оглашения.
- Запретительные молитвы (молитвы на изгнание нечистых духов)
- Крещальные обеты и исповедание веры
- Во что мы верим (объяснение Символа веры)
- Освящение воды
- Помазание святым елеем
- Крещение
- Смысл Крещения
- Человек, принимая Крещение, дает Богу обещание исправить свою жизнь
- Облачение в белые одежды
- Смысл Миропомазания
- Шествие вокруг купели
- Чтение Апостола и Евангелия
- Омовение
- Пострижение волос
- Воцерковление
- Как проходит Таинство Крещения?
- Что происходит во время крещения?
- Чин оглашения
- Таинство Крещения
- Таинство Миропомазания
- Чтение Священного писания и шествие вокруг купели
- Завершающие обряды Крещения
Как совершается Таинство Крещения?
Обряды, непосредственно предшествующие Крещению, составляют чин оглашения.
Запретительные молитвы (молитвы на изгнание нечистых духов)
Вы, может быть, знаете, что кроме видимого, материального мира Бог сотворил мир невидимый, духовный – мир ангелов. Ангелы – это послушные Богу служебные духи. Но в невидимом мире произошла трагедия: часть ангелов отпала от Бога. Этих падших, предавших своего Творца, злых ангелов мы называем бесами, а их предводителя – сатаной или дьяволом. Имя сатана означает «противник», а дьявол – «клеветник».
Сатана и его слуги во всем противятся Богу и стремятся обманом погубить как можно больше человеческих душ. Сатану и бесов иногда называют чертями и изображают в виде сказочных лохматых уродцев с рожками и хвостами. Это не совсем верно. Бесы – это духовные существа, они могут являться людям в разных обличиях. Бесы могут воздействовать на душу человека, могут внушать ему греховные желания, могут, если человек не сопротивляется им, полностью парализовать его волю. Они могут даже вселиться в душу человека и завладеть ею.
Чин оглашения начинается с того, что священник читает запретительные молитвы. Именем Божиим он заклинает сатану и повелевает ему отступить от новоизбранного воина Христова – от человека, готовящегося ко Святому Крещению. Подойдя к крещаемому, священник трижды произносит, обращаясь к Богу:
– Изжени (изгони) из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его.
Крещальные обеты и исповедание веры
Принимая Святое Крещение, человек становится христианином – воином Христовым. Это значит, что он вступает в борьбу со злом, с сатаной.
Все мы призваны к тому, чтобы с Божией помощью победить зло в своей душе – победить грех. Подобно тому, как воин приносит присягу, будущий христианин дает обет (обещание) никогда не служить сатане (то есть бороться с грехом) и быть верным Христу (любить Бога и жить по Его заповедям).
За младенца обеты дают его крестные.
Крещаемый поворачивается спиной к купели, к востоку, а лицом к западу. В христианской традиции запад всегда символически ассоциировался со злом, опасностью, с дьяволом. Все потому, что на западе заходит солнце и наступает ночь – время тьмы, неизвестности и страха.
В то же время, восток для христиан всегда ассоциировался с жизнью, радостью, с Богом. Издревле все православные храмы строились, ориентированные алтарем на восток. Все потому, что на востоке восходит солнце, оно дарует свет и жизнь нашим телам, точно так же
и Господь дарует свет и жизнь нашим душам.
Священник три раза задает крещаемому вопрос:
— Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и всех аггелов (служителей) его, и всего служения его, и всей гордыни его?
Крещаемый отвечает:
— Отрекаюсь.
Священник спрашивает (тоже трижды):
— Отрекся ли от сатаны?
— Отрекся.
После этого, по древнему обычаю, полагается, в знак презрения, дунуть и плюнуть в сторону запада.
Потом крещаемый поворачивается лицом к востоку, и священник задает ему новые вопросы:
— Сочетаешься (соединяешься) ли со Христом?
— Сочетаюсь.
— Сочетался ли со Христом?
— Сочетался.
Эти вопросы и ответы тоже повторяются три раза.
— И веруешь ли Ему?
— Верую Ему, как Царю и Богу.
И крещаемый читает Символ веры.
Во что мы верим (объяснение Символа веры)
Мы верим в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Это не три Бога, а Единый Бог в трех Лицах. Мы верим в то, что Бог – Творец мира, в котором мы живем.
Мы верим, что Иисус Христос, Сын Божий (Второе Лицо Пресвятой Троицы), ради спасения людей от греха, от смерти, от власти сатаны, пришел на землю и стал Человеком. Во Христе две природы – Божественная и человеческая. Он принес Себя в жертву за наши грехи – был распят и умер на Кресте, но в третий день воскрес, как было предсказано древними пророками. Своей смертью Он победил смерть и открыл нам дорогу в Царство Божие, в вечную жизнь. Мы знаем, что Христос придет на землю второй раз, и день Его Второго Пришествия будет днем воскресения мертвых и Страшного Суда.
Мы верим в Святую Церковь, основанную здесь, на земле, Самим Христом. Мы верим в то, что Христос хочет спасти всех нас и что в Таинстве Крещения прощает нам грехи.
***
Когда мы молимся, мы осеняем себя крестным знамением (изображаем на себе крест). Три пальца мы соединяем вместе в знак нашей веры в Бога-Троицу. Два пальца пригибаем к ладони, так как мы верим, что в Иисусе Христе соединены две природы – Божественная и человеческая.После того, как крещаемый исповедал свою веру перед Богом и людьми, священник снова спрашивает его:- Сочетался ли со Христом?
— Сочетался.
— И поклонись Ему.
— Поклоняюсь Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.
Священник читает молитву, в которой просит Бога даровать оглашаемому благодать святого Крещения.
После этого начинается само Таинство Крещения.
На купели зажигаются свечи и священник торжественно возглашает;
— Благословенно Царство Отца
и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.
Освящение воды
Затем священник молится о том, чтобы Бог, наитием Святого Своего Духа, освятил воду для Крещения. И еще он молится о крещаемом: о том, чтобы стать ему сыном света и наследником вечных благ.
Помазание святым елеем
Елей – это освященное растительное масло.
Елей – символ мира, благоденствия и милости Божией. В библейские времена его использовали не только как пищу, но и в качестве лекарства. Кроме того, елеем помазывали на царство (возливали масло на голову того человека, который становился царем).
Для крещаемого помазание елеем означает, что Бог прощает, милует его, дает ему радость, исцеление от грехов и призывает его войти в Свое Царство.
Священник крестообразно помазывает воду в купели, а потом – самого крещаемого.
Сначала он помазывает его лоб со словами:
— Помазуется раб Божий (имя) елеем радования во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Затем помазывает грудь:
— Во исцеление души и тела.
Затем уши:
— В слышание веры.
Руки:
— Руце (руки) Твои (то есть Божии) сотвористе мя и создаесте мя (сотворили меня и создали меня).
Ноги:
— Во еже (чтобы) ходити ему по стопам заповедей Твоих.
Крещение
По правилам полагается крестить погружением в воду. К сожалению, в большинстве храмов сейчас нет таких больших купелей, чтобы в них можно было крестить погружением взрослых людей. В наше время чаще всего крестят обливанием. В редких случаях (если, например, человек тяжело болен), допускается крещение окроплением.
Священник погружает или обливает крещаемого три раза, произнося при этом такие слова:
— Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь.
Смысл Крещения
Крещение – таинственное, чудесное, непостижимое для человеческого разума обновление всего человека, очищение и освящение его души и тела. Это его второе – духовное – рождение.
В Крещении Бог прощает человеку все его грехи и дает благодатную силу на борьбу с грехом. Поэтому Крещение тесно связано с покаянием.
Человек, принимая Крещение, дает Богу обещание исправить свою жизнь
Есть такое понятие – первородный грех. Наши прародители, Адам и Ева, согрешили перед Богом, и через них грех вошел в нашу человеческую природу, поразив, как наследственная болезнь, все человечество. Первородному греху причастны все люди – даже младенцы, еще не совершившие ничего плохого.
В Крещении Бог избавляет человека от власти первородного греха.
В крещальной купели человек умирает и воскресает. Погружение в воду означает смерть человека для греха, а выход из воды означает воскресение его для новой жизни с Богом.
Облачение в белые одежды
Священник облачает новокрещенного в белую крестильную рубашку (белая одежда – знак чистоты души) и надевает на него крест, говоря:
— Облачается раб Божий (имя) в ризу правды во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Сразу после Крещения совершается еще одно Таинство – Миропомазание.
Миро – это благовонная жидкость, которую освящает сам Патриарх. В помазании святым Миром новокрещенному подается дар Духа Святого. Помазывая Миром его лоб, веки, ноздри, уши, губы, грудь, руки и ноги, священник каждый раз произносит:
— Печать дара Духа Святаго.
А новокрещеный отвечает:
— Аминь.
Смысл Миропомазания
Через пятьдесят дней после Воскресения Христа и через десять дней после вознесения Его на небо Дух Святой сошел на учеников Христовых в виде языков пламени.
Дух Святой – Бог, Третье Лицо Пресвятой Троицы. Сошествием Своим Он освятил апостолов и даровал им особенную благодать. С тех пор благодать Духа Святого всегда присутствует в Церкви, и каждый, кто через Крещение присоединяется к Церкви, приобщается этой благодати.
В древней Церкви дар Духа Святого передавался возложением рук епископа, но впоследствии этот обряд был заменен помазанием святым Миром.
Шествие вокруг купели
В древности оглашенных крестили не в храме, а в отдельном помещении – баптистерии (крестильне). После крещения они, одетые в белые одежды, со свечами в руках торжественно шли в храм, где их радостно встречала вся церковная община.
В наше время совершается троекратное шествие вокруг купели с пением:
— Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя.
Это переводится так: «Вы, которые во Христа крестились, во Христа облеклись. Славьте Бога!»
Чтение Апостола и Евангелия
Когда все возвращаются на свои места, читается отрывок из послания святого апостола Павла римлянам (глава 6, стихи 3-11):
«Братие! Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.
Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
Потом священник читает отрывок из Евангелия от Матфея (глава 28, стихи 16-20):
«Во время оно одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Омовение
Святое Миро, которым помазывают новокрещенного, не должно оставаться на теле человека, поэтому священник отирает его специальной губкой, омоченной в воде.
Пострижение волос
Затем совершается пострижение волос. Оно означает посвящение человека Богу.
Воцерковление
Самый последний обряд, связанный с Крещением и Миропомазанием, называется воцерковлением.
Если воцерковляется мужчина или мальчик, то священник вводит его в алтарь. Девочки и женщины прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери справа и слева от Царских врат (центральных дверей алтаря).
Как проходит Таинство Крещения в церкви? В этой статье Вы найдёте подробный фоторепортаж о том, как крестят младенца, с описанием всех частей обряда.
Как проходит Таинство Крещения?
Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).
Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.
Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка. Крещение одного младенца длится около сорока минут.
Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.
Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения. Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов:
«Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».
В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели.
Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.
Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания, в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной.
После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве.
Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.
После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов:
«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».
Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.
Обычно сразу же за этим следует воцерковление, обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.
— Почему в алтарь вносят только мальчиков?
– Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.
— Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.
– Безусловно, даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.
Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.
Что происходит во время крещения?
Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение. Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований.
Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись. Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием.
Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка.
Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.
Чин оглашения
Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.
Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».
Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).
Далее трижды благословляет и, возложив руку на главу крещаемого, читает молитву.
Рука священнослужителя — рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.
Три запрещения на нечистых духов
Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению.
Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.
Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое — отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей.
Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем.
Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».
Отречение от сатаны
Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.
Исповедание верности Христу
Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.
Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями — злом, кроющимся в сердце его.
Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.
СИМВОЛ ВЕРЫ
1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5 И воскресшаго в третий день по Писанием.
6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11 Чаю воскресения мертвых,
12 и жизни будущаго века. Аминь.
Объяснение молитвы Символ веры
Символ веры содержит все основные христианские истины.
В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении.
Таинство Крещения
Освящение воды
В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи.
Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:
«Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».
Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.
В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.
Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода — первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2).
Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила — таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода — символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.
Освящение елея
После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство.
Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11).
Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).
Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.
Погружение в купель
Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения — погружение в купель.
Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:
Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест — знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками — здесь и теперь — жизни вечной.
Облачение новокрещенного
Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом.
Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы.
В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4).
Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, — это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест.
И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение. В христианском понимании смерть — это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.
Смерть — это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь — единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4). Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.
Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его.
Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…» (св. Григорий Нисский).
Таинство Миропомазания
После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».
Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро — это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.
Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.
Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.
Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши — чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста — чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.
Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги — для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь — чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).
Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.
Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.
Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».
Миропомазание — новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша — Святая Церковь — без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.
Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.
Чтение Священного писания и шествие вокруг купели
После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели. Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим.
С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.
Завершающие обряды Крещения
Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания — смывание святого Мира и пострижение волос — совершаются сразу же после чтения Евангелия. Первый обряд — это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу.
Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце. Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты — волос.
Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.
Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.
С раннего возраста старайтесь прививать детям навыки богообщения, знания о вере и Церкви через чтение молитв, Священного Писания для детей (Библия, Святое Евангелие), чтение житий святых, закона Божиего и другой духовной литературы. Научайте детей видеть присутствие Божие во всех проявлениях окружающего нас мира.
«Татьянин день»
Крещение дает не гарантию спасения, а открывает путь к нему, крещение это не кинетика, а потенция.
Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещёный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.
Крещение есть Таинство духовного рождения, именно поэтому оно возможно лишь единожды. Крещение есть принятие человека в лоно Церкви, только после него человек может приступать к Церковным Таинствам. Крещение и миропомазание служат подготовительными моментами для вступления в Евхаристическое собрание. Вступление в него открывает возможность жизни в Церкви без которой нет активной принадлежности к ней. Поэтому сами по себе крещение и миропомазание создают только пассивную принадлежность. Таким образом, таинство приема в Церковь содержит три момента: крещение, миропомазание и Евхаристию.
протопресвитер Николай Афанасьев
Крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.
митрополит Иларион (Алфеев)
После Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания.