Чин освящения храма

30 июля 2020 года, по благословению митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина, в деревне Верх-Позимь Воткинского района состоялось значимое событие — была совершена первая Божественная литургия, ознаменовавшая собой рождение нового прихода, и заложен камень в основании храма Владимирской иконы Божией Матери.

Чин освящения закладного камня на месте строительства нового храма совершили благочинный Воткинского округа иеромонах Павел (Белокрылов), протоиерей Максим Женихов, настоятель прихода священник Андрей Теплоухов и секретарь-референт Ижевского епархиального управления диакон Илья Медведев.

Освященный в ходе молебна закладной камень был помещен в «колодец», сложенный из кирпичей.

За церемонией закладки первого камня молились жители деревни и Воткинского района. Обращаясь к собравшимся благочинный Воткинского округа иеромонах Павел (Белокрылов), призвал всех не быть сторонними наблюдателями, а принимать посильное участие в строительстве храма, вносить свою лепту в такое благородное дело.

В завершение священник поздравил прихожан с этим важным событием и обратился с речью:

«Прошу вас всех — помолитесь о благополучном деле и беспрепятственном строительстве этого храма! Храма Владимирской иконы Божией Матери. Мы заложили крест под тем местом, где будет располагаться престол. Состоялось благословение строительства еще одного храма в нашем округе».

Пресс-служба Ижевской епархии/по материалам Воткинского благочиния

14 июля 2019 годасостоялось Великое освящение Никольского храма села Никулино городского округа Истра. Чин Великого освящения и Божественную литургию совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Серпуховской Роман, епископ Луховицкий Пётр, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинный церквей Истринского церковного округа протоиерей Димитрий Подорванов, епархиальный древлехранитель игумен Серафим (Голованов), благочинный церквей Красногорского церковного округа иеромонах Николай (Летуновский), благочинный церквей Люберецкого церковного округа Вячеслав Новак, настоятель храма протоиерей Вячеслав Коновалов и духовенство Истринского благочиния.

У входа в храм преосвященного Владыку встречали секретарь Московского епархиального управления и благочинный церквей Истринского округа протоиерей Димитрий Подорванов .
За богослужением молились Глава городского округа Истра Вихарев А.Г., прихожане, благотворители и многочисленные гости.
После сугубой ектении Владыка Митрополит вознес молитву о мире на Украине.
По окончании богослужения к Владыке с благодарственным словом обратился благочинный округа. В дар от прихода владыке была передана икона «Рождество святителя Николая чудотворца».
В своей проповеди митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий обратился к молящимся, поздравив всех с Великим освящением храма.

Особо потрудившиеся благотворители храма были удостоены церковных наград.

Настоятель храма протоиерей Вячеслав Коновалов был награждён Орденом Русской православной церкви святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Архитектор храма Субботин А.В. награждён патриаршим знаком «Храмостроитель», архитектор Ксантиниди Ж.В. – патриаршим знаком «Патриаршая благодарность». Епархиальной медалью «За жертвенные труды»I степени награждена индивидуальный предприниматель Пономарёва А.Г., епархиальной медалью «За жертвенные труды» II степени награждены генеральный директор Агенства «АРС Комьюникейшнс» Бузульян Н.Ю., генеральный директор ООО «Энергогарант МО» Кузнецов В.В.
По окончании богослужения Владыка на прихрамовой территории открыл III ежегодный приходской фестиваль русских традиций «Никола Вешний». К Великому освящению храма приходом были подготовлены и выпущены книга «История церквей села Никулино» и фотоальбом «История строительства храма Николая чудотворца села Никулино». А также Владыка митрополит ознакомился с выставкой творчества воспитанников воскресной школы при храме. Для всех прихожан храма была организована благотворительная трапеза.

На память о Великом освящении храма прихожанам были подарены иконки святителя Николая чудотворца с благословением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Главный военный храм России строится к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Сейчас в храме завершаются отделочные работы

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Церемония открытия была запланирована на 6 мая, но ее отложили в связи с эпидемией коронавируса

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

К моменту окончания войны в Красной армии насчитывалась 431 стрелковая дивизия, поэтому иконостас инкрустирован 431 драгоценным и полудрагоценным камнем

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

В храме Минобороны должны были появиться мозаики «Бескровное воссоединение Крыма» с изображением президента России Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу и ряда других чиновников, а также «Парад Победы» с руководителем СССР Иосифом Сталиным

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

В Кремле сообщили, что Владимир Путин знает о мозаике, но считает, что пока увековечивать его заслуги рано. 30 апреля стало известно, что такой мозаики в храме не будет, она будет переделана. Попавшие в СМИ фото мозаики были сделаны в мастерской, разместить ее не успели

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

В настоящее время специалисты в храме работают круглосуточно и завершают внутреннюю и внешнюю отделку

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

В храме построены четыре придела по видам и родам войск Вооруженных сил

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Нижний (малый) храм уже готов полностью, отделка выполнена из керамики и украшена гжельской росписью

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

По словам начальника генерального штаба Вооруженных сил Валерия Герасимова, в иконостасе храма будут собраны 48 икон по количеству месяцев Великой Отечественной войны

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Строительство началось в сентябре 2018 года и велось на пожертвования

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Пол в храме в некоторых местах сделан прозрачным, а под ним — знамена подразделений вермахта

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

По информации сайта, посвященного храму, на счета фонда «Воскресение» для строительства было перечислено более 3 млрд руб.

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Диаметр барабана, на который установлен центральный купол, — 19,45 м

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Завершение отделочных работ в храме

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Своды храма собраны из витражей с изображением орденов, которыми награждали за подвиги в разные периоды российской истории

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Дата освящения главного храма Вооруженных сил патриархом Кириллом будет назначена после окончания пандемии коронавируса, но 6 мая он должен быть передан церкви

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

На территории комплекса будет создана галерея «Дорога памяти» длиной в 1418 шагов в память о 1418 сутках, на протяжении которых длились боевые действия

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Высота храма — 95 метров. Он станет третьим по высоте православным храмом в мире после храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Совмещение многообразия архитектурных подходов и целостной композиции церкви определяет для светотехников серьезную задачу, а пути ее решения лежат в совмещении целого комплекса светотехнических приемов.

Общий подход к освещению храмов

Главной задачей светотехника при освещении храма выступает необходимость передать возвышенность и святость освещаемого объекта. Заливающий свет куполов, звонниц и крестов хорошо подчеркивает устремление к небу, а высокий световой поток и небольшие габариты светодиодных прожекторов выполняют эту задачу без мешающего акцента на осветительных приборах.

Из общих приемов подсветки религиозных сооружений следует выделить несколько основных факторов, использование которых дает возможность создать грамотную световую картину:

  • заливающий свет фасадов сооружения формирует общую картину здания, без акцентов на его деталях;

  • контурное освещение подчеркивает основные формообразующие моменты зданий;

  • отдельные архитектурные особенности и декоративные элементы здания выделяют с помощью скрытых локальных и акцентированных источников света.

Комбинация всех приемов объединяет принципы локального, общего и художественного подхода при подсветке культовых зданий и сооружений.

Освещение отдельных элементов

Общие особенности архитектурного решения церкви позволяют выделить несколько традиционных световых приемов при формировании световой картины зданий церкви или храма:

  • внутренняя подсветка колокольных звонниц хорошо подчеркивает возвышенное устремление храма;

  • эта же особенность требует приглушенного света для нижней части фасада церкви или храма;

  • особое внимание следует уделять освещению центральных элементов здания, выделяя их из второстепенных деталей архитектурного решения;

  • индивидуальная подсветка витражей оконных проемов создает локальные световые эффекты, гармонично формирующие общую картину.

Отдельно отметим, что при освещении церквей нужно очень осторожно подходить к выбору цветовой гаммы, белый цвет является предпочтительным. К этому стоит добавить, что элементы цветодинамического освещения храмов практически не используются.

Купить светодиодные светильники для освещения церкви или заказать проект можно прямо на нашем сайте. Доступный уровень цен и большой опыт наших проектировщиков помогут решить проблему освещения храмов и церквей любого направления и архитектурных решений.

Освящение нового престола в храме Вознесения на Скаро. Описание Чина освящения и символического значения действий.

25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня, епископ Каширский Иов, управляющий Патриаршими приходами в Канаде, совершил освящение нового престола по Архиерейскому чину в храме Вознесения в фермерской местности Скаро и возглавил служение Божественной литургии на новоосвященном престоле.

В начале приготовления к освящению престола Архиерей окропил святой водой престол и его столпы, ковчег для святых мощей, кипящий воскомастих и другие необходимые материалы. Благословив духовенство в алтаре, он прочитал краткую молитву, в которой просил Господа о даровании помощи неосужденно освятить и установить новый престол. Во время Чина освящения диакон Андрей на солее давал необходимые пояснения молящимся действий, совершаемых в алтаре.

Вложение святых мощей внутрь основания престола началось выходом к мощам, находящимся на солии у иконы Спасителя. Перед частицей честных мощей святой великомученицы Варвары были прочитаны молитвы «Господи Боже наш…» о подражании мученикам и о том, чтобы Господь руководил нашими действиями. Архиерей, после троекратного поклонения с возгласом «Благословен Бог наш…», поднял покрытый звездицей и покровцом дискос с частицами святых мощей. Пред Царскими вратами он сотворил дискосом со св. мощами знамение креста и велегласно воскликнул: «Господь Сил, Той есть Царь Славы!». Певцы повторили этот же стих. Затем Владыка торжественно произнес: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы!». Певцы пропели: «Господь Сил, Той есть Царь Славы!».

Обхождение духовенства вокруг престола с мощами состоялось при пении тропарей: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душáм нашим» и «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников веселие, ихже проповедь Троица Единосущная». Архиерей, помазав святые мощи Миром, вложил их вместе со своей Грамотой об освящении в ковчежец внутри престола и утвердил мастикой.

Положение в основание престола частиц святых мощей означает, что на костях мучеников утвердилась Вселенская Церковь в века кровавых гонений. Над гробницами мучеников были созданы первые христианские храмы. Церковь, согласно Откровения св. ап. Иоанна Богослова, видевшего алтарь перед лицом Божиим на Небесах и под ним души убиенных за слово Божие и исповедание веры, повторяет на земле это видение.

Возлив крестообразно кипящий воскомастих на столпы, Архиерей окропил верхнюю доску престола с обеих сторон. После освящения она была положена на столпах престола. Затем Предстоятель окропил четыре гвоздя и вложил их в заготовленные отверстия в доске. Вместе с настоятелем храма он камнями прибил доску к столпам престола. Вбитые в престол гвозди были залиты воскомастихом.

После возглашения диакона: «Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся!», Архиерей, выйдя из алтаря, преклонив колени, лицом к народу прочитал молитву: «Боже Безначальный…». В ней он просил у Господа, живущего в неприступном свете, имеющего престолом небо, подножием землю, давшему план пророку Моисею для скинии, царю Соломону широту сердца для устроения храма, а святым Апостолам благодать нового служения «в духе и истине», и через них распространившему Свои церкви по вселенной для принесения Бескровной Жертвы, чтобы Он не возгнушался ныне наших грехов и не разрушил с нами Своего Завета, но чтобы ниспослал Своего Святого Духа для освящения престола, и исполнил (наполнил) его Своей Славой, украсил божественными дарованиями, чтобы «этот новозаветный жертвенник прославился более ветхозаветного. Бескровные Жертвы, возносясь от него к мысленному Пренебесному Жертвеннику, приносили бы нам благодать Свыше, ибо дерзаем не на служение рук наших, но на неизреченную благость Божию». Диакон внутри алтаря завершил ектению и Архиерей произнес возглас: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу…».

Во время ектении на престол были поставлены сосуды с горячей водой, красным вином и розовой водой. Архиерей тайно в молитве испросив на них благословение Иорданово, смешал их в одном сосусе.

Возлив родостáмну на престол трижды со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь», епископ Иов омыл ею верхнюю доску и весь престол. Престол омывается теплой освященной водой, красным вином с розовой водой в знак духовного очищения. Возлияние розовой воды напоминает о том мире, которое принесли жены к гробу Христа, а также возлияние мира на Христа Спасителя перед Его страданиями и те ароматы, которыми было полито Его Тело при погребении, теплоту Божественной любви и благодатные дары Божий, излившиеся на нас благодаря крестному подвигу Сына Божия. Красное вино – образ крови Спасителя, пролитой на Голгофе, которая прообразует все христианские жертвенники.

Помáзание престола святым Миром началось с возгласа Архиерея «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Святитель, взяв стручéц, изобразил кресты в трех местах на поверхности трапéзы, где во время Литургии находятся Евангелие, дискос и Чаша. Потом изображил по три креста на каждой стороне престола, чтобы освятить его отовсюду. При этом диакон возглашал «Вонмем», а святитель трижды: «Аллилуиа». Помазание завершилось благодарственными словами архиерея: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков».

Облачение престола, так как он был резной из дерева, состояло только с возложения на него верхнего, нарядного одеяния – индитии (индития, в переводе значит одежда). Она знаменует собою одеяние царственной славы Христа Спасителя как Сына Божия, после Своего спасительного подвига воссевшего во славе Бога Отца и грядущего «судить живым и мертвым». Затем на престол были положены антиминс в илитóне, Евангелие и Крест. Архиерей сам зажёг семисвещник, от которого как от востока должен изливаться духовный свет на всех молящихся в храме, и поставил его на престоле.

Молитвой о наполнении славой и святостью престола, «дабы на нем претворялись наши безкровные жертвы в Пречистое Тело и Честную Кровь Иисуса Христа для спасения людей и нашего недостоинства» завершился Чин освящения престола.

На ектении после чтения Евангелия и в Многолетии в конце богослужения диакон Андрей совершил молитвенное поминовение «сотворших престол сей и его освящение».

В связи с престольным праздником были совершены молебень с освящением воды, которой были окроплены все присутствующие. После лобзания иконы праздника с пением величания было произнесено Многолетие с осенением молящихся крестом.

В своем слове епископ Иов отметил, что «сегодня Воскресший Христос вознесся не только на Небеса, но взошел и на новоосвященный престол в нашем храме. Этим Церковь указывает, что Вознесшийся Господь постоянно пребывает в Своей Церкви среди верующих… Устроить для Него престол — великая честь для нас. Как приятно для нашего Спасителя, когда в наш век оскудения веры, Его последователи утверждают Его Царствие на земле, благоукрашают храмы в честь Его Имени! Мы верим, что Он даст и нам место на Своем престоле славы на Небесах. Только каждому из нас надо уже сейчас постараться любовью и добротой украсить для Христа престол в своем духовном сердце…». Иерей Алексий Сураев рассказал об истории старого престола и сооружении нового, сделанного мастером Богданом (Бобом) Королюком. Это уже четвертый престол, сооруженный его руками, после того, как Бог после тяжелой болезни продлил лета его жизни. Настоятель поблагодарил тех, жертвами и трудами которых был создан новый престол, и всех, принявших участие в его освящении — около 50 человек вместе с хором и духовенством.

После лобызания напрестольного креста и раздачи антидора, состоялся Крестный ход на приходское кладбище. После заупокойной ектении диакона епископ Иов в сопровождении Настоятеля подошел к каждой могилке, окропил ее святой водой и приветствовал каждого почивающего под могильным памятником с праздничным торжеством. Праздник завершился трапезой, подготовленной сестричеством прихода.

СПРАВКА. Само слово «престол» имеет несколько значений: трон, носилки, царская власть. В Православии престолом называется четырёхугольный стол, установленный в алтаре.

Престол православного храма являет собой место таинственного присутствия Господа нашего Иисуса Христа на земли, в Церкви, среди верующих.

Во время Литургии престол обозначает не только трон Божий, но и Сионскую горницу, где была совершена Тайная вечеря, и гору Голгофу, где произошло Божественное искупление человечества, и гроб, куда было положено Тело Христа и где Он воскрес.

Престол в алтаре называется святым, так как он особо освящен и на нем совершается Божественная литургия, во время которой на наши дары — хлеб и вино — нисходит Святой Дух.

Сам престол устанавливается в середине алтаря неподвижно. Но когда есть необходимость в его перенесении, то это делается только с благословения епископа.

Входя в алтарь, священник и диакон трижды совершают поклон перед престолом и благоговейно прикладываются к нему. Никому, кроме духовенства, нельзя прикасаться к освященному престолу и брать что-либо с него.

Духовенство во время службы не просто стоит, а предстоит в алтаре перед престолом, как пред троном Небесного Царя – с благоговейным трепетом и в смирении.

Рукоположение священнослужителей происходит в алтаре, где в знак обручения с Церковью их трижды обводят вокруг престола.

Престолы православных храмов освящаются во имя какого-либо святого или в честь священного события, от чего получает свое название весь храм и приход. В день празднования этого события или памяти этого святого и отмечается престольный праздник храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *