Чин отречения

Уважаемый Леонид!

Слава Богу, что Он, по милости Своей призвал Вас на покаяние. В таинстве исповеди Вы уже получили прощение своих грехов. Но опытные духовники действительно советуют пройти еще чин отречения, т. к. освободиться от власти оккультной тьмы не так-то просто. Прилагаем к ответу «Чин отречения от занятий оккультизмом», опубликованный ранее в «Ярославских епархиальных ведомостях» (1995 г. №4). Зарегистрированный брак признается обществом, государством и Церковью, и дает право созидать крепкую семью и, с Божией помощью, возрастать в вере и благочестии, чтобы в свое время принять благодать церковного венчания молитвами старца о. Иоанна (Крестьянкина).

ЧИН ОТРЕЧЕНИЯ ОТ ЗАНЯТИЙ ОККУЛЬТИЗМОМ

В наше время всеобщей бездуховности темные силы действуют особенно решительно и открыто. Оккультные сатанинские учения и занятия широким потоком разлились по всей земле. Они имеют разные названия: экстрасенсорика, биоэнергетика, астрология и нетрадиционная медицина, кодирование, магия, колдовство, парапсихология, телекинез, контактирование с «высшим разумом», гипноз, целительство, йога и разные восточные культы, медитация и… несть им числа — но несмотря на внешние различия между собой, все они связаны общим источником и общей целью — отделением человека от Бога и вовлечением в общение с сатаной. Отступление от истины, хранимой Церковью Христовой, привело к потере духовных ориентиров и забвению элементарных религиозных знаний. Вследствие этого большинство начинающих оккультистов искренне уверены в том, что оккультные занятия приближают к Богу. Более того, они посылают своих пациентов и учеников в Церковь принимать крещение и причащаться, когда священнослужители Православной Церкви критикуют их занятия. Следует помнить, что существуют два вида магии: черная и белая. Черная магия откровенно творит зло человеку, причиняет ему несчастья, болезни и смерть, — черная магия подобно убийце с топором в руках, забрызганным кровью, легко узнать ее. Белая же — иная магия, которая скрывается, маскируется под видом добра. Люди, занимающиеся ей, часто пытаются сослаться на авторитет Церкви, говорят о каких-то исцеляющих силах, которыми владеют. Эта магия прикрывается благодушием и порой даже внешней церковностью, как и убийца может иной раз прийти не с топором в руках, а как лучший друг, для того, чтобы замаскировавшись, сделать еще легче свое черное дело.
Ныне колдунам просто. Мощный поток литературы по оккультной тематике и восточным религиям захлестнул книжный рынок. Телепередачи с участием астрологов и экстрасенсов собирают многомиллионные аудитории. К услугам желающих заняться оккультизмом — целая сеть школ разнообразного профиля, обучение в которых гарантирует за достаточно короткий срок овладение «сверхчеловеческими способностями»… Да вот беда, платой за эти «способности» являются бессмертные души обучающихся. Сатана есть «человекоубийца искони»; обращение к нему за приобретением временных благ и особых возможностей оборачивается разрушением личности и общением с темными злыми духами здесь, в этой жизни, и мучением вместе с ними в жизни будущей. Добровольное обращение к падшим духам неизбежно приводит к мучительному рабству. Демон, овладев личностью хотя бы раз, уже не оставляет предавшегося ему до тех пор, пока либо не уподобит его себе, либо не доведет его до самоубийства. Стандартными последствиями занятий оккультизмом являются расстройства воли и психики, разного рода одержимости, изнурительные видения, маниакально-депрессивный психоз, истощение организма в результате «энергетического подключения» к более сильному экстрасенсу — «вампиру» и многие другие. Подобные явления возникают и у тех, кто обращался к экстрасенсам, за помощью, а также, порой, у тех, кто из любопытства вызывал духов на спиритических сеансах, гадал или бывал на выступлениях эстрадных колдунов. Испытав на себе отрицательные последствия бесообщения, ужаснувшись своего поведения, такие люди часто обращаются в Церковь за помощью, и наконец-таки действительно приходят к Богу. Колдуны на исповеди — теперь явление очень частое. Но освободиться от власти тьмы им не просто. Сатана всеми силами пытается удержать ускользающую добычу.
К сожалению, даже искреннее покаяние в грехе занятия оккультизмом не освобождает от последствий этих занятий сразу. Такой человек еще долго может испытывать на себе воздействия демонов, которые выражаются в периодическом усилении страстей, нашествий богохульных помыслов, обострении нервно-психических расстройств, тяги к самоубийству, возобновлении видений, сохранении «энергетических подключений», а то и в прямом чувственном нападении бесов во сне или наяву. Как показывает опыт, для пресечения этих последствий полезным и эффективным является совершение отречения от оккультных занятий по чину, нами публикуемому. Отречение совершается непременно в рамках таинства исповеди, во время которой рекомендуется подробно поиспо-ведовать кающегося не только в грехе занятий оккультизмом, но и во всех содеяниях им с 7-летнего возраста.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
По принятии подобной исповеди священник не читает разрешительную молитву, а вопрошает кающегося: Желаешь ли отречься от пагубных для души и тела занятий оккультизмом?
Кающийся отвечает: Желаю от всего сердца.
Вопрос: Признаешь ли, что занятия различными видами оккультизма, такими как экстрасенсорика, биоэнергетика; бесконтактный массаж, гипноз, «народное» цслительство, нетрадиционная медицина, кодирование, снятие «порчи и сглаза», колдовство, чародейство и ворожба, гадание, контактирование с духами, вызывающими полтергейст, спиритизм, астрология, контактирование с «высшим разумом», контактирование с НЛО, подключение к «космическим энергиям», парапсихология, телепатия, «глубинная» психология, йога и другие восточные культы, медитация, а также иные виды оккультизма приводят к углубленному общению с падшими духами?
Ответ: Признаю и раскаиваюсь в этих занятиях.
Вопрос: Раскаиваешься ли в приобретении, хранении, изучении и распространении литературы по оккультной тематике, в посещении лекций и занятий, в просмотре кино- и фотоматериалов по оккультизму, а также в пропаганде и распространении оккультных знаний?
Ответ: Раскаиваюсь от всего сердца. Обещаю всю имеющуюся у меня в пользовании литературу, посвященную оккультным наукам, уничтожить.
Вопрос: Раскаиваешься ли в тяжком грехе привлечения близких к занятиям оккультизмом?
Ответ: Искренне раскаиваюсь в этом тяжком грехе и обещаю приложить все усилия для того, чтобы убедить соблазненных мною оставить эти богопротивные занятия.
Вопрос: Признаешь ли, что нестандартные «способности» и «дарования», приобретенные в результате занятий оккультизмом, имеют источником сатанинскую силу, и отказываешься ли от этих «способностей»?
Ответ: Признаю, что не Податель всякого блага Бог, а падшие духи являются источником моих «сверхчеловеческих способностей». Признаю, что пользование ими есть служение сатане и аггелам его. Обещаю впредь в любых обстоятельствах не прибегать к этим «способностям».
Вопрос: Отрекись от сатаны и сатанинских занятий оккультизмом.
Ответ: Отрекаюсь от сатаны и всех дел его, и всех аггел его, и всей гордыни его, и всего служения ему посредством занятий… (здесь кающийся называет конкретный вид оккультизма, которым он занимался).
Отречение повторяется трижды.
Вопрос: Обещаешь ли не заниматься оккультизмом впредь?
Ответ: Обещаю.
Вопрос: Обещаешь ли пребывать в послушании церковному священноначалию и пастырям Русской Православной Церкви?
Ответ: Обещаю и во уверении сего лобзаю Крест и Евангелие Спасителя моего Господа Иисуса Христа. Аминь.
Кающийся целует Крест и Евангелие. Далее священник читает над ним обычную разрешительную молитву.

ИСПОВЕДЬ ОБРАЩАВШИХСЯ К УСЛУГАМ ОККУЛЬТИСТОВ
Аналогичным образом строится исповедь тех, кто целенаправленно оккультными науками не занимался, но обращался к оккультистам за помощью.
Без преувеличения можно сказать, что оккультному воздействию подверглась большая часть населения нашей страны. По крайней мере, почти каждый смотрел телепередачи с участием Кашпировского или «заряжал» воду во время сеансов Чумака. По приблизительным данным в таком крупном городе как Санкт-Петербург примерно 25% прихожан православных христианских храмов до обращения в православие прибегали к услугам оккультистов. Наиболее часто обращаются в надежде на исцеление от тех или иных недугов к экстрасенсам, целителям, представителям нетрадиционной медицины, биоэнергетикам. Обращаются также к колдунам и ворожеям для снятия «порчи и сглаза», привораживания любимых, избавления от пьянства, курения, ожирения, возвращения ушедших из семей мужей, исправления дефектов в воспитании детей. Огромное количество людей посещают выступления эстрадных колдунов и шаманов во Дворцах культуры и на стадионах, порой даже без конкретной цели, а просто из любопытства и «чтобы было лучше». Исповедь таких людей мы рекомендуем построить следующим образом. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. По принятии подобной исповеди, священник не читает разрешительную молитву, а вопрошает кающегося: Признаешь ли, что обращение к экстрасенсам, биоэнергетикам, «народным» целителям и представителям нетрадиционной медицины, гипнотизерам, кодировщикам, астрологам, колдунам, чародеям, ворожеям, бабкам, спиритам, бесконтактным массажистам, парапсихологам, а также посещение выступлений колдунов, целителей и астрологов, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием является пагубным для души и тела, приводит к углуоленному бссооощению и делает повинным тебя в смертном грехе прямого общения с демонами?
Кающийся отвечает: Признаю и раскаиваюсь в этом грехе от всего сердца.
Вопрос: Не советовал ли ближним своим и знакомым обращаться за помощью к оккультистам? Если да, то покайся в этом грехе.
Ответ: Раскаиваюсь и обещаю приложить все усилия для того, чтобы привести соблазненных моими советами к покаянию.
Вопрос: Раскаиваешься ли в приобретении, хранении, изучении и распространении литературы по оккультизму, в посещении лекций, пропаганде и распространении оккультных знаний?
Ответ: Раскаиваюсь и обещаю всю имеющуюся у меня в пользовании литературу по оккультным наукам уничтожить. Вопрос: Отрекись от сатаны и всего служения ему. Ответ: Отрекаюсь от сатаны и всех дел его, и всех аггел его, и всей гордыни его, и всего служения ему через обращение к оккультистам.
Отречение повторяется трижды.
Вопрос: Обещаешь ли впредь в любых обстоятельствах не обращаться к оккультистам?
Ответ: Обещаю и во уверении сего лобзаю Крест и Евангелие Спасителя моего Господа Иисуса Христа. Аминь.
Кающийся целует Крест и Евангелие. Далее священник читает над ним обычную разрешительную молитву.

По сообщениям информационных агентств, около 100 тысяч британцев скачали с официального сайта Национального секуляристского общества Великобритании так называемый сертификат о «раскрещивании» («Certificate of Debaptism”). При этом сертификат доступен для скачивания только в случае внесения «пожертвования» посетителем сайта.

Сайт НСО, в частности, называет данные документы о «раскрещивании» «продуктами, предназначенными для продажи жителям Великобритании, Нормандских островов и острова Мэн». Цена одного сертификата для этой категории «покупателей» составляет £3. Для лиц, проживающими за пределами Великобритании, цена выше — £5. Предусмотрены также скидки для приобретателей пакетов сертификатов: 5 таких документов стоят для граждан Великобритании и для граждан других стран 10 и 15 фунтов стерлингов соответственно.

На сайте отсутствует возможность для пользователя скачать сертификат бесплатно.

Итак, перед нами — очередной феномен западного секуляризованного общества. За возможность отречься от своей веры людям предлагается заплатить. Размер платы в данном случае значения не имеет (точнее, он имеет весьма существенное значение — для тех, кто стоит у руля всей финансово-религиозной «операции»); сумма эта с полным правом может быть названа символической. Символом чего же является эта сумма?

Сам сайт Национального секуляристского общества Великобритании отвечает на этот вопрос однозначно: приобретение сертификата о «раскрещивании» освободит его приобретателя от «пустой формальности» — крещения, которое, в свою очередь, избавляло христианина от последствий первородного греха. Вновь и вновь приходится убеждаться, что, несмотря на многовековую историю англиканства и, шире, протестантизма, основой основ для западного человека в понимании христианского вероучения остается католическая догматика. Ведь в свое время именно католичество закрепило в массовом сознании западного общества идею о том, что человечество в целом и каждый человек в отдельности несут в себе вину и ответственность за грех прародителей Адама и Евы. Не поврежденность человеческой природы, не «семя тли» — склонность ко греху, как об этом говорит Предание Вселенской Православной Церкви, а именно ответственность и вину.

А с такой постановкой вопроса по определению не согласится всякий здравомыслящий человек: если я не совершал греха, на мне нет ответственности за него. Тем более не согласится с подобным тезисом западный европеец, мировоззрение которого формировалось в рамках традиционного благоговения перед законом. Уточним: законом гражданским, светским, истоки которого — в римском праве; закон Божий для Европы перестал быть чем-то мало-мальски значимым уже давно.

Такой вот отголосок давних и, казалось бы, мало кому интересных богословских споров.

Задумаемся, однако, вот над чем. Весь стиль рекламных текстов, предлагающих любому желающему освободиться от «первобытных дремучих предрассудков» («Original Mumbo-Jumbo”), казалось бы, заставляет читателя относиться ко крещению, которое над ним когда-то было совершено, как к чему-то совершенно незначительному, как к смехотворному обряду, упоминать о котором не пристало воспитанному и образованному человеку. Тем не менее, отказ от всей этой малозначительной (в интерпретации британских атеистов) мишуры почему-то оформлен весьма серьезно: сертификат, как сказано в рекламном тексте, отпечатан на хорошей, качественной бумаге, а под текстом отречения от веры приобретатель этого «продукта» (опять же, в терминологии руководителей секуляристского общества) должен собственноручно поставить дату и подпись. К чему такая серьезность там, где, казалось бы, не о чем и говорить?

В такие моменты вспоминаются те люди, которые в ответ на вопрос о том, почему они не ходят в храм, говорят: «Бог у меня в душе». И далее приводят стандартный набор аргументов в пользу того, что для живой связи с Богом нет необходимости в участии в культовых мероприятиях, храмовой молитве, в обрядах и Таинствах. Но в таком случае справедливым должно быть и обратное утверждение: если у человека в душе Бога нет, значит, ему нет необходимости в каких бы то ни было внешних проявлениях своих убеждений, ему незачем исповедовать свои взгляды! Незачем приходить на сайт секуляристского общества (который в данном случае вполне может служить аналогом христианского храма), незачем жертвовать на свою «Церковь» — сообщество атеистов, незачем приобретать сертификаты об отказе от веры и затем, как предлагают инициаторы акции, с гордостью вывешивать эту «продукцию» у себя в офисе или дома — ведь это ни что иное как публичное исповедание своей веры!

Но именно это нынешние атеистические вожди предлагают сделать всем желающим отречься от Бога. И именно этим самым они лишний раз подтверждают основополагающий закон, заложенный в человеческую природу Самим Творцом и сформулированный в свое время великим церковным учителем III века Тертуллианом: «Душа человека по природе христианка». Это значит — в человеческой душе живет ничем не устранимое стремление к Богообщению, устремление в вечность. Человеческая душа интуитивно ищет религиозного опыта и, если не находит его, готова заменить его отсутствие каким угодно суррогатом — каким угодно, лишь бы только не ощущать внутри себя пустоту Богооставленности. Поэтому человеческой душе естественно исповедовать свою веру перед лицом других людей. Поэтому так естественно для человека проявлять свою веру в других формах. Даже когда эта вера — вера не в существование Бога, а в Его отсутствие, а формы проявления этой веры заставляют сердца окружающих не смягчаться от действия благодати, а содрогаться от ощущения близости ада.

Как ни парадоксально это может прозвучать, но акциями, подобными той, что устроило ныне британское атеистическое сообщество, современные богоборцы пусть и косвенно, но утверждают: человек не способен жить вне религиозного опыта, вне религиозных практик. Только у одних этот опыт направлен на созидание связи с Богом, а у других целью становится бегство от своего Творца.

И еще одно приходит на ум. Крылатое выражение «дьявол — обезьяна Бога» вновь получило еще одно подтверждение, и вот какого рода. Пресловутые сертификаты о «раскрещивании», которыми так бойко принялось торговать Национальное секуляристское общество Великобритании — дьявольская пародия на все те же индульгенции. Но следует признать, что дьявол в своих упражнениях с механизмами обольщения и соблазнения человека пошел дальше себя самого: если в Средние века люди платили деньги и приобретали индульгенции, пытаясь таким образом освободиться от угрызений совести за совершенные ими грехи, то сейчас предлагается заплатить не за «чистую совесть», а уже за отречение от Бога.

Иными словами, если раньше западные христиане стремились очистить свою совесть — с помощью самоуспокоения, посредством индульгенций они пытались заглушить ее голос, который, как известно, есть голос Божий в душе человека, то нынешние англикане и католики платят за то, чтобы этот голос не звучал вообще. Но, думается, как и раньше — индульгенции, так и нынешние пресловутые сертификаты о «раскрещивании» не оправдают тех надежд, которые на них возлагают их приобретатели, и эти наивные надежды оградить себя от Божественной любви не оправдаются, и голос Божий не затихнет в сердцах тех, кто не хочет его слышать.

Михаил Моисеев

***

ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ, экскоммуникация, анафема, форма церковного наказания, в результате которого член церкви временно исключается из церковного общества и лишается некоторых прав, привилегий и духовных благ. В древней церкви анафеме подвергались грешники, прежде всего еретики. В Средние века епископы время от времени отлучали друг друга, однако в основном это наказание распространялось на тех, кто находился под юрисдикцией самого архиерея. К числу самых знаменитых отлучений, имевших важные исторические последствия, относятся отлучение папой Римским патриарха Михаила Керулария (1054), императора Генриха IV (1076) и короля Генриха VIII Английского (1533).

В настоящее время Римско-католическая церковь опирается на законы об отлучениях, сформулированные в Кодексе канонического права (1918). В них различаются vitandi (тех, кого следует избегать) и tolerati (тех, кого можно терпеть). К vitandi причисляются те, кого Св. Престол отлучил индивидуально, публично и с ясной декларацией того, что их следует избегать, или те, кто поднял руку на самого папу; все прочие отлученные считаются tolerati. Отлученные обеих категорий лишаются права участвовать в церковных службах, а первые и присутствовать на них: если vitandus появится на богослужении, он должен быть изгнан либо богослужение должно быть прекращено. Все отлученные лишаются права причащаться и совершать таинства; они не могут занимать церковные должности, получать индульгенции, участвовать в выборах епископов или в богослужениях. Отлучению подвергают только за серьезные преступления, и снимается отлучение только обладающим соответствующими полномочиями архиереем через отпущение грехов, на которое раскаявшийся отлученный сохраняет право.

См. также АНАФЕМА.

В чине отречения от сатаны крещаемые подтверждают отказ от пути Смерти: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и всех дел твоих», а в чине сочетания со Христом сознательно выбирают путь Жизни: «Сочетаюсь с Тобою, Христе».

В своей работе я опиралась на писания учителей и катехетов Древней церкви, а также исследования литургистов XIX-XX вв. Были выявлены три генеральных линии, три смысловых аспекта в этом чине, а именно предкрещальное покаяние, последний экзорцизм и принесение крещальных обетов. Надо отметить, что у катехетов Древней церкви и современных исследователей эти аспекты пересекаются и являются взаимодополняющими.

Чин отречения от сатаны как итог (фиксация) предкрещального покаяния

Этап просвещения становится для катехумена временем покаяния, т.е. периодом активных перемен в жизни. На протяжении всего основного этапа оглашения катехумены проходили от одного до нескольких испытаний (в латинской традиции – scrutinium) , во время которых опрос восприемников и самих кандидатов катехизатор проверял, изменилась ли жизнь катехумена: следовал ли он заповедям, проявлял ли милость к больным, перестал ли проявлять гордость и тщеславие . Если катехумен не проходил испытания, то он не допускался к продолжению оглашения. Scrutinium были необходимыми ступенями на пути к итоговому испытанию – чину отречения от сатаны и сочетания со Христом. Чин отречения от сатаны должен был зафиксировать уже происшедшее изменение жизни и ума крещаемого: «Когда же приблизиться время крестить оглашенного, пусть научат его тому, что касается отречения от дьявола и сочетания со Христом. Ибо он должен воздерживаться от противного, а к таинствам приступать тогда, когда наперед очистит сердце свое от всякого злообычая, нечистоты и порока; тогда только он должен приступать к святыне» .

Слова формулы отречения выражали суть происходящего покаяния. Только при осознанном отречении от сатаны и всех дел его отречение обретает силу, а не превращается в магическую формулу. Именно поэтому катехеты и учители церкви много времени уделяли разъяснению оглашаемым возможных форм и существа идолослужения. Все языческие обряды воспринимались христианами как поклонение дьяволу, поэтому отречение от языческого культа было отречением от дьявола.

Во время чина отречения от сатаны крещаемые стояли босые, нагие или одетые в «хитон кающихся», женщины должны были расплести волосы и снять украшения. Стояние во вретище известно как «обряд Cilicium» (лат. – рубашки). Этот обряд имел двойной смысл: стояние в грубой одежде напоминало крещаемому о его собственных грехах и грехах его предков и способствовало печали о грехах и раскаянию; также вретище являлось образом «кожаных одежд», которые были даны Адаму после грехопадения и изгнания его из рая. В Антиохии отречение от сатаны произносили стоя на коленях с воздетыми руками.

Говоря о современной жизни, протопр. Александр Шмеман с горечью отмечал, что христиане «не замечают явного идолопоклонства, пронизывающего идеи и ценности сегодняшней жизни и формирующего, определяющего и порабощающего их жизнь, в гораздо большей степени, чем открытое идолопоклонство древнего язычества» . По мнению о. Александра, отречение от сатаны не означает отвержение некоего мифического существа, в существование которого никто не верит, отречься от сатаны значит «отвергнуть целое мировоззрение, сотканное из гордыни и самоутверждения, из той гордыни, которая похитила человека у Бога и погрузила его во тьму, смерть и ад» .

Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом имеет два аспекта: негативный – отречение – и позитивный – сочетание. Сочетание со Христом –»божественное стремление двигаться, пойти за Христом» . «Выметенный и убранный» дом (Мф 12:44) необходимо наполнить новым содержанием жизни. Возвращение к Богу-Отцу, преодоление разрыва, отпадения от Бога всегда несет в себе аспект новой жизни с Богом во Христе.

Таким образом, чин отречения от сатаны и сочетания со Христом был финальным испытанием готовности катехумена к крещению. Покаянная одежда крещаемых или их нагота, поза с воздетыми руками, стояние на коленях, призваны были выражать происшедшее предкрещальное покаяние, а также помогали катехуменам сделать покаянное усилие. В формуле отречения от сатаны содержалась квинтэссенция наставлений учителей и катехетов о смысле приносимого Богу покаяния. В чине сочетания со Христом нашла свое выражение необходимая составляющая происшедшего покаяния – обещание Богу новой жизни со Христом.

Чин отречения от сатаны как завершающий этап экзорцизмов
На протяжении основного этапа оглашения в период интенсивной подготовки к крещению над просвещаемыми читались запрещения на дьявола – экзорцизмы.

А.И. Алмазов в «Истории чинопоследований крещения и миропомазания» пишет о тесной связи между экзорцизмами и чином отречения и сочетания. Как экзорцизмы имеют своей целью изгнание демонов, так и сущностью чина отречения от сатаны и сочетания со Христом является «освобождение от власти дьявола» .

Мотив избавления катехумена от влияния чуждых духов и очищения проходит сквозь все оглашение, имея своим логическим завершением вопросы и ответы в предкрещальном чине отречения от сатаны и сочетания со Христом .

Дуновение в чине отречения носит характер экзорцизма, поскольку человек избавляется от чуждого духа тем, что выдыхает его из себя. Греческое слово εμφυσημα (дуновение) у свт. Кирилла Иерусалимского используется при описании экзорцизмов: «…и одно дуновение (εμφυσημα) заклинающего бывает огнем для сих невидимых врагов» . Однокоренное слово εμφυσησατε (дуньте) используется и в чине отречения от сатаны, когда архиепископ призывает крещаемых дунуть на сатану .

В «Апостольском предании» экзорцизмы совершаются каждый день и их интенсивность нарастает к концу этапа просвещения. Завершающий экзорцизм совершался епископом, который должен был засвидетельствовать чистоту катехумена от чуждых духов. Если катехумен не проходил испытание, это означало, что он «не слушал Слово с верой, ибо невозможно, чтобы чужой укрывался всегда» .

В Иерусалиме крещаемые отрекались от сатаны, стоя в темном коридоре перед баптистерием экзорцистерии. Само название – «экзорцистериум» – напрямую связано с экзорцизмом, либо с ежедневными, либо с последним экзорцизмом – отречением от сатаны.

Крайне важным представляется личное обращение ко Христу и сатане. И у свт. Иоанна Златоуста, и в «Апостольском предании» слова отречения обращены напрямую к сатане: «Отрекаюсь от тебя, сатана», а слова сочетания напрямую ко Христу: «Сочетаюсь с Тобой, Христе». Обращение напрямую к сатане встречается лишь в запрещениях – экзорцизмах и в чине отречения от сатаны. Личное обращение крещаемого к сатане свидетельствовало о личном характере духовной брани. «Христос ставит вас против него, чтобы, отвергнув его и дунув на него, вы начали борьбу против него» . К сожалению, в современном чине крещения отречение от сатаны лишено личного обращения и произносится по отношению к третьему лицу, священнослужитель спрашивает: «Отрекаешься ли ты от сатаны?», а крещаемый отвечает: «Отрекаюсь» .

В «Апостольском предании» после отречения от сатаны пресвитер помазывал крещаемого елеем заклинания (экзорцизма), говоря ему: «Всякий дух да удалится от тебя». Помазание елеем катехеты и мистагоги Древней церкви сравнивали с умащением борца перед поединком , т.к. намасленного борца труднее ухватить, его тело выскальзывает из рук противника. Когда крещаемый отрекся от сатаны, он должен быть готовым к тяжелой борьбе с ним. Но катехумен ведет борьбу с сатаной, с духами зла внутри себя и в мире не своей силой, его Защитником выступает Христос.

Таким образом, чин отречения от сатаны связан с экзорцизмами и представляет из себя последний очистительный акт, завершающий весь процесс подготовки к крещению. И в экзорцизме и в чине отречения присутствовало личное обращение к сатане: оно свидетельствует о прямой духовной брани, которую в одном случае ведет экзорцист (катехизатор и на завершающем этапе епископ), в другом – сам крещаемый. В помощь и для укрепления крещаемого после отречения о сатаны совершалось помазание елеем экзорцизма. Акт очистительного дуновения, изгоняющего чуждого духа, встречается как в экзорцизмах, так и в чине отречения от сатаны. То, что в экзорцизмах было действием экзорциста при молитвенном участии катехумена, в чине отречения от сатаны совершает сам крещаемый, сердце которого уже очищено и подготовлено к принятию Христа. Т.е. чин отречения от сатаны является экзорцизмом, который совершает сам крещаемый.

Принесение крещальных обетов в чине отречения от сатаны и сочетания со Христом

Крещальные обеты являются частью чина отречения от сатаны и сочетания со Христом и содержат в себе «положительную составляющую» – обещание крещаемого Богу сочетаться, т.е. жить, со Христом, которое было впоследствии дополнено исповеданием веры во Христа как в Царя и Бога и поклонением Ему.

Хотя III в. не дает свидетельств о разработанном чине сочетания со Христом, тем не менее крещальные обеты зафиксированы у Тертуллиана, Амвросия Медиоланского, Киприана Карфагенского. Чин сочетания со Христом может быть выражен и в форме исповедания веры в Отца и Сына и Святого Духа и в единое крещение покаяния, после которого совершалось водное крещение. В Медиоланской крещальной практике не было слов сочетания Христу, чин сочетания заключался в повороте крещаемого на восток, «лицом ко Христу», после отречения от сатаны. Но слов отречения от сатаны и простого поворота было достаточно для заключения договора с Богом.

Истоки сочетания со Христом можно увидеть в воинской присяге, которую римские легионеры приносили не империи, а императору лично, и тем самым устанавливалась личная связь между императором и солдатами . В современной православной литургической практике в чине сочетания со Христом крещаемый должен признать во Христе своего Царя и Бога: «Верую в Него как Царя и Бога» .

Елеопомазание имело также и аллюзии воинской присяги. В древности воинам наносили на лоб знак господина, которому те служили . Так и крещаемые еще до водного крещения становились воинами Христа и носили на лбу печать Того, Кому обещают служить. В 15-й молитве Евхология Серапиона Тмуитского говорится о том, что после помазания елеем, очищении в крещение и обновления Святым Духом крещаемые «обретут силу, чтобы побеждать» .

В современном чинопоследовании таинства крещения елеопомазание несет в себе иной смысл: священнослужитель помазывает крещаемого «для исцеления души и тела», «для слышания веры», чтобы ходил «путями заповедей Твоих» . Таким образом, акцент с духовной борьбы, объявления войны и зачисления в воины Христовы переносится на исцеление душевное и телесное и соблюдение заповедей.

Свт. Иоанн Златоуст сравнивает крещальные обеты с договором при покупке рабов: «Как мы, покупая рабов, наперед спрашиваем самих продаваемых, желают ли они служить нам, – так делает и Христос: намереваясь принять тебя в служение, Он наперед спрашивает, желаешь ли оставить того свирепого и жестокого тирана, и принимает от тебя договорные условия, потому что власть Его не соединена с принуждением» . Но Христос еще до нашего согласия уже заплатил цену за каждого, оставляя человеку право выбора, кому служить. «И однако не принуждает тех, которые не хотят служить Ему; если не угодно тебе, говорит Он, <…> Я не принуждаю и не заставляю» . «Он не требует от нас ни свидетелей, ни рукописаний, но довольствуется одним изречением, и если ты скажешь от души: отрицаюся тебе, сатана, и гордыни твоея, то Он получил все» .

Важно отметить, что «договор» заключался до совершения водного крещения. Обеты, произносимые катехуменами перед крещальной купелью, как и само крещение, не даровали спасения только в силу их принесения, необходимо было соблюдать данные обещания. «Все, сказанное тобою, наипаче в сей страшный час, написано в Божиих книгах. Итак, если ты сему что либо противное сделаешь, как преступник, осужден будешь» . Свт. Златоуст предупреждает христиан не быть беспечными и сохранить обещания, данные Христу при крещении, поскольку их нарушение необратимо: «ибо не бывает второго креста, ни второго отпущения в купели возрождения» . Тертуллиан пишет, что «нарушить обещание наше – то же самое, что отменить крещение» .

Интересна точка зрения на крещальные обеты другого ученного – Х. Бухингера. Он исследует ранние сирийские источники («Деяния Фомы», сирийскую «Дидаскалию», «Историю Иоанна, сына Заведеева») и отмечает, что в них «нет и следов отречения от дьявола» . Собственно отречение от сатаны требовалось только от жрецов языческого культа и не было связано непосредственно с таинством крещения. Тогда как в сирийской «Дидаскалии» (III в.) есть намеки на некий род оглашения и засвидетельствовано подобие чина соединения со Христом (или Троицей), который совершался в начале оглашения в форме исповедания веры . Таким образом, Х. Бухингер предполагает, что изначально в сирийской традиции существовал начаток чина сочетания со Христом, а именно исповедание веры, которое совершалось перед началом оглашения. Затем чин сочетания со Христом переместился в конец оглашения и был дополнен чином отречения от сатаны. Это предположение подкрепляется тем, что, по мнению Х. Бухингера, в раннесирийской традиции положительным аспектом крещения считалось усыновление Богом, возрождение, дар Духа Святого, помазание в пророческое и царское священство. И эти «положительные» акценты превалируют над «отрицательными, разъединяющими аспектами» крещения , хотя обращение и оставление грехов в чине сохраняются. Отметим, что такое предположение ученого – одна из гипотез.

Таким образом, чины отречения от сатаны и сочетания со Христом являются главными обетами, приносимым Богу в таинстве Крещения. Еще раз подчеркнем, что катехумены приносят крещальные обеты до совершения водного крещения. Нарушение принесенных обетов означает разрыв отношений со Христом, вплоть до отмены крещения.

Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом генетически связан с предкрещальным покаянием, освобождением от власти «князя мира сего». Чин отречения от сатаны, напрямую связанный с запрещениями на дьявола, становится последним экзорцизмом, совершаемым самим крещаемым. Отречение от сатаны должно было засвидетельствовать очищение крещаемого от чуждого духа и готовность принять Христа. Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом можно рассматривать как главные крещальные обеты, приносимые до принятия водного крещения. Важным аспектом чина представляется личное обращение ко Христу: «Сочетаюсь с Тобой, Христе» и личный вызов сатане: «Отрекаюсь от тебя, сатана», которые утрачены в современном чинопоследовании. Отречение от прежней греховной жизни, отказ быть рабом «князю мира сего» суть непременные условия крещения. Чин сочетания со Христом отражает сущность христианского крещения, стремление следовать за Христом, признав его своим единственным Богом и Царем. Возрождение святоотеческой катехизации позволит вернуть чину отречения от сатаны и сочетания со Христом ключевое место в таинстве просвещения.

Бывший мусульманин родом из Чечни рассказал о том, как стал атеистом и научился скрывать ото всех свои истинные взгляды на ислам. Своей историей он поделился на Pikabu под ником Unf0rg1ven.

По его словам, основная сложность кроется в том, что ему по-прежнему приходится быть в обществе людей с противоположными взглядами. В частности, когда речь идет о религии, спорить невозможно, так как она догматична.

«Когда ты каждый день видишь весь этот идиотизм, твоя чаша терпения начинает потихоньку кипеть. Тебе хочется пробить лицо фейспалмом, хочется прокричать в лицо о нелогичности и кретинизме происходящего», — пишет автор, добавив, что разработал свод правил, помогающих ему «не срываться» в таких ситуациях.

В первую очередь, считает пользователь, необходимо держаться подальше от обсуждения религии в любом контексте. Если в ходе беседы эта тема все-таки затрагивается, можно попытаться направить ее, например, в философское русло, рассматривая веру с точки зрения науки.

Кроме того, ни в коем случае не стоит спорить по поводу религиозных предписаний. «Это может быть опасно, потому что в пылу эмоций ты не всегда контролируешь себя, и две твои личности (настоящая и ложная) порой сплетаются, и ты начинаешь говорить искренне то, что ты думаешь», — пояснил чеченец.

Также он подчеркнул, что после выхода из ислама полезно изучить вопрос религии «с точки зрения науки и антитеистов», пообщаться с другими бывшими мусульманами и минимизировать походы в мечеть.

Наконец, пользователь посоветовал чаще выговариваться, например, в личном дневнике или в беседе с виртуальным знакомым. «Можно написать о недавних событиях, связанных с религией, можно повозмущаться и позлиться, не рискуя при этом быть прибитым или убитым», — подытожил он, посоветовав напоследок подписчикам «держаться подальше от религии, особенно ислама».

Автор поста также отметил, что, например, в отличие от Татарстана, в Чечне не представляется возможным открыто объявить себя немусульманином: от такого человека, по его словам, либо все отвернутся — в том числе самые близкие родственники и друзья, либо он станет изгоем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *