Составных частей в намазе тринадцать, ими являются:
1) Намерение; 2) Вступительный такбир; 3) Стояние; 4) Чтение «аль-Фатихи»; 5) Поясной поклон; 6) Выпрямление; 7) Два земных поклона; 8) Сидение между земными поклонами; 9) Чтение последнего ташаhhуда; 10) Чтение салавата после последнего ташаhhуда; 11) Сидение во время чтения последнего ташаhhуда и салавата; 12) Первый салям; 13) Последовательность.
Совершение всех составных частей является обязательным, и намаз нарушается, если пропустить или же совершить неправильно хотя бы один из них.
Далее мы более подробно расскажем о них.
Намерение
Основой этому служит аят Корана:
قوله تعالى: (وما أمروا إلا ليعبدوا الله مخلصين له الدّين) البيّنة: ٥
Смысл: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаhу, служа ему искренне…». Сказал Маъварди, что под искренностью имеется в виду намерение.
Также хадис:
عن عمر بن الخطاب رضي الله عنه: أن النبي ﷺ قال: «إنما الأعمال بالنيّات، وإنما لكلّ امرئ ما نوى» رواه البخاري ومسلم
От ‘Умар бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллаh, передается что, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Поистине, дела принимаются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести».
Намерение обязательно делается сердцем, вне зависимости от того, является намаз обязательным или желательным. Намерение делается с началом произношения вступительного такбира и до его завершения. В противном случае, если просто выговорить намерение, не сделав его сердцем, или же сделать сердцем, но не во время вступительного такбира, намаз не будет действительным.
В намерении обязательного намаза условием является:
— Намереваться совершить намаз;
— Указать какой из пяти намазов совершается (например, обеденный или вечерний);
— Подчеркнуть, что намаз является обязательным.
Вне зависимости от того, является ли этот намаз коллективной обязанностью (фард кифая), назром (обетом) или джаназа-намазом. Это касается и намазов несовершеннолетних, по мнению Ибну Хаджара. Имам Рамли же считает, что не обязательно несовершеннолетнему в намерении указывать, что намаз является обязательным. Можно последовать за любым из двух мнений.
И, таким образом, минимальным достаточным для обязательного намаза намерением будет, например:
«Я намерился совершить обязательный обеденный намаз».
Сунной является вдобавок к обязательным условиям:
— Указать, что «ради Всевышнего Аллаhа»;
— Подчеркнуть, своевременный это намаз или возмещаемый;
Если получится так, что сделали намерение для своевременного намаза как для возмещаемого, или же наоборот, и для этого была уважительная причина, например, совершающий намаз, сделал намерение как «возмещаемый», предположив, что время намаза прошло и после этого оказалось, что время не прошло, или наоборот, то такой намаз будет засчитан, кроме тех случаев, когда человек специально для своевременного намаза делает намерение как для возмещаемого, или наоборот, ибо такой намаз будет не действителен.
— Указать, что он совершает намаз, повернувшись в сторону Киблы;
— Указать количество рака‘атов;
— Произносить намерение до вступительного такбира;
Ибо произнесение намерения языком облегчает сосредоточение в намерении сердцем, и это будет защитой от васвасов (наущений шайтана).
Таким образом, совершенным намерением для обязательного намаза будет, например: «Я намерился совершить своевременный обязательный четырехрака‘атный обеденный намаз, повернувшись в сторону Киблы, ради Всевышнего Аллаhа».
Для намерения на суннат-намазы, у которых есть определенное время или причина, условием является:
— Намереваться совершить намаз;
— Указать, какой намаз совершается.
Например, если зуха, нужно указать, что совершаете именно зуха-намаз. При совершение ратибатов до и после обязательных намазов также обязательно указать, каким из них он является. Например, если совершается ратибат перед обеденным намазом, обязательно указать в намерении, что совершается суннат-намаз ратибат перед обеденным намазом. Исключением являются ратибаты утреннего и предзакатнего намазов, т.е., совершая ратибаты этих намазов не обязательно указывать в намерение до или после, так как у утреннего и предзакатнего намазов нет ратибатов после.
Пример минимального достаточного для суннат-намаза намерения: «Я намерился совершить зуха-намаз», или: «Я намерился совершить ратибат-намаз перед обеденным намазом».
Суннаты для намерения во время совершения желательных намазов те же, что и для обязательных.
Пример совершенного намерения для суннат-намазов, которые мы привели выше:
«Я намерился совершить своевременный двухрака‘атный зуха-намаз, повернувшись в сторону Киблы, ради Всевышнего Аллаhа».
В желательных намазах не является условием подчеркивать, что это суннат.
В намерении для суннат-намазов мутлак условием является намерение совершить просто намаз.
Минимальный достаточный вид намерения для этого намаза: «Я намерился совершить намаз».
Прочитать про «Такбират-уль ихрам»
«Минhаджу-т-Талибин» с.96.
Хоть и «стояние» упоминается третьим, на самом же деле оно должно быть первым, так как «намерение» и «табиратуль ихрам» обязательно произносить стоя.
Тоже самое и здесь, хоть ее и упомянули в книгах после «последнего ташаhhуда» и «салавата», на самом же деле оно обязательно быть до чтения «ташаhhуда» и «салавата», так как их обязательно читать сидя.
«Аль-Байинат», аят 5.
«Мугн-иль Мухтадж» 229/1.
Аль-Бухари 3/1, Муслим 53/13.
Т.е. обязательным условием. Если пропустить хоть один, намерение не засчитывается, следовательно, и сам намаз.
Непременное подчеркивание, что намаз обязательный.
«Тухфат-уль Мухтадж» 180/1.
«Ниhаят-уль Мухтадж» 528/1.
Намерение делается в прошедшем времени.
«Мугн-иль Мухтадж» 231/1.
«И‘анату-т-Талибин» 148-152/1.
Суннат-намазы: зуха; ратибаты; праздничные намазы «‘Идуль-Акбар» и «‘Идуль-Адха»; Таравих; Витр.
Суннат-намазы: Затмения солнца и луны; Прощения дождя.
Исключением являются суннат-намазы: при вхождении в мечеть (тахийят), при завершении омовения; истихара; суннат намаз ихрама и тавафа; при отправлении в сафар и возвращении оттуда; для исполнения желания; аввабин, т.е. не обязательно указывать какой это намаз, а достаточно просто намериться совершить намаз («Фатх-уль ‘Аллям» 179/2).
«Минhаджу-т-Талибин» с. 35.
Намазы-мутлак совершаются как обычные, для них нет специального правила, времени, места, причины совершения, их можно совершить в любое время, кроме периодов, когда совершение суннат-намаза является нежелательным.
Азкары – молитвы, читаемые после намаза
По окончании намаза желательно (сунна), оставаясь в положении сидя, поминать Аллаха (совершать зикр, мн. ч. – азкар), читая молитвы. Приведем некоторые из молитв (азкаров), читаемых после намаза.
1. اَللهُ اَكْبَرُ وَ لِلهِ الْحَمْدُ
«Аллаhу акбар ва лилляhиль-хамд»
«Аллах превелик, и Аллаху вся хвала»
2. أَسْتَغْفِرُ اللهْ
«Астагфируллаh» – 3 раза
«Прошу прощения у Аллаха»
Произнеся «Астагфируллаh», ладонью правой руки проводят по лбу
3. أَسْتَغْفِرُ اللهَ الْعَظيمَ الَّذي لآ إِلهَ إِلاّ هُوَ الْحَيَّ الْقَيُّومَ وَأَتُوبُ إِلَيْهِ
«Астагфируллаhаль-‘азыма-ллязи ля иляhа илля hуваль-хаййяль-каййюма ва атубу иляйhи» — 3 раза
«Прошу прощения у Аллаха Великого, нет ничего достойного поклонения кроме Него, Живого, Вечного, и к Нему я обращаюсь с покаянием»
4. اَللّهُمَّ أَنْتَ السَّلامُ وَمِنْكَ السَّلامُ تَبارَكْتَ وَتَعالَيْتَ يا ذَا الْجَلالِ وَالْإِكْرامِ
«Аллаhумма анта-ссаляму ва минка-ссаляму табаракта ва та‘аляйта, я заль-джаляли валь-икрам»
«О Аллах! Ты есть Салам (Салам – Наделяющий Свои творения миром и благополучием; Тот, сущности которого не присущи недостатки, временность, исчезновение), и от Тебя исходит салам (благополучие, мир, сохранность от невзгод). Умножилась Твоя благодать, о Обладатель величия и почета»
5. اَللّهُمَّ أَعِنّي عَلى دَوامِ ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبادَتِكَ
«Аллаhумма а‘инни ‘аля давами зикрика ва щукрика ва хусни ‘ибадатик»
«О Аллах, помоги мне постоянно поминать Тебя, благодарить Тебя и хорошо служить Тебе»
6. لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ. لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلى كُلِّ شَيْءٍ قَديرٌ
«Ля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ляhуль-мульку ва ляhуль-хамду ва hува ‘аля кулли шайъин кадир»
«Нет бога кроме Аллаха, Единственного, не имеющего сотоварища, Ему принадлежит царствие (все владения, все сущее), и Ему хвала, и Он всемогущ»
После утреннего и вечернего намаза эту молитву произносят по 10 раз в следующей форме: «Ля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ля-hуль-мульку ва ляhуль-хамду юхйи ва юмиту ва hува ‘аля кулли шайъин кадир», — то есть с добавлением: يُحْيي وَيُميتُ «…юхйи ва юмиту…», что означает: «Аллах оживляет и умерщвляет»
«Аллаhумма ля мани‘а лима а‘тайта ва ля му‘тия лима мана‘та, ва ля радда лима казайта, ва ля янфа‘у заль-джадди минкаль-джадду ля хавля ва ля куввата илля билляh»
«О Аллах, никто не воспрепятствует тому, что Ты даешь, и никто не даст того, чему Ты воспрепятствуешь, и нет возврата тому, что Ты решил, и нет пользы от стараний, (ибо) старания только от Тебя, нет силы и могущества, чтобы удержаться от ослушания Богу и совершать богослужение, кроме как от Аллаха»
8.Сура «Аль-Фатиха»
9. Аят «Аль-Курси»
10. Сура «Аль-Ихляс» – 3 раза
11. Сура «Аль-Фаляк»
12. Сура «Ан-Нас»
13. سُبْحانَ اللهِ
«Субханаллаh» (33 раза)
«Пречист Аллах от всяких недостатков»
14. اَلْحَمْدُ لِلهِ
«Альхамду лилляh» (33 раза)
«Хвала Аллаху»
15. اَللهُ اَكْبَرُ
«Аллаhу акбар» (34 раза)
«Аллах велик»
16. Еще раз читают молитву, приведенную в пункте 6
17. لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ
«Ля иляhа илляллаh» (10 раз)
«Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха»
18. اَللّهُمَّ صَلِّ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَسَلِّمْ
«Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммадив-ва ‘аля али саййидина Мухаммадив-ва-саллим» (10 раз)
«О Аллах, благослови нашего господина Мухаммада и семью нашего господина Мухаммада»
И после азкаров, вытянув руки вперед, читают дуа (мольба, обращенная к Аллаху) о принятии намазов, молитв, других форм богослужения, о прощении грехов, о милости Аллаха для себя, своих родных и близких и всех уверовавших – для живых и для покойных, ибо после обязательного намаза увеличивается шанс принятия Всевышним нашей мольбы.
Есть и другие варианты славословий, читаемых после намаза.
Транскрипция
В статье дана транскрипция арабских звуков с использованием знаков транскрипции, принятых в востоковедении, кроме четырех букв: هه обозначена знаком «h»; ض обозначена знаком «з»; و обозначена знаком «в»; ء обозначена знаком «ъ»
Donal Husni / EyeEm
Вопрос от Муниры:
Расскажите, как правильно делать тасбихат после намаза?
Ответ:
После завершения фард-намаза читается: «Аллахумма антас-салям ва минкя салям табаракта йа заль-джаляли валь-икрам». После завершения последней сунны в порядке очередности читается следующее:
«Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар. Ва ля хпуля ва ля куввата илля билляхиль-алиййиль-азым. Маша Аллаху кэнэ ва мэ лям йаша лям якун».
Значение: «Пречист Алла и бесконечно далек Он от любых недостатков. Вся хвала принадлежит Аллаху. Нет другого истинного Бога, кроме Аллаха и Аллах Велик. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха».
После этого читается аят аль-Курси:
«Бисмилляхир-рахманир-рахим. Аллаху ля иляха илля хуваль-хаййуль-каййум. Ля та-хузуху синатун ва ля навм, ляху ма фис-самавати валь-ард, ман заллязи йашфау индаху илля биизних. Йаляму ма бейна айдихим ва ма хальфахум ва ля йухытуна би шайин мин ильмихи илля би ма шаа`а. Васиа курсиййухус-самавати валь-ард, ва ля йаудуху хифзухума ва хуваль-алиййуль-азым».
Значение: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий» (аль-Бакара 2/255).
После этого 33 раза произносится – «Субханаллах» (Аллах пречист и бесконечно далек от любых недостатков).
33 раза – «Альхамдулиллях» (Хвала Аллаху).
33 раза – «Аллаху Акбар» (Аллах самый Великий).
После этих тасбихов произносится:
«Ля иляха илляллаху вахдаху ля шарикя ляху, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду, юхий ва юмиит ва Хува Хайюль ля ямууту. Биядихиль Хайру ва хува аля кулии шайин кадир».
Значение: «Нет другого истинного Бога, кроме Аллаха. Единственного, не имеющего сотоварищей. Вся власть и вся хвала принадлежат Ему, и Он способен на всякую вещь».